Научная статья на тему 'ТРАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА КИТАЯ (КНР) ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА'

ТРАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА КИТАЯ (КНР) ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ТРЕБОВАНИЯ / АГРОТЕХНИЧЕСКИЕ СРОКИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / РЫНОК / ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА / ВАРИАНТЫ БАЛЛАСТИРОВАНИЯ / ТЯГОВОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ / ЭНЕРГОНАСЫЩЕННОСТЬ / АНАЛИЗ / EFFICIENCY / REQUIREMENTS / AGROTECHNICAL TERMS / ECONOMIC SANCTIONS / MARKET / OPERATIONAL PROPERTIES / BALLASTING OPTIONS / TRACTION RESISTANCE / ENERGY SATURATION / ANALYSIS

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Иовлев Г.А., Голдина И.И.

В данной статье на основе сложившейся международной ситуации рассматриваются проблемы, связанные с формированием рынка сельскохозяйственной техники, а если анализировать более глубоко, то и с развитием технического потенциала отрасли. Констатируется, что с уходом с российского рынка ведущих мировых производителей техники «западных» брендов на рынок стали активно продвигаться производители техники из стран Юго-Восточной Азии. В первую очередь, это продукция сельскохозяйственного назначения из Китая. Проблема продвижения китайской техники на российский рынок заключается в том, что у российского сельхозтоваропроизводителя нет достаточной информации об эксплуатационных свойствах, надёжности сельскохозяйственной техники из Китая. В статье анализируются эксплуатационные свойства сельскохозяйственных тракторов различных тяговых классов, с различной мощностью двигателя, разными комплектами балластных грузов, разной энергонасыщенностью. Рассматривается влияние балластных грузов на тяговые свойства трактора. Даётся сравнительный анализ эксплуатационных свойств тракторов белорусско-российского и тракторов производства Китайской Народной Республики, близких по своим технико-экономическим показателям. На основании исследования установлено, что в разных тяговых классах по-разному реализуются эксплуатационные свойства. Как правило, тракторы белорусско-российского производства выигрывают по производительности, но уступают по показателям расхода топлива. Данные исследования представляют практический интерес для инженерно-технических служб, которые можно использовать при формировании машинно-тракторных агрегатов, в выборе и формировании парка машин.Авторы в результате исследований приходят к выводу, что тракторы, производимые в КНР, имеют полное право присутствовать на российском рынке сельскохозяйственной техники, будут участвовать в формировании технического потенциала сельского хозяйства России в ближайшие десятилетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRACTORS MADE IN CHINA (PRC) ARE A SOURCE OF TECHNICAL POTENTIAL FORMATION

This article, based on the current international situation, examines the problems associated with the formation of the agricultural machinery market, and if we look more deeply, then with the formation of the technical potential of the industry. It is stated that with the departure of the world’s leading manufacturers of “Western” brands of equipment from the Russian market, equipment manufacturers from Southeast Asian countries began to actively move into the market. First of all, these are agricultural products from China. The problem with promoting Chinese equipment on the Russian market is that Russian agricultural producers do not have sufficient information about the performance properties and reliability of agricultural equipment from China. The article analyzes the operational properties of agricultural tractors of various traction classes, with different engine power, different sets of ballast weights, and different energy saturation. The influence of ballast loads on the traction properties of a tractor is considered.A comparative analysis of the operational properties of Belarusian-Russian tractors and tractors produced in the People’s Republic of China, which are similar in their technical and economic indicators, is given. Based on the study, it was established that in different traction classes, performance properties are realized differently. As a rule, Belarusian-Russian tractors are superior in performance, but inferior in fuel consumption. These studies and the results of the research are of practical interest for engineering and technical services, which can be used in the formation of machine and tractor units, in the selection and formation of vehicle fleets.The authors, as a result of research, come to the conclusion that tractors produced in China have every right to be present on the Russian agricultural machinery market and will participate in the formation of the technical potential of Russian agriculture in the coming decades.

Текст научной работы на тему «ТРАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА КИТАЯ (КНР) ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА»

УДК 62.115:631.517:631.3.004.67 Статья поступила 24.04.2024

4.3.1. Технологии, машины и оборудование для агропромышленного комплекса РО! 10.35524/2227-0280_2024_04_30

ТРАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА КИТАЯ (КНР) -ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

^Г.А. Иовлев,

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования в АПК», ФГБОУ ВО Уральский ГАУ, г Екатеринбург

И.И. Голдина,

старший преподаватель кафедры «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования в АПК», ФГБОУ ВО Уральский ГАУ, г. Екатеринбург

Ключевые слова: эффективность, требования, агротехнические сроки, экономические санкции, рынок, эксплуатационные свойства, варианты балластирования, тяговое сопротивление, энергонасыщенность, анализ

Key words: efficiency, requirements, agrotechnical terms, economic sanctions, market, operational properties, ballasting options, traction resistance, energy saturation, analysis

Для ведения эффективного сельскохозяйственного производства необходим технический потенциал, отвечающий определённым требованиям: экономическим, технологическим, техническим, экологическим [14]. Экономические требования заключаются в способности выполнять тракторами, зерно- и кормо-уборочными комбайнами, транспортными средствами все виды работ в соответствии с технико-экономическими показателями, обеспечивающими экономическую эффективность их эксплуатации. Технологические требования подразумевают способность реализовать технологии возделывания любой сельскохозяйственной культуры, производства продукции животноводства [15]. Технические требования - это требования, характеризующие надёжность, ремонтопригодность, эрго-номичность [1]. От данных показателей зависит эффективность как эксплуатации техники, так и всего сельскохозяйственного производства. Экологические требования заключаются в минимизации негативного воздействия технологий, технических средств на окружающую среду.

