Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ'

ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
313
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
образование / Болонский процесс / правовое регулирование образования / трансформации образовательного процесса.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пушкин И.С., Герасимов Н.Р.

В данной статье рассматриваются возможные изменения в образовательном процессе Российской Федерации в результате выхода государства из Болонского процесса. Данная ситуация способна оказать немалое влияние на систему образования в целом, поскольку с 2003 года по 2022 Россия была участником Болонского процесса, целых 19 лет, после такого большого промежутка времени могут возникнуть некоторые проблемы в процессе трансформации, в том числе и правовые, потому что многие нормы права, направленные на регулирование образования, были приспособлены именно к настоящему образовательному процессу, нормы права также могут потерпеть изменения. В статье представлены результаты исследования нормативно правовых актов Российской Федерации, которые так или иначе регулируют образовательный процесс, а также, результаты опроса самих людей, которых могут коснуться изменения, рассмотренные в данной статье. Не были упущены и мнения различных ученых юристов и членов правительства Российской Федерации, которые уже успели дать свой комментарий на столь свежую проблему. Степень дискуссионности вопроса позволила доле рассуждений занять одно из главных мест в этой статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пушкин И.С., Герасимов Н.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

ПУШКИН Илья Сергеевич,

Студент 1 курса Юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, e-mail: ip.ilyapushkin@yandex.ru

ГЕРАСИМОВ Никита Романович,

Студент 1 курса Юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, e-mail: gerich003@yandex.ru

ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Аннотация. В данной статье рассматриваются возможные изменения в образовательном процессе Российской Федерации в результате выхода государства из Болонского процесса. Данная ситуация способна оказать немалое влияние на систему образования в целом, поскольку с 2003 года по 2022 Россия была участником Болонского процесса, целых 19 лет, после такого большого промежутка времени могут возникнуть некоторые проблемы в процессе трансформации, в том числе и правовые, потому что многие нормы права, направленные на регулирование образования, были приспособлены именно к настоящему образовательному процессу, нормы права также могут потерпеть изменения. В статье представлены результаты исследования нормативно правовых актов Российской Федерации, которые так или иначе регулируют образовательный процесс, а также, результаты опроса самих людей, которых могут коснуться изменения, рассмотренные в данной статье. Не были упущены и мнения различных ученых юристов и членов правительства Российской Федерации, которые уже успели дать свой комментарий на столь свежую проблему. Степень дискуссионности вопроса позволила доле рассуждений занять одно из главных мест в этой статье.

Ключевые слова: образование, Болонский процесс, правовое регулирование образования, трансформации образовательного процесса.

PUSHKIN Ilya Sergeevich,

1th year student of the Faculty of Law of the Financial University under the Government of the Russian Federation

GERASIMOV Nikita Romanovich,

1th year student of the Faculty of Law of the Financial University under the Government of the Russian Federation

TRANSFORMATIONS OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN MODERN REALITIES: SOME PROBLEMS OF LEGAL REGULATION

Annotation. This article discusses possible changes in the educational process of the Russian Federation as a result of the withdrawal from the Bologna process. This situation can have a considerable impact on the education system because from 2003 to 2022 Russia was a participant in the Bologna process. For 19 years, after such a long period of time, some problems may arise in the process of transformation, including legal ones, because many legal norms aimed at regulating edu-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-6-195-198 NIION: 2018-0076-6/22-761 MOSURED: 77/27-023-2022-6-960

cation have been adapted it is to the present educational process that the norms of law may also undergo changes. The article presents the results of a study of the normative legal acts of the Russian Federation that regulate the educational process in one way or another, as well as the results of a survey of the people themselves who may be affected by the changes discussed in the article. The opinions of various legal scholars and members of the Government of the Russian Federation, who have already managed to comment on such a recent problem were not overlooked. The degree of discussion of the issue allowed the share of reasoning to occupy one of the main places in this article.

Key words: education, the Bologna process, legal regulation of education, transformation of the educational process

Основной целью Болонского процесса было в первую очередь создать системы образования в подавляющем большинстве стран Европы одинаковыми или максимально схожими. Эта цель достигалась введением единообразных систем школьного образования и высшего образования, 11-12 классов школьного образования и бакалавриат, магистратура и докторантура для высшего образования. Российская Федерация вошла в Болонский процесс в 2003 году и с этого момента начала активные преобразования, целью которых было изменение образовательного процесса в сторону, которая будет более схожа с тем, что соответствовало Болонскому процессу. Однако в 2022 году, Российская Федерация покинула Болонский процесс, чем вызвала массу обсуждений среди профессиональных ресурсов на тему изменений, которые могут произойти в правовых нормах Российской Федерации.

Объектом исследования данной статьи являются трансформации системы образования, а именно правового регулирования данного вопроса.

Целью же является выяснение конкретных причин этих изменений и нахождение проблем, которые могут возникнуть в правовом поле. Эти цели будут достигаться посредством изучения настоящих нормативных актов, регулирующих образовательный процесс в Российской Федерации, из которых в последствии будут вычленены важнейшие тезисы для темы данной научной статьи.

