Научная статья на тему 'Трансакционные издержки в страховании: классификация и методы оценки'

Трансакционные издержки в страховании: классификация и методы оценки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
159
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / TRANSACTION COSTS / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / ECONOMIC INSTITUTION / СТРАХОВАНИЕ / INSURANCE / ОППОРТУНИЗМ / OPPORTUNISM / ТРАНСАКЦИОННЫЙ СЕКТОР / TRANSACTION SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Насырова Гульмира Анатольевна

Страхование как экономический институт способствует снижению негативных последствий неопределенности внешней среды, ограниченности информации и оппортунистического поведения контрагентов. Следовательно, сокращаются и трансакционные издержки экономических агентов. Вместе с тем, страхование связано с определенными видами трансакционных издержек, возникающими как в рамках этого вида деятельности, так и за его пределами. Уровень такого рода издержек может быть установлен на основе выделения природы и источника их возникновения. Более точные расчеты этих затрат возможны на уровне хозяйствующего субъекта. На макроуровне возможны погрешности, вызванные двойным счетом. Рост трансакционных издержек является неотъемлемым следствием институциональных изменений. Институциональные преобразования должны осуществляться с учетом возможного роста трансакционных издержек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transaction Costs in Insurance: Methods for Their Evaluation and Classification

The article delves into methods for classifying and evaluating insurance-based transaction costs (TCs). Furthermore, it reviews economic forces behind the reduction in TCs. The paper says that insurance, in general, is associated with certain types of TCs that arise mostly within the framework of its activities. The level of such costs can usually be assessed based upon the selection and origin of the subject. The document says that errors at macro level may be caused by counting flaws, but at entity level more precise cost estimates can probably be made. Institutional reforms, the blueprint postulates, often lead to TC increases. In conclusion, the study has provided a comprehensive analysis of insurance as an economic institution, claiming it helps to reduce the negative side-effects of environmental uncertainty, limited information, and at times even the unfair consequences of economic counter-forces.

Текст научной работы на тему «Трансакционные издержки в страховании: классификация и методы оценки»

0

1

о

о о;

Трансакционные издержки в страховании: классификация и методы оценки

Transaction Costs in Insurance: Methods for Their Evaluation and Classification

УДК 368

Насырова Гульмира Анатольевна

ведущий научный сотрудник Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Москва), кандидат экономических наук, доцент 125993, Москва, Лениградский пр., д. 55

Nasyrova Gul'mira Anatol'evna

Leningradskiy Ave 55, Moscow, 125993, Russian Federation

Страхование как экономический институт способствует снижению негативных последствий неопределенности внешней среды, ограниченности информации и оппортунистического поведения контрагентов. Следовательно, сокращаются и трансакционные издержки экономических агентов. Вместе с тем, страхование связано с определенными видами трансакционных издержек, возникающими как в рамках этого вида деятельности, так и за его пределами. Уровень такого рода издержек может быть установлен на основе выделения природы и источника их возникновения. Более точные расчеты этих затрат возможны на уровне хозяйствующего субъекта. На макроуровне возможны погрешности, вызванные двойным счетом. Рост трансакционных издержек является неотъемлемым следствием институциональных изменений. Институциональные преобразования должны осуществляться с учетом возможного роста трансакционных издержек.

The article delves into methods for classifying and evaluating insurance-based transaction costs (TCs). Furthermore, it reviews economic forces behind the reduction in TCs. The paper says that insurance, in general, is associated with certain types of TCs that arise mostly within the framework of its activities. The level of such costs can usually be assessed based upon the selection and origin of the subject. The document says that errors at macro level may be caused by counting flaws, but at entity level more precise cost estimates can probably be made. Institutional reforms, the blueprint postulates, often lead to TC increases. In conclusion, the study has provided a comprehensive analysis of insurance as an economic institution, claiming it helps to reduce the negative side-effects of environmental uncertainty, limited information, and at times even the unfair consequences of economic counter-forces.

Ключевые слова: трансакционные издержки, экономический институт, страхование, оппортунизм, транс-акционный сектор

Keywords: transaction costs, economic institution, insurance, opportunism, transaction sector

Неопределенность экономической среды, недостаток информации, а также склонность экономических агентов к оппортунизму обусловливают возникновение трансакционных издержек. Ограничению негативного влияния этих факторов на рыночные взаимодействия способствует деятельность ряда институтов, к числу которых принадлежит и страхование. Используя последнее, субъекты рынка приобретают определенную защиту от рисков, связанных с недостатком информации и оппортунизмом контрагентов. Иными словами, трансакционные издержки

как существенное свойство институциональных отношений неизбежны.

