Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИИ ПЕНСИОННЫХ СИСТЕМ В ЕВРОПЕЙСКИХ И ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИХ СТРАНАХ'

ТРАНСФОРМАЦИИ ПЕНСИОННЫХ СИСТЕМ В ЕВРОПЕЙСКИХ И ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИХ СТРАНАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
249
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / ПЕНСИОННЫЕ СХЕМЫ / БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / МИРОВОЙ ОПЫТ ПЕНСИОННЫХ РЕФОРМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермольева Элеонора Георгиевна, Шестакова Елена Евгеньевна

В работе рассматривается эволюция пенсионной политики развитых (европейских) и развивающихся (латиноамериканских) стран за последние 25-30 лет. Показано, что в этой сфере происходят существенные изменения, главной причиной которых является ускоренный процесс старения населения, наблюдаемый как в Старом, так и в Новом Свете, включая Латинскую Америку, долгое время считавшуюся молодым регионом. Используемый в статье метод межстранового сравнительного анализа показывает, что приоритеты реформ в европейских государствах все больше смещаются в сторону обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости пенсионных систем, снижения дальнейшего роста пенсионных расходов за счет повышения пенсионного возраста и продления трудовой активности лиц старшего поколения. Дополнительным инструментом становятся меры по увеличению охвата населения наряду с распределительными схемами, накопительными пенсионными планами. На примере Европы видно, что инициативы правительств, следующих рекомендациям международных финансовых институтов, не всегда адекватно воспринимаются обществом (испанский и французский случаи -наглядные тому примеры), что требует достижения компромиссных решений на базе активного социального диалога. Проанализированные в статье материалы показывают, что опыт европейских государств усиленно изучается в Латинской Америке для возможного частичного заимствования в рамках новых реформ, создания многоуровневых национальных пенсионных систем, большего привлечения к государственному финансированию систем социального обеспечения частного предпринимательского капитала. Обзор публикаций российских ученых свидетельствует, что новейший мировой опыт не остается без внимания в нашей стране, где на повестке дня стоит задача более надежной социальной защиты пенсионеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT TRANSFORMATIONS OF PENSION SYSTEMS IN EUROPEAN AND LATIN AMERICAN COUNTRIES

The article observes the evolution of pension policy in European and Latin American countries over the last 25-30 years. The main reason for the profound changes occurred in this area lies in the marked acceleration in population aging, taking place both in the Old and the New World, including Latin America, considered a young region for a long time. The cross-country comparative analysis shows that the main tasks of reforms consist in ensuring the long-term financial sustainability of pension systems, preventing further growth of spending on public pension schemes by raising the retirement age and prolonging the labor activity of senior people. Gradual expansion of population covered by accumulative (funded) pension plans, in addition to distribution component, is another tool. Meanwhile the actual situation demonstrates that the initiatives of some European governments, following the recommendations of international financial institutions, are not always adequately perceived by the society (Spanish and French cases are representative examples). Moreover, it should be pointed out that European experience is actively examined in Latin America during the ongoing reforms to create multi-level national retirement systems, and greater attraction of private entrepreneurial capital for public financing of social security models. A review of the publications of Russian scientists shows that the latest world experience is not ignored in our country, where the task of more reliable social protection of pensioners is on the agenda.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИИ ПЕНСИОННЫХ СИСТЕМ В ЕВРОПЕЙСКИХ И ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИХ СТРАНАХ»

й01: 10.312249/аре/2022.0 3.04 © Ермольева Э.Г.1, © Шестакова Е.Е. , 2022

Трансформации пенсионных систем в европейских и латиноамериканских странах

Аннотация. В работе рассматривается эволюция пенсионной политики развитых (европейских) и развивающихся (латиноамериканских) стран за последние 25-30 лет. Показано, что в этой сфере происходят существенные изменения, главной причиной которых является ускоренный процесс старения населения, наблюдаемый как в Старом, так и в Новом Свете, включая Латинскую Америку, долгое время считавшуюся молодым регионом. Используемый в статье метод межстранового сравнительного анализа показывает, что приоритеты реформ в европейских государствах все больше смещаются в сторону обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости пенсионных систем, снижения дальнейшего роста пенсионных расходов за счет повышения пенсионного возраста и продления трудовой активности лиц старшего поколения. Дополнительным инструментом становятся меры по увеличению охвата населения наряду с распределительными схемами, накопительными пенсионными планами. На примере Европы видно, что инициа-

1 Ермольева Элеонора Георгиевна - кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института Латинской Америки РАН (ermolieva@gmail.com), ORCID:0000-0001-7509-189 X.

2 Шестакова Елена Евгеньевна - кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН (eeshestakowa@gmail.com), ORCID Ю 0000-0001-8963-6301.

тивы правительств, следующих рекомендациям международных финансовых институтов, не всегда адекватно воспринимаются обществом (испанский и французский случаи -наглядные тому примеры), что требует достижения компромиссных решений на базе активного социального диалога. Проанализированные в статье материалы показывают, что опыт европейских государств усиленно изучается в Латинской Америке для возможного частичного заимствования в рамках новых реформ, создания многоуровневых национальных пенсионных систем, большего привлечения к государственному финансированию систем социального обеспечения частного предпринимательского капитала. Обзор публикаций российских ученых свидетельствует, что новейший мировой опыт не остается без внимания в нашей стране, где на повестке дня стоит задача более надежной социальной защиты пенсионеров.

Ключевые слова: старение населения, пенсионные схемы, бюджетно-финансовая устойчивость, мировой опыт пенсионных реформ.

Старение населения - глобальный тренд

Анализ демографических процессов показывает, что все большее число стран вступает «на неизведанную территорию феномена под названием эйджинг1» [Капелюшников, 2019, c. 4]. По прогнозам ООН, численность населения старше 65 лет в ближайшие двадцать пять лет удвоится, т.е. к 2050 г. достигнет 1,5 млрд человек [World Population Ageing ..., 2020, p. 2]. В среднем по миру доля старших возрастов составит примерно 16%, в Европе - 29,4, в Латинской Америке может превысить 19-20%. И, несмотря на различия в демографической динамике в прошлом, в настоящее время для стран как Старого, так и Нового Света характерны относительно низкая смертность, снижающаяся рождаемость и стареющая возрастная структура населения.

Коэффициент пенсионной нагрузки, по данным ООН, в 2019/2020 гг. в среднем по Латинской Америке (ЛА) составлял 13, что в 2-2,5 раза ниже, чем, например, в иберийских странах, для которых характерны умеренные по европейским меркам уровни (см. табл. 1). «Однако, по прогнозам, при сохранении текущих

1 Старение населения. - Прим. ред.

тенденций к 2050 г. - особенно в Португалии - они могут увеличиться в два раза» [Испания и Португалия ..., 2017, с. 157].

Таблица 1

Доля лиц пожилого возраста (в % к общей численности населения) и показатель пенсионной нагрузки (выборка по ряду стран Европы и Латинской Америки)

Доля населения Коэффициент

Страны* старше 65 лет пенсионной нагрузки**

2020 г. 2050 г. 2020 г. 2050 г.

В среднем по ЕС-27 20,6 29,5 32, 0 52,0

Греция 22,3 33,8 35,1 62,6

Италия 23,1 33,7 36,2 61,5

Португалия 22,2 33,7 34,5 62,8

Испания 19,6 31,5 29,8 59,5

В среднем по ЛА 9,0 19,0 13,3 29,6

Уругвай 15,1 21,7 23,4 35,1

Чили 12,2 24,9 17,9 40,9

Бразилия 9,6 22,7 13,8 36,2

Аргентина 11,4 17,3 17,7 27,2

Колумбия 9,1 21,0 13,2 32,9

Коста-Рика 10,3 23,7 14,9 38,2

Примечания. * Указаны страны с наибольшей долей пожилого населения.

** Число лиц старше 65 лет на 100 человек трудоспособного возраста (15-64 года) (Old-age dependency ratio).

Составлено по: [Ageing Europe ..., 2020 ; World Population ..., 2019 ; Allianz Pension ..., 2022].

Сокращение доли молодежи и увеличение численности стариков, как подчеркивают эксперты ООН (включая аналитиков Экономической комиссии для стран Латинской Америки и Карибского бассейна, ЭКЛАК), в ближайшие десятилетия будет нарастать: имеются прогнозы, что к 2050 г. в категорию старшего поколения (60-65 лет) будет входить каждый четвертый латиноамериканец.

