Научная статья на тему 'Трагедия Гражданской войны и повседневность белой столицы России в стихах омских поэтов (июнь 1918 - ноябрь 1919)'

Трагедия Гражданской войны и повседневность белой столицы России в стихах омских поэтов (июнь 1918 - ноябрь 1919) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
352
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ / БЕЛЫЙ ОМСК / ЛИТЕРАТУРА / ПОЭЗИЯ / ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / 1918- / 1919 / CIVIL WAR / COUNTERREVOLUTION / WHITE OMSK / LITERATURE / POETRY / EVERYDAY LIFE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сизов Сергей Григорьевич

Проблема и цель. Исследуется отражение Гражданской войны и повседневности в стихах поэтов Белого Омска 1918-1919 годов (в период Временного Всероссийского правительства и правительства адмирала А. В. Колчака). Цель вывить те явления общественной жизни, которые в наибольшей степени волновали омских поэтов. Методы и методология. Исследования проводится на основе социокультрного подхода, методов исторического описания, типологизации. На большом поэтическом материале 1918-1919 годов (газеты и сборники стихов) выделены наиболее важные события и явления, волновавшие омских поэтов, наиболее характерные темы стихов Белого Омска. Результаты исследования. В 1918-1919 годах Омск был одним из главных центров культурной жизни страны, где собрались замечательные поэты Г. Маслов, Г. Вяткин, Ю. Сопов и другие. Стихи поэтов Белого Омска являются не только важной частью русской культуры, но и интересным источником по истории общественных настроений и повседневности в годы братоубийственной войны. Выводы. В своих стихах поэты пытались ответить на вопросы о причинах революции и Гражданской войны. Резкой критике белых поэтов подверглись порядки, царившие в Советской России. В стихах встречаются обвинения большевиков во лжи и обмане, убийствах невинных людей, разрушении исторически сложившихся социальных и духовных институтов. Обозначаются в стихах и недостатки, царившие в Белой столице России Омске: коррупция, дороговизна, спекуляции, неимоверная острота жилищной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRAGEDY OF THE CIVIL WAR AND THE DAILY LIFE OF THE WHITE CAPITAL OF RUSSIA IN THE OMSK POETS verses (JUNE 1918 - NOVEMBER 1919)

Introduction. The reflection of Civil war and everyday life in verses of the White Omsk poets in 1918-1919 (in the period of the Temporary all-Russian government and the government of Admiral A. V. Kolchak) is investigated. The aim is to identify the phenomena of social life worried Omsk poets most of all. Methods and methodology. The research is conducted on the basis of socio-cultural approach, methods of historical description, typology. Using the vast poetic material of 1918-1919 (newspapers and poetry collections), the most important events and phenomena that worried Omsk poets, the most typical verses themes of White Omsk are highlighted. Results. The Civil war and everyday life reflection in the verses of the White Omsk poets in 1918-1919 (in the period of the Temporary all-Russian government and the government of Admiral A. Kolchak) are examined. In 1918-1919 there were quite a few publications where poets could publish their verses. They were “Zarya”, “Nasha zatya”, “Russkaya armiya”, “Nasha gazeta” newspapers and “Velikaya Rossiya”, “Irtysh” magazines. Some poems collections were published and the most famous of them was the “1919”. Conclusions. White Omsk poets tried to answer questions concerning the causes of the revolution and Civil war. White poets sharply criticized the rules prevailed in Soviet Russia. In the poems one can come across the accusations of Bolsheviks of lies and deception, the killing of innocent people, and destruction of the historically established social and spiritual institutions. The shortcomings such as corruption, expensiveness, speculation, the incredible sharpness of the housing problem prevailed in Omsk, in the White capital of Russia were denoted in verses.

Текст научной работы на тему «Трагедия Гражданской войны и повседневность белой столицы России в стихах омских поэтов (июнь 1918 - ноябрь 1919)»

УДК 94 (47) ''1918-1919'' DOI 10.17238/issn1998-5320.2019.35.30

С. Г. Сизов,

Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет, Омск

ТРАГЕДИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ И ПОВСЕДНЕВНОСТЬ БЕЛОЙ СТОЛИЦЫ РОССИИ В СТИХАХ ОМСКИХ ПОЭТОВ (ИЮНЬ 1918 - НОЯБРЬ 1919)

Проблема и цель. Исследуется отражение Гражданской войны и повседневности в стихах поэтов Белого Омска 1918-1919 годов (в период Временного Всероссийского правительства и правительства адмирала А. В. Колчака). Цель - вывить те явления общественной жизни, которые в наибольшей степени волновали омских поэтов.