В связи с этим можно выразить несогласие с предположением, что «величина трансакционных издержек отражает степень несовершенства рынков и является количественным выражением издержек отсутствия институтов» [1, с. 780]. Безусловно, высокий уровень трансакционных издержек приводит к определенным негативным последствиям. В частности, возможно сокращение трансакций.

Вместе с тем по наблюдениям, проведенным в экономике США, Д. Норт и Дж. Уоллис выявили тенденцию к росту трансакционных издержек. В долях по отношению к ВВП они выросли «с приблизительно одной четверти ВНП в 1870 г. до половины ВНП в 1970 г.» [2, с. 31]. В современной рыночной экономике транс-акционные издержки весьма значительны по своей величине. По некоторым оценкам, они «составляют от 50 до 60% чистого национального продукта. И эти цифры не включают учредительные издержки создания новых институтов и организаций» [3, с. 54].

Таким образом, складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, институты призваны снизить трансакционные издержки, с другой стороны, появление новых институтов вызывает их рост. Проведем анализ трансакционных издержек в рамках отдельного института — страхования.

В теоретическом аспекте страхование как экономический институт, представляющий собой совокупность норм и правил, структурирует взаимоотношения поведения экономических агентов (страхователей и страховщиков) посредством соответствующего механизма обеспечения (договора страхования).

В прикладном аспекте страхование рассматривается как вид деятельности — часть трансакционного сектора. Это специфическая форма финансового посредничества, предлагающего трансакционные услуги на рынке. С институциональной точки зрения, страхование обеспечивает снижение неопределенности внешней среды для экономических контрагентов, способствуя повышению степени прозрачности условий их взаимодействия. Такую роль выполняет в институциональных соглашениях страховая защита. Можно привести множество ситуаций, в которых страхование соответствующих рисков является едва ли не обязательным условием контракта. Например, страхование груза — неотъемлемый элемент торговых контрактов.

Кроме того, структурный подход позволяет выделить в рамках самого страхования формы экономической деятельности: трансакционные издержки, связанные с функционированием страховых организаций как экономических агентов, а также с содержанием аппарата управления (трансакционный процесс внутри фирм сектора). Таким образом, к трансакционным издержкам в страховании следует отнести все виды затрат, связанные с взаимодействием субъектов страховых отношений.

На основании вышеизложенного мы выделяем три категории трансакционных издержек в страховании: 1) затраты экономических агентов на трансакционные

услуги — страхование в форме страховых премий;

2) затраты, обусловленные функционированием субъектов страхового дела;

3) затраты по поддержанию структуры управления субъектов страхового дела.

При этом первая категория издержек представляет собой затраты в экономике в целом, связанные с приобретением страховой защиты, вторая и третья — затраты, осуществляемые в рамках страховой отрасли. Отметим, что арифметическая сумма затрат по всем трем группам не будет корректной величиной совокупных трансакционных издержек в обществе. В составе первой группы трансакционных издержек, по существу, «скрываются» трансакционные издержки второй и третьей категории.

Трансакционные издержки в страховании можно классифицировать по нескольким признакам:

1) в зависимости от уровня исследования можно разделить на затраты:

♦ макроуровня — затраты на страхование как на отдельный вид трансакционных услуг;

♦ мезоуровня — отраслевые затраты, или затраты страховых организаций как субъектов рынка;

♦ микроуровня — затраты в рамках страховых организаций по управлению. Кроме того, можно выделить и наноуровень, где производятся затраты на управление структурными подразделениями холдингов, корпораций;

2) по отношению к субъекту рынка:

♦ внешние затраты, вызванные деятельностью субъекта на рынке;

♦ внутренние затраты, обусловленные обеспечением функционирования внутренней структуры субъекта;

3) по отношению к этапам заключения контрактов:

♦ затраты «ex ante», предконтрактные, соответствующие этапу подготовки контракта;

♦ затраты «de facto», контрактные, происходящие в период действия контрактов и связанные с исполнением договора страхования в период страхования;

♦ затраты «ex post», постконтрактные, соответствующие периоду после заключения контракта, возникшие после истечения срока договора;

4) по видам активов, затраты по защите правомочий собственности которых они возникают:

♦ затраты в отношении «специфических» активов;

♦ затраты в отношении активов общего назначения;

5) по степени изменчивости:

♦ постоянные затраты;

♦ переменные затраты;

6) по отношению к трансакции:

♦ прямые — по организации специфической трансакции;

♦ косвенные — производные от институциональной среды [4, с. 119].