Изменение демографической обстановки в сторону увеличения численности старшего поколения объективно влияет на масштабы пенсионного обеспечения, которые (в свою очередь)

89

зависят от уровня включенности экономически активного населения (ЭАН) в пенсионное страхование, от степени участия государства и социальных партнеров в управлении страховыми схемами.

Таблица 2

Некоторые ключевые показатели пенсионных систем (по иберийским и некоторым латиноамериканским странам)

Брутто-коэффициент Расходы на пенсионное

Страны замещения * обеспечение, % ВВП

2020 г. 2020 г. 2050 г.

Испания 73,9 12,3 13,0

Португалия 74,9 12,7 12,6

Аргентина 76,1 8,1 10,4

Бразилия 88,4 8,5 12,3

Мексика 61,2 3,0 3,1

Уругвай - 8,3 10,3

Чили 31,3 3,1 4,2

* Брутто-коэффициент замещения (gross replacement rate) не учитывает влияния на пенсию налогов и льгот/пособий.

Составлено по: [Pensions at a glance ..., 2021 ; OECD Pensions ..., 2020 ; Pension and healthcare ..., 2020].

По оценкам МОТ, на 2020 г. (для всех стран Латино-Кариб-ской Америки) уровень пенсионных госрасходов составил 5,9% по отношению к ВВП [World Social ..., 2021, р. 176], превысив прогнозы ЭКЛАК (5,1%) на 2030 г. [Arenas de Mesa, 2020, р. 43]. При этом доля таких расходов варьируется от 8,5% в Бразилии, 8,3 - в Уругвае и 8,1 - в Аргентине до 3% - в Мексике и Чили [Pension and healthcare ..., 2020, р. 30-31]. (Следует иметь в виду, что в Чили половина расходов на выплату пенсий финансируется через схему индивидуальной капитализации и частных управляющих компаний, которые не регистрируются в суммарных социальных расходах.) В условиях ослабленной динамики налоговых поступлений дефицит финансовых ресурсов для стабилизации пенсионных систем в ЛА будет нарастать. Как считает известный в Латинской Америке специалист Кармело Меса-Лаго, «у правительств остается мало времени для теоретических размышлений, уже требуется 90

принятие мер по предотвращению или хотя бы ослаблению неоднозначных последствий ускоренного старения» [Mesa-Lago, 2019].

Более того, инвестиционно-страховая компания Allianz (штаб-квартира в Мюнхене) в специальном докладе, посвященном ЛА, подчеркивает, что «устойчивость национальных пенсионных систем сильно пошатнулась вследствие пандемии». Негативным фактором стал рост безработицы среди работников формального сектора, являющихся основными участниками обязательных пенсионных планов. Сокращение страховых взносов наряду с разрешением ряда латиноамериканских правительств (Чили, Перу, Колумбия) досрочно воспользоваться пенсионными накоплениями «сильно сократили размеры будущих пенсионных корзин» [Allianz Pension ..., 2022]. Иными словами, на повестке дня многих латиноамериканских государств все острее встает пенсионная проблема.

Краткая сравнительная характеристика типов реформ

Сопоставление существующих пенсионных моделей показывает, что в Латинской Америке, как и в Европе, доминируют государственные распределительные системы с некоторыми национальными особенностями, сформировавшимися в период реформирования, имевшего несколько циклов (этапов) начиная с 80-х годов прошлого века. Некоторые российские исследователи характеризуют прошедший период как «экстенсивное развитие», сопровождавшееся расширением «охвата нетрудоспособного населения пенсионными правами, повышением «щедрости» пенсионной политики» при росте коэффициентов замещения (т.е. соотношения между размерами пенсии и утраченного заработка)», а также последовательным увеличением расходов государства на пенсионные выплаты» [Гурвич, 2019, c. 12]. Подобный курс был особенно свойственен одноуровневым солидарным системам Южной Европы - Греции, Италии и Испании.

Латинская Америка попала в глобальные тренды пенсионных реформ, однако начала искать свой путь. Так, в Чили в 1981 г. была внедрена так называемая замещающая (индивидуально-накопительная) модель, сменившая действовавшую ранее распре-

делительную систему; позднее основные ее элементы использовались в Мексике (с 1997 г.), Сальвадоре (с 1998 г.), Доминиканской Республике (с 2003 г.).

Существенный разворот в пенсионной политике многих стран начал происходить с нулевых годов, когда они вплотную столкнулись с вызовами, связанными со старением населения. В поисках возможных решений, которые бы позволили сделать пенсионные системы менее уязвимыми перед демографическими сдвигами, но при этом обеспечивали бы достаточный охват и адекватный размер пенсионных пособий, на смену «экстенсивному» характеру реформ пришло иное содержание, которое можно классифицировать как «интенсивное». Что имеется в виду? На вооружение были взяты рекомендации международных финансовых организаций, включавшие увеличение пенсионного возраста, расширение адресности базовых пенсий, переход к более активному использованию схем с установленными взносами (Defined contribution, DC) в рамках накопительных планов наряду с принципом «установленных пенсионных выплат» (Defined Benefit, DB). Анализируя такие трансформации, МАБР приводит в качестве примера различия в группе «G-20», где модель с установленными размерами пенсий характерна, в частности, для Аргентины и Бразилии, в то время как в Мексике применяется вариант DC в рамках частной накопительной модели [Pessino, Ter-Minassian, 2021, p. 4].

Панорама латиноамериканских пенсионных систем достаточно мозаична. При их характеристике можно воспользоваться комплексным подходом с учетом темпов старения населения (как в начале 2000-х это сделала ЭКЛАК), но привлечь перспективные статистические показатели, учесть, например, долю старшего поколения к 2040 г. Тогда краткая типология латиноамериканских стран будет выглядеть следующим образом (см. табл. 3). Отталкиваясь от усредненного по ЛА показателя в 20% (такова прогнозируемая на 2040 г. доля лиц 60+), увидим, что для Чили и Уругвая характерны самые быстрые темпы старения, более медленные -для Коста-Рики, Бразилии и Колумбии. Средние темпы прироста лиц старше 60 лет характерны для Мексики и Эквадора; в началь-

ной стадии (incipient ageing) находятся Боливия, Парагвай, Гватемала.

Таблица 3

Типы стран по тенденциям старения и моделям пенсионных систем (выборка по латиноамериканскому региону)

Темпы старения населения Страны Прогнозируемая к 2040 г. доля населения старше 60 лет (%) Тип пенсионной системы

Самые высокие Чили 27,3 Интегральная* Смешанная

(Highest ageing) Уругвай 25,2 (распределительно-накопительная)

Ускоренные (Accelerated ageing) Коста-Рика Бразилия Колумбия Аргентина 24,9 23,9 22,5 19,8 Смешанная многоуровневая Государственная Параллельная Распределительная

Мексика 18,8 Индивидуально-

Средние накопительная**

(Moderate ageing) Эквадор Никарагуа 17,6 15,3 Государственная Государственная

Низкие Боливия 14,4 Государственная (накопительная)

(Incipient ageing) Парагвай Гватемала 13,9 11,4 Государственная Государственная

* Индивидуально-накопительная, сочетающаяся с выплатой социальных пенсий бедному населению старше 65 лет ш стороны государства.

** Пенсионная система в Мексике находится с 2020 г. в стадии реформирования.

Составлено по: [Bertranou, 2007 ; Mesa-Lago, 2019 ; World Population ..., 2019].

Некоторые из латиноамериканских систем имеют даже более сложную структуру, чем европейские варианты. Например, в Коста-Рике действует схема, сочетающая обязательное пенсионное страхование (сontributivo obligatorio) с добровольным (основным и

93

дополнительным), и наряду с безвзносовым пенсионным обеспечением (no contributivo) используется принцип коллективной капитализации с обязательными индивидуальными накоплениями.

Кроме Коста-Рики смешанные схемы, включающие накопительные и распределительные компоненты, свойственны Уругваю и Панаме. Но есть и особые случаи. Например, в параллельной модели, которую c 2003-2005 гг. стала применять Колумбия, распределительная (государственная) система сохранялась, но одновременно - в качестве конкурирующей - была создана накопительная схема. Аналогичная модель свойственна Перу.

Результаты латиноамериканских реформ, делавших ставку на введение накопительных пенсионных систем, не оправдали возлагавшихся на них надежд. Опыт региона доказал, что «схемы, основанные на индивидуальной капитализации, эффективны в отношении постоянно занятых работников, располагающих относительно высокими доходами, что позволяет им выплачивать страховые взносы в течение всей трудовой жизни. Эти категории ЭАН довольно слабо представлены в большинстве стран Латинской Америки» [Ермольева, Шестакова, 2021, с. 106].

