Научная статья на тему 'Трансдисциплинарная модель задачи обоснования свойств материалов и конструкций'

Трансдисциплинарная модель задачи обоснования свойств материалов и конструкций Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
108
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / TRANSDISCIPLINARY APPROACH / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ЗАДАЧИ / INTERDISCIPLINARY PROBLEMS / КОЛЛЕКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ / COLLECTIVE DECISIONS / ТЕХНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / TECHNICAL CONDITION / ДЕГРАДАЦИЯ / DEGRADATION / ОТКАЗЫ / FAILURES

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Берман Александр Фишелевич, Николайчук Ольга Анатольевна, Юрин Александр Юрьевич

ЦЕЛЬ. Разработать трансдисциплинарную модель, обеспечивающую взаимоувязанное решение междисциплинарных и дисциплинарных задач и условия для участия в их решении специалистов различных предметных областей. МЕТОДЫ. Интеграция данных и знаний, относящихся к существенно отличающимся по целям и задачам предметным областям и необходимых для обоснования свойств материалов и конструкций, требует развития методов и моделей, отражающих закономерности возникновения и развития явлений, процессов, событий и состояний, обусловливающих повреждение и разрушение конструкций. Одна из таких моделей реализована на основе трансдисциплинарного подхода, позволяющего сформулировать цели и задачи, объединяющие знания и данные, а также обеспечивающие понимание специалистами различных предметных областей требуемых результатов и способов их достижения. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. Трансдисциплинарная модель отражает формальную (логическую) связь между деградационными процессами, обусловленными ими повреждениями, критериями предельных состояний и внезапными отказами. При этом определенные совокупности задач отражают взаимоувязанные цели для различных стадий развития повреждений и информационных аспектов, характеризующих функциональные, технические и физические состояния материалов и конструкций из них изготовленных. Модель обеспечивает взаимоувязанные решения множества междисциплинарных и дисциплинарных задач. ВЫВОДЫ. Разработана трансдисциплинарная модель, отражающая междисциплинарные и дисциплинарные цели и задачи для обоснования свойств материалов и конструкций. Ясность целей, задач, необходимых данных, знаний обеспечивает эффективное взаимодействие между экспертами и специалистами в решении задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Берман Александр Фишелевич, Николайчук Ольга Анатольевна, Юрин Александр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSDISCIPLINARY MODEL FOR MATERIAL AND STRUCTURE PROPERTIES SUBSTANTIATION PROBLEM

The PURPOSE of the paper is to develop a transdisciplinary model that provides an integrated solution for interdisciplinary and disciplinary problems as well as creates the conditions for the specialists in different subject areas to participate in their solution. METHODS. Integration of data and knowledge referring to the subject areas significantly different in goals and objectives with the properties of materials and structures needed for the substantiation require the development of methods and models that can reflect the origination and development patterns of phenomena, processes, events and states causing the damage and destruction of structures. One of these models is implemented on the basis of the transdisciplinary approach that allows to formulate the goals and objectives combining the knowledge and data and providing the specialists in various subject areas with the understanding of the desired results and their achievement methods. RESULTS AND THEIR DISCUSSION... The PURPOSE of the paper is to develop a transdisciplinary model that provides an integrated solution for interdisciplinary and disciplinary problems as well as creates the conditions for the specialists in different subject areas to participate in their solution. METHODS. Integration of data and knowledge referring to the subject areas significantly different in goals and objectives with the properties of materials and structures needed for the substantiation require the development of methods and models that can reflect the origination and development patterns of phenomena, processes, events and states causing the damage and destruction of structures. One of these models is implemented on the basis of the transdisciplinary approach that allows to formulate the goals and objectives combining the knowledge and data and providing the specialists in various subject areas with the understanding of the desired results and their achievement methods. RESULTS AND THEIR DISCUSSION. A transdisciplinary model reflects a formal (logical) relationship between degradation processes, damages caused by them, limit state criteria and sudden failures. At the same time, a certain set of objectives reflects the interconnected objectives for different development stages of damages and information aspects characterizing functional, technical and physical conditions of the materials and structures produced from them. The model provides the interconnected solutions of many interdisciplinary and disciplinary problems. CONCLUSIONS. The transdisciplinary model has been developed that reflects the interdisciplinary and disciplinary purposes and objectives to justify the properties of materials and structures. The clearness of purposes, objectives and necessary data and knowledge provides effective interaction between the experts and specialists in solving problems. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Трансдисциплинарная модель задачи обоснования свойств материалов и конструкций»

