Научная статья на тему 'ТРАЕКТОРИИ КАРЬЕРНОГО РОСТА В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: РАЙОННЫЙ УРОВЕНЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ'

ТРАЕКТОРИИ КАРЬЕРНОГО РОСТА В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: РАЙОННЫЙ УРОВЕНЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
45
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСОПОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД / СОЦИАЛЬНЫЙ "ПОРТРЕТ" / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Анисимович Анжелика Александровна, Крагель Екатерина Сергеевна

Работа посвящена анализу траекторий карьерного роста руководителей районных исполнительных комитетов в Республике Беларусь. Актуальность вопроса заключается в том, что качество «кадрового корпуса», его способность решать поставленные задачи в условиях процесса принятия решений во многом влияют на эффективность реализации социальных программ для блага общества. Государственный служащий - связующее звено между институтами власти и общества, и его деятельность считается организационным ядром политико-административной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Анисимович Анжелика Александровна, Крагель Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAREER PATHS IN PUBLIC ADMINISTRATION OF THE REPUBLIC OF BELARUS: DISTRICT LEVEL OF EXECUTIVE POWER

The work is devoted to the analysis of career trajectories of district executive committee heads in the Republic of Belarus. The relevance of the issue lies in the fact that the quality of the “personnel corps”, its ability to solve tasks in the context of the decision-making process largely affect the effectiveness of the implementation of social programs for the benefit of society. A civil servant is a link between the institutions of power and society, and his activity is considered the organizational core of the political and administrative system.

Текст научной работы на тему «ТРАЕКТОРИИ КАРЬЕРНОГО РОСТА В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: РАЙОННЫЙ УРОВЕНЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ»

100 РАЗДЕЛ V. ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

ТРАЕКТОРИИ КАРЬЕРНОГО РОСТА В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: РАЙОННЫЙ УРОВЕНЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Аннотация

Работа посвящена анализу траекторий карьерного роста руководителей районных исполнительных комитетов в Республике Беларусь. Актуальность вопроса заключается в том, что качество «кадрового корпуса», его способность решать поставленные задачи в условиях процесса принятия решений во многом влияют на эффективность реализации социальных программ для блага общества. Государственный служащий — связующее звено между институтами власти и общества, и его деятельность считается организационным ядром политико-административной системы.

Ключевые слова: просопографический метод, социальный «портрет», государственная служба.

DOI: 10.51180ZRPS.2022.203.010

Авторы

Анисимович Анжелика Александровна

Студентка Института социально-гуманитарного образования Белорусского государственного экономического университета (Минск, Беларусь)

Крагель Екатерина Сергеевна

Студентка Института социально-гуманитарного образования Белорусского государственного экономического университета (Минск, Беларусь)

Научный руководитель

Казак Олег Геннадьевич

Кандидат исторических наук,

доцент кафедры политологии

Института социально-гуманитарного образования

Белорусского государственного

экономического университета

(Минск, Беларусь)

Представляется интересным рассмотреть социальный портрет руководителя районного исполнительного комитета в Республике Беларусь, что даст возможность дополнить знания по социально-культурному облику кадрового корпуса как регионов, так и страны в целом. Работа всей системы государственных учреждений зависит от чиновников, их образовательного ценза, профессиональной компетенции, личностных характеристик, поэтому важность вопроса неоспорима. Кроме того, особенность социологического подхода к изучению личности заключается также в выявлении того, что характерно для определенных социальных групп.

Статья представляет собой просопо-графическое исследование биографий административной элиты районного уровня исполнительной власти. Методология просопографического анализа была апробирована в работах различных исследователей [1. — С. 259-271]. Данный метод позволяет привести собранную информацию к систематизированному виду для выявления закономерностей в траекториях карьерного роста чиновников. Просопография выступает как система, позволяющая на основе анализа определенного количества биографий провести статистическое исследование. Это дает дополнительные сведения о том, как из совокупности данных о множестве индивидов можно вывести различные типы связей между ними для анализа их функционирования.

