Научная статья на тему 'ТРАКТОВКА ПРЕКРАСНОГО В ФИЛОСОФИИ И. КАНТА'

ТРАКТОВКА ПРЕКРАСНОГО В ФИЛОСОФИИ И. КАНТА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
955
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эстетика / искусство / философия / красота / прекрасное / эстетический опыт / форма / интерес / возвышенное / Иммануил Кант / aesthetics / art / philosophy / beauty / beautiful / aesthetic experience / form / shape / interest / sublime / Immanuel Kant

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Магомедова З.И., Шарбузова Х.З., Абдулаева И.А.

В статье говорится о том, что И. Кант в своей философской эстетике дал понятие прекрасного, он отмечал, что «прекрасно то, что всем нравится без (посредства) понятия», «прекрасно» то, что вызывает благоволение с силой необходимости, прекрасное вызывает интерес только в обществе, это средство общения и показатель общительности, носит всеобщий характер и имеет значение для каждого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERPRETATION OF THE BEAUTIFUL IN THE PHILOSOPHY OF I. KANT

Resume: the article says that I. Kant in his philosophical aesthetics gave the concept of beauty, he noted that "beautiful is what everyone likes without (through) the concept", "beautiful" is what causes favor with the power of necessity, the beautiful is of interest only in society, it is a means of communication and an indicator of sociability, is universal and has meaning for everyone.

Текст научной работы на тему «ТРАКТОВКА ПРЕКРАСНОГО В ФИЛОСОФИИ И. КАНТА»

УДК 159.9

Магомедова З.И. студент 2 курса филологический факультет филиал ФГБОУ «Дагестанский государственный университет»

г. Кизляр Шарбузова Х.З. доцент кафедры гуманитарных наук и естественнонаучных дисциплин Абдулаева И.А., кандидат философских наук

доцент преподаватель ДГУ г. Кизляр

ТРАКТОВКА ПРЕКРАСНОГО В ФИЛОСОФИИ И.КАНТА

Аннотация: в статье говорится о том, что И. Кант в своей философской эстетике дал понятие прекрасного, он отмечал, что «прекрасно то, что всем нравится без (посредства) понятия», «прекрасно» то, что вызывает благоволение с силой необходимости, прекрасное вызывает интерес только в обществе, это средство общения и показатель общительности, носит всеобщий характер и имеет значение для каждого.

Ключевые слова: эстетика, искусство, философия, красота, прекрасное, эстетический опыт, форма, интерес, возвышенное, Иммануил Кант.

Magomedova Z.I. 2nd year student the philological faculty of the branch of the FSBEI ""Dagestan State University""

Kizlyar Sharbuzova Kh.Z.

Associate Professor of the Department of Humanities and

Natural Sciences Abdulaeva I.A., Candidate of Philosophy

Associate Professor Lecturer Dagestan State University Kizlyar

INTERPRETATION OF THE BEAUTIFUL IN THE PHILOSOPHY OF

I. KANT

Resume: the article says that I. Kant in his philosophical aesthetics gave the concept of beauty, he noted that "beautiful is what everyone likes without (through) the concept", "beautiful" is what causes favor with the power of necessity, the beautiful is of interest only in society, it is a means of communication and an indicator of sociability, is universal and has meaning for everyone.

Keywords: aesthetics, art, philosophy, beauty, beautiful, aesthetic experience, form, shape, interest, sublime, Immanuel Kant.

Иммануил Кант (1724-1804) -титан философской мысли всех времен. Он часто рассматривается самым крупным философом после Платона и Аристотеля.

Философскую систему Канта часто называют критическим идеализмом. По Канту, философия есть форма критики. В своих основных работах - «Критика чистого разума», «Критика способности суждения» и «Критика практического разума», - Кант не столько критикует, сколько выясняет границы рассудка, способности суждения, разума.

Иммануил Кант - родоначальник немецкой классической философии и основоположник классической эстетики. Система философии возникла у Канта лишь после того, как он обнаружил между миром природы (жестокости и зла) и миром свободы (культуры и морали) своеобразный «третий мир» - мир красоты. До этого он изложил первую составную часть своей системы - теоретическую - в «Критике чистого разума», а третью - практическую - в «Критике практического разума».

Вторая, центральная часть стала разрабатываться Кантом после того, как он открыл новый всеобщий принцип духовной деятельности, а именно «чувство удовольствия и неудовольствия». Вначале эту часть Кант называл телеологией - учением о целесообразности. Затем телеология уступила место эстетике - учению о красоте.

Работа над задуманным произведением длилась три года. Трактат получил название «Критика способности суждения». Способность суждения - одна из интуитивных познавательных способностей. Эстетическая способность суждения - художественное переживание, доставляющее такое же удовольствие, как и обнаружение целесообразности.

Эстетическое у Канта рассматривается с точки зрения двух основных категорий - прекрасного и возвышенного. Прекрасное обращено преимущественно к знанию, возвышенное - к морали.

Аналитика прекрасного:

1. Прекрасно то, что нравится, не вызывая интереса. Оценка красоты свободна от интереса чувств и разума, от практического интереса.

