Научная статья на тему 'Трансакционный подход к анализу форм кооперации транспортных организаций'

Трансакционный подход к анализу форм кооперации транспортных организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
196
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулакова Татьяна Владимировна

Согласно теории трансакционных издержек целью межфирменной кооперация является минимизация трансакционных издержек. На выбор форм кооперации транспортными организациями влияют характеристики трансакций. В статье на основе эконометрической модели выявлено влияние факторов размещения на кооперацию транспортных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансакционный подход к анализу форм кооперации транспортных организаций»

Татьяна Владимировна Кулакова

Кандидат экономических наук, доцент кафедры организации и управления внешнеэкономической деятельностью

Уральского государственного экономического университета, декан экономического факультета Уральского института экономики,

Трансакционный подход к анализу форм кооперации транспортных организаций

Кооперация транспортных организаций, выступая элементом отраслевой и

институциональной структуры рынка транспортных услуг, способствует повышению его результативности путем воздействия на эффективность распределения ресурсов.

Все теоретические подходы к анализу межфирменной кооперации подразделяются на блоки: экономические и неэкономические (см. рисунок), синтез идей которых нашел отражение в теории фирмы.

Теоретические подходы к объяснению межфирменной кооперации

Основной ракурс рассмотрения межфирменной кооперации, который явно или неявно присутствует в большинстве теоретических подходов, строится на сравнении ее преимуществ и недостатков. В рамках общих экономических подходов появление межфирменной кооперации обычно объясняется провалами рынка и стремлением увеличения эффективности функционирования фирм. При этом положительный эффект от кооперации в преобладающем большинстве случаев объясняется снижением издержек производства и координации. Эта идея нашла отражение и при теоретическом осмыслении кооперации транспортных организаций.

Учеными и практиками прорабатывалось множество вопросов, связанных с функционированием транспортных систем, решением различных задач взаимодействия видов транспорта, информационного обеспечения перевозочных процессов, комплексного управления доставкой грузов в смешанных сообщениях и др., т.е. отдельных вопросов кооперации транспортных организаций.

Теория трансакционных издержек сохраняет позиции одного из самых распространенных подходов в управлении для понимания процесса формирования межфирменной кооперации. Кроме того, акцент на оптимизацию трансакционных издержек для объяснения мотивов кооперации широко распространен и в рамках других научных направлений.

В рамках теории трансакционных издержек анализируется эффективность трех форм координации: рыночной, иерархически централизованной и смешанных форм координации

(кооперативных форм сотрудничества, таких как стратегические альянсы, франчайзинг, различные формы долгосрочных контрактов, например соглашение о пуле, сетевые системы сервиса, маркетинговые альянсы).

Подход теории трансакционных издержек концентрирует внимание менеджеров на возможности разных форм экономии путем упорядочения рыночного поведения отдельных фирм на основе заключения долгосрочных контрактов, регулирующих совместную деятельность. Конечно, сама контрактация как процесс достижения взаимовыгодных межфирменных договоренностей зачастую стоит немалых средств (это и есть «трансакционные издержки»). Однако многосторонний эффект долгосрочной системы контрактного регулирования совместной деятельности (например, в сфере поставок, трансфертных цен, сбыта и т.д.) может существенно превысить трансакционные издержки, сопряженные как с разработкой первоначального контракта, так и с его корректировкой в связи с меняющимися условиями внешней среды.

Фирмы выбирают методы взаимодействия в соответствии с критерием минимизации средств, затрачиваемых на производство, включая трансакционные издержки. Наиболее распространенным является понимание трансакционных издержек как издержек, связанных с передачей и защитой прав собственности.

Трансакция (данный термин был впервые введен в научный оборот J. Commons) - это не обмен товарами, а отчуждение и присвоение прав собственности и свобод, созданных обществом [1] в рамках определенной институциональной системы. Таким образом, движение прав собственности категориально обособлено от перемещения товаров в пространстве и во времени, что приводит к возникновению особого вида издержек.

Понятие «трансакционные издержки» представляет собой ключевой пункт (focal point) неоинституционального направления [2]. Впервые (в 1937 г.) это понятие ввел Рональд Коуз, который определил их как издержки функционирования рынка [3].

В рамках современной экономической теории трансакционные издержки получили множество трактовок. Так, например, К. Эрроу определяет трансакционные издержки как издержки эксплуатации экономической системы [4]. Научный интерес представляет также определение Д. Норта, по мнению которого, трансакционные издержки «состоят из издержек оценки полезных свойств объекта обмена и издержек обеспечения прав и принуждения к их соблюдению» [5]. Наиболее распространенным является понимание трансакционных издержек как издержек, связанных с передачей и защитой прав собственности.

