УДК 316.7
ЮРЧЕНКО Инна Вадимовна Федеральный исследовательский центр Южный научный центр Российской академии наук
Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия [email protected]
ДОНЦОВА Мария Владимировна Федеральный исследовательский центр Южный научный центр Российской академии наук г. Ростов-на-Дону, Россия [email protected]
ЮРЧЕНКО Наталья Николаевна Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия [email protected]
ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЮГА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ПОСТСОВЕТСКОЙ КОНФЛИКТНОСТИ И ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ
В статье раскрываются трансформационные процессы, оказывающие влияние на качество человеческого капитала в постсоветский период. Отмечается значение теоретических концептов «конфликтности», «региональной конфликтности» и «сущности политического» через имманентные характеристики, представленные классиком политической мысли К. Шмиттом. Подчеркивается важность анализа территориального развития и состояние человеческого потенциала для характеристики социальной структуры, кардинально изменяющейся в постсоветский период в России и в отдельных ее регионах. В статье описаны основные типы функциональности референтных групп в соответствии с концепцией Р. Мертона и характеризуются различные модели социального поведения по критерию социальной ответственности и асоциальной направленности. Приводятся данные экспертного опроса, проведенного авторами в отдельных субъектах ЮФО в 2018 году, по проблемам оценок уровня ответственности в трудовой деятельности и возможностях распространения радикальных идей под влиянием внешних и внутренних факторов, о способности региональной общности к воспроизводству собственных культурных образцов. Подчеркивается роль этического мышления в контексте необходимости оздоровления современного общества, переживающего кризисные внутренние и внешние воздействия и испытания глобализацией. Особое внимание уделяется уровню поддержки статуса Крыма среди молодежи, проживающей в Республике Крым и г. Севастополь.
DOI: 10.17748/2075-9908-2018-10-6/1-202-210
Inna V. YURCHENKO Federal Research Center Southern Scientific Center of the Russian Academy of Sciences Kuban State University Krasnodar, Russia [email protected]
Mariya V. DONTSOVA Federal Research Center Southern Scientific Center of the Russian Academy of Sciences Rostov-on-Don, Russia [email protected]
Natalia N. YURCHENKO Kuban State University Krasnodar, Russia [email protected]
TRANSFORMATIONAL PROCESSES OF THE DEVELOPMENT OF THE HUMAN POTENTIAL OF THE SOUTH OF RUSSIA IN THE CONDITIONS OF POST-SOVIET CONFLICT AND GEOPOLITICAL
CHANGES
The article reveals transformation processes that affect the quality of human capital in the postSoviet period. The significance of the theoretical concepts of "conflict", "regional conflict" and "e s-sence of the political" through the immanent characteristics presented by the classic of political thought K. Schmitt is noted. The importance of analyzing the territorial development and the state of human potential for the characterization of the social structure, radically changing in the post-Soviet period in Russia and its individual regions, is emphasized. The article describes the main types of functionality of reference groups in accordance with the concept of R. Merton and describes various models of social behavior according to the criterion of social responsibility and asocial orientation. The data of the expert survey conducted by the authors in certain subjects of the Southern Federal District in 2018 are given on the problems of assessing the level of responsibility in work and the possibilities of disseminating radical ideas under the influence of external and internal factors on the ability of a regional community to reproduce their own cultural patterns. It emphasizes the role of ethical thinking in the context of the need to improve the modern society, experiencing crisis internal and external influences and tests of globalization. Special attention is paid to the level of support for the status of Crimea among young people living in the Republic of Crimea and the city of Sevastopol.
Ключевые слова: человеческий потенциал, Key words: human potential, post-Soviet conflict,
постсоветская конфликтность, трансформаци- transformation processes, geopolitical changes,
онные процессы, геополитические изменения, South of Russia Юг России
Для цитирования: Юрченко И. В., Донцова М.В., For citation Yurchenko I.V., Dontsova M.V.,
Юрченко Н.Н. Трансформационные процессы Yurchenko N.N. Transformational processes of the
развития человеческого потенциала Юга России development of the human potential of the South of
в условиях постсоветской конфликтности и Russia in the conditions of post-soviet conflict and
геополитических изменений. Историческая и geopolitical changes. Historical and Social-
социально-образовательная мысль. 2018. Том. Educational Idea. 2018. Vol. 10. No. 6-1. Pp. 202-210.
