Научная статья на тему 'ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО ГЕРМАНИИ В ДИСКУРСЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ'

ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО ГЕРМАНИИ В ДИСКУРСЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
93
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
США / НАТО / ГЕРМАНИЯ / ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / АТЛАНТИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПРЕДВЫБОРНЫЕ ПРОГРАММЫ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / КОАЛИЦИОННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Харин Артём Олегович

Трансатлантические отношения исторически составляют основу внешней политики современной Германии. Североатлантический альянс обеспечивает безопасность ФРГ, США имеют военные базы на территории страны. Однако в последнее время в Германии нарастают тенденции на сокращение масштабов атлантического сотрудничества. В данном исследовании проанализированы положения ведущих акторов, формирующих дискурс внутри Германии - парламентских политических партий. Проанализированы их программы по поводу данного вопроса. Выделены факторы, формирующие дискурс внешней политики ФРГ по отношению к трансатлантическому партнёрству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Харин Артём Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSATLANTIC PARTNERSHIP OF GERMANY IN THE DISCOURSE OF POLITICAL PARTIES

Transatlantic relations have historically formed the basis of modern German foreign policy. The North Atlantic Alliance ensures the security of the FRG, the United States has military bases on the territory of the country. However, recently in Germany, there has been a growing trend towards a reduction in the scale of Atlantic cooperation. This research analyzes the positions of the leading actors shaping discourse within Germany - parliamentary political parties. Analyzed their programs on this issue. The factors that form the discourse of the FRG foreign policy in relation to the transatlantic partnership are highlighted.

Текст научной работы на тему «ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО ГЕРМАНИИ В ДИСКУРСЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ»

Трансатлантическое партнерство Германии в дискурсе политических партий Transatlantic partnership of Germany in the discourse of political parties

Харин Артём Олегович

Студент 3 курса Факультет Международные отношения Санкт - Петербургский государственный университет

Россия, г. Санкт- Петербург e-mail: e-mail: artemrulit2001@gmail.com

Kharin Artyom Olegovich

Student 3 term Faculty of International Relations Saint-Petersburg State University Russian Federation, Saint-Petersburg e-mail: e-mail: artemrulit2001@gmail.com

Аннотация.

Трансатлантические отношения исторически составляют основу внешней политики современной Германии. Североатлантический альянс обеспечивает безопасность ФРГ, США имеют военные базы на территории страны. Однако в последнее время в Германии нарастают тенденции на сокращение масштабов атлантического сотрудничества. В данном исследовании проанализированы положения ведущих акторов, формирующих дискурс внутри Германии - парламентских политических партий. Проанализированы их программы по поводу данного вопроса. Выделены факторы, формирующие дискурс внешней политики ФРГ по отношению к трансатлантическому партнёрству.

Annotation.

Transatlantic relations have historically formed the basis of modern German foreign policy. The North Atlantic Alliance ensures the security of the FRG, the United States has military bases on the territory of the country. However, recently in Germany, there has been a growing trend towards a reduction in the scale of Atlantic cooperation. This research analyzes the positions of the leading actors shaping discourse within Germany - parliamentary political parties. Analyzed their programs on this issue. The factors that form the discourse of the FRG foreign policy in relation to the transatlantic partnership are highlighted.

Ключевые слова: США, НАТО, Германия, трансатлантическая безопасность, атлантическое партнерство, предвыборные программы, политические партии, коалиционные соглашения.

Key words: USA, NATO, Germany, transatlantic security, atlantic partnership, election programs, political parties, coalition agreements.

Трансатлантическое партнерство исторически составляет основу внешней политики Германии. ФРГ, НАТО и США связывают десятилетия совместного противостояния с СССР, тесные экономические связи. Германия рассматривает НАТО и США как основу своей безопасности, возлагая на этих акторов заботу о защите как своей страны, так и всего Европейского союза. Так, на территории Германии располагаются американские военные базы, имеющие на вооружении ядерное оружие. Однако в последнее время в отношениях между субъектами нарастают противоречия. Опрос, проведенный в Германии в 2017 году говорит о том, что 80% немцев считают, что трансатлантическое партнёрство переживает кризис. Существует запрос на анализ процессов, порождающих такое состояние отношений [18].

