■
ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
DOI: 10.34022/2658-3712-2022-46-1-72-79 УДК 338.001.36 ^ В2
ТРАЕКТОРИИ И АСПЕКТЫ ДОЛГОСРОЧНОЙ ДИНАМИКИ УРОВНЯ БЕДНОСТИ В РЕГИОНАХ РОССИИ
Н.Ю. Коробкова
Всероссийский научно-исследовательский институт труда,
Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-6812-8794
АННОТАЦИЯ
Цель исследования - определение региональных траекторий изменения уровня бедности в России в период 1995-2020 гг., выявление наиболее и наименее успешных регионов в контексте снижения бедности. В процессе работы автор использовал методы анализа и синтеза статистических данных Росстата, систематизации и классификации научных данных, полученных в ходе ранних российских исследований бедности. Результаты работы подтверждают, что общероссийская динамика бедности отражает кризисные и подъемные периоды экономики страны и что в России сформировались группы регионов, полярных друг к другу по уровню бедности. Автор анализирует основные изменения, произошедшие в перераспределении региональных групп «лидеров» и «аутсайдеров», основные аспекты региональной бедности в России и возможные причины острой поляризации регионов по этому показателю. Полученные результаты могут иметь практическое применение в контексте изучения опыта наиболее успешных регионов, которые продемонстрировали наиболее эффективное снижение уровня бедности относительно других субъектов, и быть полезны для федеральных и региональных органов власти при разработке политики борьбы с бедностью. Сделан вывод, что результаты данного исследования могут стать основой для дальнейшего, более детального анализа, например, кластеризации регионов и типичных характеристик регионов каждого кластера с целью выявления факторов, обеспечивающих эффективное снижение бедности или, напротив, препятствующих успешной борьбе с нею.
Ключевые слова: бедность; профиль бедности; динамика бедности; доля малоимущего населения.
Для цитирования: Коробкова Н.Ю. Траектории и аспекты долгосрочной динамики уровня бедности в регионах России. Социально-трудовые исследования. 2022;46(1):72-79. DOI: 10.34022/2658-3712-2022-46-1-72-79.
ORIGINAL PAPER
TRAJECTORIES AND ASPECTS OF LONG-TERM DYNAMICS OF POVERTY IN RUSSIAN REGIONS
N.Yu. Korobkova
All-Russian Scientific Research Institute of Labor,
Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0002-6812-8794
ABSTRACT
The aim of the study is to determine the regional trajectories of the poverty changes in Russia in 1995-2020, to identify the most and least successful regions in terms of poverty reduction. In the process of work, the author uses the methods of analysis and generalization of statistical data of Rosstat, systematization and classification of scientific data obtained in the course of early domestic research on poverty. The study results confirm that the all-Russian dynamics of poverty reflect the crisis and recovery periods of the country's economy and highlight a polarization of Russian regions by poverty level. The author analyzes the main changes that have taken place in the redistribution of regional groups of "leaders" and "outsiders", the main aspects of regional poverty in Russia and the possible reasons for the sharp polarization of regions in this indicator. The research results can be of practical importance in the context of studying the experience of the most successful regions that have demonstrated the most effective poverty reduction compared to other regions, and be useful to federal and regional authorities in developing poverty reduction policies. The author concludes that the results of this study may become the basis for further detailed analysis, for example, clustering of regions and typical characteristics of the regions of each cluster in order to identify factors that ensure effective poverty reduction or, on the contrary, successful poverty combating. Keywords: poverty; poverty profile; poverty dynamics; share of the poor.
For citation: Korobkova N.Yu. Trajectories and aspects of long-term dynamics of poverty in Russian regions. Social and labor research. 2022;46(1):72-79. DOI: 10.34022/2658-3712-2022-46-1-72-79.
© Коробкова Н.Ю., 2022
ВВЕДЕНИЕ
Бедность - одна из наиболее комплексных социально-экономических проблем современности, влекущая за собой массу тяжелых последствий и постоянно требующая новых научных подходов и путей исследования.
Однако, несмотря на то, что бедность - одно из наиболее острых и болезненных явлений для российской действительности, а борьба с нею входит в национальную целевую повестку развития страны, число научных работ, посвященных современным тенденциям региональной бедности, к большому удивлению крайне мало.
