Научная статья на тему 'Траектория реформ в Узбекистане: Предварительные выводы'

Траектория реформ в Узбекистане: Предварительные выводы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
134
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Strategy of Uzbekistan
Область наук
Ключевые слова
РЕФОРМЫ / развитие / действие / стратегия / международная / политическая / экономическая / узбекистан / цивилизация / коммуникационные / технологии / REFORMS / development / Action / Strategy / international / political / economic / uzbekistan / Civilization / communication / technology
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Траектория реформ в Узбекистане: Предварительные выводы»



ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ

Strategy of Uzbekistan №02 (2021) / ISSN 2181-2535 Journal home page: https://journal.strategy.uz

Элдор ТУЛЯКОВ,

исполнительным директор Центра«Стратегияразвития»

Начавшиеся с конца 2016 года реформы в политической, социально-экономической жизни Узбекистана за короткий срок привлекли внимание мирового сообщества. С большой надеждой и верой международное сообщество встретило прагматичную политику, опирающуюся на открытость и прозрачность, начатую в стране, которая долгие годы оставалась закрытой для внешнего мира, и

изменение вектора развития за счет в совершенно новых тенденций[1].

Президент Шавкат Мирзиёев отказался от метода управления, существовавшего более 25 лет, и представил 5 летнюю перспективную программу - Стратегию действий[2], направленную на обеспечение развития Узбекистана.

В данном документе для реализации намеченных реформ, внимание было

уделено проблемам населения, выслушиванию людей, нахождению решений не решавшихся на протяжении многих лет вопросов, налаживанию плодотворного диалога с институтами гражданского общества и формированию сбалансированной системы взаимодействия и стратегического партнерства с зарубежными государствами и международными организациями в сфере

4

Новый Узбекистан

внешней политики.

В Стратегии действий выделены пять приоритетных направлений развития страны, во всех, из которых главная цель - реализация прав и интересов человека, налаживание открытого диалога с народом, последовательная реализация реформ, связанных с волей народа. Конечно, инициативу в этом взял на себя сам Шавкат Мирзиёев. С первых дней своего пребывания на посту Главы государства он отказался от посещения ранее определенных объектов во время своих визитов в регионы и стал сворачивать свой «маршрут» в махалли или улицы по своему усмотрению. Останавливаясь в людных местах, на рынках, в торговых центрах, он выслушивал жалобы людей и принимал меры для решения существующих проблем[3].

В свою очередь, в целях обеспечения интересов человека, диалога с народом, выявления и решения жизненных проблем и потребностей населения создан новый институт -Виртуальные и Народные приемные Президента. Данные структуры за

короткий срок стали эффективным механизмом анализа деятельности органов государственного управления, а также глубокого анализа проблем на местах и повышения ответственности государственных органов и должностных лиц перед обществом, критерием оценки их деятельности.

Народные приемные во всех областях, районах и городах республики обеспечивают прямой диалог с населением, оперативное решение возникающих на местах проблем, устранение недостатков, защиту прав и интересов физических и юридических лиц.

К примеру, только за 2017 год в Виртуальные и Народные приемные поступило более 1,4 миллиона обращений от физических и юридических лиц.

А с 2019 года Народные приемные Президента перешли на активную систему выявления и решения проблем путем подворного обхода[4]. В 2020 году в Виртуальную приемную Президента и Народные приемные поступило около 1,2 миллиона обращений.

На основе информации, поступившей в Президентские Народные приемные, и заслушанных отчетов, к ответственности были привлечены 752 ответственных работника, не работавшие с обращениями на должном уровне[5]. Народные приемные наделены полномочиями системно изучать деятельность государственных органов, вносить в государственные органы обязательные представления для рассмотрения, предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших нарушения закона, вплоть до освобождения от должности.

Вместе с тем, в последнее время можно наблюдать, как через виртуальные приемные, открытые на официальных веб-сайтах всех министерств и ведомств, налажена практика приема обращений, заявлений и жалоб граждан, своевременного соответствующего реагирования на них. Кроме того, ответственные должностные лица всех уровней, работая на местах в разрезе махаллей, выявляют

недостатки по улучшению уровня жизни населения, изучают мнение народа о проводимых реформах и на этой основе пытаются организовать свою работу[6].

Кроме того, была сформирована система организации регулярных массовых выездных приемов руководителей Администрации Президента, министерств и ведомств, хокимов областей, городов и районов в регионах. Только за прошедший 2020 год было проведено более 19 тысяч таких выездных приемов, на которых были приняты меры по решению более 124 тысяч проблем около 120 тысяч представителей населения[7].