В тоже время, одними из основных акторов, формирующих внешнюю и внутреннюю политику Германии являются политические партии, а особенно велико влияние парламентских партий. Поэтому для того чтобы понять, из чего складывается внешнеполитический дискурс Германии в отношении трансатлантического партнерства, необходимо выделить факторы, формирующие такой дискурс. Для этого необходимо исследование, которое осветит этот вопрос.

Были определены документы, анализ которых позволит выявить точку зрения партии по отношению к акторам. Помимо предвыборных программ парламентских партий (ХДС/ХСС, СДПГ, СвДП, «Левые» и Союз 90/Зеленые, АдГ) в исследование также включены коалиционные соглашения между победившим на выборах партиями. Ключевой этап - анализ дискурса немецких политических партий в отношении трансатлантического партнерства.

Стратегическое сотрудничество

Итак, в коалиционном соглашении от 2005 года между ХДС/ХСС и СДПГ встречается 14 упоминаний атлантического партнерства (atlantische Zusammenarbeit, Atlantische Partnerschaft, atlantische Sicherheit и пр.), позиция по сотрудничеству с НАТО идет в связке с этими терминами как в этом договоре, так и в последующих коалиционных договорах.

В документе подчеркивается, что с момента крупных мировых политических изменений после 1989 года Германия все больше и больше берет на себя международную ответственность и во всем мире. В этой связи подчеркивается, что проект объединённой Европы и атлантическое партнерство - не противоположности, а два главных столпа немецкой внешней политики.

Германия стремиться развивать трансатлантическое партнерства, однако подчёркивается, что это не исключает различных мнений по разным вопросам, консенсус по которым долен быть найден совместно в духе дружбы. Также подчёркивается необходимость урегулирование торговых споров между сторонами. Данный пункт перекликается с аналогичным пунктом из программы ХДС/ХСС, где указано что партия стремится возродить трансатлантическое сотрудничество с США[1]. СвДП в этом вопросе хочет равноправного партнерства по безопасности в Атлантическом союзе. Для этого необходимо расширить европейскую политику безопасности и обороны и укрепить бундесвер. При этом НАТО должно быть центральным трансатлантическим органом для обсуждения, принятия решений и действий.

Также в программе указывается что Германия выступает за реализацию европейской стратегии безопасности. Однако европейская политика безопасности и обороны не конкурирует с трансатлантическим партнерством по безопасности, а является его дополнением [2]. Данное положение подчерпнуто из предвыборной программы ХДС/ХСС, которая призывает к укреплению европейского столпа Атлантического партнерства по безопасности, посредством увеличения и улучшения возможностей и вариантов действий Европейского Союза. С этой же позиции выступает и партия «Зеленые» [3]. При этом «Зеленые» критикуют некоторые шаги НАТО, например, Войну в Ираке. С критикой войны в Ираке выступает и партнер по коалиции с ХДС - партия социал-демократов. Также стоит отметить, что в программе СДПГ термин атлантическое сотрудничество не упоминается вовсе, а НАТО упоминается один раз. Поэтому коалиционное правительство ХДС/ХСС - СДПГ подчерпнуло программу действий по отношению к США, НАТО и трансатлантическому партнёрству из программы ХДС/ХСС, которая в целом отличается большим атлантическим оптимизмом.

Кардинально от позиций всех данных положений отличается позиция партии ПДС - Левые. В своей программе партия не упоминает США и НАТО как важных партнеров, а наоборот, противопоставляет интересы Германии трансатлантическим интересам. Данный подход будет прослеживаться на всем протяжении исследования [4].

Новая архитектура безопасности

В коалиционном договоре между ХДС/ХСС и СвДП от 2009 года термин атлантическое партнёрство встречается 11 раз.

В соглашении говорится, что Германия будет активно использовать приход новой администрации в Белый дом для активизации трансатлантических отношений. С похожей программой выступали и ХДС/ХСС и

СвДП и СДПГ, которая в своём документе заявляет о желании возобновить трансатлантическое партнерство для создания новых импульсов в различных сферах сотрудничества.

