Научная статья на тему 'Траектории самореализации молодых женщин'

Траектории самореализации молодых женщин Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
355
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ТРАЕКТОРИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / МОЛОДЫЕ ЖЕНЩИНЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Михеева И.В., Шведенко Ю.В.

Научная статья раскрывает особенности самореализации молодых женщин с разным семейным статусом. Рассматривается специфика траектории самореализации с учетом структуры смысложизненных ориентаций, особенностей самопринятия и направленности личности молодых женщин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Михеева И.В., Шведенко Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Траектории самореализации молодых женщин»

3. Гафиатулина Н.Х. Специфика отношения учащейся молодёжи России к здоровью в социоструктурном контексте: дисс. ... канд. социолог. наук. -Ростов-н/Д, 2007. - 175 с.

4. Дмитриева Е.В. Форум европейских социологов медицины [Текст] / Е.В. Дмитриева // Социологические исследования. - 2000. - № 4. - С. 140-141.

5. Горшков М.К. Молодёжь России. Социологический портрет [Текст] / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: цСПиМ, 2010. -592 с.

6. Баранов А.В. О социальной парадигме здоровья [Текст] / А.В. Баранов // Петербургская социология. - 1997. - № 1. - С. 8-18; Чикин, С.Я. Что такое здоровье [Текст] / С.Я. Чикин, Г.И. Царегородцев. - М.: Знание, 1976. -96 с. Апанасенко Г.Л. Медицинская валеология [Текст] / Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова. - Ростов-н/Д: Феникс, 2000. - 245 с.; Колбанов В.В. Валеология [Текст] / В.В. Колбанов. - СПб.: ДЕАН, 2001. - 256 с.

ТРАЕКТОРИИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ ЖЕНЩИН

© Михеева И.В.*, Шведенко Ю.В.*

Алтайский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Барнаул

Научная статья раскрывает особенности самореализации молодых женщин с разным семейным статусом. Рассматривается специфика траектории самореализации с учетом структуры смысложизненных ори-ентаций, особенностей самопринятия и направленности личности молодых женщин.

Ключевые слова самореализация, траектория самореализации смыс-ложизненные ориентации, молодые женщины.

Устойчивый исследовательский интерес к проблеме ценностно-нормативных характеристик современного российского общества, к вопросам, самореализации личности в новой социокультурной среде детерминирован трансформацией российского общества на рубеже ХХ-ХХ1 веков. Одна из наиболее сложных социальных проблем современности обусловлена интенсификацией интеграции женщин в процессы развития общества. Противоречие между тенденцией повышения активности женщин, их включенности

* Доцент кафедры Психологии и социологии управления, кандидат психологических наук, доцент.

* Старший преподаватель кафедры Психологии и социологии управления.

в управление социальными, политическими, экономическими процессами и существующими стереотипами о месте женщины в «мире мужчин», априорно навязывающими женщинам определенные роли, отклонение от которых связано с общественным неприятием, преградой на пути к полноценной реализации личности. Данные стереотипы часто не имеют под собой никакого объективного обоснования, связанного, например, с биологическими особенностями организма женщин, а являются сформированными социальной практикой.

В современном обществе женщина реально стоит перед выбором: семья или работа. Преобладание той или иной жизненной доминанты (карьерной или семейной) далеко не всегда является результатом осознанного предпочтения. В большинстве случаев эта доминанта вынужденная и сопровождается психологическим дискомфортом. Погруженность в «карьеру» сопровождается ощущением одиночества, отсутствием перспективы в личной жизни, женщина сталкивается с молчаливым неодобрением общественного мнения. Ориентация на семью, тоже не всегда приводит к психологическому благополучию и счастью: отсутствие разнообразия в общении, ущемление социальной самореализации, недооценка личностного потенциала женщины со стороны других членов семьи, полная или частичная материальная зависимость.

По мнению С. Ашвин, профессиональная самореализация весьма важна для формирования полноценного образа Я, способствует развитию чувства собственной востребованности, значимости, нужности и общественной полезности, служит источником общения и поддержки, даже когда сама работа неприятна и приносит мало удовлетворения [1, с. 65]. Однако совмещать роли домохозяйки и хорошего наемного работника чрезвычайно тяжело. Таким образом, женщина, проявившая свои способности, желающая реализовать свой потенциал, часто вынужденно оказывается в конфликтной ситуации в семье, и, возможно, в конфликте с собственными представлениями о себе как о личности.

