Научная статья на тему 'Трансформации повседневности в реалиях COVID‑19'

Трансформации повседневности в реалиях COVID‑19 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
307
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
повседневность / мир / общество / пандемия / практики / everyday life / world / society / pandemic / practices

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Равочкин Никита Николаевич

В статье анализируются трансформации повседневности, обусловленные сдвигами в макропроцессах, которые произошли под влиянием пандемии нового коронавируса COVID‑19. Фиксируются изменения в таких составляющих элементах повседневности, как образование, предпринимательство, политика, право и духовная сфера. Рассматриваются основные тренды, связанные с разнонаправленными процессами, способ‑ ствующими с одной стороны повышению транспарентности мира, с другой – созданию новой искусственной социальности. Автор отмечает необратимый характер произошедших трансформаций, буквально разделивших повседневность на «до» и «после» пандемии. Комплексный анализ макропроцессов позволяет определить статью как предварительное введение к изучению куль‑ туры повседневности и различных практик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Равочкин Никита Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVERYDAY LIFE TRANSFORMING IN THE COVID‑19 REALITIES

The article analyzes the transformations of everyday life caused by shifts in the macro-processes that have occurred under the influence of the COVID‑19 coronavirus pandemic. Changes in such constituent elements of everyday life as education, entrepreneurship, politics, law and the spiritual sphere are recorded. The main trends associated with multidirectional processes that, on the one hand, contribute to an increase in the transparency of the world, on the other hand, to the creation of a new artificial sociality are considered. The author notes the irreversible nature of the transformations that have literally divided everyday life into “before” and “after” the pandemic. A comprehensive analysis of macro-processes allows defining the article as a preliminary introduction to the study of the culture of everyday life and various practices.

Текст научной работы на тему «Трансформации повседневности в реалиях COVID‑19»

Социология №1 2021

Трансформации повседневности в реалиях COVID-19

Равочкин Никита Николаевич,

кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарно-правовых дисциплин, Кузбасская государственная сельскохозяйственная академия; доцент кафедры истории, философии и социальных наук, Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева E-mail: nickravochkin@mail.ru

В статье анализируются трансформации повседневности, обусловленные сдвигами в макропроцессах, которые произошли под влиянием пандемии нового коронавируса COVID-19. Фиксируются изменения в таких составляющих элементах повседневности, как образование, предпринимательство, политика, право и духовная сфера. Рассматриваются основные тренды, связанные с разнонаправленными процессами, способствующими с одной стороны повышению транспарентности мира, с другой - созданию новой искусственной социальности. Автор отмечает необратимый характер произошедших трансформаций, буквально разделивших повседневность на «до» и «после» пандемии. Комплексный анализ макропроцессов позволяет определить статью как предварительное введение к изучению культуры повседневности и различных практик.

Ключевые слова: повседневность, мир, общество, пандемия, практики.

По причине своего быстрого распространения коронавирус SARS-COV-2 воплотился в форме мировой пандемии, что, конечно же, не могло не оказать существенного влияния на трансформацию окружающей действительности и не произвести масштабные изменения в повседневности, ее социально-культурных, политических и экономических элементах. Как показал прошедший год, радикально изменились формы и способы взаимодействия между людьми, средства трансляции политических решений, принципы функционирования экономических механизмов, да и вообще социального и бытового существования каждого индивида. Сделаем акцент, что здесь речь идет не только о жителях отдельных регионов какого-либо государства или даже целой отдельной страны, но, полагаем, правильнее говорить об изменениях, происходящих в повседневных способах существования граждан всего мира.

Начнем с того, что в период коро-навирусной пандемии произошли значительные сдвиги в системе образования, которая одна из первых потребовала быстрой перестройки средств связи между субъктами образовательной деятельности. Так, правомерен тезис, что качество услуг и интегральная эффективность функционирования системы образования напрямую детерминирует возможности раскрытия интеллектуального потенциала малых и больших социальных групп, от которых зависит социальный успех целых государств. К примеру, А.А. Строков подчеркивает, что система образования позволяет укомплектовать государства (много) профильными специалистами [13]. Однако не стоит забывать, что современные реалии все чаще требуют использования современных технологических ресурсов.

