Научная статья на тему 'Трансформации пространственно-временного восприятия в современной профессиональной среде'

Трансформации пространственно-временного восприятия в современной профессиональной среде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
138
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PERCEPTION / PERSON / SPACE / TIME / TRANSFORMATION / PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аванесян Грант Михайлович, Оганесян Саак Виулович, Степанян Лусине Самвеловна

Целью нашего исследования является формирование поведенческой модели адаптации человека к современным условиям функционирования, с целью применения этой модели в различных сферах жизнедеятельности, в частности профессиональной деятельности с учетом индивидуально-психологических особенностей личности. Экспериментальное исследование поставленной задачи в перспективе раскрывает возможности совершенствования индивидуального механизма регуляции пространственно-временной перцепции в конкретной среде профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The aim of our research is to develop a behavioral model of human adaptation to modern conditions of operation, in order to apply this model in various spheres of activity, in particular of the professional activities, taking into individual psychological characteristics of personality.Experimental study of the problem in perspective opens the possibility of improving the mechanism of regulation of individual space-time perception in a specific environment of professional activity.

Текст научной работы на тему «Трансформации пространственно-временного восприятия в современной профессиональной среде»

their relations with sex segregated play>>. Journal of Social and Personal Relationships, 16 (6), 1999. - 751-771p.

10. Pitcher, E.G., Schultz, L.H., <<Boys and girls at play: the development of sex roles>>, Bergin and Harvey, South Hadley Mass. 1983.

11. Radckliff, C.L., Raaq, T., «Preschoolers' Awareness of Social Expectations of Gender: Relationships to Toy Choices>>, Sex Roles: A Journal of Research, 38 (9-10), 1998, 685-700 p.

12. Serbin, L., Marchessault, K., McAffer, V., Peters, P., Schwartzman, A.E., «Patterns of social behavior on the playground in 9 to 11 year girls and boys: Relation to teacher perceptions and to peer ratings of aggression, withdrawal, and likability>>. In Craig H. Hart (ed). Children on Playgrounds: Research Perspectives and Applications. State University of New York Press. Albany,

1993. - 162-183.

13. Serbin, L., O'Leary, D. , <<How Nursery Schools Teach Girls to Shut Up>>. Psychology Today, 9 (7), 1975. - 57-58 p.

14. Serbin, L.A., Powlishta, K. K., Gulko, J., <<The Development of Sex Typing in Middle Childhood». Monographs of the Society for Research in Child Development, 58(2), 1993. - 1-74 p.

15. Werrbach, G.B., Grotevant, H.D., Cooper, C.R., «Gender differences in adolescents' identity development in the domain of sex role concepts.» Sex Roles: A Journal of Research, 23 (7-8), 1990. - 349-362 p.

16. Zeman, J., Garber, J., «Display Rules for Anger, Sadness and Pain: It Depends on Who is Watching>>, Child Development, 67, 1996. - 957-973 p.

ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДЕ

Исследование выполнено при финансовой поддержке Государственного комитета по науке МОН РА в

рамках научного проекта № 15T-5A212

Аванесян Грант Михайлович

докт. психол. наук, заведующий кафедры общей психологии ЕГУ, руководитель лаборатории экспериментальной психологии, г. Ереван Оганесян Саак Виулович

канд. пед. наук, старший научный сотрудник лаборатории экспериментальной психологии ЕГУ,

г. Ереван

Степанян Лусине Самвеловна

канд. биол. наук, старший научный сотрудник лаборатории экспериментальной психологии ЕГУ,

г. Ереван

АННОТАЦИЯ

Целью нашего исследования является формирование поведенческой модели адаптации человека к современным условиям функционирования, с целью применения этой модели в различных сферах жизнедеятельности, в частности профессиональной деятельности с учетом индивидуально-психологических особенностей личности.

Экспериментальное исследование поставленной задачи в перспективе раскрывает возможности совершенствования индивидуального механизма регуляции пространственно-временной перцепции в конкретной среде профессиональной деятельности. ABSTRACT

The aim of our research is to develop a behavioral model of human adaptation to modern conditions of operation, in order to apply this model in various spheres ofactivity, in particular of the professional activities, taking into individual psychological characteristics of personality.

