Трансформации государственной и частной собственности в современной экономике
Александров Дмитрий Геннадьевич,
доктор экономических наук, профессор, РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, [email protected]
Сегодня национальные государства и государственная собственность играют исключительную роль в обеспечении собственной, национальной и международной безопасности, и поддерживают национальные экономики в мировой конкурентной экономической борьбе между государствами. Поэтому роль и значение государственной собственности продолжают возрастать. Наряду с изменением роли и значения государственной собственности изменяется роль и значение такого экономического института, как частная собственность. В современных условиях происходит дальнейшая трансформация государственной и частной собственности в силу целого ряда причин и факторов, связанных со стремительным развитием экономики. Цель данного исследования выяснить, какие изменения произошли и происходят с государственной и частной собственностью в современном мире и как эти изменения, в свою очередь, влияют на экономику.
Ключевые слова: собственность, частная собственность, общественная собственность, трудовые доходы, нетрудовые доходы, эксплуатация, государство, рынок, паразитарная экономика, экономический паразитизм, анонимная частная собственность, анонимная диктатура, издержки владения частной собственностью, доход, прибыль, капитал, имущество, экономическое неравенство.
1. Классификация видов собственности
Можно выделить следующие основные виды собственности: общественная, частная и смешанная.
В структуре отношений общественной собственности различают государственную (федеральную и субфедеральную), муниципальную, коллективную (колхозную, общинную, артельную) и ассоциативную (акционерную и долевую).
В Российской Федерации в той или иной форме существуют все выше перечисленные формы общественной собственности.
Разновидностями частной собственности являются: кооперативная, индивидуальная и личная.
Смешанная форма собственности предполагает долевое участие физического или юридического лица, с одной стороны, и органа общественной власти, с другой. Данная категория, как правило, является составной и представляет из себя определенный имущественный комплекс. Смешанная форма собственности часто встречается в условиях частно-государственного партнерства и в процессе приватизации крупнейших государственных предприятий.
Форма собственности - это её вид, определенный по признаку субъекта собственности. Иначе говоря, форма собственности определяется принадлежностью разнообразных объектов собственности субъекту единой природы. (Правильнее тип)
Согласно ст.8 Конституции РФ «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» [1]. Аналогично гласит ст.212 ГК «Субъекты права собственности» [2].
Имеет место совмещение, пересечение разных форм собственности, образование смешанных форм, когда один и тот же объект принадлежит субъектам разных форм. Так, например, в акционерных обществах часто наблюдается совмещение государственного и частного капитала.
Классификацию форм собственности можно проводить по основным физическим и иным характеристикам:
- недвижимая собственность (недвижимое имущество, недвижимость) - земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей (то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, здания и сооружения), а также подлежащие федеральной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты и другое имущество;
- движимая собственность - имущество, не относящееся к недвижимому, включая деньги и ценные бумаги;
- информация (данная категория собственности не существует как объект общественных отношений без носителей: человек, электронные средства записи, бумага, и т.д.);
X X
о
го А с.
X
го т
о
ю
2 О
м
см
0
см ^
01
о ш т
X
3
<
т О X X
- результаты интеллектуальном деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность);
- другая собственность.
В целях управления собственность в экономике может классифицироваться по отраслевым признакам:
- объекты инфраструктуры, включенные в состав конкретной отрасли экономики и имеющие специфические отраслевые особенности, например линии электропередач, железные дороги, трубопроводный транспорт и т.д.;
- иные объект собственности в составе отраслей: топливно-энергетический комплекс, транспорт и связь, аграрно-промышленный комплекс и др.;
- объекты собственности социально-культурной сферы: памятники архитектуры и культуры, художественные и иные произведения и др.
По возможности получения дохода или денежного эквивалента за объекты собственности можно проводить классификацию по степени ликвидности:
- низко ликвидные (неликвидные) объекты собственности (госпакеты акций предприятий не способных приносить доход в рыночной экономике);
- стабильные, средне рисковые объекты собственности;
- высоколиквидные объекты собственности (объекты недвижимости, акции компаний, ликвидность которых на рынке является наивысшей).
Следует отметить, что состав каждой категории не является постоянным.
Изменение экономической ситуации может менять и уровень доходности и ликвидности объектов собственности.
Собственность может наделять своего владельца различными правовыми полномочиями в зависимости от своего размера. Например, по величине участия в уставном капитале (доли собственности):
- 100 % участие в уставном капитале открытых акционерных обществах и других административно-правовых организаций;
- 75 % + 1 акция (доля) - квалифицированное большинство акций (позволяет единолично принимать управленческие решения);
- 50 % + 1 акция - контрольный пакет акций (позволяет единолично принимать управленческие решения в случае отсутствия собственника с блокирующим пакетом акций);
- 25 % + 1 акция - блокирующий пакет (не позволяет без согласия собственника принимать управленческих решений);
- менее 25 % акций - не позволяет принимать единоличных управленческих решений.