Оригинальная статья / Original article УДК 620.1-1/-9; 620.18-19

DOI: http://dx.doi.org/10.21285/1814-3520-2018-8-17-25

ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНАЯ МОДЕЛЬ ЗАДАЧИ ОБОСНОВАНИЯ СВОЙСТВ МАТЕРИАЛОВ И КОНСТРУКЦИЙ

© А.Ф. Берман1, О.А. Николайчук2, А.Ю. Юрин3

123Институт динамики систем и теории управления имени В.М. Матросова СО РАН, 664033, Российская Федерация, г. Иркутск, ул. Лермонтова,134. 3Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Российская Федерация, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

РЕЗЮМЕ. ЦЕЛЬ. Разработать трансдисциплинарную модель, обеспечивающую взаимоувязанное решение междисциплинарных и дисциплинарных задач и условия для участия в их решении специалистов различных предметных областей. МЕТОДЫ. Интеграция данных и знаний, относящихся к существенно отличающимся по целям и задачам предметным областям и необходимых для обоснования свойств материалов и конструкций, требует развития методов и моделей, отражающих закономерности возникновения и развития явлений, процессов, событий и состояний, обусловливающих повреждение и разрушение конструкций. Одна из таких моделей реализована на основе трансдисциплинарного подхода, позволяющего сформулировать цели и задачи, объединяющие знания и данные, а также обеспечивающие понимание специалистами различных предметных областей требуемых результатов и способов их достижения. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. Трансдисциплинарная модель отражает формальную (логическую) связь между деградационными процессами, обусловленными ими повреждениями, критериями предельных состояний и внезапными отказами. При этом определенные совокупности задач отражают взаимоувязанные цели для различных стадий развития повреждений и информационных аспектов, характеризующих функциональные, технические и физические состояния материалов и конструкций из них изготовленных. Модель обеспечивает взаимоувязанные решения множества междисциплинарных и дисциплинарных задач. ВЫВОДЫ. Разработана трансдисциплинарная модель, отражающая междисциплинарные и дисциплинарные цели и задачи для обоснования свойств материалов и конструкций. Ясность целей, задач, необходимых данных, знаний обеспечивает эффективное взаимодействие между экспертами и специалистами в решении задач. Ключевые слова: трансдисциплинарный подход, междисциплинарные задачи, коллективные решения, техническое состояние, деградация, отказы.

Информация о статье. Дата поступления 01 июня 2018 г.; дата принятия к печати 23 июля 2018 г.; дата онлайн-размещения 31 августа 2018 г.

Формат цитирования. Берман А.Ф., Николайчук О.А., Юрин А.Ю. Трансдисциплинарная модель задачи обоснования свойств материалов и конструкций // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2018. Т. 22. № 8. С. 17-25. DOI: 10.21285/1814-3520-2018-8-17-25

TRANSDISCIPLINARY MODEL FOR MATERIAL AND STRUCTURE PROPERTIES SUBSTANTIATION PROBLEM A.F. Berman, O.A. Nikolaychuk, A.Yu. Yurin

Matrosov Institute for System Dynamics and Control Theory

0

1Берман Александр Фишелевич, доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник, e-mail: [email protected]

Alexander F. Berman, Doctor of technical sciences, Professor, Chief Researcher, e-mail: [email protected]

2Николайчук Ольга Анатольевна, доктор технических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, e-mail: [email protected]

Olga A. Nikolaychuk, Doctor of technical sciences, Professor, Leading Researcher, e-mail: [email protected]

3Юрин Александр Юрьевич, кандидат технических наук, заведующий лабораторией Института динамики систем и теории управления, доцент кафедры автоматизированных систем ИрНИТУ, e-mail: [email protected] Alexander Yu. Yurin, Candidate of technical sciences, Head of the Laboratory of the Institute of System Dynamics and Control Systems, Associate Professor of the Department of Automated Systems, e-mail: [email protected]

of Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (IDSTU SB RAS), 134, Lermontov St., Irkutsk, 664033, Russian Federation Irkutsk National Research Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russian Federation

ABSTRACT. The PURPOSE of the paper is to develop a transdisciplinary model that provides an integrated solution for interdisciplinary and disciplinary problems as well as creates the conditions for the specialists in different subject areas to participate in their solution. METHODS. Integration of data and knowledge referring to the subject areas significantly different in goals and objectives with the properties of materials and structures needed for the substantiation require the development of methods and models that can reflect the origination and development patterns of phenomena, processes, events and states causing the damage and destruction of structures. One of these models is implemented on the basis of the transdisciplinary approach that allows to formulate the goals and objectives combining the knowledge and data and providing the specialists in various subject areas with the understanding of the desired results and their achievement methods. RESULTS AND THEIR DISCUSSION. A transdisciplinary model reflects a formal (logical) relationship between degradation processes, damages caused by them, limit state criteria and sudden failures. At the same time, a certain set of objectives reflects the interconnected objectives for different development stages of damages and information aspects characterizing functional, technical and physical conditions of the materials and structures produced from them. The model provides the interconnected solutions of many interdisciplinary and disciplinary problems. CONCLUSIONS. The transdisciplinary model has been developed that reflects the interdisciplinary and disciplinary purposes and objectives to justify the properties of materials and structures. The clearness of purposes, objectives and necessary data and knowledge provides effective interaction between the experts and specialists in solving problems.