Experimental study of the problem in perspective opens the possibility of improving the mechanism of regulation of individual space-time perception in a specific environment ofprofessional activity.

Ключевые слова: перцепция; личность; пространство; время; трансформация; профессиональная деятельность

Keywords: perception; person; space; time; transformation; professional activity

Актуальность проблемы. Общественная жизнь современного человека характеризуется высокой лабильностью, вариабельностью и динамичностью, где особое значение приобретают характеристики временно-пространственного восприятия. Одной из существенных характеристик современного мира является массовость и расширение информационного поля, создание глобального единого информационного пространства, а также расширение отраслей и сфер использования информационных технологий (ИТ), приводящих к изменениям и трансформациям

механизмов, особенностей и закономерностей восприятия времени и пространства. Вариации временно-пространственного восприятия обусловлены также и воздействием ИТ во всех сферах деятельности человека, особенно в сфере профессиональной деятельности. В частности, в различных сферах профессиональной деятельности информация собирается, анализируется, сохраняется и применяется с использованием различной современной техники, что обеспечивает эффективную профессиональную коммуникацию без границ во времени и пространстве. Внедрение ИТ в профессиональную деятельность позволяет проводить «on-line»

беседы и интервью в различных уголках земли, что предоставляет большие возможности для профессионального развития отдельной личности, а также целой организации. Кроме того, использование системы «Mulberry» в различных государственных структурах привело к повышению эффективности межведомственной коммуникации и уменьшению временных и ресурсных затрат.

Необходимо отметить также, что проведение «on-line» конференций, семинаров и тренингов является предиктором международного сотрудничества и взаимодействия научных и академических деятелей различных стран, а также создания единого научного пространства, где использование общечеловеческих научных достижений и ресурсов не представляет больших трудностей.

Резюмируя вышесказанное, можно предположить, что с одной стороны развитие ИТ привело к повышению эффективности профессиональной деятельности, но с другой стороны стало причиной трансформаций восприятия времени и пространства, и вытекающим из них как положительных, так и отрицательных последствий.

В свою очередь немаловажным является факт интенсивного внедрения ИТ в жизнь современного ребенка, который воспринимает мир, окружающее пространство и время при помощи различных современных технологий передачи информации, приводящее к трансформациям восприятия пространственно-временных характеристик, а также к изменениям ведущей деятельности ребенка, и как следствие особенностям развития эмоциональной, перцептивной и когнитивной сфер. В тоже время интересным является исследование временно-пространственных характеристик в подростковом и юношеском возрастах, когда формируется и развивается избирательность восприятия, мировоззрение, и когда еще можно воздействовать на процесс развития особенностей протекания различных психических процессов. Немаловажным являются эти трансформации и для взрослых людей различных профессий, когда человек должен адаптироваться к новым условиям функционирования социальной и профессиональной среды с использованием различных современных технологий.

Учитывая значимость характеристик времени и пространства в жизни человека не удивляет столь большой интерес ученых различных дисциплин к исследованию данной проблемы. Так как вся деятельность человека протекает во времени и в определенном реальном или виртуальном пространстве, эта проблема была и останется в центре внимания исследователей различных наук.

Современная научная литература богата исследованиями, посвященным проблеме пространственно-временных характеристик, в частности взаимосвязям личностных характеристик и особенностей пространственно-временного восприятия. Однако малоизученным является проблема трансформаций восприятия времени и пространства, а также ее роль в профессиональной деятельности. Несмотря на количество и разнообразие исследований, посвященных данной проблеме, до сих пор отсутствует единая концепция вре-