Выявление условий, способствующих полноценному развитию и самореализации молодых женщин, стало для нас ориентиром в организации исследования. Исследовательская программа выстраивалась на основе такой категории как траектория самореализации, под которой понимался способ осуществления самореализации конкретной личности, детерминированной жизненными ценностями, смыслами и выборами человека, которые совершаются в реальной общественной среде, с характерными определенными возможностями и ограничениями [2].

Поставив себе целью выявление специфики траектории самореализации работающих и неработающих молодых женщин с разным семейным статусом, мы предположили, что она будет проявляться в структуре смыс-ложизненных ориентаций, особенностях самопринятия и направленности личности.

В эмпирическом исследовании принимали участие женщины с высшим и средним специальным образованием в возрасте 23-30 лет (60 человек). На первоначальном этапе исследования выборка была разделена на три группы по 20 человек в каждой:

- женщины, состоящие в браке, но неработающие;

- женщины, замужние и работающие;

- женщины, не состоящие в браке, но работающие.

В исследовании использовались психодиагностические методики: «Морфологический тест жизненных ценностей» (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина); опросник «Шкалы психологического благополучия (ШПБ)» (К. Рифф, модификация П.П.Фесенко); «Самоактуализационный тест (САТ)» (Э. Шост-ром, адаптация Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, М.В. Загика, М.В. Кроза); методика «Уровень соотношения «Ценности» и «Доступности» в различных жизненных сферах» (Е.Б. Фанталова); «Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)» (Д. Крамбо, Л. Махолик, адаптация Д.А. Леонтьева).

Для получения достоверных различий между группами исследования были использованы однофакторный дисперсионный анализ, критерий Кру-скала-Уоллеса и критерий Манна-Уитни (SPSS 17.0).

Анализ обобщенных результатов сравнительного анализа, показал, что свойственная молодому возрасту активная жизненная позиция, стремление к получению образования, значимость материального и духовного благополучия, заставляют молодых женщин искать различные способы самореализации в зависимости от их семейного статуса и профессиональной занятости. Обнаружено, что для молодых замужних, но неработающих женщин самыми важными ценностями и ориентирами в жизни выступают дети и семья, в то время как значимость социальных контактов уходит на второй план. Наличие необходимого «семейного» статуса позволяет им сосредоточиться на моментах, связанных с проживанием настоящего, полностью принимать себя и качества своего характера, не зависимо от оценки своих достоинств и недостатков, в отличие от женщин других групп исследования. Все это в целом согласуется со стремлением к глубокому взаимопониманию со всеми членами семьи, духовной близости с ними, в том числе за счет отказа от собственной индивидуальности. Таким образом, семейное благополучие напрямую связано у них материальным благосостоянием и удовлетворенностью жизнью в целом.

Для незамужних работающих женщин акценты в самореализации смещаются на творческое преобразование окружающей среды, общественную активность, культивирование собственной индивидуальности и достижение высокого уровня материального благосостояния. Для них стремление повышать уровень своего образования продиктовано необходимостью самостоятельно обеспечить себе достойный уровень жизни. Поэтому их профессиональное развитие, при условии, что работа должна быть интересной и со-

держательной, в первую очередь связано с гарантированно высокой зарплатой, другими видами материального благополучия, высоким уровнем престижа. Кроме того, располагая большим свободным временем, они могут позволить себе множество увлечений и занятия спортом. Они стараются быть независимыми, уверенными и компетентными в управлении повседневными делами, ориентируются на свое собственное мнение при принятии важных решений, им свойственны высокий уровень осмысленности жизни и духовное удовлетворение собственной жизнью.