Заявляется что ФРГ стремится к интенсификации экономических отношений в рамках трансатлантического экономического пространства. Этот пункт взят из программы ХДС/ХСС, в которой большой упор делается на необходимость либерализации торговли между Европой и США, ХДС/ХСС стремится продвигать трансатлантическую торговлю и инвестиционные отношения. Также христианские демократы хотят запустить германо-американскую инициативу по энергоэффективности, чтобы стать более независимыми от энергоносителей, таких как нефть и газ [5].

«Цель Германии - евроатлантическая архитектура безопасности, которая включает в себя тесное партнерство с Россией, и для этой цели необходима интенсификация партнерства по оси НАТО-Россия.» -заявляется в документе. СДПГ в отношении НАТО заявляет о необходимости создания общего пространства безопасности от «Ванкувера до Владивостока» с Россией и главным гарантом безопасности Германии - НАТО. В тоже время критикуются планы НАТО по размещению ракет в восточной Европе [6].

О совместной обороне говорят и Зеленые. В своей предвыборной программе они предлагают обновить трансатлантический альянс, путем реформирования структур НАТО. НАТО не должно быть «мировым полицейским», а должно встроиться в мировую систему безопасности, что должны осуществить Европа и США совместно. Также Зеленые хотят использовать возможности трансатлантического партнерства в области защиты климата [7]. Также как и правящая коалиция ХДС/ХСС - СвДП с их призывами переосмыслению трансатлантического партнерства, Зеленые призывают к реформам системы взаимоотношений.

Новое правительство решительно выступает за широкое разоружение, включая цель освобождения от ядерного оружия. В связи с этим заявляется о необходимости вывода американского ядерного оружия с территории ФРГ. Интересно появление в таком «проатлантистком» документе пункта о необходимости вывода ядерного оружия США с территории Германии, который в чем-то перекликается с позицией «Левых».

В поиске новых подходов

В коалиционном соглашении между ХДС/ХСС и СДПГ от 2013 года трансатлантическое партнёрство упоминается 10 раз.

Трансатлантическое партнёрство объявляется основанным на фундаменте общих ценностей и интересов поэтому сегодня является ключом к свободе, безопасности и процветанию для обоих сторон. Есть призыв к восстановлению доверия в областях где оно было подорвано. Для этого Берлин ожидает четкого признания и соответствующих действий администрации США. ХДС/ХСС в своей программе также подтверждает приверженность новой стратегии НАТО и его открытости для новых членов. В тоже время в программе во взаимоотношениях с США усиливается европейская компонента, предлагается объединение и совместное использования национальных военных возможностей США и стран Европы для создания общеевропейской армии [8].

Уделяется внимание экономической части трансатлантического партнёрства. Обсуждается соглашение о свободной торговле между США и ФРГ, подчёркивается необходимость устранения существующих препятствий в торговых и инвестиционных отношениях. В новой программе ХДС/ХСС дублируются тезисы о необходимости устранения торговых барьеров в трансатлантической торговле с США, (также, как и СвДП), вновь подтверждается что США является главным другом и партнером Германии за пределами Европы. Поэтому для ХДС и ХСС дружба с Соединенными Штатами Америки является краеугольным камнем международного сотрудничества.

Заявляется о поддержке новой стратегической концепции НАТО, НАТО вновь признается центральным фундаментом немецкой политики безопасности и обороны. Такое положение содержится и в программе, вошедшей в коалицию СДПГ [9]. Во внешней политике СДПГ заявляет об ответственности Германии действовать не в одиночку, а вместе со своими европейскими партнерами, в трансатлантическом союзе. СДПГ заявляет о желании оживить и укрепить трансатлантические отношения, поскольку США являются основным стратегическим партнером Германии и Европы.

Вновь подтверждается заинтересованность в сотрудничестве России и НАТО, в тоже время Германия заявляет, что поддерживает планы НАТО по развёртыванию системы противоракетной обороны, планы по размещению которой, однако, были скорректированы под влиянием России.

Исчезает тезис о необходимости вывести ядерное оружие. Однако он присутствует в программе «Зеленых». Так, согласно позиции «Зеленых» вывод оставшегося ядерного оружия США из Европы и ратификация скорректированного договора об обычных вооруженных силах в Европе были бы первыми шагами к построению глобальной системы коллективной безопасности [10].

