Научная статья на тему 'Трансферное ценообразование как одна из проблем финансового управления компанией'

Трансферное ценообразование как одна из проблем финансового управления компанией Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
318
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чехович Елена Анатольевна

Настоящая статья посвящена вопросам установления трансфертной цены при финансовом управлении компа-нией. Проанализированы основные проблемы трансфертного ценообразования и причины снижения эффективно-сти функционирования предприятий из-за неадекватных трансфертных цен. Рассмотрены вопросы мотивации ру-ководителей центров ответственности при финансовом управлении компанией. Предложены различные подходы к трансфертному ценообразованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFER PRICE FORMATION AS ONE OF THE PROBLEMS OF FINANCIAL MANAGEMENT OF THE COMPANY

Present article is dedicated to the questions of the transfer price establishment under financial management of the company. The basic problems of the transfer price formation and the reasons of the enterprises functioning effectiveness reduction because of the inadequate transfer prices have been analyzed. Issues of the responsibility centres leaders' motive-tion have been considered. Different approaches to the transfer price formation have been proposed.

Текст научной работы на тему «Трансферное ценообразование как одна из проблем финансового управления компанией»

2006

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Менеджмент, экономика, финансы

№104

УДК 656.7

ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ КАК ОДНА ИЗ ПРОБЛЕМ ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЕЙ

Е.А. ЧЕХОВИЧ

Статья представлена доктором экономических наук, профессором Артамоновым Б.В.

Настоящая статья посвящена вопросам установления трансфертной цены при финансовом управлении компанией. Проанализированы основные проблемы трансфертного ценообразования и причины снижения эффективности функционирования предприятий из-за неадекватных трансфертных цен. Рассмотрены вопросы мотивации руководителей центров ответственности при финансовом управлении компанией. Предложены различные подходы к трансфертному ценообразованию.

В настоящее время все больше организаций переходят на финансовое управление, разрабатывают и внедряют систему бюджетирования, от которой ожидают повышения эффективности и управляемости бизнеса. Однако большая трудоемкость внедрения, сложности при преобразования (если необходимо) организационной структуры, выделении центров ответственности, неадекватные трансфертные цены - все это часто приводит к тому, что организации не только не получают в свое распоряжение инструмент эффективного управления, но и провоцируют возникновение ситуаций, близких к кризисным. Одним из минусов трансфертного ценообразования, является невозможность адекватной оценки рентабельности бизнеса в целом из-за «потерь» доходности в каждом центре ответственности, в то время как одной из причин использования организациями финансового управления является снижение затрат.

Основной принцип трансфертного образования - обеспечить организации в целом максимально возможный маржинальный доход - часто вступает в противоречие с установленными в компании критериями эффективности ее подразделений.

По трансфертной цене один центр ответственности передает свою продукцию или услугу другому центру ответственности, а трансфертное ценообразование - процесс установления внутренних расчетных цен между сегментами организации. Эффективное трансфертное ценообразование должно стимулировать менеджеров центров ответственности к принятию обоснованных экономически решений. Управленческие решения на уровне центров ответственности должны улучшать показатели прибыли не только своих центров, но и компании в целом.

Система трансфертного ценообразования представляет информацию, которая используется для оценки управленческой и финансовой деятельности центров ответственности и позволяет целенаправленно перераспределять часть прибыли между центрами ответственности -компонентами общего бизнеса. Эффективная система трансфертного ценообразования должна гарантировать автономность деятельности центров ответственности.

Очевидно, что центры ответственности оперируют, с одной стороны, так называемым промежуточным продуктом, передаваемым от поставляющего центра ответственности к принимающему центру ответственности. А с другой - готовой продукцией, реализуемой поставляющим центром ответственности внешним потребителям. Для получающего центра ответственности трансфертная цена промежуточной продукции учитывается в расходах, а для поставляющего является доходом. Таким образом, на основе трансфертных цен планируются объемы продукции для получающего центра ответственности и для внешнего потребителя (если это технологически возможно). Здесь возникает существенная проблема в установлении трансфертной цены, ее соотношении с ценой внешней (рыночной) и критериями эффективности центра ответственности.