Сформированный технический потенциал должен обеспечивать выполнение всего объёма сельскохозяйственных работ в оптимальные агротехнические сроки с соответствующим качеством, минимальными затратами. Для этого существуют нормативы потребности в ос-

новных видах сельскохозяйственной техники (СХТ), нормативные сроки эксплуатации, рекомендуемые коэффициенты обновления и выбытия. На формирование технического потенциала сельского хозяйства значительное влияние оказывает сложившийся рынок СХТ, который в свою очередь зависит от объёмов производства и поставок отечественной техники на внутренний рынок России, импортных поставок техники, покупательной способности сельскохозяйственных организаций и в немалой степени от уровня государственной поддержки предприятий сельхозмашиностроения, сельхозтоваропроизводителей [6-10, 12].

Целью исследования является представление фирм-производителей сельскохозяйственной техники КНР, сравнительный анализ технико-экономических показателей, эксплуатационных свойств сельскохозяйственных тракторов, которые будут формировать технический потенциал сельского хозяйства России в ближайшие годы.

Материалы и методы исследований. Материалом для исследований послужили данные ведущих фирм-производителей сельскохозяйственной техники Китайской Народной Республики (КНР), технические характеристики тракторов белорусско-российского и производства КНР, ранее проведённые исследования по определению эксплуатационных свойств тракторов.

Методы: расчётный , сравнения, прогнозирования, экономико-математического моделирования, экспертных оценок и др.

Результаты исследований. В условиях сложившейся международной обстановки, неимоверных экономических санкций в отношении России со стороны США, Европейского Союза кардинально изменился рынок сельскохозяйственной техники, его структура, поставщики, объёмы. Развитие экономики, в т.ч. и сельского хозяйства, всегда будет требовать внедрения новых технологий, обновления и модернизации существующего парка сельскохозяйственных тракторов, комбайнов и другой сельскохозяйственной техники. Процесс развития не остановить никакими санкциями, о чём говорит статистика последних лет.

На российский рынок СХТ активно входят китайские производители [11, 13]. В Китае существуют десятки государственных и частных производителей, выпускающих различную сельскохозяйственную технику, начиная сельскохозяйственными тракторами, комбайнами и заканчивая всем шлейфом прицепной сельскохозяйственной техники.

Российский сельхозтоваропроизводитель уже знаком с тракторами марки ZOOMLION, YTO, LOVOL (2022 г.), AGROAPOLLO (2023 г.), и в 2024 г. были продемонстрированы тракторы марок CHANGFA и HANWO. В 2024 г. на выставке-продаже сельскохозяйственной техники «Урал-Агро-2024» (Б-Истокская РТПС 2-4 апреля 2024 г.) были показаны тракторы марки КАТ, ENSING, FM WORLD. Тракторы представлены в широком диапазоне тяговых свойств, мощности двигателя. Тракторы китайских брендов находятся практически в одном диапазоне с тракторами белорусского производства и будут составлять мощнейшую конкуренцию данным тракторам.

Необходимо отметить, что китайской промышленностью, в основном, производятся тракторы с мощностью двигателя до 230 л.с., и только под российского потребителя стали разрабатываться и выпускаться тракторы с мощностью двигателя до 440 л.с., а тракторы с мощностью двигателя свыше 450 л.с. прак-

тически не выпускаются в Китае. Тракторы данных тяговых классов (диапазонов мощности 350 л.с. и выше) будут составлять конкуренцию отечественным тракторам Петербургского тракторного завода и Ростсельмаш.

Для ознакомления отечественного сельхозтоваропроизводителя с китайскими брендами представим основную информацию о фирмах-производителях данной техники.

Производство сельскохозяйственных тракторов КАТ. Xuzhou KAT Agricultural Equipment Co., Ltd. Основана в 2005 г., производит большой спектр тракторов от 110 до 440 л.с. Производственные мощности - 2000 ед. в год. Площадь предприятия - 30-50 тыс. м2, всего сотрудников - 301-500 чел., годовой доход -10-50 млн $ США.

Производство сельскохозяйственных тракторов ENSING. Ensign Heavy Industries Co., Ltd. Основана в 2011 г., производит 70 тысяч единиц в год, следующие серии: YC- 90 л.с., YF-140 л.с., YJ-160-200 л.с., YG-180-220 л.с., YN-200-240 л.с., YM-260 л.с. Общий штат -4000 человек.

Производство сельскохозяйственных тракторов FM WORLD. FM World Agricultural Machinery. Компания производит широкий ассортимент продукции, включая уборочные машины, сельскохозяйственные тракторы, машины для посева риса, опрыскиватели, сельскохозяйственные дроны, пресс-подборщики, зерносушилки и т.д. Основана в 1994 г., суммарная площадь - 1000 тыс. м2, количество сотрудников - более 29 тыс. чел.

