ВОПРОСЫ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ
www.hjournal.ru DOI: 10.17835/2078-5429.2018.9.3.057-068
ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ В КОНТЕКСТЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ1
ВОЛЬЧИК ВЯЧЕСЛАВ ВИТАЛЬЕВИЧ,
доктор экономических наук, профессор, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону,
e-mail: [email protected];
САВКО ПАВЕЛ ОЛЕГОВИЧ,
аспирант, младший научный сотрудник, лаборатория «Институциональный анализ экономики», Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону,
e-mail: [email protected];
' 00 g
КОРЫТЦЕВ МАКСИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ, 04
оо
доктор экономических наук, профессор, о Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, ^
e-mail: [email protected]; -5
ОГАНЕСЯН АННА АЛЕКСАНДРОВНА, •
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, * лаборатория «Институциональный анализ экономики», § Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, о
m
e-mail: [email protected]; МАСКАЕВ АРТЁМ ИЛЬИЧ, ш
<
аспирант, младший научный сотрудник, лаборатория «Институциональный анализ экономики», ф Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону,
15
e-mail: [email protected] о
__Q.
а
о
Проблемы качественного и количественного измерения трансакционных издержек акторов в рамках высшего образовательного процесса весьма актуальны, так как их идентификация z позволяет судить об эффективности проводимых организационных и институциональных р изменений в сфере российского высшего образования, в первую очередь в реорганизованных вузах, в частности федеральных и опорных. В данной статье раскрыты основные подходы к определению и типологии трансакционных издержек в сфере высшего образования. Настоящее исследование опирается на подходы оригинального институционализма, что выражается в особом внимании к институциональному контексту реформ российского высшего образования. По результатам проведенного анализа современных практик измерения трансакционного сектора в бизнесе, государственных закупках, здравоохранении и других областях экономики предложена методика его
1 Работа выполнена в рамках государственного задания Минобрнауки России № 26.6124.2017/8.9 «Идентификация институтов и организационных механизмов слияния вузов в контексте социально-экономического развития региона».
О Ш СИ О
О О Ш Ll_
О _|
< СИ
© Вольчик В. В., Савко П. О., Корытцев М. А., Оганесян А. А., Маскаев А. И., 2018 о
оценки для акторов образовательного процесса. Решение обозначенных общих и частных проблем послужит дополнению методики оценки эффективности проводимых реформ в сфере российского высшего образования и анализа.
Ключевые слова: трансакционные издержки; старый институционализм; метрика; опорные и федеральные университеты; реформы высшего образования.
TRANSACTIONAL COSTS IN HIGHER EDUCATION IN THE CONTEXT OF THE ORGANIZATIONAL AND INSTITUTIONAL CHANGES2
VYACHESLAV V. VOLCHIK,
Professor,
Southern Federal University, Rostov-on-Don, e-mail: [email protected];
s PAVEL O. SAVKO,
CM
a) Junior researcher,
Ol
^ Southern Federal University, Rostov-on-Don,
^ e-mail: [email protected];
% MAXIM A. KORYTSEV,
^ Professor,
1 Southern Federal University, Rostov-on-Don,
| e-mail: [email protected]; m
| ANNA A. OGANESYAN,
CD
o Senior researcher,
Southern Federal University, Rostov-on-Don,
<
b CD Q.
Л О О О. d
m Junior researcher,
e-mail: [email protected]; ARTYOM A. MASKAEV,
Southern Federal University, Rostov-on-Don, e-mail: [email protected]
S The problems of qualitative and quantitative measurement of the transaction costs of actors in the
(Y
0 educational process are relevant, since their identification makes it possible to judge the effectiveness
2 of organizational and institutional changes in the sphere of higher education, primarily in reorganized
z universities. In this article, the main approaches to identifying transaction costs in the education sector
o are disclosed, their classification is considered. Based on the analysis of modern practices of measuring
ll the transaction sector in business, public procurement and public health services, a methodology for its
_i evaluation for the actors of the educational process was proposed. The solution of the indicated general
z and particular problems will serve as a complement to the methodology for assessing the effectiveness
ZD
o
2 This paper is supported by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Project No. 26.6124.2017/8.9.
of ongoing reforms in the sphere of Russian higher education by the example of federal and support universities.
Keywords: transaction costs; original institutionalism; metrics; flagship andfederal universities; higher education reforms.
