Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН'

ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

200
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трансформация / банки / финансовая стабильность / бизнеспроцессы / transformation / banks / financial stability / business processes

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жасур Бахром Угли Гаипов, Наргиза Исмаиловна Хаитбаева

В данной статье рассматривается ряд вопросов, связанных с трансформацией банковской деятельности и бизнес–процессов в банковской системе республики Узбекистан. Определены меры, направленные на повышение эффективности деятельности, коммерциализацию и обеспечению клиентоориентированности государственных банков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION PROCESSES IN THE BANKING SYSTEM OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

This article discusses a number of issues related to the transformation of banking activities and business processes in the banking system of the Republic of Uzbekistan. The measures aimed at improving the efficiency of operations, commercialization and ensuring the customer orientation of state-owned banks are identified

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН»

ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Жасур Бахром угли Гаипов

Ассистент Ташкентского государсвенного экономического университета

jasur.gaipov@mail.ru

Наргиза Исмаиловна Хаитбаева

Ассистент Ташкентского государсвенного экономического университета

nargiza9514@mail.ru

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается ряд вопросов, связанных с трансформацией банковской деятельности и бизнес-процессов в банковской системе республики Узбекистан. Определены меры, направленные на повышение эффективности деятельности, коммерциализацию и обеспечению клиентоориентированности государственных банков.

Ключевые слова: трансформация, банки, финансовая стабильность, бизнес-процессы.

TRANSFORMATION PROCESSES IN THE BANKING SYSTEM OF THE

REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Jasur Bakhrom ugli Gaipov

Assistant at Tashkent state university of economics jasur.gaipov@mail.ru

Nargiza Ismailovna Khayitbayeva

Assistant at Tashkent state university of economics e-mail: nargiza9514@mail.ru

ABSTRACT

This article discusses a number of issues related to the transformation of banking activities and business processes in the banking system of the Republic of Uzbekistan. The measures aimed at improving the efficiency of operations, commercialization and ensuring the customer orientation of state-owned banks are identified.

Keywords: transformation, banks, financial stability, business processes.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня очевидно, что многие банки уже задумались об изменении своей стратегии развития и работают над преобразованием линейки продуктов и услуг. Обновлены отделы корпоративного развития и инноваций. Важно понимать, что без этих изменений завтра на банковском рынке будет невозможно конкурировать.

Сегодня важнейшей задачей реформирования банковской системы является трансформация банковской деятельности и бизнес-процессов в банковской системе республики. Усилия в этой сфере направлены на улучшение конкурентной среды банковской системы, преобразование государственных банков, реорганизацию их деятельности на основе рыночных принципов и в соответствии с требованиями времени, а также на увеличение участия частного капитала в банковской системе. Важнейшей функцией банков является качественная трансформация активов, содержание которой заключается в том, что банк изменяет параметры финансовых требований своих вкладчиков, предоставляя за счет привлеченных средств кредиты, имеющие отличные от депозитов характеристики [3].

МЕТОДОЛОГИЯ

Трансформация банков — это объективный процесс, который происходит на наших глазах. Однако серьезные преобразования, происходящие на клиентском уровне, должны поддерживаться соответствующей технологической модернизацией банковских ИТ-систем.

Сегодня основной тенденцией для всех отраслей, а не только для банковского дела, является цифровизация. При этом далеко не все четко понимают разницу между двумя концепциями: автоматизация и цифровизация. Автоматизация - это облегчение ручного труда за счет внедрения новых технологий, но ручной труд все еще остается. Ярким примером автоматизации является конвейер: гайки в сборке конвейера до сих пор крутит человек. А цифровизация предполагает полное исключение человека из определенного бизнес-процесса.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Новым показателем для развитых экономик будут не такие вещи, как ВВП и экономический рост, а способность использовать новые технологии, чтобы стать умными экономиками, способность обеспечить автоматизацию,

инвестиции в умную инфраструктуру и способность капитализировать трансформацию [4].

Трансформация важна для традиционных банков, потому что им приходится конкурировать с финтех-стартапами и крупными технологическими игроками. Исследование Digital Banking Report показало, что участники рынка это учитывают: 75% банков по всему миру называют цифровую трансформацию своим главным приоритетом на 2020-2021 годы. За ней следуют улучшение клиентского опыта (51%) и управление расходами (47%)

[5].

В 2020 году были приняты существенные изменения в банковское законодательство, закрепившие основные изменения в банковской системе. Центральный Банк Республики Узбекистан обновил законы Республики Узбекистан «О Центральном банке Республики Узбекистан», «О банках и банковской деятельности», «О валютном регулировании» и «О платежах и платежных системах», соответствующие международным стандартам и создающие привлекательную правовую среду для иностранных инвестиций в финансовую сферу [1].

Конечной целью мероприятий, проводимых в этом направлении, наряду с обеспечением финансовой устойчивости банковской системы, является превращение коммерческих банков в активных финансовых посредников в процессе экономического развития, а также в реальных партнеров в обеспечении высокого уровня и качества современных банковских услуг населению и предпринимателям.