Если рыночная цена превышает трансфертную, а так и должно быть с позиции логики (хотя иногда эти цены равны), а критерий эффективности центра ответственности - в максимизации прибыльности, то экономическими рычагами не удастся стимулировать приоритет получающего центра ответственности перед внешним рынком. Нужна система административных мер - использование административного ресурса или разработка иной системы показателей эффективности центра ответственности, что означает дополнительные затраты на разработку и внедрение финансового управления в компании.

Если же трансфертная цена превышает рыночную, то это, извините, некоторая странность, и следует говорить об определенных аспектах налогового законодательства.

Если компания характеризуется высокой степенью централизации управления, то решение о том, следует ли продавать промежуточную продукцию на внешнем рынке или предоставить ее как «сырье» внутреннему подразделению, принимается на основе сравнения приростных издержек и результативности последующих стадий технологического цикла бизнеса.

В децентрализованной организации менеджер центра ответственности может диктовать цену, по которой промежуточная продукция продается как трансферт с учетом приростных издержек, и это может привести к неэффективному решению в масштабах всего предприятия. С другой стороны, необоснованная трансфертная цена приведет к неадекватной оценке труда менеджеров, что будет сильным демотивирующим фактором. У менеджеров центров ответственности может сложиться мнение, что трансфертная цена влияет на оценку их деятельности несправедливо. Что, в свою очередь, приведет к несогласию с получаемыми оценками и к отрицательным последствиям в отношении мотивации работы. Кроме этого, только совпадение целей менеджеров различных уровней с целями и задачами фирмы в целом сделает эффективной систему трансфертного ценообразования.

Ни одна из трансфертных цен не сможет в равной мере успешно удовлетворить все вышеизложенные требования: часто они вступают в конфликт, лучшим выходом из создавшейся ситуации становится компромисс.

Существует три основных подхода к расчету трансфертных цен: на основе рыночных цен, себестоимости и переговоры («как договорились»).

Трансфертные цены, основанные на рыночных, это цены по которым поставляющий центр ответственности продает промежуточную продукцию внешним заказчикам, так же это может быть цена в пределах максимальных скидок которые даются внешним покупателям, или цена, аналогичная цене конкурента.

Рыночные цены логично использовать в децентрализованных организациях, когда центры ответственности (прибыли или инвестиций) свободны в выборе внутренних или внешних покупателей и продавцов; когда промежуточная продукция, наряду с ее передачей «своим» предприятиям, может реализовываться «чужим».

Когда трансферты учитываются по рыночным ценам, показатели оценки эффективности деятельности центров ответственности с большей вероятностью отражают реальный экономический вклад центров в общие прибыли компании. В этом случае прибыль центров ответственности аналогична прибыли, получаемой, если бы центры ответственности работали как отдельные независимые компании. Рентабельность центров ответственности сопоставима с рентабельностью аналогичных компаний в данной сфере бизнеса.

Если продукции, поставляемой по трансфертным ценам, недостаточно получающему центру ответственности, то приобретение промежуточного продукта у внешнего поставщика по текущей рыночной цене не ухудшит показателей работы центра-потребителя за счет равенства рыночных и трансфертных цен. И, наоборот, если поставляющий центр ответственности производит больше промежуточного продукта, чем его требуется для получающего, излишек продукции может быть реализован на внешнем рынке по текущей рыночной цене. Если предположить, что поставляющий центр ответственности не сможет реализовать всю свою продукцию

на внешнем рынке, то «заставить» административными методами получающий центр ответственности закупать у поставляющего центра, а не у внешнего поставщика.

Если поставляющий центр ответственности в долгосрочном плане не может получить прибыль при текущей цене внешнего рынка, то очевидно экономически более выгодно прекратить выпуск промежуточного продукта и закупать его на внешнем рынке.

Такая методика трансфертного ценообразования наиболее эффективна в рыночных условиях с развитой конкурентной средой.

Методика расчета трансфертных цен на основе себестоимости может использовать фактическую себестоимость, нормативную себестоимость или переменную себестоимость. Трансфертные цены учитывают некоторую маржу, добавленную к затратам.