Методы и методология. Исследования проводится на основе социокультрного подхода, методов исторического описания, типологизации. На большом поэтическом материале 1918-1919 годов (газеты и сборники стихов) выделены наиболее важные события и явления, волновавшие омских поэтов, наиболее характерные темы стихов Белого Омска.

Результаты исследования. В 1918-1919 годах Омск был одним из главных центров культурной жизни страны, где собрались замечательные поэты Г. Маслов, Г. Вяткин, Ю. Сопов и другие. Стихи поэтов Белого Омска являются не только важной частью русской культуры, но и интересным источником по истории общественных настроений и повседневности в годы братоубийственной войны.

Выводы. В своих стихах поэты пытались ответить на вопросы о причинах революции и Гражданской войны. Резкой критике белых поэтов подверглись порядки, царившие в Советской России. В стихах встречаются обвинения большевиков во лжи и обмане, убийствах невинных людей, разрушении исторически сложившихся социальных и духовных институтов. Обозначаются в стихах и недостатки, царившие в Белой столице России - Омске: коррупция, дороговизна, спекуляции, неимоверная острота жилищной проблемы.

Ключевые слова: Гражданская война, контрреволюция, Белый Омск, литература, поэзия, повседневность, 1918, 1919.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). Проект № 17-81-01006 «"Белая столица России": повседневная

жизнь Омска (июнь 1918 - ноябрь 1919 гг.)».

Проблема и цель. Вопрос об использовании художественной литературы как исторического источника давно обсуждается в исторической науке. Сегодня большинство историков соглашаются с тем, что литературные произведения являются важным историческим источником [1]. Особое значение этот источник имеет при анализе культурологических, социально-политических и социально-психологических явлений и процессов [2].

Поэты, как уже давно замечено, обладают уникальными свойствами отражения и понимания окружающей действительности. Имея особую чувствительность души, они намного острее воспринимают многие проблемы общества и могут рельефнее и глубже отразить их в своём творчестве. Вот почему для изучения общественного сознания и настроений, специфики повседневности немалый интерес представляет стихотворчество.

В данной статье разбираются стихи омских поэтов 1918-1919 годов, отразивших важнейшие общественные настроения.

Литературные силы Омска в годы Гражданской войны. В годы Гражданской войны в Омске оказалось немало выдающихся поэтов, художников, музыкантов. Часть из них попали в Белую столицу России вынужденно: спасались от голода, разрухи, красного террора. Другая часть были омича-ми, поскольку Омск ещё до революции обладал заметными литературными силами.

Одним из центров литературного творчества в Белой столице стал Омский отдел «Союза возрождения России». Под его руководством в декабре 1918 года был создан кружок литературы и искусства по инициативе А. В. и В. В. Кирьяновых, профессора Б. П. Денике, В.В. Куликова. В здании Центросибири на Гасфортовской улице проходили собрания, где выступали с докладами и лекциями литераторы, искусствоведы, деятели культуры. Отделом «Союза возрождения России» устраивались подобные вечера и в Гарнизонном собрании. Участниками вечеров были петербургские литераторы С. Ауслендер и Г. Маслов, сибирский поэт Г. Вяткин, искусствовед и востоковед Б. Денике [3].

Существовали и неформальные центры притяжения омских писателей и поэтов. Среди них был, например, дом известного омского литератора и оригинала Антона Сорокина на Лермонтовской улице (этот дом сохранился до наших дней). Широко известен был и литературный салон Н. Подгоричани. Круг литераторов, которые периодически собирались в этих домах был довольно велик. Здесь бывали Вс. Иванов, А. Несмелов, Г. Вяткин, Ю. Сопов, Г. Маслов, С. Ауслендер, В. Язвицкий и многие другие поэты и писатели. В городе был Литературно-художественный кружок, который периодически проводил свои заседания [4].

В 1918-1919 годах существовало довольно много изданий, где поэты могли напечатать стихи. Это были как газеты: «Заря», «Наша заря», «Русская армия», «Наша газета», так и журналы: «Единая Россия», «Иртыш». Издавались и сборники стихов: самым известным из них стала книжка стихов «1919». Объём напечатанных стихотворений в газетах и журналах за 1918-1919 годы довольно велик. Это позволяет рассматривать стихи поэтов Белого Омска не только как литературную ценность, но и как интересный исторический источник. Растущий интерес к «белой» поэзии привёл к выходу большой поэтической антологии - «Поэзия Белой столицы» (Омск, 2016), куда вошли многие стихи, публиковавшиеся в омских изданиях в 1918 - 1919 годах.