JEL: 125,128, P25
Проблема трансакционных издержек в контексте высшего образования
В российской сфере высшего образования за последние 25 лет произошли
значительные институциональные изменения. Трансформация институтов
и организационной структуры связана с трудным вопросом эффективного
функционирования образовательных учреждений. С позиций институциональной
экономической теории эффективность институциональных изменений сопряжена с
проблемой динамики трансакционных издержек. Эффективные институциональные
и организационные изменения должны снижать издержки экономических обменов
и внутриорганизационных взаимодействий. Однако в общественном секторе, к
которому преимущественно относится российская сфера высшего образования,
проблеме оценки динамики трансакционных издержек уделяется недостаточное т
внимание. В данной статье мы предприняли попытку разработать концептуальные о
u см
рамки для качественной и количественной оценки трансакционных издержек с ^
позиций оригинальной институциональной экономической теории, в рамках которой
трансакция рассматривается как базовая единица анализа повторяющихся социально-
экономических взаимодействий.
К истокам теории трансакционных издержек относят родоначальника > оригинального институционализма Дж. Коммонса, который определил трансакцию ф как взаимосвязь реальной (смена владельца или пользователя товара), номинальной (фактор цены и полезности) и психологической ценности (мотивы, взаимодействие s и доверие акторов). В частности, трансакция противопоставляется «устаревшей о концепции товаров, труда, потребностей, индивидов и обмена» (Commons, 1934). При определении категориальной сущности трансакционных издержек справедливо сравнение трансакционных издержек в экономике с силой трения в физике, выдвинутое Кеннетом Эрроу (Аузан, 2011).
По Дж. Коммонсу, трансакция в своей экономической сути содержит три вида социальных отношений: конфликт, взаимозависимость и порядок акторов (Commons, 1931). В общих чертах конфликт затрагивает интересы акторов в эксплуатации и владении ограниченным ресурсом. В частности, в сфере образования это иллюстрируется открытием образовательных программ на новый учебный год, когда различные кафедры
§ m
X
пз ш о
s <
15 о О с^ а
и подразделения представляют свои заявки на конкурсе. Тем самым они конкурируют ш не только с другими вузами, но и с другими подразделениями своей организации. ^ Объектами такой конкуренции является контингент и, следовательно, учебная нагрузка р на персонал. ^
Взаимозависимость в образовательной трансакции выражается в осознании акторами возможности повышения их общего благосостояния и организации, в ^ которой они работают, посредством согласованности их действий и принимаемых ^ решений. Последним элементом социальных отношений, выраженных в трансакции, ^ является порядок, т.е. механизм распределения обязанностей, ответственности между акторами.
В дополнение к этому Дж. Коммонс предложил первую классификацию трансакционных издержек, выделив три группы: торговые, рационирования и управления. Объект исследования в настоящей статье - трансакционные издержки управления, ключевым моментом в которых являются управленческие иерархии.
Взаимодействие акторов по линии управление — подчинение определяет трансакции управления. При таких коммуникациях одни акторы выступают исполнителями приказов других. Обязанности и права всех акторов регулируются формальными и неформальными отношениями, посредством которых происходит делегирование полномочий функционирования управленческих иерархий.
Трансакционные издержки в сфере высшего образования можно трактовать как дополнительные издержки акторов в виде моральных и материальных ресурсов за время их трудовой деятельности.
С позиций старого институционализма экономическое поведение акторов детерминируется социальным контекстом и соответствующими ценностями. В том числе данного подхода придерживался Т. Веблен, выявив преобладание эндогенной природы институтов, а также их взаимосвязи с фактором культуры, поведенческими паттернами, ценностями, организационной этикой (Veblen, 1899). В таком разрезе человек как субъект экономических отношений рассматривается неразрывно со своей социальной среды (Вольчик, Оганесян, 2014). Социальный капитал играет большую роль в высшем образовании, где, как показал проведенный нами опрос, статус сотрудника сфера науки и образования может превалировать над зарплатой. Данным образом обеспечивается взаимообратная связь между экономическими институтами и поведенческими оо паттернами, происходящими при организационных и институциональных изменениях, о в том числе при слиянии и реорганизации вузов, получении ими особых статусов ri (федеральный, опорный, научно-исследовательский и др.). Система социальных 2 ценностей выступает при этом своеобразным звеном, опосредующим институциональные ei изменения и обеспечивающим как прямую, так и обратную связь между институтами и
0 поведенческими паттернами.
