Научная статья на тему 'Трансформационные процессы в социальной инфраструктуре дальневосточного села в период перестройки (на примере юга региона)'

Трансформационные процессы в социальной инфраструктуре дальневосточного села в период перестройки (на примере юга региона) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
143
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Корякина Елена Викторовна

В статье дана оценка преобразованиям социальной инфраструктуры дальневосточного села в период с середины 1980-х до начала 1990-х годов ХХ века на примере Амурской области, Хабаровского и Приморского краев в сравнительной характеристике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформационные процессы в социальной инфраструктуре дальневосточного села в период перестройки (на примере юга региона)»

тостью влияниям, идущим от центра России, оптимизмом и жизнелюбием могут стать тем духовным основанием, которое позволит успешно осуществить задачи модернизации.

Дальний Восток территориально близок к регионам, которые динамично развиваются и выглядят привлекательно для разного рода контактов (политических, экономических, торговых, туристических и т.п.). Непосредственное знакомство с достижениями стран АТР не имеет той травмирующей силы, какую производили на советских людей впечатления от знакомства с повседневной жизнью жителей процветающих стран Запада. Специфика восточной культуры и контрасты в уровне жизни разных групп населения не позволяют напрямую сравнивать образ жизни россиян и жителей этих стран. Вместе с тем у дальневосточников еще не сформирована культура межнациональных контактов, поскольку до недавнего времени их практически не было. Нужна взвешен-

ная государственная политика, направленная на упрощение условий достижения контактов россиян внутри АТР и со странами Америки: получение виз, разработка прямых авиационных, железнодорожных, водных, а в перспективе и автотранспортных маршрутов. А в дальневосточной культуре должно оформиться правильное отношение к этим контактам, умение различать перспективные для региона отрасли взаимодействия, понимание проблем, которые могут возникать при несходстве культурных традиций и ориентиров. Пока же в качестве положительного момента можно отметить, что контакты с иностранцами стали толчком к становлению не просто российского, а дальневосточного патриотизма: восторженные отзывы о богатствах нашего края (природноклиматических, ресурсных, человеческих и т.п.) побуждают взглянуть на имеющиеся обстоятельства иными глазами.

УДК 1:378. 147.

Корякина Е.В., ДальГАУ

ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО СЕЛА В ПЕРИОД ПЕРЕСТРОЙКИ (НА ПРИМЕРЕ ЮГА РЕГИОНА)

В статье дана оценка преобразованиям социальной инфраструктуры дальневосточного села в период с середины 1980-х до начала 1990-х годов ХХ века на примере Амурской области, Хабаровского и Приморского краев в сравнительной характеристике.

Отечественная историческая школа, исследуя социально-экономическое состояние современного российского села, особо отмечает значимость переломных эпох, к которым можно отнести перестройку.

Дальний Восток всегда имел свою логику развития. К началу 90-х годов ХХ века регион занимал площадь 6215,9 тыс. кв. км, при этом численность населения к 1989 году составила 7,9 млн. чел., достигнув максимума в 1991г. - 8057 чел. Плотность населения традиционно была достаточно мала: всего 1,3 чел. на квадратный километр по сравнению с 8,7 чел.

по России. Больше половины населения (65%) проживало в южной части дальневосточного края, занимающей 21,8% его территории. Несмотря на северные и восточные коэффициенты, льготы и сравнительно высокую заработную плату (сложившаяся среднемесячная зарплата дальневосточников в 1988 году составила 219 р., то есть была на 50% выше, чем в целом по стране, а в 1990-1991 гг. произошло ее увеличение в 1,47 раза в сравнении со среднероссийской) [17], повседневные условия жизни на территории края в силу угнетающих природноклиматических факторов оставались тя-

142

Научное обеспечение АПК: Общественные науки

желыми [6] и не компенсировали повышенные затраты на проживание здесь. Отправной точкой перестроечных преобразований можно считать 1986 год, когда началась реализация Долговременной государственной программы развития Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2000 года (хотя официальное утверждение документа приходится на 1987 год) [15]. Предполагалось за счет увеличения в два раза объема капитальных вложений в регион сформировать высокоэффективный хозяйственный комплекс, способный развиваться прежде всего за счет собственных ресурсов. Данная программа давала возможность выровнять социальные стандарты Дальнего Востока по отношению к другим территориям страны[20]. Но уже к началу 90-х годов стала наблюдаться ситуация, при которой в одно мгновение сравнительные преимущества региона в российской экономике были утрачены, а минусы его хозяйственной отраслевой структуры усугублены. Среди целого ряда отличий Дальнего Востока от других районов страны можно назвать более низкий по сравнению с западными регионами страны уровень развития социальной инфраструктуры, ее специфичность и неравномерность, особенно в сельской местности.