До широкого распространения системы бакалавриата и магистратуры, в университетах активно использовалась система специалитетов, которая в среднем занимала около 5 лет обучения. С приходом бакалавриата и магистратуры многое изменилось, теперь для получения уровня образования такого же ценного, как специалитет, студент должен окончить и бакалавриат, и магистратуру, на что он потратит как минимум 6 лет. По мнению некоторых ученых юристов в этом есть доля дискриминации, однако данная система также имеет преимущества перед специалите-

тами, эти преимущества связаны со стандартизацией высшего образования. Основной проблемой же при обратном переходе на систему специали-тетов будет дискриминация по отношению к уже обучающимся студентам по программе бакалавриат, ведь если высшее учебное заведение добавит возможность поступить на программу специа-литета, то желающих будет много, однако уже действующие студенты не смогут сменить программу обучения, это являлось бы проблемой, поскольку со стороны права это никак не регулируется. Важно, чтобы ситуация не противоречила статье 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция), а именно части 2: «обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;»1 Помимо этого, важно соотношение ситуации со статьёй 3, частью 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», которая гласит, что: «создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе является одним из основных принципов данного федерального закона;»2, ведь нахождение Российской Федерации в Болонском процессе напрямую помогало в осуществлении данного принципа. Однако, для большого количества студентов данная ситуация будет лишь на пользу, ведь, согласно данным опроса, проведенного в рамках написания научной статьи, было выяснено, что 77 процентов опрошенных студентов были бы рады обучаться по программе специалитета, потому что это занимает меньше времени и является порой более значимым уровнем образования при приёме на работу.

1 Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 27Э-ФЗ (последняя редакция) // (http://www.consultant.ru/document/Cons_ doc_LAW_140174/)

2 Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 27Э-ФЗ (последняя редакция) // (http://www.consultant.ru/document/Cons_ doc_LAW_140174/)

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

Опрошенные

□ За пер сход на программ;- специалиста ■ Против перехода на программу специалитета

Вопрос дискриминации остаётся довольно спорным, одни видят в этом дискриминацию, другие нет. На мой взгляд она здесь действительно присутствует, однако не в сильной форме, ведь у каждой формы обучения есть свои плюсы и минусы, чёткого разъяснения этой темы в праве нет, поэтому нам остаётся лишь догадываться. С моей точки зрения, данный вопрос нуждается во внимании права, ведь он может стать актуальным в скором времени.

Ещё одной проблемой, возникающей в следствии выхода Российской Федерации из Болон-ского процесса, является востребованность дипломированных и имеющих какой-либо уровень высшего образования людей на бирже труда.

С того момента, как появилась официальная информация о выходе нашей страны из данного процесса, общественность стала обсуждать востребованность людей, которые закончили бакалавриат и магистратуру. Они обеспокоены тем, что из-за возвращения специалитета, магистры останутся «на обочине» рынка труда, а бакалавры и подавно. Мне эти опасения кажутся вполне обоснованными.

Но в ответ на это, министр науки и образования РФ Валерий Фальков сказал о том, что переход будет осуществляться плавно за 2-3 года. И что магистры и бакалавры никак не пострадают, так как бакалавриат без магистратуры вообще не имеет смысла на существование.

В то же время непонятно, как будет проходить обмен студентами и преподавателями по программе обмена, так как ВУЗам вроде бы и сказали от неё отказаться, но формально эта программа работает. И все эти ситуации, как раз-таки и являются примерами огромных дыр в правовом регулировании этого вопроса. Но нужно заметить, что эта проблема новая и она возникла лишь из-за новизны сложившейся ситуации.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

На эту тему также своё мнение выразила Первый заместитель председателя Комитета СФ по науке, образованию и культуре, сенатор от Башкортостана Гумерова Лилия Салаватовна, она считает, что из-за сложности перехода от Болонской системы образования обратно к специ-алитетам, этот переход стоить сделать крайне плавным, более того, с её точки зрения стоит оставить подготовку бакалавров и магистров, в том числе, с целью, чтобы учитывался интерес иностранных студентов, преследуя при этом цель быть также интегрированными в международное образовательное пространство. Со стороны ректоров различных ВУЗов последовала, как поддержка, так и несогласие на тему отказа от Болонской системы, данный фактор также должен быть учтён.

Не стоит забывать и то, что в Российской Федерации существуют не только программы бакалавриата и магистратуры, но в то же время есть и программы специалитета, на некоторые направления и факультеты. Обе системы не замещают друг друга и не «сталкиваются лбами», спокойно существуют вместе. Как раз в этом то и проявляется особенность России.

Одной из проблем двухступенчатого уровня образования является то, что из-за большой свободы предоставленной ВУЗАм, они сами формируют направления образования с опорой на требования, выдвинутые нашим государством. В следствии этого для того чтобы качественно образовать студентов нужно выстроить грамотную и рабочую образовательную программу курсов. В случае со специалитетом таких проблем нет, так как данный вид образования использовался в СССР и это даёт определённый фундамент для работы нынешнего специалитета. А это огромное подспорье к успешному его возвращению в нашу страну.