Основными источниками исследования стали официальные сайты районных исполнительных комитетов, которые позволили установить ряд важных характерных черт и особенностей состава административной элиты районного уровня.

Целью работы является формирование обобщенного социального «портрета» руководителей государственного аппарата данной категории на основе составленной базы данных и описание

наиболее распространенных типов административной карьеры, отражающих характер формирующейся административно-бюрократической элиты.

Задачами выступают: отбор показателей для создания массива данных о председателях районных исполнительных комитетов, кодировка основных социологических параметров, поиск и внесение информации в базу данных, анализ биографий председателей районного уровня исполнительной власти и интерпретация полученных данных, исходя из ожидаемых результатов.

Территориальные рамки исследования: Республика Беларусь, хронологические — действующие председатели районных исполнительных комитетов по состоянию на начало 2021 г.

Объектом исследования являются председатели районных исполнительных комитетов, занимающие свои посты в настоящее время.

Предметом исследования выступает создание обобщенного социологического портрета и типичной карьеры представителей данной категории административной элиты.

Выборка включает биографии 118 председателей районных исполнительных комитетов Республики Беларусь.

В процессе работы нам удалось обобщить и проанализировать данные о гендерном составе административной элиты районного уровня. Приве-ленные показатели свидетельствуют

■ Мужчины ■ Женщины

Рис. 1. Гендерный состав руководителей районных исполнительных комитетов

о том, что женщины составляют 3,4% от общего состава председателей районных исполнительных комитетов, мужчины — 96,6%.

Как следует из имеющейся базы данных, средний возраст на момент назначения на должность председателя районного исполнительного комитета составляет 44 года. Статистические показатели свидетельствуют о том, что на эту должность приходят не ранее 30 лет. Большое количество председателей является представителями категории 41-50 лет, чуть меньше встречается представителей категории 30-40 лет, и 22 представителя относятся к возрастной категории 51-60 лет. Уникальной в данном плане является карьера Бисуна Юрия Юрьевича, который занял свой пост в возрасте 61 года.

Учитывая важность профессионального опыта, характерного для представителей старшей возрастной группы, следует отметить и регрессивные тенденции, препятствующие формированию нового поколения кадров государственной службы. Данные о процентном соотношении возрастных категорий представлены на диаграмме.

Самыми молодыми председателями районных исполнительных комитетов на момент вступления в должность являются Киселевич Михаил Леонидович — председатель Лепельского районного исполнительного комитета, Бондаренко Анатолий Владимирович — председатель Хойникского районного исполнительного комитета. Их воз-

■ 30-40

■ 41-50 51-60

■ 61-70

Рис. 2. Соотношение возрастных категорий руководителей районных исполнительных комитетов

раст на момент вступления в должность руководителя районного исполнительного комитета составлял 30 лет.

Среди 118 председателей 60,2% являются уроженцами деревень и сельских поселений, 8,7% — из поселков городского типа, 25,3% — из районных центров, 3,9% — выходцы из областных центров, лишь 1,9% — из Минска.

Важным для исследования является и то, как соотносятся место рождения и настоящее место работы представителя районного исполнительного комитета относительно территориального распределения по стране. Согласно собранной информации, 71,2% председателей районных исполнительных комитетов работают в той же области, откуда родом; 28,8% занимают пост в области, отличной от места рождения. Это связано в первую очередь с ротацией представителей руководящих должностей.