Keywords: transdisciplinary approach, interdisciplinary problems, collective decisions, technical condition, degradation, failures

Information about the article. Received June 01, 2018; accepted for publication July 23, 2018; available online August 31, 2018.

For citation. Berman A.F., Nikolaychuk O.A., Yurin A.Yu. Transdisciplinary model for material and structure properties substantiation problem. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta = Proceedings of Irkutsk State Technical University. 2018, vol. 22, no. 8, pp. 17-25. DOI: 10.21285/1814-3520-2018-8-17-25. (In Russian).

Введение

Создание новых методов, обеспечивающих надежность и безопасность сложных машин и конструкций, требует использования и обработки огромных объемов данных и знаний различных научных, технических и научно-технических дисциплин [14]. Проблема интеграции знаний в настоящее время имеет принципиальное значение и ее эффективное решение невозможно без моделей, отражающих взаимоувязанные знания экспертов и специалистов различных предметных областей и современных информационных технологий [5-8]. Интег-

рация данных и знаний, необходимых для обоснования свойств материалов и конструкций, требует развития методов и моделей, отражающих закономерности возникновения и развития явлений, процессов, событий и состояний, обусловливающих повреждение и разрушение конструкций. Целью исследования является разработка трансдисциплинарной модели, обеспечивающей взаимоувязанное решение междисциплинарных и дисциплинарных задач и условий для участия в их решении специалистов различных предметных областей.

Методы исследования

Интеграция данных и знаний, относящихся к существенно отличающимся по целям и задачам предметным областям и необходимым для обоснования свойств материалов и конструкций, требует развития методов и моделей, отражающих закономерности возникновения и развития явлений,

процессов, событий и состояний, обусловливающих повреждение и разрушение конструкций. Одна из таких моделей реализована на основе трансдисциплинарного подхода, позволяющего сформулировать цели и задачи, объединяющие знания, данные и обеспечивающие понимание специалиста-

Ш

ми различных предметных областей требуемых результатов и способов их достижения.

Одним из подходов решения рассматриваемой задачи является изучение механо-физико-химических закономерностей процессов деградации материалов и конструкций при различных (в том числе неопределенных) сочетаниях внешних воздействий, свойств материалов и элементов, изготовленных из них. При этом желательно отражать формальную (логическую) связь между деградационными процессами, обусловленными ими повреждениями, критериями предельных состояний и внезапными отказами. Подобная постановка проблемы требует реализации исследования, обеспечивающего взаимоувязанные решения множества междисциплинарных и дисциплинарных задач. При этом определенные совокупности задач должны отражать единые взаимоувязанные цели для различных стадий развития повреждений и информационных аспектов, характеризующих функциональные, технические и физические состояния материалов и элементов из них изготовленных. Для этого предлагается использовать трансдисциплинарный подход как особую онтологию и методологию науки.

Использование трансдисциплинар-

ного подхода обеспечивает интеграцию знаний и повышает качество принимаемых решений. «Трансдисциплинарность» [9-12] вырастает из «междисциплинарности» как обобщение и смысловое обогащение последней. В смысле, приданном этому термину Ж. Пиаже, он обозначал ситуацию, когда междисциплинарное исследование переходит к более тесному объединению ранее отдельных друг от друга, но взаимодействующих между собою дисциплин, к некой единой исследовательской системе, в которую эти дисциплины входят как составные части, но уже без устойчивых границ между ними. Согласно Пиаже, «трансдисциплинар-ность» является более высокой стадией развития методологии междисциплинарно-сти. В работах [13-16] дается философское описание существа трансдисциплинарно-сти: «наука сегодня развивается, порождая все более сложные трансдисциплинарные комплексы знаний. Полидисциплинарность (мультидисциплинарность) - это неинтегра-тивная смесь дисциплинарных подходов, в которой каждая дисциплина сохраняет свою собственную методологию и свои теоретические допущения, не видоизменяя и не дополняя их, подвергаясь воздействию со стороны других дисциплин...».