Самоочевидно, что современная система образования подчиняется духу времени и все интенсивнее включает-

162

ся в процессы цифровизации и постоянно запускает собственные модернизации, которые связаны с применением средств удаленной связи. Цифровиза-ция современного общества формирует новый вид соответствующей культуры, основанием которой становится адекватное использование возможностей технико-технологических новаций. Характерно, что одним из вариантов такого развития образовательного процесса могло (а на долгосрочную перспективу очень даже может) произойти реализация образовательных программ без преподавателей. Отметим, что некоторые зарубежные коллеги провели эксперимент, в ходе которого педагоги были выведены из образовательного процесса, а учащиеся действовали самостоятельно. В результате данный эксперимент был признан провальным [16]. Таким образом, перед нами пример неадекватного использования цифровых технологий. Это означает, что образовательная деятельность, хоть и должна трансформироваться для формирования специалистов в соответствии с внешними вызовами и тенденциями, но должна быть адекватно адаптирована, то есть обязательно и при этом корректно сохранить педагога, использующего определенные наработки.

Де-факто коронавирус и связанные с ним меры по предотвращению распространения инфекции стали материальными драйверами, ускорившими процессы цифровизации образования. Разумеется, есть как позитивные, так и негативные стороны цифровизации образовательной и педагогической деятельности. С одной стороны, в ряде образовательных организаций сформировались и активно применялись удаленные формы проведения занятий, а рискогенные (для здоровья) аудиторные занятия были заменены на различные формы учебной деятельности, которые реализовывались как с применением средств облачных конференц-платформ (ZOOM, Skype и другие), так и с применением интернет-порталов учебных заведений, электронной образовательной среды. Представлен-

ные ресурсы для проведения занятии в удаленной форме на основе дистанционных обладают такими витальными преимуществами, среди которых следует выделить технологичность, доступность, открытость образования, возможность формирования его индивидуального характера [2]. Представленная логика и анализ эмпирических данных, фундированных рекомендациями организаций здравоохранения и нормативными актами властями различного уровня, однозначно констатирует смену повседневных практик и модификации привычной для многих субъектов образования деятельности.

С другой стороны, налицо негативные тенденции, связанные не столько с педагогическими нюансами по оценке знаний и организации занятий, но с усугублением порождаемой цифровизаци-ей дегуманизацией. Технизация образовательной деятельности хоть и привела к необходимым формам удаленного проведения занятий, но была негативно воспринята практически всеми заинтересованными в получаемых знаниях за элиминирование «химии» аудиторных взаимодействий, а главным образом - за реальное снижение интеллектуальной культуры общества [8]. По сути, человек все чаще воспринимается как машина, или, говоря предметно, своеобразный «придаток высокоразвитых технологий». Цифровое бытие тормозит его развитие, что способствуя деградации интеллектуальных возможностей индивидов.

Да, в соответствии с новыми технологическими возможностями изменился образовательный процесс. В рамках такой логики можно утверждать, что учащиеся получили возможности управления учебным контентом. В свою очередь это дает возможности формирования индивидуальных образовательных траекторий как принципа [3], заложенного в новейшие образовательные стандарты. Современные идеологи образования утверждают, что представленная возможность наиболее эффективным способом позволит сформировать обучающимся необ-

163

ходимые компетенции [14]. Вдобавок к этому, запущенная СОУЮ-19 глобальность образовательной деятельности, обеспечиваемая развитием технологий связи и включением, к примеру, в МО-ОК, также существенно трансформировала повседневное содержание учебного процесса.

