Научная статья на тему 'Традиция в современном искусстве Павлодара'

Традиция в современном искусстве Павлодара Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
213
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИЯ / ИННОВАЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / САЗ-ГЛИНА / КУЛЬТУРА / TRADITION / INNOVATION / COMMUNICATION / SAZ / CLAY / CULTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Итемгенова Б. У.

В статье рассмотрено современное толкование понятий «традиция» и «инновация»; показано значение г. Павлодара в культурной жизни Республики Казахстан, а также роль казахстанской национальной музыкальной культуры в воспитании современного поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITION IN CONTEMPORARY ART PAVLODAR

The article considers the current interpretation of the concepts of «tradition» and «innovation», shows the value of Pavlodar in the cultural life of the Republic of Kazakhstan, as well as the role of the Kazakh national musical culture in the education of the modern generation.

Текст научной работы на тему «Традиция в современном искусстве Павлодара»

[4]. Отдельные высказывания об архитектуре и архитектонике органа содержится в публикациях западноевропейских органистов, органных мастеров и исследователей органной культуры XIX века [5; 6 - 10]. И немецкий, и французский типы органов отразили резко изменившуюся картину мира (приспособления, работающие по принципу паровых машин, использование электричества, новые разработки в акустике).

В XX столетии возросло количество публикаций, посвящённых возрождению во многом утраченных традиций исполнения барочной музыки, воссозданию инструментария времён И.С. Баха, Д. Букстехуде, известных органостроителей Франции, Италии, Германии. Научные исследования, носившие часто полемически заострённый характер, касались проблем соответствия современных органов музыке ведущих композиторов эпохи барокко, реформе органостроения, возрождению исполнительских принципов, соответствующих определённым эпохам. Среди крупных западноевропейских исследователей органной культуры, работавших до Второй мировой войны - А. Швейцер, Э. Рупп, Э. Мюнк и др. («Органное движение»); К. Штраубе, В. Гурлитт, К. Маренхольц, Х. Янн, А. Пирро, О. Валькер, В. Хольткамп и др.

В послевоенный период основное внимание исследователей сосредоточено на обосновании стилистически наиболее приближённого к определённой эпохе исполнения органной музыки. Получило развитие копирование наиболее ярких, характерных инструментов прошлого. Особое внимание учёных привлекают сохранившиеся в архивах трактаты, манускрипты посвящённые органостроению, обучению, исполнительству. В этом Библиографический список

русле работали и продолжают работать Р. Квойка, П. Уильямс, В. Самнер, Х. Эггебрехт, У. Бриг, В. Аделунг, Й. Дорфмюллер, Х. Клотц, Й. Лауквик, Х. Фогель, В. Валькер-Майер и многие другие. Количество зарубежных публикаций (включая коллективные сборники, статьи) по проблемам интерпретации произведений и устройстве органа исчисляется сотнями.

Отдельным направлением органного строительства стали попытки и реализация экспериментов с универсальными инструментами, объединяющими стилевые характеристики органов разных эпох.

В центре внимания отечественной искусствоведческой науки проблема органостроения исследуется, как правило, в комплексе с исполнительством и историей органной культуры. Были периоды, когда научно-исследовательская работа в этом направлении была затруднена. Во второй половине XX столетия научные изыскан активизируются, и в настоящее время осуществляются крупные разработки в указанных направлениях.

Краткий экскурс в историю формирования европейской органной культуры позволяет сделать вывод о том, что развитие и трансформация религиозных, философских, художественно-творческих картин мира нашли ментальное отражение в органной культуре, неотделимой от социумов западноевропейских народов - вплоть до настоящего времени. Научные изыскания в области органной культуры охватывают широкий спектр конструктивных, акустических, исторических, интерпретаторских (музыкально-исполнительских) исследований.

1. Кунау, И. Музыкальный шарлатан / пер. Н. Остроумовой. - М., 2007.

2. Philipp Otto Runge: sein Leben und sein Werk. Dargestellt von Paul Ferdinand Schmidt. - Leipzig: Inset-Verlag, 1923.

3. Die moderne Orgel, ihre Einrichtung, ihre Bedeutung fbr gie Kirche und ihre Stellung zu Sebastian Bach's Orgelmusik von O. Dienel. - Berlin, 1891.

10.

De L'Orgue et de son Architecture par Aristide Cavallé-Coll. - Paris: Ducher et Cie, Libraires-Editeurs, 1872.