Трансдисциплинарная модель задачи

Назначение трансдисциплинарной модели задач - обеспечить эффективное взаимодействие экспертов и специалистов при решении задач обоснования свойств материалов и конструкций на различных стадиях деградации. При этом свойства представляются совокупностью взаимообусловленных параметров, характеризующих функциональные, технические и физические требования, соответствующие комплексу научно-технических дисциплин. Представлена структура множества взаимосвязанных междисциплинарных целей в зависимости от искомых свойств материалов и конструкций, а также обоснованы основные междисциплинарные задачи, направленные на достижение этих целей.

Информационные аспекты модели

(табл. 1) представлены иерархическими уровнями и отражают обоснование параметров требуемых функциональных свойств, а также обоснование параметров, обеспечивающих их технические и физические свойства. Информационные уровни объединяют информацию об объекте, характеризующую его с различных теоретических точек зрения нескольких дисциплин и многообразия типов свойств, связей и состояний. Параметры каждого информационного уровня характеризуют одни и те же состояния во времени, но представлены различными свойствами, характеризуемыми знаниями некоторой совокупности дисциплин. Это позволяет исследовать объект в разных аспектах с участием большего числа

экспертов (специалистов) и на основе полученных знаний синтезировать целостное представление и обеспечивать моделирование в областях знаний далеких друг от друга, как по терминологическим понятиям, так и уровню математической проработки задач.

Стадии динамики представлены параметрами повреждения и разрушения, характеризующими предельные состояния, на уровне субмикро-, микро-, мезо-, и макроструктуры.

Дискретные состояния обеспечивают выделение классов, характеризующих смену состояний объекта ограниченных назначенными параметрами. Искомые свойства материалов и конструкций являются результатом решения сформулированных междисциплинарных и дисциплинарных задач расчета (обоснования) совокупности параметров, характеризующих функциональные, технические и физические требования для предложенных стадий деградации.

Например, «Технические требования, обеспечивающие требования надежности и свойства безопасности» и характеризующие технический уровень, представлены параметрами прочностной и ресурсной надежности, виброустойчивости, технического обслуживания и ремонта, мониторинга и диагностирования и т.д. В случае несовершенства или ошибок, например, в выборе материала или конструкции элементов и компонентов, методах расчета прочности, ресурса или обеспечения герметичности, может произойти разрушение или разгерметизация резервуара или сосуда с выбросом или истечением опасных веществ. При недостаточных объемах, составе или периодичности контроля параметров технического состояния может иметь место неконтролируемая деградация, приводящая к внезапным отказам.

«Физические требования, обеспечивающие технические требования и свойства безопасности» представлены параметрами физики, химии и механики прочности и разрушения, которые отражают процессы на ранних стадиях, характеризуемых уровнем структуры материала (субмикро-, микро- и

мезоуровень) и опасность хрупкого разрушения элемента (макроуровень). Физические свойства безопасности зависят от параметров свойств и структуры материала элементов сложных технических систем (СТС), характеризующих их сопротивление зарождению и развитию трещин, ограничения на размеры трещин для исключения хрупкого разрушения конструкции, возможность их своевременного выявления физическими методами. На критических стадиях физические свойства зависят, например, от температуры вспышки или детонационной стойкости используемых рабочих сред и материалов или от их радиоактивности и т.п.

Каждая Междисциплинарная Задача класса (МДЗклс) включает набор Дисциплинарных Задач (ДЗ) (монозадач), сохраняющих статус специализации, взаимоувязанное решение которых осуществляется в аспекте целей МДЗклс и адекватного использования знаний и данных соответствующих дисциплин и экспертов. В табл. 2 показан набор дисциплинарных задач и дисциплин, обеспечивающих решение МДЗ информационного уровня «Рассчитать технические требования...».

Структура Трансдисциплинарной модели задачи «Обеспечить свойства материала и конструкции»: SтDP = {MDPs, MDP|, MDPas, R}, где SтDP - модель трансдисциплинарной задачи; MDPs - междисциплинарные задачи (МЗ) обоснования свойств для различных стадий; MDP| - МЗ обоснования свойств для различных информационных уровней; MDPas - МЗ каждого класса состояний; R - множество отношений между задачами.

Выявление взаимосвязи поврежден-ности с физико-химическими свойствами материала и конструктивными особенностями объекта (концентрация напряжений, масштабный фактор и т.п.) позволяет повысить точность обоснования критериев отказов и предельных состояний, являющихся одним из главных условий обеспечения прочностной и ресурсной надежности.