«Справляться своими силами»

Далее рассмотрим коалиционный договор между ХДС/ХСС и СДПГ от 2018 года. Тема трансатлантического партнёрства в нем упоминается 6 раз.

Заявляется о приверженности НАТО и трансатлантическому партнёрству, кроме того уделяется внимание необходимости повысить расходы на оборону и Бундесвер - одно из требований Д. Трампа в отношение европейских партнёров по НАТО.

В предвыборной программе СДПГ подтверждается позиция НАТО как несущего столпа трансатлантического партнерства, незаменимость данной организации для мира и безопасности в период новых международных неопределенностей и проблем. В тоже время СДПГ хочет договариваться о создании Европейского оборонного союза, который был бы шагом на пути к созданию европейской армии. Однако такое объединение понимается как дополнительное усилие к НАТО, а не его конкуренция [11]. Такая тенденция на «справляться своими силами» в целом отражается и по результатам опросов общественного мнения. Так, на вопрос «Должны или будут страны ЕС более тесно сотрудничать из-за политики Дональда Трампа?» 89% опрошенных придерживались мнения, что странам ЕС следует более тесно сотрудничать, в том числе и из-за политики Трампа [12].

Настроения на большую независимость отражаются в программном документе СДПГ в виде тезиса: «как европейцы, мы в то же время уверенно смотрим вперед: безопасность и мир будут в большей степени зависеть от нас самих в будущем». Проявлением кризиса между США и Германией также может служить пункт СДПГ о желании в перспективе создать независимый международный торговый суд, чтобы обеспечить справедливость экономических отношений, ведь переговоры с США по Трансатлантическому соглашению о свободной торговле и инвестициях (ТТГР) показывают, что заключение в соответствии с существующими мерами в настоящее время недоступно

В тоже время Германия приветствует возобновление регулярных консультаций в рамках Совета НАТО-Россия и будет продолжать стремиться к усилению использования этого инструмента для укрепления доверия и сокращения конфликтов. НАТО для Зеленых тоже является важным трансатлантическим связующим звеном и играет важную роль в совместной безопасности в Европе. Зелёные хотят преобразовать их таким образом, чтобы они могли способствовать совместной безопасности даже с третьими лицами. Поэтому Зеленые делают ставку на диалог в Совете НАТО-Россия.

Заключение

Итак, можно выделить ряд факторов, формирующих политику «трансатлантического партнерства» ФРГ на современном этапе.

Во - первых, это ослабевание трансатлантической направленности политики США при предыдущем президенте Дональде Трампе. Учитывая ослабевание роли США как защитника «свободного мира», вывод, который можно сделать из поддержки США нелиберальных режимов от Бразилии до стран Аравийского полуострова, в Берлине пришли к заключению о необходимости выработки новых подходов в отношениях с США. Такое заключение можно подтвердить и заявлением главы МИДа ФРГ Хайко Мааса от 25 августа 2018 года. В статье в газете Handelsblatt под красноречивым заголовком "Мы не допустим, чтобы США действовали через наши головы" глава МИД отметил, что США и Европа в течение многих лет постоянно отдаляются друг от друга, а общность их интересов и ценностей постепенно сходит на нет.

Это подтверждается и данными соцопросов. Так, по данным опроса, проведенного социологическим институтом Allensbach и опубликованным 13 февраля 2019 г., 56% опрошенных граждан Германии (страны, для которой атлантическая связка всегда имела приоритетное значение) рассматривают США в качестве главной угрозы существующему миропорядку. Для сравнения, Северную Корею назвали таковой 45% респондентов, Турцию - 42, Россию - 41 (в восточных землях этот показатель не превышает 21%). При этом 69% респондентов выразили свою обеспокоенность непредсказуемостью развития ситуации с безопасностью в Европе и в мире в целом [13].

Другим фактором можно назвать желание Германии получить больше независимости в рамках трансатлантического партнерства, используя европейский проект интеграции. С этим связано и желание создать «свою», но в рамках НАТО европейскую армию, и попытки координации внешней политики ЕС посредством специальных органов, для того чтобы ЕС говорил «одним голосом». Вызвано это в первую очередь желанием сравнять экономический потенциал, а Германия является крупнейшей экономикой мира, и внешнеполитический.