Хотя причина недостаточного внимания ученых к данной проблеме лежит на поверхности. Дело в том, что основная масса научных исследований 1990-х гг. была сосредоточена на изучении последствий перехода России от плановой экономики к рыночной, а также последовавших за ним изменений, отразившихся на общей ситуации с бедностью [1, 2]. Немало научных работ было посвящено также переоценкам реального уровня бедности в России в постсоветский период с целью выявить истинный масштаб бедности в [3, 4, 5].
Отдельный пласт научных статей посвящен исследованию уникальных особенностей российской бедности, нашедших отражение в статистике России 2000 гг. [6, 7]. Как отмечают В. Аникин и Н. Тихонова, специфика бедности каждой страны формируется вследствие исторического контекста [8]. Так, исследователи, в первую очередь, выделяют феномен работающих бедных или индустриальной бедности. А. Каримов, А. Алексеев полагают, что причиной бедности работающего населения в России является неполнота и незавершенность рыночных реформ, а преодоление проблемы возможно лишь в результате комплексного преобразования экономики [9]. При этом проблема попадания работающих индивидов в число бедных, вероятно, обусловлена наличием «плохих» рабочих мест (неофициальное трудоустройство, невозможность влиять на нарушения трудового законодательства, социальная незащищенность), а также низким качеством человеческого капитала работников как в государственном, так и в коммерческом секторах [10].
Феномен работающих бедных в России изрядно вариативен. В. Аникин и Н. Тихонова определяют данное явление как «бедность эксплуатируемого труда» [11], И. Ашрамов называет их «новыми бедными» [12] и включает в данную категорию работников бюджетной сферы (за исключением занимающих руководящие должности), которые из-за
низкой заработной платы могут лишь поддерживать свое существование.
Среди особенностей профиля российской бедности отечественные исследователи выделяют еще один болезненный аспект - многодетность семей [13, 14, 15, 16, 17]. Занимаясь решением демографических проблем путем стимулирования рождаемости Россия, к сожалению, столкнулась с усугублением материального положения большинства семей с детьми и детской бедностью, причем среди первостепенных факторов, способствующих их попаданию в категорию бедных, отмечается количество детей и их возраст. По мнению Н. Зубаревич, наличие в семьях детей - сегодня основная причина доходного неравенства населения в регионах России. В категорию бедных попадают не только семьи, проживающие в субъектах с традиционно высокими показателями рождаемости, но и матери-одиночки, и многодетные полноценные семьи, поскольку доходов обоих родителей не хватает на каждого члена семьи.
Несмотря на высокие показатели уровня урбанизации в России, некоторые регионы характеризуются высокой долей сельского населения, которое чаще попадает в категорию малоимущих [18, 19]. Несмотря на то, что наиболее мобильная часть нуждающихся сельчан старается перебраться в город, растущая бедность оставшихся жителей деревень и сел по-прежнему остается одной из наиболее острых проблем. С высоким уровнем материальной депривации сталкивается и население малых городов [20], что связано со значительным отставанием их развития не только от столицы и городов-милли-онников, но и от региональных центров.
Эти и другие многочисленные аспекты региональной бедности в России представляют собой актуальное поле для исследований. Почему проблему борьбы с бедностью целесообразно рассматривать в региональном диапазоне и выявлять факторы, влияющие на уровень бедности в субъектах РФ? Изучение региональных особенностей бедности даст возможность выявить причины положительной и отрицательной динамики общероссийской бедности, характерные для всех субъектов РФ. Сегодня эта тематика - в повестке дня многих ученых, которые отслеживают актуальные тенденции, анализируют и сопоставляют современный опыт с уже пройденными практиками. Например, Е. Гришина по результатам исследования определила причины, увеличивающие уровень бедности в Сибирском Федеральном округе [21]. Также отдельное внимание уделялось бедности конкретных регионов: Москвы [22, 23], Тюменской области [24, 25]; отдельным
аспектам бедности в региональном разрезе, например, бедности семей с детьми [26]. Характеристикам региональных особенностей бедности, охватывающим максимальный период - 2000-2017 гг., посвящены работы Н. Зубаревич [19], вопросы социальной политики и региональные программы борьбы с бедностью исследовались А. Разумовым, О. Селивановой и В. Смирновым [27, 28, 29].
Данная работа посвящена анализу изменения уровня бедности в регионах России за период 19952020 гг., что позволит определить наличие связи современной картины бедности в регионах с ее ретроспективным состоянием и исторически сложившимися особенностями бедности в регионах.
ОБЩЕРОССИЙСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ И ДИНАМИКА БЕДНОСТИ
Динамика доли населения с доходами ниже прожиточного минимума (далее - бедного населения) отражает основные этапы социально-экономического развития современной России, прошедшей через глубокий экономический кризис 1991-1998 гг., связанный с переходом к новому типу общественных отношений и масштабной перестройкой экономики страны, ускоренный рост (2000-2007 гг.), экономический спад на фоне мирового экономического кризиса и последующего падения мировых цен на энергоносители (2008-2019 гг.).
Практически во всех регионах страны в период 1998-2000 гг. наблюдался рост бедности (по сравнению с 1995 г. и относительно ежегодных изменений), что стало отражением дефолта 1998 г., одного из самых тяжелых кризисов российской экономики. Последовавшие за этим дефицит доходов, низкие уровни заработных плат, безработица и всеобщее замедление темпов экономического роста привели к существенному росту доли малоимущих. В наиболее пострадавших Ивановской, Тверской, Новгородской, Нижегородской и Ульяновской областях прирост бедности составил 60-98 %.
В период восстановления экономики (20012007 гг.) динамика уровня бедности вновь приняла положительные тенденции и доля малоимущих в регионах России начала уменьшаться.
В 2008-2009 гг. (мировой экономический кризис) и в 2013-2015 гг. (внешнеэкономическое давление в виде санкций, высокий уровень инфляции, самый низкий прирост ВВП) маятник бедности вновь качнулся в сторону повышения, после чего начал медленно опускаться.
Ситуация, вызванная кризисом на фоне пандемии коронавируса, развивается на наших глазах
и говорить о ее влиянии на динамику российской бедности пока рано. Тем не менее, можно отметить, что тенденция ее снижения, наблюдаемая с 2015 г., сохраняется. Несмотря на экономический кризис, связанный с коронавирусом и ограничениями, повлекшими изменения привычного уклада жизни населения (замедление экономической активности, перевод большинства процессов в удаленный формат, банкротство компаний и т.д.), общероссийский уровень бедности в 2020 г. был самым низким за последние 5 лет. Однако однозначно утверждать, свидетельствует ли такая статистка об эффективности и результативности принимаемых мер, нельзя, поскольку общероссийский показатель не вполне отражает картину бедности каждого субъекта страны.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ БЕДНОСТИ
Территориальные особенности являются одной из причин социально-экономического неравенства российских регионов, которое можно проследить на основе динамики одного из его индикаторов -уровня бедности. Изучение динамики показателя доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в субъектах РФ показало, что в течение 1995-2020 гг. произошло изменение ситуации с региональной бедностью, что повлекло перераспределение позиций субъектов в рейтинге наиболее бедных и наиболее богатых регионов.
С середины 1990-х и в начале 2000-х гг. наивысший уровень бедности наблюдался в южных регионах России и в наиболее удаленных от федеративных центров территориях Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. В 1995 г. «лидером» по численности бедного населения стала Республика Ингушетия, где уровень бедности составлял 98,4 % (рис. 1). Большая часть населения проживала также за чертой абсолютной бедности в Республиках Тыва (72,7 %) и Дагестан (72,5 %), Забайкальском крае (64,2 %), Республиках Калмыкия (54,6 %) и Бурятия (54,3 %). Замыкали десятку самых бедных регионов Курганская (49,5 %) и Оренбургская области, Республики Карачаево-Черкессия и Адыгея (46,5 %).
На протяжении последних 25 лет во всех вышеуказанных регионах произошло существенное снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума. Однако, динамика снижения уровня региональной бедности характеризовалась разными темпами и разной направленностью. Например, в Республике Дагестан с 1995 по 2012 гг. уровень бедности снизился с 72,5 % до 7 %, что было одним из наименьших значений по стране и позволило республике выйти из списка беднейших
1995
2020
Кара Орен
Кур
Респуб. Республ абайкальск
чаево-Черк бургская об ганская об шика Буря Ика
ий край
Курская, Белгородска
Кемеровская область 16,10 Ульяновская облас Тульская облас Республика Коми Липецкая область г. Москва Тюменская область Смоленская область Вологодская область
'ь 16,10 5
ть 16,20 5,9
18,40 6,3
18,60 6,6
19,20 6,8
19,30 7,2
19,50 7,8
19,90 8
19,90 8,4
Ненец Ямало
кий АО Ненецкий
ессия ласть пасть ия
АО
3 46,50 20
| 48,50 20,4
49,30 21
49,50 22,7
;т-Петербург ква
6,6 Республика Татар| 6,8 Московская область Белгородская область Сахалинская область Чукотский АО Ханты-Манский Республи Чеченска Забайкал
54,30 23,6
54,60 23,7
Республика Дагестан
Республика Тыва
Республика Ингушетия
Респ
ский АО ка Бурятия я Республи ьский край Республика Калмы Карачае во-Черке^ия
ая автоном Республика Алтай Кабардино-Балка ублика Ин
рская Респ ушетия
100,00
80,00
60,00
40,00
20,00
0,00
20,00
Республика Тыва
40,00 60,00
ублика
80,00
100,00
Рис. 1 / Fig. 1. Субъекты РФ с наиболее высоким и наиболее низким уровнем бедности в 1995 и 2020 гг. / Russian regions with the highest and lowest poverty level in 1995 and 2020
Источник/Source: составлено автором / complied by the author.