Поэты Белого Омска отзывались на самые насущные проблемы действительности. В этих стихах остро поднимались как серьёзные вопросы, связанные с осмыслением революции, Гражданской войны, так и проблемы повседневной жизни страны и её Белой столицы. Характерны в этом отношении сатирические стихи. (Приводимые в статье стихотворения, как правило, даны в сокращёнии и в современной орфографии.)

Читая стихи омских поэтов 1918-1919 годов, ловишь себя на мысли, что почти в каждом из них в той или иной степени переживается трагедия Гражданской войны. Даже в том случае, если стихотворение принадлежит к жанру любовной или пейзажной лирики, эта тема, хоть и на заднем плане, неизбежно присутствует. Люди переживали настоящую катастрофу, потеряв не только привычный материальный уклад, комфорт. Рухнул привычный мир, образ жизни, началась страшная братоубийственная война.

Основные темы стихов. Одна из главных тем поэзии Белого Омска - это тема России, её спасения. Катастрофа революции и Гражданской войны будто бы заставили поэтов заново оценить историческую Россию как великое достояние. То самое достояние, которое не сберегли. Характерно в этом отношении стихотворение Георгия Вяткина «Отечество». Это практически манифест русского национального сознания.

Великим зовам Человечества Покорно слух мой отдаю, Но я люблю моё Отечество, Отчизну милую мою.

И никакой стране неведомой, И никаким чужим краям Того, что Русью заповедано, Храня ревниво, не отдам.

И пусть смеются злые вороги, Но мне близка моя земля, Но сердцу радостны и дороги Седые башенки Кремля [5].

<...>

И как следствие размышлений о России - тема белой борьбы и белой армии, которая ведёт битву за спасение страны от большевиков. Среди множества стихов на эту тему обращают на себя внимание произведения поэта, писавшего под псевдонимом Владимир Менестрель. Составители сборника «Поэзия Белого Омска» указывают на вероятность того, что под этим именем мог скрываться Борис Шнейдер (но полной уверенности в этом нет). Менестрель писал действительно пронзительные стихи. Среди особенно удачных его работ - «Крестоносцы». Это произведение связано с интересным событием в жизни Омска -формированием здесь в 1919 году добровольческих дружин Святого Креста.

Кровавые призраки бродят, И шепчут молитву уста...

На ратное дело уходят Дружины Святого Креста. Их ждет сиротливая Волга, Их ждет золотая Москва... Народ бесновался так долго, И труд заменили слова! Наследье отцов погибает, Повсюду позор и развал... Средь огненных гроз нарастает Девятый решительный вал! За родину, семьи и Бога, Под знаменем чистым Креста Идут они сумрачно строго... И шепчут молитву уста. И веришь, что ужасы ада Прогонит крестовый поход -Исчезнет звериная правда, И солнце России взойдёт! [6]

Гражданская война - война с огромными жертвами. Город Омск, как другие российские города, был заполнен беженцами, ранеными и увечными воинами. Люди приходили встречать своих близких на вокзал. Поэт, подписавшийся Василий И-чный, в мае 1919 года публикует пронзительное стихотворение «Санитарный поезд», в котором описана встреча на вокзале матери с инвалидом сыном.

Вагон за вагоном, звеня буферами,

Мелькает всё реже в глазах.

На станции много народу, как в храме;

На лицах смущенье и страх.

У всех в ожиданьи сжимается сердце:

Быть может, там сын или брат?!.

И к серым вагонам с крестами на дверцах

Родные, волнуясь, спешат...

Вдруг матери вопль я услышал: «Гришутка!

Мой мальчик, родной мой, ты жив!»

И голос с носилок раздался так жутко:

«Без ног я.... О, мать, не тужи!»...

И вздрогнул, казалось мне, вечер

весенний;

Как будто сжал сердце мне спрут, И крикнуть хотелось толпе: «На колени!» «Героев отчизны несут...» [7]

С темами России и белой борьбы связано и ещё одно направление размышлений поэтов: критическая оценка деятельности большевиков. Критика руководства Большевизии (так тогда нередко называли часть России, контролируемую сторонниками Ленина) часто встречается в поэзии Белого Омска. Такие стихи охотно печатались в белых газетах. В качестве примера можно привести ещё одно стихотворение поэта Владимира Менестреля, в котором он обрушивается на большевиков, которые обещали одно, а реально дали совсем другое. Менестрель назвал своё обличительное стихотворение «Коммунисты».