10. № 6-1. с. 202-210. doi: 10.17748/2075-9908-2018-10-6/1-202-210.
doi: 10.17748/2075-9908-2018-10-6/1-202-210. (in Russ)
Благодарность. Статья подготовлена в рамках работы над проектом РФФИ № 17-03-00802 «Конфликтогенные и интеграционные факторы развития человеческого потенциала Юга России в условиях новых геополитических вызовов».
Acknowledgement. The article was prepared as part of the work on the RFBR project No. 17-03-00802 "Conflict and Integration Factors for the Development of the Human Potential of the South of Russia in the Context of New Geopolitical Challenges".
Изменения, происходящие в российских регионах и в российском обществе в целом в постсоветский период, говорят о том, что население страны, разнообразные социальные группы демонстрируют способность к адаптации к кардинальным и глубинным трансформационным процессам. Как нами уже отмечалось и ранее, «категория конфликтности в политологическом анализе рассматривается в связи с выявлением причин и последствий новой расстановки политических сил, новой конфигурации взаимодействий акторов политического процесса с учетом своеобразия исследуемого региона» [1; с. 156]. Концепт региональной конфликтности, всесторонне обоснованный в монографии Юрченко В.М. [2], актуализируется в настоящее время в исследованиях как значимая составляющая всей мировой политики, кардинально меняющейся в постсоветский период под влиянием геополитических изменений, поскольку внутреннее содержание политического процесса развивается сегодня как перманентное «раскручивание» разнообразных политических конфликтов и приводит к взрывоопасному нарастанию международной напряженности. Важно подчеркнуть, что сущность политического раскрывал именно в контексте его конфликтогенного содержания и имманентного единства политики и конфликта К. Шмитт [3]. Все государства испытывают на себе давление глобализацией, но в России качество современных социальных процессов во многом предопределялось разрушительными тенденциями втягивания в спираль конфликтов, связанных с переформатированием политического устройства общества в постсоветский период, что в свою очередь сказывалось на качестве интеллектуально-этических компонентов элитных групп управленческого класса, закономерно приводящих к противоречиям депривацион-ного характера. Прежде всего, это проявлялось в центр-периферийных отношениях и в разительном, постоянно растущем неравенстве регионов. Так, по мнению Н.В. Зубаревич, сильные и разнонаправленные экономические и социальные изменения в постсоветский период проявились в росте территориального неравенства в уровне социально-экономического развития и доходах населения, как между регионами, так и внутри них, а также усиление территориальных различий в ценностях и образе жизни населения, а поэтому и в формировании новой более сложной социальной структуры и расслоения российского общества [4; с. 359], относительной деградации периферии и ускоренной модернизации отдельных крупнейших городов, где происходили и самые активные политические акции протестного и лояльного электората. Качество человеческого капитала региональной социальной общности определяется конструктивным созидательным потенциалом трудовых ресурсов и управленческой элиты, с одной стороны, а с другой - социальной дисфункциональностью и проявлениями дезорганизации индивидов и отдель-
ных групп как относящихся к правящему классу, так и асоциальных люмпенизированных элементов, не способных к адаптации в изменяющихся условиях. В свою очередь качество политического устройства зависит от того, как «народ разделен на определенные классы» и какими правами они наделены в плане участия в общественных делах, учитывая, что в каждом обществе есть такие категории граждан, «положение которых так низко, что на них смотрят как на людей, не способных иметь свою собственную волю» [5; с. 36]. Анализируя типологию социальных групп, Р. Мертон также говорит о двух основных типах функциональности: «позитивных» и «негативных» референтных группах. По его оценке, «позитивный тип включает в себя мотивированную ассимиляцию групповых норм или стандартов в качестве базиса для самооценки; негативный тип включает в себя мотивированный отказ, то есть не только неприятие норм, но и выработку контрнорм» [6; с. 434, 452]. Анализ различных моделей социального поведения по критерию социальной ответственности и асоциальной направленности показывает, как дисфункциональ-ность негативной социальной группы или отдельных индивидов, часто существующая в латентном состоянии, в определенный момент проявляется в открытой форме: в виде протеста, попытки осуществления переворота, развязывания деструктивного конфликтного противостояния, ведущего к внутреннему расколу. Это относится и к скрытой подрывной деятельности с целью постепенной дестабилизации общества и ослабления государственности, и к открытой антигосударственной, деструктивной деятельности с целью рассогласования ценностей и дестабилизации единой государственности в интересах геополитического конкурента по эгоистическим корыстным стимулам участников такой противоправной деятельности.
