ПСИХИАТРИЯ И НАРКОЛОГИЯ
УДК 616. 89: 616 -08-031 А.Е. Строганов
ТРАНСДРАМАТИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ - НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОТЕРАПИИ
Алтайский государственный медицинский университет М3 РФ, Барнаул
На базе широко используемых в театральной практике театральный систем разработано новое направление в психотерапии - трансдраматическая терапия. Приводятся примеры созданный на его базе оригинальных психотерапевтических методов действенно-аналитической коррекции, коррекции атмосфер и метода эпической терапии._________________________________
Ключевые слова: театральные системы, психотерапия, трансдраматическая терапия, действенно-аналитическая коррекция, эпическая терапия
История медицины располагает примерами использования приемов драматического искусства в психотерапии. Среди психотерапевтических методов, непосредственно связанных с театральной практикой, наиболее известными и широко используемыми являются психодрама Дж. Л. Морено - метод групповой психотерапии, основанный на учении социометрии, и драматера-пия - метод преимущественно групповой терапии, произвольно заимствующий отдельные приемы театрального тренинга в лечебных целях [1, 3, 4].
Обращает на себя внимание то, что общей чертой данных методов является эклектичность их театральной составляющей, что объясняется отсутствием систематики в процессе ее интеграции в психотерапевтическое пространство [2]. Во многом это обстоятельство и предопределило идею создания оригинального направления в психотерапии, трансдраматической терапии, согласно данному нами определению, призванного посредством последовательной трансформации театральных систем в психотерапевтические методы способствовать повышению эффективности лечения и реабилитации психически больных.
В качестве исходного материала для конструирования схемы трансдраматических трансформаций, представляющих собой общую для создаваемых в рамках трансдраматической терапии оригинальных психотерапевтических методов структуру, мы выделили принятые в драматическом искусстве основные принципы театра и определили их психотерапевтические производные (табл. 1).
Это явилось первым звеном в формировании принципиально нового подхода к интеграции театральных техник в психотерапевтическое пространство, а именно, последовательного использования театральных систем в лечебно-реабилитационной области психиатрии. 3а-тем мы определили основные принципы трансдраматической терапии и сопоставили их с основными принципами театра (табл. 2).
С учетом целей и задач создаваемого направления, мы разработали собственно схему трансдраматических трансформаций (табл. 3).
В качестве основы для создания оригинальных методов лечебно-реабилитационной области психиатрии в рамках трансдраматической терапии использованы основные театральные системы К.С. Станиславского, М.А. Чехова, Б. Брехта. На их базе нами разработаны и созданы ориги- нальные психотерапевтические методы: действенно-аналитической коррекции, коррекции атмосфер и эпической терапии соответственно.
Для создания индивидуального метода трансдраматической терапии - метода действенно-аналитической коррекции, - согласно данному нами определению, формирующего и использующего творческий потенциал личности, направленного на преодоление кризиса, повлекшего за собой психическое расстройство, реабилитацию пациента, страдающего психическими заболеваниями, и его психосоциальную адаптацию, мы выделили и подробно проанализировали основные положения театрального учения К.С. Станиславского.
