Научная статья на тему 'Трактовка понятия «Малые предприятия» в современной экономической науке'

Трактовка понятия «Малые предприятия» в современной экономической науке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2476
531
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ОСОБЕННОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ / ФУНКЦИИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ / НЕДОСТАТКИ И ПРЕИМУЩЕСТВА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ / SMALL BUSINESSES / FEATURES OF SMALL BUSINESSES / FUNCTIONS OF SMALL BUSINESSES / DISADVANTAGES AND ADVANTAGES OF SMALL BUSINESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ибрагимова Гульсия Индусовна

Раскрывается сущность малого предприятия. Выявлена актуальность представленной темы в рамках современной экономической науки. Рассмотрены различные определения термина «малые предприятия» у разных авторов. Представляется краткая историческая справка появление малых предприятий. Рассматривается термин «малые предприятия» в зависимости от территориальной расположенности данных предприятий. Анализируется различие между данными определениями в России и в других странах, на основе чего делается заключение о схожести или различности малых предприятий в зависимости от их принадлежности определенному государству. Представлен небольшой статистический материал по данной тематике. Выявляются основные функции, характеристики и отличительные черты малых предприятий. Рассматриваются основные недостатки и преимущества малых предприятий, основные тенденции развития малых предприятий в мире и России. В статье рассмотрены факторы, влияющие на малые предприятия, в рамках деятельности Российской Федерации. На основании проанализированного материала и сделанных выводов было создано корректное и универсальное определение малых предприятий, представлен дальнейший путь исследований по данной тематике в рамках способов развития малых предприятий, оценки эффективности их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE OF SMALL BUSINESSES

The essence of small enterprises is revealed. The relevance of this subject within the modern economic science is shown. Various definitions of the term “small enterprises” by different authors are considered. This paper gives a glimpse into the history of the emergence of small enterprises. The term “small enterprises” is considered depending on the territorial location of these enterprises. The distinction between these definitions in Russia and other countries is analyzed and a conclusion about similarity or difference of small enterprises is drawn depending on to what country they belong. Some statistical material on this subject is provided. The main functions, characteristics and distinctive features of small enterprises are described. The main disadvantages and advantages of small enterprises are considered. The main tendencies of development of small enterprises worldwide and in Russia are discussed. The article is concerned with the factors influencing the small enterprises within the activities of the Russian Federation. Based on the analysis of the material and his own conclusions, the author hopes to have given a proper and universal definition of small enterprises. The avenue of further research on this subject within the framework of the methods of development of small enterprises and evaluation of the efficiency of their activities is presented.

Текст научной работы на тему «Трактовка понятия «Малые предприятия» в современной экономической науке»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

49

УДК 338.45(045) Г.И. Ибрагимова

ТРАКТОВКА ПОНЯТИЯ «МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ» В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Раскрывается сущность малого предприятия. Выявлена актуальность представленной темы в рамках современной экономической науки. Рассмотрены различные определения термина «малые предприятия» у разных авторов. Представляется краткая историческая справка появление малых предприятий. Рассматривается термин «малые предприятия» в зависимости от территориальной расположенности данных предприятий. Анализируется различие между данными определениями в России и в других странах, на основе чего делается заключение о схожести или различности малых предприятий в зависимости от их принадлежности определенному государству. Представлен небольшой статистический материал по данной тематике. Выявляются основные функции, характеристики и отличительные черты малых предприятий. Рассматриваются основные недостатки и преимущества малых предприятий, основные тенденции развития малых предприятий в мире и России. В статье рассмотрены факторы, влияющие на малые предприятия, в рамках деятельности Российской Федерации. На основании проанализированного материала и сделанных выводов было создано корректное и универсальное определение малых предприятий, представлен дальнейший путь исследований по данной тематике в рамках способов развития малых предприятий, оценки эффективности их деятельности.

Ключевые слова: малые предприятия, особенности малых предприятий, функции малых предприятий, недостатки и преимущества малых предприятий.