У молодых женщин, участвовавших в исследовании, независимо от их семейного статуса развита способность к эмпатии, стремление к любви, и близости, умение находить компромиссы во взаимоотношениях. В группе молодых незамужних работающих женщин по соотношению значимости и доступности таких ценностей как «семья» и «дети» обнаружен внутрилич-ностный конфликт: эти ценности очень значимы, но пока не доступны. На первый план в своем развитии они выдвигают ценности, которые могут активизировать личностный рост и самосовершенствование, и вектор их развития смещается в сторону будущего.

Таким образом, в самореализации незамужних женщин преобладают горизонтальные измерения - расширение «личностных горизонтов», освоение жизненного пространства путем выстраивания взаимодействий с микроокружением, достижения. Самореализация замужних женщин характеризуется «вертикальными» параметрами, напрямую отражающими личностное развитие, повышение уровня осмысленности и ответственности за свою жизнь. Что касается замужних работающих женщин, то в их самореализации присутствуют оба измерения, и в своей жизни они делают упор, как на достижения, так и на развитие своего внутреннего мира.

С целью более глубокого изучения специфики процесса построения жизненного пути, развертывания личностного потенциала женщин с разным семейным положением и профессиональной занятостью, нами был проведен факторный анализ (методом главных компонент с использованием Уапшах-вращения), который в целом подтвердил выявленные особенности самореализации в исследуемых группах. В каждой группе выделились наиболее значимые направления - траектории личностного развития, которые отражают способы самореализации, детерминированной жизненными ценностями, смыслами и выборами человека, осуществляемыми в различных сферах социального взаимодействия.

Факторный анализ в группе замужних неработающих женщин позволил выделить 7 факторов, описывающих 66,80 % дисперсии и образующих удовлетворительную факторную структуру.

В первый фактор (объясняющий 13,93 % дисперсии данных) вошли шкалы: ценность «развитие себя» (а = 0,949), ценность «духовное удовлетворение» (а = 0,869), сфера «физическая активность» (а = 0,869), ценность «со-

циальные контакты» (а = 0,825), сфера «профессия» (а = 0,787), ценность «социальный престиж» (а = 0,774), сфера «образование» (а = 0,774), ценность «сохранение индивидуальности» (а = 0,692), сфера «общественная активность» (а = 0,594), ценность «материальное положение» (а = 0,541). Данный фактор был назван нами «Направленность на саморазвитие». Он описывает тип самореализации, свойственный женщинам, которые нацелены на развитие себя через духовное просвещение, повышение уровня образования, физическую и социальную активность.

Во второй фактор (объясняющий 13,45 % от общей дисперсии) вошли такие шкалы, как «сензитивность» (а = 0,910), «креативность» (а = 0,910), «принятие агрессии» (а = 0,827), «поддержка» (а = 0,802), «синергия» (а = 0,745), «ценностная ориентация» (а = 0,683), «спонтанность» (а = 0,670), «самоуважение» (а = 0,621). Данный фактор получил название «Направленность на мир чувств», такой тип самореализации характерен для замужних неработающих женщин, которые ориентируются на самоосознавание, принятие себя, собственных чувств, имеют выраженное стремление к творчеству.

В третий фактор (объясняющий 12,42 % от общей дисперсии) вошли такие шкалы, как «осмысленность жизни» (а = 0,807), «управление средой» (а = 0,800), «локус контроля - Я» (а = 0,710), «результативность жизни» (а = 0,710), «самопринятие» (а = 0,700), «личностный рост» (а = 0,652), «цели в жизни» (а = 0,614), «процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни» (а = 0,607), «локус контроля - жизнь» (а = 0,557). Данный фактор был назван нами «Направленность на управление собственной жизнью». Он описывает тип самореализации, свойственный женщинам, склонных к самоанализу, чувствующих себя уверенными и компетентными в управлении повседневными делами, умеющих выбирать и создавать условия, удовлетворяющие их потребностям и ценностям.

В четвертый фактор (объясняющий 7,32 % от общей дисперсии) вошли такие параметры, как отвержение ценности «свобода» (а = -0,851), ценность «материальная обеспеченность» (а = 0,692), ценность «достижение» (а = 0,667), ценность «карьера» (а = 0,516). Данный фактор «Направленность на материальное благополучие», описывает тип самореализации женщин, нацеленных на достижения, построение карьеры и увеличение достатка, правда ценой утраты свободы.