В ходе реформ, проводимых в Узбекистане на новом этапе, в рамках задач, определенных в Стратегии действий, стало традицией давать каждому году определенное название, а также принимать и реализовывать Государственную программу на этот год. При разработке проектов данных программ, в первую очередь, учитываются актуальные вопросы, поднятые населением, проблемы, ожидающие решения, учитываются предложения институтов гражданского общества, негосударственных организаций, а также критические выступления, распространяемые в средствах массовой информации и социальных сетях. После разработки проект программы выносится на всенародное обсуждение, принимается и направляется на исполнение только после учета мнений, предложений и рекомендаций

простых людей, специалистов-экспертов, а также представителей международных организаций[8].

Следует отметить, что в обновляемом Узбекистане практически обеспечивается конституционное право каждого человека на свободу мысли, слова и убеждений, на поиск, получение и распространение информации, которую он желает, что, в свою очередь, получило признание международного сообщества[9]. В частности, по требованию Президента были открыты «закрытые двери» в деятельности органов государственного управления, обеспечена прозрачность, в частности, создано «открытое пространство» для свободного выражения критического мнения населения по желаемой теме[10]. Глава государства лично регулярно следит за выступлениями в социальных сетях, национальных и зарубежных СМИ и других источниках о проблемах, с которыми сталкивается общество и которые волнуют общественность, иногда делает выговор ответственным руководителям, которые безразличны к решению этих вопросов, иногда применяет дисциплинарные взыскания, даже освобождает их от должности[11].

Конечно, опредленное время было нелегко кардинально изменить авторитарный политический строй, разбудить дремлющую политическую элиту, создать новый позитивный имидж государства путем практического внедрения

демократических принципов, а, также полного реформирования системы государственного управления всегда было нелегкой задачей. Однако Шавкат Мирзиёев, проявив твердую политическую волю, не стал отступать от выбранного пути, и не прекратил действия, направленные на изменение укоренившихся взглядов чиновников и общественности. Особенно медленно идет выполнение требования Президента о том, что политическая элита должна избавиться от устаревших методов управления и мыслить в соответствии с трудностями современной эпохи. Конечно, на этом месте явно прослеживается проблема дефицита зрелых кадров. Поэтому в осуществлении реформ наблюдаются определенные недостатки. В целях недопущения подобных отставаний на строгий контроль взято своевременное выполнение задач по обеспечению исполнения законов, других нормативно-правовых актов, принимаемых во имя благополучия народа и развития государства, принимаются правовые меры в отношении должностных лиц, пытающихся саботировать реформы нового этапа. В частности, министры, хокимы и другие руководители, которые «сами не могут тянуть свою телегу» освобождаются от должности Главой государства, и даже публично подвергаются соответствующим наказаниям за свои действия[12].

Кроме того, осуществляемые по повышению роли

Journal home page: https://journal.strategy.uz

Новый Узбекистан 9-

Парламента в системе государственной власти, дальнейшему расширению его полномочий по решению важнейших задач внутренней и внешней политики страны и осуществлению парламентского контроля за деятельностью исполнительной власти также характеризуются направленностью на обеспечение эффективности проводимых реформ. В частности, был определен порядок одобрения Законодательной палатой Олий Мажлиса и утверждения Президентом кандидатов в члены Правительства. Также внедрена практика регулярного заслушивания палатами Олий Мажлиса, в их комитетах выступлений кандидатов перед депутатами с их Программой действий по развитию сферы на ближайшую перспективу и по вопросам ее исполнения. В свою очередь, кандидатуры руководителей областных, районных и городских государственных органов также будут утверждаться соответствующими Кенгашами народных депутатов, установлен порядок ежеквартального

предоставления отчетов о своей деятельности местным Кенгашам[13].

Новый подход можно наблюдать и в вопросах обеспечения межрелигиозной и межконфессиональной толерантности в процессах построения нового Узбекистана. В настоящее время в Узбекистане насчитывается 2276 религиозных организаций и 16 религиозных конфессий. Из них действуют 2093 мусульманских, 166 христианских организаций, 8 еврейских общин, 6 общин бахай, 1 общество кришнаитов, буддийский храм, а также межконфессиональное Библейское общество Узбекистана[14].