Понятием «социальная инфраструктура» определяют комплекс отраслей народного хозяйства, оказывающих населению различного рода услуги, которые обеспечивают удовлетворение физических, духовных и общественных потребностей, условия для жизни, труда и всестороннего развития человека. В ее состав входят: народное образование и культура, здравоохранение, физическая культура и спорт, ЖКХ, торговля и общественное питание, бытовое и дорожнотранспортное обслуживание, связь и т.п. Объектами материально-технической базы этих отраслей являются жилые дома, школы, детские сады и ясли, больницы, амбулатории, торговые центры и магазины, клубы и культурные комплексы, спортсооружения, комплексные прием-

ные пункты, дома быта и другие объекты, а также благоустройство улиц (асфальтирование, озеленение). Именно они определяют внешний вид сельского населенного пункта. С социальной инфраструктурой связана вся жизнедеятельность человека, в том числе и производственный быт. Результат деятельности отраслей социальной инфраструктуры проявляется в уровне общего и профессионального образования, культуры, здоровья, физического развития человека, в общей продолжительности жизни, величине свободного времени и структуре его использования. Уровень и динамика производительности общественного труда, темпы и объемы производства есть выражение аккумуляции роли социальной инфраструктуры. Особенностью социальной инфраструктуры в условиях социализма являлось предоставление населению в бесплатной форме более половины услуг за счет общественных фондов потребления [5]. Кроме этого, политика равнения села на город и в 80-е годы оставалась программной задачей КПСС. Большинство ее понимали упрощенно, как создание идентичных условий жизни в городе и на селе. Однако социально переустроить село не означало превратить его в точную копию города. Данный процесс должен был ориентирован на создание качественно равных условий жизни в городе и на селе при сохранении разницы в их конкретных формах. Об этом говорили исследователи социальной жизни деревни (Бондаренко Л.В., Заславская Т.И. и др.), указывая на то, что различия будут присутствовать всегда в соответствии с отраслевыми особенностями сельского хозяйства и других участков производственной сферы села, спецификой расселения. Возможность удовлетворения потребностей в инфраструктурной сфере оказывает влияние и на миграционную подвижность [18]. К числу наиболее важных потребностей относится жилье и обеспеченность предметами потребления. Жилищный фонд села к середине 80-х годов превышал 1,5 млрд. м2 общей (полезной) площади, что составляло 37%

143

Научное обеспечение АПК: Общественные науки

всего жилищного фонда страны [3]. Одновременно выбывший по изношенности жилищный фонд в РСФСР в 1986 году составил 3,5 млн. м2, или 20% от объема нового строительства на селе [3, С. 10]. На 12-ю пятилетку по плану был намечен ввод в действие жилых домов в сельской местности общей площадью 208 млн. м2 -самый большой за последние 25 лет. Предусматривалось к 1990 году достичь средней обеспеченности сельского жителя общей площадью на уровне 16,3 м2 [4]. Для работников АПК и членов их семей по РСФСР в 1989 году были построены жилые дома общей площадью 16,0 млн.м , дошкольных учреждений на 97 тыс. мест, но эти цифры оказались на 4 и 13% меньше, чем в предыдущем году [21]. одного жителя Дальнего Востока, по данным за 1987 год, приходилось 13,1 м2 полезной площади (в РСФСР - 15,5 м2). Регион имел хуже, чем в республике уровень благоустройства обобществленного жилого фонда, особенно в сельской местности. Так, если городской жилищный фонд ДВ в к. 80-х гг. был оборудован водопроводом на 88% (в РСФСР - 93%), то сельский только на 31% и 43%. Обеспеченность газом соответственно составляла 29 и 73% в городской местности и 41 и 75% для села [22]. Еще в 1986 - 1988 годах Госстроем СССР, Госпланом СССР, Госкомтрудом СССР, Стройбанком СССР, Жилкомколхозом РСФСР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ был принят целый ряд постановлений, устанавливающих льготные ставки кредитования членов сельских ЖСК, МЖК, ссуды индивидуальным застройщикам, в том числе на реконструкцию, капитальный ремонт, на подключение к инженерным сетям и т.п. Но, как было отмечено на июньском 1987 года Пленуме ЦК КПСС, несмотря на введение в 1986-1987 годах в сельской местности в действие 78,2 млн. м2 общей площади жилых домов, коренного перелома в решении данной проблемы не произошло. В 1991 году объемы жилищного строительства на Дальнем Востоке сократились на 21,8% по сравнению с предыдущим годом. Регион на протяже-