Выпускает следующие серии сельскохозяйственных тракторов: серия К - FM WORLD 454К (504К); серии F - FM WORLD 604F (704F, 804F, 904F); серии M - FM WORLD 1104M (1404M); серии E - FM WORLD 1604E (1804E); серии G - FM WORLD 2004G.

Выпускает следующие серии зерноуборочных комбайнов: Ruilong - 6 моделей с пропускной способностью МСУ 6-8 кг/с; Feilong -5 моделей с пропускной способностью МСУ 5 кг/с; Jielong - 1 модель с пропускной способностью МСУ 3 кг/с.

1 Расчётный метод исследования реализован по методикам, предложенным:

Савочкин, В. А. Тяговый расчет трактора : методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Теория трактора» для студентов специальности 150100 "Автомобиле- и тракторостроение" / В. А. Савочкин. - Москва : МГТУ «МАМИ», 2001. - 48 с. - Текст : непосредственный;

Расчет производительности агрегатов. Расчет горюче-смазочных материалов для запроектированного машинно-тракторного парка. - URL: https://infopedia.su/7xcbd0.html. - Текст : электронный;

Минимальное тяговое усилие. - URL: https://studfile.net/preview/2092607/. - Текст : электронный.

Российским сельхозтоваропроизводителям довольно хорошо известны тракторы марок ZOOMLION, YTO, LOVOL, их эксплуатационные свойства. Авторами проведены «полевые» и теоретические сравнительные испытания выше представленных китайских тракторов и тракторов белорусско-российского производства [2-5]. Для оценки эксплуатационных свойств, сравнительного анализа выберем пары тракторов, близких по своим технико-экономическим показателям:

Из представленной информации в таблице 1 видно, что эксплуатационная масса отличается от 0,4% (ENSING YX 2204-N и Беларус 2122.6) до 16,9% (FM WORLD WD1304E и Беларус 1221), номинальная мощность - от 3,8% (ENSING YX 2204-N и Беларус 2122.6) до 20% (КАТ 3004-А1 и К-525), по суммарному количеству балластных грузов - от 7,7% (КАТ 3004-А1 и К-525) до 2,9 раз (ENSING YX 2204-N и Беларус 2122.6). Доля балластных грузов от эксплуатационной массы трактора практически одинакова в первых двух парах -11,9% и 12,8% в паре КАТ 3004-А1 и К-525; 20,8% и 17,9% - в паре ENSING YX 1604-J и Беларус 1523. Но значительно отличаются доли балластных грузов тракторов Беларус от китайских тракторов в III-й (23,8% и 8,3%) и IV-й паре (23,3% и 9%). Предварительный вывод по количеству балластных грузов можно сделать следующий: при достаточной энергонасыщенности [9] тракторам белорусского производства будет недостаточно балластных грузов для реализации эксплуатационных свойств.

Наиболее близки по своим технико-эконо-

I-я пара: КАТ 3004-А1 К-525

II-я пара: ENSING YX 1604-J Беларус 1523

III-я пара: ENSING YX 2204-N Беларус 2122.6

IV-я пара: FM WORLD WD1304E Беларус1221.

Технико-экономические показатели представим в таблице 1.

мическим показателям пара: ENSING YX 1604^ и Беларус 1523, наиболее отличаются технико-экономические показатели (из-за количества балластных грузов) у пары: ENSING YX 2204^ и Беларус 2122.6.

Более подробно проанализируем эксплуатационные свойства у трактора КАТ 3004-А1.

Для определения эксплуатационных свойств предложим различные варианты балластирования, оказывающие влияние на тяговые свойства и расход топлива. Для балластирования используется заводской комплект балластных грузов, состоящий из 26 передних грузов по 50 кг. Варианты балластирования предложены от варианта «без балластирования» до смоделированного девятого варианта с использованием полного заводского комплекта балластных грузов и грузов на задние колёса (энергонасыщенность трактора позволяет это сделать).

По результатам балластирования определена нагрузка на оси, в соответствии с изменившимся эксплуатационным весом определены показатели энергонасыщенности

Таблица 1

Технические характеристики тракторов

Марка трактора Технические характеристики

эксплуатационная масса, кг номинальная мощность двигателя, л.с. суммарное количество балластных грузов, кг диапазон скоростей, км/ч

КАТ 3004-А1 10900 300 1300 4,06-39,34

К-525 10959 250 1400 5,1-33,2

ENSING YX 1604-J 6050 160 1260 0,34-35,36

Беларус1523 5950 151 1065 1,7-32,6

ENSING YX 2204-N 7690 220 1830 3,32-32,94

Беларус 2122.6 7720 212 640 2,8-39,5

FM WORLD WD1304E 4900 130 1140 0,32-33,77

Беларус1221 5730 130 525 1,51-34,38

Он = 3 , установлены номинальные тяговые усилия согласно варианту балластирования1, результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Номинальные тяговые усилия трактора КАТ 3004-А1 п зи различных ва риантах догрузки

№ варианта Передняя ось Задняя ось Эксплуатационный вес, кг Энергонасыщенность, кВт/кН Номинальное тяговое усилие,кН