Трансакционные издержки акторов высшего образовательного процесса в опорных и ® федеральных вузах можно разделить на пять групп (см. табл. 1):
^ 1) издержки поиска информации, выражаемые в затратах авторов на получение и
1 обработку информации (Капелюшников, 1994). Большое внимание уделяется проблеме g асимметричности информации в исследуемых организациях, проблеме доступа к m информации, а также необходимости мониторинга актуальных эмпирических данных. S В частности, университет может покупать доступ к базам научного цитирования, системе
Антиплагиат и др.;
2) издержки ведения переговоров, заключающиеся во временных и материальных издержках, предшествующих подписанию контракта с партнерами, преподавателями, ^ студентами. Например, затраты на перелет делегации в другую страну для заключения сделки в новом регионе. Для студентов примером таких издержек является выбор места обучения, специализации, дисциплин;
.а о О Ci
о 3) издержки измерения возникают с ошибками измерений и затратами на технологии
" метрики. Количество метрик в сфере образования регулярно увеличивается, так как их
о используют для оценки эффективности персонала, распределения премий;
4) издержки спецификации и защиты прав собственности включают издержки от юридических услуг, а также взаимодействия с ведомствами федерального и местного
ее уровня, связанные с правами собственности. В частности, такие издержки возникают
— при спорах о земельных владениях вуза или при наличии государственной или
о коммерческой тайны в выпускных работах студентов;
о 5) издержки оппортунистического поведения, состоящие из расходов на
Ш превентивные меры и на возмещение нанесенного ущерба от оппортунизма акторов
о (Williamson, 1993).
< Проиллюстрированные в табл. 1 примеры показывают наличие каждой подгруппы
сс трансакционных издержек всех акторов образовательного процесса в университетах. о
Таблица 1
Типология трансакционных издержек акторов высшего образовательного процесса (профессорско-преподавательский состав, администрация университетов, студенты)
Тип трансакционных издержек ППС Администрация Студенты
Поиск информации Перебои в публикации приказов о проведении мероприятий, в том числе выборов на ставку Сбор информации при составлении отчетов для государственных инстанций Затраты на получение и обработку информации об университете
Ведение переговоров Издержки на заключение эффективных контрактов Издержки заключения договоров с работодателями, вузами-партнерами, международными организациями Выбор научного руководителя, выбор образовательной программы для продолжения обучения в вузе
Измерение Заполнение персонального рейтинга, ведение балльно-рейтинговых подсчетов Организация оценки качества деятельности ППС с помощью КР1 Заполнение персонального рейтинга, оценка деятельности преподавателей
Спецификация и защита прав собственности Издержки лицензирования образовательных программ и патентные издержки Издержки от юридических консультаций, взаимодействие с государственными органами по вопросам прав собственности Патентные издержки, проблема нарушения прав интеллектуальной собственности
Оппортунистическое поведение Невыполнение образовательных нормативов студентами в установленные сроки и последующие пересдачи, оппортунизм коллег Невыполнение трудовых обязанностей работниками Нарушения со стороны преподавателей в образовательном процессе (перенос занятия из-за неоповещения преподавателя со стороны деканата)
00 ■н о см
00
0 с
О)
1
§ m
X
пз со О
s <
ф
15 о О
с О
m
о §
з О ш ее о
о о ш
Ll_
о <
ее
3
о
Источник: составлено автором на основе анализа глубинных интервью акторов высшего образования в Ростовской области.
Методология идентификации и измерения трансакционных издержек
Первые методики количественной метрики трансакционных издержек отражены в работах X. Демсетца (Demsetz, 1968), Д. Норта и Дж. Уоллиса (Wallis, North, 1986), X. Столла (Stall, 1983), Л. Брукса (Bhardwaj, Brooks, 1992) и др. Однако выполненные зарубежные исследования посвящены государственному трансакционному сектору США (макроуровень), страховой и инвестиционно-строительной сфере, а не общественному сектору экономики (микроуровень). Разграничение методологий микроэкономического и макроэкономического трансакционного анализа является общепризнанным в мировой экономической науке.
Поскольку сфера образования — объект микроэкономического исследования, целесообразно рассмотреть основные методики трансакционного анализа для данного уровня экономики.
Первый подход предполагает употребление замены переменных (Дж. Карпов, Р. Воклинг). Его авторы исследовали трансакционные издержки корпораций, использовали
,о
различные показатели финансового состояния компании и выдвигали гипотезу об их взаимосвязи и взаимозависимости с трансакционными издержками.