Далее наши рассуждения затронут существенные изменения, которые пришлись на методы, принципы построения и реализации экономических отношений. По всем каналам медиа специалисты утверждали, что экономика множества стран, в той или иной степени пострадавших от пандемии ко-ронавируса, была вынуждена перейти от непосредственных форм реализации товаров и услуг к иным, в частности удаленным. Некоторые из экономистов подчеркивают, что появились три основные стратегии трансформации бизнес-активности, которые не просто прошли апробацию, но показали свою состоятельность и наибольшую эффективность в деловой активности:

1. Прежний продукт и/или услуга, новые каналы продаж;

2. Прежняя инфраструктура, новый продукт и/или услуга;

3. Прежний продукт, новая инфраструктура [9, с. 242].

Раскрывая содержание этих стратегий, поясняем, что первая из них предполагает необходимость переориентации рынка предоставляемых товаров и услуг от прямых продаж к удаленным способам, в том числе с применением услуг различных служб доставки. Это привело к резкому увеличению количества онлайн-заказов, а также закрытию физических офисов. В частности, некоторые компании были вынуждены сократить примерно до половины своих офисов ввиду нерентабельности и из-за новых нормативных предписаний. Кроме этого, увеличение онлайн-заказов привело к трансформации цепочки поставок. Отсюда возникла необходимость цифровизации логистических отраслей, формирования электронной коммерции, внедрения автоматических таможенных про-

цедур, применения дронов и вообще разработки новых способы бесконтактной передачи товаров и услуг. Поэтому использование в логистике, к примеру, BigData и повышение кибербезопасно-сти, а также сопутствующие трансформации маршрутов поставки ради желаемой эффективности и минимизации возросших издержкек по непредвиденным причинам и ситуациям выглядят более чем обоснованно и уже вряд ли в ближайшем будущем покинут отрасли экономики [7, с. 48-49]. Мы видим, что бизнес, сохраняя общую тенденцию и продукцию, изменяется в сторону безопасности. Весьма любопытно, что отныне распространение новой ко-ронавирусной инфекции стало трактоваться как форс-мажор. Это принципиально важный момент, поскольку он напрямую влияет на формы выбора и реализации способов уже заключенных договоров, а также в связи с предоставлением услуг по передвижению людей. Распространение СОУЮ-19 привело к тому, что международное авиа- и иное сообщение было практически приостановлено, если не сказать «парализовано», что поспособствовало необходимости разрешения множества экономических споров по вопросам возврата денежных средств и/или компенсации совершенных ранее сделок. Примером можно считать схожие решения национальных министерств об обязанности авиаперевозчиков произвести компенсации полной стоимости невозвратных билетов. Речь идет о тех временных промежутках, когда запланированное путешествие должно было бы проходить в период введения ЧП, карантина, закрытия государственных границ и так далее [11, с. 5].

Другой стратегией изменения экономических отношений становится перепрофилирование инфраструктуры производства. Проблемным в условиях распространения SARS-COV-2 становится уменьшение спроса на отдельные группы товаров с одновременным его увеличением на актуальные товары, которые в период охватившей весь мир паники буквально стали маркиро-

164

ваться «первой необходимости». К примеру, повышенный спрос на дезинфицирующие средства привел к тому, что даже весьма известные бренды, производящие совершенно иные категории товаров - предметы роскоши, алкогольную, парфюмерную продукцию - за несколько дней перешли на производство дезинфицирующих средств. Конечно, в данном случае сработал основной закон экономики - спрос рождает предложение, что в значительной степени переформатировало принципы и способы предпринимательской активности по всему миру.

Реализация третьей стратегии происходит за счет того, что существующие экономические субъекты, ритей-леры и сетевики, торгуя все теми же товарами, начиная от уже названных предметов первой необходимости и вплоть до бытовой техники и компьютеров, перестали справляться с количеством онлайн-заказов. Логично, что такое положение дел привело к необходимости подключения крупных известных сервисов онлайн-доставки в целях удовлетворения спроса на получение продуктов, что обусловило появление новых типам взаимодействия между игроками на рынках [6]. Таким образом, трансформируются не только привычные рынки, но по большей части сама структура сферы реализации товаров и услуг.