В результате проведения трансдраматических трансформаций была составлена схема действенно-аналитической коррекции. Данная схема состоит из 6 этапов:
1. Вступительное собеседование:
а) пациент предъявляет жалобы, излагает собственную интерпретацию истории болезни, обозначает круг проблем, которые ему хотелось бы разрешить в результате планируемого курса лечения,
б) психотерапевт собирает анамнез болезни и жизни больного, что, вместе с жалобами пациента, является материалом, который ляжет в основу последующего психотерапевтического анализа с формированием тактики работы с пациентом,
в) психотерапевт разъясняет пациенту суть метода действенно-аналитической коррекции,
г) пациент в беседе с психотерапевтом излагает свое отношение к предлагаемому методу, уточняет интересующие его детали, получает дополнительные аргументы в пользу результативности метода,
д) пациент получает домашнее задание проанализировать свою жизнь, составить список неудач, разочарований, кризисов и болезней (включая предмет настоящего обращения к психотерапевту), открытий, успехов,
удач и, сопоставляя все это, попытаться выявить определенные закономерности в их возникновении;
2. Выявление “зерна” и сверх-сверхзадачи коррекции:
а) психотерапевт производит сопоставление психотерапевтической экспликации с анализом, самостоятельно проведенным пациентом. Вводится термин “зерно”, в психотерапевтическом смысле соответствующий выявленной в итоге такого сопоставления необходимости выработки новой логики жизни пациента. Психотерапевтом (при участии пациента) разрабатывается постулат, из которого следует, что формирование новой жизненной логики пациента является основой его излечения,
б) психотерапевтом (при участии пациента) разрабатывается постулат, из которого следует, что с переменой логики жизни пациента будет меняться и его мировоззрение (в театральном ключе соответствующее сверх-сверхзадаче). В процессе психотерапевтической беседы пациент приходит к заключению, что ему для решения психотерапевтической задачи необходимо выработать соответствующую новой логике жизни систему ценностей. Психотерапевт обозначает эту систему как “сверх-сверхзадача коррекции”. Выработка такой системы, включающей расстановку жизненных приоритетов, на данный момент и на будущее составляет суть домашнего задания пациента;
3. Введение понятия “драматический этюд” - определение сверхзадачи коррекции:
а) психотерапевт производит сопоставление психотерапевтической экспликации с анализом, самостоятельно проведенным пациентом. Совместно психотерапевтом и пациентом проводится коррекция сверх-сверхзадачи,
б) психотерапевт и пациент приходят к заключению, что существующие в настоящий момент актуальные для пациента проблемы (предмет обращения к психотерапевту) при анализе с позиций новой для него жизненной логики и сверх-сверхзадачи выглядят несколько иначе, чем до начала коррекции (постепенно теряют актуальность),
в) психотерапевт предлагает пациенту вер- нуться к анализу истории болезни с учетом вновь приобретенных им знаний. Предлагается историю болезни рассматривать как модель действенно-аналитической коррекции, ситуационную задачу (аналогия драматического этюда), решением которой является разрешение кризиса. Предлагается с этого момента во время коррекции обозначать кризис не иначе как “драматический этюд” (развитие дезактуализации кризисной ситуации). Декларируется, что решение ситуационной задачи (драматического этюда) будет найдено самим пациентом (при минимальном участии психотерапевта),
г) психотерапевт разъясняет пациенту суть сверхзадачи коррекции, проводя параллель со сверхзадачей по К.С. Станиславскому. Под сверхзадачей К.С. Станиславский подразумевал действенную идею пьесы в целом или отдельного ее образа. Сверхзадачей действенно-аналитической коррекции являются мотивы и логика драматического этюда,
д) психотерапевт и пациент совместно вырабатывают сверхзадачу коррекции (относящуюся только к драматическому этюду, соответствующую идейно-творче-
ской цели по К.С. Станиславскому). На данном этапе, по аналогии с системой К.С. Станиславского, основное внимание пациента переносится от вопроса: “Чего я хочу?” к вопросу: “Что я буду делать?”, с “задачи” на “целенаправленный поступок”,
е) психотерапевт предлагает пациенту в качестве домашнего задания самостоятельно разработать экспликацию драматического этюда (составить план выхода из кризисной ситуации) с учетом действующих лиц драматического эпизода;
4. Сквозное действие коррекции:
а) психотерапевт производит сопоставление психотерапевтической экспликации с экспликацией драматического этюда, самостоятельно проведенной пациентом. Проводится совместная коррекция экспликации драматического этюда. Вводится понятие “сквозное действие” (по К.С. Станиславскому - последовательное воплощение сверхзадачи в сценическом действии),
б) психотерапевт и пациент приходят к логичному заключению, что для решения проблем пациента, соответствующих компонентам сверхзадачи драматического этюда, целесообразной является трансформация пациента в актера, в рамках драматического этюда исполняющего роль человека, способного разрешить кризисную ситуацию. Иными словами, исполняющего роль “себя самого, обладающего новой логикой жизни и новым мировоззрением” (что в системе К.С. Станиславского соответствует основе актёрского искусства, органическому действию актёра в предлагаемых автором обстоятельствах пьесы),
в) для того чтобы психофизически подготовить па-циента-актера к действенному анализу коррекции, психотерапевт предлагает ему в течение нескольких занятий провести упражнения из арсенала актерского тренинга;
5. Действенный анализ коррекции:
а) пациент в качестве актера действует в предлагаемых обстоятельствах (вне психотерапевтического кабинета). Каждая новая встреча с психотерапевтом представляет собой совместный анализ выполненных актером действий, которые он фиксирует в виде дневника и дает им предварительную оценку по привычной пятибалльной системе;
6. 3аключительное собеседование:
а) данный этап представляет собой совместное подведение итогов проведенной действенно-аналитической коррекции. Психотерапевт отвечает на вопросы пациента и дает необходимые рекомендации на будущее.
