Научная статья на тему 'Трансфертное ценообразование: сущность и проблемы'

Трансфертное ценообразование: сущность и проблемы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жукова Е.В.

Начиная рассматривать сущность и проблемы применения трансфертного ценообразования, необходимо, прежде всего, обратить внимание на процессы, связанные с изменениями организационных структур современных компаний. Первые современные фирмы использовали централизованную функциональную организационную структуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансфертное ценообразование: сущность и проблемы»

ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ: СУЩНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ

© Жукова Е.В.*

Государственный университет - Высшая школа экономики, Нижегородский филиал, г. Нижний Новгород

Начиная рассматривать сущность и проблемы применения трансфертного ценообразования, необходимо, прежде всего, обратить внимание на процессы, связанные с изменениями организационных структур современных компаний. Первые современные фирмы использовали централизованную функциональную организационную структуру. При такой организации центральный аппарат компании руководит всеми видами деятельности. Однако с развитием фирмы, которое предполагает увеличение ассортимента продукции и расширение географии осуществляемых операций, координировать ее деятельность при функциональной организационной структуре становится достаточно сложно. После первой мировой войны сразу несколько крупных компаний столкнулись с этими проблемами и начали их решать независимо друг от друга и разработали схожие организационные структуры, которые принято называть мультидивизио-нальными [1]. При такой структуре внутри компании появляются подразделения-дивизионы, которые отвечают за определенный вид продукции, за определенный рынок или за определенный регион. Между тем организационная структура дивизиона может быть функциональной. Главное же состоит в том, что за принятие управленческих решений, относящихся к деятельности конкретного подразделения, отвечает руководитель этого подразделения. Центральная администрация таких компаний координирует деятельность организации в целом. В современной экономике многие компании выступают как вертикально интегрированные рыночные структуры, объединяющие различные подразделения, выпускающие различную продукцию и расположенные в различных географических регионах. Конкурентоспособность продукции таких компаний, в том числе уровень издержек и цен, зависит от эффективности работы всех подразделений.

Между структурными единицами компании происходит постоянное передвижение продуктов и услуг. Отсюда возникает необходимость формирования цен на передаваемые товары и услуги. Такого рода цены крайне важны для менеджеров подразделений и корпорации в целом.

Неэффективность хотя бы одного из звеньев технологической цепочки может поднять уровень издержек и цену для конечного потребителя, что в итоге приведет к снижению продаж. Зачастую источником неэффек-

* Доцент кафедры Финансового менеджмента, кандидат экономических наук

тивности является способ ценообразования, посредством которого финансово независимые подразделения одной компании устанавливают цены на товары, которые перемещаются между ними. Эта проблема известна как трансфертное ценообразование [2].

В общем случае трансфертными называют цены, применяемые компаниями при сделках между ее подразделениями, филиалами или подконтрольными фирмами. Использование таких цен, как правило, не предусматривает реального движения денежных средств. Это - «условные цены», которые помогают решить следующие задачи:

- регулирование спроса и предложения на продукцию (услуги) подразделений;

- регулирование количества ресурсов, необходимых для выпуска того или иного количества продукции (услуги) каждого из подразделений компании;

- использование этого финансового критерия для оценки эффективности деятельности подразделения;

- принятие решения о дальнейшем развитии или реструктуризации подразделения;

- создание инструмента мотивации;

- налоговая оптимизация в рамках компании.

Существует два различных подхода к определению трансфертных цен - рыночный и затратный [3]. Рыночный подход используется в тех подразделениях, товары или услуги которых представлены на рынке и за базовую цену принимают рыночную цену на эти товары или услуги. Но для этого необходимо, чтобы выполнялись следующие условия:

- существует внешний рынок данного товара или услуги;

- на этом рынке совершенная конкуренция и условия не изменятся, если компания войдет на этот рынок;

- компания не несет никаких дополнительных издержек, используя этот рынок вместо внутреннего трансферта.

Если же руководство компании ставит задачу развития того или иного подразделения или бизнес направления, то оно может, как увеличивать, так и снижать трансфертную цену относительно рыночной. Если руководство компании хочет стимулировать потребление товара или услуги, которые производятся внутри компании, то оно идет на установление трансфертной цены ниже рыночной. Снижение трансфертной цены относительно рыночной также оправдано, если руководители компании считают, что одно из подразделений является выгодным клиентом для внешнего рынка, что позволяет ему получать достаточно большие скидки. Примером может служить отдел закупок компании.