Можно выделить два подхода к определению трансакционных издержек: подход Р. Коуза и интегральный подход. Согласно первому подходу под трансакционными издержками понимаются издержки функционирования рыночного механизма. Высокие трансакционные издержки рассматривались как причина появления фирм. Таким образом, Р. Коуз в трансакционные издержки не включал издержки координации, согласования, мотивации и агентские издержки, формирующиеся внутри фирмы. Интегральный подход определяет трансакционные издержки шире - как издержки передачи собственности в любом типе экономической системы, т.е. издержки функционирования экономической системы.

Общепринятой классификации трансакционных издержек в экономической науке не сложилось. Каждый из исследователей обращал внимание на наиболее интересные, с его точки зрения, элементы. Например, Дж. Стиглер выделил среди них «информационные издержки», О. Уильямсон - «издержки оппортунистического поведения», Й. Барцель - «издержки измерения», П. Милгром и Дж. Робертс - «издержки влияния», Г. Хансманн - «издержки коллективного принятия решений» [6].

Трансакционные издержки могут быть подразделены на прямые и альтернативные. Прямые трансакционные издержки возникают в реально осуществляемых сделках. Высокие альтернативные издержки приводят к отказу от потенциально выгодных сделок.

П. Милгром и Дж. Робертс [7] подразделяют трансакционные издержки на издержки координации и издержки кооперации. Издержки координации связаны с обеспечением временного и пространственного соответствия участников сделки. Издержки кооперации связаны с созданием стимулов к выбору кооперативной стратегии. Данный тип издержек возникает из-за несовершенства информации и возможности оппортунистического поведения.

Д. Норт и Т. Эггертссон [8] предложили классификацию трансакционных издержек по мере возникновения их в сделке: издержки поиска информации, издержки ведения переговоров, издержки составления контрактов, издержки мониторинга, издержки принуждения к выполнению контракта, издержки защиты от третьих лиц.

На уровень и природу трансакционных издержек влияют следующие характеристики сделок: специфика активов, степень неопределенности и частота осуществления сделок, однородность/дополняемость трансакций; комплексность трансакций; «растворяемость» конкурентного преимущества; срочность контрактных отношений [9].

В качестве наиболее важного интеграционного фактора выступают специфические активы взаимодействующих предприятий, т.е. конкретные характеристики ресурсного потенциала (основных фондов, кадров, ноу-хау), обеспечивающие эффективность кооперации. Специфичность активов - степень широты использования активов, в создание или приобретение которых компания инвестирует свои средства, с точки зрения их возможности альтернативного применения. О. Уильямсон выделяет специфичность местоположения, физических активов, человеческих активов, целевых активов. По мере возрастания уровня «специфичности» активов взаимодействующих хозяйствующих субъектов усиливается мотивация к заключению длительных двусторонних (многосторонних) контрактных отношений как альтернатива ориентации на самостоятельное рыночное поведение или на заключение разовых сделок.

При низкой степени неопределенности нет необходимости пересматривать контракт, можно осуществлять рыночные формы международного сотрудничества. При высокой степени неопределенности становятся неэффективными долгосрочные соглашения.

Влияние степени сложности сделки на выбор оптимального контракта можно представить в виде следующей модели. Привлекательность рыночных операций монотонно убывает по мере роста сложности сделки. Кооперативные формы международного сотрудничества фирм не приспособлены для заключения сделок, предполагающих сложные схемы разделения риска и сложные конфигурации распределения полномочий между участниками. Поэтому наиболее сложные сделки выгоднее заключать на основе вертикальной интеграции, т.е. слияний и поглощений.

Только издержки на заключение рыночных операций напрямую зависят от цены доступа к закону. Поэтому чем эффективнее деятельность государственных правоохранительных органов, тем привлекательнее рыночные операции. При высоких издержках доступа к закону оптимальным будет создание самостоятельного подразделения фирмы. Привлекательность международной кооперации зависит от сравнительной величины цены доступа к закону и издержек нелегальности. Ее эффективность по этим критериям определить нельзя, так как она соединяет формальные и неформальные отношения прав собственности.

Проблема однородности/дополняемости трансакций компании является особенно значимой для оценки выгодности горизонтальной интеграции (диверсификации) фирмы. Если фирма предпринимает усилия по проникновению в новые для себя сферы деятельности, то принципиально важно, являются ли маркетинговые, управленческие и иные технологии в этой сфере совершенно новыми для нее. При относительной близости или однородности требуемых инвестиций издержки по реализации новых трансакций через внутрифирменную координацию будут относительно низки, что обусловливает относительную выгодность создания принадлежащего фирме подразделения в сравнении с рыночными договорами с партнерами либо договорами о кооперации.