Они сулили родине свободу И продали врагам несчастную страну... Они сулили вечный мир народу И начали гражданскую войну!

Был страстный крик о равенстве и братстве, О праве личности, о святости труда... А сами все погрязли в тунеядстве, Убили право нагло, без стыда.

Всех уравняли в голоде и пытке! С буржуев начали, закончив мужиком, Украв сирот последние пожитки, Расправившись с беспомощным «попом»...

О казни... с трепетом и гневом говорили (И с лицемерием природных палачей!)... А сами кровью родину залили Под флёром псевдонимистых речей!

«Свобода»... извергам! Предатели, шпионы, Наёмные рабы - отбросы латышей, Бесчестят женщин, в щепки бьют иконы И не щадят святыни алтарей!

<...>

Преступники и рыцари обмана, Творцы «совдепии» и «мировых» реформ, Под треск пустых речей, под пеленой тумана Они «совдепию» используют на корм!

Довольно вам глумиться, аферисты! Уж новая заря над родиной взошла. Останется навек лишь слово «коммунисты», Как символ подлости, ничтожества и зла! [8]

Религиозные мотивы часто встречаются в стихах омских поэтов. Духовная жизнь Белой столицы была достаточно интересной. Особенно часто писались и публиковались духовные стихи в канун празднования православных праздников, прежде всего Рождества и Пасхи. Интересно, что во многих стихах религиозная тематика тесно была переплетена с желанием победы над безбожной властью большевиков. Жажда чуда освобождения страны и возвращения её в лоно исторической традиции пронизывает такие стихотворения. Характерным в этом отношении является произведение Сергея Лабазина, служившего в момент публикации прапорщиком в белой армии [9].

Христос воскрес, и крепнет вера, Что вновь могуча и сильна, На страх совдепа изувера Россия встанет ото сна. Христос воскрес, и комиссары, Как от креста служитель тьмы, Бегут со страхом из Самары, Казани, Вятки, Бугульмы. Христос воскрес, и Русь Святая Своих сынов опять зовёт К знамёнам, бодро возглашая: В Москву вперёд, в Москву вперёд, Чтоб там в стенах Кремля родного Под сводом северных небес Опять сказать друг другу снова Воскресла Русь, Христос Воскрес! [10]

Ностальгия по родным местам и прежней жизни - ещё одна широко распространённая тема поэзии Белого Омска. Сибирь воспринимается некоторыми поэтами-беженцами как бесприютная чужбина и как место сбора всех русских сил для возрождения России и нормальной жизни. Поэт, писавший под псевдонимом Дмитрий Изгой, так описывает свою тоску по малой родине.

На улице туман и слякоть, Осенний дождь стучит, шумит... О чем-то хочется заплакать,

И что-то душу мне томит... Теперь я здесь, в Сибири дикой, Забыт далекий домик мой, Балкон, обвитый повиликой, И сад с пахучей бузиной. Я здесь томлюсь в уединеньи, В душе прошедшее бужу И жду, когда шагну в волненьи Через заветную межу. Но дни изгнанья слишком долги... Чужда мне дикая тайга. Ах, скоро ли родимой Волги Увижу снова берега? [11]

И всё-таки поэт надеется увидеть, когда по улицам его родной Казани «пройдут ряды родных полков». Другой поэт-волжанин, писавший под псевдонимом Изгнанник, также не смог полюбить сибирские степи и мечтает вернуться домой на родную Волгу, занятую ныне большевиками. Он утверждает, что «родной Волги Иртыш не заменит». И объясняет почему.

В этих серых и бедных расцветом степях И цветы, и деревья, и краски бледнее, И не тот сладко пахнущий ветер в полях... В этой серой стране я один, все - чужие! Всё готов я отдать, чтоб на Волгу вернуться, <...>

Далее Изгнанник бросает свой упрёк тем жителям Белой столицы, кто забыл о долге перед Родиной и стремится лишь к наживе.

Там, на Волге теперь стоны, слёзы России! Здесь довольство трусливое, жажда наживы И стремленье забыть, хоть на миг, обо всём, Но надежды трусливые робки и лживы, Жизнь напомнит о крови огнем и мечом [12].