Grand Orgue de l'église Métropolitaine Notre-Dame de Paris reconstruit par M.A. Cavailleé-Coll. Extrait du rapport adressé a Son Excellence M. Baroche, garde des sceaux, ministre de la justice et des cultes par la commission chargée de la vérification et de la réception des travaux. -Paris, 1868.

Hamel, M. Nouveau manuel complet du facteur d'orgues. - Paris, 1849.

Korting, G. Lateinisch - romanisches Wörterbuch. - Padeborn, 1907.

L'Orgue: ancient et moderne (traité historique, théorique et pratique de L'Orgue et de son jeu). - Par H.V. Couwenbergh, 1888.

Manufacture de Grandes orgues pour Eglises, Chapelles & Salons A. Cavallé-Coll. Charles Mutin élevè et successeur. 13&15 avenue du Maine. - Paris.

Widor Ch. M. Avant-propos // Cymphonies op.13 et 42 pour Orgue par Charles Marie Widor, organiste du Grand Orgue de St. Sulpice a Paris.

- Paris, 1900.

Bibliography

1. Kunau, I. Muzihkaljnihyj sharlatan / per. N. Ostroumovoyj. - M., 2007.

2. Philipp Otto Runge: sein Leben und sein Werk. Dargestellt von Paul Ferdinand Schmidt. - Leipzig: Inset-Verlag, 1923.

3. Die moderne Orgel, ihre Einrichtung, ihre Bedeutung fur gie Kirche und ihre Stellung zu Sebastian Bach's Orgelmusik von O. Dienel. - Berlin, 1891.

10

De L'Orgue et de son Architecture par Aristide Cavallé-Coll. - Paris: Ducher et Cie, Libraires-Éditeurs, 1872.

Grand Orgue de l'église Métropolitaine Notre-Dame de Paris reconstruit par M.A. Cavailleé-Coll. Extrait du rapport adressé a Son Excellence M. Baroche, garde des sceaux, ministre de la justice et des cultes par la commission chargée de la vérification et de la réception des travaux. -Paris, 1868.

Hamel, M. Nouveau manuel complet du facteur d'orgues. - Paris, 1849.

Korting, G. Lateinisch - romanisches Wörterbuch. - Padeborn, 1907.

L'Orgue: ancient et moderne (traité historique, théorique et pratique de L'Orgue et de son jeu). - Par H.V. Couwenbergh, 1888.

Manufacture de Grandes orgues pour Eglises, Chapelles & Salons A. Cavallé-Coll. Charles Mutin élevè et successeur. 13&15 avenue du Maine. - Paris.

Widor Ch. M. Avant-propos // Cymphonies op.13 et 42 pour Orgue par Charles Marie Widor, organiste du Grand Orgue de St. Sulpice a Paris.

- Paris, 1900. Статья поступила в редакцию 04.06.13

УДК 7.06

Itemgenova B.U. TRADITION IN CONTEMPORARY ART PAVLODAR. The article considers the current interpretation of the concepts of «tradition» and «innovation», shows the value of Pavlodar in the cultural life of the Republic of Kazakhstan, as well as the role of the Kazakh national musical culture in the education of the modern generation. Key words: tradition, innovation, communication, saz, clay, culture.

Б.У. Итемгенова, соискатель каф. истории отечественного и зарубежного искусства Алтайского гос. университета, г. Барнаул, E-mail: stm@art.asu.ru

ТРАДИЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ ПАВЛОДАРА

В статье рассмотрено современное толкование понятий «традиция» и «инновация»; показано значение г Павлодара в культурной жизни Республики Казахстан, а также роль казахстанской национальной музыкальной культуры в воспитании современного поколения.

Ключевые слова: традиция, инновация, коммуникация, саз-глина, культура.

Современный Павлодар - новая социокультурная реальность, формирующаяся на наших глазах. Павлодар - город не только индустриальный, но и интеллектуальный, здесь сосредоточен богатый духовный потенциал. В Павлодаре формировались кадры, составившие впоследствии гордость не только региона, страны, но и значимые в мировом масштабе.

Согласно данным 2002 года, наш регион представлен «более чем 160 представителями казахстанской и мировой науки, родившихся на Павлодарской земле или имеющих здесь корни, а также работавших или работающих в Павлодаре и области». Наша земля дала народу много замечательных ученых, среди которых 12 академиков и 13 членов - корреспондентов Национальной академии наук Республики Казахстан. К их числу относятся:

Сатпаев Каныш Имантаевич (1899 - 1964) - уроженец Бая-наульского района, доктор геолого-минералогических наук, академик Ан КазССР, академик АН СССР. С именем К.И. Сатпаева связана одна из ярких страниц изучения и раскрытия недр Казахстана. По его инициативе проводились исследования по изучению минеральных ресурсов Мангышлака, Мугоджар и Тургая, что было весьма актуально в годы Второй Мировой войны и способствовало победе советского народа над фашизмом.