Данные экспертного опроса проведенного в Краснодарском крае в мае 2018 года (п=20) показали, что в данном регионе больше превалирует, по Мертону, «позитивный тип» взаимодействия. Так, по мнению большинства экспертов, уровень ответственности в трудовой деятельности в крае достаточен для стабильного развития региональной общности, однако, значительная часть экспертов указывает на вероятность снижения данного показателя в ближайшие 5-7 лет, но с возможностью роста к 2030 году. Также на позитивные тенденции указывает и оценка уровня распространения радикальных идей, который, по мнению большинства экспертов, настолько низкий, что не мешает стабильному и бесконфликтному развитию региона. При этом такое положение будет сохраняться вплоть до 2030 года, а, по мнению некоторых экспертов, уровень радикализации даже будет снижаться. Кроме того, эксперты указывает на положительный тренд развития гражданской идентичности в полиэтничном Краснодарском крае и способности воспринимать иные культурные ценности. Однако экспертные данные указывают на вероятность снижения способности региональной общности к воспроизводству собственных культурных образцов.
В контексте исследуемой темы необходимо говорить о сущности и роли этического мышления в контексте необходимости оздоровления современного общества, переживающего кризисные внутренние и внешние воздействия и испытания глобализацией. Ведь Россия стремится быть не пограничьем европейского интеграционного пространства, а стать центром осуществления евразийского интеграционного проекта. Подтверждением этого является запущенный в 2011 году проект создания «Евразийского союза», открытого для членства не только постсоветских государств, но и других заинтересованных политических субъектов. Например, как считает Ачкасов В.А., Россия, как и Турция, претендует на роль «моста между Европой и Востоком», ЕС и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом, предлагая уже сегодня свою транспортную инфраструктуру для интенсификации торговых отношений [7; с. 305]. В своей программной статье «Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня» В.В. Путин писал: «Сложение природных ресурсов, капиталов, сильного человеческого потенциала позволит в технологической гонке, в соревновании инвесторов, за создание новых рабочих мест и передовых производств. И наряду с другими ключевыми игроками и региональными структурами, — такими как ЕС, США, Китай, АТЭС, — обеспечить устойчивость глобального развития» [8].