Средняя длительность лечения составляет 7-10 недель.
Для создания индивидуального метода трансдраматической терапии - метода коррекции атмосфер, - согласно данному нами определению, формирующего и использующего творческий потенциал личности и направленного на социальную реабилитацию и психологическую адаптацию личности пациента, страдающего психическим расстройством, способствующего формированию его резистентности к психотравмирующим ситуациям, мы выделили и подробно проанализировали основные положения театральной системы М.А. Чехова.
Таблица 1
Сравнительная таблица основных принципов театра и их психотерапевтических производных
Основные принципы театра Психотерапевтические производные основных принципов театра
Театр - искусство коллективное. Театр - продукт труда объединенного, идейно сплоченного, увлеченного общими творческими задачами коллектива Психотерапия - действие коллективное. Психотерапия -продукт взаимодействия психотерапевта, пациента и его окружения, объединенных поставленной психотерапевтической задачей
Актер - носитель специфики театра. Театральная специфика, включающая все виды театральных искусств, предопределяется особенностями актера Пациент - носитель специфики психотерапии. Психотерапевтическая специфика, включающая те или иные психотерапевтические техники, предопределяется особенностями пациента
Действие - основной материал театрального искусства. Действия актера на всех этапах театрального процесса предопределяют его успех Действие - основной материал психотерапии. Действия пациента, обусловленные психотерапевтической тактикой, на всех этапах лечения предопределяют его успех
Драматургия - ведущий компонент театра. В драма- тическом искусстве драматургия - аналитический материал для постановки и решения театральный задач История болезни - ведущий компонент психотерапии. В психотерапии история болезни - аналитический материал для постановки и решения лечебно- реабилитационные задач
Творчество актера - основной материал режиссерского искусства. Творческое взаимодействие между режис- сером и актером является основой режиссерского метода в современном театральном искусстве Творчество пациента - основной материал психотерапевтического метода. Творческое взаимодействие между психотерапевтом и пациентом является основой психотерапевтической тактики
Зритель - творческий компонент театра. Зритель играет существенную роль в театральном процессе Окружение пациента - аналитический компонент психотерапии. Окружение пациента играет сущест- венную роль в процессе психотерапии
Таблица 2
Сравнительная таблица основных принципов театра и основных принципов трансдраматической терапии
Основные принципы театра Основные принципы трансдраматической терапии
Театр - искусство коллективное. Театр - продукт труда объединенного, идейно сплоченного, увлеченного общими творческими задачами коллектива Трансдраматическая терапия - действие коллективное. Трансдраматическая терапия, базирующаяся на творческом союзе психотерапевта и пациента, - продукт взаимодействия психотерапевта, пациента и его окружения, объединенных поставленной психотера- певтической задачей
Актер - носитель специфики театра. Театральная специфика, включающая все виды театральных искусств, предопределяется особенностями актера Пациент - носитель специфики трансдраматической терапии. Психотерапевтическая специфика, обуслов- ленная той или иной театральной школой, явившейся основой для создания используемого метода транс- драматерапии, предопределяется особенностями па- циента
Действие - основной материал театрального искусства. Действия актера на всех этапах театрального процесса предопределяют его успех Действие - основной материал психотерапии. Дейст- вия пациента, обусловленные психотерапевтической тактикой в рамках трансдраматерапии, на всех этапах лечения предопределяют его успех. Действие - связующее звено между театральным искусством и трансдраматической терапией