Поэт под псевдонимом Беженец также мечтает об окончании войны. Это событие он связывает с победой белой армии над большевиками и возращением домой.

Жду я дней, когда кусты смородины В свежий лист оденутся опять. Жду весны, когда в просторах родины Можно будет радостно дышать.

Жду поста глубокого, великого, Жду молитв для каждого из нас, Чтоб Москву спасти от плена дикого, Может быть, в последний жуткий час.

<...>

Верю я: отравлена обманами, Соберется дивная Земля, Соберется вся, болея ранами, Подойдёт к величию Кремля.

А весна, сиреневая, смелыми Будет снова грозами греметь И ночами вдумчивыми, белыми В красоту грядущего глядеть [13].

Острейшей темой того времени была трагедия беженцев. В 1919 году Омск был заполонён людьми, бежавшими от наступающей Красной армии. В газетах публиковались свидетельства о бесчинствах чекистов и комиссаров. Многие беженцы не только потеряли всё своё имущество и лишились прежнего образа жизни, но и оказались в тяжелейшем психологическом состоянии, были растеряны и не знали, как жить дальше. Именно к ним в стихотворении «К беженцам» [14] обращается поэт, обозначивший себя лишь двумя инициалами П. К.

Красное знамя, кровавое знамя Вьётся над городом нашим родным. Пеплом давно уже сделало пламя Всё, что привыкли считать мы святым.

<...>

Братство, свобода и счастье народа Всё это стало лишь звуком пустым Голод и холод, печаль и невзгода Больше и дальше всё пепелищ дым.

Беженцы - братья родимого края Некуда больше бежать нам от бед. Каждую пядь лишь земли защищая Можем найти мы дорогу побед.

<...>

Уже упомянутый выше Георгий Вяткин - один из самых талантливых поэтов Белого Омска -обращает внимание и на один из характерных признаков войны - женщин в трауре. Тех, кто потерял в ходе Гражданской войны, террора, голода, эпидемий самых близких людей.

Женщины с печальными глазами! Часто, одинокие, весь день Бродите вы тихими шагами, Бледные, неслышные, как тень.

Мысли ваши скорбные не с нами, Грёзы похоронены в былом, Женщины с печальными глазами В трауре, глубоком и святом.

Храбрыми и честными бойцами Многие навеки полегли... Женщины с печальными глазами, Слёзы ваши - слёзы всей земли [15].

Стоит хотя бы несколько слов сказать об омских поэтессах. Назову несколько имён женщин, которые публиковали свои стихи в газетах и журналах Белого Омска: Вера Ракина, Нина Подгорича-ни, Таисия Баженова, Нина Аркадина (псевдоним Анны Константиновны Фефеловой). В стихотворении Таисии Баженовой «Последним вечером» - тема женщины, провожающей своего любимого на фронт и готовой к любым жертвам ради спасения Родины.

Я не буду плакать, - я не буду милый!.. Я с тобою - только - рядом посижу, Пусть в душе исчезли радости и силы, -Я тебе об этом разве расскажу? Вечером весенним, сильно утомлённой, Я прижмусь тихонько к твоему плечу... Ты уходишь завтра, нежный и влюбленный, Для победы славной - русскому мечу... <...>

Будем светлы, солнце! Было счастье - наше, -И последний вечер - это только нам! -

Пусть ты будешь ранен, пусть умрёшь ты даже, Я тебя без ропота Родине отдам! [16]

Омские поэты, критически наблюдая за продолжающимися склоками политических партий и их лидеров, за непрекращающейся прекраснодушной болтовнёй, откликались на это язвительными стихами. Они видели в этом угрозу поражения белого дела. Вот что писал по этому поводу поэт, взявший себе псевдоним Конёк-Горбунок.

Однозвучно гремит колокольчик -Льются речи одна за другой. Затопили Россию словами С головой, с головой, с головой.

Были речи и споры в совдепах И остались - в наследство от них... Однозвучно звенит колокольчик, Надрываясь у тех и других.

Отступили войска от Казани Под напором совдепских владык. Не смущаясь гремит колокольчик -Голосистый партийный язык.

