Научная статья на тему 'Трансферт технологий как один из путей повышения инновационной активности на малых и средних предприятиях'

Трансферт технологий как один из путей повышения инновационной активности на малых и средних предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технологии / экономика / трансферт / инновационная активность / малые и средние предприятия / технології / економіка / трансферт / інноваційна активність / малі та середні підприємства

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Т. А. Дементьева

Рассмотрены мероприятия поэтапного продвижения новшеств на предприятия. Освещены экономические факторы, препятствующие внедрению новых технологий на предприятиях. Усовершенствована схема трансферта технологий в реальный сектор экономики, учитывающая совместную доработку инновационных проектов авторов с предприятиями, потенциальными базами внедрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Трансферт технологій як один зі шляхів підвищення інноваційної активності на малих і середніх підприємствах

Розглянуто заходи поетапного просування інновацій на підприємства. Висвітлено економічні чинники, що перешкоджають упровадженню нових технологій на підприємствах. Удосконалено схему трансферту технологій у реальний сектор економіки, що враховує спільне доопрацювання інноваційних проектів авторів із підприємствами, потенційними базами впровадження.

Текст научной работы на тему «Трансферт технологий как один из путей повышения инновационной активности на малых и средних предприятиях»

Т.А. Дементьева

ТРАНСФЕРТ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ НА МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Рассмотрены мероприятия поэтапного продвижения новшеств на предприятия. Освещены экономические факторы, препятствующие внедрению новых технологий на предприятиях. Усовершенствована схема трансферта технологий в реальный сектор экономики, учитывающая совместную доработку инновационных проектов авторов с предприятиями, потенциальными базами внедрения.

Розглянуто заходи поетапного просування тновацш на тдприемства. Висвтлено економ1чт чинники, що перешкоджають упровадженню нових технологт на тдприемствах. Удосконалено схему трансферту технологт у реальний сектор економгки, що враховуе спшьне доопрацювання тновацтних проект1в авторгв 1з пгдприемствами, потенцтними базами впровадження.

The measures of stage-by-stage advancement of innovations are considered on enterprises. Economic factors, impedimental introduction of new technologies on enterprises, are lighted up. The chart of transfer of technologies is improved in the real sector of economy taking into account the joint revision of innovative projects of authors with enterprises, potential bases of introduction.

© Т.А. Дементьева, 2009

Социологические исследования малых и средних предприятий по вопросам инновационной деятельности свидетельствуют, что наибольшие сложности трансфертного процесса наблюдаются в начальный период (переход от науки к производству), а именно: в психологической адаптации авторского коллектива с персоналом предприятия, в организационных согласованиях, в распределении прав в отношении предполагаемых результатов инновации. Автор считает, что на ознакомительно - аналитической стадии трансферта инноваций на промышленных предприятиях имеется значительный ресурс повышения заинтересованности предприятий к инновациям и предлагает механизм его реализации.

Изучение работ украинских и российских ученых (Г.К. Губерная, С.Г. Емельянов, Л.Н. Борисоглебская, Г.Е. Дунаевский и др.) свидетельствует об активном исследовании внедрения научных разработок в предпринимательский сектор экономики.

В ходе изучения работ [1-7], посвященных проблемам трансферта технологий в предпринимательский сектор экономики, выявлено, что наибольшее внимание ученые уделяют теоретическим вопросам рассматриваемой проблемы и довольно мало внимания уделяется практической части продвижения инноваций в реальный сектор экономики.

Целью данной статьи является изучение вопросов повышения уровня инновационной активности на малых и средних предприятиях путем разработки механизма трансферта технологий в реальный сектор экономики.

Признанным считается то обстоятельство, что основой успешности и конкурентоспособности предприятий любых форм организации и размеров является инновационная активность, которая предполагает неразрывную цепь преобразований хозяйственной деятельности, когда завершенная инновация вызывает необходимость внедрения последующих новшеств. Инновацию можно рассматривать как комплексный результат работы от возникновения идеи в научной или изобретательской среде, воплощение этой идеи в материальное оформление и её опытное апробирование с последующей передачей такой разработки в массовое производство на предприятие. Как справедливо отметила Г.К. Губерная: «Научная новизна, внедренная в практику, становится инновацией», и далее «...однако необходимо это понятие освободить от избыточного ложного пафоса, неоправданных надежд, содействовать пресечению самоуверенности во внедрении инноваций» [1, 77-78]. Главной задачей ученых-экономистов, работающих в области инноватики, является разработка механизмов соединения самостоятельных этапов развития инноваций в единую технико-экономическую цепь, когда интересы различных коллективов подчинены общей цели и не вступают в противоречие между собой.