В самом общем виде объем трансакционных услуг в экономике складывается из затрат субъектов на внешние трансакционные услуги и внутренних трансакционных издержек. В литературе предлагается оценить величину трансакционных издержек в экономике путем суммирования составляющих. Первая компонента представляет собой совокупную стоимость услуг «трансакционного сектора, который включает оптовую и розничную торговлю, страхование, банковское дело и т. д.», вторая — трансакционные услуги, оказываемые внутри «трансформационного сектора, т. е. затраты на аппарат управления, организацию сбыта и снабжения и т. д. в разных отраслях этого сектора» [5, с. 26]. Однако, по нашему мнению, трансакционные издержки возникают не только в «трансформационном секторе», но в пределах трансакционного сектора.

Некоторые авторы отрицают возможность оценки величины трансакционных издержек. «Трансак-

ционные издержки измерению не поддаются, но ^ большая их часть, получающая стоимостную оцен- х ку на рынке, представляется как трансакционные о услуги» [6, с. 20]. Однако общую стоимость услуг, § предоставленных трансакционным сектором эконо- ^ мики, можно рассчитать по данным государственной к статистики. Точно так же реально рассчитать долю е^ трансакционного сектора в ВВП. Сложнее вычислить т внутриотраслевые трансакционные издержки. ¡|

Главную сложность составляет определение «скры- ^ тых», неявных или некалькулируемых издержек. К этой ° категории издержек относятся затраты, вызванные потерей времени на преодоление бюрократических ^ препятствий, заключение контрактов, средства, на- ^ правленные на дачу взяток, и пр. Эти затраты не подвергаются расчету и калькуляции. В бухгалтерском смысле они не отражаются в учете и не могут быть отнесены на себестоимость в чистом виде. Поэтому измерение трансакционных издержек связано с определенными проблемами. Можно лишь предположить, какие неявные затраты несет субъект в процессе взаимодействия со своими контрагентами.

Определить общую сумму трансакционных издержек действительно сложно. Мы можем лишь приблизительно оценить ее на уровне определенного субъекта или в пределах отдельной отрасли с большой долей допущения. Это вызвано невозможностью с точностью назвать совокупные суммы административно-управленческих расходов, которые в определенной степени относятся к коммерческой тайне, а также отсутствием точных данных по «серым» выплатам. В специальной литературе предлагаются различные методы расчета трансакционных издержек [1, с. 7690]. В частности, они могут быть определены путем суммирования различных видов трансакционных издержек производственного предприятия на основе данных статистической отчетности.

Что касается трансакционных издержек в страховании, то приблизительная оценка может быть осуществлена в двух ракурсах:

• трансакционные издержки, обусловленные приобретением предприятиями и организациями страховой защиты;

• трансакционные издержки, возникающие в рамках страховой отрасли.

Величина трансакционных издержек первой группы исчисляется относительно просто. В расчетах используются статистические данные по совокупной величине собранных страховых премий за выбранный период. Однако здесь возникает спорная ситуация. Если относить затраты на страхование к трансакционным издержкам, то их величина определяется довольно просто. Но если эти затраты отнести к трансформационным издержкам (поскольку трансфер риска с целью его минимизации является элементом технологического цикла), то чисто трансакционными издержками будут затраты на приобретение страховой защиты. Это комиссионное вознаграждение посредникам. По аналогии, в сфере товарного обращения подобными затратами будут доходы «спекулянта» [7].

Величина издержек второй группы может быть приблизительно рассчитана путем сопоставления объема собранных страховых премий с объемом осуществленных страховых выплат. Следует заметить, что вторая группа трансакционных издержек уже включена в первую, поскольку страховые премии, уплаченные страхователями, являются источником покрытия трансакционных издержек страховщиков. Этот подход основан на структуризации страховой премии на премию, покрывающую риск и идущую на осуществление будущих страховых выплат, и нагрузку, обеспечи-

вающую функционирование страховой компании как субъекта предпринимательства.