На рубеже последних столетий появлялись новые формы хозяйствования, виды фирм, виды правовых форм различных объединений. Все это было актуализировано историческим развитием общества. Каждый институциональный уклад, имея собственные недостатки и преимущества, вносил свой вклад в историю. Несомненный вклад в развитие экономики и политики внесли малые предприятия как форма хозяйствования. Разберем их сущность и важность в современном мире. Их деятельности посвящены труды различных экономистов, политологов и историков всех стран и народов. Важные исследования, отражающие сущность малых форм хозяйствования, проводили такие авторы, как В. Афанасьев, А. Шулус, В. Рубе, А. Блинов, А. Крутик, М. Лапуста, Й. Шумпетер. Для раскрытия сущности малых предприятий проанализируем несколько популярных определений терминов, особенностей и свойств данных институтов и выявим на основании нескольких точек зрения авторов, насколько данные термин эффективны и универсальны.

Для начала дадим небольшую историческую справку о появлении малых предприятий. В истории сам термин появился в 1931 г. Его ввёл британский министр М. Милан в докладе о промышленном и финансовом состоянии Великобритании. Позднее первое определение малого предприятия в США появилось в нормативно-правовом акте, в Законе об определенных видах обслуживания (1948 г.) и Законе о малом бизнесе (1953 г.) [1], где сказано, что малая фирма - предприятие, которое не зависимо от других предприятий в управлении, но оно не является наиболее существенным в своей сфере бизнеса. Это довольно спорное утверждение для настоящего времени, но оно точно описывает тот период. В данном случае противоречие легко понять исходя из следующих статистических данных: на период появления закона малое предпринимательство не было столь распространено, но на настоящее время доля малых предприятий в ВВП страны занимает примерно 50-52% [2].

Для отнесения предприятий к малому или среднему бизнесу существует три критерия: состав учредителей, объем выручки и численный состав сотрудников. Данное определение является формальным и универсальным для Российской Федерации, однако, следует учитывать, что оно не раскрывает особенности малых предприятий как форм хозяйствования, а потому не может раскрыть сущности процессов, в которые вовлечены малые предприятия, их преимущества и недостатки. Важен и такой момент: разница между российскими и американскими малыми предприятиями и их вкладом в экономику стран существенна. При этом деятельность малых предприятий в США направлена на международный рынок, впрочем, как и вся экономика. В США на малые предприятия приходится почти 35 % чистого дохода, 30 % всего экспорта [3].

2014. Вып. 3

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Согласно мнению Комитета экспертов британского правительства «...малыми фирмами можно назвать такие, которые имеют небольшую долю на рынке. Существенными характеристиками малых фирм является то, что они управляются персонально собственниками полностью или частично, но не через посредничества наемных управляющих. Малые фирмы являются также независимыми в том смысле, что они не составляют части более крупных предприятий и что собственники-управленцы свободны от внешнего контроля в их принципиальных решениях» [4]. Здесь раскрывается сущность британских малых предприятий: они, как и в США, занимают примерно 50-53 % в ВВП страны, но при этом большая их часть, как и в России, ориентирована на локальный рынок. Но появляется такой интересный момент, как отсутствие посредничества управляющих и свобода от внешнего контроля (существует специальные правительственные органы, отвечающие за поддержку малых предприятий: в Великобритании - Национальное Агентство по обслуживанию малого бизнеса). Отличие от российских малых предприятий проявляется в контроле со стороны государства. Если в Великобритании оно вызвано соблюдением принципов развития торговли и экономических отношений внутри страны, то российские малые предприятия на сегодняшний день зависимы от государственного сектора.