Самым высоким результатом, достигнутым в этом направлении, несомненно, стало принятие специальной резолюции «Просвещение и религиозная толерантность», выдвинутой Президентом Шавкатом Мирзиёевым на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре

2017 года. На пленарном заседании Генеральной Ассамблеи 12 декабря

2018 года разработанный Узбекистаном проект

документа был единогласно поддержан всеми странами-членами ООН[15]. Основная цель, преследуемая резолюцией, заключается в том, чтобы обеспечить всеобщий доступ к образованию, устранить неграмотность и невежество. Документ также призывает к «установлению взаимной терпимости и уважения, обеспечению свободы вероисповедания, защите прав верующих и не допущению их дискриминации».

В настоящее время в стране действуют такие религиозные образовательные учреждения, как Международная исламская академия Узбекистана, Ташкентский исламский университет, высшее медресе «Мири Араб», школа «Хадисоведения», 9 медресе, в том числе 2 специализированных женскихучебных заведения, Ташкентская православная семинария, Ташкентская христианская семинария[16].

В Центре исламской цивилизации, функционирующем в

городе Ташкенте, созданы академия, библиотека, архив и фонд рукописей, предусматривается их обогащение древними рукописными и литографическими книгами, историческими свидетельствами и документами, археологическими находками, памятниками, современными научно-исследовательскими работами в этом направлении, видео и фотодокументами по научным и религиозным школам, основанным великими мыслителями и учеными, строительство конференц-зала на 300 мест.

Вместе с тем, в последние годы в Узбекистане были концептуально пересмотрены подходы к реализации мер по противодействию религиозному экстремизму и терроризму. Основное внимание уделяется активному проведению профилактической и разъяснительной работы среди населения. Все усилия, предпринимаемые в этой области, основаны на благородной идее «Просвещение против невежества».

В частности, в сентябре 2018 года был утвержден порядок освобождения от уголовной ответственности

граждан Республики Узбекистан, по заблуждению оказавшиеся в составе террористических, экстремистских или иных запрещенных организаций и групп. Согласно документу, гражданам, которые ранее были сбиты с верного пути и осознавшим противоправность своих деяний и вставшим на путь исправления, была предоставлена возможность вернуться в общество, к своим семьям, мирной жизни, чтобы выполнить свой духовно-нравственный долг[17]. Примечательно также, что одним из важных шагов реабилитации лиц, причастных к религиозным экстремистским течениям, является применение в их отношении актов помилования.

Кроме того, по личной инициативе Президента Шавката Мирзиёева до настоящего времени были осуществлены четыре этапа гуманитарной операции «Мехр» («милосердие»), имеющей большое значение в Узбекистане. В рамках этих акций в 2019 году 220 граждан Узбекистана, оказавшихся под влиянием чуждых идей и выехавших за рубеж, потерявших в чужой стране супруга или родителей, нуждаешихся во внимании и поддержке, среди которых были женщины и дети, 98 человек в 2020 году из Сирии и еще 24 человека в 2021 году из части Афганистана, где продолжаются боевые действия, были возвращены на родину специальными авиарейсами[18].

Новый Узбекистан •-

После того, как эти люди, которые бродили по чужим землям, испытывали неслыханные трудности, они вновь обрели огромное счастье жить спокойно в родной стране, восстановили свое здоровье в оздоровительном учреждении, где были созданы все удобства. Им была оказана медицинская и психологическая помощь специалистами. Дети были устроены в дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные школы, а женщины трудоустроены. Государство приняло все меры для того, чтобы они вернулись к здоровой, мирной жизни и полноценно адаптировались к окружающей среде. Им также выдали паспорта, свидетельства о рождении и другие необходимые документы.

В то же время, освобождение десятков политзаключенных[19], в течение следующих четырех лет, ликвидация Указом Президента колонии «Жаслык» в Каракалпакстане, ставшей известной как место крайней жестокости, была встречена с большим удовлетворением и аплодисментами со стороны ряда международных правозащитных организаций[20].

В свою очередь, следует также отметить, что лицам, заключенным в тюрьму по политическим и религиозным мотивам, помилованным и освобожденным, оказывается необходимая помощь со стороны государства и установлены регулярные отношения для того, чтобы

они могли оправиться в своей дальнейшей жизни[21].

Безусловно, важнейшим инструментом построения в новом Узбекистане свободного гражданского общества, организации эффективного сотрудничества между государственными и общественными организациями, а также обеспечения результативности реформ стал институт общественного контроля, который является основой обновленной политики.