Под трансфертными сетями в настоящей работе понимается концентрированное объединение заинтересованных предприятий и организаций вокруг координационного центра с целью воплощения научных разработок в готовую продукцию.

Образование трансфертной сети технологий предполагает решение следующих задач [2, 55]: вовлечение интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот, активизация продвижения результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ вузов региона в реальный сектор экономики; оказание помощи субъектам инновационной деятельности в разработке и продвижении инновационных проектов.

Юридической основой трансфертных сетей могут быть краткосрочные или долгосрочные договорные обязательства между предприятиями и организациями на период реализации инновационного проекта. После завершения проекта трансфертная сеть может претерпевать существенные изменения в составе участников. К постоянным участникам трансфертной сети можно отнести предприятия, выполняющие стандартные, присущие многим видам хозяйственной деятельности, функции. Это могут быть экспертные группы, юридические, патентные, сертификационные организации, экономические отделы государственных и районных администраций, инфраструктурные подразделения по поддержке инновационного предпринимательства.

Основная причина отсутствия заинтересованности промышленных предприятий в научно-исследовательских и проектно - конструкторских разработках состоит в наличии серьезных преград на пути адаптации этих разработок к реальному сектору экономики. Новая технология, внедряемая в существующий тип производства более низкого технологического уклада, способна вызвать серьезные дисфункции в отлаженной производственной цепи, которые повлекут за собой снижение эффективности, надежности и, в конечном счете, прибыльности данного производства. Инновационные затраты представляют собой долгосрочные инвестиции, и изъятие их из оборота создает дополнительное финансовое давление на текущую хозяйственную деятельность предприятия.

Авторский опыт общения с руководителями средних промышленных инновационно -активных предприятий свидетельствует: на новый принцип инвестор соглашается с трудом, он готов удовлетвориться прибыльным усовершенствованием известного.

Опыт многих авторских коллективов по внедрению новшеств на предприятиях реального сектора экономики в значительной степени является негативным. И одной из многих причин такого положения можно назвать то, что творческому коллективу помимо чисто научно-технических задач, соответствующих их профессиональному уровню, необходимо решать множество прикладных, непрофильных вопросов, возникающих в ходе работы над инновационными проектами. Распределение и исполнение этих функций между специализированными подразделениями внутри трансфертных сетей неизбежно поднимает общий уровень культуры производства инновационных проектов, их продвижения, и значительное сокращение временного интервала от зарождения идеи до её воплощения в реальный продукт. Возможность доступа через патентные бюро к международной информации по инновационным разработкам может уберечь авторские коллективы от работы над идеями, которые уже воплощены в реальные разработки и защищены патентами других авторов.

Эффективность реализации инновационного проекта в значительной степени зависит от правильно выбранной маркетинговой стратегии, основной целью которой является поиск и привлечение промышленных предприятий для внедрения инновационных проектов.

Автором [3, 56] предложена схема трансферта технологий (рис. 1).

,..........:....... ............:............ .......:.......... ...................

Решение Решение Технико- План Решение

о о коммерческо продвиж о

предварител продвиже е ения коммерци

ьной нии (инвестицион ализации

проработке ное) продукта

■■...................... предложение .................. ...................

Рис. 1. Схема поэтапного продвижения технологий Общую схему трансферного процесса инноваций для крупных предприятий можно представить в следующем виде (рис. 2).

На стадии ознакомления и анализа с предлагаемым новшеством задействованы основные подразделения предприятия, которые готовят экспертные заключения для руководителя предприятия, представляющего общее видение по проекту, его экономическую целесообразность для собственников предприятия (или Наблюдательному совету). При положительном решении Наблюдательного совета инновационный проект переходит в стадию внедрения под руководством, как правило, заместителя главного инженера по развитию, который координирует действия технических служб.

Рис. 2. Трансфертный процесс инноваций на крупных предприятиях

Для средних и малых промышленных предприятий представленная схема трансфера инноваций (рис. 2) может видоизменяться в зависимости от организационной структуры предприятия и наличия тех или иных служб.

Конкретизация процесса поэтапного продвижения новшества, предложенная исследователями [3, 56; 5, 55], предполагает осуществление таких мероприятий, как: исследование предприятий; телефонный опрос; размещение информации о новых технологиях в газетах, специализированных журналах; выступления на телевидении и радио; размещение информации на веб-сайтах, Интернетбазах данных и др.

Практический опыт авторов-изобретателей [6, 42] по продвижению технологий через научно-технические, специализированные выставки, ярмарки позволяет сделать вывод, что «заключить договор поставки или найти инвестора на выставке довольно сложно, для этого нужна большая предварительная работа».