Еще одно определение сущности малых предприятий раскрывает взаимосвязь понятий малого предпринимательства и малого бизнеса: малый бизнес - это любая экономическая деятельность в малых предприятиях, приносящая прибыль, а малое предпринимательство - это такой малый бизнес, в котором главным субъектом выступает предприниматель, рационально соединяющий факторы производства (земля, труд, капитал) на личной инициативной, инновационной, рисковой основе под полную экономическую ответственность с целью получения прибавленной прибыли (предпринимательского дохода) [5]. В данной констатации определения есть один весомый недочет: хоть оно и опирается на определение малого предприятия (которое закреплено как в законах России, так и в других странах имеет свое собственное обоснование), что делает этот термин более универсальным, но при этом появляется раскрытие лучшего сценария развития для предпринимателя, когда он «рационально соединяет факторы производства на личной инициативной, инновационной, рисковой основе». В качестве примеров, объясняющих данное противоречие с практикой, следует представить, что существуют различные ситуации, когда, во-первых, не появляется личной инициативы, а малое предприятие возникает в процессе диверсификации производства более крупной компании. Тогда такой предприниматель целиком и полностью подчиняет свой бизнес крупному предприятию, от которого этот бизнес сильно зависит на первоначальном этапе развития новоиспеченного малого предприятия. Во-вторых, опровержению рациональности может служить такой факт, что за последние периоды в расчете на 100 тыс. жителей количество малых предприятий сократилось во Владимирской (на 95,1 ед.), Новосибирской (на 90,3 ед.) и Нижегородской (на 84,6 ед.) областях, в г. Москве (на 91,7ед.), в Пермском крае (на 82,8 ед.), Чеченской Республике (на 60,6 ед.), Воронежской области (на 31,8 ед.), Ставропольском крае (на 24,2 ед.), Ямало-Ненецком АО (на 23,0 ед.), Удмуртской (на 23,0 ед.) и Чувашской (на 13,7 ед.) Республиках, Краснодарском крае (на 6,4 ед.) и Республике Тыва (на 4,2 ед.) [6]. Это может свидетельствовать о нерациональном использовании собственных ресурсов для того, чтобы предприятие не просто развивалось, а хотя бы выжило в условиях современной конкуренции, адаптировалось к новым условиям.

Были рассмотрены десятки других определений, которые тоже содержали свои преимущества и недостатки, однако цель статьи не их выявление, а попытка обособить термины, придать им более пригодную форму, содержащую особенность малых предприятий для унифицирования термина. Для этого рассмотрим особенности малых предприятий и факторы, которые влияют на их деятельность, с точки зрения некоторых авторов.

Роль малых предприятий к экономике преуспевающих стран сформулировал С.В. Иванов: «.государственная политика в странах с рыночной экономикой в отношении малых предприятий исходит из того, что такое предприятие является не уменьшенной моделью или промежуточным этапом в развитии крупной фирмы, а представляет собой особую модель со специфическими чертами и законами развития, что требует особого подхода» [7]. В качестве уточнения следует отметить, что к преуспевающим странам С.В. Иванов по большей части относил развитые страны.

Для сопоставления затронутых выше определений проследим также особенности отношения к российским малым предприятиям и выявим общие черты и различия в понимании сущности малых предприятий. Особенности российского малого бизнеса в какой-то мере выявляют менталитет народа. Ярким примером малого бизнеса в России служит совмещение в рамках одного предприятия не-

скольких видов деятельности, при котором невозможно ориентироваться на однопродуктовую модель развития. К негативным моментам российского малого бизнеса относятся низкая технологическая оснащенность в совокупности с низкой инвестиционной активностью и отсутствием полной информации об изменении локальных рынков. Последнее только ухудшается в рамках неэффективной отраслевой структуры, неразвитости системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. Но и это можно считать последствиями недостатка опыта, знаний и культуры рыночных отношений и широкомасштабными действиями теневого сектора. Однако такое положение дел приносит малым предприятиям спои положительные черты, например, увеличивается степень приспособляемости к сложной экономической обстановке. Это в свою очередь позволяет привлекать только высококвалифицированные кадры, готовых трудиться именно на малых предприятиях. Особенностями российских малых предприятий является рост аффелированных предприятий. Малые предприятия в России всегда стремятся к максимальной самостоятельности, по сравнению с зарубежными аналогами, и выходу за рамки локального рынка в сторону международного рынка [8].