Вдобавок к этому, в период пандемии применяются новые методы продвижения товаров. Ведущей тому причиной, разумеется, справедливо полагать регулярное использование Интернета при оформлении заказов. Сегодня широко применяются методы вирусного маркетинга, который реализуется главным образом благодаря социальным сетям и многочисленным приложениям. Действительно, все более востребованными стали контекстный, баннер-ный и таргетированный типы рекламы, а также все чаще можно увидеть применение ресурсов SMM-рекламы, а также е-таП-рассылок [5, с. 357].

Кроме того, следует отметить, что трансформируется не только формы

и стратегии деятельности компаний в целом, а также их восприятие клиентами - в частности, изменениям подвергся рынок труда. Как пишут С.С. и В.В. Солдатовы, сегодня рынок труда представляет собой так называемую «лакмусовую бумагу», индикатор качественного состояния экономики государства, поскольку он отражает заинтересованность общества в конкретных трудовых ресурсах, видах специалистов и даже отдельных профессий [12]. Помимо этого, рынок труда позволяет показать уровень благосостояния трудоспособного населения, а также уровень экономической эффективности предпринимательской деятельности.

Можно сказать, что в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции наметилось две тенденции. Одна из них связана со стремлением компаний сократить часть персонала в связи с резким ухудшением экономической обстановки в стране, поскольку многие авторитетные экономисты действительно говорят о худшем за 100 лет кризисе. С другой стороны, некоторые компании выразили стремление сократить сотрудникам заработную плату по тем или иным основаниям. В самом деле, сложившиеся (складывающиеся) условия высветили определенный уровень трудового кризиса, который сопровождается существенным повышением спроса на рабочие места при фактическом сокращении вакансий и снижении реальной заработной платы.

Неудивительно, что по всему миру, в особенности в развивающихся и отстающих странах за последний год огромное количество предприятий малого и среднего бизнеса не просто сократили свою деятельность, а то и вовсе прекратили свое существование. С учетом метаморфоз, пронизывающих повседневность, многие компании проявляют устойчивый интерес к найму курьеров, специалистов по онлайн-образованию и онлайн-развлечению, не говоря уже о закономерном тренде -вовлечению медицинского персонала. Да, все еще востребованными остаются менеджеры, но лишь те, которые

165

специализируются на антикризисном управлении, а также профильные для деятельности того или иного бизнеса юристы [1, с. 58]. Одновременно с этим, произошло снижение спроса на некоторых представителей сферы услуг - гостиничный, ресторанный и туристский бизнес.

Очевидна актуальность вопроса о том, каким же будет рынок труда после окончания пандемии. Понятно, что он уже не встанет на привычные до ко-ронавируса рельсы. Исходя из представленных условий и эволюционной логики развития социальных систем, предположим, что рынок изменится достаточно сильно, сохранит спрос на курьеров, водителей, медицинский персонал ряд других видов деятельности, требующих непосредственного, а не удаленного участия работников, но поистине потребует новых профессий, или «профессий будущего», спрос на которые повысится многократно и, заметим, даже без каких-либо искусственных мер по его сохранению. Бесспорно, коронавирусная пандемия (даже больше, чем последние финансовые кризисы) стала важнейшим за последние десятилетия основанием для трансформаций трудовой структуры общества, поскольку напрямую определила сокращение и исключение одних видов деятельности, появление других и увеличение количества даже привычных нашему времени профессий. Значит, пандемию СОУЮ-19 без преувеличения можно полагать общемировой шоковой терапии, которая преднамеренным образом скорректировала и продолжит изменять хабитуализированные общественные связи и отношения.