В пятый фактор (объясняющий 6,31 % от общей дисперсии) вошли такие показатели, как отрицание ценности «активная жизнь» (а = -0,861), «ориентация во времени» (а = 0,622), «самопринятие» (а = 0,568), «самоуважение» (а = 0,516). Данный фактор был назван нами «Направленность на себя», определяет тип самореализации через отстраненность от активной жизненной позиции, концентрацию на принятии себя, уважение к собственной личности, ориентацию на переживание текущего момента во всей его полноте.

В шестой фактор (объясняющий 6,08 % от общей дисперсии) вошли такие шкалы, как сфера «увлечения» (а = 0,827), ценность «креативность» (а = 0,608) и «личностный рост» (а = 0,603). Данный фактор «Направленность на творчество», описывает тип самореализации, основанный на стремлении женщин к творческой деятельности, преобразованию окружающих вещей и себя. Таким способом они реализуют свой личностный рост.

В седьмой фактор (объясняющий 6,02 % от общей дисперсии) вошли такие шкалы, как отрицание ценности «здоровье» (а = -0,948), ценность «секс» (а = 0,828), «спонтанность» (а = 0,563). Данный фактор был назван нами «Направленность на удовольствие», определяет тип самореализации женщин, склонных к риску, спонтанно выражающих свои мысли и чувства, ориентированных на получение сексуального удовольствия, даже в ущерб собственному здоровью.

Таким образом, доминирующие траектории саморазвития замужних неработающих женщин, направлены на личностный рост. Приоритетное значение линии саморазвития прослеживается во всех сферах - семейной, социальной, творческой. Даже получение образования, профессиональная подготовка имеют своей целью не построение карьеры, а раскрытие собственного потенциала, поиск путей и способов самосовершенствования.

Факторный анализ в группе незамужних работающих женщин позволил выделить 7 факторов, описывающих 81,91 % дисперсии и образующих удовлетворительную факторную структуру.

В первый фактор (объясняющий 25,76 % от общей дисперсии) вошли такие шкалы, как ценность «достижение» (а = 0,932), ценность «социальный престиж» (а = 0,913), сфера «образование» (а = 0,889), ценность «развитие себя» (а = 0,870), сфера «физическая активность» (а = 0,866), сфера «семья» (а = 0,832), ценность «духовное удовлетворение» (а = 0,870), ценность «сохранение индивидуальности» (а = 0,824), ценность «секс» (а = -0,814), ценность «креативность» (а = 0,810), сфера «профессия» (а = 0,794), сфера «общественная активность» (а = 0,763), ценность «материальное положение» (а = 0,752), сфера «увлечения» (а = 0,750), ценность «социальные контакты» (а = 0,699), ценность «любовь» (а = -0,669), ценность «дети» (а = 0,652). Данный фактор был назван нами «Направленность на достижения», этот тип самореализации, характерный для незамужних работающих женщин, заключается в реализации себя через достижение желаемых вещей, достижение социального престижа, развитие своего Я во всех сферах социального взаимодействия - профессии, общественной деятельности, творчестве. Интересен тот факт, что ценности, связанные с развитием интимно-личностных отношений (любовь, секс), отрицаются на фоне высоких значений таких ценностей как семья и дети. Вероятно даже создание семьи - рассматривается, в первую очередь как возможность реализовать очередной успешный проект.

Во второй фактор (объясняющий 20,17 % от общей дисперсии) вошли такие шкалы, как «локус контроля - жизнь или управляемость жизни» (а = 0,886), «общий показатель осмысленности жизни» (а = 0,874), «управление средой» (а = 0,850), «локус контроль - я» (а = 0,840), «интерес и эмоциональная насыщенность жизни» (а = 0,827), «самоуважение» (а = 0,793), «результативность жизни» (а = 0,781), «ценностная ориентация» (а = 0,776), «поддержка» (а = 0,746), «цели в жизни» (а = 0,732), «синергия» (а = 0,626), «гибкость поведения» (а = 0,552), «самопринятие» (а = 0,534), «ориентация во времени» (а = 0,521), «спонтанность» (а = 0,514). Данный фактор был назван нами «Направленность на управление жизнью», он отражает высокий уровень осознавания женщинами ответственности за свою собственную жизнь, стремление женщин устроить ее таким образом, чтобы она была яркой и насыщенной, чтобы всегда была возможность выбирать тот путь, который считаешь наиболее ценным.