Из перечисленных выше особенностей видно, что российское малое предпринимательство имеет нестабильную структуру, поэтому развитие этого института будет основываться не только на создании перспектив для роста качественных и количественных результатов его деятельности, но и на текущем покрытии убытков, адаптации к современным рыночным условиям. Это напоминает двух-факторную модель Герцберга: перед тем как мотиваторы начнут эффективно действовать, малым предприятиям придется разобраться с «гигиеническими факторами». Далее представим характерные особенности малых предприятий в понимании различных авторов и выявим, в чем отличительная черта российских малых предприятий от иностранных. На основании различий представим более универсальное определение, которое сильнее бы отражало все общие черты малых предприятий и оставляло бы возможность его использования применительно к особенностям развития малого предпринимательства в различных странах.

Ван Хрон раскрывает отличительные черты предприятий малого бизнеса: 1) относительно небольшое число производимых продуктов (технологий, услуг, ноу-хау); 2) сравнительно ограниченные ресурсы и мощности (капитал, человеческие ресурсы); 3) менее развитые системы управления, административных процедур и технологий, необходимых для оценки и контроля стратегического положения компании; 4) несистематичность менеджмента, неформальность отношения к тренинговым и обучающим программам; 5) главные рычаги управления должны удерживаться основателями предприятия и/или их родственниками [9].

А. Шулус приводит устойчивые характеристики малого бизнеса, к которым относит также предрасположенность к локальным ресурсным и сбытовым рынкам, достаточно жесткую региональную направленность деятельности. При этом жесткая направленность прежде всего вызвана повышенной чувствительностью к любым изменениям (проведение политических реформ; реформы в системе налогообложения; в правилах таможенного и валютного контроля; в процедурах регистрации и лицензирования), а потому в рамках региона легче приспособиться к данным изменяющимся ситуациям. Все эти характеристики, бесспорно, показывают зависимость от государственной поддержки ввиду ограниченных источников финансирования и хронической нехватки инвестиций. Важными характеристиками, по мнению А. Шулуса, также являются связи с крупным бизнесом, где малым предприятиям отводятся роль «ведомого», и неформальные отношения с поставщиками и потребителями [10].

Из приведенных выше отличительных характеристик и черт можно выявить, что малые предприятия это довольно мобильные структуры, которые способны относительно быстро отреагировать на изменения в экономике и предпочтения потребителей / покупателей по сравнению с субъектами крупного бизнеса. Однако мобильность малых предприятий целиком и полностью зависит от того, что влияет на их деятельность, то есть речь идёт о факторах, влияющих на малые предприятия. Несмотря на то, что их выделяют многие авторы, рассмотрим в качестве примера точку зрения А. Шу-луса. Он учитывает влияние на малые предприятия доступности ресурсных и сбытовых рынков, что отчасти может быть вызвано качественной организацией системы государственной и общественной поддержки, а также развитостью институтов гражданского общества (например, состоянием права и политических институтов, развитием культуры). Важным фактором, по мнению А. Шулуса, является подготовленность институтов рынка (государственных и финансово-кредитных) и агентов рынка, поскольку от их развитости зависит также отраслевая структура страны, которая и влияет на форми-

2014. Вып. 3

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

рование малых предприятий как институтов. Движение релевантных социально-экономических процессов (взаимодействие таких факторов, как направление текущего развития конъюнктуры рынка, развитие и влияние криминальной среды, состояние экологии, параметры и основные направления движения научно-технического прогресса, структура и направление реальной модернизации народнохозяйственного комплекса) тоже служит фактором, влияющим на малые предприятия, потому что формирует окружающую среду для этих предприятий [10].