По признаку профиля образования руководителей районных исполнительных комитетов распределение происходит следующим образом:

Таблица 1 Специализация руководителей районных исполнительных комитетов

Профиль образования Количество представителей

Сельскохозяйственный профиль 74

Экономический профиль 12

Технический и строительный профиль 12

Ветеринарный профиль 8

Педагогический профиль 7

Военные учебные заведения 5

Касательно уровня образования можно отметить, что руководители районных исполнительных комитетов имеют высшее образование и в большинстве своем оканчивали Академию

управления при Президенте Республики Беларусь. Государственный служащий должен уметь применять в своей деятельности конституционные и иные законодательные положения, знать основы государственного управления для эффективного и качественного решения возникающих проблем. Руководитель должен уметь организовывать свой труд на научной основе, используя эффективные способы и методы сбора, обработки, хранения и использования информации, осваивая инновационные научные методы в познании общества для решения различных проблем.

Среди руководителей районных исполнительных комитетов есть представители гуманитарных и технических наук, ветеринарии, инженерной мысли, педагоги, выпускники военных учебных заведений и Академии МВД. Наиболее многочисленной является категория специалистов в области сельского хозяйства — выпускников Белорусской государственной сельскохозяйственной академии по различным направлениям.

При сборе данных о первом месте работы получились следующие результаты: среди председателей районных исполнительных комитетов существует «мода» на первое место работы в сфере

Таблица 2 Сфера первого места работы

председателей районных исполнительных комитетов

сельского хозяйства. На втором месте стоит техническая сфера, меньшее количество председателей работало в сфере государственной службы, 6 председателей начинали со сферы медицины, 5 — с экономической сферы, 5 — со сферы образования, а самое малое количество председателей начинало с работы в силовых ведомствах. Кроме того, у 19 председателей информация по данному параметру отсутствует.

При анализе информации о службе в силовых структурах выяснилось, что среди всех председателей информация о прохождении службы в силовых структурах имелась только у 17, остальные председатели службу не проходили, во многих биографиях данная информация отсутствует.

■ Не проходили службу/ нет информации

■ Проходили службу

Рис. 3. Прохождение службы в армии руководителей районных исполнительных комитетов

Анализ места работы накануне назначения на должность председателей районных исполнительных комитетов показал сильный перевес в пользу районных исполнительных комитетов и местных администраций. На втором месте стоит сфера бизнеса, затем — областные исполнительные комитеты, еще меньшее количество председателей работало до назначения на должность в районных советах депутатов. Последнее место в данной структуре занимают силовые ведомства.

Кроме того, встречались исключения, не подходящие к основным, наиболее встречаемым сферам. В категорию

Сфера первого места работы Количество представителей

Сельскохозяйственная сфера 36

Техническая сфера 34

Государственная служба 8

Сфера медицины 6

Экономическая сфера 5

Сфера образования 5

Силовые ведомства 2

Нет информации 19

«иных сфер» попали заместитель филиала банка, председатель областной организации Белорусского профсоюза работников агропромышленного и природоохранного комплексов, а также начальник Главного управления контроля за работой агропромышленного и природоохранного комплексов Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

Таблица 3 Места работы председателей накануне назначения на должность

Место работы Количество представителей

Районный исполнительный комитет и местные администрации 71

Бизнес 22

Областной исполнительный комитет 12

Районный совет депутатов 4

Силовые ведомства 2

Иные сферы 3

30 27

25 20 15 10 5 0

Возраст председателя 110-20 лет ■ 21-30 лет

31-40 лет

При анализе трудового стажа до назначения на должность председателя районного исполнительного комитета было выявлено, что среднее значение этого показателя составляет 23 года. Исходя из статистических показателей, стаж работы до назначения на должность составляет не менее 10 лет. Исключением является Протосовиц-кий Григорий Васильевич, который имел стаж работы до назначения на должность всего 9 лет. Наибольшее количество председателей являются представителями категории стажа 10-20 лет, чуть меньше председателей находятся в категории со стажем 21-30 лет, и 14 председателей попали в категорию 31-40 лет трудового стажа. У 55 председателей отсутствовала данная информация в биографии.