В современных условиях изменяется само значение и место разных видов собственности, включая основные виды собственности - государственную и частную собственность.
2. Изменение роли и значения государственной собственности в современных условиях
Государство со времен своего зарождения представляет публичный институт, создаваемый с целью выполнения определенных функций и задач.
Выступая гарантом общественных процессов, государство не может выполнять свои полномочия без имущественного обеспечения. Одновременно, государство есть форма территориальной организации населения, что делает его уникальным собственником на определенные виды имущества, в отношении которых невозможно установить иные права собственности в процессе общественных отношений.
Государственная собственность представляет одну из форм общественной собственности.
В соответствии с российским законодательством под государственной собственностью можно понимать имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации и субъектам Российской Федерации [1].
Таким образом, в России, как и в других федеративных государствах, государственная собственность делится на два уровня - федеральная и собственность субъектов федерации.
С социально-экономической точки зрения государственная собственность есть выражение отношений между людьми по поводу присвоения благ в целях реализации государственных и публичных интересов.
Отдельно следует выделить имущество, чье разделение не возможно между федерацией и её субъектами. Вопросы разграничения государственной собственности относятся, в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 72), к предметам совместного владения Российской Федерации и субъектов Федерации [1].
В государственной собственности Российской Федерации находятся:
- имущество органов власти и управления Российской Федерации,
- ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны,
- культурные и исторические ценности общего государственного значения,
- средства государственного бюджета, государственного банка, золотой запас, алмазный и валютный фонды, страховые, резервные и иные фонды.
Согласно Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» независимо от ведомственной подчиненности предприятий и от того, на чьем балансе они находятся, исключительно к федеральной собственности отнесены:
1. Объекты, составляющие основу национального богатства страны:
- ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны РФ;
- охраняемые природные объекты историко-природ-ного и культурного наследия;
- художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения.
2. Объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления, решения общероссийских задач:
- государственная казна;
- имущество Вооруженных Сил, органов и учреждений, финансируемых государством;
- объекты РАН, Министерства и ведомства России;
- предприятия и объекты геологической, гидрометеорологической, геодезической, экологической служб, стандартизации и метрологии;
- полигоны;
- государственные запасы, мобрезервы и т.п.
3. Объекты оборонно-промышленного комплекса.
4. Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства Российской Федерации в целом и развитие других отраслей (инфраструктура добывающей промышленности, топливно-энергетического комплекса, электроэнергетики, транспорта и др.).
5. Прочие объекты, например предприятия фармацевтической промышленности, медико-биологических препаратов, спиртовой и ликероводочной продукции.
6. Бесхозные объекты (в случае невозможности установить собственника имущества в качестве такового признается Российская Федерация, в дальнейшем в зависимости от вида имущество может быть передано в собственность субъекта федерации или муниципального образования).
В государственной собственности Российской Федерации и субъектов Федерации находятся средства производства, предприятия транспорта, связи, информации, топливно-энергетического комплекса, иные предприятия и имущество, необходимое для выполнения задач Российской Федерации, включая государственную казну и казну субъектов Федерации.
Собственность субъектов РФ
В собственности субъектов федерации может находиться все остальное имущество, не отнесенное к исключительному ведению Российской Федерации. Основу государственной собственности на уровне субъектов составляют имущество: необходимое для выполнения основных функций и задач данного уровня государственной власти (объекты сферы культуры, здравоохранения, детские дома, имущество государственных учреждений и т.д.); средства бюджета субъекта федерации; транспортная и иная инфраструктура, имеющая общее региональное значение; земельные ресурсы под объектами государственной собственности субъекта федерации и т.д.
Субъект государственной собственности
Субъектом государственной собственности в соответствии с российским законодательством признается Российская Федерация как государство. Процесс управления объектами государственной собственности возложен на органы государственной власти. На уровне Российской Федерации полномочия по управлению государственной собственностью осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в структуре Министерства экономического развития и торговли. Субъекты Российской Федерации вправе сами создавать структурные единицы по управлению своим имуществом.
Классификация объектов управления госсобственностью
Первая группа. Объекты, предназначенные для выполнения общегосударственных задач. К их числу относятся объекты, прямо связанные с:
- обеспечением обороны и безопасности;
- защитой государственных границ, территориального моря и воздушного пространства;
- проведением внешней политики и поддержанием международных отношений;
- управлением государственными экономическими службами, включая Центральный банк Российской Федерации;
- функционированием органов государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной);
- проведением фундаментальных научных исследований;
- контролем за природопользованием и охраной окружающей среды;
- охраной памятников истории и культуры;
- хранением государственных запасов и резервов;
- эксплуатацией и обслуживанием крупных транспортных магистралей.