Оппонентами данного подходы выступил Д. Лесмонд и Дж. Огден, указывающие на высокую погрешность данных измерений, поскольку при выборе факторов-признаков могли быть отобраны незначимые либо отобраны были не все. Таким образом, несмотря на применение критериев статистической значимости, ошибка измерения может возникнуть при составлении самой модели, еще до ее формализации и расчета параметров регрессии. Д. Лесмонд и Дж. Огден предложили собственную модель расчета трансакционных издержек, исходя из прогноза доходности ценных бумаг, тем самым акцентируя внимание на портфеле акционеров (Lesmond, 1999).
Также в корпоративном секторе находит популярность другой подход трансакционного анализа «S + C» ( Spreads and Commissions pricing model), основная суть которого раскрывается в работе трейдеров. Трансакционные издержки в сделке рассматриваются как разность между ценой продажи и ценой покупки, в которых заложены проценты брокеров, страхования, биржи и других участвующих сторон, образующих сделку. Кроме того, учитывают риск незакрытия сделки, который также может получить финансовую оценку. Тем не менее имеет место проблема оо неявного характера таких издержек, что максимально затрудняет все метрики по о методу S + C.
р.) Данный метод в настоящее время является наилучшей доступной оценкой
2 трансакционных издержек. Следует отметить, что метрика S + C представляет
cd собой узкий взгляд на трансакционные издержки. Мертон утверждал, что маржа,
закладываемая трейдерами при отпускании информация, является стоимостью
сделки (Merton, 1987). Берковиц и Носер настаивали, что воздействие трейдеров на
цену при исполнении ордера является частью трансакционных издержек и важно
для оценки эффективности торговых стратегий (Berkowitz, Noser, 1988). Тем не
менее получение постоянно котируемых спредов bid-ask для всех фирм и периодов
времени, когда существуют гарантии возврата, трудно и иногда невозможно. Базы
данных внутридневных сделок, ордеров, отчетов и котировок не обновлялись на
момент выполнения их исследований, поэтому в настоящее время проблема данных о
сделках практически решена с помощью современных информационных средств. В то
же время существуют институциональные ограничения к доступу такой информации.
^ В этой связи большой научный интерес представляют технологии blockchain — блока
хешированных трансакций (Peters, 2016).
Описанные методы невозможно применить к сфере образования в связи со
спецификой самого образования как смешанного блага. Тем не менее возможны
частные случаи адаптации данных моделей, например, когда иностранный студент
выбирает между поступлением напрямую в российский вуз либо через рекрутинговые
о агентства, посредников и т.д. В такой ситуации абитуриент количественно оценивает ь
свои трансакционные издержки.
В российском научном дискурсе анализу трансакционных издержек посвящено
се исследование Е. В. Попова, М. В. Власова и А. К. Душечкиной, доказавших,
— что трансакционные издержки определяют выполнение целевых показателей
о эффективности научно-исследовательской деятельности ППС, что находит отражение
о в форме публикаций в изданиях, входящих в базы Scopus, Web of Science и другие,
ш регистрации патентов и международных контрактах вуза. Тем не менее основным
о объектом данного исследования выступает не оценка трансакционных издержек
< акторов образовательного процесса как таковых, а их взаимосвязь с выработкой знаний,
QÇ научных работ. Авторы применили такой термин, как «трансакционная скорость
° генераций знаний» (Попов, Власов, Душечкина, 2013).
а> œ
15 о о œ с
о m
Теория трансакционных издержек встречает препятствия в прикладных исследованиях в связи с проблемой идентификации и метрики данного вида издержек. В первую очередь в научном дискурсе остается нерешенной проблема единиц измерения трансакционных издержек, возможность их денежной оценки либо упущенных человеко-часов. Для оценки трансакционных издержек некоторые исследователи отождествляют их содержание с альтернативными издержками. Среди других методологических проблем есть такие трансакционные издержки, как потеря репутации, утрата доверия к поставщику и другие, практически не выражаемые в денежном эквиваленте.
Как к элементу общественного сектора экономики развитых и развивающихся стран наряду со здравоохранением к сфере высшего образования применимо понятие «квазирынок», где решающее значение имеют факторы, с трудом поддающиеся количественной оценке, в частности репутация (Вольчик, Жук, Корытцев, 2017). На квазирынке услуг высшего образования трансакционные издержки носят неявный характер и вследствие этого практически не поддаются учету. Можно выделить следующие формы трансакционных издержек: денежные затраты, упущенное время и упущенная выгода.