Драматургия - ведущий компонент театра. В драма- тическом искусстве драматургия - аналитический материал для постановки и решения театральных задач История болезни - ведущий компонент психотерапии. В трансдраматической терапии незавершенная история болезни, (аналог драматургии) - аналитический материал для постановки и решения лечебно- реабилитационных задач
Творчество актера - основной материал режиссерского искусства. Творческое взаимодействие между режиссе- ром и актером является основой режиссерского метода в современном театральном искусстве Творчество пациента - основной материал трансдраматической терапии. Творческое взаимодействие между психотерапевтом и пациентом, предопре- деленное тем или иным методом, базирующимся на театральной школе, является основой психотера- певтической тактики трансдраматерапии
Зритель - творческий компонент театра. 3ритель играет существенную роль в театральном процессе Окружение пациента - аналитический компонент трансдраматической терапии. Окружение пациента играет существенную роль в процессе трансдра- матерапии
Таблица 3
Таблица трансдраматических трансформаций
Тип трансдраматической трансформации Театральные системы Лечебно-реабилитационные методы психиатрии
Трансформация постановки задачи Формирование нового подхода к театральной практике посред- ством нахождения новых ориги- нальных возможностей для ре- жиссеров и актеров Формирование нового подхода к лечебно-реабилитационному процессу посредством нахождения новых оригинальных возможностей для психиатра и пациента
Трансформация сфер приложения Работа режиссера с драматургом, режиссера с актером, актера над ролью, актера над собой, репетиционный процесс, а также про- цесс постановки спектакля Работа психиатра над составлением индиви- дуального плана лечения и реабилитации па- циента, работа психиатра с пациентом, само- стоятельная работа пациента в рамках пред- ложенного психиатром индивидуального плана, собственно проведение курсов психотерапии
Терминологическая трансформация Термины, используемые в театральной практике Термины, используемые в медицинской и театральной практике
Ролевая трансформация Роли режиссера, актера, зрителя, действующих лиц и т. д. Роли психиатра, пациента, психотерапевта, окружения пациента и т. д.
Трансформация действия Приемы действующей театраль- ной системы (метода) Приемы, специфические для психиатрии и психотерапии
Трансформация ожидаемого результата Совершенствование мастерства режиссера, актера, успех спек- такля Совершенствование лечебно-реабилитационныгх методов для оптимизации помощи больным, успех психотерапии
Трансформация оценки Общепринятые в театральной практике оценки Общепринятые в медицине статистические оценки
В результате проведения трансдраматических трансформаций была составлена схема коррекции атмосфер. Схема содержит в себе 7 этапов:
1. Вступительное собеседование:
а) во время вступительного собеседования пациент предъявляет жалобы, подает собственное видение слагаемых истории болезни, обозначает круг требующих разрешения проблем,
б) психотерапевт с целью последующего психотерапевтического анализа, формирования тактики работы с пациентом и составления плана психотерапевтического воздействия тщательно собирает материал, включающий анамнез болезни и жизни больного,
в) психотерапевт разъясняет пациенту суть метода коррекции атмосфер. Если в действенно-аналитической коррекции трансформированные в психотерапевтические театральные упражнения имели скорее вспомогательное значение, в методе коррекции атмосфер они становятся основным психотерапевтическим приемом. “Не то, что представляет из себя пациент на сегодняшний день, но то, кем он может стать и станет, приведет его к излечению и разрешению проблем”. В этом высказывании содержится главная идея психотерапевтического метода коррекции атмосфер.