В третий фактор (объясняющий 9,40 % от общей дисперсии) вошли такие шкалы, как «креативность» (а = 0,833), ценность «друзья» (а = -0,723), ценность «активная жизнь» (а = -0,698), «синергия» (а = 0,593), «спонтанность» (а = 0,588), «личностный рост» (а = 0,568). Данный фактор «Направленность на творческую активность» связан с самореализацией через творческую деятельность, созерцание, уединение, способность непосредственно выражать свои чувства, воспринимать мир целостно и гармонично.

В четвертый фактор (объясняющий 7,02 % от общей дисперсии) вошли такие шкалы, как ценность «уверенность в себе» (а = 0,925), «автономия» (а = 0,629), ценность «любовь» (а = -0,596), ценность «свобода» (а = 0,508). Данный фактор был назван нами «Направленность на автономию», такой тип самореализации основан на независимости, способности противостоять социальному давлению во взглядах и поступках, возможности регулировать свое поведение и оценивать себя, исходя из собственных стандартов. Для таких женщин уверенность в себе связана, в первую очередь, с ощущением свободы, в том числе и в любовных отношениях.

В пятый фактор (объясняющий 6,87 % от общей дисперсии) вошли такие шкалы, как ценность «карьера» (а = 0,801), ценность «здоровье» (а = 0,662), ценность «саморазвитие» (а = -0,627), «самопринятие» (а = 0,607), «цели в жизни» (а = 0,520). В данном факторе, названном нами «Направленность на карьеру», умение ставить и достигать цели, успешное развитие карьеры являются основными условиями развития и самопринятия личности.

В шестой фактор (объясняющий 6,67 % от общей дисперсии) вошли такие шкалы, как «познавательные потребности» (а = 0,809), «представление о природе» (а = 0,805), «принятие агрессии» (а = 0,656). Данный фактор был назван нами «Направленность на познание мира», что, на наш взгляд, отражает способ саморазвития, скорее пассивный по своей сути, связанный с готовностью быть открытым к воздействиям природного и социального окружения и меняться под их воздействием.

В седьмой фактор (объясняющий 6,02 % от общей дисперсии) вошли такие шкалы, как «сензитивность» (а = -0,829), ценность «материальная обеспеченность» (а = -0,756), «позитивные отношения с окружающими» (а = 0,550). Данный фактор мы назвали «Направленность на отношения», он определяет тип самореализации, в котором, по сути, развитие понимается как отказ от себя. Женщины жертвуют своими чувствами, потребностями ради других людей, чтобы быть приятными и полезными своему окружению.

Специфика данной группы женщин - незамужние и работающие - проявляется в том, что доминируют траектории самореализации, направленные на достижения, развитие карьеры, обретение уверенности в себе через управление и контроль событий собственной жизни. Это наиболее конкурентно ориентированные женщины, пользующиеся «мужскими» стратегиями поведения. Так как важным условием осуществления деятельности является обязательное признание ценности и значимости результатов со стороны социума, достигнутые успехи как бы подтверждают правильность выбранного пути, то акценты с саморазвития смещаются в этой группе на самоутверждение [3].

Факторный анализ результатов, полученных в группе замужних работающих женщин, позволил выделить также 7 факторов, описывающих 72,86 % дисперсии и образующих удовлетворительную факторную структуру.

В первый фактор (17,64 % дисперсии данных) вошли шкалы: ценность «социальные контакты» (а = 0,865), ценность «развитие себя» (а = 0,835), ценность «материальное положение» (а = 0,828), ценность «сохранение индивидуальности» (а = 0,812), сфера «общественная активность» (а = 0,793), ценность «собственный престиж» (а = 0,785), ценность «креативность» (а = 0,764), сфера «семья» (а = 0,754), сфера «профессия» (а = 0,744), сфера «образование» (а = 0,727), ценность «духовное удовлетворение» (а = 0,704), ценность «достижение» (а = 0,667), сфера «физическая активность» (а = 0,639). Данный фактор был назван нами «Направленность на развитие через социальное окружение», он определяет траекторию самореализации через развитие себя в социальном окружении, общении, активности. При этом сфера семьи для замужних работающих женщин также имеет такое же значение как профессия, творчество. В данном способе самореализации замужних работающих женщин как и в предыдущей группе прослеживаются элементы самоутверждения.