мени, а также определения этого термина, которая отразила бы все особенности этого явления. Принято, что время и пространство воспринимаются в единстве, примером чего может явиться факт измерения пространства временем и, наоборот. Нам всем известно, что, правильная организация пространства экономит как физическое, так и социальное и личное время, с другой стороны, правильная организация времени приводит к эффективному использованию пространства. В тоже время, в работах Н. И. Черемискиной показано, что профессионалам технических направлений характерно восприятие времени и пространства независимо друг от друга, связанное с особенностями этих профессий, где пространство и время являются инструментом их деятельности [14]:

В ряде работ, отмечено, что восприятие времени имеет индивидуальный характер. В частности показано, что большинство людей переоценивают временные интервалы, т.е. время [1, 4, 13]. В исследованиях же Н. Н. Абросимовой и Н. И. Черемискиной подчеркивается связь восприятия времени и пространства с эффективностью профессиональной деятельности [14]. В этом контексте интересны работы Т. О. Коноваловой, Е. Ю. Артемьевой и др., где отмечается, что восприятие временно-пространственных характеристик обусловлено влиянием профессии [3, 8, 11]. Коновалова и соавтор. отмечают, что избирательность восприятия и направленность различных аспектов взаимодействия могут сформироваться под влиянием различных внутренних и внешних факторов. Согласно Е. Артемьевой значимым среди этих факторов является вхождение в профессию, связанное с принятием собственной профессии как образа жизни, а также особым отношением к ряду процессов, явлений и объектов окружающей среды. Авторы отмечают, что различия в предмете деятельности предопределяют особенности восприятия незначимых для данной профессии объектов мира [3]. Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что восприятие времени и пространства преломляется через предмет деятельности, а также через процесс овладения и выполнения профессиональной деятельности, т.е. пространственно-временное восприятие, обусловлено профессиональными особенностями личности.

Анализ научной литературы, выявил, что исследования особенностей восприятия времени и пространства в контексте профессиональной деятельности, в основном относятся к проблеме управления времени, и вытекающих последствий. Согласно Дракеру, самым значимым навыком и умением современного менеджера является эффективность деятельности, которая в первую очередь, предопределяется эффективным и правильным управлением времени, одним из составляющих которого является гуманизация [8]. В свою очередь, гуманизация связана с индивидуальным качеством управления временем, обусловлена личностным ростом и особенностями самореализации. В то время как ролевое и социальное управление временем являются способами адаптации к внешнему времени, индивидуальное управление временем направлено на организацию и контроль внутреннего времени. Одним из значимых особенностей внутреннего вре-

мени является личностное самоопределение, осознание собственных ценностей, а также выбор значимых жизненных целей. На основании вышесказанного, можно полагать, что исследование внутреннего времени является предметом изучения психологии, как предиктора личностного роста и эффективной деятельности.

Необходимо отметить, что выявление особенностей и закономерностей трансформации пространственно-временного восприятия позволит сформулировать способы и методы эффективной деятельности. При этом важным является факт обеспечения долговременной эффективности за счет уменьшения восприятия стрессовых ситуаций, предотвращения появления синдрома профессионального выгорания, сохраняя тем самым психическое и физическое здоровье человека.

Известно, что одним из распространённых факторов развития профессионального стресса является неправильное управление временем, в частности нехватка времени приводит к развитию хронического стресса [10]. Из вышеизложенного вытекает, что для предотвращения развития различных форм стресса необходимым условием является формирование навыков эффективного управления временем и пространством [2]. Однако навыки эффективного управления временных и пространственных характеристик окружающей среды не могут непосредственно воздействовать на эффективность деятельности. Их воздействие опосредовано уровнем психического и физического здоровья личности. Вышеизложенные факты позволяют выработать определенный алгоритм, который имеет следующие составляющие:

Рисунок 1. Алгоритм формирования навыков эффективного управления временем и пространством

Несмотря на важность вышеуказанных положений, необходимо отметить значимую роль индивидуальных особенностей субъектов в развитии различных стрессовых состояний. Так, показано, что как развитие, так и преодоление стресса обусловлено установками, стереотипами, мотивами и целями, особенностями восприятия времени и пространства, а также устойчивостью к различным стрессовым ситуациям. Результаты исследований Г. Аванесян и Э. Асриян показывают, что люди, характеризующиеся высоким уровнем стресса и тревожности переоценивают время [4]. В ра-

ботах ряда авторов (Г. Аванесян, Э. Асриян, Л. Степа-нян, С. Оганесян, В. Григорян и др.) обсуждается также связь личностной децентрации как новообразования и пространственного восприятия [2, 12].