Однако в этом случае расчет не может быть произведен в рамках короткого периода. В противном случае он будет не корректен. Это связано с особенностями организации страховой деятельности: исполнение ответственности по договору происходит в течение определенного периода. Необходимо учитывать данные за несколько лет. Минимальным периодом статистического наблюдения может быть отрезок в 3-5 лет.

Почему сопоставляются премии с выплатами? Сумма страховых выплат представляет собой для страхового бизнеса специфические, сугубо отраслевые трансформационные издержки. Можно, конечно, к этой категории затрат отнести и расходы по техническому или информационному обеспечению. Однако если подобные расходы классифицировать, т. е. определить, к какой группе расходов их отнести, то обнаруживается, что они находятся на стыке информационных и инновационных затрат. Следовательно, затраты по техническому или информационному обеспечению представляют собой трансакционные издержки. Анализируя формы отчетности, можно прийти к выводу о трансакционной природе практически всех расходов страховой компании. Страхование по своей сути является коммуникативной деятельностью. Это означает, что все затраты, осуществляемые в рамках страховых операций, будь то внешние или внутренние, обслуживают взаимодействие экономических агентов, а значит, относятся к категории трансакционных издержек.

Итак, абсолютная величина трансакционных издержек в рамках страхового сектора и на уровне экономики относительно калькулируемы. Однако анализ абсолютной динамики не позволяет получить ясное представление о тенденциях трансакционных издержек. Для этого необходимо получить значения относительных показателей (в основном их уровень). На уровне национальной экономики рассчитывают уровень трансакционного сектора по отношению к ВВП. Макроэкономический показатель «доля страховых премий в ВВП» по существу и выступает показателем уровня отраслевых (т. е. обусловленных страхованием) трансакционных издержек.

Для оценки уровня трансакционных издержек в отношении отдельного хозяйствующего субъекта используют показатель отношения накладных расходов к прочим статьям себестоимости продукции [5, с. 27]. Иногда уровень трансакционных издержек рассчитывают на основе их соотнесения с совокупным доходом предприятия. Оценка уровня трансакционных издержек в любом секторе экономики сопряжена с учетом отраслевых особенностей ценообразования и калькуляции затрат. Также и в страховании для определения величины трансакционных издержек необходимо исходить из специфики расходов страховой компании, методики расчета и структуры страхового тарифа, страховой премии.

Самый простой и не самый презентативный способ расчета — отношение расходов страховой компании за исключением страховых выплат к собранным страховым премиям. Но он не позволяет получить полную и ясную картину трансакционных издержек страховой компании, их величины, состава и структуры. Учитывая отраслевые аспекты, анализ и оценку трансакционных издержек, следует осуществлять по отдельным страховым операциям, в разрезе видов страхования. В этом случае в качестве показателя уровня трансакционных издержек по виду страхования можно принять долю нагрузки в брутто-ставке страхового тарифа. Данный метод расчета позволяет с большей точностью выявить

затратные с точки зрения трансакционных издержек направления деятельности страховой компании.

Одним из направлений оптимизации расходов в условиях экономического кризиса является минимизация непроизводительных затрат. Однако что касается трансакционных издержек, непроизводительная природа которых вызывает у многих менеджеров желание их сократить, то простое решение об их ограничении едва ли увенчается успехом. Дело в том, что с развитием и усложнением процесса обмена трансакционные издержки демонстрируют тенденцию к росту. «По мере увеличения сложности обменов, неоднородности участвующих сторон, нестабильности состава участников, обрывочности, рассеивания информации о контрагентах возникает и нарастает риск провала координации в системе добровольных обменов» [8, с. 38].

Величина трансакционных издержек влияет на способ организации и осуществления экономической деятельности субъекта. Но и организация деятельности экономического агента определяет уровень внутренних, а иногда и внешних трансакционных издержек. Сферы деятельности, вызывающие рост трансакционных издержек, либо сужаются, либо ликвидируются вовсе, либо меняется способ организации. Иными словами, строится оптимальная организационная структура управления в целях минимизации как внутренних, так и внешних трансакционных издержек.