Уязвимость накопительных элементов в некоторых латиноамериканских моделях продемонстрировал мировой финансовый кризис, ставший отправной вехой для частичного сворачивания подобных механизмов, и первой этот процесс начала Чили. С 2008 г. была введена интегральная модель пенсионного обеспечения, в которой индивидуальные накопления сохранили свою роль главным образом для трудящихся со средними и высокими доходами, но одновременно начала применяться схема солидарных пенсий, включавшая базовую пенсию, финансируемую за счет общего налогообложения, и надбавку к страховой пенсии для лиц, не сумевших накопить достаточно средств для получения минимальной пенсии. Около 1/3 пенсионеров стали получать нестраховую базовую пенсию, плюс 25%-ную надбавку к страховой пенсии [Fajnzylber, 2019]. Таким образом, чилийская реформа была перенаправлена на расширение охвата социальным страхованием наиболее уязвимых слоев старшего поколения. Аналогичная реформа в 2017 г. была осуществлена в Сальвадоре.

Боливия, воспринявшая в свое время чилийскую приватизационную модель, в 2010 г. передала управление пенсионными активами государству, что фактически означало национализацию частного накопительного сектора, при этом вкладчикам было гарантировано сохранение индивидуальных накоплений в рамках государственной системы. Приоритетной задачей стала адресная выплата лицам старших возрастов из нижних доходных групп социальных пенсий - схема, которая носит теперь универсальный характер. На социальные пенсии Боливия расходует самую большую в регионе долю ВВП - 1,34% (для сравнения: в Парагвае -0,43%, в Бразилии - 0,27%) [Arenas de Mesa, 2020, p. 47].

К числу стран, в свое время перенявших частно-накопительную модель, но решивших модернизировать ее (поскольку издержки оказались существенно выше ожиданий), относится Мексика. В 2006-2007 гг. власти приступили к реализации программы социальных пенсий лицам в возрасте 70 лет и старше, а с 2013 г. распространили ее на пенсионеров с 65 лет. Новый этап пенсионной реформы в Мексике был инициирован летом 2019 г. МОТ назвала ее главными причинами недостаточный охват пенсионным обеспечением пожилых граждан (социальные пенсии получают не более 58% мексиканцев старше 65 лет). Малоудовлетворительным для выживания в современных условиях был признан и коэффициент замещения: «В лучшем случае мексиканец, выходящий на пенсию, мог рассчитывать на пособие в размере около 2026% от прежней зарплаты» [Sánchez Aguilera, Rodríguez Gómez, 2020, p. 81]. Согласно предложенной реформе, для лиц, охваченных государственной системой соцстрахования (Instituto Mexicano del Seguro Social, IMSS), коэффициент замещения планируется увеличить до 55-70% [Sánchez, 2020]. В рамках реформы, рассчитанной до 2030 г., предполагается увеличить пенсионные расходы до 5% ВВП. Вместе с тем некоторые мексиканские специалисты довольно пессимистично оценивают начинания, предложенные правительством Андреса Лопеса Обрадора в 2020 г. Так, директор независимого аналитического центра - Фонда финансовых исследований (Fundación de Estudios Financieros, FUNDEF) Гильермо Замаррипа приводит такие цифры: по данным на конец 2019 -

начало 2020 г., лишь 35,4% ЭАН (или 20,4 млн человек) были зарегистрированы в IMSS. За пределами государственного социального страхования находятся 32,4 млн тружеников неформального сектора [Zamarripa, 2020].

Широкий резонанс в латиноамериканском регионе вызвало известие о перестройке государственной распределительной системы в Бразилии, где с конца 1990-х годов было проведено несколько реформ (в 1999, 2003 и 2005 гг.), благодаря которым в этой крупной стране фиксируется высокая - по латиноамериканским меркам - доля лиц старше 65 лет, получающих тот или иной вид пенсии - 78,3% [Brazil].

Изменения в пенсионном законодательстве, утвержденные после длительных дебатов в парламенте в конце 2019 г., направлены на стабилизацию расходов пенсионной системы. Основные корректировки параметров пенсионной системы включают повышение минимального пенсионного возраста для мужчин до 65 лет, женщин до 62 лет (при сохранении определенных льгот для отдельных категорий ЭАН, например для работников сельского хозяйства и силовых структур). Но, наверное, самое главное новшество состоит в сокращении разрыва в пенсионном обеспечении между основной массой трудящихся и госслужащими, привилегированное положение которых было закреплено нормами 2003 и 2013 гг.

Обобщая латиноамериканский опыт, эксперт Межамериканского банка Мариано Бош в интервью газете «BBC News Mundo» отмечал, что каждая из моделей имеет свои недостатки: «Бразилия как репрезентативный пример государственной распределительной системы имеет серьезные проблемы с фискальной устойчивостью, Чили - как яркий пример частно-накопительной модели -страдает от недостатка социальной устойчивости» [Barría, 2019]. Примечательно, что по «Глобальному пенсионному индексу -2021» чилийская система была оценена как самая эффективная в Латинской Америке.

Указанный индекс (Global Pension Index) является международно признанным индикатором, который регулярно просчитывается Центром финансовых исследований Мельбурнского уни-

верситета (Австралия) совместно с консалтинговой компанией «Mercer»а. Обследование ставит своей задачей определить, как готовят стареющее население к выходу на пенсию включенные в рейтинг страны: в 2020 г. их было 39, в 2021 г. - 43 (в них проживает около 64% населения мира). На основе 50 показателей определяется адекватность пенсионной системы (adequacy), т.е. ее способность обеспечивать достойное финансовое положение пенсионеров; устойчивость (sustainability), в которой учитываются суммарные пенсионные активы, пенсионные отчисления. Уровень регулирования и управления операционными расходами дает представление о целостности (integrity) той или иной национальной системы.

По концепции «Mercer», идеальной (100 баллов по рейтингу) может считаться такая система, где «уровень замещения составляет 70% и где примерно такая же доля населения охвачена частными накопительными схемами, которые служат дополнением к государственному пенсионному обеспечению» [Global Pension Index ..., 2021]. С этих позиций самыми сбалансированными и надежными в мире уже несколько лет подряд признаются системы Нидерландов и Дании (84 балла). В 2021 г. к ним присоединилась Исландия. В группу с «оценками» от 75 до 65 вошли Финляндия, Швеция, Великобритания, Германия, Австралия, Новая Зеландия, а также Чили (67 баллов).

В 2021 г. из ЛА-региона в рейтинг был включен Уругвай: с числом баллов 60,7 он вошел в одну группу с Францией (60,5) и США (61,4). При несомненных позитивных характеристиках эти национальные системы «требуют дополнительных улучшений для поддержания долгосрочной стабильности» [Global Pension Index ... , 2021].

В категорию государств, где пенсионные системы «имеют существенные недостатки, угрожающие их устойчивости», наряду с Бразилией, Колумбией и Перу вошли также Италия и Испания. Еще более тревожным в 2021 г. было признано положение аргентинской и отчасти мексиканской систем (они вошли в группу за-

1 «Mercer» является лидером в области финансовых исследований, в анализе мировых рынков труда, в динамике изменений пенсионного характера.

мыкающими с числом баллов 41). Так, в число особых рекомендаций для Мексики была включена задача усилить поддержку женщин-пенсионерок (страна вошла вместе с Великобританией и Японией в группу с самым высоким - 42% - тендерным разрывом в материальном положении пенсионеров). В ЛА сравнительно равные условия между полами в пенсионном обеспечении отмечены в Колумбии (разрыв 20%), хуже обстоят дела в Чили (28%), что, впрочем, близко по показателю к Испании (32%) [Global Pension Index ..., 2021].

Особое внимание в обследовании (как в 2020, так и в 2021 гг.) было посвящено влиянию коронакризиса на социальное обеспечение. По мнению авторов, не только последствия коронавируса и старение населения представляют проблемы для мировых пенсионных систем. Дестабилизировав финансовые рынки, пандемия уменьшила инвестиционную доходность пенсионных фондов, и эта проблема имеет долгосрочные экономические последствия, в результате которых осложняется положение не только нынешних пенсионеров, но и тех, кто выйдет на пенсию в ближайшие годы.