При анализе данных по параметру «количество лет, проведенное на

Рис. 4. Трудовой стаж председателей районных исполнительных комитетов до назначения на должность

должности руководителя районного исполнительного комитета» выяснилось, что средний промежуток времени, проведенного на должности председателя районного исполнительного комитета, — 3 года. Самым длительным нахождением на этой должности отметился председатель с шестнадцатилетним стажем, самым кратковременным — председатель с двухмесячным стажем. Информация по данному параметру не была найдена у 4 чиновников.

Количество лет, проведенное на должности председателя

■ 2 месяца

■ 4 месяца Полгода

■ 1 год

■ 1,5 года 2 года

■ 3 года

■ 4 года

■ 5 лет

■ 6 лет

■ 7 лет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ 9 лет

■ 10 лет

■ 15 лет 16 лет

■ Информация отсутствует

I

I

lll.ll I

Количество председателей

Рис. 5. Трудовой стаж председателей районных исполнительных комитетов до назначения на должность

30

25

20

15

10

5

3

Собранные данные позволили изучить характеристики руководящего корпуса районных исполнительных комитетов по полу; возрасту; месту рождения, включая область и тип населенного пункта; образованию; сфере трудовой деятельности; информации о первом месте работы; информации о службе в силовых структурах; месту работы накануне назначения на должность; трудовому стажу до назначения на должность; количеству лет, проведенных на должности руководителя районного исполнительного комитета. Эти сведения позволяют составить обоснованное суждение о происхождении, образовании и особенностях карьерной траектории руководителей районных исполнительных комитетов.

Обработка сведений просопографи-ческой базы данных позволяет сформировать социологический «портрет» руководителей государственного аппарата районногоуровня исполнительной власти и выявить ключевые факторы построения ими карьеры. Среди чиновников данного уровня преобладают специалисты в области сельского хозяйства, экономисты и выпускники технических специальностей. Преимущественно это выходцы из деревенских и сельских поселений, реже встречаются уроженцы районных и областных центров. Кроме того, в 100% случаев это специалисты с высшим образованием.

Также, исходя из собранных и обработанных данных, можно сделать вывод, что большая часть председателей районных исполнительных комитетов начинала свою трудовую деятельность в сельскохозяйственной и технической сферах, реже — на государственной службе. В основном руководители

районного уровня власти не проходили службу в армии, прежде чем прийти на нынешнюю должность. Есть тенденция и среди мест работы накануне назначения на должность председателя районного исполнительного комитета: преобладают различные должности в районных исполнительных комитетах и местных администрациях, а также в сфере бизнеса.

Ссылаясь на статистические данные, можно утверждать, что преимущество в количестве имеют председатели районных исполнительных комитетов с трудовым стажем до назначения на должность в промежутке от 10 до 20 лет. Кроме того, в среднем действующие председатели районных исполнительных комитетов Республики Беларусь в большинстве своем занимают эту должность уже в течение двух лет. Проведенный просопографический анализ показывает интеллектуальный потенциал и профессионализм чиновников районного уровня исполнительной власти.

Можно отметить, что, исходя из аксиологической теории, восходящей к В. Парето, вытекает предположение о меритократическом подборе руководителей районных исполнительных комитетов. Это доказывают данные о карьерном росте чиновников, которые начинают «с низов» службы на разных должностях и достигают уровня заместителей и руководителей различных государственных органов и предприятий. Кроме того, руководители районных исполнительных комитетов имеют высокий уровень образования и продолжительный трудовой стаж до момента назначения на должность [2. — С. 307-311].

Литература

1. Семенов А. Кто правит на местном уровне: сравнительный анализ корпуса глав муниципалитетов Пермского края и Республики Удмуртия / А. Семенов, И. Шевцова // Региональная политика-2016: Сборник статей и аналитических докладов / Под ред. Д.И. Орлова; Агентство политических и экономических коммуникаций. — М., 2017. — С. 259-271.

2. Парето В. Компендиум по общей социологии; пер. с итал. А.А. Зотова // Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — 2-е изд. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. — 511 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.