20

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

Трансфертная цена может устанавливаться и выше рыночной. Это происходит в тех случаях, когда руководство компании считает, что подразделение обеспечивает лучшее качество товара или услуги, нежели компании, находящиеся во внешнем рынке. Примером может служить деятельность службы персонала компании по подбору квалифицированных кадров.

Ориентируясь на рыночный подход в установлении трансфертных цен необходимо помнить, что при этом подразумевается постоянный мониторинг ситуации во внешней среде. Только, сравнивая цены рынка и внутренние цены, руководство компании может определить экономический вклад подразделения в общую прибыль. Очень часто менеджеры компаний, в которых применяется трансфертное ценообразование, говорят, что если собственное производство не может поставить продукцию или услугу на лучших условиях или лучшего качества, чем ее можно приобрести на рынке, то содержать это подразделение бессмысленно.

Трансфертные цены можно рассчитывать и на основе затрат. Это осуществляется для тех подразделений, продукцию или услуги которых нельзя по каким-либо причинам купить на рынке или их рыночная цена является искусственно завышенной. В этом случае базой для цены являются затраты производителя товара или услуги. Подразделение-производитель товара или услуги обсуждает свою калькуляцию с подразделением-потребителем при участии договорного отдела. Основным критерием в данном случае становится полная окупаемость затрат. Конфликты между подразделениями в этом случае возникают достаточно часто, но это ни что иное, как нормальный договорный процесс.

По сути, введение механизма трансфертного ценообразования приводит к созданию в компании так называемого «внутреннего рынка», который требует для его функционирования достаточно высоких затрат. Прежде всего, в компании должна быть разработана система управленческого учета, которая позволит правильно определить базу для установления трансфертных цен, определить перечень товаров и услуг, которые будут оплачиваться на основе трансфертного ценообразования и разработать механизм расчета этих цен. Чтобы трансфертное ценообразование работало эффективно, необходимо, чтобы менеджеры компании имели высокий уровень управленческих компетенций и хорошо понимали механизмы действия экономических законов, на основе которых работает любой рынок. Затраты на внутренние товары и услуги должны контролироваться подразделениями-потребителями или специальными экономическими подразделениями. Это необходимо для того, чтобы трансфертная цена была известна заранее и подразделения-потребители могли определить величину своих потенциальных расходов.

При внедрении трансфертного ценообразования, руководство компании должно четко следовать определенным этапам, которые необходимо осуществить:

- определить участников внутреннего рынка, т.е. определить подразделения, которые будут оцениваться с помощью трансфертных цен;

- определить перечень функций, которые запрещено дублировать внутри компании;

- установить механизм расчета и корректировки цен по каждому товару или услуге, которые производятся подразделениями, включенными в трансфертное ценообразование;

- разработать механизм оценки эффективности работы подразделений - поставщиков товаров или услуг;

- создать систему мотивации менеджеров и сотрудников подразделений, входящих в систему трансфертного ценообразования.

При достаточно полной теоретической разработке процессов трансфертного ценообразования его использование на практике сопряжено с решением ряда проблем, которые подчас перевешивают позитивный результат от его применения. К таким проблемам можно отнести прежде всего достаточно высокие затраты на его внедрение, т.к. этот процесс требует создания единой сетевой базы данных, работающей в режиме реального времени с одновременным доступом к информации всеми подразделениями. Другой проблемой является проблема информационной асси-метричности, которая связана с желанием менеджеров подразделений представить информацию по запросам, исходя из их собственных интересов. А это, в свою очередь, является порождением противоречий между целями подразделения и корпорации в целом.

Во многих странах в законодательство введены специальные нормы, позволяющие налоговым органам контролировать правильное использование механизма трансфертных цен. В России эти нормы установлены статьями 40 и 20 Налогового кодекса РФ, но до сих пор не принят законопроект о трансфертном ценообразовании, который позволил бы сделать этот процесс достаточно прозрачным и понятным всем его участникам.

Список литературы:

1. Кит П., Янг Ф. Управленческая экономика. - СПб.: Питер, 2008.

2.Милгром П., Робертс Д. Экономика, организация, менеджмент. - М.: Экономическая школа, 2004.

3. Герасименко В.В. Ценообразование. - М.: Инфра-М, 2006.

4. Евдокимова Т.Г. Теория и практика управления ценами. - СПб.: Нева, 2004.

5. Липсиц И.В. Ценообразорвание. - М.: ЭкономистЪ, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.