Теоретические попытки прояснения значения этики в политической деятельности предпринимались неоднократно, так как понимание природы «человека политического» невозможно без учета значения ценностных ориентаций, предпочтений и нормативных фреймов его деятельности в сфере политики. Методологическое значение для выявления сущности многомерного мира человеческой личности, его этической составляющей имеет концепция эмпирического, социокультурного и экзистенциального аспектов ментальной реальности [9]. Причем и ориентация на разум, и иррационализм не являются препятствием для этического измерения политической сущности человека. В свое время Э. Фромма более всего беспокоило противоречие между разумом и этикой, в основном понимаемое как неизбежный выбор между религией и нравственным релятивизмом. Релятивистская позиция предполагает, что «ценностные суждения и этические нормы есть исключительно дело вкуса и предпочтений и что никакие объективные ценностные суждения вообще невозможны... Этические нормы, - считал Э. Фромм, - могут вырабатываться разумом человека, и им одним» [10; с. 23, 24]. Резко критикуя релятивизм и иррационализм, он делал ставку только на разум. На наш взгляд, необходимо определить, какое место сегодня занимает этическое мышление в политическом процессе и можно ли считать его основным средством оздоровления «больного» общества. В чем уникальность и нравственный смысл сегодняшнего вызова, стоящего перед Россией и русским миром, что призвана нести миру современная Россия, в чем может состоять ее ценностное послание, - это проблемы Форума Всемирного Русского Народного Собора «Глобальные вызовы - русский ответ». Выступая на Валдайском форуме в Сочи (сентябрь 2013 г.), В.В. Путин отмечал: «Практика показала, что новая национальная идея не рождается и не развивается по рыночным правилам. Самоустроение государства, общества не сработало, так же как и механическое копирование чужого опыта. Такие грубые заимствования, попытки извне цивилизовать Россию не были приняты абсолютным большинством нашего народа, потому что стремление к самостоятельности, к духовному, идеологическому, внешнеполитическому суверенитету - неотъемлемая часть нашего национального характера» [11]. В новых геополитических условиях успех в жесткой конкуренции напрямую зависит от качества людей, качества общества интеллектуального, духовного, морального [11].
Все больший интерес в настоящее время вызывают труды отечественных мыслителей, ставящие этически значимые проблемы «о человеческой сознательности в деле устроения своего политического строя», не только не потерявшие актуальности, но и дающие возможность найти некоторые подлинные социальные инструменты оздоровления современного общества. Именно психологическое исследование сущности власти и общественности в контексте этического мышления предложил Л.А. Тихомиров. Рассматривая факт власти как неизбежное последствие психической природы человека, он утверждал, что реальная, поддерживаемая народом общественная власть, всегда стремится «придать порядку нравственный характер, сделать его орудием осуществления правды. Человек, несомненно, ищет именно правды, как бы он ни был груб и неразвит нравственно. В нем есть неистребимое сознание, как бы воспоминание, своего происхождения от некоторой высшей правды, от которой он отдален чем то, но к которой стремится возвратиться, ибо только в подчинении ей, своему нравственному источнику, он чувствует себя самим собой, существом свободным» [12; с. 21].
Идея государства вытекает из самой глубины человеческого сознания, - утверждал Л.А. Тихомиров. Он рассматривал ее как политическую аксиому: «Эта аксиома гласит, что в государстве люди находят высшее орудие для охраны своей безопасности, права и свободы» [12; с. 25, 26]. А причинами гибели государств (например, Византийской государственности) он называл «нравственный произвол» неумение пользоваться «социальными силами», когда бюрократия «чрезвычайно развращалась от своего же всесилия, от отсутствия общественного контроля, от неимения обществом никаких органов, способных помочь верховной власти контролировать и обуздывать бюрократию. Вся такая политическая обстановка действовала, наконец, деморализующе и на само общество, отчуждавшееся от государства» [12; с. 193, 194].
Наблюдения показывают, что социальные, в том числе экономические и политические современные трансформации, зависят от состояния умов, то есть ментальности, которую невозможно охарактеризовать однозначно, как стабильно существующую. Все перехлесты и противоречия, проявляющиеся в современном переходном обществе, обусловлены интеллектуальными исканиями, свойственными как индивидуальному, так и коллективному сознанию. Движение жизни, развитие общества реально не состоит из чистой преемственности, последовательности, а скорее представляет собой наложение одних процессов и тенденций на другие, вторжение одного в другое, когда традиция и новаторство, накладываясь друг на друга в противоречивом, порой даже взаимоисключающем противоборстве, все же принимают образ последовательных эволюционных перемен [13; с. 163]. Личность рассматривается социально именно с точки зрения коммуникации как самого существенного элемента социального устройства и его этического содержания. Межличностные взаимодействия возникают под влиянием различных динамичных, ситуативных, подлежащих взаимному обсуждению процессов. Каждый индивид приходит в мир, уже наполненный смыслами и значениями. Предыдущие поколения уже сформировали некое сообщество, которое в результате своей творческой деятельности сконструировало свою социальную реальность. Социализируясь, индивид усваивает принадлежащий данному социуму «универсум общих смыслов» и, осуществляя собственную герменевтическую и интерпретирующую деятельность, адаптируется к социальной реальности. Технизация и информатизация общества не обеспечивает автоматического нравственного наполнения межличностного общения и приводит в итоге к тотальному отчуждению, а «общение при этом замещается сообщением» [14; с. 88]. Происходящее рассогласование действий и ценностей транснациональных и государственных организаций приводит к состоянию аномии в мировом сообществе и постоянно возрастающей степени конфликтности в мире в целом.