Общественное развитие приводит к усложнению экономической среды, а также росту трансакционных издержек, связанных с поиском информации, адаптации к новым условиям. Особенно это проявляется при условии нерегулярности контрактов. Каждая трансакция при этом вызывает соответствующие затраты. Упорядочивание, структуризация взаимодействий посредством внедрения правил и норм, т. е. институцио-нализации, сокращает издержки контрагентов. Институты, координируя действия экономических агентов, приводят к уменьшению трансакционных издержек. Отклонение от правила становится экономически невыгодным. Мы абстрагируемся от неэффективных институтов.

Наглядными примерами такой «экономии» являются вертикальная и горизонтальная интеграция, приводящие к снижению издержек взаимодействия. В рамках экономической теории трансакционных издержек дается «объяснение того, почему стандартная форма рыночного обмена — конкуренция как форма контрактного процесса — вытесняется нестандартными формами контрактации, вертикальной интеграцией и вертикальными ограничениями» [Там же, с. 35]. Однако распространение данной практики способно привести к ограничению конкуренции и «образованию олигопольных или монопольных рынков» [5, с. 17].

В страховании тенденции олигополизации и монополизации наблюдаются довольно ярко. Вместе с тем, вертикальные и горизонтальные соглашения рассматриваются как естественная форма взаимодействия. Так, к примеру, страховой пул представляет собой не что иное, как соглашение между страховыми компаниями о разделении риска (ответственности). Мировая практика страхования доказала необходимость и обоснованность создания специальных отраслевых пулов (ядерные, экологические страховые и др.). Законодатель допускает подобные соглашения на основе разрешительной процедуры. Если страховой пул представляет собой вариант горизонтальной интеграции, то bankassurance, как традиционная форма сотрудничества страховых компаний и банков, является иллюстрацией вертикальной интеграции. Несмотря на то, что подобные альянсы доказали свою коммерческую эффективность, финансовым организациям,

к коим относятся страховые организации и банки, было запрещено заключение соглашений, в том числе и «вертикальных» [9]. Учитывая отраслевые особенности страховой деятельности, впоследствии были внесены определенные корректировки.

Управление трансакционными издержками представляет собой одно из наиболее актуальных направлений экономической теории и практики. Несмотря на устойчивый тренд роста, трансакционные издержки не должны опережать по темпам экономический рост. В противном случае экономика примет экстенсивный тип развития. Это вполне справедливо и, в частности, для каждого экономического агента независимо от его отраслевой деятельности. Изменения в институциональной среде вызывают адекватные изменения параметров которые наряду с уровнем специфичности ресурсов влияют на издержки адаптации экономических агентов к изменяющимся обстоятельствам [8, с. 35].

Институциональные изменения могут происходить не только вследствие экономического роста, но в результате спада или рецессии. И если экономический рост справедливо связывается с увеличением трансакций и, соответственно, трансакционных издержек, то спад, приводящий к нарушению экономических связей, контрактов, нарастанию неопределенности, приводит к уменьшению обменов и вызывает «необоснованное» увеличение трансакционных издержек у экономических агентов. В ситуации, когда существующая институциональная структура не в состоянии обеспечить координацию экономических агентов, возникает необходимость ее реорганизации. Чем сложнее экономическая ситуация, тем большие изменения должна претерпеть институциональная система. «Институциональная структура реального мира влияет как на трансакционные издержки, так и на индивидуальные стимулы, а потому и на экономическое поведение. Признание существования данного множества взаимосвязей должно привести к появлению новых, более совершенных экономических моделей» [3, с. 15].

Экономические трансформации, последующие за экономическим кризисом, будут основаны на пересмотре системы регулирования. Потребность изменения в институциональном регулировании обостряется ростом трансакционных издержек, вызванным разрушением действовавшей системы взаимодействий, а не ростом трансакций. На всех этапах общественного развития, и особенно в условиях перехода от одного институционального устройства к другому, взаимодействия экономических агентов нуждаются в регулировании. Одной из основных целей институционального регулирования является обеспечение благоприятных условий взаимодействий. Именно поэтому Д. Норт и Дж. Уоллис в числе факторов увеличения трансакционного сектора в экономике США называют не только углубление специализации и разделения труда и технический прогресс, но и усиление «роли правительства в его взаимодействии с частным сектором» [5, с. 26].