Правильное установление этих критериев обеспечивает установление периодичности и эффективных методов и средств

Таблица 1

Модель трансдисциплинарной задачи обоснования свойств материала и конструкции

Table 1

Model of the transdisciplinary substantiation problem _of material and structure properties_

Состав и структура целей и задач Междисциплинарные цели для стадий динамики состояний - обосновать свойства материала и конструкции для каждой стадии состояния, МДЦсд

Междисциплинарные задачи стадий, МДЗсд

МДЗсд-1. Обеспечить свойства материала и конструкции в исправном состоянии МДЗсд-2. Обеспечить свойства материала и конструкции в неисправном состоянии МДЗсд-З. Обеспечить свойства материала и конструкции в неработоспособном состоянии МДЗсд-4. Обеспечить свойства материала и конструкции в неработоспособном опасном состоянии

Междисциплинарные цели исследования на информационных уровнях - обосновать требования для информационных уровней, МДЦиу Междисциплинарные задачи уровней, МДЗиу МДЗиу-1. Рассчитать требования к свойствам материала и конструкции, обеспечивающие надежность Рассчитать параметры функциональных свойств материала и конструкции

для исправного состояния МДЗклс-1.1 для неисправного состояния МДЗклс-1.2 для неработоспособного состояния МДЗклс-1.3 для неработоспособного опасного состояния МДЗклс-1.4

МДЗиу-2. Рассчитать технические требования, обеспечивающие свойства надежности Рассчитать параметры технических свойств материала и конструкции

для исходного состояния МДЗклс-2.1 для допустимого состояния МДЗклс-2.2 для предельного состояния МДЗклс-2.3 для состояния отказа МДЗклс-2.4

МДЗиу-3. Рассчитать физические требования, обеспечивающие технические требования Рассчитать параметры физических свойств материала и конструкции

для фиксируемого состояния МДЗклс-З.1 для состояния допустимого повреждения МДЗклс-З.2 для состояния недопустимого повреждения МДЗклс-3.3 для состояния разрушения МДЗклс-З.4

МДЗиу-4. Рассчитать параметры деградаци-онных процессов, обеспечивающие функциональные, технические и физические требования Рассчитать параметры допустимого деградационного процесса

на субмикро- уровне МДЗклс-4.1 на микроуровне МДЗклс-4.2 на мезоуровне МДЗклс-4.3 на макроуровне МДЗклс-4.4

Примечание. Трансдисциплинарная Цель (ТЦ) - обосновать свойства материала и конструкции; трансдисциплинарная задача (ТДЗ) - обеспечить свойства материала и конструкции на основе объединения данных и знаний совокупности дисциплин и экспертов.

Таблица 2

Дисциплинарные задачи обоснования свойств материала и конструкции

Table 2

Disciplinary problems of material and structure properties substantiation_

МДЗиу-2. Рассчитать технические требования, обеспечивающие свойства материала и конструкции на основе показателей прочностной и ресурсной надежности Основные дисциплинарные задачи Основные дисциплины, представленные (увязанные) онтологией

ДЗсд 2.1-2.4: Обосновать свойства материала и конструкции для различных состояний материала и объекта Рассчитать параметры технических свойств материала Исходное состояние МДЗкпс-2.1. ДЗ-2.1.1. Обосновать и обеспечить химический состав, структуру и механические свойства используемых материалов и др. металлургия; материаловедение; металлография; спектральный анализ; обработка металлов давлением; термическая обработка материалов и др.

ДЗ-2.1.2. Обосновать и обеспечить допустимую дефектность изготовления и др. обработка давлением; технология машиностроения; сварочное производство; дефектоскопия и др.

Д3-2.1.3. Обосновать и обеспечить запасы несущей способности, прочности и ресурса по критериям механической прочности, ползучести и коррозионной стойкости и др. сопротивление материалов; физико-химическая механика материалов; детали машин; механика разрушения; ползучесть и др.

Допустимое состояние МДЗкпс-2.2. ДЗ-2.2.1. Обосновать возможные и допустимые виды поврежденности различного происхождения и др. детали машин; физико-химическая механика материалов; механика разрушения; коррозионная стойкость; ползучесть и др.

ДЗ-2.2.2. Обосновать методы и средства мониторинга и диагностирования возможных повреждений и др. методы и средства периодического и непрерывного контроля параметров; дефектоскопия; металлография и др.

Предельное состояние МДЗкпс-2.3. Д3-2.3.1. Обосновать предельные состояния по критериям прочности, ресурса, трещиностойкости, коррозионной стойкости, тепло- и жаропрочности, химической стойкости; обосновать модели оценки остаточного ресурса и т.п. сопротивление материалов; механика разрушения; коррозионная стойкость; термостойкость; химическая стойкость; износостойкость; биостойкость; физико-химическая механика разрушения; физика прочности, ресурса и др. методы и средства периодического и непрерывного контроля параметров и др.