нии с 1980 по 1992 год имел самую низкую в России обеспеченность жилищными фондами. К началу рыночных преобразований в улучшении жилищных условий в Приморье нуждалась каждая четвертая семья (по России - каждая пятая). Отставание от среднероссийского уровня по жилищной обеспеченности в 1980 году было на 11 - 12%, а в 1985-1990 годах достигло максимума - на 13 - 14%. Город обеспечивался жильем меньше, чем в среднем по России, на 8 - 10%, а в сельской местности на 20% и более [2]. Индивидуальное жилищное строительство в 1989 году в крае по сравнению с предыдущим годом сократилось на 20,6%. Годовой план ввода дошкольных учреждений был выполнен только на 82%, домов культуры на 88,2%, или 58,5% к уровню предыдущего года. Подобная ситуация наблюдалась и в Хабаровском крае. Годовой план по вводу в эксплуатацию жилья в 1989 году не был выполнен, несмотря на освоенные 613,4 млн. р. [21, С. 67 - 71]. В жилом фонде Дальнего Востока в два раза больше, чем в среднем по России, доля ветхого и аварийного жилья, которое в 1990 году составляло 2,6 и 0,2% соответственно [2, С. 166]. Самое узкое место жилищной проблемы - низкий уровень инженерного оборудования сельского жилья. В этой связи Постановлением ЦК КПСС от 17.04.1986 функция управления ЖКХ была возложена на Госагропром СССР. По замыслу разработчиков, техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт обобществленного жилищного фонда, инженерных сооружений, объектов коммунального назначения, а также по ремонту квартир и домов по заказам населения должны были обеспечиваться силами единой ремонтно-строительной и жилищно-эксплуатационной службы (ЖЭС). Однако к началу 1987 года она была создана только в 35% районах страны [3, С.51]. К началу 90-х годов положение мало изменилось. Так, оборудование обобществленного жилого фонда элементами благоустройства в сельской местности по Амурской области в

144

Научное обеспечение АПК: Общественные науки

1990 году составило: водопроводом -24, канализацией - 22, горячим водоснабжением - 14%.

Разговор о реалиях социально - экономического развития шел на майском 1989 года совещании представителей краев, областей и республик дальневосточного экономического района в г. Хабаровске. Было отмечено, что выполнение социальной составляющей программы Долговременное развитие ДВ и Забайкалья до 2000 года откровенно срывается рядом министерств (Минэнерго, Минуглепром, Минавтосельмаш и др.), так как именно они не обеспечили ввод жилья в 1988 и 1989 годах, и на 12-ю пятилетку заложили соцкультбыт намного ниже, чем по плану [24]. Так, если в 1988 году в колхозах и совхозах Амурской области было введено в действие 43 тыс. м2 полезной площади, то в 1990 году этот показатель снизился до 30 тыс. м , а в

1991 году был равен уже 25 тыс. м2 [23]. Местные власти проявляли обеспокоенность, что такие низкие показатели при возрастающих объемах строительства могут привести к прекращению ввода объектов соцкультбыта по Амурской области вообще. В этой связи было предложено изменить ситуацию, направив на эти цели в 13-й пятилетке не менее 1/3 капитальных вложений от общего объема непроизводственного строительства [25]. Местные администрации не раз указывали на слабость мощностей подрядных строительных организаций. В отчете за 1985 год Шимановского райисполкома постоянной комиссии по сельскому хозяйству Амурской области приведены данные о низких показателях строительства для нужд села: только 2,6 тыс. м от общего объема (5,3 тыс. м2), введенного в строй за последние три года [7]. К концу 12-й пятилетки 29% населенных пунктов области не имели общеобразовательных школ, шестая часть - дошкольных учреждений, 9,4% предприятий торговли, более 40% предприятий общественного питания и бытового обслуживания. Улучшения жилищных условий ждали 12 тыс. семей селян. Для решения насущ-

ных социальных проблем Амурской области необходимо было увеличить финансирование на 37% по сравнению с предыдущим пятилетием [1].