В этом смысле, на основе новой идеи «Инициатор реформ - само общество» в стране делается особый акцент на дальнейшее развитие института общественного контроля, совершенствование деятельности негосударственных некоммерческих организаций, усиление участия граждан в делах государства и общества, внедрение современных механизмов государственно-частного партнерства. В целом, приоритетное внимание уделяется вопросам налаживания системного диалога государства, граждан, институтов гражданского общества.

Следует признать, что в настоящее время в Узбекистане насчитывается около 10 тысяч негосударственных некоммерческих организаций[22], многие из них не нашли своего места и роли в жизни общества, их деятельность не была значимой. Вместе с тем, не соответствовал современным требованиям

и вопрос участия в процессе реформ граждан, являющихся субъектами общественного контроля, органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций, средств массовой информации. В частности, большинство институтов гражданского общества, обладая законодательными полномочиями по проведению общественных слушаний по обсуждению вопросов, касающихся деятельности государственных органов, их должностных лиц и имеющих социальную значимость, не уделяли должного внимания практическому применению этой нормы.

Всем известно, что в столице и во всех регионах страны создаются дома ННО, которые один за другим передаются в распоряжение независимых институтов гражданского общества. Также, им предоставляются юридические знания для того, чтобы участвовать и побеждать в национальных и международных грантовых конкурсах, оказывается практическая помощь в налаживании тесного сотрудничества с международными организациями. Одним словом, для установления социальной справедливости активно поддерживаются ННО, которые служат балансу, равенству, взаимной ответственности и подотчетности в отношениях личности, общества и государства [23].

В результате принятых мер в стране наблюдается постепенное оживление деятельности институтов

гражданского общества. В частности, следует отметить, что в прошлом году в условиях пандемии по инициативе ННО была проведена огромная работа в рамках борьбы с коронавирусом, благотворительные акции, усилия по охране здоровья граждан были эффективными [24].

В Узбекистане проводится системная работа по укреплению законодательной и организационно-правовой базы защиты прав человека, имплементации международных стандартов по правам человека в национальное законодательство и выполнению международных обязательств, а также активизации сотрудничества с международными организациями по вопросам защиты прав человека.

В настоящее время Республика Узбекистан присоединилась к более чем 80 международным документам по правам человека, в том числе 6 основным договорам и 4 факультативным протоколам Организации Объединенных Наций, на постоянной основе представляет в Совет по правам человека и договорные комитеты ООН национальные доклады по их выполнению. Вместе с тем принятие долгосрочной стратегии в области прав человека служит эффективной реализации государственной политики в данной области, формированию уважительного отношения к правам и свободам человека, дальнейшему укреплению

авторитета страны на международной арене[25].

Сегодня Узбекистан активно проводит открытую и прагматичную внешнюю политику. В результате решительных усилий на международной арене Узбекистан впервые в истории был избран членом Совета ООН по правам человека. Также в качестве признания широкомасштабных демократических реформ Государственным департаментом США Узбекистан исключен из списка «государств, находящихся под особым наблюдением» в сфере свободы вероисповедания[26].

В вопросе борьбы с принудительным трудом в Узбекистане с 2018 года также наметились позитивные сдвиги. Постановлением Правительства усилена ответственность за принудительный труд. В соответствии с этим Министерством занятости и трудовых отношений были запущены телефон доверия 200-06-01, защищающий трудовые права граждан, и специальный Те1едгат-бот @mehnathuquqbot[27].

В результате реализации профилактических и организационных мер по борьбе с торговлей людьми и принудительным трудом в 2019 году количество преступлений, связанных с торговлей людьми, сократилось на 22 процента. В установленном законодательством порядке наложены административные штрафы на 259 должностных лиц, допустивших

принудительный труд, и на 56 должностных лиц, за несвоевременную выплату заработной платы и не создание условий для труда [28].

Безусловно, наряду с достигнутыми успехами в обеспечении результативности осуществляемых в Узбекистане реформ, существует и множество проблем и недостатков, ожидающих своего решения. Предпринимаются необходимые меры по их поэтапному решению, и, как признал Глава государства, демократические процессы уже не отступят[29].

Исходя из вышеизложенного, в качестве предварительных выводов о траектории осуществляемых в Узбекистане реформ можно с уверенностью сказать, что демократические процессы в стране никогда не отступят. Изменения,основанные на таких жизненных идеях, как «Главная цель -удовлетворенность нашего народа», «Не народ должен служить государственным органам, а государственные органы должны служить народу», «Жить заботами людей - самый важный критерий человечности», «Народ должен видеть позитивные изменения в своей жизни не завтра, не в далеком будущем, а именно сегодня», прежде всего, имеют особое значение, так как они направлены на полное обеспечение прав и свобод человека в стране.