Д3-2.3.2. Обосновать предвестники и диагностические признаки проектных и возможных предельных состояний. Обеспечить их выявление средствами мониторинга и диагностирования и др.

Состояние отказа МДЗкпс-2.4. ДЗ-2.4.1. Обосновать и обеспечить выявление запредельных состояний по критериям прочности, коррозионной стойкости, трещиностойкости, теплостойкости, жаропрочности, химической стойкости и т.п. и др. физико-химическая механика разрушения; сопротивление материалов; механика разрушения; коррозионная стойкость; термостойкость; химическая стойкость; износостойкость; биостойкость; физика прочности и ресурса; методы и средства периодического и непрерывного контроля параметров и др.

ДЗ-2.4.2. Обосновать предвестники и диагностические признаки проектных и фактических отказов и обеспечить их выявление и др.

ДЗ-2.4.3. Обосновать методы и средства защиты, технического обслуживания и ремонта и т.д. автоматическое отключение объекта; подключение резерва; нейтрализация опасностей и т.п.

диагностирования и прогнозирования свойств материалов и конструкций.

Представление задачи в виде трансдисциплинарной модели позволяет всем участникам создания и применения сложных объектов в достаточной степени понять методы и средства решения мультидисци-плинарной проблемы благодаря отражению целей и задач междисциплинарных исследования для некоторых предметных аспектов (информационных уровней). Модель

обеспечивает обмен индивидуальными знаниями и решение задач в реальном масштабе времени посредством специализированных компьютерных систем. Трансдисциплинарный подход в определенной степени уже используется в технике, медицине, образовании и философии науки [17-20].

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований: проекты РФФИ №18-08-00560 и №18-07-01164.

Библиографический список

1. Махутов Н.А. Критериальная база прочности, ресурса, надежности, живучести и безопасности машин и человеко-машинных комплексов // Проблемы машиностроения и надежности машин. 2013. № 5. С. 25-36.

2. Matvienko Ju.G., Pisarev V.S., Eleonsky S.I., Chernov A.V. Combined implementing the crackof compliance method and speckle interferometry for a determination of fracture mechanics parameters // Fatigue and Fracture of Engineering Materials and Structures. 2014. Vol. 37. № 12. P. 1306-1318.

3. Махутов Н.А., Резников Д.О., Петров В.П. Особенности обеспечения безопасности критических инфраструктур // Безопасность в техносфере. 2014. Том 3. № 1. С. 3-14.

4. Махутов Н.А., Берман А.Ф., Николайчук О.А. Некоторые принципы самоорганизации для управления риском техногенных катастроф // Проблемы анализа риска. 2015. Том 12. № 4. С. 34-45.

5. Берман А.Ф. Информатика катастроф // Проблемы безопасности и ЧС. 2012. № 3. С. 17-37.

6. Берман А.Ф., Николайчук О.А., Юрин А.Ю. Интеллектуальная информационная система анализа отказов // Проблемы машиностроения и надежности машин. 2012. № 4. С. 88-96.

7. Berman A.F., Nikolaychuk O.A., Yurin A.Yu., Pavlov A.I. A methodology for the investigation of there reliability and safety of unique technical systems. PartO // Journal of Risk and Reliability. UK. February. 2014. № 228 (1). P. 29-38.

8. Berman A.F., Maltugueva G.S., Yurin A.Y. Application of case-based reasoning and multi-criteria decision-making methods for material selection in petrochemistry // ProclMechE. Part L: J Materials: Design and Applications. 2018. Vol. 232(3). P. 204-212. DOI: 10.1177/1464420715620919

9. Nicolescu B. Transdisciplinarity: past, present and future. In B. Haverkort& C. Reijntjes (Eds.), Moving Worldviews - Reshaping sciences, policies and practices for endogenous sustainable development//COM-PAS Editions. 2006. P. 142-166.

10. Nicolescu B. From Modernity to Cosmodernity - Science, Culture, and Spirituality. State University of New York (SUNY) Press. 2014.

11. Benessh E.C., Lamb L.E., Connors S.K., Farmer G.W., Fuh K.C., Hunleth J., Montgomery K.L., Ramsey A.T., Moley K.H., Colditz G.A., &Gehlert S.J. A case study approach to train early stage investigators in trans-disciplinary research //Transdisciplinary Journal of Engineering and Science. 2015 Dec. 6. P.13-22.