значение % значение %

1 3717 34,1 7183 65,9 10900 2,06 41,9

2 3917 35,3 7183 64,7 11100 2,03 42,7

3 4117 36,4 7183 63,6 11300 1,99 43,4

4 4317 37,5 7183 62,5 11500 1,96 44,2

5 4517 38,6 7183 61,4 11700 1,92 45,0

6 4717 39,6 7183 60,4 11900 1,89 45,7

7 4917 40,6 7183 59,4 12100 1,86 46,5

8 5017 41,1 7183 58,9 12200 1,84 46,9

9* 5017 37,4 8383 62,6 13400 1,68 51,5

* Трактор КАТ 3004-А1 имеет довольно высокую энергонасыщенность, близкую к верхнему пределу «тягово-энергетической концепции» (2,25 кВт/кН), поэтому для снижения нагрузки на переднюю ось смоделируем вариант догрузки задними балластными грузами на задние колёса, не входящими в состав заводского комплекта. Для исполнения предложим балластные грузы весом, обеспечивающим нагрузку на переднюю ось в размере 37,5% от эксплуатационной массы трактора.

Применение дополнительных балластных грузов позволило увеличить номинальное тяговое усилие на 9,8%, до 51,5 кН, при этом трактор сохранил свою «тягово-энергетическую

концепцию», нижний предел - 1,5 кВт/кН. Тяговые усилия, в диапазоне рабочих передач (4,06 км/ч - 16,53 км/ч), при разных вариантах балластирования представлены в таблице 3.

Таблица 3

Тяговые усилия трактора КАТ 3004-А1 на различных передачах при различных вариантах догрузки

Передача Значение, км/ч Варианты догрузки (балластирования)

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Тяговое усилие, кН

А1 4,06 41,9 42,7 43,4 44,2 45,0 45,7 46,5 46,9 51,5

А2 5,34 39,7 40,4 41,1 41,9 42,6 43,3 44,0 44,4 48,8

А3 6,71 37,3 37,9 38,6 39,4 40,1 40,7 41,4 41,7 45,8

А4 8,08 34,9 35,4 36,2 36,9 37,5 38,1 38,8 39,1 42,9

В1 7,24 36,4 36,9 37,7 38,4 39,1 39,7 40,4 40,7 44,7

В2 9,52 32,4 32,8 33,6 34,2 34,8 35,4 36,0 36,3 39,8

В3 11,96 28,2 28,3 29,2 29,8 30,3 30,7 31,3 31,6 34,6

В4 14,41 23,9 24,4 24,8 25,3 25,7 26,1 26,6 26,8 29,4

С1 8,31 34,5 35,0 35,6 36,4 37,1 37,6 38,3 38,6 42,4

С2 10,93 29,9 30,2 31,0 31,6 32,2 32,7 33,3 33,6 36,8

С3 13,73 24,8 25,1 26,0 26,5 27,0 27,4 27,9 28,1 30,8

С4 16,53 19,8 20,0 21,0 21,4 21,7 22,1 22,5 22,7 24,9

1 Савочкин, В. А. Тяговый расчет трактора : методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Теория трактора» для студентов специальности 150100 «Автомобиле- и тракторостроение» / В. А. Савочкин. - Москва : МГТУ «МАМИ», 2001. - 48 с. - Текст : непосредственный.

Для определения эксплуатационных свойств с учётом балластирования используем технологическую операцию - вспашка, с исходными данными, характеризующими выполнение данного технологического процесса в зоне Среднего Урала, по общепринятым методикам расчёта часовой производительности машинно-тракторного агрегата (МТА) и удельного расхода топлива.

Тяговое сопротивление агрегата определяется по формуле: Ra = Rм + Rf,

где Rм - тяговое сопротивление сельскохозяйственной машины, кН;

Rf - сопротивление перекатыванию сельскохозяйственной машины, кН. Для плуга:

Rм = R1Кn, где R1К - тяговое сопротивление одного корпуса; п - количество корпусов.

R1К = аЬк, где а - ширина захвата корпуса, м; Ь - глубина обработки, м; к - удельное сопротивление, кН/м2.

^ = 1тЭ, где f - коэффициент сопротивления перекатыванию; тЭ - эксплуатационный вес, кН. Для плуга ПС-8-40. Rм = 0,4x0,22x40x8 = 28,2 кН Rf = 0,15x19,6 = 2,94 кН Ra = 28,2 + 2,94 = 31,1 кН. Для определения эксплуатационных свойств произведём расчёты производительности и расхода топлива при разных вариантах балластирования трактора, данные расчётов представим в таблице 4.

Таблица 4

Производительность МТА и расход топлива при различных вариантах

балластирования трактора

№ варианта Состав МТА Часовая производительность, га/ч Удельный расход топлива, кг/га

1 КАТ 3004-А1+ПС-8-40 1,7 17,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 КАТ 3004-А1+ПС-8-40 1,7 17,45

3 КАТ 3004-А1+ПС-8-40 1,94 15,6

4 КАТ 3004-А1+ПС-8-40 1,94 15,85

5 КАТ 3004-А1+ПС-8-40 1,94 16,1

6 КАТ 3004-А1+ПС-8-40 1,99 16,0

7 КАТ 3004-А1+ПС-8-40 1,99 16,3

8 КАТ 3004-А1+ПС-8-40 2,29 14,2

9 КАТ 3004-А1+ПС-8-40 2,5 14,3

Используя индексный метод, взяв за базисный 1-й вариант догрузки, определим опти -мальный вариант догрузки балластными грузами трактора КАТ 3004-А1.