Пенсионные системы в условиях кризиса COVID-19

Темой влиянии пандемии на старшее поколение и пенсионные системы мира активно продолжают заниматься разные мозговые центры. Сравнительный межрегиональный анализ на 2020 г. показал, что в Л А уровень смертности от COVID-19 в группе престарелых был ниже, чем в Европе: если, например, в Италии процент смертности от этого вируса среди лиц старше 70 лет достигал в первую волну пандемии 85%, в Испании - 82, то в Чили он составлял 63%, в Бразилии - 52% [Challenges for the protection ..., 2020]. В европейских и некоторых азиатских странах от 29 до 64% смертей среди пожилого населения от SARS-CoV-2 приходилось на постояльцев в домах престарелых [Mortality associated ..., 2021, p. 22]. В ЛА традиция подобных специализированных учреждений распространена мало: например, в Чили и Уругвае не более 2% пожилых людей старше 60 лет охвачены такой инфраструктурой (а это самые высокие показатели). В то же время для стран Южного конуса характерна более значительная, чем в среднем по ЛА-

региону, доля пожилых людей, живущих отдельно от других членов семьи: в Аргентине их примерно 20%, в Уругвае - от 22 до 27%. Такие показатели близки к уровню стран Южной Европы - Испании, Италии, Португалии, где доля самостоятельно проживающих пожилых людей составляет 24% [Ageing Europe ..., 2020, p. 34-35]. В условиях длительного карантина и изоляции именно такая категория одиноко проживающих пенсионеров оказалась наиболее нуждающейся в посторонней помощи, тем более что немалую их часть составляют инвалиды или те, кто страдает серьезными хроническими заболеваниями. Таким образом, в пандемию COVID-19 остро встала проблема заботы о престарелых, проявившаяся как в Европе, так и в Латинской Америке, - тренд, который будет нарастать, поскольку «старение населения будет увеличивать долю и численность людей, нуждающихся в долгосрочном уходе в государствах с разным уровнем экономического развития, при одновременном сокращении числа родственников и друзей, которые будут за ними ухаживать» [Шестакова, 2018, с. 148].

Кроме «чисто» медицинских проблем со здоровьем лиц третьего возраста коронакризис повлиял и на материальное положение старших возрастов. Об этом немало пишут в европейской прессе, хотя в странах Латинской Америки с более низким общим уровнем благосостояния ситуация еще более сложная. Так, в Мексике к умеренно бедным до пандемии относилось примерно 20% населения старше 60 лет, в настоящее время их доля оценивается ЭКЛАК в 30% [Huenchuan, 2020, p. 28]. Не всегда улучшает положение и социальная помощь. «Социальные пенсии по старости могут спасти примерно 20% населения старше 65 от нищеты, но они не спасают от хронической бедности», - такое заключение делает Ибероамериканская федерация, объединяющая ассоциации пожилых людей (Federación Iberoamericana de Asociaciones de Personas Mayores) [FIAPAM se pronuncia ..., 2020].

Характерно, что пандемия поставила вопрос о социальных, нестраховых пенсиях не только в ЛА. Такое внимание не случайно: пандемия уже воздействует на пенсионные системы через несколько каналов, к которым аналитики МВФ относят: растущее прекращение трудовой деятельности работниками и обращение

за пенсионными пособиями; сужение налогооблагаемой базы по подоходному налогу в результате сокращения занятости; падение цен на активы, негативно сказывающееся на балансах накопительных пенсионных систем; сокращение возможностей государства для поддержания платежеспособности пенсионных систем с установленными выплатами [Feher, Bidegain, 2020, p. 2].

Тяжесть финансовых последствий и их влияние на участников пенсионных систем зависит от того, каким было положение той или иной национальной системы до коронакризиса. Например, явно сложным было (и остается) положение в Бразилии, где, по мнению независимого аналитика -консультанта Карлоса Круса Инфанте (активно участвовавшего в разработке социальных проектов в Чили), внедрение новой пенсионной реформы «давно назрело» [Cruz Infante, 2019]. В статье, выдержанной в формате межстранового сопоставления, чилийский автор подчеркивал, что в Европе осуществление пенсионных преобразований часто сопровождается негативной общественной реакцией и волнами протестов, организуемых профсоюзами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наблюдение «со стороны», из другого полушария, оказалось обоснованным, например для Испании, где принятие новой реформы в 2021 г. столкнулось с социальной напряженностью, активной критикой со стороны политической оппозиции, манифестациями и маршами пенсионеров из некоторых автономий. В Испании, обладающей одной из «самых щедрых» пенсионных моделей в Европе, состояние национальной системы давно характеризовалось как катастрофическое «ввиду огромного дефицита средств, необходимых для пенсионного обеспечения в ближайшем будущем» [Ermólieva, Shestakova, 2020, p. 151]. И если Франция, где государственные пенсионные расходы также являются высокими (14,4% от ВВП), на время пандемии приостановила пенсионную реформу, то в иберийской стране на нее решились.

Новый цикл пенсионного реформирования числился в программе преобразований, продекларированных Педро Санчесом еще в его предвыборной программе в 2018 г. Позже ее проведение значилось в договоренностях между главой PSOE и лидером

Unidas Podemos Пабло Иглесиасом в декабре 2019 г. при создании коалиционного правительства.

В европейских странах состояние пенсионной системы служит одним из основных барометров общей социальной обстановки, и Испания не является исключением, однако ее национальный case study показателен как пример тех финансовых сложностей, с которыми сталкиваются некоторые пенсионные системы в мире. По данным государственной службы социального обеспечения (на февраль 2022 г.), государственные пенсионные расходы достигли 10,755 млрд евро, что на 4,8% выше, чем в феврале 2021 г.; число пенсионеров составляло 8,99 млн человек, число активно занятых трудящихся - 20,18 млн человек [Las pensiones en España ..., 2022]. Такое соотношение, когда на каждого пенсионера приходится всего два активных работника, является «критическим порогом для удовлетворительного финансового баланса пенсионной системы» [¿Cuál es el futuro ..., 2021].

1 января 2022 г. вступил в силу первый этап пенсионной реформы, согласованной трехсторонними переговорами1 в рамках социального диалога в июле 2021 г. и одобренный конгрессом в начале декабря 2021 г. Нынешняя реформа включает принятый в Европе набор мер параметрического характера: постепенное повышение пенсионного возраста и необходимого страхового стажа для получения полного пенсионного пособия, ограничение возможностей для преждевременного выхода на пенсию. Для поддержания покупательной способности пенсионеров вводится индексация пенсий по старости в соответствии с изменениями индекса потребительских цен. Постепенное повышение возраста выхода на пенсию к 2027 г. составит 67 лет. В настоящее время выйти на пенсию в возрасте 66 лет и двух месяцев может любой испанец при условии, если он выплачивал страховой взнос не менее 37,5 года [OECD Pensions at a glance 2021 ..., 2021]. При добровольном выходе на пенсию за три года до официального возраста

1 Между правительством под руководством П. Санчеса, Всеобщим союзом трудящихся (UGT), Рабочими комиссиями (ССОО), Испанской конфедерацией предпринимательских организаций (СЕОЕ) и Испанской конфедерацией мелких и средних предприятий (СЕРУМЕ).

размер ежегодного пособия снижается на 17%. Такая система ужесточения начнет применяться с 2024 г. Размер «штрафа» при добровольном выходе на пенсию менее чем за год составляет 2,96%. В качестве стимулирующей меры для продления активной трудовой жизни лиц третьего возраста за каждый дополнительный год работы после достижения официального пенсионного возраста предусмотрено повышение пенсии не менее чем на 4% ежегодно [Pascual Cortés, 2021]. Таким образом, основная идея состоит в продлении активной трудовой жизни лиц третьего возраста.

Важным новшеством является внедрение так называемого механизма межпоколенческой справедливости (Intergenerational Equity Mechanism), основанного на принципе солидарности и призванного гарантировать достойное обеспечение ближайших поколений пенсионеров. Испанская реформа подразумевает, что за счет повышения страховых взносов с заработной платы на 0,6% (0,5% должны вносить работодатели, 0,1% - работники) в течение десяти лет (вплоть до 2032 г.) создается возможность для накопления адекватного фонда расходов, необходимых для оплаты пенсий поколению бэби-бума. В Испании к ним относят тех, кто родился в период с 1957 по 1977 г.1 По данным Министерства интеграции, социального обеспечения и миграций, в стране сегодня насчитывается 7,7 млн работников в возрастной группе от 45 до 59 лет, и выход на пенсию первого «отряда» бэби-бумеров начнется с 2023 г. Как подчеркивал глава ведомства Хосе Луис Эскрига, «именно для этого поколения потребуются дополнительные финансовые средства в ближайшие 30 лет» [Alcelay, Cuesta, 2021].