<...>

Говорят о героях и жертвах, Восхищаясь собою тайком, И усердно спасают Россию, Языком, языком, языком! [17]

Затрагивали поэты в своих стихах и куда более приземлённые темы, связанные с бытовой повседневностью. В марте 1919 года поэт, укрывшийся под псевдонимом Роланд, публикует «Весенние рифмы» [18]. В этих стихотворных зарисовках рассказывается о двух острейших бытовых проблемах Белой столицы. Первое стихотворение посвящено дороговизне.

Звенят весенние капели, Но не поёт моя душа. Расходы сводишь еле-еле, И в результате ни гроша.

Обед на столовой - семь целковых Его же сытность знают все; Я в жутких денежных оковах Верчусь как белка в колесе...

Вторая стихотворная миниатюра обозначает ещё одну проблему жизни Омска - острый жилищный кризис, вызванный приездом в город огромного количества беженцев. Газеты пестрели объявлениями, в которых предлагались большие деньги тому, кто укажет комнату, которую можно снять у хозяев. Жилищная неустроенность поэта приводит его к весьма мрачным мыслям.

Квартиры нет. Великий пост. Квартиры нет. Да что же это? Придётся, лишь настанет лето, Пойти на жительство под мост.

Мысль удивительно проста: Что значит ценный ум житейский! Да, только... Вдруг из под моста Прогонит бравый полицейский.

И вновь скорбит моя душа И без жилья хожу как тень я Уйду ей-богу с огорченья На дно красавца Иртыша.

Рост преступности в этот период был характерен для всех регионов России. И Омск не был исключением [19]. Спекуляция была ещё одной из бед Белого Омска. Поэт Барыба откликнулся на эту проблему, опубликовав песню «Полтинушка» (которую предлагал исполнять на мотив старой «Дубинушки»).

Много песен слыхал я в родной стороне. Пели все - от бродяги до франта. Но из песен одна в память врезалась мне -Это гнусная песнь спекулянта: Эх, полтину надбавим! Разъединую еще разок! Накинем! Накинем! Да ухнем. <...>

Англичанин-купец, чтоб торговле помочь, Нажимает рекламы пружину, А родной спекулянт, коли будет невмочь, Сунет взятку, да взвоет полтину: Эх, полтину надбавим! Разъединую... и т. д. [20]

Другая беда этого времени - повсеместное взяточничество. Проблема коррупции была обострена падением прежнего порядка, разрухой и стала головной болью всех правителей времён Гражданской войны. Поэт, публиковавшийся под псевдонимом Земляк, написал об этом в стихотворении «Новое вино в старые мехи».

Новый строй и всё так ново... Прочь законы - есть декреты! Иногда свободу слова Разрешают комитеты.

В Лету пали бюрократы С канцелярщиною ветхой, А у власти - «демократы» С исполнительностью редкой...

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все названья новы стали, Только взятки - те лишь стары. Пристава их раньше брали, Ну а ныне - комиссары!

Взятка - вечною отравой Остается, как бывало: Брать нельзя рукою правой Ну, а левой - можно стало [21].

Выводы. Таким образом, поэты Белого Омска откликались на многие важные темы общественного бытия. В своих стихах они пытались ответить на вопросы о причинах революции и Гражданской войны. Ответы эти в большинстве своём были весьма эмоциональны, что исконно присуще поэзии. Абсолютное большинство поэтов болезненно переживало крах исторической России, резко критиковало тех, кто, по их мнению, этому способствовал. Поэты призывали сограждан активно поддерживать белую армию ради спасения России. Некоторые поэты искали религиозные причины постигших Родину бедствий, видя в революции и войне наказание народа за грехи.

Резкой критике белых поэтов подверглись порядки, царившие в Советской России. В стихах встречаются обвинения большевиков во лжи и обмане, убийствах невинных людей, разрушении исторически сложившихся социальных и духовных институтов. Весьма остро высмеивались в стихах и недостатки, царившие в белой столице России - колчаковском Омске: коррупция, дороговизна, спекуляции, неимоверная острота жилищной проблемы [22]. Стихи поэтов Белого Омска являются не только важной частью русской культуры, но и весьма интересным источником по истории общественных настроений и повседневности времён Гражданской войны. Формат одной статьи, конечно, не позволяет рассмотреть все особенности омской поэзии этого времени. Этот интересный источник требует дальнейшего изучения.

Библиографический список

1. Шмидт С. О. Путь историка. Избранные труды по источниковедению и историографии. М., 1997. С. 113-115.

2. Манкевич И. А. Литературно-художественное наследие как источник культурологической информации // Обсерватория культуры. 2007. № 5. С. 17-23.

