Научная статья на тему 'Трагедия в дореволюционном татарском театре'

Трагедия в дореволюционном татарском театре Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
167
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трагедия в дореволюционном татарском театре»

траектории, обратной связи с учащимися, создание эргономичного и эстетичного образовательного пространства.

Методология медиаобразовательной деятельности фундируется на гуманитарной методологии, поскольку медиаобразование представляет собой важное направление профессионального гуманитарного образования, отражающего динамику, трансформацию и рефлексию современного гуманитарного знания, развитие которое происходит в русле междисциплинарной интеграции.

Именно поэтому, размышляя над гуманитарной методологией, известный ученый А. Моль в своих трудах, отмечает, что «классический метод гуманитарного познания широко используется дедукцией и приемом так называемых формальных рассуждений... В наше время фактура «экрана знаний» в корне иная... можно сказать, что она все больше становится похожей на волокнистое образование или войлок: знания складываются из разрозненных обрывков, связанными простыми, чисто случайными отношениями близости по времени усвоения, по созвучию или ассоциации идей. Эти обрывки не образуют структуры, но они обладают силой сцепления, которая не хуже старых логических связей придает экрану знаний»[3].

Таким образом, участие искусствоведа как междисциплинарного специалиста-педагога в научно-образовательной деятельности творческого, гуманитарного или даже технического вуза, способствует образовательной и профессиональной рефлексии, интеграции теории и практики в системе медиакоммуникаций и художественной культуры, оптимальному выбору современных подходов к организации учебного процесса студентов, применению активных методов обучения при реализации новых федеральных образовательных стандартов.

В свою очередь, грамотное соотношение вариативного и инвариативного искусствоведческо -культурологического компонентов в программах подготовки высшего образования на уровнях бакалавриата (54.03.01 «Дизайн», 42.03.02 «Журналистика», 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью» (профиль «Реклама в международном сотрудничестве»), магистратуры (42.04.01 «Реклама и связи с общественностью» (профиль «Реклама и коммуникации в международной сфере»), аспирантуры (50.06.01 «Искусствознание», 44.06.01 «Образование и педагогика» (профиль «Теория и методика профессионального образования) позволит, успешно ориентируясь в методике преподавания искусствоведческих и коммуникационных дисциплин, формировать универсальные, общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные, специальные компетенции, что обусловлено сменой образовательных парадигм, фундаментализацией, междисциплинарностью, интегративностью, информатизацией высшего образования, а также тесного взаимодействия креативной индустрии и современных медиа.

Список используемой литературы

1. Йегер В. Пандейя. Воспитание античного грека (Эпоха великих воспитателей и воспитательных систем») / Перевод с нем. М.Н. Батвинника. - М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 1997.

2. Ломов С.П., Аманжолов С.А. Методология художественного образования: Учебное пособие. - М.: МПГУ, 2011.

3. Моль А. Социодинамика культуры: Пер. с фр. / Вступ. статья ред. и примеч. Б.В. Бирюкова [и др.]. - М.: Прогресс, 1973.

4. Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010.

5. Хилько Н.Ф. Роль аудиовизуальной культуры в творческом самоосуществлении личности: Монография. Омск: Изд. Сибир. филиала Рос. ин-та культурологии, 2001.

© И.Л. Гольдман, 2015

УДК 792.2

Фардеева Динара Радиевна

канд. филолог. наук, н.с. отдела театра и музыки ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова АН РТ,

г. Казань, РФ, E-mail: dinara.fardeeva@yandex.ru

ТРАГЕДИЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОМ ТАТАРСКОМ ТЕАТРЕ

Аннотация

В статье рассматривается процесс постановки трагедий на сцене дореволюционного татарского театра. Проанализированы наиболее важные спектакли, их особая значимость для зрителя того периода.

Ключевые слова Трагедия, спектакль, произведение, роль, театр.

Трагедия - жанр художественного произведения, предназначенного для постановки на сцене, который построен на конфликте противоположных сил и, как правило, заканчивающийся гибелью трагического героя. Трагедии содержат в себе неразрешимые конфликты между противоположными характерами. В них чаще всего описываются трагические ситуации, трагические события [1, с. 6].

В татарской драматургии к жанру трагедии обращаются довольно поздно, поэтому в дореволюционном татарском театре ставятся преимущественно переводные трагедии.