В современную информационную эпоху именно дискурсивные практики создают в обществе либо атмосферу социальной солидарности, либо провоцируют раскол, конфронтацию и напряженность. В частности, когда руководящие политические структуры не могут учесть интересы всех групп полиэтничного социума, ограничивают их в праве говорить на родном языке, развивать свою культуру, т.е. подвергают дискриминации и ментальному насилию значительные этнотерриториальные образования в своих государствах, они толкают общество в пучину социально-политических потрясений, гражданских войн и переворотов.
Сегодня все осознают опасность углубляющегося на Украине политического и экономического кризиса: неуправляемость общества, отсутствие безопасности для граждан, игнорирование требований населения юго-восточных регионов о федерализации, отсутствие государственного статуса русского языка, экономический коллапс, распадающаяся государственность и вооруженные столкновения, свидетельствующие об ожесточенной украинской гражданской войне. Всё это не могло не сказаться на ситуации внутри Российского общества и ряде стран на постсоветском пространстве, на миграционных процессах и настроениях людей, в том числе, и в связи с попытками фальсификации истории Великой Отечественной войны и многих других враждебных действиях против русских.
Уже после государственного переворота на Украине со стороны радикальных лидеров Майдана стали раздаваться публичные призывы к осуществлению террористической и экстремистской деятельности на территории России, что вызвало объявление заочного ареста и международного розыска лидера запрещенной в Российской Федерации экстре-мисткой организации «Правый сектор». Призывы об объединении усилий террористов против России размещались, в частности в социальной сети «ВКонтакте» [15]. Ультранационалистические организации пытались активизировать антироссийские силы к экстремистским действиям, для чего в центр исторической доктрины на Украине выдвинули голодомор. Но в итоге получилось, что антирусские агрессивные тенденции - это одновременно и антиукраинские тенденции, выражающиеся в расколе, распаде и вооруженных столкновениях.
Следствием деструктивных процессов, происходящих на Украине, стал распад государственности. В ответ на антиконституционные действия радикалов в Киеве, жители Крыма 16 марта 2014 году путем референдума выразили желание вступить в состав Российской Федерации, и таким образом, показали свое крайнее несогласие с негативными процессами, происходящими на Украине. За этот шаг тогда проголосовали 96,77% крымчан при явке 83,1% от общей численности населения Крыма. В сентябре 2018 года, то есть спустя 4 года после данных событий, в Республике Крым (n=300) и г. Севастополе (n=110) был проведен опрос среди трудящейся и учащейся молодежи (до 35 лет), в котором ставилась задача (среди прочих) определения уровня поддержки молодыми людьми статуса Крыма. На вопрос: «Как Вы относитесь к вхождению Крыма в состав России?», большинство опрошенных, как в Республике Крым, так и в г. Севастополе, отметили «однозначно положительно, полностью поддерживаю этот шаг» (см. табл. 1). Данные показывают, что в той или степени выражают положительное отношение к вхождению Крыма в состав России 75,4% молодых людей в возрасте от 15 до 35 лет. При этом в г. Севастополь данный показатель примерно на 10% выше, чем в Республике Крым (82,5% / 72,8%). Таким образом, можно сделать вывод, что молодые крымчане в подавляющем большинстве поддерживают статус Крыма.
Таблица 1. Уровень поддержки статуса Крыма среди молодежи, проживающей в Республике Крым и г. Севастополь.