Маргулан Алькей Хаканович (1904 - 1985), уроженец Бая-наульского района, доктор филологических наук, профессор, академик АН КазССР. Основатель казахстанской археологической школы, историк, этнограф, литературовед, искусствовед. Маргуланом А.Х. были установлены периоды создания и раскрыты историко-социальные корни народных эпических произведений, открыты уникальные археологические памятники эпохи бронзы и раннего железа - Бегазы, Сануыр, Беласар и др.

Бектуров Абикен Бектурович (1901 - 1985). Родился в Бая-наульском районе Павлодарской области. Доктор технических наук, профессор, академик АН КазССР; Чокин Шафик Чокино-вич. Родился в Баянаульском районе. Доктор технических наук, профессор, академик АН КазССР. Подготовил 20 докторов и более 200 кандидатов наук.

В 2000-е годы четыре улицы в Павлодаре были переименованы по инициативе ректора Павлодарского госуниверситета Ерлана Арына (ныне акима области) и названы в честь академиков советского Востока К.И. Сатпаева и А.Х. Маргулана, Ш.Ч. Чокина и А.Б. Бектурова. На улице Сатпаева также установлен памятник великому ученому. Высота скульптуры вместе с постаментом - 8,5 метра. Автор памятника - скульптор, член Союза художников СНГ и Казахстана, лауреат государственной премии имени Чокана Валиханова, академик Академии художеств РК Ольга Прокопьева. Автор постамента - заслуженный архитектор страны Кацев [1].

Павлодарское Прииртышье - родина современных академиков, философов и ученых: лауреата Государственной премии, Президентской премии мира и духовного согласия, академика НАН РК, доктора философских наук, профессора Жабайхана Мубараковича Абдильдина; лауреата Государственной премии РК в области философии науки и техники, академика АСН РК, доктора философских наук, профессора Мурата Сабитовича Сабита и многих-многих других деятелей культуры и искусства.

Можно отметить, что павлодарская интеллектуальная элита и сегодня достойно продолжает «плеяду имен Великой Степи, творчество которых взывало к высотам человечности и мощно влияло на умы и сердца подрастающих поколений [2].

Павлодар - это город, причудливым образом сочетающий первозданную природную среду и рукотворную красоту художников. Неповторимый облик современному Павлодару придают органичное сочетание традиции и инновации. И это закономерно, поскольку традиции - это «социокультурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные культурные образцы, институты, нормы, ценности, идеи, обычаи, обряды, стили и т.д.» [3, с. 692].

Существующее в мире многообразие субкультур в значительной мере обусловлено многообразием культурных традиций. «Традиции образуют “коллективную память” обществ и социальных групп, обеспечивая их самотождественность и преемственность в развитии. Каждое поколение, получая в свое распоряжение определенную совокупность традиционных образцов,

не просто воспринимает и усваивает их в готовом виде; оно всегда осуществляет их собственную интерпретацию и выбор. В этом смысле каждое поколение выбирает не только свое будущее, но и прошлое» [4, с. 265].

Традиционная культура является предметом изучения смежных областей социогуманитарного знания: этнографии и искусствоведения, истории и философии, мифологии и культурологии. К настоящему времени в ее определении как предмета научного исследования сложились разные авторские позиции, что обусловлено объективными причинами. А именно: этногенети-ческими различиями, закономерными проявлениями которых является множественность субкультур. В свою очередь, многообразие культурных традиций связано с множеством различных социально-политических, историко-экономических факторов.