В эту группу должна быть включена большая часть природных ресурсов - недра, земля, лесной фонд, водные ресурсы, воздушное пространство.
На данную группу должно распространяться исключительное право государственной собственности, позволяющее прямо и оперативно применять все возможные методы управления, формулируемые исходя из меняющейся политической ситуации и оптимизируемые по критериям эффективности.
Вторая группа. Объекты, обеспечивающие поддержание и развитие экономического потенциала страны. В их состав могут быть включены предприятия:
- базовых отраслей экономики (электроэнергетика, предприятия связи и почтовая служба, нефте- и газодобыча, транспортная инфраструктура);
- по добыче и переработке драгоценных металлов и камней, радиоактивных и редкоземельных элементов;
- предприятия наукоемкого (стратегического) машиностроения (авиакосмической техники, атомного машиностроения, военно-промышленных изделий).
Третья группа. Объекты, через которые государство реализует экономическую политику и социальную защиту населения. В их числе могут быть:
- учреждения и организации здравоохранения;
- высшие учебные заведения;
- учреждения культуры и искусства;
- федеральные органы социального страхования и социального обеспечения и др. [2].
В современной России государство делегировало многие полномочия в социальной сфере на уровень субъектов федерации и местного самоуправления.
Процесс делегирования полномочий сопровождался передачей объектов собственности. В результате на федеральном уровне остался относительно небольшой круг имущественного комплекса, обеспечивающий функционирование социально-экономической, культурной сферы: ВУЗы, федеральные памятники культуры, архитектуры и музеи, и относительно узкий перечень других объектов. Большое количество общественных объектов находится в муниципальной собственности.
Муниципальная собственность в РФ, её роль и значение
Согласно ст. 215 ГК РФ под муниципальной собственностью понимается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Следуя данному определению можно утверждать, что первоначальным собственником муниципальной собственности является местное население, которое в своей совокупности на определенной территории и образует муниципальное образование. Данные положения отражены и в Конституции Российской Федерации, где закреплены за населением все три составляющих права собственности - владение, пользование и распоряжение, а за органами местного самоуправления - право самостоятельного управления муниципальной собственностью.
X X
о
го А
с.
X
го т
о
ю
2 О
м
см
0
см ^
01
о ш т
X
3
<
т О X X
Тем не менее, Гражданский Кодекс Российской Федерации субъектом муниципальной собственности признает органы местного самоуправления, не входящие в систему органов государственной власти, которые единолично от своего имени наделены правом осуществлять процесс управления объектами муниципальной собственности. Единственным ограничением на их деятельность является принцип необходимости соблюдения интересов собственника (населения) в процессе управления. Одновременно, на территории муниципального образования наивысшим органом управления признается референдум (сход граждан) Таким образом, законодательно население имеет право непосредственно участвовать в процессе управления муниципальным имуществом. На практике, реализация данного способа управления в рамках относительно крупных муниципальных образований крайне затруднительна [2].
Объект права муниципальной собственности в
РФ
Объектом права муниципальной собственности может быть любое имущество, кроме того, что может находиться только в ведении Российской Федерации или субъекта федерации. Конституцией РФ установлены основы правового положения муниципальной собственности, а также владения, пользования и распоряжения ею. Статьями 71-73 Конституции РФ определены предметы ведения, в том числе в области экономических отношений и регулирования вопросов собственности, РФ и субъектов РФ, а статьями 130 и 132 - вопросы, решаемые посредством местного самоуправления [1].
В муниципальной собственности в соответствии с законодательством могут входить средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.
В современных условиях роль и значение государственной собственности постепенно возрастают в силу ряда причин.
1) Рост роли государства и государственной собственности в решении проблемы реализации в рыночной экономике. Закон Адольфа Вагнера и рост государственных расходов.
Сегодня государство и государственная собственность позволяют решать главную проблему рыночной экономики или главный «провал» или «фиаско» современного рынка - проблему реализации «совокупного общественного продукта», о которой писал К. Маркс во 11-ом томе «Капитала» [3]. Суть этой проблемы в невозможности реализовать весь произведённый обществом продукт (т.н., совокупный общественный продукт - СОП) используя только рыночный механизм.