-410)

Journal home page: https://journal.strategy.uz

Новый Узбекистан •-

Список использованной литературы::

[1] https://berliner-telegraph.de/wp-content/uploads/2020/12/Berliner-Telegraph_12.2020_2_printer_druck_com-pressed.pdf

[2] https://lex.uz/acts/-3107036

[3] Шавкат Мирзиёев: Я пришел в вашу махаллю лично, чтобы узнать реальную ситуацию, облегчить заботы людей https://president.uz/oz/lists/view/4142

[4] Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы работы с проблемами населения» https://lex.uz/docs/4166965

[5] https://yuz.uz/news/2020-yilda-prezident-xalq-qabulxonalariga-1-milliondan-ortiq-murojaat-kelib-tushgan

[6] https://gov.uz/uz/pages/government_sites

[7] http://online.anyflip.com/brpug/atkd/mobile/index.html

[8] https://strategy.uz/index.ph p?news=119&lang=uz

[9] https://yuz.uz/news/soz-erkinligi-barqaror-taraqqiyot-masalalariga-hamnafas

[10] https://uza.uz/uz/posts/adliya-vaziri-ayrim-mansabdorlar-a-ini-talab-ilgan-tan-id-il-19-06-2020

[11] Шавкат Мирзиёев: «Нашему народу нужен газ, большинство своевременно и честно платит за это». https:// uz24.uz/ru/articles/16-12-2020

[12] https://yuz.uz/news/2020-yilda-prezident-xalq-qabulxonalariga-1-milliondan-ortiq-murojaat-kelib-tushgan

[13] Итоги 2019 года: Роль палат Олий Мажлиса и политических партий еще более усилилась. https://strategy.uz/ index.php?n ews=769

[14] Религиозная толерантность в Узбекистане https://strategy.uz/index.php?news=1014

[15] Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, разработанную Узбекистаном. https://www.gazeta.uz/ uz/2018/12/%2013/bmt-rezolyutsiya

[16] Религиозная толерантность в Узбекистане. https://strategy.uz/index.php?news=1014

[17] Указ Президента Республики Узбекистан «О совершенствовании порядка освобождения от уголовной ответственности граждан республики узбекистан, по заблуждению оказавшихся в составе террористических, экстремистских или иных запрещенных организаций и групп». https://lex.uz/docs/3911776

[18] https://www.uza.uz/uz/posts/mehr-3-operaciyasi-doirasida-suriyadan-98-nafar-yurtdoshimiz-ayollar-va-bo-lalar-olib-kelindi_192694; https://iiv.uz/uz/news/mehr-4-operatsiyasi

[19] https://uz.usembassy.gov/uz/country-reports-on-human-rights-practices-for-2018-uzbekistan-uz/?-ga=2.20542129.845036367.1614850533-1761186197.1614850533

[20] https://uz.usembassy.gov/uz/2019-country-reports-on-human-rights-practices-uzbekistan-uz/

[21] Указ Президента Республики Узбекистан «О совершенствовании порядка освобождения от уголовной ответственности граждан республики узбекистан, по заблуждению оказавшихся в составе террористических, экстремистских или иных запрещенных организаций и групп». https://lex.uz/docs/3911776

[22] Портал ННО Министерства юстиции. http://e-ngo.uz/

[23] https://uza.uz/uz/posts/davlat-dasturida-nntlarni-qollab-quvvatlash-xususida_240877

[24] https://obfm.uz/uz/news/2020/09/22/pandemiya-davrida-saxovat-va-komak-jamgarmasi-ehtiyojmand-oilalar-ga-qariyb-105-milliard-som-naqd-pul-tarqatdi

[25] Указ Президента Республики Узбекистан «Об утверждении Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека». https://lex.uz/docs/4872357

[26] Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису http://www.uzbekembas-sy.in

[27] Малайзия намерена изучить опыт Узбекистана по искоренению принудительного труда и детского труда. https://mehnat.uz/uz/news/malayziya-uzbekistonning-mazhburiy-mehnat-va-bolalar-mehnatiga-barham-berish-buy-icha-tazhribasini-urganmoqchi#

[28] Состоялось заседание Национальной комиссии по борьбе с торговлей людьми и принудительным трудом https://www.gazeta.uz/uz/2020/06/17/human-trafficking/

[29] Шавкат Мирзиёев: Наш мужественный и стойкий народ остался верным избранному пути независимости https://president.uz/uz/lists/view/2845

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.