Не остались без метаморфоз национальные правовые системы, а также нормы международного права. Отныне на законодательном уровне ситуации форс-мажора, к которым, естественно, относится и распространение новой коронавирусной инфекции, получили весьма широкое истолкование. Не только в российском, но и в международном праве отмечается, что сущностными характеристиками такой ситуации ста-

новятся чрезвычайность и непреодолимость, что формирует конкретные правовые и ситуативные последствия. В результате ситуация с СОУЮ-19 в абсолютном большинстве стран мира была признана форс-мажорной - и это позволило совершать экономически необоснованные, однако юридически предусмотренные действия. Как видим, это также вызвало изменения в аспекте технологий осуществления сделок и форм реализации предпринимательской деятельности всех заинтересованных лиц как внутри государственных экономик, так и на международных рынках. Соответственно, произошедшие трансформации детерминированы не столько, как бы это могло показаться, одними лишь экономическими факторами, сколько фундированы юридическими и общесоциальных оснований со-существования людей. Однако следует помнить, что нормативное регулирование представленных стремительно произошедших экономических перемен все же имеет неясные правовые описания. Проблемным здесь представляется, прежде всего, само понятие «форс-мажор» [15], приобретшего крайне широкие толкования при отсутствии достаточно четко проработанного методологического содержания для более эффективного правоприменения. Ясно, что существуют и иные трансформации правовых актов, однако можно отметить общую тенденцию: действующее законодательство позволяет изменить диспозиционные условия деловой и прочей активности различных субъектов на территории всего мира для того, чтобы избежать более серьезных трудностей, связанных с распространением условий форс-мажорных ситуаций в целом и конкретно коронавирусной пандемии.

Можно с уверенностью сказать, что изменение нормативного регулирования общественных форм взаимодействия ориентировано в первую очередь на сохранение целостности и работоспособности общества как системы, а также его элементов, людей, структур и институтов. Заметим, что сегод-

щщ

_ Л НПСЙ.Д

166

ня все чаще стабильность и социальная эволюция государств связывается с институциональными основаниями, поэтому неудивительно, что именно представленный подход получает приоритет при составлении нормативных описаний и регламентации общественных отношений, тогда как высвечивающие и обещающие выгоду экономические параметры отходят на второй план.

Было бы наивно считать, что пандемия COVID-19 не повлияла на современные политические реалии. Поэтому отметим, что в некоторых случаях можно зафиксировать изменения самих политических принципов как на внутренней, так и на внешней арене. Политологи утверждают, что пандемия изменила статус прав и свобод человека и гражданина. Если до начала эпидемии свободы человека, главным образом относительно возможностей передвижения, казались самоочевидными, то прошлый год позволил властным структурам буквально диктовать ограничения некоторых прав индивидов.

По своей сути и внешне такие ограничения связываются с заботой о жизни и здоровье людей, однако возникает ряд вопросов, которые ставят под сомнение целесообразность таких ограничений. А.А. Громыко приводит аналогию с деятельностью спецслужб в борьбе с терроризмом: «Борьба с международным терроризмом в начале XXI в. привела к беспрецедентному росту полномочий исполнительной ветви власти и спецслужб в большинстве стран, в том числе в области массовой прослушки и слежки. Проблема ведь не в том, что гражданские свободы страдают в форс-мажорных обстоятельствах. К 2020 г. опасность международного терроризма значительно снизилась, но отмеченные полномочия спецслужб практически полностью сохранились» [4, с. 7]. Мы видим резкие изменения привычных политико-правовых укладов и порядков, при которых устоявшиеся принципы жизни в условиях сложившихся политических режимов молниеносно утратили свой богатый функционал.

Система прав, идущих от естественного положения человека и его природных свойств, категорируется и провозглашается в либертарианской концепции государства и права, наши дни существенно трансформируется в систему прав, которые в критических ситуациях могут быть попросту отняты у человека. Таким образом, уместна аналогия с Агамбеном касаемо того, что фактически граждане различных государств более не принадлежат самим себе, но они превращаются в тела для функционирования (над)нацио-нальных политических механизмов.