Новая пенсионная реформа вызывает у экспертов некоторые сомнения в реальной эффективности механизмов, внедряемых для финансовой стабилизации. Так, по мнению евроаналитиков, регулярная индексация пенсий с учетом инфляции может потребовать уже к 2030 г. дополнительных расходов в размере 1,4% ВВП к тем немалым суммарным 12,3%, которые прогнозируются на тот период [The 2021 Ageing Report ..., 2021, p. 233]. Таким образом, содер-

1 В западной теории поколений к этой когорте обычно относят лиц, родившихся с 1946 по 1964 г. Первое упоминание термина «baby boomer» можно найти в американской газете «Daily Press» в 1963 г. 102

жание пенсионеров будет и дальше недешево обходиться государству.

О сомнительности усилий по финансовому стимулированию пожилых испанцев на активную трудовую деятельность свидетельствует опыт периода 2012-2015 гг., когда не оправдались надежды правительства народников даже на частичную занятость старшего поколения. Для Испания характерно слабое присутствие лиц пенсионного возраста на рынке труда: уровень занятости когорты 65-69 лет составляет всего 7,6% (против 15,6% в среднем по ЕС-27, 21 - в Португалии, 25% - в Швеции) [Pensions at a glance ..., 2020].

Помимо курса на новую пенсионную реформу в период пандемии Испания предприняла и иные меры. Наряду с другими европейскими странами (Германией, Италией) испанское правительство приняло решение о полном субсидировании государством пенсионных взносов в наиболее пострадавших отраслях экономики, прежде всего в секторе туризма, для компаний с числом занятых менее 50 человек, а для более крупных - в размере 75% [OECD Pensions Outlook ..., 2020, p. 19].

Осуществление пенсионной реформы в Испании является составной частью национального Плана восстановления, трансформации и устойчивости испанской экономики (Plan de Recuperación, Transformación y Resiliencia 2021-2026), финансовая поддержка которого осуществляется в рамках общеевропейского проекта NextGenerationEU.

В ЛА пандемия вмешалась в сложный социально-экономический сценарий развития региона, оказывая прямой негативный эффект на общественные финансы. По оценкам ЭКЛАК, в 2020 г. падение ВВП в среднем по региону составило (-) 6,8%; в 2021 г. прирост оценивался в 6,2%, однако на 2022 г. прогнозируется новая негативная динамика - всего 2,1% [Bárcena, 2021]. В 2020-2021 гг. рынки труда в латиноамериканских странах испытали шок, сопровождавшийся небывалым спадом занятости: число безработных в 2021 г. оценивалось в регионе в 33,47 млн человек [Estudio económico ..., 2021, p. 135]. Результатом стало резкое сокращение численности трудового населения, занятого в формальном секторе

и способного делать взносы в систему социального страхования, что не могло не повлиять на пенсионные фонды. На их финансовом состоянии сказались и антикризисные меры. Так, для поддержки экономической деятельности была или приостановлена, или снижена уплата страховых взносов. В Колумбии, например, обязательные пенсионные взносы временно были снижены с 16 до 3% от заработка работника [Blofield, Giambruno, Filgueira, 2020]. Материальную поддержку по программам социальной помощи получили пенсионеры в Аргентине, Бразилии, Перу, Чили, Мексике и Колумбии.

Вместе с тем неоднозначную оценку со стороны международных организаций получило разрешение правительств на снятие части пенсионных накоплений на текущие материальные нужды, к чему прибегли многие латиноамериканские пенсионеры из-за осложнившегося материального положения. Возможность воспользоваться пенсионными накоплениями была предоставлена гражданам в Боливии (до 10% от счета), в Перу (квота составляла 25%), в Доминиканской Республике (30%) [Acceso al ahorro ..., 2020, p. 2]. По заявлению Международной федерации пенсионных администраторов (Federación Internacional de Administradoras de Pensiones, FIAP), «трехразовое изъятие 10% накоплений (в чилийском случае) могло привести к снижению частных фондов на 25%, а это означало, что около 5 млн человек могут остаться без пособий, в перуанском случае - около 6 млн» [Cajamarca, 2021]. Таким образом, в Латинской Америке оправдываются опасения, высказанные МВФ, что результаты досрочного изъятия средств могут быть крайне серьезными и что «при осуществлении таких мер следует учитывать вероятные социальные и бюджетные последствия» [Feher, Bidegain, 2020, р. 7].

Таким образом, нетрудно увидеть, что, в отличие от европейских стран, где государство сознательно, «сверху» взяло курс на некоторое сокращение поступлений в пенсионные системы, в странах Латинской Америки оно было вынуждено смириться с оттоком средств из частных пенсионных фондов по инициативам «снизу».

Итак, анализ международной практики в отношении пенсионных систем в сложный период пандемии показывает опасность политики, когда пенсионные системы в той или иной мере используются для преодоления негативных последствий текущего кризиса. Достаточно обоснована точка зрения международных мозговых центров, полагающих, что пенсионные системы не предназначены для решения краткосрочных хозяйственных проблем, поскольку они медленно реагируют на макроэкономические и демографические изменения, но при этом формируют долгосрочные обязательства и ожидания. Наконец, важно учитывать, что постпандемийное восстановление, с большой вероятностью, окажется более медленным, чем прогнозируется, поэтому проводимые в настоящее время пенсионные реформы, нацеленные на сдерживание пенсионных расходов, более перспективны, чем иные варианты, поскольку давление на государственные бюджеты, скорее всего, усилится после кризиса, вызванного вирусом SARS-Со^2 и его модификациями. Стало достаточно очевидно, что вызванная пандемией рецессия ослабила устойчивость как государственных, так и частнонакопительных систем (чему примером являются страны Европы и Латинской Америки). И на повестке дня вырисовывается необходимость не только в продолжении начатых пенсионных реформ, но и в разработке новых, возможно, нестандартных, гибридных моделей, имеющих более мощный, чем сегодня, перспективный потенциал для социального благополучия будущих поколений.

Литература

Гурвич Е.Т. Долгосрочные тренды пенсионной политики в мире / / Финансовый журнал. - Москва, 2019. - № 6. - С. 9-26.

Ермольева Э.Г., Шестакова Е.Е. Пенсионные проблемы Латинской Америки : даже молодой регион стареет / / Мир перемен. - Москва : Институт экономики РАН, 2021. - № 2. - С. 100-117.

Испания и Португалия в эпоху глобальных трансформаций / отв. ред. Н.М. Яковлева. - Москва : ИЛА РАН, 2017. - 307 с.

Капелюшников Р.И. Феномен старения населения : экономические эффекты. - Москва : Институт экономики РАН, 2019. - 50 с.

Шестакова Е.Е. Долгосрочное обслуживание пожилых людей : проблема государства, общества или семьи? / / Мир перемен. - Москва : Институт экономики РАН, 2018. - № 4. - С. 147-162.

Экономические и социальные последствия коронавируса в России и в мире : аналитический бюллетень НИУ ВШЭ. - Москва : ВШЭ, 2020. -№ 9. - 120 с.

Acceso al ahorro obligatorio para el retiro en tiempos de Covid-19 : consideraciones de política pública / Bosch M. [et al.] ; Banco Interamericano de Desarrollo (BID). - 2020. - 15 p. - URL: https://publications.iadb.org/ publications/spanish/ document/Acceso-al-ahorro-obligatorio-para-el-retiro-en-tiempos-de-COVID-19-Consideraciones-de-politica-publica.pdf (date of access: 30.04.2022).

Ageing Europe - looking at the lives of older people in the EU - 2020 edition // Eurostat. - Luxembourg : Publications Office of the European Union, 2020. - 184 p.

Alcelay S., Cuesta M. Escrivá plantea subir un 0,5% las cotizaciones para pagar las pensiones del «baby boom» // ABC. - Madrid, 2021. - 03.11. - URL: https://www.abc.es/economia/ abci-escriva-subira-05-por-ciento-cotizaciones-empresarios-y-trabajadores-para-sostener-pensiones-202111022039_noticia. html#disqus_thread (date of access: 30.04.2022).

Allianz Pension Report. LatAm Special 2022 / Allianz research. - Munich, 2022. - 22 p. - URL: https://www.allianz.com/content/dam/onemarketing/az com/ Allianz_com/ economic-research/publications/ specials/en/2022/january/ 2022_01_28_PensionReport_LatAmSpecial.pdf (date of access: 29.04.2022).

Arenas de Mesa A. Los sistemas de pensiones en América Latina. Institucionalidad, gasto público y sostenibilidad financiera en tiempos del COVID-19 / CEPAL. - Santiago de Chile, 2020. -. - Agosto. - 65 p. - (Macro-economía del desarrollo ; N 212). - URL: https://repositorio.cepal.org/ bitstream/handle/11362/45945/1/S2000551_es.pdf (date of access: 25.04.2022).