5
72,50
72,70
98,40
регионов России. Однако, начиная с 2012 г. уровень бедности в Дагестане вновь стал расти и достиг к 2020 г. 14,8 %.
К 2020 г. в тройке самых бедных регионов страны по-прежнему остаются Республики Ингушетия и Тыва. Несмотря на двухкратное снижение доли бедного населения за 25-ти летний период (уровень бедности в регионе составил 23,6 %), в десятке субъектов РФ осталась Карачаево-Черкесская Республика, переместившись с 9-го на 6-е место в рейтинге самых бедных регионов (рис. 2).
Забайкальскому краю и Республике Калмыкия также не удалось вырваться из списка аутсайдеров (к 2020 г. они занимали 7-ю и 8-ю позиции в рейтинге самых бедных регионов, переместившись с занимаемых в 1995 г. 4 и 5-го мест, соответственно).
За прошедшие 25 лет рейтинг десятку беднейших регионов покинули Курганская область (уровень бедности в 2020 г. - 19,3 %, общее снижение бедности за 25 лет - в 2,6 раз), Оренбургская область (14 % и в 3,5 раза), Республика Дагестан (14,8 % и в 5 раз) и Республика Адыгея (12,5 % и в 3,7 раз) (рис. 3).
Таким образом, Республики Дагестан и Адыгея, Оренбургская и Курганская области - наиболее бедные регионы в 1995 г. - все последующие 25 лет боровшиеся с бедностью вышли из категории наиболее бедных регионов России.
Ситуация с бедностью в республиках Северного Кавказа, по мнению исследователей, во многом
объясняется несовершенствами региональной статистики. В частности, вследствие переоценки скрытых доходов в Республике Дагестан наблюдалось стремительное сокращение бедности [19]. Существенную роль играют демографические факторы, поскольку на Северном Кавказе (в регионах с высокой рождаемостью и продолжительностью жизни) и юге Сибири (в регионах с высокой долей сельского населения), где наиболее уязвимыми группами являются дети и население старших возрастов, ситуация с бедностью является наиболее острой. Определенное значение имеют и территориальные факторы, отрицательно влияющие на реализацию потенциала развития Республик Северного Кавказа, Алтая и Тывы и увеличивающие отставание от общероссийских показателей.
Что касается регионов, где ситуация с бедностью в 1995 г. была более благоприятной, то наиболее удивительна метаморфоза, произошедшая с Ульяновской (1-2 место) и Курской (9-10 место) областями, входившими в десятку регионов с наименьшей долей населения с доходами ниже величины прожиточного минимума. В этом ТОР-рейтинге 1995 г. находились также Кемеровская область с долей малоимущих 16 %, Тульская область - 16,2 %, Республика Коми - 18,4 %, Липецкая область - 18,6 %, город Москва - 19,2 %, Тюменская область - 19,3 %, Смоленская область - 19,5 %, Курская, Вологодская и Белгородская области - 19,9 %.
Рис. 2/ Fig. 2. Динамика доли малоимущих в регионах с наиболее высоким уровнем бедности в 1995 г. и в 1995-2020 гг. / Dynamics of the share of the poor in regions with the highest poverty level in 1995 and 1995-2020
Источник/Source: составлено автором / complied by the author.
120,0 100,0 80,0 60,0 40,0 20,0 0,0
98,4
• Республика Калмыкия Республика Тыва
Республика Дагестан Республика Бурятия
Республика Ингушетия • Забайкальский край
Республика Адыгея I Оренбургская область; 14 (Адыгея); 12,5
Рис. 3/ Fig. 3. Наиболее бедные регионы 1995 г. в рейтинге регионов РФ 2020 г. / The poorest regions of 1995 in the ranking of Russian regions in 2020
Источник/Source: составлено автором / complied by the author.