Далее подчеркнем, что трансформации политического среза повседневности в условиях коронавирусной инфекции привели к новым формам международных отношений. Так, в Западной Европе обострилась проблема нелегальной миграции, которая для Евросоюза и стран, прилегающих к «Ев-розоне», является крайне трудным и насущным вопросом, не имеющего, что логично, какого-либо тривиального решения. Более того, ряд двух- и многосторонних отношений, например, между Турцией и ЕС, подверглись возрастающему напряжению из-за все той же миграции народов, которая в свою очередь сама крайне сильно влияет на бытовые, культурные, экономические формы и способы существования как в одной стране, так и в целых (макро) регионах. Так, на микроуровне социальных взаимодействий между гражданами одной и тем более различных стран разногласия по религиозным, культурным и прочим вопросам имеют априорный характер и уходят в психологию человека, что в перспективе может привести к расистским и даже ксенофобским настроениям и действиям. В свою очередь на макроуровне межсубъектных взаимодействий пандемия и миграционный вопрос также формируют негативные отношения между странами, подкрепляемые борьбой за первенство на международной арене, когда посредством власти у тех или иных акторов и коалиций появляются возможности навязывания собственной воли

и интересов не только политическим коллегам, но и оппонентам.

Интересно отметить, что трансформации повседневности произошли не только в мирской части общества, они произошли, быть может, не в таком большом объеме, и в религиозной части общества. Роман Николаевич Лункин отмечает, что христианская религия стала одной из сил, которая позволила сплотить европейское сообщество, поскольку духовные лидеры постоянно призывали к солидарности людей и совместному решению насущных коронавирусных проблем [10]. Отметим, что будучи традиционным вероисповеданием, христианство, все же, вынуждено было трансформироваться в соответствии с действующими санитарными правилами и применять современные средства связи для проведения дистанционных богослужений и виртуального приема паломников. Таким образом, к примеру, католическая церковь в лице Папы Римского, показала себя в качестве ответственных и сознательных субъектов социальных связей и отношений. Католическими религиозными лидерами было принято решение о фактическом закрытии храмов и прекращении богослужений.

Интересным представляется тот факт, что «апостольская пенитенциария Ватикана издала декрет о предоставлении специальных индульгенций для тех, кто заразился коронавирусом» [10, с. 106]. Разъяснение католической церкви таковы: индульгенция не является безоговорочным прощением грехов, а представляет собой освобождение от наказания за грехи. При этом для больного SARS-COV-2, который самоизолировался, индульгенцией считается «чтение Символа веры, Отче наш, молитвы Пресвятой Богородице, а также-изучение Библии в течение получаса» [10, с. 106].

В итоге мы видим, что религиозное сообщество трансформировалось в соответствии со сложившимися актуальными социальными условиями. Церковь, к примеру, католическая, перешла на современные - цифровые - формы

взаимодействия с верующими, прекратила временно очную форму взаимодействия с прихожанами, адаптировала под современные реалии индульгенции и формы их получения.

Однако в основе своей церковь для определенной части населения становится одним из наиболее значимых оснований существования человека, своего рода средством успокоения человеческого субъекта и его души. Таким образом, будучи социально ответственным субъектом общегосударственного существования, церковь взяла на себя чуть больше действий, чем было до пандемии короновирусной инфекции. Религиозные организации стали действовать с государством сообща для большей эффективности в борьбе с новой инфекцией.

Подводя итоги работы, можно сказать, что пандемия короновирусной инфекции SARS-COV-2 потребовала от общества значительных усилий по борьбе с собой. Это привело к тому, что повседневные практики во всех областях совместной общественной жизни значительно изменились. Были внедрены новые форматы образовательной деятельности, изменились способы взаимодействия между церковью и прихожанами, дистанционные проповеди официальные научные занятия стали привычным делом для обычного гражданина. Экономические отношения также сильно изменились. Речь идет здесь о способах продаж товаров, формах и скорости их доставки, принципах бесконтактной оплаты и удаленного заказа. Изменились механизмы доставки, расширились возможности различных онлайн-сервисов. С другой стороны, изменилась сущность и формы проявления рекламной продукции, которая стала по большей части контекстная. Кроме того, трансформируется рынок труда. Изменяется набор профессий и видов труда, которые приобретают особое значение и высоко ценятся в условиях ограничений. Одновременно определяется группа профессий, практически и совсем не используемых в процессе действия ограничительных мер.

