Научная статья на тему 'Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство: специфическое проявление глобализации'

Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство: специфическое проявление глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТТИП / ТПП / ВТО / ТАРИФНЫЕ БАРЬЕРЫ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКАЯ ТОРГОВЛЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство: специфическое проявление глобализации»

декабрь 2016 г.

Выпуск 43(59)

ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ

ная экономика - нуждается в стабильности в глобальном контексте. Необходимо вывести мир из ступора псевдо «холодной войны», дать новый импульс политическому диалогу и поиску компромисса. А для этого необходима широкомасштабная дискуссия по всем ключевым вопросам европейской безопасности, причем не только в рамках ЕС - Россия, но и прежде всего в рамках атлантического партнерства.

Присутствие на континенте Соединённых Штатов в качестве гаранта европейской безопасности позволило Германии, несмотря на навязанную после 1945 г. своего рода «внешнеполитическую инфантильность», стать ведущей региональной державой, не прибегая при этом к набору традиционных инструментов борьбы за сферы влияния. Трансатлантический зонтик позволил Германии стать тем, кто она есть. Нация была демонизирована, понятие национальных интересов табуировано в рамках внутриполитического дискурса. Но стремительное изменение международного контекста и возвращение в европейскую политику традиционных элементов hard security постепенно меняют менталитет и риторику германского политического истеблишмента, по крайней мере, его «красно-черного» спектра. Для европейской модели, испытывающей сильную центробежную перегрузку, жизненно необходима цементирующая идея, способная сохранить ценностную наполненность ЕС и придать ей импульс дальнейшего продвижения интеграции. Именно в силу детерми-

нированности «германского возрождения» двумя феноменами XX в. - трансатлантической солидарностью и европейским единством, официальный Берлин как минимум в среднесрочной перспективе будет заинтересован в сохранении этих двух гарантов, теперь уже стабильности европейской цивилизации при политическом лидерстве Германии.

Немцам предстоит окончательно перейти от роли реципиента к роли донора безопасности. Более полувека назад Соединенные Штаты и их союзники создали ситуацию, которая позволила Германии не только восстать из пепла Второй мировой, но и прийти к стабильности и процветанию. Теперь Берлин чувствует себя в праве (и в силах) написать новую главу в европейской истории. Между тем Германия будет сильно обременена Европой. В качестве континентального лидера ей придется существовать в ситуации полирегиональной нестабильности, большого количества внешнеполитических акторов, часть из которых не признает никаких правил игры, повторяющихся экономических кризисов, вероятной напряженности в отношениях ЕС / НАТО, пролиферации конфликтов и растущего разделения ЕС по условной линии Север / Юг. Конечная же цель новой германской парадигмы безопасности - стратегическая автономия Европы при политическом лидерстве Германии с учетом всего спектра современных вызовов безопасности, стоящих перед континентом.

ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКОЕ ТОРГОВОЕ И ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПАРТНЕРСТВО: СПЕЦИФИЧЕСКОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Ключевые слова: ТТИП; ТПП; ВТО; тарифные барьеры; глобализация; трансатлантическая торговля.

13 февраля 2013 г. в совместном заявлении президент США Б. Обама, тогдашний глава Евроко-миссии Жозе Мануэль Баррозо и тогдашний глава Европейского совета Херман Ван Ромпуй объяви-

Сергей Минаев,

старший научный сотрудник ИНИОН РАН

ли о том, что США и Евросоюз начинают переговоры о создании Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (ТТИП)1. Они отметили, что эта организация будет иметь возможность

1 htpp://trade.ec.europa.eu/doclib/press/index.cfm?id=869

Выпуск 43(59)

декабрь 2016 г.

ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ

не только расширить торговлю и инвестиции через Атлантику, но и создать глобальные правила, которые способны укрепить многостороннюю систему международной торговли. ТТИП должно иметь целью не только выйти за классические рамки устранения тарифных барьеров для торговли и открытия рынков для инвестиций, услуг и государственных закупок, но и привести к унификации правил и технических стандартов, которые являются в настоящее время наиболее важным препятствием для трансатлантической торговли. Различия в государственном регулировании эквивалентны тарифам в 10% (в некоторых отраслях - 20%), в то время как классические тарифы составляют около 4%. Решение о начале переговоров последовало после того, как в Вашингтоне встретились комиссар ЕС по торговле Карел Де Гухт и торговый представитель США Рон Кирк, которые председательствуют в «Рабочей группе по занятости и экономическому росту», созданной в ноябре 2011 г. В настоящее время Евросоюз и США производят 47% мирового ВВП и обеспечивают треть мировой торговли. Ежедневно их взаимная торговля составляет 2 млрд евро, а накопленные взаимные инвестиции превышают 2 трлн евро. Создание ТТИП могло бы к 2027 г. дать дополнительный ежегодный прирост ВВП в 0,5% для ЕС и в 0,4% для США. Это было бы эквивалентом дополнительных 86 млрд евро в год для ЕС и 65 млрд евро для США. Как отмечалось в заявлении, в центре переговоров три главных блока вопросов: доступ на рынки, государственное регулирование и нетарифные барьеры для торговли, а также осуществление вклада в совершенствование глобальной торговой системы.

В первом блоке речь идет о том, чтобы приблизиться к полному устранению всех пошлин в трансатлантической торговле промышленными и сельскохозяйственными товарами. В целом, как подчеркивалось в заявлении, трансатлантические тарифные барьеры сравнительно невысоки и составляют в среднем 5,2% для ЕС и 3,5% для США. Однако, учитывая значительный объем взаимной торговли, эти барьеры заметно увеличивают издержки как для производителей, так и для потребителей. Что касается услуг, то обе стороны желают открыть свои рынки по меньшей мере в той степени, в которой они открыты в других существующих внешнеторговых соглашениях. Одновременно целью является открытие рынков в новых отраслях услуг, таких как транспорт. В отношении инвестиций следует стремиться к тому, чтобы обе стороны обеспечили их либерализацию и защиту в той мере, которая достигнута в других внешнеторговых соглашениях. В настоящее время для европейских компаний госзаказы составляют 25% ВВП и обеспечивают 31 млн рабочих мест. Предполагается открыть доступ к государственным заказам на всех уровнях без дискриминации для европейских компаний.

Относительно второго блока говорится о том, что в современной трансатлантической торговле

очень важны препятствия, которые создаются не таможенными пошлинами, а, например, разными стандартами защиты природной среды для автомобилей. Производители и в ЕС и в США, которые желают продать свои товары по другую сторону Атлантики, часто должны платить и проходить процедуры согласования дважды. Целью соглашения является снижение необязательных издержек и проволочек для компаний, с одновременным сохранением высокого уровня защиты здоровья и безопасности для потребителей. С этой целью обе стороны стремятся сближать или взаимно признавать стандарты друг друга, заключив соглашение, в частности, о санитарных и фитосанитарных нормах. Кроме того, они намерены работать над совместимостью норм регулирования в таких специфических отраслях, как химическая, автомобильная и фармацевтическая промышленность.

Что касается третьего блока, то речь идет о том, что, учитывая объем трансатлантической торговли, обе стороны могли бы способствовать укреплению многосторонней торговой системы. В области прав интеллектуальной собственности и ЕС и США придерживаются высоких стандартов защиты этих прав и наказания нарушителей. Поэтому здесь идет речь не столько о гармонизации, сколько о выявлении специфических отраслей, где могут иметься расхождения. Чтобы сделать ТТИП подлинно соглашением XXI в., обе стороны стремятся устранить препятствия для торговли в таможенной сфере, защиты конкуренции и ограничения роли госпредприятий, стимулирования современного использования сырья и энергии и поощрения малых и средних предприятий.

Про соглашение XXI в. участники переговоров в 2013 г. вспомнили не случайно. Одновременно шли переговоры о создании Транстихоокеанского партнерства (ТПП) - они впоследствии завершились в октябре 2015 г. подписанием соглашения в американской Атланте. И это стало важнейшим событием в мировой торговле со времен создания ВТО. В ходе этих переговоров их участники говорили как раз о соглашении XXI в. В случае с ТПП (как и в случае с ВТО) важнейшими лицами были развивающиеся страны.