Bárcena A. La paradoja de la recuperación en América Latina y el Caribe. Presentación / CEPAL. - 2021. - 08.07. - URL: https://www.cepal. org/ sites/default/files/presentation/files/pb11.pdf (date of access: 15.08.2021).

Barría C. Protestas en Chile : cómo funcionan los sistemas de pensiones en el país sudamericano y en otras naciones de América Latina // BBC. -2019. - 04.11. - URL: https://www.bbc.com/mundo/noticias-50309572 (date of access: 25.04.2022).

Bertranou F. Population ageing and social protection systems in Latin America // Unites Nations Expert Group meeting on social and economic implications of changing population age structures. Mexico City, 31 august-2 september 2005. - New York : UN, 2007. - P. 179-198. - URL:

https://www.un. org/en/development/desa/population/events/pdf/expert/ 9/full_report.pdf (date of access: 25.04.2022).

Blofield M., Giambruno C., Filgueira F. Policy expansion in compressed time : assessing the speed, breadth and sufficiency of post - COVID-19 social protection measures in 10 Latin American countries / CEPAL. - Santiago de Chile, 2020. - 96 р. - (Social Policy Series ; N 235). - URL: https://www.cepal.org/en/publications/46016-policy-expansion-compressed-time-assessing-speed-breadth-and-sufficiency-post (date of access: 30.04.2022).

Brazil / / Pension Watch. - URL: www.pension-watch.net/country-fact-file/brazil (date of access: 25.04.2022).

Cajamarca I. FIAP alerta reducción de montos de las pensiones por retiro anticipado de los fondos // La República. - Bogotá, 2021. - 10.06. - URL: https://www.larepublica.co/finanzas/fiap-alerta-reduccion-de-montos-de-las-pensiones-por-retiro-anticipado-de-los-fondos-3183510#:~:text=Este%20jueves %20la%20Federación%20Internacional,Estado%20deberá%20contribuir%20 a % 20 su (date of access: 25.04.2022).

Challenges for the protection of older persons and their rights during the COVID-19 pandemic / CEPAL. - Santiago de Chile, 2020. - 34 p. - URL: https://repositorio.cepal.org/handle/11362/46488 (date of access: 25.04.2022).

Cruz Infante C. The collapse of the models. Re-shaping social protection in Europe and Latin America. - 2019. - URL: https://www.researchgate.net/ publication/338402631/ (date of access: 25.04.2022).

¿Cuál es el futuro de las pensiones en España? / / VidaCaixa. - 2021. -15.04. - URL: https://www.tuproyectodevida.es/futuro-pensiones/ (date of access: 30.04.2022).

Demographic balances and indicators by type of projection / / Eurostat. -2021. - URL: https://appsso.eurostat.ec.europa.eu/nui/show.do?dataset=proj_ 19ndbi&lang=en (date of access: 25.04.2022).

El Índice Mundial de Pensiones revela el impacto del COVID-19 en las futuras pensiones / / Mercer América Latina. - Buenos-Aires, 2020. - 20.10. -URL: https://www.latam.mercer.com/newsroom/ el-indice-mundial-de-pensi ones-revela-el-impacto-del-covid-19-en-las-futuras-pensiones.html (date of access: 25.04.2022).

Ermólieva E.G., Shestakova E.E. En búsqueda de un modelo adecuado de pensiones : el caso de España / / Iberoamérica. - Moscow : Institute of Latin America, 2020. - N 2. - P. 140-160.

Estudio Económico de América Latina y el Caribe, 2021 / CEPAL. -Santiago de Chile, 2021. - 279 p. - URL: https://repositorio.cepal.org/bitst ream/handle/11362/47192/58/S2100608_es.pdf (date of access: 30.04.2022).

Fajnzylber E. Chile's Solidarity Pillar : a benchmark for adjoining zero Pillar with DC schemes. - Washington, DC : World Bank, 2019. - (Social protection and jobs discussion paper ; N 1910). - URL: https://openknow ledge.worldbank.org/handle/10986/31638?locale-attribute=en (date of access: 25.04.2022).

Feher Cs., Bidegain de I. Pension schemes in the COVID-19 crisis : impacts and policy considerations / IMF. - Washington, DC, 2020. - 20.07. -8 p. - (Special series on COVID-19). - URL: file:///C:/Users/Moscow/ Downloads/enspecial-series-on-covid19 pension-schemes-in-the-covid19-cri sis-impacts-and-policy-considerations.pdf (date of access: 25.04.2022).

FIAPAM se pronuncia sobre la grave situación de las personas mayores en América Latina y el Caribe en la crisis de la Covid-19 / Federación Iberoamericana de Asociaciones de Personas Adultas Mayores. - Madrid, 2020. -09.12. - URL: https://fiapam.org/fiapam-se-pronuncia-sobre-la-grave-situa cion-de-las-personas-mayores-en-america-latina-y-el-caribe-en-la-crisis-de-la-co vid-19/ (date of access: 25.04.2022).

Global Pension Index, 2021 / Mercer CFA Institute. - 2021. - URL: https://www.mercer.com.au/ our-thinking/ global-pension-index.html#conta ctForm (date of access: 25.04.2022).

Growing pains : is Latin America prepared for population aging? / IMF. -Washington, DC, 2018. - 195 p. - (IMF Policy Papers ; N 18/05).

Huenchuan S. COVID-19 y sus impactos en los derechos y la protección social de las personas mayores en la subregión / CEPAL. - Ciudad de México,

2020. - 94 p. - URL: https://repositorio.cepal.org/bitstream/handle/11362/ 46182/1/S2000743_es.pdf (date of access: 29.04.2022).

Las pensiones en España, en datos (2022) / Ministerio de inclusión, seguridad social y migraciones. - 2022. - URL: https://www.inclusion.gob.es/ (date of access: 25.04.2022).

Mesa-Lago C. Aging and pension reforms : a look at Latin America // ReVista : Harvard rev. of Latin America. - Cambridge, MA, 2019. - 07.12. -URL: https://revista.drclas.harvard.edu/aging-and-pension-reforms-a-look-at-latin-america (date of access: 25.04.2022).

Mortality associated with COVID-19 in care homes : international evidence / Comas-Herrera A. [et al.] ; International Long-Term Care Policy Network. - 2021. - 29 p. - URL: https://ltccovid.org/wp-content/uploads/ 2021/02/LTC_C0VID_19_international_report_January-1-February-1-2.pdf (date of access: 29.04.2022).

OECD Pensiones at a glance 2021 : how does Spain compare? / OECD. -

2021. - URL: https://www.oecd.org/spain/PAG2021-ESP. pdf (date of access: 19.07.2022).

OECD Pensions Outlook 2020 / OECD. - Paris, 2020. - 208 р. - URL: https://doi.org/10.1787/67ede41b-en (date of access: 25.04.2022).

Pascual Cortés R. Los nuevos coeficientes reductores de las jubilaciones anticipadas empiezan a aplicarse el sábado / / Cinco Días. - Madrid, 2021. -30.12. - URL: https://cincodias.elpais.com/cincodias/2021/12/29/economia/ 1640777679_419377.html (date of access: 30.04.2022).

Pension and healthcare systems in Latin America : challenges posed by ageing, technological change, and informality / CAF - Development Bank of Latin America. - Caracas, 2020. - 388 p. - URL: https://scioteca.caf.com/bitstre am / handl e/123456789/1730/ Pension %20and% 20healthcare %20sy stems%20i n% 20Latin%20America-Challenge%20posed%20by%20aging-technological%20 change%20and%20informality.pdf?sequence=1 (date of access: 25.04.2022).

Pensions at a glance : design of pension systems / OECD. - 2020. - URL: https://stats.oecd.org/index.aspx?queryid=69413 (date of access: 30.04.2022).

Pensions at a glance 2021 : OECD and G20 Indicators / OECD. - Paris, 2021. - 225 p. - URL: https://doi.org/10.1787/ca401ebd-en (date of access: 25.04.2022).

Pessino C., Ter-Minassian T. Addressing the fiscal costs of population aging in Latin America and the Caribbean, with lessons from advanced countries / Interamerican Development Bank. - Washington, DC, 2021. - April. -IDB Discussion Paper. - 64 p. - URL: http://dx.doi.org/10.18235/0003242 (date of access: 25.04.2022).