27 сентября 1913 года на сцене татарского театра была поставлена трагедия Н. Везирова «Горе Фахретдина». Данное произведение сразу же прочно вошло в репертуар театра и полюбилось зрителям. Талант таких артистов, как Валиулла Муртазин и Гульсум Болгарская раскрывается именно благодаря произведению «Горе Фахретдина». В центральном плане образ Фахретдина, которого Муртазин исполняет без излишнего пафоса, с большим мастерством. В спектакле наряду с образом Фахретдина присутствует образ Саадат, которая вместе со своим возлюбленным Фахретдином борется с кровавыми обычаями старины. С большим мастерством эту роль исполняет Г. Болгарская. В спектакле Саадат-Болгарская отличается от других женщин своим острым умом, сильным характером. В ее лице зритель видит смелую и отважную девушку, стремящуюся к свободе.

В спектакле также были задействованы С. Байкина, Г. Кариев, Б. Болгарский и другие артисты. «Горе Фахретдина» становится популярным спектаклем и является для татарского театра большим шагом в освоении трагического материала.

По преимуществу трагедии строятся на конфликте двух противоположных сил и заканчиваются гибелью положительного героя. В большинстве случаев сюжет освещается в романтическом плане. Ярким примером таких трагедий можно назвать произведение Ф. Шиллера «Коварство и любовь». Премьера этого спектакля на татарской сцене состоялась 29 марта 1913 года. Произведение ставится по случаю бенефиса В. Муртазина. В качестве режиссера был приглашен актер русского театра А. Загорский. Д. Парчинский дает положительную оценку спектаклю: «Надежды оказались не напрасными. В каждом движении артистов видна работа опытного режиссера. Маленькая сцена не была тесной для артистов, они нашли способ не закрывать друг друга» [2, с. 2]. Роли Луизы и Фердинанда исполняют Г. Болгарская и В. Муртазин. Болгарская дает образ Луизы в развитии: сначала она мечтательная влюбленная, а в конце спектакля уже девушка, смотрящая с презрением на несправедливости. Муртазин исполняет роль Фердинанда «...замечательно. Этот артист идет большими шагами вперед к успеху», - пишется об игре Муртазина в газете «Кояш» («Солнце») [3, с. 2].

Роль Президента исполняет Г. Кариев. Для актера эта роль является своего рода ступенью развития, так как до этого он исполнял лишь комедийные роли, консервативных татарских стариков, сейчас же ему приходиться войти в образ европейского аристократа, представителя власти. Тем не менее, «он воплощает эту роль довольно убедительно», - пишется об игре Кариева в рецензии Г. Карама [4, с. 2].

20 января 1917 года на татарской сцене ставится трагедия Н. Нариманова «Надир шах» (режиссер Г. Кариев). «Надир шах» - романтическая трагедия, в которой выражается протест деспотизму, религиозному фанатизму, вражде между разными народами.

Трагедия «Надир шах» весьма сложная по своему построению, в ней очень много персонажей. Одному и тому же актеру приходиться исполнять несколько ролей. В декорациях не хватает пышности и солидности ханских дворцов. Даже сцена Большого театра оказывается слишком маленькой для постановки этого произведения. Но, несмотря на это спектакль смотрится с большим интересом, зрители остаются довольными. Положительную оценку в журнале «Ан» («Сознание») этому спектаклю дает Г. Карам и призывает татарский театр в дальнейшем ставить подобные пьесы [5, с. 4].

В спектакле на центральный план выходит игра Г. Кариева. «Он полно и точно передает образы бесстрашного захватчика Надира и добросердечного, тревожного шаха», - пишет об игре Кариева Г. Карам [6, с. 4].

Роль хана Хусаина и мурзы Махди исполняет Камал I, хана Тахмаса и принца Ризаклы - Камал II, жены Надира Гульджихан - Г. Болгарская, хана Жагфара - Б. Болгарский. Постановка трагедии «Надир шах» доказывает то, что актеры труппы - воспитанники Кариева с большим мастерством могут исполнять не только комические, но и трагические роли, а Кариев - талантливый режиссер. В репертуаре труппы «Сайяр» и в целом в татарском театре трагедия Н. Нариманова «Надир шах» занимает особое место, так как это первое историческое произведение, поставленное на сцене театра. Благодаря поставленным в нем проблемам спектакль обогащает репертуар татарского театра, дает толчок в развитии романтического направления и открывает путь для постановок на сцене произведений, основанных на исторических сюжетах.