Объявление о начале переговоров с целью создания ТТИП послужило поводом для академической дискуссии о подобных соглашениях в современном мире. В частности, в феврале 2014 г. лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Кругман прокомментировал идею ТТИП (а также ТПП) следующим образом. «Первое, что вы должны в целом уяснить относительно внешнеторговых соглашений: ныне они совсем не такие, как прежде. Славные дни внешнеторговых переговоров - таких как Раунд Кеннеди в рамках ГАТТ в 1960-е годы, приведший к радикальному снижению таможенных тарифов во всем мире - остались в далеком прошлом. Почему? В основном потому, что старомодные торговые сделки ныне являются жертвой успехов своих

декабрь 2016 г.

Выпуск 43(59)

ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ

предшественников - уже нет такого протекционизма, уровень которого можно было бы намного сократить. Средние американские импортные тарифы с 1960-х годов снизились на две трети. Согласно последним оценкам американских ограничений импорта, сделанным Международной торговой комиссией, они в целом составляют менее 0,01% ВВП США. Скрытый протекционизм в сфере услуг - правила и требования, которые препятствуют иностранной конкуренции, скажем, в страховании - естественно требуют от конкурентов дополнительных финансовых издержек. Но фактом является то, что в настоящее время так называемые торговые соглашения в основном касаются других вещей. В частности, прав собственности, вроде защиты патентов на лекарства и авторских прав на кинофильмы. Именно об этом идет речь в соглашениях о ТТИП, а также ТТП»1.

В ответ британский еженедельник The Economist отметил следующее2. Во-первых, действительно, за последние полвека общий уровень таможенных тарифов на товары чрезвычайно снизился. С макроэкономической точки зрения потенциал для дальнейшего их снижения очень мал. Однако уровень тарифов низок не на все товары без исключения. На некоторые категории товаров импортные тарифы сравнительно высоки, и хотя эти категории не настолько значительны, чтобы снижение тарифов здесь было значимо макроэкономически, оно весьма желательно.

Во-вторых, заявленной целью как ТТИП, так и ТТП является снижение нетарифных барьеров для международной торговли, которые в большинстве случаев гораздо более удорожают товары, чем барьеры тарифные. По оценкам Всемирного банка американские барьеры для сельскохозяйственного импорта сравнительно невысоки и составляют в среднем 2,2%. Однако тарифный эквивалент всех мер, применяемых США для ограничения такого импорта, включая нетарифные барьеры, составляет 17,0%. В-третьих, скрытый протекционизм в торговле услугами действительно существует и резко удорожает импорт услуг. В частности, себестоимость для поставщиков таких ключевых услуг, как транспорт и морские перевозки на американском рынке теоретически может расти до бесконечности. Доля услуг в ВВП США в 4 раза превышает долю товаров, но в американской внешней торговле услуги составляют всего одну пятую. За последние 20 лет правила международной торговли услугами не менялись - соглашения о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве и Транстихоокеанском партнерстве как раз и должны обновить эти правила, облегчив трансграничную продажу услуг по страхованию, финансовых и консультационных услуг, а также услуг в области информационных технологий и защиты природной среды.

1 htpp: //www.nytimes.com/2014/02/28/opinion/krugman-no-big-deal.html?ref=paulkrugman&_r=0

2 http://www.economist.com/node/21598063/print

Особенно важны в обоих соглашениях инвестиции. В настоящее время правила трансграничных инвестиций в значительной степени основаны на принципе ad hoc - для каждого конкретного случая. Компания, заинтересованная в приобретении акций компании в другой стране, часто вынуждена быть осторожной, чтобы не приобрести слишком много акций или не инвестировать в политически чувствительные отрасли, дабы не привлекать внимание властей этой страны. Оба соглашения как раз и рассчитаны на то, чтобы избавиться от такого принципа и облегчить компаниям принятие инвестиционных решений.