Sánchez A. México apuesta por un nuevo modelo de pensiones en plena crisis económica // LexLatin. - 2020. - 24.07. - URL: https://lexlatin.com/ reportajes/mexico-apuesta-nuevo-modelo-pensiones-plena-crisis-economica (date of access: 25.04.2022).

Sánchez Aguilera P., Rodríguez Gómez K. Pensiones no contributivas en México y pobreza de los adultos mayores : un análisis del Programa de Adultos Mayores (PAM) 65 y más en 2018 // Rev. Euro Latinoamericana de Análisis Social y Político. - 2020. - Vol. 1, N 2. - P. 77-88. - URL: http://www. ojs.unsj.edu.ar/index.php/relasp/article/view/585/539 (date of access: 25.04.2022).

The 2021 Ageing Report Economic & Budgetary Projections for the EU Member States (2019-2070) / EC. - Luxembourg : Publications Office of the European Union, 2021. - 398 p. - (Institutional paper ; 148). - URL: https://ec.europa.eu/info/sites/ default/files/economy-finance/ip148_en.pdf (date of access: 30.04.2022).

World Population Ageing 2020 Highlights. Living arrangements of older persons matter / UN. - Washington, DC, 2020. - 47 p. - URL: https://

www.un.org/development/desa/pd/news/world-population-ageing-2020-highlights (date of access: 25.04.2022).

World Population Prospects 2019 / UN. - 2019. - URL: https://population.un.org/wpp/DataQuery/ (date of access: 25.04.2022).

World Social Protection Report 2020-22 : social protection at the crossroads - in pursuit of a better future / ILO. - Geneva, 2021. - 318 p.

Zamarripa G. La reforma de pensiones : impactos y beneficios / Nexo s. -México, 2020. - 13.08. - URL: https://webcache.googleusercontent.com/ search?q=cache:_DOTv-wrB3wJ:https://www.nexos.com.mx/ %3Fp%3D49307 +&cd=1&hl=ru&ct=clnk&gl=ru&client=opera (date of access: 30.04.2022).

DOI: 10.312249/ape/2022.0 3.04 © Ermolieva E.G.1, © Shestakova Е.E.2, 2022 Current transformations of pension systems in European and Latin American countries

Abstract. The article observes the evolution of pension policy in European and Latin American countries over the last 25-30 years. The main reason for the profound changes occurred in this area lies in the marked acceleration in population aging, taking place both in the Old and the New World, including Latin America, considered a young region for a long time. The crosscountry comparative analysis shows that the main tasks of reforms consist in ensuring the long-term financial sustainability of pension systems, preventing further growth of spending on public pension schemes by raising the retirement age and prolonging the labor activity of senior people. Gradual expansion of population covered by accumulative (funded) pension plans, in addition to distribution component, is another tool. Meanwhile the actual situation demonstrates that the initiatives of some European governments, following the recommendations of international financial institutions, are not always adequately perceived by the society (Spanish and French cases are

1 Ermolieva Eleonora Gueorguievna - Ph.D. in Economic Sciences, Leading Researcher Institute of Latin American Studies RAS (ermolieva@gmail.com), OR-CID:0000-0001-7509-189 X.

2 Shestakova Еlena Evguenievna - Ph.D. in Economic Sciences, Leading Researcher Institute of Economics RAS (eeshestakowa@gmail.com), ORCID ID 00000001-8963-6301.

representative examples). Moreover, it should be pointed out that European experience is actively examined in Latin America during the ongoing reforms to create multi-level national retirement systems, and greater attraction of private entrepreneurial capital for public financing of social security models. A review of the publications of Russian scientists shows that the latest world experience is not ignored in our country, where the task of more reliable social protection of pensioners is on the agenda.

Keywords: population aging, pension systems, long-term fiscal sus-tainability, world experience in pension reforms.

References

Acceso al ahorro obligatorio para el retiro en tiempos de Covid-19 : consideraciones de política pública. (2020) / Bosch M. et al. ; Banco Interamericano de Desarrollo (BID). - 15 p. - URL: https://publications. iadb.org/publications/spanish/document/Acceso-al-ahorro-obligatorio-para-el-retiro-en-tiempos-de-COVID-19-Consideraciones-de-politica-publica.pdf (date of access: 30.04.2022).

Ageing Europe - looking at the lives of older people in the EU - 2020 edition. (2020) // Eurostat. - Luxembourg : Publications Office of the European Union. - 184 p.

Alcelay S., Cuesta M (2021). Escrivá plantea subir un 0,5% las cotizaciones para pagar las pensiones del «baby boom» // ABC. - Madrid. -03.11. - URL: https://www.abc.es/economía/abci-escriva-subira-05-por-ciento -cotizaciones-empresarios-y-trabajadores-para-sostener-pensiones-202111022039 _noticia.html#disqus_thread (date of access: 30.04.2022).

Allianz Pension Report. LatAm Special 2022. (2022) / Allianz research. -Munich. - 22 p. - URL: https://www.allianz.com/content/dam/onemarke ting/azcom/Allianz_com/economic-research/publications/specials/en/ 2022/january/2022_01_28_PensionReport_LatAmSpecial.pdf (date of access: 29.04.2022).

Arenas de Mesa A. (2020). Los sistemas de pensiones en América Latina. Institucionalidad, gasto público y sostenibilidad financiera en tiempos del COVID-19 / CEPAL. - Santiago de Chile. - Serie : Macroeconomía del desarrollo ; N 212. - Agosto. - 65 p. - URL: https://repositorio.cepal.org/ bitstream/handle/11362/45945/1/S2000551_es.pdf (date of access: 25.04.2022).

Bárcena A. (2021). La paradoja de la recuperación en América Latina y el Caribe. Presentación / CEPAL. - 08.07. - URL: https://www.cepal.org/sites/ default/files/presentation/files/pb11.pdf (date of access: 15.08.2021).

Barría C. (2019). Protestas en Chile : cómo funcionan los sistemas de pensiones en el país sudamericano y en otras naciones de América Latina / /

BBC. - 04.11. - URL: https://www.bbc.com/mundo/noticias-50309572 (date of access: 25.04.2022).

Bertranou F. (2007). Population ageing and social protection systems in Latin America // Unites Nations Expert Group meeting on social and economic implications of changing population age structures. Mexico City, 31 august-2 september 2005. - New York : UN. - P. 179-198. - URL: https://www.un.org/en/development/desa/population/events/pdf/expert/ 9/full_report.pdf (date of access: 25.04.2022).

Blofield M., Giambruno C., Filgueira F. (2020). Policy expansion in compressed time : assessing the speed, breadth and sufficiency of post -COVID-19 social protection measures in 10 Latin American countries / CEPAL. -Santiago de Chile. - Social Policy Series; N 235. - 96 p. - URL: https://www.cepal.org/en/publications/46016-policy-expansion-compressed-time-assessing-speed-breadth-and-sufficiency-post (date of access: 30.04.2022).

Brazil / / Pension Watch. - URL: www.pension-watch.net/country-fact-file/brazil (date of access: 25.04.2022).

Cajamarca I. (2021). FIAP alerta reducción de montos de las pensiones por retiro anticipado de los fondos // La República. - Bogotá. - 10.06. - URL: https://www.larepublica.co/finanzas/fiap-alerta-reduccion-de-montos-de-las-pensiones-por-retiro-anticipado-de-los-fondos-3183510#:~:text=Este%20jueves %20la%20Federación%20Internacional,Estado%20deberá%20contribuir%20 a % 20 su (date of access: 25.04.2022).

Challenges for the protection of older persons and their rights during the COVID-19 pandemic. (2020) / CEPAL. - Santiago de Chile. - 34 p. - URL: https://repositorio.cepal.org/handle/11362/46488 (date of access: 25.04.2022).

Cruz Infante C. (2019). The collapse of the models. Re-shaping social protection in Europe and Latin America. - URL: https://www.researchgate. net/publication/338402631/ (date of access: 25.04.2022).

¿Cuál es el futuro de las pensiones en España? (2021) / VidaCaixa. -15.04. - URL: https://www.tuproyectodevida.es/futuro-pensiones/ (date of access: 30.04.2022).

Demographic balances and indicators by type of projection. (2021) // Eurostat. - URL: https://appsso.eurostat.ec.europa.eu/nui/show.do?dataset= proj_19ndbi&lang=en (date of access: 25.04.2022).

Economic and social impact of coronavirus in Russia and the world : analytical bulletin of HSE University. (2020). [Ekonomicheskie i social'nye posledstviya koronavirusa v Rossii i v mire: analiticheskij byulleten' NIU VSHE]. -Moscow : HSE University. - N 9. - 120 p.