Таким образом, трансакционные издержки, как неотъемлемый элемент взаимодействия, выступают в страховании в нескольких формах: как затраты на страховую защиту субъектов хозяйствования и как расходы в рамках страховой отрасли. Возможна и их более детальная классификация по нескольким признакам. На основе предложенной группировки трансакционных издержек могут быть проведены примерные расчеты их абсолютной величины и доли в национальной экономике. Если на микроуровне экономические субъекты стремятся различными методами сократить уровень трансакционных издержек (в том числе через страхование), то на макроуровне проявляется тенденция

к их увеличению (особенно в периоды интенсивного g

институционального развития). Вместе с тем, этот рост х

обусловлен обновлением институциональной структуры, о

появлением новых, более эффективных институцио- q

нальных форм. Абсолютное увеличение трансакционных ^

издержек в обществе становится условием и фактором к

их относительного снижения в перспективе и на микро-, EÏ

и на макроуровне. В то же время не исключена ситуация m

появления «институциональных ловушек», возможность ¡|

предупреждения о которых должна быть предусмотрена ^ в системе институционального проектирования.

Литература ¡Е

о

1. Максимов А. Д. Институциональные основы развития эко- х номической организации. СПб.: СПбГИЭУ, 2003. 166 с.

2. Этгерсон Т. Экономическое поведение и институты. М., 2001. 408 с.

3. Фурубортн Э. Г., Рихтер Р. Институты и экономическая теория: Достижения новой институциональной экономической теории / Пер. с англ. под ред. В. С. Катькало, Н. П. Дроздовой. СПб.: ИД Санкт-Петерб. гос. у-та, 2005. 702 с.

4. Институциональная экономика. М.: ИНФРА-М, 2005. 704 с.

5. Литвинцева Г. Г. Продуктивность экономики и институты на современном этапе развития России. Новосибирск: Наука, 2003. 380 с.

6. Щурина С. В. Институциональные возможности влияния государства на инвестиционные процессы. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006. 142 с.

7. http://www.kapital-rus.ru/index.php/members/author/71/.

8. Шаститко А. Предметно-методологические особенности новой институциональной экономической теории // Вопросы экономики. 2003. № 1. С. 24-41.

9. О защите конкуренции: Федеральный закон Российской Федерации: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW; n=11715.

References

1. Maksimov A. D. Institutsional'nye osnovy razvitiya ekonomi-cheskoy organizatsii [The institutional foundations of economic organization]. St. Petersburg, SPbSUEU Publ., 2003. 300 p.

2. Etgerson T. Ekonomicheskoe povedenie i instituty [Economic behavior and institutions]. Moscow, 2001. 408 p.

3. Furubortn E. G., Richter R. Institutions and Economic Theory: The Contribution of the New Institutional Economics. Univ. Michigan Press, 2000. 576 p. (Russ. ed.: Furubortn E. G., Rikhter R. Instituty i ekonomicheskaya teoriya: Dostizheniya novoy institutsional'noy ekonomicheskoy teorii. St. Petersburg, SPb State Univ. Publ., 2005. 702 c.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Oleynik A. N., ed. Institutsional'naya ekonomika [Institutional Economics]. Moscow, INFRA-M Publ., 2005. 704 p.

5. Litvintseva G. G. Produktivnost' ekonomiki i instituty na sovre-mennom etape razvitiya Rossii [The productivity of the economy and institutions at the present stage of development of Russia]. Novosibirsk, Nauka Publ., 2003. 380 p.

6. Shchurina S. V. Institutsional'nye vozmozhnosti vliyaniya go-sudarstva na investitsionnye protsessy [Institutional capacities of state influence on the investment processes]. St. Petersburg, SPbSUEF Publ., 2006. 142 p.

7. Chalenko Aleksandr Yur'evich. Kapital strany. Federal'noe Internet-Izdanie [The capital of the country. Federal Online Edition]. Available at: http://www.kapital-rus.ru/index.php/ members/author/71/ (accessed 12 February, 2012)

8. Shastitko A. Predmetno-metodologicheskie osobennosti no-voy institutsional'noy ekonomicheskoy teorii [Subject and methodological features of the new institutional economic theory]. Voprosy ekonomiki, 2003, no. 1, pp. 24-41.

9. The Federal Law of the Russian Federation "On Protection of Competition", No. 135-FL, 26 July, 2006. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.