При выборе методологии для количественной метрики трансакционных издержек каждой группы акторов следует исходить из того, что базовые измерения ю акторов того или иного вуза должны отражать, прежде всего, характеристики социального взаимодействия, которые близки по своей природе основным ценностям оо университета.
Рабочие отношения среди профессорско-преподавательского состава, студентов, административных работников и между данными группами акторов основаны на двух типах отношений: формальных (контрактных, зарегламентированных) и неформальных (поведенческие паттерны). В сфере образования в связи с ее спецификой и излишней бюрократизацией четко прослеживаются неформальные отношения. Сотрудник, как правило, выполняет большое количество заданий, не прописанных в его должностной инструкции.
Итоги выполненного исследования оценки трансакционных
х
издержек акторов в результате организационных ^
и институциональных изменений о.
В связи с невозможностью адаптации количественных методик анализа ^
трансакционных издержек в корпорациях к исследуемым нами вузам, нами были собраны ££
первичные эмпирические данные с помощью опроса акторов (ППС, администрации и з
студентов) и 10 глубинных интервью с преподавателями, занимающими управленческие о.
должности в основных вузах Ростовской области. Для этих целей была подготовлена о
анкета, разделенная на пять блоков по пять вопросов, с вариантами ответов в форме ^
экспертных оценок (от 1 до 5), соответствующих обозначенным ранее категориям о
трансакционных издержек: поиска информации, ведения переговоров, измерения, ^
прав собственности и оппортунистического поведения — для оценки изменения ^^
трансакционных издержек акторов образовательного процесса. ее
Ответы респондентов позволили идентифицировать и формализовать их —
трансакционные издержки, где обработанные экспертные оценки были усреднены и о
получили дробные значения от 0 до 1 для каждого вида издержек, что соответствует о
средней частоте ответов 0—100% неслучайной (целевой) выборки 128 преподавателей, ш
11
включая административных работников, и 250 студентов вузов Ростовской области. о
Основной контингент опрошенных респондентов представлен акторами федерального <
(ЮФУ) и опорного (ДГТУ) университетов (рис. 1). сс
о
ППС Администрация ••••••• Студенты
поиск информации 1,00
0,80 .<*.
.0,60
•• •
0,40
оппортунизм •. ведение переговоров
•
Ш 0,20 .•
0,00
00 ■н
0 см
01
защита прав
измерение
собственности
Рис. 1. Соотношение видов трансакционных издержек акторов высшего образования Источник: данные проведенного анкетирования.
научного руководителя ВКР, студентам необходимо сначала выполнить его задания, например, написать реферат по его публикации и др. Другой иллюстрацией данной
Рассмотрим трансакционные издержки каждой группы акторов отдельно. ф 1. Студенты. Наблюдается проблема выделения трансакционных издержек как
составляющей учебного процесса. Наибольшая оценка группы трансакционных s издержек приходится на поиск информации — 0,92. Все студенты в процессе обучения
0 и самостоятельной подготовки столкнулись с проблемой поиска информации, в том § числе учебных материалов, статистических данных, информации для написания ^ научных работ. В частности, для студентов характерны высокие ex ante издержки при
1 выборе места обучения, а затем частота ex post издержек варьирует по мере траектории g образовательного процесса применительно к каждому студенту.
s Издержки ведения переговоров студентами получили оценку 0,47. В данном
с? разделе были отмечены проблемы выбора научного руководителя и темы проекта, ^ выбор специализации. В частности, в некоторых вузах, для того чтобы выбрать
О О
а
m группы трансакционных издержек выступают вопросы смены специальности либо уход ^ в академический отпуск. Для того чтобы перевестись с одного факультета в другое р структурное подразделение вуза, студенты несут высокие трансакционные издержки, выражаемые в утрате времени. Другой важной составляющей данных издержек о является проблема предоставления жилья студентам.
Меньшую оценку получили со стороны студентов издержки защиты прав собственности — 0,34. Издержки защиты прав собственности были преимущественно ® отмечены студентами естественно-научных специальностей, генерирующих большее § число патентов и изобретений, чем социальные направления науки. Например, возникают ситуации, когда студентам трудно провести узкоспециализированное исследование на базе своего вуза. Также права интеллектуальной собственности на студенческие работы не так закреплены, например, студенты старших курсов и бывшие выпускники передают свои материалы младшекурсникам и т.д. Кроме того, большое место занимает тема плагиата, в которой студенты чаще выступают как исполнители.