El Índice Mundial de Pensiones revela el impacto del COVID-19 en las futuras pensiones. (2020) // Mercer América Latina. - Buenos-Aires. - 20.10. -

URL: https://www.latam.mercer.com/newsroom/el-indice-mundial-de-pensi ones-revela-el-impacto-del-covid-19-en-las-futuras-pensiones.html (date of access: 25.04.2022).

Ermólieva E.G., Shestakova E.E. (2020). En búsqueda de un modelo adecuado de pensiones : el caso de España // Iberoamérica. - Moscow : Institute of Latin America. - N 2. - P. 140-160.

Ermolieva E.G., Shestakova E.E. (2021). Pension problems in Latin America : even a young region is getting older [Pensionnye problem Latinskoj Ameriki: dazhe molodoj region stareet] // The world of transformations. - N 2. -P. 100-117.

Estudio Económico de América Latina y el Caribe, 2021. (2021) / CEPAL. - Santiago de Chile. - 279 p. - URL: https://repositorio.cepal.org/ bitstream/handle/11362/47192/58/S2100608_es.pdf (date of access: 30.04.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Fajnzylber E. (2019). Chile's Solidarity Pillar : a benchmark for adjoining zero Pillar with DC schemes. - Washington, DC : World Bank. - Social protection and jobs discussion paper ; N 1910. - URL: https://open knowledge.worldbank.org/handle/10986/31638?locale-attribute=en (date of access: 25.04.2022).

Feher Cs., Bidegain de I. (2020). Pension schemes in the COVID-19 crisis : impacts and policy considerations / IMF. - Washington, DC. - 20.07. - Special series on COVID-19. - 8 p. - URL: file:///C:/Users/Moscow/Downloads/ enspecial-series-on-covid19 pension-schemes-in-the-covid19-crisis-impacts-and-policy-considerations.pdf (date of access: 25.04.2022).

FIAPAM se pronuncia sobre la grave situación de las personas mayores en América Latina y el Caribe en la crisis de la Covid-19. (2020) / Federación Iberoamericana de Asociaciones de Personas Adultas Mayores. - Madrid. -09.12. - URL: https://fiapam.org/fiapam-se-pronuncia-sobre-la-grave-situa cion-de-las-personas-mayores-en-america-latina-y-el-caribe-en-la-crisis-de-la-co vid-19/ (date of access: 25.04.2022).

Global Pension Index, 2021. (2021) / Mercer CFA Institute. - URL: https://www.mercer.com.au/our-thinking/global-pension-index.html#conta ctForm (date of access: 25.04.2022).

Growing pains : is Latin America prepared for population aging? (2018) / IMF. - Washington, DC. - IMF Policy Papers ; N 18/05. - 195 p.

Gurvich E.T. (2019). Long-term global trends in pension policy [Dolgosrochnye trendy pensionnoj politiki v mire] // Financial journal. - N 6. -P. 9-26.

Huenchuan S. (2020). COVID-19 y sus impactos en los derechos y la protección social de las personas mayores en la subregión / CEPAL. - México. -

94 p. - URL: https://repositorio.cepal.org/bitstream/handle/11362/46182/ 1/S2000743_es.pdf (date of access: 29.04.2022).

Kapelyushnikov R.I. (2019). Population aging phenomenon : economic effects [Fenomen stareniya naseleniya: ekonomicheskie effekty]. - Moscow : Institute of Economics RAS. - 50 p.

Las pensiones en España, en datos. (2022) / Ministerio de inclusión, seguridad social y migraciones. - URL: https://www.inclusion.gob.es/ (date of access: 25.04.2022).

Mesa-Lago C. (2019). Aging and pension reforms : a look at Latin America // ReVista : Harvard rev. of Latin America. - Cambridge, MA. -07.12. - URL: https://revista.drclas.harvard.edu/aging-and-pension-reforms-a-look-at-latin-america (date of access: 25.04.2022).

Mortality associated with COVID-19 in care homes : international evidence. (2021) / Comas-Herrera A. et al. ; International Long-Term Care Policy Network. - 29 p. - URL: https://ltccovid.org/wp-content/uploads/2021/ 02/LTC_COVID_19_international_report_January-1-February-1-2.pdf (date of access: 29.04.2022).

OECD Pensions at a glance 2021 : how does Spain compare? (2021) / OECD. - URL: https://www.oecd.org/spain/PAg2021-ESP. pdf (date of access: 19.07.2022).

OECD Pensions Outlook 2020. (2020) / OECD. - Paris. - 208 p. - URL: https://doi.org/10.1787/67ede41b-en (date of access: 25.04.2022).

Pascual Cortés R. (2021). Los nuevos coeficientes reductores de las jubilaciones anticipadas empiezan a aplicarse el sábado // Cinco Días. -Madrid. - 30.12. - URL: https://cincodias.elpais.com/cincodias/2021/12/29/ economia/1640777679_419377.html (date of access: 30.04.2022).

Pension and healthcare systems in Latin America : challenges posed by ageing, technological change, and informality. (2020) / CAF - Development Bank of Latin America. - Caracas. - 388 p. - URL: https://scioteca.caf. com/bitstream/handle/123456789/1730/Pension%20and%20healthcare%20sy stems%20in%20Latin%20America-Challenge%20posed%20by%20aging-techno logical%20change%20and%20informality.pdf?sequence=1 (date of access: 25.04.2022).

Pensions at a glance : design of pension systems. (2020) / OECD. - URL: https://stats.oecd.org/index.aspx?queryid=69413 (date of access: 30.04.2022).

Pensions at a glance 2021 : OECD and G20 Indicators. (2021) / OECD. -Paris. - 225 p. URL: https://doi.org/10.1787/ca401ebd-en (date of access: 25.04.2022).

Pessino C., Ter-Minassian T. (2021). Addressing the fiscal costs of population aging in Latin America and the Caribbean, with lessons from

advanced countries / Interamerican Development Bank. - Washington, DC. -April. - IDB Discussion Paper. - 64 p. - URL: http://dx.doi.org/10.18235/ 0003242 (date of access: 25.04.2022).

Sánchez A. (2020). México apuesta por un nuevo modelo de pensiones en plena crisis económica / / LexLatin. - 2020. - 24.07. - URL: https://lexlatin. com/reportajes/mexico-apuesta-nuevo-modelo-pensiones-plena-crisis-econo mica (date of access: 25.04.2022).

Sánchez Aguilera P., Rodríguez Gómez K. (2020). Pensiones no contributivas en México y pobreza de los adultos mayores : un análisis del Programa de Adultos Mayores (PAM) 65 y más en 2018 // Rev. Euro Latinoamericana de Análisis Social y Político. - Vol. 1, N 2. - P. 77-88. - URL: http://www.ojs.unsj.edu.ar/index.php/relasp/article/view/585/539 (date of access: 25.04.2022).

Shestakova E.E. (2018). Long-term care for the elderly : a problem of the state, society or family? [Dolgosrochnoe obsluzhivanie pozhilykh lyudei: problema gosudarstva, obshchestva ili sem'i?] // The world of transformations. - N 4. -P. 147-162.

Spain and Portugal in the era of global transformations. (2017) [Ispaniya i Portugaliya v epohu global'nyh transformacij] / N.M Yakovleva (ed.). - Moscow : ILA RAN. - 307 p.

The 2021 Ageing Report Economic & Budgetary Projections for the EU Member States (2019-2070). (2021) / EC. - Luxembourg : Publications Office of the European Union. - Institutional paper ; 148. - 398 p. - URL: https://ec.europa.eu/info/sites/ default/files/economy-finance/ip148_en.pdf (date of access: 30.04.2022).

World Population Ageing 2020 Highlights. Living arrangements of older persons matter. (2020) / UN. - Washington, DC. - 47 p. - URL: https:// www.un.org/development/desa/pd/news/world-population-ageing-2020-highlights (date of access: 25.04.2022).

World Population Prospects 2019. (2019) / UN. - URL: https://popula tion. un.org/wpp/DataQuery/ (date of access: 25.04.2022).

World Social Protection Report 2020-22 : social protection at the crossroads - in pursuit of a better future. (2021) / ILO. - Geneva. - 318 p.

Zamarripa G. (2020). La reforma de pensiones : impactos y beneficios / Nexos. - México. - 13.08. - URL: https://webcache.googleusercontent. com/search?q=cache:_DOTv-wrB3wJ:https://www.nexos.com.mx/ %3Fp%3D 49307+&cd=1&hl=ru&ct=clnk&gl=ru&client=opera (date of access: 30.04.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.