12. Gehlert S, Hall K, Vogel A, Hohl S, Hartman S, Nebeling L, Redline S, Schmitz K, Thornquist M, Patterson R, Thompson B. Advancing Transdisciplinary Research: The Transdisciplinary Research on Energetics and Cancer Initiative. J Transl Med Epidemiol. 2014 Sep; 2(2):1032. PubMed PMID: 25356437; PubMed Central PMCID: PMC4209479.

13. Киященко Л.П., Моисеев В.И. Философия транс-дисциплинарности. М.: ИФРАН. 2009. 205 с.

14. Бажанов В., Шольц Р.В. Трансдисциплинарность как трансдискурсивность // Трансдисциплинарность в философии и науке: подходы, проблемы, перспективы. М.: Изд. Дом «Навигатор». 2015. С. 262-280.

15. Бажанов В., Шольц Р.В. Трансдисциплинарность: в поисках оснований синтеза научного знания // Трансдисциплинарность в философии и науке: подходы, проблемы, перспективы. М.: Изд. Дом «Навигатор». 2015. С. 280-301.

16. Бажанов В., Шольц Р.В. От междисциплинарно-сти к трансдисциплинарности: мосты между философией науки и философией культуры // Трансдисци-плинарность в философии и науке: подходы, проблемы, перспективы. M.: Изд. Дом «Навигатор». 2015. С. 416-432.

17. Берман А.Ф., Николайчук О.А., Тюленев Р.П. Трансдисциплинарная модель задач для обеспечения безопасности технических объектов // Междунар. науч.-практ. конф. «Логистика и экономика ресурсосбережения и энергосбережения в промышленности» (г. Тула, 15-17 ноября 2017 г.). Тула, 2017. С. 234-239.

18. Черникова И.В. Мышление в аспекте трансдисциплинарных исследований // Бюллетень сибирской медицины. 2014. Том 13. № 4. С. 149-155.

19. Колесникова И.А. Непрерывное образование как феномен XXI века: новые ракурсы исследования [Электронный ресурс]. URL: http://lll21.petrsu.ru/jour-nal/article.php?id=1941. (12.05.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Кудряшев А.Ф., Елхова О.И. Общенаучная картина мира: старое в новом одеянии // Вестник

Башкирского университета. 2013. C. 1255-1259.

Т. 18. № 4.

References

1. Makhutov N.A. A criterion base for assessment of strength, lifetime, reliability, survivability, and security of machines and man-machine systems. Problemy mashi-nostroeniya i nadezhnosti mashin [Journal of Machinery Manufacture and Reliability], 2013, no. 5, pp. 25-36. (In Russian).

2. Matvienko Ju.G., Pisarev V.S., Eleonsky S.I., Chernov A.V. Combined implementing the crack of compliance method and speckle interferometry for a determination of fracture mechanics parameters. Fatigue and Fracture of Engineering Materials and Structures, 2014, vol. 37, no. 12, pp. 1306-1318. (In Russian).

3. Makhutov N.A., Reznikov D.O., Petrov V.P. Specific features of critical infrastructures safety ensuring. Be-zopasnost' v tekhnosfere [Safety in Technosphere], 2014, vol. 3, no. 1, pp. 3-14. (In Russian).

4. Makhutov N.A., Berman A.F., Nikolaichuk O.A. Some principles of self-organization for risk management of man-made disasters. Problemy analiza riska [Problems of Risk Analysis], 2015, vol. 12, no. 4, pp. 34-45. (In Russian).

5. Berman A.F. Informatics of catastrophes. Problemy bezopasnosti i chrezvychajnyh situacij [Safety and Emergency Problems], 2012, no. 3, pp. 17-37. (In Russian).

6. Berman A.F., Nikolaichuk O.A., Yurin A.Yu. Intellectual data system for analyzing failure. Problemy mashi-nostroeniya i nadezhnosti mashin [Journal of Machinery Manufacture and Reliability], 2012, no. 4, pp. 88-96. (In Russian).

7. Berman A.F., Nikolaychuk O.A., Yurin A.Yu., Pavlov A.I. A methodology for the investigation of the reliability and safety of unique technical systems. PartO. Journal of Risk and Reliability. February, 2014, no. 228 (1), pp. 29-38.

8. Berman A.F., Maltugueva G.S., Yurin A.Y. Application of case-based reasoning and multi-criteria decision-making methods for material selection in petrochemistry. ProcIMechE. Part L: J Materials: Design and Applications. 2018, vol. 232(3), pp. 204-212. DOI: 10.1177/1464420715620919

9. Nicolescu B. Transdisciplinarity: past, present and future. In B. Haverkort & C. Reijntjes (Eds.), Moving Worldviews - Reshaping sciences, policies and practices for endogenous sustainable development//COM-PAS Editions, 2006, pp. 142-166.