1-й вариант - 1 + 1 = 2 балла; 2-й вариант

- 1 + 0,99 = 1,99 балла; 3-й вариант - 1,14 + 1,1 = 2,24 балла; 4-й вариант - 1,14 + 1,08 = 2,22 балла; 5-й вариант - 1,14 + 1,07 = 2,21 балла; 6-й вариант - 1,17 + 1,07 = 2,24 балла; 7-й вариант - 1,17 + 1,05 = 2,22 балла; 8-й вариант - 1,35 + 1,21 = 2,56 балла; 9-й вариант

- 1,47 + 1,2 = 2,67 балла.

Наилучшие эксплуатационные свойства у машинно-тракторного агрегата в составе КАТ 3004-А1 + ПС-8-40, с заводским комплектом балластных грузов, будут при 8-м варианте догрузки, но для полного использования мощности двигателя (показатель энергонасыщенности позволяет это сделать), для снижения нагрузки на переднюю ось можно догрузить задние колёса балластными грузами (9 вариант догрузки), при этом часовая про-

изводительность дополнительно повысится на 9,2%, удельный расход топлива увеличится на 0,7%.

Расчёты для трактора К-525. Использование заводского комплекта балластных грузов позволило увеличить номинальное тяговое усилие на 12,8%, с 42,1 кН до 47,5 кН, при этом трактор сохранил свою «тягово-энергетиче-скую концепцию». Особенностью балластирования тракторов компоновочной схемы 4К4б, в частности К-525, является то, что балластные грузы в передней части трактора размещаются на «подмоторной раме», в задней части на «грузовой раме». Варианты балластирования позволили сохранить рекомендованное распределение нагрузки по осям, чтобы обеспечить оптимальное тяговое усилие трактора.

Для примера приведём расчёты часовой производительности и удельного расхода топлива в соответствии с первым вариантом балластирования, т.е. без балластных грузов.

1 вариант. Тяговое сопротивление соответствует тяговому усилию на передаче 14 (9,1 км/ч) с тяговым усилием 34,7 кН с запасом тягового усилия.

Наилучшие эксплуатационные свойства у машинно-тракторного агрегата в составе К-525 + ПС-8-40 будут при 8-м варианте догрузки, часовая производительность - 2,4 га/ч, удельный расход топлива - 14,4 кг/га.

Сравнительный анализ эксплуатационных свойств тракторов КАТ 3004-А1, К-525 представлен в таблице 5.

Таблица 5

Сравнительный анализ эксплуатационных свойств тракторов

Марка трактора Показатели

эксплуатационная масса, кг мощность двигателя, кВт марка плуга производительность агрегата, га/ч удельный расход топлива, кг/га

КАТ 3004-А1 10900 221 ПС-8-40 2,29 14,2

К-525 10959 184 ПС-8-40 2,4 14,4

Далее проанализируем эксплуатационные свойства у тракторов ENSING YX 1604^ и Беларус 1523.

Для ENSING YX 1604^ использован также дополнительный (10-й вариант) с применением дополнительных балластных грузов на задние колёса, не входящих в заводской комплект.

Для плуга ПЛН-4-35.

Rм = 0,35x0,22x40x4 = 12,32 кН ;

Rf = 0,15x6,62 = 0,99 кН ;

Ra = 12,32 + 0,99 = 13,31 кН.

Для примера приведём расчёты часовой производительности и удельного расхода топлива в соответствии со вторым вариантом балластирования, т.е. «3 передних груза по 60 кг».

2 вариант. Тяговое сопротивление соответствует тяговому усилию на передаче М2 (13,51 км/ч) с тяговым усилием 14,6 кН с запасом тягового усилия.

РГч= 0,1x1,05х 1,4x0,77х 13,51 х0,75 = 1,15 га/ч;

Наилучшие эксплуатационные свойства у машинно-тракторного агрегата в составе ENSING YX 1604^ + ПЛН-4-35 будут при 5-м варианте догрузки, часовая производительность - 1,29 га/ч, удельный расход топлива - 12,7 кг/га.

Для Беларус 1523 предложено 13 вариантов использования балластных грузов.

Наилучшие эксплуатационные свойства у машинно-тракторного агрегата в составе Беларус 1523 + ПЛН-4-35 будут при 9-м варианте догрузки (кронштейн, пластины + 10 грузов по 45 кг - 75+450 = 525 кг + проставка и кронштейн для второго ряда грузов весом 80 кг + прицепная серьга весом 10 кг = 615 кг + 2 груза по 45 кг во второй ряд = 705 кг), часовая производительность - 1,41 га/ч, удельный расход топлива - 15,3 кг/га.

Сравнительный анализ эксплуатационных свойств тракторов ENSING YX 1604^, Беларус 1523 представим в таблице 6.

Таблица 6

Сравнительный анализ эксплуатационных свойств тракторов

Марка трактора Показатели

эксплуатационная масса, кг мощность двигателя, кВт марка плуга производительность агрегата, га/ч удельный расход топлива, кг/га

ENSING YX 1604^ 6050 118 ПЛН-4-35 1,29 12,7

Беларус 1523 5950 111 ПЛН-4-35 1,41 15,3

Далее проанализируем эксплуатационные свойства у тракторов ENSING YX 2204^ и Беларус 2122.6.