Резюмируя вышеизложенное, можно заключить, что интенсивный рост ИТ в современном обществе воздействует на особенности и закономерности восприятия времени и пространства, с учетом индивидуальных характеристик личности и предопределяющие эффективность деятельности, обусловленная эффективным и правильным управлением времени и пространства (рис. 2).

Рисунок 2. Схема цепочки зависимости процессов трансформации восприятия времени и пространства от степени распространенности ИТ и индивидуальных характеристик личности

Проведенный теоретический анализ проблемы трансформации восприятия времени и пространства в современном мире, ее влияние на эффективность деятельности, а также ее обусловленность различными индивидуальными характеристиками показал, что, несмотря на тенденции исследования этой проблемы в различных дисциплинах, имеющиеся исследования не дают целостного представления о причинах и следствиях данной проблемы. В тоже время, учитывая, интенсивность и продолжительность преобразований в сфере ИТ, а также влияние этих преобразований на эффективность деятельности, опосредованное психическим и физическим здоровьем человека, ставит задачу проведения систематических научных мониторингов, способствующих профилактике нежелательных проявлений ситуационной адаптации личности, тем самым способствуя повышению уровня эффективности профессиональной деятельности.

Ставя перед нами задачу исследования различных сторон влияния ИТ, стратегической целью нашего исследования является формирование поведенческой модели адаптации человека к современным условиям функционирования, с целью применения этой модели в различных сферах жизнедеятельности, в частности профессиональной деятельности с учетом индивидуально-психологических особенностей личности.

Опыт многолетних экспериментальных исследований и теоретические изыскания выдвигают целый ряд актуальных задач, а именно, целесообразность выявления особенностей восприятия пространственно-временных характеристик у лиц различных профессий, а также их взаимосвязанность с психофизиологическими показателями. Не менее важно изучение особенностей восприятия пространственно-временных характеристик у лиц разными демографическими характери-

стиками (возраст, пол, место жительства и т.д.) в зависимости от их вовлеченности в систему ИТ и предрасположенности влиянию ИТ. По результатам комплексного экспериментального исследования предусмотрена разработка функциональных моделей поведения в условиях трансформации пространственно-временного восприятия.

Экспериментальное исследование поставленных задач в перспективе раскрывает возможности совершенствования индивидуального механизма регуляции пространственно-временной перцепции в конкретной среде профессиональной деятельности. Обоснование взаимосвязи включённых в модель факторов создает новые возможности понимания истоков и динамики трансформаций восприятия в современных условиях информационного воздействия, а также практически может быть направлено на адаптацию личности к профессиональной деятельности на основании адекватного контроля условий и сохранение психического и физического здоровья субъектов деятельности.

Список литературы:

1. Аванесян Г. М., Галстян А. А. Взаимосвязь контроля времени, качества выполнения задания и личностных особенностей. // «Публичное управление» научный журнал. Ереван, N 1, 2013. - с. 203-212.

2. Аванесян Г. М., Оганесян С. В. Психологические особенности адаптации и пространственной ориентации в современной информационной среде // Межд. конф. «Современные проблемы теор. и прикл. психологии», Ереван, 2013. - с. 34-37.

3. Артемьева Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики. М.: Наука: Смысл, 1999. -350 с.

4. Асриян Э. В., Аванесян Г. М. Особенности восприятия времени и их связь с проблемой тревожности. // Межд. конф. «Современные проблемы теор. и прикл. психологии», Ереван, 2013. - с. 354-356.

5. Березин Ф. Б. Психическая адаптация и тревога Березин Ф.Б. «Психическая и психофизиологическая адаптация человека». Л., 1988. - с.13-21.