40
35
30
25
20
15
10
5
0
К 2000 г. доля малоимущего населения в Ульяновской и Курской областях увеличилась, соответственно, с 16,1 % до 44,5 % и с 19,9 % до 42,2 %. И в последующие 20 лет Ульяновская и Курская области демонстрируют наибольшую флуктуацию уровня бедности и наивысшие темпы изменения показателя, в отличие от равномерно развивающейся Тюменской области (нефтедобывающего региона).
В 2020 г. наименьшая доля малоимущих зафиксирована в Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах - 5 %. Лидирующие позиции по наименьшей доле бедных к 2020 г. сохранили город Москва и Белгородская область, занимающие, соответственно, 4 и 7 места в десятке наименее бедных регионов (рис. 4). Выбыли из десятки, однако не опустили региональный уровень бедности ниже 12,1 % (общероссийского показателя) Липецкая (11 место в 2020 г., 8,5 %), Курская (19 место, 9,9 %), Тульская (20 место, 10,1 %) и Тюменская (26 место, 11,7 %) об-
ласти. Пять регионов, входивших в десятку наименее бедных в 1995 г., имели через 25 лет следующие показатели: Вологодская область (38 место, 12,9 %), Кемеровская область (44 место, 13,2 %), Ульяновская область (61 место, 15 %), Смоленская область (66 место, 15,9 %) и Республика Коми (63 место, 15,5 %).
На лидирующие позиции по наименьшей доле бедного населения вышли Ненецкий (5 %) и Ямало-Ненецкий (5 %) автономные округа, которые являются регионами нефтегазового освоения и закономерно демонстрируют наиболее высокий уровень доходов и низкую долю малоимущих. Далее в рейтинге располагаются Москва (4 место, 6,3 %) и Санкт-Петербург (3 место, 5,9 %), Московская область (6 место, 6,8 %) - крупнейшие агломерации страны, где наблюдается активный экономический рост, увеличение доходов бюджета и заработных плат. Также в число наиболее богатых регионов вошли Сахалинская область (8 место, 7,8 %), Чукот-
40
Рис. 4/ Fig. 4. Наименее бедные регионы 1995 г. в рейтинге регионов РФ 2020 г. / The least poor regions of 1995 in the ranking of Russian regions in 2020
Источник/Source: составлено автором / complied by the author.
ский автономный округ (9 место, 8 %) и Ханты-Мансийский автономный округ (10 место, 8,4 %).
Таким образом, в отличие от Смоленской, Ульяновской, Кемеровской областей и Республики Коми, еще недавно занимавших лидирующие позиции по показателю минимального уровня бедности, а сегодня вплотную приблизившихся к наиболее бедным субъектам РФ, Сахалинская и Московская области, занимавшие в 1995 г. лишь 36 и 50 места, соответственно, в 3,5 и 5 раз сократили территориальный уровень бедности.
Республика Татарстан и город Санкт-Петербург хотя и не входили в 1995 г. в десятку лидеров, демонстрировали довольно невысокий уровень бедности, за 25 лет снизившийся в Татарстане в 3,3 раза, а в Санкт-Петербурге - в 3,4 раза, что позволило им сместиться с 18 на 5 и с 12 на 3 места, соответственно.
Очевидно, что уровень экономического развития территорий и, соответственно, высокие доходы их населения обусловливают более низкие показатели бедности (измеряемой с помощью абсолютного подхода), а низкий уровень доходов населения наименее развитых регионов не позволяет им выйти из числа беднейших (Республика Тыва, регионы Северного Кавказа). Попаданию в число наиболее бедных территорий с традиционно высокими показателями рождаемости (регионы Северного Кавказа), где, по мнению российских регионалистов, не завершился демографический переход [18], в большой степени способствует детская бедность. Высокие показатели бедности характерны также для территорий с преобладанием сельского населения (Республика Якутия, Калмыкия, Алтай).
Что касается лидеров, то впереди закономерно находятся регионы с ресурсным преимуществом (Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Белгородская область). В подобные и
другие регионы с высоким потенциалом развития (Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Свердловская область, Татарстан) направляется сравнительно больше инвестиций, что лишь усиливает региональные разрывы в уровне бедности.