Центральной проблемой любой рыночной экономики является проблема реализации товаров и услуг. Для нормальной работы экономики необходимо равенство спроса и предложения. Всё что производится - должно быть реализовано. Тогда, экономика не будет впустую тратить ограниченные ресурсы, и нести убытки и потери из-за нереализованной продукции. Тем не менее, в
большинстве экономически развитых стран наблюдается превышение предложения товаров и услуг над спросом. Производственные мощности в этих странах задействованы на 70-80%. Однако и такая неполная загрузка производства не может решить проблему реализации. Ежегодно производится огромное количество «лишних» товаров, которые так и не будут реализованы и потреблены населением и промышленностью. В условиях стремительного развития технологий и НТП - человек выталкивается из процесса производства и превращается в безработного - иждивенца общества. Проблему не решает и постоянный рост качества человеческого капитала - повышение его квалификации, постоянный рост компетенций и переподготовка работников. Каждый год, из перечня профессий исчезают сотни специальностей, вместо которых появляются новые специальности и профессии. Но общая тенденция - это сокращение занятости населения, а, следовательно, снижение общего уровня доходов и рост бедности основной массы населения. Одновременно растут доходы элиты, которая пользуется достижениями НТП и экономит свои затраты, сокращая количество «живого труда» наёмных работников. Сокращение платежеспособного спроса населения приводит к сокращению инвестиционного спроса фирм и сокращению производства. Происходит замедление экономического роста. Замедление экономического роста национальной экономики приводит не только к падению доходов населения и бизнеса и снижению благосостояния населения, но и к проигрышу в конкурентной борьбе между странами и отставанию в экономическом развитии. Для решения проблемы реализации товаров и услуг, обеспечения занятости и поддержания доходов населения государство обязано вмешиваться в регулирование рыночных отношений. Для этого есть:
1) «Вынужденная благотворительность» - социально-экономическое выравнивание через перераспределения доходов бюджета от богатых к бедным через установление прогрессивной шкалы налогообложения и выплаты различного рода дотаций, субсидий, субвенций и трансфертов в пользу социально-незащищённых слоёв населения (безработных, учащихся, пенсионеров, инвалидов, и т.д.) и бедных, экономически-отсталых регионов*.
*Здесь следует отметить, что прогрессивное налогообложение - это вынужденная мера, свидетельство и следствие высокого уровня экономического и технологического развития национальной экономики страны.
Это необходимо для поддержания доходов и занятости населения на приемлемом уровне, необходимом для беспрепятственной и полной реализации всех произведённых в национальной экономике товаров и услуг;
2) Монетарная (денежная), инфляционная накачка экономики пустыми, необеспеченными товарами и услугами «пустыми» деньгами. Главная цель «монетарной накачки» - это оживление экономики. «Дешёвые деньги» должны трансформироваться в инвестиции в производство и обеспечить рост занятости и доходов населения. На деле - необеспеченные деньги используются для биржевых спекуляций на рынке ценных бумаг и недвижимости и не попадают в реальный сектор экономики. «Пустые деньги» рано или поздно трансформируются в доходы. Рост доходов, не подкреплённый ростом производства реальных товаров и услуг, приводит к росту цен и, следовательно, росту инфляции в стране.
Таким образом, НТП приводит к избытку предложения над спросом, как на рынке товаров и услуг, так и на рынке труда. Для поддержания платежеспособного спроса населения государство осуществляет денежную эмиссию, которая, в конечном итоге приводит к росту доходов населения и к инфляции.
Проводя политику «обеспечения занятости» и «поддержания доходов» населения, осуществляя «политику дефицитного финансирования» и «инфляционной накачки экономики» современные государства этими неуклюжими и вредоносными методами пытаются решить главную проблему рыночной экономики - проблему реализации «совокупного общественного продукта».
В этих условиях, государство и государственная собственность играют всё более важную роль в экономике. О возрастании роли государства писал немецкий экономист Адольф Вагнер*.
*Адольф Вагнер - немецкий экономист. Сформулировал в 1892 году закон о постоянном возрастании государственных потребностей, который впоследствии стал носить его имя. Родился25 марта 1835 г., Эрлаген. Умер 8 ноября 1917 г. (82 года), Берлин.
«В своей книге «Фискальная экономика» А. Вагнер выдвинул гипотезу, которая хотя и подверглась многократной критике, продолжает находить подтверждение фактами.
А. Вагнер сформулировал закономерность, которую назвал законом. Закон Вагнера в современной формулировке гласит, что общественное развитие вообще и индустриальный рост в частности должны сопровождаться неуклонным ростом доли государственных расходов в валовом национальном продукте.
Это постоянное возрастание государственных расходов обусловлено тремя основными причинами:
1) социально-политической - на протяжении истории происходит существенное расширение социальных функций государства. Развитие и усложнение жизни общества требует от государства больших усилий по поддержанию закона и порядка, обеспечению пенсионного страхования, помощи населению при стихийных бедствиях и катастрофах;
2) экономической - научно-технический прогресс и, как следствие, увеличение государственных ассигнований на науку, различные инвестиционные проекты. Причем спрос на услуги в области науки, культуры и благотворительной деятельности растет быстрее, чем доходы, т.е. их эластичность по доходу больше единицы;
3) исторической - государство для финансирования непредвиденных расходов прибегает к выпуску государственного займа, год за годом происходит рост размера государственного долга и процентов по нему, иными словами, расходов на его обслуживание» [4].
Таким образом, роль и значение государственной собственности возрастает.