Table 1. The Level of Support for the Status of Crimea among Young People Living in the Republic of Crimea and in the City of Sevastopol.
Варианты ответа Регион Всего
Республика Крым (n=300) г. Севастополь (n=110)
1. Однозначно положительно, полностью поддерживаю этот шаг 31,9% 42,7% 34,7%
2. Положительно 29,5% 26,2% 28,7%
3. Скорее положительно 11,4% 13,6% 12,0%
4. Мне все равно 11,4% 9,7% 11,0%
5. Скорее отрицательно 4,0% 1,9% 3,5%
6. Отрицательно 3,0% 1,0% 2,5%
7. Крайне отрицательно, считаю этот шаг большой ошибкой 3,4% 0% 2,5%
8. Затрудняюсь ответить 5,4% 4,9% 5,2%
Всего 100% 100% 100%
Источник: составлено соавторами научной статьи на основе первичных социологических опросов.
Source: compiled by co-authors of the scientific article based on primary sociological surveys.
Процессы дерусификации на постсоветском пространстве проявляются в дискриминации русскоязычного населения, в том, что русских нет в руководящих органах, их не допускают ко многим сферам, и прежде всего к культуре. Все это определяется известным социологом А. Дугиным как борьба геополитического характера против России в рамках так называемого проекта «русофобия». Он считает, что нацизм на Украине технологически выгоден Западу. Украина стала полем битвы между сторонниками однополяр-ного мира и сторонниками многополярного мира, таким образом, украинский кризис имеет характер глобального конфликта. Украина стала заложницей борьбы олигархических кланов, и страна оказалась в состоянии банкротства под ультранационалистическими лозунгами. Антирусский элемент, проявляющийся и даже доминирующий в политике правящей украинской элиты, не только не скрывался, а подчеркивался, прежде всего, отношением к русскому языку, к русской культуре, к истории России. Эта негативная доми-
нанта приводит ко все новым и новым виткам конфронтации, конфессиональным, экономическим, региональным конфликтам, ожесточению языка вражды и эскалации вооруженных столкновений на юго-востоке Украины и вблизи границы с Россией [16; с. 244, 245].
Э. Фромм считал, что истоки деструктивности и агрессии скрыты в психике самого человеке, а неврозы рассматриваются им «как симптом моральной несостоятельности. Во многих случаях неврозы, - подчеркивал он, - представляют собой специфическое выражение морального конфликта и успех терапии зависит от осознания личностью своей моральной проблемы и ее разрешения» [10; с. 19] путем духовно-этического и культурного самоопределения. Актуализация этого подхода обусловлена необходимостью осознания социальной самодостаточности суверенного государства в условиях обострения глобальной конкуренции и угроз возникновения внутренних противоречий, когда преимущества развития во многом обусловлены этическими качествами общества и прежде всего организующим началом и конструктивной инновационной функциональностью правящей элиты, как на федеральном, так и на региональном уровне.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Юрченко И.В., Донцова М.В., Юрченко Н.Н. Факторы интеграции и конфликта в развитии человеческого потенциала Юга России: методология исследования / / Историческая и социально-образовательная мысль. - 2017. - Том 9. - №5/2. - С.155-161.
2. Юрченко В.М. Политика как фактор региональной конфликтности. - Краснодар: Изд-во Кубанского государственного университета, 1997.
3. Шмитт К. Понятие политического. Монография. / Пер. с нем.; под ред. А.Ф. Филиппова. -СПб.: Наука, 2016.
4. Зубаревич Н.В. Общество и элиты в российских регионах: изменения за постсоветский период // Четверть века после СССР: люди, общество, реформы. - М.: Изд-во Московского университета, 2015.
5. Капустин Б.Г. Народ в отсутствие народа, или о взгляде на посткоммунизм снизу // Четверть века после СССР: люди, общество, реформы. - М.: изд-во Московского университета, 2015.
6. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. - М.: Хранитель, 2006.