Издержки измерения и издержки оппортунизма, в свою очередь, нашли еще меньшее отражение в ответах студентов — 0,14 и 0,13, соответственно. Студентами отмечены ситуации, когда преподаватели злоупотребляют интерактивными досками и зачитывают устаревшие лекции, доступные каждому во всемирной сети. В такой ситуации студент имеет большие трансакционные издержки от посещения занятий, чем от самообразования.
2) Профессорско-преподавательский состав и администрация вузов.
В процессе работы в вузе ППС и администрация вузов сталкивается с расширением поля ответственности, результирующим в увеличении трансакционных издержек. В таких условиях они прибегают к следованию стратегии адаптивной рациональности, при которой акторы «склонны к вариативному стратегическому действию в зависимости от существующих институтов, определяющих возможности и особенности получения и интерпретации информации» (Вольчик, Зотова, 2011).
Наибольшая оценка респондентами данной группы была поставлена издержкам поиска информации (0,82 и 0,64), имеющим много форм выражения. В частности, это поиск приказов в базе университета. Количество пользователей базой 1С, как правило, меньше, чем потребителей информации из нее. Кроме того, публикации локальных нормативно-правовых актов в вузах могут происходить в сжатые сроки либо приняты задним числом. Постоянное обновление требований к отчетности по образовательным программам ^ вызывает необходимость регулярной работы с обновлением, актуализированием и о адаптацией документов. Представители ППС вынуждены задерживаться на работе из- ^ за внеплановых заданий и поручений.
Издержки ведения переговоров получили оценку 0,68 и 0,77, такой высокий -
показатель данного вида трансакционных издержек отчасти объясняется высоким уровнем бюрократизации в реорганизованных вузах. А также трансакционные издержки ведения переговоров возрастают из-за практики заключения эффективных контрактов с ППС, участия преподавателей в конкурсах новых образовательных программ, усложнения процедур получения грантов их студентами. Подписание нового эффективного контракта требует от ППС переговоров с кадровой комиссией, где принимается решение о должности и размере ставки. Кроме того, респонденты отметили ниже среднего уровень переговоров и взаимодействий между структурными подразделениями вуза, в котором работают. Среди тезисов, выраженных в глубинных
«Как часто сталкиваетесь с проблемами дополнительного согласования, подписания, разрешения и тому подобного в процессе вашей научно-педагогической работы в вузе?».
£
§ т
X
го
интервью, все респонденты, занимающие административные должности в своих вузах, §
отметили непонимание у ППС общего курса развития их вуза и российского высшего ^
образования, т.е. для каких целей все преобразования и нововведения происходят. ^
В данном блоке анкеты максимальную экспертную оценку получил ответ на вопрос ^
.о о о с^ а
Дополнительно к этому на базе ЮФУ и других вузов реализуется модель университетской оа академической мобильности, когда преподаватели должны набрать контингент среди ^ обучающихся других структурных подразделений и сторонних слушателей. р
Среди всех групп акторов именно ППС высоко отметили издержки оппортунизма ^ — 0,67 и 0,52 — администрация вузов. Преподаватели тратят дополнительное время
о ш
на консультации и проверку работ из-за невыполнения нормативов студентами в ^
установленное время. Кроме того, встречается оппортунизм среди коллег по работе, что ^
также увеличивает данную группу трансакционных издержек. §
Издержки измерения получили оценку 0,41 и 0,68. Как показали глубинные интервью, §
преподаватели имеют разные позиции по отношению к частоте образовательных
реформ и внедряемым в вузах системам оценки деятельности ППС и соответственному ^
назначению дополнительных материальных выплат. В целом наблюдается позитивная ^
оценка балльно-рейтинговой системы оценивания студентов, поскольку она выступает з
о
мотивацией учащихся к более активной аудиторной и самостоятельной работе. Вследствие данной системы оценивания студенты вынуждены более равномерно планировать траекторию своей учебы во время каждого семестра (модуля).