2) Рост роли государственной собственности в распределении природной ренты в современных условиях
Рост роли государственной собственности происходит ещё и потому, что возрастает роль государства в перераспределении получаемой в национальной экономике природной ренты. От государства зависит, кто и в каком объёме будет получать извлекаемую государством и бизнесом природную ренту. Гарантом получения природной ренты выступает государство и принадлежащая ему собственность, используемая для получения и распределения этой ренты.
3) Рост роли государственной собственности в обеспечении государственного суверенитета, национальной безопасности и в мировой конкурентной борьбе между государствами.
Сегодня национальные государства и государственная собственность играют исключительную роль в обеспечении собственной, национальной и международной безопасности, и поддерживают национальные экономики в мировой конкурентной экономической борьбе между государствами. Поэтому роль и значение государственной собственности продолжают возрастать.
Наряду с изменением роли и значения государственной собственности изменяется роль и значение такого экономического института, как частная собственность.
3. Изменение роли и значения частной собственности в современных условиях
Трансформациям подвержены и институты частной собственности.
Ни Карл Маркс, автор незабвенного «Капитала» [3], ни, тем более, такой экономист, как Торстейн Веблен -автор труда: «Теория праздного класса. Институциональная экономика» [5] не могли предвидеть, как, в современных условиях, трансформируется такой институт, как частная собственность.
На протяжении почти всей истории человечества - с момента её возникновения и практически до конца XX века - частная собственность была публичным институтом. Более того, начиная от расточительной роскоши царей Древнего Египта, Вавилона, Ассирийского царства, Римской империи, великой империи Моголов, испанского, итальянского, английского и французского королевских дворов и заканчивая новой, буржуазной историей - частная собственность была символом человеческой алчности и гордости.
Но постепенно, по мере развития человеческого общества, институт частной собственности претерпел определённые, вынужденные изменения.
Если ранее Т. Веблен в книге: «Теория праздного класса» писал о несостоятельности «денежной цивилизации», заключающейся в бесполезности класса собственников, которые не участвуют в материальном производстве. Он указывал на бесполезную трату материальных благ во имя не действительных, а ложных потребностей, обусловленных ложным пониманием престижа. В результате этих действий потребление правящего класса приняло характер демонстративного потребления, направленного на демонстрацию богатства людей, их «денежной силы». «Демонстративное потребление» материальных благ и услуг правящим классом, о котором писал Т. Веблен в четвёртой главе: «Демонстративное потребление» в своей книги «Теория праздного класса» постепенно отошло в прошлое [5].
Проблема анонимности частной собственности и её маскировка под общественную собственность
Сегодня уже можно говорить о деперсонификации частной собственности и о том, что со временем, частная собственность приобретает анонимный характер. Этот процесс связан с тем печальным опытом, который получила правящая национальная буржуазия и мировая элита за годы войн и революционных потрясений. Особую специфику приобрели эти процессы в России, где частная собственность претерпевала самые невероятные метаморфозы - от преследования и полной отмены
X X
о
го А
с.
X
го т
о
ю
2 О
м
CS
0
CS
01
о
Ш
m
X
3
<
m О X X
до триумфального возращения и рабского поклонения со стороны нового класса стяжателей и «нуворишей».
В современных условиях, частная собственность не только всё больше становится анонимной, но и мимикрирует, маскируется под общественную собственность.
«Так, в Системе национальных счетов (СНС) принято выделять:
- прибыль некорпоративного сектора экономики, включающего единоличные (индивидуальные) фирмы и партнёрства, основанные на собственном (возможно, заёмном) капитале; этот вид прибыли называется доходами собственников (proprietors' income),
- прибыль корпоративного сектора экономики, основанного на акционерной форме собственности (акционерном капитале). Этот вид прибыли называется прибылью корпораций (corporate profit) и делится на три части: налог на прибыль корпораций, дивиденды, которые корпорация выплачивает акционерам и нераспределённая прибыль корпораций, служащую одним из внутренних источников финансирования чистых инвестиций и являющуюся основой для расширения производства корпорации» [6].
Крупные корпорации, в виде акционерных обществ, давно выступают и позиционируют себя как общественные, публичные компании.
Однако, ни акционерная форма, ни общественный характер крупных корпораций не превращает их в общественную собственность. Эти компании, по-прежнему остаются частными компаниями, поскольку контролируются отдельными частными лицами в их частных, а не общественных интересах. Приобретая общественную форму, частная собственность продолжает оставаться частной по существу. Это и есть механизм мимикрии и маскировки частной собственности, наряду с деперсо-нификацией и анонимностью её владельцев.
Такая ситуация приводит к подмене целей экономического развития.