Трансфертная цена передающего центра состоит из себестоимости и фиксированного процента - размера прибыли центра ответственности. Преимуществом расчетов, основанных на полной фактической себестоимости, является их простота. Рассчитанная цена может приближаться к рыночной.

Существенным недостатком такого метода трансфертного ценообразования является высокая степень субъективизма при расчете себестоимости продукции (услуги), а, следовательно, и алгоритма расчета трансфертной цены. Кроме того, в качестве себестоимости могут использоваться как полные, так и неполные издержки.

Передающий центр ответственности должен быть заинтересован в снижении своих фактических затрат, его нужно лишить уверенности, что трансфертная цена их не только покроет, но и превысит на величину установленной маржи.

Если в основе трансфертной цены - полная себестоимость, то постоянные расходы не влияют на эффективность работы передающего центра ответственности. Увеличение постоянных издержек может нивелироваться сокращением переменных, в этом случае трансфертная цена может остаться неизменной, хотя эффективность работы центра ответственности возрастет.

Основной проблемой использования себестоимости в качестве базы для установления трансфертной цены является обоснование оптимального в конкретных условиях внешней и внутренней среды процента наценки, который при завышении трансферта на каждом из этапов снизит и сделает неопределенной рентабельность бизнеса в целом.

Использование этой методики трансфертного ценообразования провоцирует рост общих расходов, например, на услуги центральных административных подразделений, которые распределяются по центрам ответственности, и затраты, на которые учитываются в продуктах и услугах, которые передаются по трансферту другим центрам ответственности так, что общие расходы по выходу продукции одного центра ответственности становятся затратами по ресурсам другого центра ответственности.

Если рассматривать организацию в целом, то приобретение изделия центром ответственности внутри предприятия по трансфертной цене, рассчитанной на основе полной себестоимости, выгоднее, чем по рыночной цене. С точки зрения передающего центра ответственности, использование рыночной цены в качестве трансфертной дает большую прибыль, чем цены, определенной на базе полных затрат. Все это верно, если деятельность рентабельна как на уровне организации в целом, так и на уровне каждого центра затрат.

При использовании нормативной себестоимости (Standart Cost) превышение фактической трансфертной цены над нормативной говорит об убыточности работы центра ответственности, а превышение нормативной трансфертной цены над фактической свидетельствует об эффективности работы центра ответственности.

Однако нормирование издержек приемлемо не для всех производств, например, индивидуальное и мелкосерийное производство, и не во всяких экономических условиях, например, вы-

сокий уровень инфляции делает бессмысленным процесс нормативного трансфертного ценообразования.

Более перспективным принято считать вариант расчета трансфертной цены на основе переменной себестоимости (Direct Costing), который позволяет покрывать постоянные издержки центров ответственности за счет организации. Использование переменной себестоимости позволяет разрабатывать ценовую политику, оптимальную не только для организации в целом, но и для ее структурных подразделений, находить оптимальное сочетание объема производства и цены продажи за счет использования производственного рычага и эффекта объема производства. Кроме того, такой вариант расчета трансфертных цен позволяет анализировать и контролировать деятельность центров ответственности, он побуждает менеджеров центров ответственности действовать на том уровне выпуска продукции, при котором прибыль компании стремится к максимальной. Теоретически правильной трансфертной ценой, стимулирующей общий оптимальный уровень производства в отсутствие ограничений на мощность является цена на основе переменных затрат на производство промежуточного продукта при оптимальном уровне производства компании в целом.

Неоднозначность и трудности, связанные с установлением обоснованных трансфертных цен, привели к использованию переговоров как одного из методов их определения. Переговоры наиболее подходят для ситуаций рыночной неопределенности, характеризующейся разными расходами на реализацию для внутреннего и внешнего рынка или разными рыночными и внутренними ценами. В условиях несовершенной рыночной среды, менеджерам центров ответственности должны быть делегированы полномочия при покупке и продаже. Децентрализация и адекватно делегированные полномочия в части управления трансфертными ценами позволяют эффективно распределять ресурсы с точки зрения центров ответственности.