Исходя из этого следует:
- пациент на момент обращения к психотерапевту не способен решить своих проблем потому, что он мыслит, чувствует, совершает поступки сообразно узким рамкам стереотипов, сформировавшихся в результате возникновения этих проблем. Впервые вводятся понятия “образ”, “образ прошлого”, которые будут использоваться в последующем. В настоящее время внутренний мир пациента (в последующем - “негативный образ”) находится “в застывшем состоянии” (негативный образ принят пациентом, а потому неподвижен), что создает непреодолимые трудности для его излечения,
- негативный образ пациента (включающий в себя и болезнь) совместными усилиями психотерапевта и пациента должен быть отторгнут,
- несмотря на кажущиеся достоинства образа прошлого, связанные во многом с избирательностью памяти (логическое продолжение предыдущих рассуждений), идея возвращения к образу прошлого не верна, так как и этот образ несовершенен. Из вышесказанного следует, что для того, чтобы решить настоящие проблемы пациента, ему требуется конструирование (совместными усилиями психотерапевта и пациента) нового объективного образа с последующим полноценным принятием его пациентом. Такое проникновение “позитивного образа”, способного решать кажущиеся неразрешимыми на сегодняшний день проблемы, приведет и к позитивным клиническим результатам, так как позитивный образ не будет включать в себя болезнь (болезнь для позитивного образа чужеродна, что приведет к ее отторжению),
- на примере театральной практики (используется театральная система М.А. Чехова) психотерапевт доказывает пациенту, что конструирование образа и проникновение в него возможны. Трудности, которые будут возникать на первых порах коррекции атмосфер, связаны с сопротивлением негативного образа. Это сопротивление можно преодолеть, последовательно выполняя специальные упражнения (производные от театральных), схему которых составит психотерапевт на основании жалоб пациента, собранного анамнеза болезни и жизни. Для того чтобы проникнуться позитивным образом, на первых порах (по аналогии с театральным процессом) удобнее всего имитировать его. Глубокая и точная имитация (равно как и актерское перевоплощение) требует специальной тренировки (выполнения специальных упражнений),
- метод работает по принципу “от простого - к сложному”. Психотерапевтический план (последовательности и типа выполняемых упражнений) состоит из нескольких уровней. Переход к каждому новому уровню свидетельствует об успехе проведенной работы (успехе и победе пациента) и поощряется психотерапевтом,
- при коррекции атмосфер психотерапевт берет на себя функцию режиссера, а пациент - актера,
г) психотерапевт предлагает пациенту составить “карту коррекции”, представляющую собой некий аналог дневника. В ней пациент фиксирует время проведенных им самостоятельно упражнений; дает их краткое описание, описание результата (качество и контроль перемен, происходящих в нем); фиксирует ответ на вопрос: “Какому образу (негативному или позитивному), по мнению пациента, соответствуют полученные результаты?” Негативному образу соответствуют результаты, сопоставимые с результатами, которые пациент, по его мнению, получил бы и до обращения к психотерапевту. Окончательная оценка успехам проводимой терапии дается психотерапевтом во время собеседований,
д) пациент в беседе с психотерапевтом излагает свое отношение к предлагаемому методу, уточняет интересующие его детали, получает дополнительные аргументы в пользу результативности метода;
2. Конструирование позитивного образа:
а) психотерапевт совместно с пациентом конструируют новый (позитивный) образ, основанный на позитивных воспоминаниях пациента, его нереализованных фантазиях, чертах и особенностях, которыми он хотел бы обладать;
3. Воображение и внимание:
а) проводятся упражнения на воображение и внимание,
б) психотерапевт и пациент совместно работают над картой коррекции;
4. Атмосфера:
а) психотерапевт знакомит пациента с чеховскими понятиями “атмосфера”, “борьба атмосфер”,
б) психотерапевт предлагает пациенту провести упражнения, связанные с понятием “атмосфера”,
в) психотерапевт знакомит пациента с “партитурой атмосфер”,