Плавный переход на специалитет может обеспечить ещё и то, то что, например, в более современных и новых ВУЗах, таких как Шанинка, Высшая школа экономики, в каком то смысле РГГУ, магистратура создавалась с нуля и в итоге, она получилась более чем достойной. А в ВУЗах более консервативных, по типу МГУ и СПбГУ, которые, к слову, вообще не присоединялись к Болонскому процессу, в них двухуровневая система образования формировалась достаточно вторично, по сути от привычного специалитета оторвали 1-2 года, которыми и стала магистратура. Поэтому, опять таки, все что готовится к реализации в нашей стране, нужно подгонять под формат и особенности нашего Государства.

В заключении хотелось бы сказать, что нормативных актов, которые помогли бы в глубоком изучении данной проблемы довольно мало, это связано в первую очередь с ее новизной, как ранее и было сказано. Возможно, что влияние от выхода из Болонского процесса вовсе будет не ощущаемо, однако в этом нельзя быть уверенным. В данный момент времени, нужно налаживать систему перехода от одной системы образования к другой, делать это так, чтобы никто не был притеснен и не оказался потерпевшим или потерявшим от этого процесса. А чтобы в будущем данная система работала, как часы, нужно подготавливать соответствующие правовые акты, которые будут регулировать высшее образование в Российской Федерации.

Список литературы:

[1] Конституция Российской Федерации // Консультант+ https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28399/

[2] Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» // Консультант+ (https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ 1^_140174/)

[3] Гражданский кодекс Российской Федерации // Консультант+ (https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_law_5142/)

[4] Болонский процесс в России: специфика и сложности реализации Куприянова Н.Е Вилен-ский А.А. Куприянов Р.В.

[5] Особенности программ бакалавриата и специалитета Журавлев В.Ю.

[6] Болонский процесс и его значение для России : интеграция высшего образования в Европе / В. А. Белов, М. Л. Энтин, Г. И. Гладков и др. ; под ред. К. Пурсиайнена и С. А. Медведева. - М. : РЕЦЭП, 2005. - 177 с.

[7] Гретченко А. И. Болонский процесс : интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство / А. И. Гретченко, А. А. Гретченко ; Междунар. ин-т бизнес-тренинга. -Москва : КНОРУС, 2009. - 425 с.

[8] Силичев Д. А. Болонский процесс и модернизация образования в России // Вопр. философии. - 2009. - № 8. - С. 81-91.

[9] Сер Л.М. Высшее профессиональное образование: доступность, качество, востребованность// Труд и соц. отношения. - 2010. - No 7.

- С. 69-75.

[10] Чистохвалов В. Н. Болонский процесс -2010: что дальше?: Основные подходы к будущему развития интеграционных процессов в области высшего образования// Аккредитация в образовании. - 2009. - No 32.- С. 46-49.

Spisok literatury:

[1] Konstitutsiia Rossiiskoi Federatsii // Kon-sul'tant+ https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_28399/

[2] Federal'nyi zakon "Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii" // Konsul'tant+ (https://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/)

[3] Grazhdanskii kodeks Rossiiskoi Federatsii // Konsul'tant+ (https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_law_5142/)

[4] Bolonskii protsess v Rossii: spetsifika i slozhnosti realizatsii Kupriianova N.E Vilenskii A.A. Kupriianov R.V.

[5] Osobennosti programm bakalavriata i spet-sialiteta Zhuravlev V.Iu.

[6] Bolonskii protsess i ego znachenie dlia Rossii : integratsiia vysshego obrazovaniia v Evrope / V. A. Belov, M. L. Entin, G. I. Gladkov i dr. ; pod red. K. Pursiainena i S. A. Medvedeva. - M. : RETsEP, 2005. - 177 s.

[7] Gretchenko A. I. Bolonskii protsess : integratsiia Rossii v evropeiskoe i mirovoe obrazova-tel'noe prostranstvo / A. I. Gretchenko, A. A. Gretchenko ; Mezhdunar. in-t biznes-treninga. - Moskva : KNORUS, 2009. - 425 s.

[8] Silichev D. A. Bolonskii protsess i moderni-zatsiia obrazovaniia v Rossii // Vopr. filosofii. - 2009.

- № 8. - S. 81-91.

[9] Ser L.M. Vysshee professional'noe obra-zovanie: dostupnost', kachestvo, vostrebovannost'// Trud i sots. otnosheniia. - 2010. - No 7. - S. 69-75.

[10] Chistokhvalov V. N. Bolonskii protsess -2010: chto dal'she?: Osnovnye podkhody k budush-chemu razvitiia integratsionnykh protsessov v oblasti vysshego obrazovaniia// Akkreditatsiia v obrazovanii.

- 2009. - No 32.- S. 46-49.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.