В связи с «кадровым голодом» в колхозах и совхозах юга Дальнего Востока особое значение имела политика планового сельскохозяйственного переселения. Так, в соответствии с решением облисполкома № 481 от 14 ноября 1984 года « О плане вселения семей переселенцев в колхозы и совхозы Амурской области на 1985 год и мерах по подготовке к приему, хозяйственному и трудовому устройству» было предусмотрено расселить по Шимановскому району 60 семей. Фактически приняли 53, что составило 88% от планируемого. Одновременно выбыло 5 семей, или 9% от общего количества прибывших [8]. Недостатки в экономическом, бытовом и трудовом устройстве семей переселенцев, отрицательно влияли на закрепляемость в хозяйствах региона [9] . Аналогичная ситуация наблюдалась и в других районах области [10]. Депутаты Совета народных депутатов Амурской области не раз высказывали замечания и предложения по поводу строительства и ремонта объектов соцкультбыта, таких как детского комплекса на 280-320 мест и школы в г.Зее, дома культуры в с. Рогозовка и других, но получали стандартный ответ от Облплана и Управления сельского хозяйства Облисполкома о неимении средств [11]. А между тем в Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986-1990 годы и на период до 2000 года было сказано о том, что 12-я пятилетка должна стать периодом крутого подъема культурного строительства на селе. В целом в РФ планировалось сооружение клубных учреждений на 1,2 тыс. мест, или почти в три раза больше по сравнению с предыдущим плановым периодом [4, С.24]. Материально-

техническая база учреждений культуры области обновлялась крайне медленно. Например, из 35 клубных зданий Серы-шевского района Амурской области 24 были построены в период с 1946 по 1960

145

Научное обеспечение АПК: Общественные науки

год без типовых проектов, не имели дополнительной площади для проведения массовых мероприятий, кроме зрительных залов, отсутствовали комнаты для кружковой работы. Оснащенность техническими средствами, мебелью, аппаратурой в 23 учреждениях культуры не соответствовала нормам. Укомплектованность специалистами составляла 83%, а показатель текучести кадров был достаточно высок - 52%. В справке Серышев-ского райисполкома в постоянную комиссию по культуре Амурского Облисполкома от 9 сентября 1985 года сказано, что районный дом культуры давно требует капитального ремонта, а районная библиотека вообще не имеет здания [12]. Достаточно большой проблемой в середине 80-х годов являлась ветхость многих объектов соцкультбыта. Особенно важно это было для малочисленных населенных пунктов.

Следующая нерешенная проблема, которая отрицательно влияла на отношение к проживанию на Дальнем Востоке, -это неудовлетворительная обеспеченность предметами народного потребления и сферой услуг. Об этом не раз говорилось с самых высоких трибун. Так, М.С. Горбачев в выступлении перед приморцами во время визита на Дальний Восток подчеркнул, что этот вопрос «прямым образом связан с социальной политикой партии, с активизацией человеческого фактора, то есть с тем, что съезд ( имеется ввиду ХХУПсъезд КПСС) поставил во главу угла» [19, С. 46]. В целом объем реализации бытовых услуг на душу населения по стране повысился и составил в 1986 году 28 рублей. Комплексная программа развития производства товаров народного потребления и сферы услуг на 1986-2000 гг. предусматривала рост объема бытовых услуг в 1990 году не менее чем на 40%, а в 2000 году -в 2,4 - 2,5 раза [4, С.39 - 40]. На селе рост ожидался больший, чем в городе, хотя традиционно вложения в сферу услуг в расчете на одного городского жителя больше в три раза, нежели на селянина [16]. Действительно, по районам Хаба-

ровского края объем бытовых услуг в 1986 году, так же как и по стране, увеличился на 9% в городе и на 5% в сельской местности по сравнению с 1985 годом [21, С. 101]. В 1989 году бытовых услуг населению Приморья было оказано на 9% больше, чем в предыдущий, но по-прежнему сельские жители получили их меньше, чем городские - 28,2 р. против 45 рублей [21, С.66]. Предприятия связи в том же году оказали населению Приморья услуг на 43,7 млн. р., или 108,1% к уровню 1988 года, а жителям Хабаровского края - на 7,8% больше плана и на 12,8% от уровня предшествующего года [21, С. 67, 124]. Однако статистические отчеты, используя усредненные показатели, не отражали всей полноты картины. Так, в расчете на каждые 1000 жителей Шимановского района Амурской области в 1985 году приходилось 95,3 телефона. А между тем многие годы не был включен в план телефонизации совхоз «Шимановский», в селах Петруши и Базисное были установлены лишь по одному телефонному аппарату, которые не работали по 3 - 4 месяца в году [13].

Эти данные, как наиболее характерные, дают возможность проследить общие тенденции и изменения, произошедшие в социальной инфраструктуре южных районов Дальнего Востока в период перестройки.