щщ

_ Л НПСЙ.Д

168

Политические трансформации мож- 6. но связать с утратой человеком и гражданином части прав и свобод в условиях форс-мажоров в общем и пандемии -в частности. Изменяются отношения 7. между государствами на международной арене, миграционная политика государств все более отталкивает государства друг от друга, усиливая национа- 8. листическую риторику в современном глобализирующемся мире. Правовое поле также сильно изменяется. Детально прописываются нормативные акты, которые регламентируют действия лю- 9. дей в условиях различных форс-мажо-ров. Это приводит к более спокойному разрешению затруднений и непредвиденных последствий, которые то и дело возникают в повседневной жизни. Все ю представленные изменения приводят к созданию новых форм общественных отношений, то есть к формированию нового общества и перманентно складывающегося мирового порядка. 11.

Литература

1. Ахапкин Н.Ю. Российский рынок труда в условиях пандемии COVID-19: динамика и структурные изменения // Вестник Институ- . та экономики Российской академии наук. - 2020. - № 6. - С. 52-65.

2. Букейханов Н.Р., Гвоздкова С.И., Бутримова Е.В. Оценка эффективности цифровых технологий в условиях cOvID-19 // Российские ре- 13 гионы: взгляд в будущее. - 2020. -

Т. 7. - № 2. - С. 62-75.

3. Вдовина С.А., Кунгурова И.М. Сущность и направления реализации ин- 14. дивидуальной образовательной траектории // Интернет-журнал Науковедение. - 2013. - № 6 (19). - С. 175.

4. Громыко А.А. Коронавирус как фактор мировой политики // Научно- 15. аналитический вестник Института Европы РАН. - 2020. - № 2 (14). -

С. 5-13.

5. Гусаров А.С. Развитие интернет-маркетинга в период пандемии COVID-19 в России и мире // Вопро- 16. сы студенческий науки. - 2020. -

№ 5 (45). - С. 356-361.

169

Журавлева О.В. Система товародвижения в условиях пандемии // Вестник науки и образования. -2020. - № 12-2 (90). - С. 37-40. Казанцев А.А. Влияние пандемии коронавируса на цепи поставок // Вопросы студенческой науки. -2020. - № 6 (46). - С. 48-52. Кутырев В.А. О судьбе управления и права в цифровом обществе // Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2019. - № l(45). -С. 278-281.

Лапшина А.М., Анохина М.Е. Стратегии трансформации бизнеса в условиях пандемии COVID-19 // Стратегии бизнеса. - 2020. - Т. 8. -№ 9. - С. 242-245. Лункин Р. Механизмы религиозной реакции на пандемию коронавиру-са // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. - 2020. -№ 2. - С. 104-109. Соколова А.А. Эпидемия корона-вируса как форс-мажор в международных перевозках // Океанский менеджмент. - 2020. - № 1 (6). -С. 4-6.

Солдатова С.С., Солдато-ва В.В. Российский рынок труда в условиях нарастания экономического кризиса вследствие пандемии // STUDNET. - 2020. - Т. 3. -№ 2. - С. 424-429. Строков А.А. Цифровизация образования: проблемы и перспективы // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8. - № 2. - С. 15. Сысоев П.В. Обучение по индивидуальным образовательным траекториям // Вопросы методики преподавания в ВУЗе: ежегодный сборник. - 2013. - № 2 (16). - С. 13-24. Тимербулатов В.М., Тимербула-тов М.В. Здравоохранение во время и после пандемии COVID-19 // Вестник Академии наук Республики Башкортостан. - 2020. - Т. 35. - № 2 (98). - С. 77-87.