Издержки спецификации прав собственности получили оценку 0,21 и 0,18, что связано с появлением новых форм плагиата студентами, поиска технических средств для обхода проверки на использование заимствований и переводом чужих работ с иностранного языка. ППС сталкиваются с плагиатом не только со стороны студентов, но и со стороны коллег — при подготовке материалов лекций и семинарских занятий, при написании научных статей, монографий и учебных пособий. На вопрос о причинах развития указанных форм плагиата в вузах отметили отношение акторов к высшему образованию в целом и падение уровня студентов вследствие результата реформ в средней школе и высшем образовании.
Выводы
Проведенное исследование позволило идентифицировать трансакционные издержки акторов образовательного процесса: ППС, администрации и студентов вузов Ростовской области. Особое значение мы придаем исследованию трансакционных издержек в контексте институциональных организационных трансформаций: формировании в Ростовской области двух ведущих университетов — федерального и опорного.
00 тэ
^н В управлении российскими вузами постепенно внедряются методики корпоративного
см менеджмента. С одной стороны, можно было бы взять почасовую ставку доцента, ^ профессора и оценить его трансакционные издержки, исходя из потерянных часов на трансакционный сектор в образовании. Но в связи с недостаточной проработанностью концепций количественной оценки трансакционного анализа, неявного характера издержек и спецификой квазирынка образовательных услуг невозможно использование метрик корпоративного и макроэкономического сектора применительно к сфере образования. Источником эмпирических данных послужили результаты анкетирования и глубинных интервью. Для анализа полученных данных были применены методы интерпретативного институционализма при работе с транскриптами глубинных ^ интервью. Качественный анализ трансакционных издержек был выполнен с позиций £ оригинального институционализма, и на его основе была применена типология | трансакционных издержек акторов высшего образовательного процесса (профессорского преподавательский состав, администрации университетов и студенты), включающая в ^ себя издержки поиска информации, введения переговоров, защиты и спецификации прав ^ собственности, измерения и оппортунизма. Каждый из данных типов трансакционных о. издержек был охарактеризован и проиллюстрирован примерами для соответственных групп акторов.
СП
5 ,о
о
X
о
а. Анализ полученных данных позволил ранжировать типы издержек и выявить
наиболее частотные из них, для всех групп акторов такими оказались издержки поиска ^ информации. В целом можно сделать вывод, что проводимые преобразования в сфере о высшего образования не ведут к значимому снижению трансакционных издержек, что препятствует повышению эффективности организаций в контексте создания новых управленческих иерархий и требует дальнейшего исследования процессов се реформирования опорного и федерального университетов.
о о ш
Ll_
О <
ее
3
о
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аузан А. А. (2011). Институциональная экономика. Новая институциональная экономическая теория. 2-е изд. М.: Инфра-М.
Вольчик В. В., Жук А. А. и Корытцев М. А. (2017). Конкурентная среда рынка высшего образования Ростовской области // Terra Economicus, 15(3), 178—196.
Вольчик В. В. и Зотова Т. А. (2011). Адаптивная рациональность и экономическое поведение в эволюционном контексте // Terra Economicus, 9(4), 54—64.
Вольчик В. В. и Нечаев А. Д. (2015). Трансакционный анализ сферы государственных закупок: Монография. Ростов н/Д.: Содействие — XXI век.
Вольчик В. В. и Оганесян А. А. (2014). Зачем нужна старая институциональная экономика, если есть неоинституционализм? // Terra Economicus, 12(4), 79—90.
КапелюшниковР. И. (1994). Категория трансакционных издержек. Информационный портал «Институт свободы Московский либертариум» (http://www.libertarium.ru/l_ libsb3_1-2).
Попов Е. В., Власов М. В. и Душечкина А. К. (2013). Трансакционные скорости генерации знаний университетом // Университетское управление, 2, 12—19.
Трубникова Е. И. (2014). Трансакционные издержки деятельности работника высшей школы // Экономика образования, 1, 60—65.
Уильямсон О. И. (1993). Поведенческие предпосылки современного экономического анализа // THESIS, 1(3), 39-49.
Уильямсон О. И. (1996). Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация (с. 97-101). СПб.: Лениздат.
Bhardwaj, R. and Brooks, L. (1992). The January anomaly: effects of low share price, transaction costs, and the bid-ask bias // Journal of Finance, 4, 553-574.
Commons, J. R. (1924). Legal Foundations of Capitalism. New York: The Macmillan Company. oo
Commons, J. R. (1931). Institutional Economics. New York: Macmillan. о
см
od
о с
СП
I
§
X
tc rn
О <
Demsetz, H. (1968). Cost of Transacting // Quarterly Journal of Economics, 33-53. Lesmond, D., Ogden, J. and Trzcinka, Ch. (1999). A New Estimate of Transaction Costs // Review of Financial Studies, 12(5), 1113-1141.