3. Хомяков В. Сибирская Иппокрена. Литературные портреты омских писателей. URL: www.univer.omsk.su/pages /ipokrena/s13.html (дата обращения 12.04.2018).

4. В литературно-художественном кружке // Русская армия. 1919. № 96. 10 мая. С.3.

5. Вяткин Г. Отечество // Поэзия Белой столицы. Омск, 2016. С. 98-99.

6. Менестрель Вл. Крестоносцы // Наша газета (Омск). 1919. № 25. 14 сентября. С. 3.

7. И-чный Василий. Санитарный поезд // Русская армия (Омск). 1919. № 94. 8 мая. С. 4.

8. Менестрель Вл. Коммунисты // Утро Сибири (Челябинск). № 83. 1919. 20 апреля. С. 2.

9. Волков С. В. База данных «Участники Белого движения в России» на январь 2016. Буква Л. URL: swolkov.org/2_baza_beloe_dvizhenie/pdl/Uchastniki_Belogo_dvizhenia_v_Rossii_11-L.pdf (дата обращения 14.04.2018).

10. Лабазин С. Христос Воскрес // Наша заря (Омск). 1919. № 88. 27 апреля. С. 2.

11. Изгой Дм. На чужбине // Наша газета (Омск). 1919. № 45. 4 октября. С. 4.

12. Изгнанник. Настроения // Наша заря (Омск). 1919. № 152. 17 июля. С. 4.

13. Беженец. Жду я дней, когда кусты смородины // Наша Заря (Омск). 1919. № 24. 2 февраля. С. 2.

14. П. К. К беженцам // Наша заря (Омск). 1919. № 184. 24 августа. С. 2.

15. Вяткин Г. Женщины в трауре // Поэзия Белой столицы. Омск, 2016. С. 95.

16. Баженова Т. Последним вечером // Наша заря (Омск). 1919, 1919. № 105. 18 мая. С. 2.

17. Конёк-Горбунок. Печальная пародия // Заря (Омск).. 1919. 13 октября; Цит по: Поэзия Белой столицы. Омск, 2016. С. 155.

18. Роланд. Весенние рифмы // Наша заря (Омск). 1919. № 61. 21 марта. С. 2.

19. Сизов С. Г. Уголовная преступность в Белом Омске в 1918-1919 гг. (на материалах периодической печати) // Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. № 3 (71). С. 79-85.

20. Барыба. Полтинушка // Наша газета (Омск). 1919. № 16. 5 сентября. С. 3.

21. Земляк. Шрапнель из тыла. Новое вино в старые мехи // Наша газета (Омск). 1919. № 38. 27 сентября. С. 4.

22. Сизов С.Г. Белая столица России: повседневная жизнь Омска (июнь 1918 - ноябрь 1919 гг.) : монография. Омск: СибАДИ, 2018. 240 с.

S. G. Sizov,

Doctor of Historical Sciences, Associate Professor Siberian State Automobile and Highway University, 5 Mira Ave., Omsk, 644080, Russian Federation ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-5138-875

TH E TRAGEDY OF THE CIVIL WAR AND THE DAILY LIFE OF THE WHITE CAPITAL OF RUSSIA IN THE OMSK POETS VERSES (JUNE 1918 - NOVEMBER 1919)

Acknowledgments: The research is financially supported by the Russian Foundation for basic research, project No. 17-81-01006.

Introduction. The reflection of Civil war and everyday life in verses of the White Omsk poets in 1918-1919 (in the period of the Temporary all-Russian government and the government of Admiral A. V. Kolchak) is investigated. The aim is to identify the phenomena of social life worried Omsk poets most of all.

Methods and methodology. The research is conducted on the basis of socio-cultural approach, methods of historical description, typology. Using the vast poetic material of 1918-1919 (newspapers and

poetry collections), the most important events and phenomena that worried Omsk poets, the most typical verses themes of White Omsk are highlighted.

Results. The Civil war and everyday life reflection in the verses of the White Omsk poets in 1918— 1919 (in the period of the Temporary all-Russian government and the government of Admiral A. Kolchak) are examined. In 1918-1919 there were quite a few publications where poets could publish their verses. They were "Zarya", "Nasha zatya", "Russkaya armiya", "Nasha gazeta" newspapers and "Velikaya Rossiya", "Ir-tysh" magazines. Some poems collections were published and the most famous of them was the "1919".