Cross J. An informal history of ELearning // On the Horizon. - 2004. -Vol. 12. - № . 3. - pp. 103-110.

EVERYDAY LIFE TRANSFORMING IN THE COVID-19 REALITIES

Ravochkin N.N.

Kuzbass state agricultural academy Kuzbass state technical university named after T.F. Gorbachev

The article analyzes the transformations of everyday life caused by shifts in the macro-processes that have occurred under the influence of the COVID-19 coronavirus pandemic. Changes in such constituent elements of everyday life as education, entrepreneurship, politics, law and the spiritual sphere are recorded. The main trends associated with multidirectional processes that, on the one hand, contribute to an increase in the transparency of the world, on the other hand, to the creation of a new artificial sociality are considered. The author notes the irreversible nature of the transformations that have literally divided everyday life into "before" and "after" the pandemic. A comprehensive analysis of macro-processes allows defining the article as a preliminary introduction to the study of the culture of everyday life and various practices.

Keywords: everyday life, world, society, pandemic, practices.

References

1. Akhapkin N. Yu. Russian labor market in the context of the COVID-19 pandemic: dynamics and structural changes // Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. - 2020. - № . 6. - pp. 5265.

2. Bukeikhanov N.R., Gvozdkova S.I., Butri-mova E.V. Assessment of the effectiveness of digital technologies in the context of COV-ID-19 // Russian regions: a look into the future. - 2020. - Vol. 7. - № . 2. - pp. 62-75.

3. Vdovina S.A., Kungurova I.M. The essence and directions of the implementation of an individual educational trajectory // Naukove-denie Internet journal. - 2013. - № 6 (19). -P. 175.

4. Gromyko A.A. Coronavirus as a factor in world politics // Scientific and analytical bulletin of the Institute of Europe RAS. - 2020. -№ 2 (14). - pp. 5-13.

5. Gusarov A.S. Development of Internet Marketing during the COVID-19 Pandemic in Russia and the World // Student Science Issues. - 2020. - № 5 (45). - pp. 356-361.

6. Zhuravleva OV System of commodity circulation in a pandemic // Bulletin of Science and Education. - 2020. - № 12-2 (90). - pp. 37-40.

7. Kazantsev A.A. Impact of the coronavirus pandemic on the supply chain // Student Science Issues. - 2020. - № 6 (46). - pp. 48-52.

8. Kutyrev V.A. On the fate of governance and law in a digital society // Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2019. - № 1 (45). - pp. 278-281.

9. Lapshina A.M., Anokhina M.E. Business transformation strategies in the context of the COVID-19 pandemic // Business strategies. - 2020. - Vol. 8. - № 9. - pp. 242-245.

10. Lunkin R. Mechanisms of religious response to the coronavirus pandemic // Scientific-analytical bulletin of the Institute of Europe RAS. - 2020. - № 2. - pp. 104-109.

11. Sokolova A.A. Coronavirus epidemic as force majeure in international transportation // Ocean Management. - 2020. - № 1 (6). - pp. 4-6.

12. Soldatova S.S., Soldatova V.V. Russian labor market amid the growing economic crisis due to the pandemic // STUDNET. -2020. - Vol. 3. - № 2. - pp. 424-429.

13. Strokov A.A. Digitalization of education: problems and prospects // Bulletin of the Minin University. - 2020. - Vol. 8. - № 2. -P. 15.

14. Sysoev P.V. Training according to individual educational trajectories // Questions of teaching methods in the university: an annual collection. - 2013. - № 2 (16). - pp. 13-24.

15. Timerbulatov V.M., Timerbula-tov M.V. Health care during and after the COVID-19 pandemic // Bulletin of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan. - 2020. - Vol. 35. - № 2 (98). - pp. 77-87.

16. Cross J. An informal history of ELearning // On the Horizon. - 2004. - Vol. 12. - № . 3. -pp. 103-110.

170

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.