Вследствие этого Постановление Президента Республики Узбекистан от 21 мая 2019 года № ПП-4325 «О мерах по реформированию и реструктуризации государственных предприятий и коммерческих банков с участием государства в уставном капитале» обеспечило активное и систематическое участие международных финансовых институтов в координации процессов реструктуризации и реформирования государственных банков. Так, в отчетном году Международная финансовая корпорация и Европейский банк реконструкции и развития начали участвовать в процессе трансформации Узпромстройбанка, Асака банка и Алока банка [2].

ОБСУЖДЕНИЕ

В 2020 году в государственных коммерческих банках были осуществлены реформы, направленные на повышение инвестиционной деятельности и

упрощение процессов трансформации за счет снижения централизации кредитов и рисков. Так, кредиты, выданные за счет средств Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан (ФРРУ) переведены с балансов банков на баланс ФРРУ, также был введен механизм прямого кредитования ФРРУ крупных инвестиционных и инфраструктурных проектов в базовых отраслях экономики, имеющих долгосрочные погашения, и требующие больших первоначальных капитальных вложений [6].

В целях диверсификации ресурсной базы коммерческих банков в отчетном году предприняты первые шаги по привлечению дешевых и долгосрочных ресурсов международных финансовых рынков. В частности, Узпромстройбанком на Лондонской фондовой бирже реализованы евробонды на сумму 300 млн. долл. США.

В 2019 году было разработано совместно с экспертами Всемирного банка долгосрочной стратегии развития банковско-финансовой системы на основе передового международного опыта [2].

Этот документ нацелен на повышение эффективности корпоративного управления за счет привлечения квалифицированных специалистов и иностранных экспертов в наблюдательные советы банков, приватизации банков с участием государства через привлечение международных финансовых институтов, автоматизации банковской деятельности и организации эффективной банковской инфраструктуры.

ЦБ провел подготовительную работу для ускорения в ближайшем будущем постепенного сокращения доли государства в банковской системе, развития инфраструктуры финансового рынка и обеспечения функционирования кредитных организаций в полном соответствии с рыночными принципами.

В связи с этим, разработана «Дорожная карта» по реформированию банковской системы Республики Узбекистан на 2020 — 2025 годы, предусматривающая:

В области реформирования деятельности банков и повышения доступности предоставляемых услуг:

- приведение минимальных требований к системе корпоративного управления банков в соответствии с принципами Базельского комитета;

- внедрение системы оценки клиентами качества банковских услуг с целью улучшения качества услуг, предоставляемых банками;

- разработка «Национальной стратегии повышения финансовой доступности» в сотрудничестве со Всемирным банком;

- оценка уровня финансовой грамотности населения и доступности финансовых услуг путем проведения исследований и опросов, а также

- определение конкретных мер по данному направлению и их реализация; обеспечение прозрачности оказываемых банками услуг и их условий (раскрытие информации потребителям);

- расширение сети компактных «офисов банковских услуг», оказывающих базовый набор банковских услуг, с целью их предоставления широким слоям населения;

- разработка проекта Закона «О небанковских кредитных организациях» на основе предложений Всемирного банка с учетом новых видов и участников микрофинансирования.

В сфере осуществления эффективного банковского надзора:

- совершенствование стандартов финансовой устойчивости банков в соответствии с рекомендациями Базеля III;

- внедрение в практику нового «Руководства по рискоориентированному надзору», разработанного совместно с Азиатским банком развития;

- сокращение нормативных документов по регулированию операций, осуществляемых банками, за счет совершенствования требований к управлению рисками банков;

- принятие мер по обеспечению прозрачности деятельности банков и установлению минимальных требований к информации и сведениям, постоянно публикуемым банками.

ВЫВОД

В Узбекистане банки только недавно начали уделять внимание розничным услугам, а существующие программные продукты и приложения не соответствуют требованиям современного цифрового бизнеса. Причинами слабого развития рынка современных розничных услуг являются жесткие регламенты и высокая доля государства в капиталах банков. цифровое банковское дело предполагает внедрение системы IP-телефонии, создание сервисов по предотвращению проблемных кредитов и создание баз данных. Новые технологии сокращают время рассмотрения всех банковских услуг.

REFERENCES

1. Указ Президента Республики Узбекистан от 12 мая 2020 года «О стратегии реформирования банковской системы республики Узбекистан на 2020 — 2025 годы».

2. Постановление Президента Республики Узбекистан от 21 мая 2019 года № ПП-4325 «О мерах по реформированию и реструктуризации государственных предприятий и коммерческих банков с участием государства в уставном капитале».

3. Г. Н. Белоглазова, Л. П. Кроливецкая. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка: учебник. М.: Юрайт 2014. ст. 16.

4. B. KING. Bank 4.0 Banking Everywhere, Never at a Bank. Singapore: Marshall Cavendish Business, 2018. p. 41

5. Digital banking report August 2020 the financial brand https://thefinancialbrand.com/100644/digital-banking-transformation-pandemic-paradoxes-trends/

6. https://cbu.uz/ru/publications/annual-report/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.