Во второй фактор (объясняющий 12,60 % от общей дисперсии) вошли такие шкалы «самоуважение» (а = 0,849), «самопринятие» (а = 0,700), «поддержка» (а = 0,769), «управление средой» (а = 0,766), «ценностная ориентация» (а = 0,716), «ориентация во времени» (а = 0,666), «результативность жизни» (а = 0,620), «автономия» (а = 0,506), «позитивные отношения с окружающими» (а = 0,503), «гибкость поведения» (а = 0,501). Данный фактор, названный нами «Направленность на самоуважение и самопринятие», определяет тип самореализации, в котором наиболее важными качествами для

женщины являются способности ценить свои достоинства, положительные качества характера, уважать и принимать себя. Подобная устойчивая позиция, самодостаточность женщин позволяет им проявлять необходимую гибкость во взаимодействии с окружающими людьми, выстраивать свою жизнь в соответствии со своими ценностями.

В третий фактор (объясняющий 11,49 % от общей дисперсии) вошли такие шкалы, как «локус контроля - Я» (а = 0,859), «цели в жизни» (а = 0,849), «общий показатель осмысленности жизни» (а = 0,779), «интерес и эмоциональная насыщенность жизни» (а = 0,675), «Локус контроля - жизнь» (а = 0,636), «самопринятие» (а = 0,635). Данный фактор, названный нами «Направленность на управление собственной жизнью», демонстрирует способ самореализации женщин, которые чувствуют себя сильной личностью, способной быть ответственной за свою жизнь, за цели, к которым они стремятся, и за решения, которые принимают.

В четвертый фактор (объясняющий 8,76 % от общей дисперсии) вошли такие шкалы, как ценность «здоровье» (а = 0,744), ценность «материальная обеспеченность» (а = -0,716), ценность «секс» (а = -0,663), ценность «дети» (а = 0,651), ценность «любовь» (а = -0,607), «цели в жизни» (а = -0,505), «синергия» (а = 0,502). Данный фактор был назван нами «Направленность на безопасность». Способ самореализации, в котором первостепенной значение приобретает сохранение целостности, как телесной, так и духовной, за счет отказа от удовлетворения потребностей в материальном благополучии, интимно-личностных отношениях, возможности долгосрочного планирования собственной жизни.

В пятый фактор (объясняющий 8,37 % от общей дисперсии) вошли такие шкалы, как «спонтанность» (а = 0,818), ценность «друзья» (а = 0,677), «познавательные потребности» (а = 0,656), «креативность» (а = 0,601). Фактор «Направленность на спонтанной освоение мира» отражает способ самореализации через естественность и раскованность в эмоциях и действиях, проявляющихся в творчестве и познании окружающего мира, формировании дружеского круга общения.

В шестой фактор (объясняющий 7,15 % от общей дисперсии) вошли такие шкалы, как «принятие агрессии» (а = 0,882), «сензитивность» (а = 0,712), ценность «уверенность в себе» (а = -0,708), «представление о природе человека» (а = -0,617). Данный фактор был назван нами «Направленность на мир чувств». Такой способ самореализации, хотя и не дает уверенности в себе, формирует у женщин хорошую способность чувствовать себя, и окружающий мир, адекватно оценивать свои возможности и принимать других людей, с их требованиями и стремлениями.

В седьмой фактор (объясняющий 6,86 % от общей дисперсии) вошли такие шкалы, как ценность «свобода» (а = -0,774), ценность «карьера» (а = 0,751), ценность «активная жизнь» (а = -0,683), сфера «образова-

ние» (а = 0,517). Данный фактор мы назвали «Направленность на карьеру». Такой способ самореализации связан с развитием в профессиональной сфере, при этом для семейных работающих женщин выбор карьерного роста связан с утратой свободы и ограничением собственной активности.