Если принять за истину данные факторы, то сложно говорить о мобильности малых предприятий в рамках РФ по сравнению с другими странами, следовательно, мобильность не является специфической чертой малых предприятий. Показательным примером слабой мобильности являются в первую очередь российские малые предприятия, поскольку для выживания им необходимо опираться на государственную поддержку, отсутствие на рынке значимых конкурентов и т. д.

Наиболее корректной формой определения, на наш взгляд, характеризующего российские малые предприятия, будет следующее: малые предприятия - системообразующая единица хозяйствования, относительно мобильная, имеющая собственные отличительные черты, модели развития по сравнению с крупным бизнесом и различную специфику в рамках особенностей правовой и экономической деятельности различных стран.

Поиск соответствующей дефиниции к термину «малое предприятие» является авесьма ктуаль-ной темой исследований, поэтому различные теории, определения сущности, характеристики данного института ещё будут появляться вместе с развитием этих предприятий. И перед экономистами стоит важная задача - найти способ развития малых предприятий и модель эффективной деятельности на различных рынках в тесном соотношении с крупным бизнесом и другими институтами, чтобы в ближайшем будущем рассматривать эти субъекты как перспективу развития экономики большинства стран.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мазоль С.И. Экономика малого бизнеса: учеб. пособие. Минск: Кн. дом, 2004. 272 с.

2. Сабликова М.С. Малый бизнес в России и за рубежом // IV Междунар. студ. электронная науч. конф. «Студенческий научный форум». 15 февраля - 31 марта 2012 г.

3. URL: http://krb.in.ua/?p=169

4. Портер М. Международная конкуренция / под редакцией В.Д. Щетинина; пер. с англ. М.: Международные отношения, 1993.

5. Государственное регулирование рыночной экономики / под ред. В.Н. Кушлина, А.А. Фомичевой. М.: Изд-во РРГС, 1998. С. 141.

6. Сайдуллаев Ф.С. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2012 году: Ежеквартальный информационно-аналитический доклад / АНО «НИСИПП». М., 2013.

7. Иванов С.А. Системное управление факторами внешней среды как основа устойчивого развития малого предпринимательства. СПб.: Изд-воо С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов. М., 2000. С. 65.

8. Евстафьева Е.В., Ивентичева Т.В., Исаев Н.В. Комплексный подход к разработке системы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне: монография СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2009. 287 с.

9. Ван Хорн. Основы финансового менеджмента. М.: Изд-во Вильямс, 2001.

10. Шулус А. Становление поддержки малого предпринимательства в России // Российский экономический журнал. 1997. № 5, 6, 7.

Поступила в редакцию 18.05.14

G.I. Ibragimova

THE ESSENCE OF SMALL BUSINESSES

The essence of small enterprises is revealed. The relevance of this subject within the modern economic science is shown. Various definitions of the term "small enterprises" by different authors are considered. This paper gives a glimpse into the history of the emergence of small enterprises. The term "small enterprises" is considered depending on the territorial location of these enterprises. The distinction between these definitions in Russia and other countries is analyzed and a conclusion about similarity or difference of small enterprises is drawn depending on to what country they belong. Some statistical material on this subject is provided. The main functions, characteristics and distinctive

features of small enterprises are described. The main disadvantages and advantages of small enterprises are considered. The main tendencies of development of small enterprises worldwide and in Russia are discussed. The article is concerned with the factors influencing the small enterprises within the activities of the Russian Federation. Based on the analysis of the material and his own conclusions, the author hopes to have given a proper and universal definition of small enterprises. The avenue of further research on this subject within the framework of the methods of development of small enterprises and evaluation of the efficiency of their activities is presented.

Keywords: small businesses, features of small businesses, functions of small businesses, disadvantages and advantages of small businesses.

Ибрагимова Гульсия Индусовна, соискатель

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4) E-mail: g@inem.uni.udm.ru

Ibragimova G.I., applicant Udmurt State University

426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1\4 E-mail: g@inem.uni.udm.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.