Для ENSING YX 2204-N предложено 10 вариантов использования балластных грузов.

Наилучшие эксплуатационные свойства у машинно-тракторного агрегата в составе ENSING YX 2204^ + ПЛН-6-35 будут при 7-м варианте догрузки (9 передних грузов по 74 кг + по 6 грузов по 60 кг на каждое заднее колесо), часовая производительность - 1,73 га/ч, удельный расход топлива - 13,8 кг/га.

Для Беларус 2122.6 предложено 8 вариантов догрузки балластными грузами. Для примера приведём расчёты часовой производительности и удельного расхода топлива в соответствии с пятым вариантом балластирования, т.е. «кронштейн для грузов - 105 кг + 2 груза по 40 кг + буксирное устройство - 5 кг + 4 груза по 45 кг = 370 кг».

Наилучшие эксплуатационные свойства у машинно-тракторного агрегата в составе Беларус 2122.6 + ПЛН-6-35 будут при 7-м варианте догрузки, часовая производительность - 1,78 га/ч, удельный расход топлива - 15,65 кг/га.

Сравнительный анализ эксплуатационных свойств тракторов ENSING YX 2204-^ Беларус 2122.6 представим в таблице 7.

Таблица 7

Сравнительный анализ эксплуатационных свойств тракторов

Показатели Марка трактора

ENSING YX 2204-N Беларус 2122.6

эксплуатационная масса, кг 7690 7720

мощность двигателя, кВт 162 156

марка плуга ПЛН-6-35 ПЛН-6-35

производительность агрегата, га/ч 1,73 1,78

удельный расход топлива, кг/га 13,8 15,65

Далее проанализируем эксплуатационные свойства у тракторов FM WORLD WD1304E и Беларус 1221.

Для FM WORLD WD1304E предложено 10 вариантов использования балластных грузов.

Наилучшие эксплуатационные свойства у машинно-тракторного агрегата в составе FM WORLD WD1304E + ПЛН-4-35 будут при 10-м варианте догрузки (10 передних грузов по 60 кг + по 8 грузов по 45 кг на каждое заднее колесо), часовая производительность - 1,09 га/ч, удельный расход топлива - 14 кг/га.

Для Беларус 1221 предложено 7 вариантов использования балластных грузов.

Оптимальный вариант использования трактора на вспашке - это вариант машинно-тракторного агрегата с плугом ПЛН-4-35 без использования балластных грузов, использование балластных грузов приведёт к увеличению расхода топлива.

Сравнительный анализ эксплуатационных свойств тракторов FM WORLD WD1304E, Беларус 1221 представим в таблице 8.

Таблица 8

Сравнительный анализ эксплуатационных свойств тракторов

Марка трактора Показатели

эксплуатационная масса, кг мощность двигателя, кВт марка плуга производительность агрегата, га/ч удельный расход топлива, кг/га

FM WORLD WD1304E 4900 95,6 ПЛН-4-35 1,09 14,0

Беларус 1221 5730 96,0 ПЛН-4-35 1,11 14,7

Для сравнительного анализа эксплуатационных свойств тракторов китайского и белорусско-российского производства различных тяговых классов используем индексный метод, результаты представим на рисунке 1.

Рис. 1. Рейтинг эксплуатационных свойств тракторов китайского и белорусско-российского производства

Выводы. В связи со сложившейся международной обстановкой на рынок сельскохозяйственной техники России активно внедряются китайские производители различных фирм.

В ранее проведённых авторами «полевых», теоретических исследованиях определены эксплуатационные свойства и выполнен сравнительный анализ тракторов белорусско-российского и производства КНР

В данном исследовании определены эксплуатационные свойства четырёх групп тракторов различных тяговых классов. Во всех группах, за исключением пары FM WORLD WD1304E и Беларус 1221, тракторы с практически одинаковой эксплуатационной массой (разность достигает от 0,4% до 1,7%), но все тракторы китайского производства, за исключением пары ENSING YX 1604-J и Беларус 1523, имеют большую энергонасыщенность по сравнению с белорусскими тракторами (от 13,8% до 20,5%).

Энергонасыщенность позволяет увеличивать тяговые свойства трактора не только через балластные грузы, но и через правильное распределение грузов между осями. Данное распределение позволяет улучшить управляемость трактора, оптимизировать давление

движителей на почву, также увеличить тяговые свойства трактора.

При исследовании эксплуатационных свойств с МТА в составе К-525 + ПС-8-40 выявлено, что индекс эксплуатационных свойств у К-525 + ПС-8-40 выше, чем у КАТ 3004-А1 + ПС-8-40 на 2%, у ENSING YX 2204-N + ПЛН-6-35 выше, чем у Беларус 2122.6 + ПЛН-6-35 на 4,7%, у ENSING YX 1604-J + ПЛН-4-35 выше, чем у Беларус 1523 + ПЛН-4-35 на 4,2%, у FM WORLD WD1304E + ПЛН-4-35 выше, чем у Беларус 1221 + ПЛН-4-35 на 1,5%. Необходимо отметить, что у тракторов китайского производства более низкий удельный расход топлива, в результате использования системы Common rail (Bosch), часовая производительность у тракторов белорусско-российского производства выше от 1,8% (Беларус 2122.6 + ПЛН-6-35) до 9,3% (Беларус 1523 + ПЛН-4-35).