7. Ачкасов В.А. Европа - Россия - Турция: «треугольник взаимозависимости» // Первый съезд Российского общества политологов: «Национальные интересы России: глобальные приоритеты, политические стратегии и перспективы», 30 июня - 3 июля 2014 года, Суздаль / Российское общество политологов; под общ. ред. А. Ю. Шутова; сост. А. И. Волошин. — М.: Изд-во Московского университета, 2014.
8. Путин: Евразийский союз - путь к успеху и процветанию [Электронный ресурс] // Официальный сайт партии «Единая Россия». URL: https://er.ru/news/62241/ (дата обращения: 07.11.2018)
9. Знаков В.В. Теоретические основания психологии понимания многомерного мира человека // Вопросы психологии. - 2014. - № 4. - С.16-30.
10. Фромм Э. Психоанализ и этика. - М.: Республика, 1993.
11. Стенограмма заседания международного дискуссионного клуба «Валдай» (публикуется по материалам официального сайта Кремля) [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/19243 (дата обращения: 05.11.2018).
12. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. - СПб: А/О «Комплект», 1992.
13. Юрченко И.В. Формирование ментальных основ государственности в процессе политических коммуникаций // Интеграционный потенциал современной России в условиях политических вызовов информационной эпохи: III Столыпинские чтения. материалы науч.-практ. конф. с международным участием (Краснодар, апрель 2014) / Отв. ред. В.М. Юрченко. - Краснодар: Изд-во КубГУ, 2014.
14. Мэй Р. Сила и невинность. - М.: Смысл, 2001.
15. Козлова Н. На границе - задержать [Электронный ресурс] // Российская газета. 13.03.2014. -№ 6359 (57). URL: https://rg.ru/2014/03/12/yarosh-site.html (дата обращения:05.11.2018)
16. Юрченко И.В. Обострение конфликтов миграции в контексте украинского кризиса // Интеграционный потенциал современной России в условиях политических вызовов информационной эпохи: III Столыпинские чтения. - Краснодар: Изд-во Кубанского государственного университета, 2014.
REFERENCES
1. Yurchenko I.V., Doncova M.V., Yurchenko N.N. Faktory integracii i konflikta v razvitii chelovech-eskogo potenciala Yuga Rossii: metodologiya issledovaniya [Factors of integration and conflict in the development of human potential in the South of Russia: research methodology]. Istoricheskaya i so-cial'no-obrazovatel'naya mysl' = Historical and Social-Educational Idea. 2017. Vol. 9. No. 5/2. Pp.155161. DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-5/2-155-161. (In Russ).
2. Yurchenko V.M. Politika kak faktor regional'noj konfliktnosti [Politics as a factor of regional conflict]. Krasnodar, 1997. (In Russ).
3. Shmitt K. Ponyatie politicheskogo [The concept of the political]. By ed. A.F. Filippova. St. Petersburg, 2016. (In Russ).
4. Zubarevich N.V. Obshchestvo i ehlity v rossijskih regionah: izmeneniya za postsovetskij period [Society and elites in the Russian regions: changes over the post-Soviet period]. Chetvert' veka posle SSSR: lyudi, obshchestvo, reform = A quarter of a century after the USSR: people, society, reforms. Moscow, 2015. (In Russ).
5. Kapustin B.G. Narod v otsutstvie naroda, ili o vzglyade na postkommunizm snizu [People in the absence of a people, or about a view of post-communism from below]. Chetvert' veka posle SSSR: lyudi, obshchestvo, reform = A quarter of a century after the USSR: people, society, reforms. Moscow, 2015. (In Russ).
6. Merton R. Social'naya teoriya i social'naya struktura [Social Theory and Social Structure]. Moscow, 2006. (In Russ).
7. Achkasov V.A. Evropa - Rossiya - Turciya: «treugol'nik vzaimozavisimosti» [Europe - Russia - Turkey: "Triangle of Interdependence"]. Pervyj s"ezd Rossijskogo obshchestva politologov: «Nacional'nye in-teresy Rossii: global'nye prioritety, politicheskie strategii i perspektivy» (Proc. 1st Congress of the Russian Society of Political Scientists " Russia's National Interests: Global Priorities, Political Strategies and Prospects"). Moscow, 2014. (In Russ).