2. Прекрасно то, что всем нравится без посредства понятия. Благодаря свободной игре воображения и рассудка возникает благожелательная

оценка, которая предшествует чувству удовольствия, порождает его и придает эстетическому суждению всеобщий характер, т. е. прекрасное воспринимается опосредованно, а не непосредственно.

3. Красота - это форма целесообразности предмета, поскольку она воспринимается в нем без представления о цели. Кант наряду с «чистой» красотой (цветы) вводит понятие красоты «сопутствующей» (красота человека, здания).

4. Прекрасно то, что вызывает благоволение с силой необходимости. Прекрасное вызывает интерес только в обществе.

Наиболее характерная работа для этого периода «Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного» (1764). Этот трактат, выдержавший восемь прижизненных изданий, принес Канту славу модного писателя. Философ выступает в необычном для него жанре - как эссеист. Его слог приобрел изящество и аффористичность, автор охотно прибегает к иронии. Выбор такого литературного письма не случаен. Кант обращается к миру человеческих чувств. Выразить жизнь эмоций гораздо труднее, чем воспроизвести движение мысли. Вот почему в трактате много образов, а строгие дефиниции отсутствуют.

Аналитика прекрасного у Канта строится в соответствии с классификацией суждений по четырем признакам - качеству, количеству, отношению, модальности. Первое определение звучит односторонне: прекрасно то, что нравится, не вызывая интереса. Оценка приятного возникает в ощущении и связана с интересом. Доброе мы оцениваем при помощи понятий, благоволение к нему также связано с интересом.

Второе определение прекрасного намечает более широкий подход к проблеме. Речь идет о количественной характеристике эстетического суждения. Здесь выдвигается требование всеобщности суждения вкуса. «Прекрасно то, что всем нравится без посредства понятия».

Еще ближе к познанию третье определение прекрасного: «Красота -это форма целесообразности предмета, поскольку она воспринимается в нем без представления о цели». Кант наряду с «чистой» красотой вводит понятие красоты «сопутствующей». Пример первой - цветы, пример второй - красота человека, здания и т.д. А один из заключительных выводов эстетики Канта гласит: «Прекрасное есть символ нравственно доброго».

Что касается четвертого определения прекрасного - «прекрасно то, что познается без посредства понятия как предмет необходимого благоволения», - то здесь нет ничего принципиально нового. Суждение вкуса обязательно для всех. Прекрасное вызывает интерес только в обществе, это средство общения и показатель общительности.

Все рассмотренные четыре определения красоты суммируются в одном.

Таким образом, Кант считает, что «наслаждение в приятном» и «наслаждение в добром» соединены с интересом, в то время как

наслаждение прекрасным, которое определяет суждение вкуса или эстетическое суждение, свободно от всякого интереса.

Кант говорит об эстетическом суждении как о целом и одновременно сталкивает два противоположных определения. Он выдвигает тезис: «суждение вкуса не основывается на понятиях, иначе можно было бы о нем дискутировать» и антитезис: «суждения вкуса основываются на понятиях, иначе о них нельзя было бы спорить». Столкнув две бесспорные истины, Кант не пытается найти формулу, их объединяющую, а разводит их в разные стороны, поясняя, что термин «понятие» употреблен здесь не в одинаковом смысле. В первом случае понятие берется как продукт рассудка, во втором как продукт разума.

Помимо прочего, Кант различает прекрасное в искусстве, созидаемом творческим гением, и возвышенное, встречающееся и в мире людей, и в первозданной природе. Переживание возвышенного, согласно Канту, ближе к моральному переживанию, чем к эстетическому. Восприятие возвышенного, отмечает он, связано с тем волнением, которое мы испытываем, созерцая нечто, выходящее за свои пределы или превышающее обычные размеры, к примеру, египетские пирамиды. Если прекрасное однозначно привлекает нас, то возвышенное одновременно привлекает и отталкивает. Но человеку свойственны поиск меры в несоразмерном и бесстрашное отношение к страшному. А потому, преодолевая собственный страх, мы испытываем моральное удовлетворение по этому поводу.

Таким образом, чувство возвышенного оказывается двойственным по своей природе. Это чувство переходного характера: от эстетического к моральному. Суждение о возвышенном, отмечает Кант, требует более развитого воображения и большей культуры, чем эстетическая оценка. Отделяя в "Критике способности суждения" прекрасное от возвышенного, Кант пытается нащупать мосты и переходы между способностями человека.

И. Кант считал, что прекрасно то, что необходимо нравится всем без всякого утилитарного интереса, своей чистой формой. Музыку и орнамент Кант считал высшими формами искусства. Прекрасное - символ доброго, эстетическое - символ этического. В прекрасном удовольствие непосредственно порождает чувство активной жизнедеятельности.

Использованные источники:

1. http//studopedia.ru Философия И.Канта. Трактовка прекрасного в работе И.Канта «Критика способности суждения».

2. http//zen.yandex.ru Иммануил Кант про эстетику и прекрасное

3. http//studref.com Кант о прекрасном

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.