10. Nicolescu B. From Modernity to Cosmodernity - Science, Culture, and Spirituality. State University of NewYork (SUNY) Press, 2014.

11. Benessh E.C., Lamb L.E., Connors S.K., Farmer G.W., Fuh K.C., Hunleth J., Montgomery K.L., Ramsey A.T., Moley K.H., Colditz G.A., &Gehlert S.J. A case study approach to train early stage investigators in trans-disciplinary research. Transdisciplinary Journal of Engineering and Science. 2015 Dec 6, pp. 13-22.

12. Gehlert S., Hall K., Vogel A., Hohl S., Hartman S.,

Nebeling L., Redline S., Schmitz K., Thornquist M., Patterson R., Thompson B. Advancing Transdisciplinary Research: The Transdisciplinary Research on Energetics and Cancer Initiative. J Transl Med Epidemiol. 2014 Sep; 2(2):1032. PubMed PMID: 25356437; PubMed Central PMCID: PMC4209479.

13. Kiyashchenko L.P., Moiseev V.I. Filosofiya transdis-ciplinarnosti [Philosophy of transdisciplinarity]. Moscow: IFRAN Publ., 2015, 564 p. (In Russian).

14. Bazhanov V., Shol'c R.V. Transdisciplinarnost' kak transdiskursivnost' [Transdisciplinarity as a transdiscur-sivity]. Transdisciplinarnost' v filosofii i nauke: podhody, problemy, perspektivy [Transdisciplinarity in philosophy and science: approaches, problems, prospects]. Moscow: Dom «Navigator» Publ., 2015, pp. 262-280. (In Russian).

15. Bazhanov V., Shol'c R.V. Transdisciplinarnost': v poiskah osnovanij sinteza nauchnogo znaniya [Transdis-ciplinarity: searching for the basis of scientific knowledge synthesis]. Transdisciplinarnost' v filosofii i nauke: podhody, problemy, perspektivy. [Transdisciplinarity in philosophy and science: approaches, problems, prospects]. Moscow: Dom «Navigator» Publ., 2015, pp. 280-301. (In Russian).

16. Bazhanov V., Shol'c R.V. Ot mezhdisciplinarnosti k transdisciplinarnosti: mosty mezhdu filosofiej nauki i filosofiej kul'tury [From interdisciplinarity to transdiscipli-narity: links between the philosophy of science and the philosophy of culture]. Transdisciplinarnost' v filosofii i nauke: podhody, problemy, perspektivy [Transdiscipli-narity in philosophy and science: approaches, problems, prospects]. Moscow: Dom «Navigator» Publ., 2015, pp. 416-432. (In Russian).

17. Berman A.F., Nikolajchuk O.A., Tyulenev R.P. Transdisciplinarnaya model' zadach dlya obespecheniya bezopasnosti tekhnicheskih ob"ektov [Transdisciplinary model of tasks for ensuring engineering object safety]. Trudy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konfer-encii "Logistika i ekonomika resursosberezheniya i ener-gosberezheniya v promyshlennosti" [Proceedings of the International scientific and practical conference "Logistics and Economy of Resource Saving and Energy Saving in Industry", Tula, 15-17 November 2017]. Tula, 2017, pp. 234-239. (In Russian).

18. Chernikova I.V. Thought in the aspect of transdisciplinary research. Byulleten' sibirskoj mediciny [Bulletin of the Siberian Medicine], 2014, vol. 13, no. 4, pp. 149-155. (In Russian).

19. Kolesnikova I.A. Nepreryvnoye obrazovaniye kak fe-nomen XXI veka: novyye rakursy issledovaniya [Continuing education as a phenomen of the twenty-first century: new aspects of studies]. URL:http://lll21.petrsu.ru/journal/article. php?id=1941. (accessed 12 May 2018).

20. Kudryashev A.F., Elhova O.I. General scientific picture of the world: the old in a new GARB. Vestnik

Bashkirskogo universiteta [Bulletin of Bashkir University], 2013, vol. 18, no. 4, рр. 1255-1259. (In Russian).

Критерии авторства

Берман А.Ф., Николайчук О.А., Юрин А.Ю. заявляют о равном участии в получении и оформлении научных результатов и в равной мере несут ответственность за плагиат.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Authorship criteria

Berman A.F., Nikolaychuk O.A., Yurin A.Yu. declare equal participation in obtaining and formalization of scientific results and bear equal responsibility for plagiarism.

Conflict of interests

The authors declare that there is no conflict of interests regarding the publication of this article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.