Представленные в ходе исследования тракторы, производимые в Китайской Народной Республике, имеют полное право присутствовать на российском рынке сельскохозяйственной техники. Насколько они будут востребованы, зависит не только от сравнения ценовой составляющей с тракторами белорусского производства, но и от надёжности китайских тракторов.

Библиографический список

1. Дмитриев, С. Ю. Тестирование новых образцов отечественной сельхозтехники для АПК / С. Ю. Дмитриев, Ю. П. Дмитриев, И. С. Кручинкина, О. Ю. Дмитриева. - Текст : непосредственный // Вестник Чувашского государственного аграрного университета. - 2022. -№ 1 (20). - С. 78-84.

2. Иовлев, Г. А. Исследование эксплуатационных свойств тракторов отечественного и китайского производства / Г. А. Иовлев, И. И. Голдина. - Текст : непосредственный // Экономика сельского хозяйства России. - 2022.

- № 10. - С. 93-100.

3. Иовлев, Г. А. Сравнительный анализ эксплуатационных свойств тракторов белорусско-российского и китайского производства / Г. А. Иовлев, И. И. Голдина. - Текст : непосредственный // Системы. Методы. Технологии. - 2022. - №3 (55). - С. 16-24.

4. Иовлев, Г. А. Эксплуатационные свойства тракторов белорусского и китайского производства на примере : БЕЛАРУС 923.3 И ZOOMLION RN904 / Г. А. Иовлев, И. И. Голдина. - Текст : непосредственный // Научно-технический вестник : Технические системы в АПК. - 2022. - № 1 (13). - С. 25-35.

5. Иовлев, Г. А. Сравнение эксплуатационных свойств китайских тракторов ZOOMLION и YTO / Г. А. Иовлев, В. В. Побединский, И. И. Голдина. - Текст : непосредственный // Сельскохозяйственные машины и технологии. -2022. - Т. 16. - № 4. - С. 74-82.

6. Климов, Д. В. Экспорт-импорт тракторов и машин сельскохозяйственного назначения : современное состояние и перспективы / Д. В. Климов. - Текст : непосредственный // Экономика и предпринимательство. - 2022. - № 2 (139). - С. 1180-1189.

7. Ковалёв, И. Л. Белорусский экспорт сельхозтехники : состояние, тенденции, проблемы / И. Л. Ковалёв. - Текст : непосредственный // Сельскохозяйственная техника : обслуживание и ремонт. - 2019. - № 6. - С. 66-76.

8. Криничная, Е. П. Рынок сельскохозяйственной техники в России : современное состояние и тенденции развития / Е. П. Криничная. - Текст : непосредственный // Вестник аграрной науки. - 2022. - №6 (99). - С. 110118. - DOI 10.17238^п2587-666Х.2022.6.110.

9. Кутьков, Г. М. Развитие технической концепции трактора / Г. М. Кутьков. - Текст : непосредственный // Тракторы и сельхозмашины.

- 2019. - №1. - С. 27-35.

10. Мазилов, Е. А. Тенденции рынка сельхозтехники в России / Е. А. Мазилов, О. С. Де-

мидова. - Текст : непосредственный // Экономика и бизнес : теория и практика. - 2019.

- № 11-2 (57). - С. 72-76.

11. Митина, Н. Н. Особенности развития экономики Китая / Н. Н. Митина, Я. Сун. - Текст : непосредственный // Инновации и инвестиции. - 2022. -№ 6. - С. 39-45.

12. Семененко, К. А. Рынок сельскохозяйственной техники России в условиях стресс-факторов 2020 года / К. А. Семененко. - Текст : непосредственный // Международный научно-исследовательский журнал. - № 12 (102).

- С. 61-63. - DOI 10.23670/IRJ.2020.102.12.081.

13. Солий, К. Основные китайские производители сельхозтехники : наш обзор, часть 1 / К. Солий. - Текст : непосредственный // Рынок АПК. - 2020. -№9 (203). - С. 50-54.

14. Состояние и перспективы обновления парка сельскохозяйственной техники : научный аналитический обзор / П. И. Бурак, И. Г. Голубев, В. Ф. Федоренко [и др.]. - Москва : Росинформагротех, 2019. - 152 с. - Текст : непосредственный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Старостин, И. А. Материально-техническая база сельского хозяйства : обеспеченность тракторами и состояние тракторостроения / И. А. Старостин, М. Г. Загоруйко. - Текст : непосредственный // Аграрный научный журнал. - 2020. - № 10. - С. 126-130.

References

1. Dmitriev, S. Yu. Testirovanie novyh obrazcov otechestvennoj sel'hoztekhniki dlya APK / S. Yu. Dmitriev, Yu. P. Dmitriev, I. S. Kruchinkina, O. Yu. Dmitrieva. - Tekst : neposredstvennyj // Vestnik CHuvashskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2022. - № 1 (20). - S. 78-84.

2. lovlev, G. A. Issledovanie ekspluatacionnyh svojstv traktorov otechestvennogo i kitajskogo proizvodstva / G. A. lovlev, I. I. Goldina. - Tekst : neposredstvennyj // Ekonomika sel'skogo ho-zyajstva Rossii. - 2022. - № 10. - S. 93-100.