Установление трансфертных цен на основе переговоров требует высокой компетенции менеджеров центров ответственности, умения принимать решения на основе экономической, финансовой, бухгалтерской информации, результатом которых максимальными станут общие прибыли компании. Для успешных переговоров менеджеры должны обладать равными возможностями в получении и поставке промежуточного продукта.

Основой для достижения консенсуса в переговорах о величине трансфертной цены является формула, которая универсальна и применима в условиях полной и неполной загрузки производственных мощностей:

трансфертная цена удельная переменная себестоимость удельный маржинальный доход, утраченный продающим подразделением в результате отказа от внешних продаж

Все конфликтные ситуации, возникающие между центрами ответственности при установлении трансфертных цен путем переговоров, решает головной офис. Однако нужно учитывать, что менеджеры вовлеченные в конфликт, несут полную ответственность за деятельность своих центров ответственности в силу делегированных им полномочий и ответственности. Поэтому вмешательство головного офиса может привести к проблемам поведенческого характера с точки зрения морали и мотивации. Кроме этого, при оценке деятельности центров ответственности менеджеры будут отвечать за результаты решений, которые они сами не принимали, что снизит степень ответственности за получение прибыли и переместит акцент принятия решений на верхний уровень.

Трансфертные цены на основе переговоров не подходят в тех случаях, когда существует совершенный рынок промежуточного продукта, поскольку на таком рынке трансфертные цены

приравниваются к рыночным ценам, и здесь у менеджеров нет необходимости в переговорах. При другом предельном варианте, когда не существует рынка промежуточного продукта, маловероятно, что в ходе переговоров менеджеры могут прийти к какому-то значимому варианту решения. Следовательно, трансфертные цены как результат переговоров лучше подходят для условий несовершенного внешнего рынка.

Трансфертные цены, устанавливаемые в ходе переговоров, имеют ограничения, связанные с субъективным умением сторон вести переговоры, профессионализмом менеджеров. Эти цены могут привести к возникновению конфликта между центрами ответственности, для разрешения которого может потребоваться вмешательство менеджеров центрального уровня.

Алгоритм расчета рентабельности центра ответственности, а следовательно, его прибыльность может зависеть от неодинаковых возможностей сторон, участвующих в процессе переговоров.

При установлении согласованной трансфертной цены расходуется значимый для любого бизнеса ресурс - время, что противоречит идее делегировать права и ответственность менеджеру центра ответственности для ускорения принятия решений по трансфертной цене.

Однако даже если цены на основе переговоров не приводят к оптимальному выходу продукции, мотивационные преимущества, связанные с тем, что менеджеры получают независимость при принятии решений по исходным материалам и объему выхода продукции, могут привести к увеличению прибыли, что превысит потери из-за неоптимальности трансфертной цены.

ЛИТЕРАТУРА

1. Друри К. Управленческий и производственный учет. - М.: Юнити, 2003.

2. Шеремет А.Д. Управленческий учет. - М.: ИД ФБК-пресс, 2003.

3. Гелюта И.Ф. Трансфертное ценообразование и его методы. - М.: Юнити, 2001.

4. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование: Учебник. Сборник деловых ситуаций. Тесты. - 2-е изд., доп. и испр. - М.: Издательство БЕК, 2001.

TRANSFER PRICE FORMATION AS ONE OF THE PROBLEMS OF FINANCIAL MANAGEMENT

OF THE COMPANY

Chekhovich Б.А.

Present article is dedicated to the questions of the transfer price establishment under financial management of the company. The basic problems of the transfer price formation and the reasons of the enterprises functioning effectiveness reduction because of the inadequate transfer prices have been analyzed. Issues of the responsibility centres leaders' motivation have been considered. Different approaches to the transfer price formation have been proposed.

Сведения об авторе

Чехович Елена Анатольевна, окончила МГУ им. М.В. Ломоносова (1986), кандидат экономических наук, доцент МГТУ ГА, автор 8 научных работ, область научных интересов - анализ финансовоэкономического состояния предприятий, управление финансами авиапредприятий, финансовое управление предприятием, бюджетирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.