Подмена целей развития экономики и общества - не общественное благо, а индивидуальное обогащение
Маскировка частной собственности под общественную собственность приводит к подмене целей развития экономики и общества. Общественное благосостояние подменяется другой целью - индивидуальным обогащением. Вот почему современные крупные корпорации и монополии не могут и, никогда не будут действовать в интересах общества. В этих условия расточительное потребление правящей элиты становится тайным и скрытым, вдали от глаз простого, неимущего населения, а не показным, как это было ранее.
Анонимная частная собственность как основа анонимной диктатуры и анонимного государственно-монополистического капитализма в условиях цифровой экономики
Деперсонифицированная, анонимная частная собственность очень удобна в условиях виртуальной цифровой среды и цифровой экономики, в которой следы реальных собственников могут быть легко спрятаны. Анонимная частная собственность становится основой анонимной диктатуры правящей элиты, которую обществу становится всё труднее контролировать при помощи таких институтов, как средства массовой информации и печати, поскольку последние также оказываются под контролем правящего класса.
Таким образом, уже сегодня можно говорить о новом этапе развития экономики и человеческого
общества - об анонимном государственно-монополистическом капитализме. Главная черта этого «нового порядка» или «новой реальности» - это анонимный, деперсонифицированный характер частной собственности, приводящий к подмене целей экономического развития, к ещё более расточительному, неэффективному расходованию экономических ресурсов и к анонимной диктатуре новой, скрытой от «посторонних глаз» правящей элиты.
Частная собственность продолжает играть решающую роль в получении и росте нетрудовых доходов правящей элиты собственников-капиталистов.
Трансформация частной собственности и её роль в формировании нетрудовых доходов в современной экономике
Перечисленные выше негативные трансформации частной собственности приводят к паразитической и неэффективной экономике.
Экономический паразитизм современной элиты заключается в увеличении доли нетрудовых доходов по отношению к величине трудовых доходов и к величине всех доходов, включая, как трудовые, так и нетрудовые доходы (национальный доход).
Нетрудовые доходы - это доходы, получаемые от собственности:
R - Рента (Rent);
i - Ссудный процент (Interest rate);
P - Прибыль (Profit).
Трудовые доходы - это доходы, получаемые за счёт собственного труда работника:
W - Заработная плата (Wage).
Рост доли нетрудовых доходов, получаемых за счёт собственности и чужого труда, приводит к снижению темпов роста экономики и замедлению её развития, поскольку трудно работать самому и содержать ещё целую армию неработающих паразитов.
О росте нетрудовых доходов и замедлении, в связи с этим фактом, темпов роста американской экономики писал в 2012 году лауреат Нобелевской премии по экономике, известный американский экономист Джозеф Стиглиц в своей книге «Цена неравенства». В разделе: «Кризис продолжает ударять по среднему классу и беднякам» Дж. Стиглиц говорил о продолжающейся рецессии (которая пришла в американскую экономику в 2007 г. и продолжалась к моменту выхода книги Дж. Стиглица в 2012 г.), которая проявилась в росте безработицы и сокращении доходов простых американцев [7]. За период рецессии с 2007 по 2012 гг. средний доход представителя среднего класса снизился почти на 40% и достиг уровня начала 90-х годов [7].
Иным образом, по мнению автора, обстояли дела у так называемой американской «верхушки». В 2009 году (по самым свежим данным от Службы внутренних доходов США), час работы каждого из четырёхсот самых богатых американцев стоил 97 тысяч долларов - то есть, начиная с 1992 года, он стал более чем вдвое дороже [7]. Всё богатство Америки, по мнению Дж. Стиглица, сконцентрировано в руках верхушки [7]. При этом низший класс американцев страдает более чем средний класс. До кризиса средний уровень благосостояния четверти низшего класса составлял отрицательную величину (недостаток) в 2300 долларов, а после кризиса он возрос почти вшестеро - до отрицательной величины в 12800 долларов [7] . Далее Дж. Стиглиц пишет о том, что, с учётом инфляции доходы «обычных американцев» сократились и средний доход американской семьи
в 2011 г. составлял 50054 доллара - меньше, чем в 1996 году (50661 доллар) [7].
В книге Джозефа Стиглица всё же имеется рецепт по выходу из, продолжавшейся к моменту написания книги, стагнации американской экономики. Американская экономика, по мнению Джозефа Стиглица, должна просто начать работать и производить реальные товары и услуги, а не существовать только на рентные доходы (См. Глава 2. Ориентация на ренту и формирование общества неравных). Доходы от ренты должны использоваться для развития реального производства.