3. Iovlev, G. A. Sravnitel'nyj analiz ekspluatacionnyh svojstv traktorov belorussko-rossijskogo i kitajskogo proizvodstva / G. A. Iovlev, I. I. Goldina. - Tekst : neposredstvennyj // Sistemy. Metody. Tekhnologii. - 2022. - №3 (55). - S. 16-24.

4. Iovlev, G. A. Ekspluatacionnye svojstva traktorov belorusskogo i kitajskogo proizvodstva na primere: BELARUS 923.3 I ZOOMLION RN904 / G. A. Iovlev, I. I. Goldina. - Tekst : neposredstvennyj // Nauchno-tekhnicheskij vestnik : Tekhnicheskie sistemy v APK. - 2022. - № 1 (13). - S. 25-35.

5. Iovlev, G. A. Sravnenie ekspluatacionnyh svojstv kitajskih traktorov ZOOMLION i YTO /

G. A. lovlev, V. V. Pobedinskij, I. I. Goldina. -Tekst : neposredstvennyj // Sel'skohozyajstvennye mashiny i tekhnologii. - 2022. - T. 16. - № 4. -S. 74-82.

6. Klimov, D. V. Eksport-import traktorov i mashin sel'skohozyajstvennogo naznacheniya : so-vremennoe sostoyanie i perspektivy / D. V. Klimov.

- Tekst : neposredstvennyj // Ekonomika i pred-prinimatel'stvo. - 2022. - № 2 (139). - S. 1180-1189.

7. Kovalyov, I. L. Belorusskij eksport sel'hoz-tekhniki : sostoyanie, tendencii, problemy / I. L. Kovalyov. - Tekst : neposredstvennyj // Sel'sko-hozyajstvennaya tekhnika : obsluzhivanie i remont. - 2019. - № 6. - S. 66-76.

8. Krinichnaya, E. P. Rynok sel'skohozyaj-stvennoj tekhniki v Rossii : sovremennoe sostoyanie i tendencii razvitiya / E. P. Krinichnaya.

- Tekst : neposredstvennyj // Vestnik agrarnoj nauki. - 2022. - №6 (99). - S. 110-118. - DOI 10.17238/issn2587-666X.2022.6.110.

9. Kut'kov, G. M. Razvitie tekhnicheskoj kon-cepcii traktora / G. M. Kut'kov. - Tekst : neposredstvennyj // Traktory i sel'hozmashiny. - 2019.

- №1. - S. 27-35.

10. Mazilov, E. A. Tendencii rynka sel'hoz-tekhniki v Rossii / E. A. Mazilov, O. S. Demidova.

- Tekst : neposredstvennyj // Ekonomika i biznes

Контактная информация: Иовлев Григорий Александрович

заведующий кафедрой «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования в АПК», ФГБОУ ВО Уральский ГАУ 620075, Российская Федерация, г. Екатеринбург, улица К. Либкнехта, 42 E-mail: gri-iovlev@yndex.ru

Голдина Ирина Игоревна

старший преподаватель кафедры «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования в АПК», ФГБОУ ВО Уральский ГАУ 620075, Российская Федерация, г. Екатеринбург, улица К. Либкнехта, 42 E-mail: ir.goldina@mail.ru

: teoriya i praktika. - 2019. - № 11-2 (57). - S. 72-76.

11. Mitina, N. N. Osobennosti razvitiya ekono-miki Kitaya / N. N. Mitina, YA. Sun. - Tekst : neposredstvennyj // Innovacii i investicii. - 2022. -№ 6. - S. 39-45.

12. Semenenko, K. A. Rynok sel'skohozyajst-vennoj tekhniki Rossii v usloviyah stress-faktorov 2020 goda / K. A. Semenenko. - Tekst : neposredstvennyj // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. - № 12 (102). - S. 6163. - DOI 10.23670/IRJ.2020.102.12.081.

13. Solij, K. Osnovnye kitajskie proizvoditeli sel'hoztekhniki : nash obzor, chast' 1 / K. Solij. -Tekst : neposredstvennyj // Rynok APK. - 2020. -№9 (203). - S. 50-54.

14. Sostoyanie i perspektivy obnovleniya parka sel'skohozyajstvennoj tekhniki : nauchnyj ana-liticheskij obzor / P. I. Burak, I. G. Golubev, V. F. Fedorenko [i dr.]. - Moskva : Rosinformagrotekh,

2019. - 152 s. - Tekst : neposredstvennyj

15. Starostin, I. A. Material'no-tekhnicheskaya baza sel'skogo hozyajstva : obespechennost' traktorami i sostoyanie traktorostroeniya / I. A. Starostin, M. G. Zagorujko. - Tekst : neposredstvennyj // Agrarnyj nauchnyj zhurnal. -

2020. - № 10. - S. 126-130.

Contact Information: Iovlev Grigory Alexandrovich

Head of the department "Service of transport and technological machines and equipment in the agro-industrial complex", FSBEI HE Ural State Agrarian University 620075, Russian Federation, city of Yekaterinburg, K. Liebknekht street, 42 E-mail: gri-iovlev@yndex.ru

Goldina Irina Igorevna

Senior Lecturer at the Department of "Service of transport and technological machinery and equipment in the agro-Industrial complex", FSBEI HE Ural State Agrarian University 620075, Russian Federation, city of Yekaterinburg, K. Liebknekht street, 42 E-mail: ir.goldina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.