Peters, G. W. (2016). Understanding modern banking ledgers through blockchain technologies: Future of transaction processing and smart contracts on the internet of money // Banking Beyond Banks and Money. Springer, 239-278.
Stoll, R. and Whaley, E. (1983). Transaction costs and the small firm effect // Journal of Financial Economics, 12(1), 57-79. DOI: 10.1016/0304-405X(83)90027-2.
Veblen, T. (1899). The Theory of the Leisure Class: An Economic Study in the Evolution of Institutions. United States: Macmillan.
Wallis, J. J. and North, D. C. (1986). Measuring the Transaction Sector in the American Economy, 1870-1970 / Long-term factors in American Economic Growth, Stanley Engermann and Robert Gallman (eds.) (p. 95-161). Chicago: University of Chicago Press.
Williamson, O. E. (1993). Opportunism and its Critics // Managerial and Decision Economics, 14, 97-107. ^
REFERENCES §
Auzan, A. A. (2011). Institutional economy. New institutional economic theory. 2 nd ed. o
Moscow: Infra-M, 447 p. ^
Volchik, V. V., Zhuk, A. A. and Korytsev, M. A. (2017). Competitive environment of the o
market of higher education in the Rostov region. Terra Economicus, 15(3), 178-196. ^
Volchik, V. V. and Zotova, T. A. (2011). Adaptive rationality and economic behavior in g
the evolutionary context. Terra Economicus, 9(4), 54-64. ^jj
Volchik, V. V. and Nechaev, A. D. (2015). Transactional analysis of public procurement: o
Monograph. Rostov-on-Don: Publishing house «Sodeystvie - XXI vek». q
Volchik, V. V. and Oganesyan, A. A. (2014). Why do we need an old institutional economy, ^
if there is neoinstitutionalism? Terra Economicus, 12(4), 79-90. w
Kapelyushnikov, R. I. (1994). Transaction costs category, Information portal «Liberty Institute Moscow Libertarium» (http://www.libertarium.ru/l_libsb3_1-2).
Popov, E. V., Vlasov, M. V. and Dushechkina, A. K. (2013). Transactional rates of knowledge generation by the university. University management, 2, 12-19.
Trubnikova, E. I. (2014). Transaction costs of the activity of an employee of higher education. Economics of Education, 1, 60-65.
Williamson, O. I. (1993), Behavioral Prerequisites of Modern Economic Analysis. THESIS, 1(3), 39-49.
Williamson, O. I. (1996). Economic Institutions of Capitalism. Firms, markets, «relative» contracting (p. 97-101). St. Petersburg: Lenizdat.
Bhardwaj, R. and Brooks, L. (1992). The January anomaly: effects of low share price, transaction costs, and the bid-ask bias. Journal of Finance, 47, 553-574.
Commons, J. R. (1924). Legal Foundations of Capitalism. New York: The Macmillan Company.
Commons, J. R. (1931). Institutional Economics. New York: Macmillan. Demsetz, H. (1968). Cost of Transacting. Quarterly Journal of Economics, 33-53. Lesmond, D., Ogden, J. and Trzcinka, Ch. (1999). A New Estimate of Transaction Costs. Review of Financial Studies, 12(5), 1113-1141.
Peters, G. W.(2016). Understanding modern banking ledgers through blockchain technologies: Future of transaction processing and smart contracts on the internet of money. Banking Beyond Banks and Money. Springer, 239-278.
Stoll, R. and Whaley, E. (1983). Transaction costs and the small firm effect. Journal of m Financial Economics, 12(1), 57-79. DOI: 10.1016/0304-405X(83)90027-2. o Veblen, T. (1899). The Theory of the Leisure Class: An Economic Study in the Evolution
of Institutions. United States: Macmillan.
co
o i Wallis, J. and North, D. (1986). Measuring the Transaction Sector in the American
- Economy, 1870-1970 / Long-term factors in American Economic Growth, Engermann S., s Gallman R. (eds.) (p. 95-161).Chicago: University of Chicago Press.
Williamson, O. E. (1993). Opportunism and its Critics. Managerial and Decision • Economics, 14, 97-107.
о
x
§
CD ш
о <
CD 15
О О
С
О
m
о ш си о
о о ш
Ll_
о <
СИ 3
о