Научная статья на тему 'Трагизм любви в произведении А. И. Куприна «Гранатовый браслет»'

Трагизм любви в произведении А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
7841
472
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А.И. КУПРИН / ТЕМА ЛЮБВИ / «ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ» / A.I. KUPRIN / THE THEME OF LOVE / «GARNET BRACELET»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пэй Шань

Одним из наиболее самобытных и талантливых писателей начала ХХ века является А.И. Куприн, в творчестве которого тема любви занимается значительное место. В данной статье рассматривается проблематика любви в известной повести «Гранатовый браслет», в которой любовь раскрывается писателем как поэтичная трагедия. Повесть была основана на реальных событиях и повествует нам о подлинной, бескорыстной, самоотверженной любви.One of the most original and talented writers of the early twentieth century is A.I. Kuprin, in whose work the theme of love occupies a significant place. This article discusses the problems of love in the famous story «Garnet bracelet», in which love is revealed by the writer as a poetic tragedy. The story was based on real events and tells us about true, selfless, selfless love.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трагизм любви в произведении А. И. Куприна «Гранатовый браслет»»

- Филологические науки -

ТРАГИЗМ ЛЮБВИ В ПРОИЗВЕДЕНИИ А.И. КУПРИНА «ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ»

Пэй Шань, магистрант

Хунаньский педагогический университет

(Китай, г. Чанша)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10405

Аннотация. Одним из наиболее самобытных и талантливых писателей начала ХХ века является А.И. Куприн, в творчестве которого тема любви занимается значительное место. В данной статье рассматривается проблематика любви в известной повести «Гранатовый браслет», в которой любовь раскрывается писателем как поэтичная трагедия. Повесть была основана на реальных событиях и повествует нам о подлинной, бескорыстной, самоотверженной любви.

Ключевые слова: А.И. Куприн, тема любви, «Гранатовый браслет».

Стремление к любви - это инстинкт человечества. Тема любви часто затрагивается в произведениях А.И. Куприна. С прекрасным языком, безошибочным вкусом и тонким пониманием психологии он пишет о любви. В произведениях Куприна любовь существует как спасительная сила, оберегающая человеческую душу, выявляет лучшие качества в любящих. «Именно в сфере любви по преимуществу проявляет в творчестве Куприна «маленький человек свои большие чувства» (Афанасьев В.Н.) Однако любовь раскрывается нам писателем, как правила, печально и трагично. Любовь, по Куприну, «всегда трагедия, всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскресение и смерть». «Гранатовый браслет», одно из самых благоуханных и трогательных произведений Куприна, в котором любовь изображается как искреннее, сильное иногда даже какое-то безумное сущее человеческой души. Сам Куприн дал высокую оценку своей работы, говоря о том, что «ничего более целомудренного я еще не писал».

Мелкий телеграфист Желтков влюбился в княгиню Веру Николаевну Шеину, жену предводителя дворянства. В день именин Веры она получила гранатовый браслет от Желткова в подарок. Гранатовый браслет символизирует святую и вечную любовь героя и индивидуальность этого человека, под непритязательной внешностью которого таится блестящий огонь любви. Вера была «единственной

радостью в жизни, единственным утешением, одной мыслью» для Желткова. Он благодарен, что она существует. Он счастлив, только потому, что он любит. Он любит, не требуя ничего взамен. Чтобы не мешать жизни княгини, наконец Желтков решил убить себя. В своем предсмертном письме мелкий чиновник оставляет свое возлюбленной только благословение: «Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое».

Семь лет Желтков пережил безнадежной и безответной любовью к Вере Николаевне Шеиной, замужней даме из совсем другого круга. Переключиться на что-то другое он не может, и не хочет. Его «не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей» - вся жизнь заключается только в любимой женщине. Молчаливая, безнадежная и бескорыстная любовь охватила всю жизнь Желткова и привела его к неизбежной смерти. Вера раньше не обращала внимание на его любовь и не понимает такой любви. Но когда она узнала о величайшей таинственной любви, которая повторяется «только один раз в тысячу лет», о которой мечтает каждая женщина, любовь уже прошла мимо. Устами старого генерала Аносова Куприн высказал свое мнение «Любовь, должна быть трагедией! Величайшей тайной в мире!» Не каждому под силу пожертвовать всем накопленным даже своей жизнью за один короткий миг счастья. Куприн неслучайно завершил

Филологические науки -

свою повесть трагическим финалом, а именно для того, чтобы «сильнее оттенить силу любви Желткова к почти незнакомой ему женщине». Сближается понятия «любовь-жизнь» и «любовь - смерть»: весь смысл жизни человека заключается в любви. Любовь «сильна, как смерть» и «сильнее смерти». Без этого чувства жизнь превращается в бессмысленную пустоту, неизбежно приводящая к смерти.

Трагическое, как понятие категории эстетики, вскрывает неразрешимый конфликт героя с силами, угрожающими его существованию и приводящими к гибели важные духовные ценности. С одной стороны, любовь Желткова к Вере сильная, искренняя, самоотверженная, не ждущая никаких наград. Ради любви он готов «совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение», что для него «вовсе не труд, а радость». С другой стороны, они находятся на разных ступенях социальной лестницы, благодаря условностям которого мысль о любви между княгиней и бед-

гическая любовь закичилась самоубийством Желткова. Трагический аспект любви появляется под действием не только личности героя, но и социального несправедливости. Это не только личная трагедия Желткова, но и тяжелая проблема всего общества.

В «гранатовом браслете» любовь существует как нежданный подарок - поэтический и озаряющий жизнь - среди обыденщины, среди трезвой реальности и устоявшегося быта. Любовь, это не мирное и скучное долголетнее сожительство, не компромисс с реальной жизнью. Куприн отделяет любовь от материального благополучия и ставит ее выше всякого искусства на свете. Любовь единая, всепрощающая, на все готовая, скромная и самоотверженная, о которой люди мечтают, ее не должны касаться «никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы». Именно такая любовь, как луч, появляется в серой бытовой жизни. Люди умирают, а настоящая любовь остается навсегда.

ным чиновником просто невозможна. Тра-

Библиографический список

1. Афанасьев В.Н. Куприн А.И. Критико-биографический очерк. - М., 1960.

2. Куприн А.И. Гранатовый браслет: Повести и рассказы. - М., 1984.

3. Паустовский К.Г. Наедине с осенью (сборник). - М., 1972.

THE TRAGEDY OF LOVE IN THE WORK OF A.I. KUPRIN «GARNET BRACELET»

Pei Shan, Master's degree student Hunan Pedagogical University (China, Changsha)

Abstract. One of the most original and talented writers of the early twentieth century is A.I. Kuprin, in whose work the theme of love occupies a significant place. This article discusses the problems of love in the famous story «Garnet bracelet», in which love is revealed by the writer as a poetic tragedy. The story was based on real events and tells us about true, selfless, selfless love.

Keywords: A.I. Kuprin, the theme of love, «Garnet bracelet».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.