8. Putin: Evrazijskij soyuz - put' k uspekhu i procvetaniyu (Putin: Eurasian Union - the path to success and prosperity). Available at: https://er.ru/news/62241/ (accessed 7 November 2018). (In Russ).
9. Znakov V.V. Teoreticheskie osnovaniya psihologii ponimaniya mnogomernogo mira cheloveka [Theoretical Foundations of the Psychology of Understanding the Multidimensional Human World]. Voprosy psihologii = Questions of psychology. No. 4. Pp.16-30. (In Russ).
10. Fromm E. Psihoanaliz i ehtika [Psychoanalysis and Ethics]. Moscow, 1993. (In Russ).
11. Stenogramma zasedaniya mezhdunarodnogo diskussionnogo kluba «Valdaj» (Transcript of the meeting of the international discussion club "Valdai" (published on the materials of the official website of the Kremlin). Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/19243 (accessed 05 November 2018). (In Russ).
12. Tihomirov L.A. Monarhicheskaya gosudarstvennost' [Monarchist statehood]. St. Petersburg, 1992. (In Russ).
13. Yurchenko I.V. Formirovanie mental'nyh osnov gosudarstvennosti v processe politicheskih kommu-nikacij [Formation of the mental foundations of statehood in the process of political communications]. Materialy nauch.-prakt. konf. s mezhdunarodnym uchastiem "Integracionnyj potencial sov-remennoj Rossii v usloviyah politicheskih vyzovov informacionnoj ehpohi: III Stolypinskie chteniya" (Materials scientific and practical conf. with international participation "Integration potential of modern Russia in the context of the political challenges of the information age: III Stolypin readings"). Krasnodar, 2014. (In Russ).
14. Mehj R. Sila i nevinnost' [Power and innocence]. Moscow, 2001. (In Russ).
15. Kozlova N. Na granice - zaderzhat' (On the border - to delay). Available at: https://rg.ru/2014/03/12/yarosh-site.html (accessed 05 November 2018). (In Russ).
16. Yurchenko I.V. Obostrenie konfliktov migracii v kontekste ukrainskogo krizisa [Aggravation of conflicts of migration in the context of the Ukrainian crisis]. Materialy nauch.-prakt. konf. s mezhdunarodnym uchastiem "Integracionnyj potencial sovremennoj Rossii v usloviyah politicheskih vyzovov informacionnoj ehpohi: III Stolypinskie chteniya" (Materials scientific and practical conf. with international participation "Integration potential of modern Russia in the context of the politic al challenges of the information age: III Stolypin readings"). Krasnodar, 2014. (In Russ).
Информация об авторах:
Юрченко Инна Вадимовна, главный научный сотрудник, Федеральный исследовательский центр Южный научный центр Российской академии наук, доктор политических наук, профессор, профессор кафедры политологии и политического управления, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия [email protected]
Донцова Мария Владимировна, кандидат социологических наук, научный сотрудник, Федеральный исследовательский центр Южный научный центр Российской академии наук, г. Ростов-на-Дону, Россия [email protected]
Юрченко Наталья Николаевна, кандидат политических наук, доцент, руководитель лаборатории политического анализа и конфликтологической экспертизы проблем национальной и региональной безопасности, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия [email protected]
Получена: 07.11.2018
Information about the authors:
Inna V. Yurchenko, Chief Researcher, Federal Research Center Southern Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Political Sciences, Professor, Professor of Department of Political Science and Political Management, Kuban State University, Krasnodar, Russia [email protected]
Mariya V. Dontsova, Candidate of Sociological Sciences, Researcher, Federal Research Center Southern Scientific Center of the Russian Academy of Sciences,
Rostov-on-Don, Russia [email protected]
Natalia N. Yurchenko, Candidate of Political Sciences, Associate Professor, Head of Laboratory of Political Analysis and Conflict Expertise of National and Regional Security Problems, Kuban State University,
Krasnodar, Russia [email protected]
Received: 07.11.2018