ВЫВОДЫ
Анализ уровня бедности регионов России за период 1995-2020 гг. позволил выявить существенное изменение доли малоимущего населения в отдельных субъектах страны. Так, за 25-летний период десятку наиболее бедных регионов покинули Республика Адыгея, Оренбургская область и Республика Дагестан, занимающие сегодня, соответственно, 37, 58 и 61 места в общероссийском рейтинге уровня бедности, что свидетельствует об эффективности региональной политики снижения бедности. Существенное снижение доли малоимущих зафиксировано в Московской и Сахалинской областях, Чукотском и Ханты-Мансийском автономных округах, входяших в десятку наименее бедных регионов России, при этом Сахалинская область отмечена как регион с лучшими практиками по борьбе с бедно-стью1.
Что касается негативной динамики, то сильнее всего ухудшили свои позиции в общероссийском рейтинге Смоленская и Ульяновская области, Республика Коми - регионы, входившие в десятку наименее бедных в 1995 г. Также значительно усугубилась ситуация с бедностью в Республике Алтай, которая в 2020 г. заняла четвертое место среди беднейших регионов.
В целом, за 25-летний период уровень бедности в России снизился вдвое, причем общерос-
1 Агентство стратегических инициатив, «Сахалин может стать источником лучших практик по борьбе с бедностью», 24.05.2019. Электронный ресурс: URL: https://asi.ru/news/104519/ [Дата обращения: 21.09.2021]
■
сийские тенденции изменения уровня бедности на протяжении 1995-2020 гг. наглядно отражают кризисные и восстановительные периоды. Этот факт демонстрирует одну из главных особенностей российской экономики: кризисные явления сказываются, в первую очередь, на благосостоянии населении, доходы которого существенно снижаются.
Анализ изменения доли малоимущего населения в российских регионах за 1995-2020 гг. показал, что для России актуальна территориальная поляризация субъектов по уровню бедности. Отчасти это обусловлено сугубо региональными, историческими, социально-экономическими и территориальными особенностями, отчасти - общими для всей России характеристиками бедности, наиболее актуальными для некоторых регионов и усугубляющими их положение. Несмотря на то, что за 25 лет уровень бедности по России в целом снизился, в региональном разрезе ситуация с динамикой уровня бедности неоднородна.
Для получения более полной картины стоит провести более предметный и глубинный анализ региональной бедности. В качестве направлений для дальнейшего углубления темы, перспективным представляется проведение кластеризации регионов на основании уровня бедности. Более детальный анализ регионов внутри одного кластера поможет выявить особенности регионов, обусловливающих их положение. Кроме того, тщательное изучение опыта регионов, снизивших в короткие сроки уровень бедности и повысивших доходы населения (например, Сахалинская область, которая вышла на лидирующие позиции отчасти благодаря своей социальной политике), позволит выявить наиболее удачные примеры региональной политики в данной сфере. Поскольку проблема бедности носит комплексный характер, ее можно рассматривать в качестве ценного ресурса для поиска наиболее удачных траекторий развития регионов и решения острых социально-экономических проблем России.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Овчарова Л. Бедность в России. Мир России. 2001;(1).
2. Lokshin M., Popkin B. The Emerging Underclass in the Russian Federation: Income Dynamics, 1992-1996. Economic Development and Cultural Change, Volume 47, 1999.
3. Ferrer-i-Carbonell A, Van Praag B. Poverty in Russia. Journal of Happiness Studies. 2001. P. 147-172.
4. Klugman J., Braithwait J. Poverty in Russia during the Transition: An Overview. The World Bank Research Observer. 1998. Volume 13. P. 37-53
5. Красильникова М. Субъективные оценки уровня бедности в России. Мониторинг общественного мнения. 2000;(6):40-45.
6. Разумов А.А., Сковпень В.А. Мониторинг доходов и бедности в Российской Федерации: анализ современных тенденций. Труд и социальные отношения. 2018;(2):25-37.
7. Разумов А.А., Ягодкина М.А. Бедность в современной России. М.: Формула права, 2007. 336 с.
8. Аникин В., Тихонова Н. Бедность в России на фоне других стран. Мир России. 2014;(4).
9. Каримов А.Г., Алексеев А.А. Институциональные особенности и проблемы возникновения проблемы «Работающих бедных» в России. Современные проблемы науки и образования. 2013;(5).
10. Слободенюк Е.Д., Аникин В.А. Где пролегает «черта бедности» в России? Вопросы экономики. 2018;(1):104-127.