Если в торговле определенной группой товаров опасность «растворяемости» конкурентного преимущества компании действительно существует, традиционные рыночные формы оказания транспортных услуг, как правило, не подходят для операций фирмы на соответствующем рынке. В силу высоких трансакционных издержек рыночной формы координации предпочтительными формами сделок становятся кооперация между фирмами либо вертикальная/горизонтальная интеграция.

Чем более открытым и длительным является договор, тем более он похож на внутрифирменные отношения, обеспеченные единой собственностью. Чем более длительным является контракт, тем большую гибкость обеспечивает он участвующим в сделке сторонам, гарантируя тем самым снижение трансакционных издержек контракта.

Следовательно, согласно теории трансакционных издержек кооперация представляет собой компромисс в договорном соглашении, позволяющий минимизировать трансакционные издержки при определенных ограничивающих факторах внешней среды.

Разработанная автором эконометрическая модель по оценке факторов, влияющих на международную кооперацию транспортных организаций, доказывает переход от оперативной кооперации транспортных организаций к стратегической. Международная кооперация транспортных организаций анализируется на основе данных о совместных предприятиях. Основной тип эконометрической модели, оцениваемой в работе, описывается на основе уравнения:

P( FDI) = / (х„Р) + е„,

где P(FDI) - вероятность создания СП, FDI = 1, если P(FDI) > 0 и FDI = 0, если иначе; хи - факторы, I = 1, 2, ..., 79 - номер региона, ^ = 1998, ..., 2000 гг.; еи - ошибка оценки.

Результаты оценки методом ргоЬИ регрессии представлены в таблице.

Результаты оценки факторов, определяющих международную кооперацию транспортных организаций

Переменные dF/dx P > |z|

Dis (расстояние до Москвы) -,0000489 0,030*

Temp (средняя температура в январе) ,0121994 0,127

Pltrs (политический риск) -,0002268 0,883

Open (уровень открытости) -,1209747 0,043*

Tariff (темпы прироста транспортного тарифа) -,2230393 0,099

Tgrp (темпы прироста валового регионального продукта) -,0013487 0,075

Grpp (валовой региональный продукт на душу населения) ,0112748 0,015*

Kl (фондовооруженность) -,0024149 0,072

Tpopn (темпы прироста населения) 14,91661 0,030*

Crim (уровень преступности) ,0002854 0,001*

Примечание. Регрессия включала константу. * - коэффициент значим на 10%-ном уровне значимости.

Значимыми переменными являются уровень преступности, расстояние до Москвы, уровень открытости, ВРП на душу населения, темпы роста населения в регионе, которые относятся к показателям размещения.

Теория трансакционных издержек сыграла ключевую роль при анализе альянсов, в том числе транспортных. В некоторых ситуациях создание альянса оптимально с экономической точки зрения, например при высокой специфичности активов или двусторонней зависимости участников сделки.

Главной проблемой использования анализируемого подхода является сложность оценки трансакционных издержек, которая связана с отсутствием единого определения, функциональной связью трансакционных и производственных издержек, высокой стоимостью прямого измерения и сложностью подбора показателей.

Литература

1. Commons, J. R. Institutional Economics / J. R. Commons // American Economic Review. 1931. Vol. 21. № 4.

2. Шаститко, А. Е. Экономическая теория институтов / А. Е. Шаститко. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1997.

3. Коуз, Р. Фирма, рынок и право: пер. с англ. / Р. Коуз. М.: Дело ЛТД при участии изд-ва «Catallaxy», 1993.

4. Эрроу, К. Возможности и пределы рынка как механизма распределения ресурсов / К. Эрроу // THESIS. 1993. Т. 1. Вып. 1.

5. North, D. С. Institutions, institutional change and economic performance / D. С. North. Cambridge, 1990.

6. Капелюшников, Р.И. Трансакционные издержки / Р. И. Капелюшников // http://www.libertarium.ru.

7. Милгром, П. Экономика, организация и менеджмент: в 2 т: пер. с англ. / П. Милгром, Дж. Робертс; под ред. И. И. Елисеевой, В. Л. Тамбовцева. СПб.: Экономическая школа, 1999. Т. 1.

8. Эггертссон, Т. Экономическое поведение и институты / Т. Эггертссон. М.: Дело, 2001.

9. Oliver, E. W. Transaction cost Economics: the Governance of contractual relations / E. W. Oliver // Journal of Law and Economics. 1979. № 22(2).

*****

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.