Conclusions. White Omsk poets tried to answer questions concerning the causes of the revolution and Civil war. White poets sharply criticized the rules prevailed in Soviet Russia. In the poems one can come across the accusations of Bolsheviks of lies and deception, the killing of innocent people, and destruction of the historically established social and spiritual institutions. The shortcomings such as corruption, expensive-ness, speculation, the incredible sharpness of the housing problem prevailed in Omsk, in the White capital of Russia were denoted in verses.

Keywords: Civil war, counter-revolution, white Omsk, literature, poetry, everyday life, 1918, 1919.

References

1. Schmidt S. O. The way of the historian. Selected works on source studies and historiography. Moscow, 1997. pp. 113-115. (In Russian).

2. Mankevich I. Literary and artistic heritage as a source of cultural information. Observatory of culture. 2007. No. 5. pp. 17-23. (In Russian).

3. Homyakov V. Ippocrene. Literary portraits of writers Omsk. URL: www.univer.omsk.su/pages/ipokrena/s13.html (accessed 12.04.2018). (In Russian).

4. In Literary and Artistic circle. Russian army. 1919. No. 96. May 10. P. 3. (In Russian).

5. Vyatkin G. Fatherland. Poetry of the White capital. Omsk, 2016. pp. 98-99. (In Russian).

6. Minstrel Vl. Crusaders. Our newspaper (Omsk). 1919. No. 25. September 14. P. 3. (In Russian).

7. I-chny Vasily. Sanitary train. Russian army (Omsk). 1919. No. 94. May 8. P. 4. (In Russian).

8. VL Minstrel. Communists. Morning of Siberia (Chelyabinsk). No. 83. 1919. April 20. P. 2. (In Russian).

9. Volkov S. V. Database "Participants of the White movement in Russia" for January 2016. The letter L. URL: swolkov.org/2_baza_beloe_dvizhenie/pdf/Uchastniki_Belogo_dvizhenia_v_Rossii_11-L.pdf (accessed 14.04.2018) (In Russian).

10. Labazin C. Christ is Risen. Our dawn (Omsk). 1919. No. 88. April 27. P. 2. (In Russian).

11. Izgoy Dm. In exile. Our newspaper (Omsk). 1919. No. 45. 4 Oct. P. 4. (In Russian).

12. Izgnannk. Mood. Our dawn (Omsk). 1919. No. 152. July 17. P. 4. (In Russian).

13. Bezhenec (Refugee). I am waiting for the days when the currant bushes ... Our dawn (Omsk). 1919. No. 24. 2 Feb. P.2. (In Russian).

14. P. K. To refugees. Our dawn (Omsk). 1919. No. 184. August 24. P. 2. (In Russian).

15. Vyatkin G. Fatherland. Poetry of the White capital. Omsk, 2016. P. 98-99. (In Russian).

16. Bazhenova T. Last night. Our dawn (Omsk). 1919, 1919. No. 105. May 18. P.2. (In Russian).

17. Konyok-Gorbunok. A sad parody. The dawn (Omsk). 1919. October 13; Poetry of the White capital. Omsk, 2016. P. 155. (In Russian)

18. Roland. Spring rhymes. Our dawn (Omsk). 1919. No. 61. March 21. P.2. (In Russian)

19. Sizov S. G. Criminal offences in White Omsk in 1918-1919 (on materials of the periodical press). Bulletin of Kemerovo State University. 2017. no. 3 (71). pp. 79-85. (In Russian).

20. Baryba. Polinochka. Nasha Gazeta (Omsk). 1919. No. 16. September 5. P.3. (In Russian).

21. Zemlyak (Countryman). Shrapnel from behind. New wine in old wineskins. Nasha Gazeta (Omsk). 1919. No. 38. September 27. P. 4. (In Russian).

22. Sizov S. G. White capital of Russia: daily life of Omsk (June 1918 - November 1919) : monograph. - Omsk: SibADI, 2018. 240 p. (In Russian).

Поступила в редакцию 19.02.2019 © С. Г. Сизов, 2019

Автор статьи: Сергей Григорьевич Сизов, доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры философии, Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет, 644080, Омск, пр. Мира, 5, е-mail: sizov-omsk@yandex. ru

Рецензенты:

Е. А. Акелькина, доктор филологических наук, профессор, руководитель Омского регионального научно-исследовательского Центра изучения творчества Ф. М. Достоевского при Омском государственном университете им. Ф. М. Достоевского.

Е. В. Киричук, доктор филологических наук, профессор, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.