Еще одним фактором можно назвать тесные экономические и военные связи. Германия тесно связана с США экономически еще планом Маршалла, а в военном плане - сетью военных баз США, а также размещенными на территории Германии ядерными ракетами. С одной стороны, это плюс - НАТО и США являются щитом Германии и всей Европы, с другой это может использоваться как инструмент давления.

Список используемой литературы:

1. Deutschlands Chancen nutzen. Wachstum. Arbeit. Sicherheit. URL: https://www.kas.de/c/document library/get file?uuid=6c914ac8-7c46-b010-b1a1-24aa4261d24b&groupId=252038 (дата обращения 20.04.2021)

2. Deutschlands Chancen nutzen. Wachstum. Arbeit. Sicherheit. URL: https://www.kas.de/c/document_library/get_file?uuid=6c914ac8-7c46-b010-b1a1 -24aa4261 d24b&groupId=25203 8 (дата обращения 20.04.2021)

3. Die Zukunft ist grün. Grundsatzprogramm von Bündnis 90/Die Grünen URL: https://cms.gruene.de/uploads/documents/Grundsatzprogramm-2002.pdf (дата обращения 20.04.2021

4. Wahlprogramm zu den Bundestagswahlen 2005 URL: https://www.die-linke.de/fileadmin/download/wahlprogramme alt/bundestagswahlprogramm2005.pdf (дата обращения 26.04.2021)

5. Wir haben die Fraft-Gemeinsam fur unser Land URL: https://www.kas.de/c/document_library/get_file?uuid=7d6e0b45-01b2-1cc7-793a-84d61e9c5086&groupId=252038 (дата обращения 26.04.2021)

6. Sozial und Demokratisch. Anpacken. Für Deutschland. Das Regierungsprogramm der SPD URL: http://library.fes.de/prodok/ip-02016/regierungsprogramm2009 lf navi.pdf (дата обращения 26.04.2021)

7. Bundestagswahlprogramm 2009 von Bündnis 90/Die Grünen URL: https://cms.gruene.de/uploads/documents/BUENDNIS-90-DIE-GRUENEN-Bundestagswahlprogramm-2009.pdf (дата обращения 26.04.2021)

8. Gemeinsam erfolgreich für Deutschland. Regierungsprogramm 2013 - 2017 URL: https://www.kas.de/cZdocument library/get file?uuid=9d6f34de-bd31-556e-ba5b-a5792f330aa4&groupId=252038 (дата обращения 26.04.2021)

9. Программа СДПГ 2013 года URL: http://librarv.fes.de/pdf-files/bibliothek/downl/7758779/20130415 regierungsprogramm 2013 2017.pdf (дата обращения 26.04.2021)

10. Zeit für den grünen Wandel URL: https://cms.gruene.de/uploads/documents/BUENDNIS-90-DIE-GRUENEN-Bundestagswahlpro gramm-2013 .pdf (дата обращения 26.04.2021)

11. Zeit für mehr Gerechtigkeit. Unser Regierungsprogramm für Deutschland. URL: http://librarv.fes.de/pdf-files/bibliothek/downl/zeit fuer mehr gerechtigkeit-unser regierungsprogramm.pdf (дата обращения 20.04.2021)

12. Опрос: «Должны или будут страны ЕС более тесно сотрудничать из-за политики Дональда Трампа?. Statista, 2019 год. URL: https://de.statista.com/statistik/daten/studie/664765/umfrage/umfrage-zum-zusammenhalt-der-eu-laender-wegen-trumps-politik/ (дата обращения 26.04.2021)

13. Der Sichercheitsreport. Eine Studie zur inneren und ausser. Sichercheit in Deutschland URL: http//www.sicherheitsreport.net (дата обращения 29.04.2021)

14. Statista URL: https://de.statista.com/statistik/daten/studie/726931/umfrage/umfrage-zur-entwicklung-europaeisch-amerikanischer-beziehungen/ (дата обращения 27.04.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.