6. Гайденко П. П. Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке. М. Прогресс-Традиция, 2006. - с. 5-55.

7. Калинин С. И. Тайм-менеджмент: Практикум по управлению временем. СПб.: Речь, 2006. - 371с.

8. Коновалова Т. О., Заводчиков Д. П. Психосемантика времени и пространства в субъективном восприятии студентов с разной направленностью профессиональной подготовки // Концепт, 2012, № 4 (Апрель). - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/1243.htm

9. Оганесян С. В. Основы профессиональной ориентации. Учебно-методическое пособие. Ереван, изд-во ЕГУ, 2014. - 332 с.

10. Психология состояний. Хрестоматия. Составители Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева. Под ред. А. О. Прохорова. СПб.: Речь, 2004. - 608 с.

11. Семенова М. Н. Ментальные репрезентации времени и пространства: дис. ... канд. психол. наук. Пермь, 2007. - 213 с.

12. Степанян Л. С., Григорян В. Г. Децентри-ческая позиция личности как предиктор эффективности деятельности государственных служащих. // 9-ая год. научн. конф. Сборник научн. статей. Изд-во: РАУ, Ереван, 2015.

13. Цуканов Б. И. Время в психике человека, Одесса, изд-во: Астро-Принт, 2000. - 221 с.

14. Черемискина Н. И. Пространственно-временной аспект образа мира у представителей разнотипных профессий. Автореф на соиск уч. ст. канд. псих. наук, 2008. - 27 с.

15. Allan L.G. The perception of time, Ontario Canada, 340-354.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СПОРТСМЕНОВ-ПОДРОСТКОВ К

СОРЕВНОВАНИЯМ

Башлакова-Николаева Татьяна Игоревна

Магистрант Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет», Москва

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается психологическая готовность к соревнованиям, охватывающая различные понятия и подходы, а также взаимосвязи психологической подготовки спортсмена с формированием и развитием личностных качеств с учетом особенностей подросткового возраста. ABSTRACT

This article describes psychological preparedness for competitions and covers a variety of concepts and approaches, as well as the interrelationships ofpsychological preparation of athletes with formation and development their personal psychological qualities, considering the features of adolescence.

Ключевые слова: психологическая готовность к соревнованиям, психологическая подготовка к соревнованиям, психологические качества личности, спортивная форма, юные спортсмены.

Key words: psychological preparedness for competition, psychological preparation for , mental skills, mental preparation, adolescent athletes, psychological characteristics.

В последнее время существенно увеличилась нагрузка в спорте высших достижений в связи с возросшим уровнем спортивных состязаний, усилившейся конкуренцией на соревнованиях всех уровней. Благодаря факторам привлекательности этих соревнований для спортсмена по причине их престижности, популярности и внушительной призовой составляющей, а также ранней профессионализации в спортивной деятельности при недостаточной разработанности в отечественной научной литературе темы психологической подготовки спортсменов-подростков к подобным факторам соревновательной деятельности возрастает и напряженность психической активности таких спортсменов.

Решение проблемы психологической готовности к соревнованиям по отношению к спортсменам подросткового возраста важно хотя бы потому, что снижение возраста спортсменов в профессиональной спортивной деятельности приводит к тому, что такая деятельность, являясь ведущей для значительной части

таких спортсменов, определяет формирование их личностей. Поскольку именно в подростковом возрасте происходит активное развитие личности, которое будет определять ее дальнейшее становление, то исследование влияния психологической подготовки на личность спортсмена-подростка может стать решающим в понимании процесса формирования психологических качеств личности спортсмена.

Успешное участие спортсменов в соревновательной деятельности зависит как от уровня их физической, технической и тактической подготовленности, так и от уровня развития психологических качеств, от психологической готовности к состязаниям.

Психологическая подготовка спортсмена — вид деятельности, включающий в себя все многообразие методов, методик, подходов и теорий, целью которых является формирование личности спортсмена, реализация его задатков и способностей для достижения максимального спортивного результата в избранном виде спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.