В суровых и отдаленных районах большую роль играют социальные факторы. Но если поворот к социальным вопросам жизненно необходим для всей страны, то «для Дальнего Востока он важен вдвойне и втройне» [19]. Высокая оплата труда с ростом материального благосостояния и повышение общеобразовательного и культурного уровня с течением времени перестали быть единственным стимулом длительного проживания людей в регионе. Привязка хозяйства и населения данного экономического района к решению не столько экономических, сколько политических и стратегических задач государства формировала его социальную уязвимость. Установка на временность делала излишним реше-

146

Научное обеспечение АПК: Общественные науки

ние проблемы преодоления отставания в развитии социальной сферы Дальнего Востока [14], заботу о социальной инфраструктуре, ее расширении.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амурская правда. 1990. 28 июня. С.2.

2. Бондаренко, Л.В. Жилищное строительство на селе / Л.В. Бондаренко. - М.: Росагро-промиздат, 1988. - С. 5.

3. Бондаренко, Л.В. Культурно-бытовое строительство на селе / Л.В. Бондаренко. - М.: общество «Знание», 1987. - С. 32.

4. Бондаренко, Л.В. Формирование социальной инфраструктуры села / Л.В. Бондаренко. -М.: Советская Россия, 1987.- С. 6.

5. Быстрицкий, С.П. Рыночные преобразования на российском Дальнем Востоке: противоречия, пути разрешения / С.П. Быстрицкий, В.К. Заусаев, М.И.Леденев. - Хабаровск: Изд-во Приамурского географического общества, 1998.-С.13.

6. ГААО. Ф.114, Оп. 2, Д. 4736, Л.34.

7. ГААО. Ф. 114, Оп. 2, Д. 4736, Л.Л.36-39, 45-49.

8. Там же. Л. 63.

9. Там же. Л.Л. 58,59.

10. ГААО. Ф. 114, Оп. 2, Д. 4729, ЛЛ. 3,4,10.

11. ГААО.Ф. 114, Оп. 2, Д. 4745, ЛЛ. 20-22, 24.

12. ГААО. Ф. 114, Оп.2, Д. 4736, ЛЛ.33, 35.

13. Гладышев, А.Н. Дальний Восток сегодня, завтра / А.Н. Г ладышев. - М.: «Общество Знание» РСФСР, 1987.- С. 28.

14. Дальний Восток России: экономическое обозрение / под ред. П.А. Минакира. - М.: Прогресс-Комплекс Экопрос, 1993.- С.34.

15. Изменения в территориальных структурах хозяйства и расселения Дальнего Востока при переходе к рыночной экономике /П.Я. Бакланов [и др.]. - Владивосток: Зов тайги, 1996. - С. 155.

16. Минакир, П.Я. Экономика ДВ: перспективы ускорения / П.Я. Минакир, О.М. Рензин,

B. П. Чичканов.- Хабаровск: Хабаровское книжное издательство, 1986. - С.190.

17. Михеева, Н.Н. Тенденция развития российского ДВ / Н.В. Михеева // Вестник ДВО РАН. - 1997. - № 5. - С. 8.

18. Мотрич, Е.Л. Демография и экономика ДВЭР / Е.Л. Мотрич // Проблемы ДВ, 1991, №6.-

C. 31.

19. Перестройка неотложна, она касается всех и во всем: сб. матер. о поездке М.С. Горбачева на ДВ 25-31 июля 1986 года.- М.: Политиздат, 1986. - С. 14 -15.

20. Римашевская, Н.М. Социальные аспекты перестройки / Н.М. Римашевская [и др.] - М.: Экономика, 1989. - С. 306.

21. РСФСР и регионы ДВ экономического района в 1989 году. - М.: Республиканский информационно-издательский центр, 1990. - С. 48.

22. Сибирь и ДВ: социальное развитие. -Госкомстат РСФСР, 1988.- С.74, 79, 82, 85, 88.

23. Амурская область: краткий статистический сборник. - Благовещенск, 1986, 1987, 1988, 1989, 1990, 1991, 1992.

24. Барабаш, В. Рождаемая в муках (о трудностях претворения в жизнь программы ДВ) / В. Барабаш // Амурская правда. - 1990. - 6 февраля.-С.1.

25. Тезисы концепции социальноэкономического развития области и программы деятельности исполкома областного Совета на -родных депутатов на 13 пятилетку в условиях рыночной экономики // Амурская правда.- 1990. -28 июня.- С.2.

147

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.