11. Anikin V., Tikhonova N. Poverty and Inequality in BRICS Countries, Sociological Research, 2016;55(5):305-341.
12. Ашмаров И.А. «Работающие бедные» в современной России / И.А. Ашмаров. Историко-экономические исследования. 2018;19(4):556-570.
13. Елизаров В.В., Синица А.Л. Бедность семей с детьми: проблемы определения и измерения, региональные особенности. Уровень жизни населения регионов России. 2018;2(208):24-33.
14. Елизаров В., Синица А. Бедность семей с детьми, проблемы определения и измерения, региональные особенности. Уровень жизни населения регионов России. 2018;2(208):24-33.
15. Гришина Е. Различные аспекты бедности семей с детьми. Всероссийский экономический журнал. 2018;(3).
16. Колосницына М., Филиппова А. Детские пособия и бедность в России. Экономическая политика. 2017;(4):118-153.
17. Зубова Л. Г. Неравенство и бедность в России: динамика, причины, необходимость преодоления. Народонаселение. 2017;(3).
18. Гафарова Е., Каримов А. Бедность в российском регионе: факторы и риски для работающего населения. Региональная экономика: теория и практика. 2016;(3):169-179.
19. Zubarevich N. Poverty in Russian regions in 2000-2017: factors and dynamics. Population and Economics. 2019;3(1):63-74.
20. Прокофьева Л., Корчагина И., Социально-демографические группы риска бедности и социальной исключенности. Материалы российско-французской конференции «Бедность городского и сельского населения в России и Франции». Москва. 2018. URL: https://isp.hse.ru/data/2018/11/01/1142579138/Prokofieva_RU.pdf (дата обращения: 3.09.2021)
21. Гришина Е. Различные аспекты бедности семей с детьми. Всероссийский экономический журнал. 2018;(3).
22. Подузов А., Кукушкин Д. Бедность в Москве: использование шкал эквивалентности для ее измерения. Проблемы прогнозирования. 1997.
23. Шевяков А.Ю., Жаромский В.С., Мигранова Л.А., Овчарова Л.Н., Сопцов В.В. Бедность и неравенство в Москве. В кн.: Социальные проблемы современной России: Московская специфика / М.: ИСЭПН РАН. 2009;14-109.
24. Руденко Д.Ю. Глобальная цель стратегии социально-экономического развития региона. Академический вестник. 2009;15-20.
25. Руденко Д.Ю. Стратегия сокращения бедности в регионе. ОЛМАРПРЕСС. 2011.
26. Елизаров В., Синица А. Факторы снижения бедности семей с детьми и перспективы ее снижения. Уровень жизни населения регионов России. 2019;2(212):63-75.
■
27. Селиванова О.В. Региональные программы борьбы с бедностью: опыт обобщения используемого инструментария. Проблемы экономики и юридической практики. 2020;16(6):48-56.
28. Смирнов В.М. Селиванова О.В. Совершенствование оценки региональных программ борьбы с бедностью. Самоуправление. 2021;2(124):481-487.
29. Разумов А.А. Социально-экономическое развитие России: новые вызовы и новые ответы государственной социальной политики. Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2011; 3(1):119-145.
REFERENCES
1. Ovcharova L. Poverty in Russia. Universe of Russia. 2001;(1). (In Russ.).
2. Lokshin M., Popkin B. The Emerging Underclass in the Russian Federation: Income Dynamics, 1992-1996. Economic Development and Cultural Change.1999;47.
3. Ferrer-i-Carbonell A, Van Praag B. Poverty in Russia. Journal of Happiness Studies. 2001. p. 147-172.
4. Klugman J., Braithwait J. Poverty in Russia during the Transition: An Overview. The World Bank Research Observer. 1998;13:37-53.
5. Krasilnikova M. Subjective assessments of the level of poverty in Russia. Monitoring of Public Opinion. 2000;(6):40-45. (In Russ.).
6. Razumov A. A., Skovpen V. A. Monitoring income and poverty in the Russian Federation: Analysis of current trends. Labour and Social Relations Journal. 2018;(2):25-37. (In Russ.).
7. Razumov A.A., Yagodkina M.A. Poverty in modern Russia. M.: Formula Prava. 2007. p. 336. (In Russ.).
8. Anikin V., Tikhonova N. Poverty in Russia against the background of other countries. Universe of Russia. 2014;(4). (In Russ.).
9. Karimov A. G., Alekseev A. A. Institutional characteristics and problems of the emergence of the problem of "working poor" in Russia. Modern problems of science and education. 2013;(5). (In Russ.).