г) психотерапевт предлагает пациенту среди составленной им, по своему усмотрению, группы (домочадцы, круг друзей, коллектив и т. п.) провести предварительные упражнения на импровизацию (впоследствии упражнения на импровизацию составят отдельный уровень коррекции), предварительно составив “партитуру атмосфер”. Психотерапевт объясняет пациенту, что на этом этапе позитивный образ, уже становящийся частью пациента, “оживает, приобретает чувственную окраску”. Пациент все больше владеет собой, своими чувствами;
5. Индивидуальные чувства, действия с определенной окраской:
а) психотерапевт предлагает пациенту упражнение, сопряженное с его индивидуальностью,
б) психотерапевт предлагает пациенту упражнение на действия с определенной окраской;
6. Действие позитивного образа:
а) психотерапевт знакомит пациента с чеховскими понятиями “психологический жест”, “воображаемое тело”, “воображаемый центр”, “импровизация”,
б) психотерапевт предлагает пациенту выполнение соответствующих теме упражнений. Психотерапевт доводит до сознания пациента, что вместе с окончанием данного этапа коррекции заканчивается и его обучение. Позитивный образ мыслит, чувствует, действует. Пациент соответственно мыслит по-новому, чувствует по-новому, действует по-новому. Владея новыми знаниями, пациент защищен от возможных психотравмирующих ситуаций;
7. 3аключительное собеседование:
а) данный этап представляет собой совместное подведение итогов проведенной действенно-аналитической коррекции, базирующееся на карте коррекции. Психотерапевт отвечает на вопросы пациента и дает необходимые рекомендации на будущее.
Средняя длительность лечения составляет 20-25 недель.
Для создания индивидуального метода трансдраматической терапии - метода эпической терапии, - в соответствии с данным нами определением, направленного на купирование последствий перенесенных человеком психических травм (преимущественно невротических расстройств) с формированием последующей резистентности пациента к психотравмирующим ситуациям, мы выделили и подробно проанализировали основные положения театральной системы Б. Брехта.
В результате проведения трансдраматических трансформаций была составлена схема эпической терапии. Схема состоит из 3 этапов:
1. Вступительное собеседование:
а) в зависимости от индивидуальных особенностей пациента ему предлагается изложить (по возможности в письменном виде) те события, которые привели его к кризису (психогенному расстройству).
2. Составление эпоса, который включает в себя:
а) первичное описание. Оно ведется от выбранного самим пациентом момента времени до визита к психотерапевту. Описание ведется в третьем лице. Сам пациент обозначает себя и прочих действующих лиц произвольно (вымышленные имена, инициалы, литеры и т. п.). В первичном описании пациент является главным действующим лицом. События разворачиваются вокруг него и всегда с его участием, либо в его присутствии. В случае отказа по тем или иным причинам составить письменное описание, пациент выступает в качестве рассказчика, а психотерапевт - в качестве секретаря (составляется конспект устного первичного описания). На этом этапе психотерапевт не вступает в беседу. Он является только читателем (секретарем, слушателем).
Цель первичного описания:
- пациент знакомится с новой для себя ролью автора,
- впервые излагает ситуацию со стороны,
- оценивает помехи эмоционального порядка при попытке связно и последовательно изложить эпос,
- определяется круг действующих лиц эпоса,
- определяются “положительные” и “отрицательные” персонажи,
б) хронологическое описание. Автору предлагается переработать первичное описание. При составлении
хронологического описания перед автором ставится задача последовательно изложить происходившие события с максимальной точностью. Важно также попытаться восстановить месяц, день, время происходивших событий.
Цель хронологического описания:
- пациент вживается в роль автора,
- на подсознательном уровне логика, мышление вступают в противоречие с эмоциями, чувствами,
- скрупулезность работы вызывает внутренний протест (подсознательно излагаемая ситуация в целом постепенно теряет актуальность),
- эпос приобретает черты истории, существующей вне узкого круга интересов пациента,
в) описание действующих лиц. Автору предлагается составить список действующих лиц эпоса и составить подробную характеристику каждого из них. При этом стараться быть максимально объективным. Для этого каждое действующее лицо анализируется с разных точек зрения. Особое внимание необходимо уделить описанию антагониста главного действующего лица, попытаться отыскать в нем положительные черты.