10 марта 1917 года на сцене татарского театра впервые ставится произведение Г. Гейне «Альмансор» (режиссер Г. Кариев), в котором зрители увидели борьбу представителей мусульман и христиан. В роли Альмансора - В. Муртазин. Артисту удается глубоко войти в образ своего героя, он исполняет свою роль с большим вдохновением и яркой эмоциональностью. Роль Альмансора ясно показывает, что Муртазин -актер широкого диапазона, ему удаются роли самого разнообразного репертуара.

Спектакль не ограничивается лишь тем, что в нем изображается разрушение высокой культуры, прекрасной мечты, в нем ярко пропагандируются любовь, красота, возвышенность и благородство. Эти положительные идеалы Г. Гейне звучат наиболее сильно в финале спектакля.

Одно из трагических явлений в жизни татарского народа - насильственная христианизация татар. Именно опираясь на эти события, пишется первая трагедия в истории национальной драматургии.

«Зулейха» - это первое масштабное произведение о судьбе татарского народа. В основе сюжета трагедии - история татарской женщины, лишившейся всего, кроме убеждений. На сцене татарского театра «Зулейха» впервые была поставлена 17 марта 1917 года.

В газете «Юлдуз» («Звезда») Ш. Ахмадиев пишет: «Постановку этого произведения на сцене можно считать большим событием для татарского народа. Когда мы сморим это произведение на сцене, мы думаем: «Неужели настало время для таких произведений?» [7, с. 3].

Г. Карам также обращает внимание о постановке на сцене исторической трагедии. «Гаяз Исхаки своим острым пером живо и полно представил перед нами эти ужасающие события», - пишет он в журнале «Ан» [8, с. 7].

С большим восторгом публика воспринимает спектакль «Зулейха», приуроченный к бенефису Г. Кариева. В связи с выходом этого спектакля пишутся серьезные статьи о положении татарского театра, актерском мастерстве, режиссуре, оформлении сцены, зрителях.

Бенефициант Кариев бесподобно исполнил роли старика Гимади и мюрида Габдуллы. В роли Зулейхи - Г. Болгарская. Актриса исполняет свою роль «с большим талантом, глубоко войдя в образ», - пишется об игре Болгарской в газете «Кояш» [9, с. 3]. Положительная оценка игре актрисы дается и в газете «Юлдуз»: «вначале сложилось впечатление, что Болгарская не сможет точно воссоздать образ смелой и решительной татарской женщины, но она превзошла все ожидания, сыграв свою роль бесподобно, поэтично» [10, с. 2]. В спектакле в образе Зулейхи показывается не только судьба отдельной татарской женщины, но и историческая трагедия всего татарского народа.

Подводя итоги, следует отметить следующее. В татарский театр жанр трагедии входит в 1913-14 годах через переводные произведения Н. Везирова, Г. Гейне, Ф. Шиллера, Н. Нариманова.

С началом Первой мировой войны для татарского театра репертуар является одной из насущных проблем. Если раньше в репертуаре преобладали комедии, то сейчас на первый план выходят трагедии. Трагедии, поставленные на сцене дооктябрьского татарского театра, сыграли важную роль в дальнейшем развитии и формировании национального театра.

Список используемой литературы:

1. Махмутов Х.К. Жанр трагедии в татарской драматургии. Казань: Татарское книжное издательство. 1965. 112 с. (на тат. яз).

2. Парчинский Д. В клубе Шарык // Кояш. 1913. 2 апреля (на тат. яз).

3. Там же.

4. Карам Г. Татарский театр // Юлдуз. 1913. 4 апреля (на тат. яз).

5. Карам Г. Театр и музыка // Ан. 1917. № 24 (на тат. яз).

6. Там же.

7. Ахмадиев Ш. «Зулейха» // Юлдуз. 1917. 22 марта(на тат. яз).

8. Карам Г. Театр и музыка // Ан. 1917. № 3-4 (на тат. яз).

9. Амирхан Ф. «Зулейха» // Кояш. 1917. 19 марта (на тат. яз).

10. Ахмадиев Ш. «Зулейха» // Юлдуз. 1917. 22 марта (на тат. яз).

© Д.Р. Фардеева, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.