Администрация президента США Дональда Трампа попыталась «возродить былое величие Америки», «слезть» с рентных доходов и дефицитного финансирования государственного бюджета за счёт эмиссионного станка. Была произведена попытка перенести производство стратегически важных товаров и услуг обратно на территорию США. До этого момента США активно размещали свои производства в других странах - в Юго-восточной Азии и Китае для снижения себестоимости производимой продукции и повышения конкурентоспособности производимых товаров. Правительство США, во главе с президентом США Дональдом Трампом, попыталось воплотить в жизнь программу возрождения промышленной и технологической мощи США и перевести все стратегически и жизненно-важные производства из-за границы обратно, на территорию США. Но сопротивление американской элиты, которая привыкла к паразитизму, спекуляции и нетрудовым доходам привела к саботажу и провалу новой избирательной кампании президента Дональда Трампа. Американская элита ожесточённо боролась за старый, устоявшийся порядок, поскольку состоятельные американцы привыкли жить на «лёгкие деньги» - рентные доходы и отучились работать, а финансовые спекулянты не годятся для развития реального сектора национальной экономики США и одержала победу в этой борьбе. К власти пришла команда нового президента сШа Джозефа Байдена, который обещал вернуть Америку к «старому курсу».
Степень паразитизма в национальной экономике, возможно, измерить при помощи предлагаемых нами коэффициентов.
Паразитарная экономика и её развитие в современных условиях
Для оценки степени паразитизма собственников капитала в национальной экономике мы предлагаем ввести два коэффициента: EPC1 и EPC2:
EPC1 = нетрудовые доходы _
трудовые доходы R + f+P jnni,
= х 100%, где:
EPC1 - коэффициент экономического паразитизма в национальной экономике (Economic Parasitism Coefficient 1);
R - Земельная рента и прочие арендные платежи (Rent);
i - Ставка или норма ссудного процента за пользование ссудным капиталом (Interest rate);
P - Прибыль капиталиста за использование его предпринимательских способностей (Profit);
W - Заработная плата наёмных работников (Wage).
Чем больше этот показатель, тем больше паразитизм собственников капитала в исследуемой национальной экономике.
Коэффициент экономического паразитизма в национальной экономике, сокращённо, можно рассчитать и другим способом:
EPC2
нетрудовые доходы
х 100% =
национальным доход
R+i+P ; X 100% = ^^ х 100%, где:
R+i+P+W «/
EPC2 - коэффициент экономического паразитизма в национальной экономике (Economic Parasitism Coefficient 2);
R - Земельная рента и прочие арендные платежи (Rent);
i - Ставка или норма ссудного процента за пользование ссудным капиталом (Interest rate);
P - Прибыль капиталиста за использование его предпринимательских способностей (Profit);
W - заработная плата наёмных работников (Wage).
NI- Национальный доход (National Income).
NI = R + i + P + W
Чем больше этот показатель, тем больше паразитизм собственников капитала в исследуемой национальной экономике. Эти коэффициенты степени паразитизма национальной экономики показывают ещё и степень эксплуатации классом собственников остального неимущего, работающего населения страны.
На практике, для расчёта предложенных коэффициентов экономического паразитизма в национальной экономике, возможно, использовать Статистические таблицы США за период 1950-2020 гг.: «Личный доход и его распределение» [8].
Таблица 1
Номер Название ста- Годы Объём Единицы
статьи тьи дохода измерения
1.1. Оплата труда сотрудников 1950 633.073 млрд. долларов США
1.2. Доходы собственников с учётом оценки запасов и корректировок на потребление капитала 1950 150.058 млрд. долларов США
1.3. Арендный доход лиц с поправками на потребление капитала 1950 35.116 млрд. долларов США
1.4. Поступления личных доходов по активам 1950 82.736 млрд. долларов США
2.1. Оплата труда сотрудников 2020 45,797.845 млрд. долларов США
2.2. Доходы собственников с учётом оценки запасов и корректировок на потребление капитала 2020 6,778.311 млрд. долларов США
2.3. Арендный доход лиц с поправками на потребление капитала 2020 3,207.701 млрд. долларов США
2.4. Поступления личных доходов по активам 2020 11,649.119 млрд. долларов США
X X
о
го А с.
X
го m
о
" Рассчитано автором [8]
ю
2 О
м
es
0 es
01
o
Ш
m
X
В этом случае:
cd^-í - нетрудовые доходы EPC119'
1.2 .+ 1.3 .+ 1.4.
трудовые доходы
1.1
EPCI2020 ■■
х 100% = 42,31%;
2.2.+2.3.+2.4.
нетрудовые доходы трудовые доходы
X 100% = 47,24%;
Произошло перераспределение доходов в пользу нетрудовых доходов собственников капитала. Доля нетрудовых доходов по отношению к трудовым доходам за 70 лет выросла на 5%.
EPC21950 ■■
нетрудовые доходы
трудовые доходы+ нетрудовые доходы
1.2.+1.3.+1.4. X 100% = 29,73%;
■х 100% =
1.1.+ 1.2.+ 1.3.+1.4.
EPC22020
нетрудовые доходы
трудовые доходы+ нетрудовые доходы 2.2.+2.3.+2.4. X 100% = 32,08%;
■х 100% =
2.1.+2.2.+2.3.+2.4.
