Латинская патрология
М.Г. Мацегора
ТРАКТАТ СВТ. АМВРОСИЯ МЕДИОЛАНСКОГО «О СВЯТОМ ДУХЕ»
В статье содержатся сведения о сочинении свт. Амвросия Медиоланского «О Святом Духе» (<^ Spiritu Sancto»), написанного по просьбе императора Гра-циана в 381 году. Через призму триадологического учения в трактате изложено учение о третьем Лице Св. Троицы. Статья предваряет публикацию впервые выполненного перевода первой книги этого трактата на русский язык.
Ключевые слова: Св. Дух, триадология, пневматология, святитель Амвросий Медиоланский, август Грациан, патрология, переводы, пневматомахи, македо-ниане, полуариане, духоборы.
По меткому выражению М. Казакова, «IV век по значимости для судеб христианства и его дальнейшей истории можно поставить на второе место после времени самого Христа и века апостолов»1. Эта неоднозначная эпоха характерна тем, что росчерком пера Феодосия Великого была окончательно легализована в пределах империи христианская Церковь, поставленная в ходе подобных шагов по направлению к долгожданной «симфонии» в роль общественного института, ставшего важнейшей политической, идеологической и экономической составляющей государства. Но помимо всего прочего, это еще и время жизни и творчества великих отцов Церкви, ставших, можно сказать, символами не только своей эпохи, но и вообще всей Церкви. Их авторитет во все времена оставался беспрекословен, а их произведения стали золотым фондом классики святоотеческих творений.
Среди этих гигантов духа, на чьих плечах зиждилось здание Церкви в IV веке, особое место занимает личность епископа Медиоланского Амвросия. Его значение для Церкви и государства невозможно переоценить. Своим авторитетом, проповедями, делами и мудрыми творениями он влиял не только на внутрицерковные дела, но и на имперскую политику четырех правителей подряд. Хотя Амвросий и был прежде всего епископом, его активная деятельность не исчерпывается лишь церковной оградой. Преисполненную важнейшими политическими событиями историю IV века невозможно
Максим Геннадьевич Мацегора — выпускник Санкт-Петербургской православной духовной семинарии.
1 Казаков М.М. Епископ и империя: Амвросий Медиоланский и Римская империя в IV в. Смоленск, 1995. С. 5.
представить без колоритной фигуры святителя Амвросия. И это, само собой, придавало соответствующую мирскую и политическую «окраску» его деятельности, какие бы сферы общественной жизни она ни затрагивала.
Под занавес уходящего IV века на военно-политической карте Римской империи разыгрались события, оказавшие огромное влияние как на свт. Амвросия, так и на всех его современников.
В 376 г. император Валент позволил бежавшим от преследования со стороны северных племен готам осесть во фракийских провинциях с тем условием, что они будут предоставлять рекрутов для римской армии. Но голод и перенесенные унижения со стороны римских бюрократов привели к тому, что готы подняли восстание. Угроза все более возрастала. Наконец Валент, обратив внимание на происходящее в придунайских областях восстание, выступил в поход. Решив не дожидаться помощи от своего племянника Грациана, он приказал вступить в бой. Наголову разбитое римское войско потерпело полное фиаско. Таким образом, состоявшийся в августе 378 г. при Адрианополе бой стал одной из самых печальных страниц поздней Римской империи2.
В вопросе об «адрианопольской катастрофе» Амвросий придерживался мнения, что поражение римского войска и гибель императора явились закономерным следствием той проарианской политики, которую систематически претворял в жизнь Валент.
Итак, в ответ на просьбу августа Грациана, в том же 378 году готовившегося предпринять поход против готов-ариан, Амвросий пишет главный догматический труд своей жизни «De Fide». В первых двух книгах Амвросий раскрывает и доказывает Божественность Христа. Одна из мыслей этого трактата такова: если император собирается воевать с еретиками арианами, то он непременно нуждается в доспехах и оружии истинной веры. Вот какими словами он напутствует Грациана: «Иди же открыто в бой, огражденный щитом веры и имея меч духовный, иди же к победе, предсказанной в древности, предвозвещенной божественными пророками»3.
Император остался доволен этим трактатом, а потому в первые месяцы 379 года он лично пишет Медиоланскому епископу краткое письмо в весьма неформальном тоне, что называется «без галстуков». Амвросий был польщен, получив подобное послание от самого августа. Ведь нужно пом-
2См.: Казаков М. Епископ и империя. С. 51.
3Progredere plane scuto fidei septus, et gladium spiritus habens: progredere ad victoriam superioribus promissam temporibus, et divinis oraculis prophetatam (Ambrosius Mediolanensis, Sanctus. De Fide Ad Gratianum Augustum Libri Quinque // PL. T. 16. Col. 136).
Латинская патрология
7
нить, что даже в христианской империи того времени император оставался неким небожителем, да и введенный Диоклетианом пышный придворный церемониал не был отменен. И Амвросий не замедлил с ответом: «Ты, о христианнейший государь, пожелал написать все послания собственноручно, дабы сами буквы были знамением и выражением твоей веры, твоего благочестия»4 . Также Грациан попросил, чтобы к изложению веры был добавлен трактат о Святом Духе. Выполняя волю августейшей особы, в 381 году Амвросий пишет три книги, вышедшие под общим названием «О Святом Духе». Будучи написан во время очередного похода Грациана против готов в Македонию5, трактат «О Святом Духе» был призван оказать императору моральную поддержку пред лицом предстоящих битв. В этом труде свт. Амвросий через призму триадологического учения излагает учение о третьем Лице Св. Троицы, говоря о Его отношении к другим Лицам, природе, действии и т.д. При написании трактата Амвросий часто прибегает к авторитетным греческим авторам — Афанасию Александрийскому, Дидиму Слепцу и Каппадокийским отцам.
Перевод первой книги был осуществлен по тексту трактата, представленному в 16 томе латинской патрологии Ж.-П. Миня6. При подготовке журнальной публикации ссылки на текст Библии были дополнительно проверены и уточнены. В ряде случаев приводимые святителем цитаты Священного Писания не соответствуют в точности ни тексту Вульгаты, ни Септуагинты, и остается неясным, каким именно библейским текстом пользовался святой отец. Не исключено, что иногда он излагал смысл требуемого текста Писания по памяти, что не было редкостью для церковных авторов той эпохи.
4Цит. по: ParediA. Sant’ Ambrogio e la sua etk Milano, 1941. P. 129.
5Ibidem. P. 131.
6Ambrosius Mediolanensis, Sanctus. De Spiritu Sancto Libri Tres Ad Gratianum Augustum. Lib. 1 // PL. T. 16. Col. 703-742.