Рассмотренные авторами [3;5] методы активизации инновационной деятельности на промышленных предприятиях являются широкомасштабными и охватывающими практически все маркетинговые направления. Однако большинство из вышеприведенных маркетинговых мероприятий являются мало эффективными и характеризуются высоким риском «отторжения» новшества в ходе осуществления предложенных мероприятий (посещение предприятий, телефонный опрос и др.), учитывая излишнюю склонность на отечественных предприятиях к ограничению внешних контактов, не связанных напрямую с производственным процессом.

Так же необходимо остановиться на экономических факторах, препятствующих внедрению новых технологий на промышленные предприятия [2, 57]: недостаток собственных денежных средств - 42%; недостаток финансовой поддержки со стороны государства - 26%; невосприимчивость предприятий к нововведениям - 57%; недостаточная информация о рынках сбыта - 26%.

Из вышеприведенных данных следует, что самым весомым фактором, негативно влияющим на активизацию инновационной деятельности, является невосприимчивость предприятий к нововведениям (57%). Невосприимчивость руководства предприятий к новшествам складывается, прежде всего, из недоверия их к качеству и уровню отечественных разработок.

«Слабым звеном» на пути продвижения инноваций от стадии зарождения идеи до её воплощения в готовую продукцию является взаимодействие научно-творческих коллективов с промышленным сектором экономики. Прямые предложения предприятиям инновационных проектов воспринимаются как некие элементы внешнего давления и, как правило, в большинстве случаев отвергаются руководством предприятий по тем или иным причинам, подтверждая закон: любое действие вызывает противодействие. Установление деловой атмосферы сотрудничества между промышленными предприятиями и научными творческими коллективами, имеющими разработки к внедрению, - главная задача Координационного центра, учитывая то обстоятельство, что стремление к закрытости и автономности, максимальные ограничения входящей и выходящей информации, завышенная самооценка собственных интеллектуальных и профессиональных возможностей руководства - реально присутствующие факторы в деятельности отечественных предприятий. Следует также отметить, что устремления и задачи в действиях руководителя, как наемного работника (утверждение относится преимущественно к средним и крупным предприятиям), и собственников этого предприятия могут существенным образом различаться. Зафиксированное в контракте материальное вознаграждение, статус временного исполнителя, возможность быть уволенным за проведение и негативные последствия рисковых мероприятий (инноваций) существенно ограничивают инициативу руководителя предприятия к кардинальным преобразованиям производства. Окончательное решение по вопросам инноваций принимается собственниками предприятий, и поэтому научно-технические разработки с их экономическим обоснованием перспективности должны непосредственным образом адресовываться как руководителям, так и частным

владельцам предприятий, как наиболее значимым фигурантам экономических отношений в рыночных условиях.

Для активизации процесса внедрения инноваций в промышленный сектор экономики представляется целесообразным усовершенствовать предложенную автором [3, 56] схему трансферта технологий на четвертом этапе - Представление продукта потенциальным потребителям (рис. 3).

По каждому инновационному проекту, который доработан до стадии рыночной готовности и признан экспертной комиссией Координационного центра коммерчески перспективным, формируется состав (список) профильных предприятий региона (от малых до крупных), которые могут быть потенциальными базами внедрения таких проектов. Предпочтение при этом отдается средним и малым предприятиям, как менее подверженным бюрократическим схемам поведения при рассмотрении проектов.

Каждому предприятию, вне зависимости от его финансового, технического и другого состояния предлагается от имени авторитетных ученых и влиятельных представителей властных региональных структур провести экспертную оценку предлагаемого проекта по инженерным, техническим, технологическим, экологическим и иным направлениям, его своевременности и востребованности, признавая априори высокий уровень специальной и профессиональной подготовки руководства предприятия. Для Координационного центра представляет интерес любая реакция конкретного предприятия на представленный проект, позитивная или негативная, но такую реакцию необходимо рассматривать как ответ отечественного реального сектора экономики на предполагаемое новшество.

В случае отрицательной оценки инновационного проекта авторскому коллективу необходимо выяснить причины этого и по возможности провести корректировку данного проекта, не меняя при этом его принципиальной сущности. Возможны также ошибки авторских коллективов в основе проектов, когда эпитеты, присвоенные авторами инновационному проекту, такие как: «впервые», «аналогов в мире нет» и т.п., не позволяют им объективно оценить новшество. Позитивным результатом данного этапа трансферта инновационных проектов можно счи-

Рис. 3. Маркетинговая стратегия по продвижению инновационных проектов на малые и средние промышленные

предприятия

тать установление деловых коммуникативных связей авторских коллективов (в лице Координационного центра) с соответствующими службами предприятий - экономическими, техническими и ведущими менеджерами.