Цель описания действующих лиц:
- пациент совершает первую попытку быть объективным в оценке окружающих,
- пациент производит накопление положи- тельной информации об окружающих,
- происходит сознательная борьба логики, мышления с эмоциями, чувствами,
г) искаженное описание. Автору предлагается сменить главное действующее лицо на антагониста. Ситуация рассматривается с противоположной точки зрения. При этом автору предлагается выступить в качестве “адвоката” антагониста, т. е. стараться логически обосновать его действия, найти и оправдать мотивацию его поступков.
Цель искаженного описания:
- пациент действует только логическим путем,
- пациент приобретает навыки критически оценивать ситуацию,
- подбирая примеры положительных поступков, акцентируя внимание на положительных чертах антагониста, пациент автоматически вспоминает положительные моменты в истории их взаимоотношений с антагонистом,
д) сравнительное описание. Автору предлагается рассмотреть ситуацию с точки зрения ее типичности. Вместе с психотерапевтом из жизненного опыта, литературы, истории выбираются ситуации, аналогичные рассматриваемой. Составляется их описание. Проводится разбор каждого отдельного случая.
Цель сравнительного описания:
- пациент приходит к заключению, что его ситуация не уникальна. Подобные ситуации известны (дезактуализация ситуации),
- ситуация не является неразрешимой, тупиковой. “Жизнь продолжается”,
- пациент критически оценивает ситуацию,
е) “комическое описание”. Автору предлагается рассмотреть ситуацию с точки зрения ее нелепости. Акцент делается на смешных, с его точки зрения, моментах; подчеркиваются кажущиеся смешными черты действу-
ющих лиц, в первую очередь главного действующего лица (прототипа пациента).
Цель “комического” описания:
- переход одних чувств пациента в другие чувства противоположного свойства,
- закрепление дезактуализации,
ж) вторичное описание. Автору предлагается придумать финал рассматриваемой ситуации, который был бы максимально благоприятен для главного действующего лица и окружающих его людей. Подробно описывается то, каким образом должен действовать прототип пациента, с тем чтобы финал был именно благоприятным. Цель вторичного описания:
- разрешение ситуации пациентом, выход из кризиса.
Безусловно, вышеприведенная схема весьма условна и может претерпевать соответствующие коррективы в зависимости от особенностей патологии, а также индивидуальных особенностей пациента. В качестве примера подобной коррекции можно привести случай психогенного расстройства, причиной которого является смерть близкого родственника. В такой ситуации пункт (г) являет собой описание “жизни после смерти” (как ее представляет себе пациент), а при атеистическом мировоззрении пациента предлагается описать, как покойный оценил бы реакцию пациента на его смерть, если бы мог видеть его в этом состоянии, каким он хотел бы видеть будущее пациента и т. д. Пункт (е), имеющий большое значение в ситуации развода или конфликта на работе, как собственно “комическое описание” в случае смерти не может быть использован. При этом элемент перехода одних чувств пациента в другие не теряет актуальности. В таком случае “комическое” трансформируется в “светлые воспоминания об умершем”;
3. Заключительное собеседование: а) проведение заключительного собеседования есть подведение итогов проведенной эпической терапии. Во время заключительного собеседования внимание пациента фиксируется на том, что работа по выходу из критического состояния выполнялась, главным образом, им самим.
Средняя длительность лечения составляет 5-7 недель.
TRANSDRAMATHERAPY - A PSYCHOTHERAPY NEW DIRECTION
A.E. Stroganov
On base of systems, well known in the theatrical world, by consécutive transformation the new direction in psychotherapy
- transdramatherapy has been developed. The examples of original psychotherapeutic methods of acting - analyzing correction, atmospheres correction and epos therapy have been given.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андерсен-Уоррен М. Драматерапия / М. Андерсен -Уоррен, Р. Грейнджер. СПб., 2001. 287 с.
2. Копытин А.И. Предисловие научного редактора // А.И. Копытин / Драматерапия. СПб., 2001. С. 7-10.
3. Лейтц ЛПсиходрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено / Г. Лейтц. М., 1994. 352 с.
4. Морено Дж. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. Подход к новой политической ориентации / Дж. Морено. М., 1958. 289 с.