Произошло перераспределение доходов в пользу нетрудовых доходов. Доля нетрудовых доходов по отношению к сумме трудовых и нетрудовых доходов за 70 лет выросла на 2%.
Рост доли нетрудовых доходов по отношению к трудовым доходам и к сумме трудовых и нетрудовых доходов свидетельствует о перераспределении доходов от наёмных работников к собственникам капитала и росте паразитарного характера современной экономики США.
Выводы:
1) Возросли роль и значение государства и государственной собственности в связи с невозможностью рынка решить проблему реализации «совокупного общественного продукта» и с обострением конкурентной борьбы между странами за экономическое и политическое господство.
2) В современных условиях частная собственность претерпела трансформацию.
Анонимный, деперсонифицированный характер частной собственности, приводит к подмене целей экономического развития, и к ещё более расточительному, неэффективному расходованию экономических ресурсов, к анонимной диктатуре новой, скрытой от «посторонних глаз» правящей элиты.
Таким образом, сегодня можно говорить о новом этапе развития экономики и человеческого общества - об анонимном государственно-монополистическом капитализме.
3) Рост паразитизма правящей элиты замедляет рост и искажает развитие современной экономики.
4) Для оценки степени паразитизма национальной экономики мы предлагаем использовать два коэффициента, которые иллюстрируют, также, и рост социально-экономического неравенства среди населения страны.
Литература
1. Новый текст Конституции РФ с поправками 2020. На сайте: duma.gov.ru/news/48953
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ. / КонсультантПлюс (consultant.ru.. На сайте:
http://www/consultantru/document/cons_docjaw-5142/#dst0
3. К. Маркс «Капитал. Критика политической экономии» Том II. https://Marxists/org./russkij/marx/cw/t24.pdf
4. Афанасьев М.П. Афанасьев Я.М. Методологические и теоретические основы формулировки закона А. Вагнера. Подходы к его тестированию. На сайте: https://vgmu.hse.ru/data/2010/12/31/1208181066/Афана-сьев%2047-70^
5. Торстейн Веблен «Теория праздного класса». Прогресс. Москва.1984
6. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику. Учебное пособие. - М. ГУ ВШЭ. 2002. - 512 с., с.64
7. Джозеф Стиглиц. Цена неравенства. Чем расслоение общества грозит нашему будущему: [перевод с английского] / Д.Е. Стиглиц. - Москва: Эксмо, 2015. - 512 с. - (Top Economics Awards.
8. Economic Research. Federal Reserve Bank of St.Louis. https://fred.stlouisfed.org/
Transformation of the State and Private Property in the Modern Economy
JEL classification: B41, E22, E44, N01, N10, O33, O38_
Alexandrov D.G.
National University of Oil and Gas «Gubkin University» Today, nation states and state property play an exceptional role in ensuring their own, national and international security, and support national economies in the global competitive economic struggle between states. Therefore, the role and importance of state property continues to grow. Along with the change in the role and significance of state property, the role and significance of such an economic institution as private property is changing.
In modern conditions, there is a further transformation of state and private property due to a number of reasons and factors associated with the rapid development of the economy. The purpose of this study is to find out what changes have taken place and are happening with public and private property in the modern world and how these changes, in turn, affect the economy. Keywords: property, private property, public property, labor income, nonlabor income, exploitation, state, market, parasitic economy, economic parasitism, anonymous private property, anonymous dictatorship, costs of owning private property, income, profit, capital, ownership, economic inequality. References
1. The new text of the Constitution of the Russian Federation as amended in
2020. On the website: duma.gov.ru/news/48953
2. The Civil Code of the Russian Federation (Civil Code of the Russian
Federation. / ConsultantPlus (consultant.ru .. On the website: http: //www/consultant.ru/document/cons_doc_law-5142/#dst0
3. K. Marx "Capital. Criticism of Political Economy Volume II. https:
//Marxists/org./russkij/marx/cw/t24.pdf
4. Afanasyev M.P. Afanasyev Ya.M. Methodological and theoretical foundations of the formulation of A. Wagner's law. Approaches to testing it. On the website: https://vgmu.hse.ru/data/2010/12/31/1208181066/Afanasiev%2047-70.pdf
5. Thorstein Veblen "The Theory of the Leisure Class". Progress. Moscow.
1984
6. Matveeva T.Yu. Introduction to Macroeconomics. Tutorial. - M. GU HSE.
2002 .-- 512 p., P. 64
7. Joseph Stiglitz. The price of inequality. How the stratification of society
threatens our future: [translated from English] / D.Ye. Stiglitz. - Moscow: Eksmo, 2015 .-- 512 p. - (Top Economics Awards.
8. Economic Research. Federal Reserve Bank of St. Louis. https://fred.stlouisfed.org/
3
<
m о x
X