По-разному определяются исследователями временные (хронологические) рамки традиционной культуры. Одни авторы, как, например, Б.С. Ерасов, связывают ее структуру и ценности с доиндустриальным обществом, хотя культурные традиции, культурное наследие, культурное достояние народа могут играть в дальнейшем значительную, хотя и противоречивую роль в процессе социокультурной модернизации при переходе к индустриальному и постиндустриальным обществам [3, с. 462-467]. Другие авторы, например, казахстанский философ Г. Шалабаева характеризуют традиционную культуру как явление локальных обществ. Эти аспекты динамики культуры определяются как явления разного исторического характера: традиционная и современная культуры, различия между которыми обусловлены «переходом от эпохи замкнутого существования локальных обществ к современной эпохе всеобщих связей и взаимодействий» [5, с. 15]. Третья группа ученых отстаивает «вечный» характер традиции как синонима культуры вообще. Так, российский культуролог К.В. Чистов считает, что переход «от доиндустриального общества к индустриальному и урбанизированному сопровождался не ликвидацией традиции как таковой или (что в этом случае одно и то же) культуры как таковой, а сменой одной системы традиций другой, одного типа культуры другим». Свою точку зрения К.В. Чистов обосновывает следующим образом: «Всякая трансмиссия текста, фольклорного или литературного, устного или закрепленного на письме, распространенного изустно, тиражированием рукописи или типографским способом изготовленной книги, есть традиция. Различие между ними — это различие в содержании того, что передается посредством прямой или опосредствованной коммуникации, в способах формирования такой трансмиссии, наборе стереотипов, темпе и способах их обновления» [6, с. 305].

Подобной точки зрения придерживается и Э. Маркарян, определяющий культурную традицию как «универсальный механизм», который благодаря «аккультурации и пространственновременной трансмиссии жизненного опыта позволяет достигать необходимой для социальных организмов стабильности и прогрессивного развития», где «динамика культурной традиции -это постоянный процесс преодоления одних видов социально организованных стереотипов и образования новых. Он выступает в качестве стержня процесса социальной самоорганизации» [7, с. 155-169].

Исторически сложилось так, что на территории Казахстана традиционная культура функционирует в качестве истинного наследия. Она является в понимании как ее традиционных носителей, так и исследователей значимым явлением, актуальным в современном казахстанском обществе. При этом определение «традиционная культура» соотносится с кочевым (коннокочевым) обществом, впитавшим в себя историю кочевых цивилизаций гуннов, тюрков и казахов.

Аргументируя данное положение, казахстанский исследователь Г. Садыкова предпринимает анализ музыкальных инструментов. В ходе изучения ею выявлено, что типологическое единство множества традиционных инструментов можно подразделить на две категории (по свойствам природных материалов). Первую категорию автор условно обозначила саз (в переводе с тюркского - глина). «Саз есть особое эмоциональное состояние человеческого духа, что запечатлелось в истории культуры человечества в мифах о происхождении человека из глины. Здесь вечный дух главенствует над преходящей материей, а потому главное в саз - это мягкий, ласкающий слух звукоиде-ал, культивирующий психологический и эмоциональный комфорт, духовно-душевное равновесие» [8, с. 10].

Итак, традиционная музыкальная культура - великий эмоционально-нравственный опыт человечества, такой вид человеческой деятельности, который создает целостную картину мира в единстве мысли и чувства. Ее специфика прослеживается в том, что она апеллирует, прежде всего, к чувствам, создает модель вселенной в системе эмоциональных образов, а не логических законов. Именно потому традиционная музыкальная культура имеет высокую ценность, ибо в ней живет бессмертное сердце человечества, та связь времен, которая сама Вечность.

Вместе с тем, «в действительности всегда соседствуют и сосуществуют традиционное и модернизаторское мышление, традиционные и модернизаторские жизненные ориентации. Весьма значительную роль в процессе модернизации, становления современного сознания играет сегодня традиционное са-

мосознание. Это связано с тем, что с разрушением традиционалистского социально-ментального континуума человек выпадает из общностей, в которые был включен естественно. В этой ситуации резко обостряется тяга людей к восстановлению национального единства, которое облегчило бы переживание чувства одиночества и ответственности» [10, с. 31]. Поэтому вопрос о судьбах традиционной культуры волнует и не может не волновать каждого, кто, так или иначе, задумывается над историческим бытием казахского народа - о его прошлом, настоящем и будущем.

Таким образом, традиция составляет неотъемлемую часть культурно-художественной жизни Республики Казахстан, что прослежено нами преимущественно на примере города Павлодара. Приведенный анализ с •ыл •обызом - это только один пример современного функционирования традиции.

Библиографический список

1. В Павлодаре открыли памятник Сатпаеву [Э/р]. - Р/д: http://news.nur.kz/148675.html

2. Кокумбаева, Л.А.. Павлодар интеллектуальный // Проблемы сохранения и изучения культурного и природного наследия Прииртышья: материалы международной научно-практич. конф. - Павлодар, 2008. - Т. 1.

3. Ерасов, Б.С. Социальная культурология. - М., 2000.