Наконец, ТТИП, как и ТТП, должно способствовать гармонизации государственного регулирования. Для компаний является большой проблемой то, что сейчас они вынуждены получать одобрение на свою продукцию отдельно от каждого из многочисленных правительств. Если эти правительства договариваются о некоем едином наборе стандартов и потом каждое из них признает одобрение, полученное компанией от другого правительства, это снижает издержки производителей и потребителей самых разных товаров - от пищевых продуктов до электрических лампочек и медицинского оборудования.

Как бы то ни было, после более чем трех лет переговоров о ТТИП дискуссии продолжались настолько бурно, что в августе 2016 г. министр экономики Германии Зигмар Габриэль отметил, что, по его мнению, переговоры с США фактически провалились, хотя никто не хочет этого признавать. Французские власти продолжали подчеркивать, что они выступают против планов партнерства в его нынешнем виде, так как оно слишком благожелательно для американского бизнеса, в том числе сельскохозяйственного. Представитель Еврокомиссии Маргаритис Схинас отметил, что Комиссия готова завершить переговоры с США до конца 2016 г., но «не собирается жертвовать для этого безопасностью, здоровьем и защитой информации или культурным разнообразием европейцев». В свою очередь президент Американской федерации труда и Конгресса промышленных организаций Ричард Трамка подчеркнул, что соглашение, которое должно гармонизировать государственное регулирование безопасности товаров и условий труда, не повышает стандарты этого регулирования, а, напротив, снижает.

Положение осложнило избрание в ноябре 2016 г. президентом США республиканца Д. Трампа, который в ходе телевизионных дебатов с кандидатом от Демократической партии Х. Клинтон прямо выступил против участия США в ТТИП и ТТП, заявив, что предлагает снизить налоги для крупных корпораций, чтобы они переносили производство в США. Между тем в мире разворачивается своеобразная налоговая война между Америкой и Европой. Евро-комиссия 30 августа 2016 г. потребовала от Ирландии взыскать с американской компании Apple 13 млрд евро недоплаченных налогов. Комиссия заявила, что ирландские власти в 1991 и в 2007 гг.

Выпуск 43(59)

ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ

декабрь 2016 г.

искусственно снизили ставки налога для этой компании, и хотя она формально не нарушила никаких законов, ее налоговая сделка с Ирландией противоречит правилам Евросоюза об ограничении государственной помощи. Речь идет о двух зарегистрированных в Ирландии дочерних предприятиях Apple, которые владеют правами интеллектуальной собственности этой компании за пределами США, торгуют во всех странах Евросоюза и перечисляют всю прибыль некоей головной организации, которая не является налоговым резидентом ни в одной стране, в результате чего Apple от продажи товаров в Европе платит налог на прибыль ниже 1%. Министерство финансов США тут же сообщило, что решение Ев-рокомиссии является несправедливым, означает «налоговое ограбление», а сама комиссия превратилась в «наднациональный налоговый орган», в то время как только США имеют право решать, сколько платить налогов американским компаниям.

После такого решения Еврокомиссии Соединенные Штаты могут принять собственные налоговые меры, собственно, об этом уже предупредило Евросоюз Министерство финансов США. В настоящее время ставка налога на прибыль в этой стране составляет 35%, однако компании могут отложить платежи, если полученная прибыль пока находится

за рубежом. Такой отложенной в налоговом отношении прибыли у американских компаний уже накопилось на 2 трлн долларов. Власти США решили, что Еврокомиссия претендует именно на эти деньги: под видом борьбы с незаконными государственными субсидиями предполагается изъять часть налогов, которые принадлежат федеральному бюджету США. Так как в американской политической жизни одну из ключевых ролей играют вопросы налогообложения, не исключено изменение законодательства и снижение ставки налога на прибыль для тех транснациональных корпораций, которые выведут деньги из европейских государств. Тем самым власти США хотя бы частично лишат Евросоюз американских денег, а также искушения взыскать эти деньги в виде налогов в бюджеты европейских стран.

Сложившаяся по обе стороны Атлантики налоговая ситуация еще больше затруднит реализацию ТТИП. В любом случае можно отметить, что это соглашение, в отличие от ВТО и ТТП, задумано как специфическое проявление глобализации, где действующими лицами являются только индустриальные страны, и трудности переговоров в данном случае объясняются именно этим обстоятельством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.