Анализ специфики траекторий самореализации замужних работающих женщин отражает их стремление совместить семейную и профессиональную сферы. Наиболее важным способом, с помощью которого им это удается, является расширение сети социальных контактов, что в принципе, отражает современную тенденцию понимания и использования социального окружения как ресурса профессионального и личностного развития [4].

Сохраняя обнаруженную в группе работающих незамужних женщин направленность на самоутверждение - получение социального одобрения собственным выборам и поступкам - замужние работающие женщины одновременно демонстрируют высокую степень самопринятия, самоуважения, стремления сохранять собственную индивидуальность, что позволяет им оставаться самодостаточными, но готовыми к сотрудничеству.

Таким образом, обнаружено, что у молодых женщин, принимавших участие в исследовании, и различающихся по семейному статусу и занятости в профессиональной сфере, проявляется специфика самореализации в ценностно-смысловой сфере, показателях психологического благополучия и направленности личности.

Доминирующие траектории самореализации у замужних неработающих женщин связаны с погруженностью в свой внутренний мир и поиск себя -иными словами с саморазвитием, раскрытием личностного потенциала через различные виды активности - самопознание, самоактуализацию, самоидентификацию.

Для незамужних работающих женщин важны реальные достижения в тех сферах, где они проявляют свою активность - профессия, социальный престиж, творчество, семейное и материальное благополучие. Ведущая траектория самореализации отражает процесс самоутверждения - совершенствование себя в социальном мире, поиск баланса между автономией и общественным признанием.

В траекториях самореализации замужних работающих женщин наиболее ярко проявляется многообразие детерминирующих самореализацию потребностей, диалектическая связь процессов самоизменения и мироизме-нения, способность личности меняться, адаптироваться, использовать все доступные способы саморазвития [5]. Активное использование социальных контактов позволяет работающим замужним женщинам, сохраняя собственную индивидуальность, добиваться признания в профессиональной и общественной сферах, и, в то же время, сохранять ту степень свободы в реализации потребностей в творчестве, самопознании, самопринятии, которая дает им возможность добиваться самоуважения и признания самоценности человеческой личности.

Список литературы:

1. Ашвин С. Влияние советского тендерного порядка на современное поведение в сфере занятости // Социсс. - 2000. - № 11. - С. 63-72.

2. Головей Л.А. Дифференциально-психологические факторы профессионального самоопределения // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Л.А. Коростылевой. - СПб.: СПбГУ 2000. - C. 43-83.

3. Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Самореализация человека: введение в чело-векознание. - СПб.: Изд-во С.Петербургского ун-та, 2001. - 280 с.

4. Коростылева Л.А. Уровни самореализации личности / Психологические проблемы самореализации личности Вып. 4 / Под ред. Е.Ф. Рыбалко, Л.А. Коростылевой. - СПб.: СПбГУ, 2000. - C. 21-46.

5. Южанинова Е.Р. Интернет как новое пространство самореализации молодёжи (статья) // Вестник Оренбургского государственного университета. - Оренбург: ОГУ 2013. - № 7. - С. 82-89.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

© Новиков Д.В.*

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского,

г. Калуга

Изучение идеалов учащихся является первым шагом на пути к их целенаправленному формированию. В статье рассматриваются нравственные идеалы младших школьников, которые являются показателями уровня нравственной воспитанности личности. Выделены критерии оценки и уровни сформированности нравственного идеала. Доказано, что житийная литература играет особую роль в восприятии и формировании ценностных ориентаций личности.

Ключевые слова ценности, духовно-нравственное воспитание, нравственный идеал, житийная литература.

На сегодняшний день основным критерием оценки выпускника школы являются в основном знания, тогда как определенными факторами успешного построения общественных отношений оказываются: духовное богатство, нравственный и эстетический облик.

Образование предполагает не только усвоение учениками знаний по определенным учебным предметам, но и требует развития нравственности, которая становится мотивом деятельности. Такой подход позволит передавать из поколения в поколение не только интеллектуальные, но и духовно-нравственные ценности.

* Аспирант кафедры Педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.