4. Гофман, А.Б. Традиции // Культурология. ХХ век. Энциклопедия. - СПб., 1998. - Т. 2.

5. Шалабаева, Г.К. Постижение культуры: мировоззренческие парадигмы и исторические реалии Казахстана. - Алматы, 2001.

6. Чистов, К.В. Фольклор // Культурология. ХХ век. Энциклопедия. - СПб., 1998. - Т. 2.

7. Маркарян, Э.С. Теория культуры и современная наука. - М., 1983.

8. Садыкова, Г.Т. Казахская традиционная музыкальная культура в контексте социокультурной модернизации: автореф. дис. ... канд. филос. Наук. - Бишкек, 2011.

Bibliography

1. V Pavlodare otkrihli pamyatnik Satpaevu [Eh/r]. - R/d: http://news.nur.kz/148675.html

2. Kokumbaeva, L.A.. Pavlodar intellektualjnihyj // Problemih sokhraneniya i izucheniya kuljturnogo i prirodnogo naslediya Priirtihshjya: materialih mezhdunarodnoyj nauchno-praktich. konf. - Pavlodar, 2008. - T. 1.

3. Erasov, B.S. Socialjnaya kuljturologiya. - M., 2000.

4. Gofman, A.B. Tradicii // Kuljturologiya. KhKh vek. Ehnciklopediya. - SPb., 1998. - T. 2.

5. Shalabaeva, G.K. Postizhenie kuljturih: mirovozzrencheskie paradigmih i istoricheskie realii Kazakhstana. - Almatih, 2001.

6. Chistov, K.V. Foljklor // Kuljturologiya. KhKh vek. Ehnciklopediya. - SPb., 1998. - T. 2.

7. Markaryan, Eh.S. Teoriya kuljturih i sovremennaya nauka. - M., 1983.

8. Sadihkova, G.T. Kazakhskaya tradicionnaya muzihkaljnaya kuljtura v kontekste sociokuljturnoyj modernizacii: avtoref. dis. ... kand. filos.

Nauk. - Bishkek, 2011.

Статья поступила в редакцию 06.06.13

УДК 7.06

Raimbergenov A.I. ART LIFE OF THE CITY OF AKTOBE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN. In article formation of culture and art life in the Kazakhstan city of Aktobe is considered. The factors promoting this development are shown, stages of construction and feature of formation of culture, art education and art in administrative the center of the Aktyubinsk area of the Republic of Kazakhstan are presented. Influence of the Russian culture on development of architecture, theatrical and exhibition activity is emphasized.

Key words: city map, fair, railroad, creative collectives, museum, artists, exhibitions.

А.И. Раимбергенов, аспирант каф. истории отечественного и зарубежного искусства Алтайского

гос. университета, г. Барнаул, E-mail: stm@art.asu.ru

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ ГОРОДА АКТОБЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

В статье рассмотрено становление культуры и художественной жизни в казахстанском городе Актобе. Показаны факторы, способствующие этому развитию, представлены этапы строительства и особенности формирования культуры, художественного образования и искусства в административной центре Актюбинской области Республики Казахстан. Подчеркнуто влияние русской культуры на развитие архитектуры, театральной и выставочной деятельности.

Ключевые слова: план города, ярмарка, железная дорога, творческие коллективы, музей, художники, выставки.

Казахстанский город Актюбе основан в 1869 году. О начале его строительстве сообщите «Биржевые ведомости» Санкт-Петербурга: «... мето под Актюбенское укрепление выбрано на левой стороне Илек в 180 верстах от Илецкой защиты и в 170 верстах от Ильинской станицы при устье реки Каргалы близ караванной дороги Оренбург - Казалинск...» [1, с. 5].

«Ак-тюбе» означает «белая вершина». По преданию, на ней находилось древнее мусульманское захоронение - могила богатыря хана Карасаю. Первый генеральный план города Актюбе (так назывался город до 1891 года, а затем Актюбинск, ныне

Актобе) был разработан в 1881 году. Согласно плану, северная часть города называлась Курмыш, восточная - Татарская слободка, южная, образованная переселенцами из России и Украины - Оторванка; часть города, где поселились железнодорожники из Подмосковья и Москвы, жители назвали Москвой. По переписи 1880 года в Актобе было 409 жителей, которые проживали в пяти деревянных и 33 саманных домах. По переписи 1897 года население Актюбинска увеличилось до 2,8 тыс. жителей. Отметим, что перепись населения 1989 года показала, что в Актюбинске проживает 248 тыс. человек [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.