10. Slobodenyuk E. D., Anikin V. A. Where is the "poverty line" in Russia? Voprosy jekonomiki = Economic issues. 2018;(1):104.127. (In Russ.).
11. Anikin V. Tikhonova N. Poverty and Inequality in BRICS Countries. Sociological Research. 2016;55(5):305-341.
12. Ashmarov I.A. "Working poor" in modern Russia / IA Ashmarov. Journal of Economic History and History of Economics. 2018;19(4):556-570. (In Russ.).
13. Elizarov V.V., Sinitsa A.L. Poverty of families with children: problems of definition and measurement, regional features. Living Standards and Quality of Life. 2018;2(208):24-33. (In Russ.).
14. Elizarov V., Sinitsa A. Poverty of families with children, problems of definition and measurement, regional features. Living Standards and Quality of Life. 2018;2(208):24-33. (In Russ.).
15. Grishina E. Various aspects of poverty in families with children. Vserossijskij jekonomicheskij zhurnal = All-Russian Economic Journal. 2018;(3). (In Russ.).
16. Kolosnitsyna M., Filippova A. Children's benefits and poverty in Russia. Economic policy. 2017;(4):118-153. (In Russ.).
17. Zubova L. G. Inequality and Poverty in Russia: Dynamics, Causes, Necessity to Overcome. Narodonaselenie = Population. 2017;(3). (In Russ.).
18. Gafarova E., Karimov A. Poverty in the Russian Region: Factors and Risks for the Working Population. Regional Economics:Theory and Practice. 2016;(3):169-179. (In Russ.).
19. Zubarevich N. Poverty in Russian regions in 2000-2017: Factors and dynamics. Population and Economics. 2019;3(1):63-74.
20. Prokofieva L., Korchagina I. Socio-demographic groups at risk of poverty and social exclusion. Materials of the Russian-French conference "Poverty of the urban and rural population in Russia and France". Moscow. 2018. URL: https://isp.hse.ru/data/2018/11/01/1142579138/ Prokofieva_RU.pdf (accessed on 03.09.2021).
21. Grishina E. Various aspects of poverty in families with children. Vserossijskij jekonomicheskij zhurnal = All-Russian Economic Journal. 2018;(3). (In Russ.).
22. Poduzov A., Kukushkin D. Poverty in Moscow: The use of equivalence scales for its measurement. Problemy prognozirovanija = Forecasting issues. 1997. (In Russ.).
23. Shevyakov A. Yu., Zharomskiy V. S., Migranova L. A., Ovcharova L. N., Soptsov V. V. Poverty and inequality in Moscow. In the book: Social problems of modern Russia: Moscow specifics. M.: ISEPN RAS. 2009. p. 14-109. (In Russ.).
24. Rudenko D. Yu. Global goal of the strategy of socio-economic development of the region. Akademicheskij vestnik = Academic Bulletin. 2009. p.15-20 (In Russ.).
25. Rudenko D. Yu. Poverty Reduction Strategy in the Region. OLMARPRESS. 2011. (In Russ.).
26. Elizarov V., Sinitsa A. Factors of Poverty Reduction in Families with Children and Prospects for Its Reduction. Living Standards and Quality of Life. 2019;2(212):63-75 (In Russ.).
27. Selivanova O.V. Regional programs to combat poverty: The experience of generalizing the tools used. Problemy jekonomiki i juridicheskoj praktiki = Problems of economics and legal practice. 2020;16(6):48-56. (In Russ.).
28. Smirnov V.M. Selivanova O.V. Improving the assessment of regional programs to combat poverty. Samoupravlenie = Self-management. 2021;2(124):481-487. (In Russ.).
29. Razumov, A. A. Socio-economic development of Russia: new challenges and new responses of state social policy. Scientific Researches of Faculty of Economics. Electronic Journal. 2011;3(1):119-145. (In Russ.).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / ABOUT THE AUTHOR
Наталия Юрьевна Коробкова - Аналитик Федерального государственного бюджетного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Москва, Россия.
Nataliya Yu. Korobkova — Analyst at the Federal State Budgetary Institution "All-Russian Scientific Research Institute of Labor" of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation, Moscow, Russia. NYkorobkova@vcot.info
Статья поступила в редакцию 04.10.2021; после рецензирования 19.10.2021, принята к публикации 25.10.2021. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
The article was submitted on 04.10.2021; revised on 19.10.2021 and accepted for publication on 25.10.2021. The author read and approved the final version of the manuscript.