Неинформированность реального сектора экономики о разработанных инновационных проектах, их сущности, экономической привлекательности является серьезным препятствием на пути продвижения инновационных проектов. Достоинством предлагаемого механизма активизации инновационной деятельности является возможность организации совместной доработки инновационных проектов авторами и инженерными службами промышленных предприятий до уровня приемлемости техническим возможностям производства.

Такая форма сотрудничества способствует созданию благоприятного климата и кооперационных связей во взаимоотношениях руководства предприятия и науки. Любые конструктивные предложения, замечания, пожелания, высказанные в экспертных оценках инновационных проектов руководством профильных предприятий, направляются авторским коллективам для доработки и адаптации их лабораторных вариантов проекта к реальному состоянию дел в национальной экономике. Усовершенствованный вариант инновационного проекта может вторично направляться адресно на эти предприятия для рассмотрения руководящим составом с целью внедрения новшеств в производство. Предполагается, что проекты, совместно доработанные до стадии технической готовности, будут востребованы предприятиями в большем количестве, нежели существующие ныне 2-3% от общего количества.

Организация экспертных оценок проектов руководителями предприятий - это завуалированное, неявное приглашение к диалогу практических специалистов из реальной экономики с авторами профильных инновационных проектов.

В процедуру экспертных оценок каждого проекта желательно вовлекать как можно большее количество соответствующих предприятий, искусственно создавая, таким образом, конкуренцию за право быть первым, внедряющим новшество. При этом уровень экономической привлекательности таких проектов заведомо должен быть существенно высоким по заключениям авторитетных экономических структур.

Действенную и эффективную структуру Координационного центра целесообразно представить следующим образом (рис. 4).

Рис. 4. Структура Наблюдательного совета Координационного центра

Координационный центр может выступать в статусе общественной неприбыльной организации, при этом представители Наблюдательного совета должны рассматривать своё участие в работе Центра как «социальный налог на успешность и влиятельность». Элементы предпринимательства и бизнеса в деятельности Координационного центра несовместимы с функциональными полномочиями участников Наблюдательного совета (власть, наука, общественность).

Выводы

1. В работе представлено авторское видение путей активизации инновационной составляющей в деятельности малых и средних промышленных предприятий с целью усиления их позиций в экономической структуре общества.

2. Для активизации инновационной деятельности малых и средних предприятий в процессе внедрения инновационных проектов автором предлагается акцентировать особое внимание на развитие деловых связей координирующего центра с собственниками приватизированных предприятий, как основных фигурантов, определяющих стратегию развития предприятия в целом, и инновационных преобразований, в частности. Однако установление деловых контактов авторского коллектива непосредственно с собственниками предприятий вызывает определенные трудности, в разрешении которых административная поддержка со стороны местной власти, имеющей влияние в деловых кругах, окажется необходимым элементом ускорения данного процесса. Следствием предложенной автором организации экспертных оценок инновационных проектов руководителями профильных предприятий может выступать усиление заинтересованности к данным проектам при совместной их доработке до уровня приемлемости техническим и экономическим возможностям предприятий.

3. Указанные предложения совместно с существующей практикой внедрения инновационных проектов в реальный сектор экономики помогают ускорению инновационных преобразований промышленного сектора на малых и средних предприятиях.

Литература

1. Губерная Г.К. Блеск и нищета инноваций / Г.К. Губерная // Економжа промисловость

- 2007. - № 4 (39). - С. 77-84.

2. Емельянов С.Г. Методологические основы исследования инновационного потенциала региона с целью создания центра трансфера технологий / С.Г. Емельянов, Л.Н. Борисоглебская // Инновации. - 2006. - № 2 (89) - С. 55-58.

3. Первушин В.А. Система коммерциализации технологий / В.А. Первушин // Инновации. - 2006. - № 1(88). - С. 54-57.

4. Стратепя шновацшного розвитку Украши на 2010-2020 роки в умовах глобалiзацiйних виклиюв // Науково-практичний бюллетень. - 2009. - № 2 (5) - С. 1- 64.

5. Дунаевский Г.Е. Порядок коммерциализации научно-технических разработок в классическом университете / Г.Е. Дунаевский, Я.Б. Коверников, Д.А. Хитяева, К.К. Архипова, В.И. Масловский // Инновации. - 2006. - № 8 (95) - С. 52-56.

6. Перепечко Л.Н. Анализ эффективности выставочной деятельности как составляющей части процесса трансфера технологий / Л.Н. Перепечко, А.Р. Рахмонова // Инновации. - 2008.

- № 11(121). - С. 38-42.

Представлена в редакцию 22.12.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.