УДК 746.46 Нобаралыев Н., Хандовлетова М., Овезгулыева Э., Сапарова Л.
Нобаралыев Н.
старший преподаватель
Туркменский государственный институт культуры (г. Ашхабад, Туркменистан)
Хандовлетова М.
студентка
Туркменский государственный институт культуры (г. Ашхабад, Туркменистан)
Овезгулыева Э.
студентка
Туркменский государственный институт культуры (г. Ашхабад, Туркменистан)
Сапарова Л.
студентка
Туркменский государственный институт культуры (г. Ашхабад, Туркменистан)
ТРАДИЦИЯ КОВРОВОГО ПРОИЗВОДСТВА ТУРКМЕНИСТАНА: ИСКУССТВО, ОТРАЖАЮЩЕЕ ИДЕНТИЧНОСТЬ И НАСЛЕДИЕ
Аннотация: ковровое производство Туркменистана является неотъемлемой частью культурного наследия страны. Это искусство, передаваемое из поколения в поколение, служит важным символом идентичности и национальной гордости. В статье рассматривается история коврового производства в Туркменистане, его значимость в культуре и обществе, а также современные тенденции и вызовы, с которыми сталкивается данное ремесло.
1756
Ключевые слова: ковры Туркменистана, традиции, культура, ремесло, национальная идентичность, наследие.
Введение.
Туркменские ковры известны на весь мир своей уникальной красотой и мастерством исполнения. Эти произведения искусства отражают богатую историю и культуру народа Туркменистана, а также его тесную связь с природой и повседневной жизнью. Традиция коврового производства является важным элементом национальной идентичности и не только сохраняет культуру, но и способствует её распространению за пределы страны.
История коврового производства в Туркменистане.
Туркменские ковры начали ткаться несколько тысячелетий назад, и с тех пор традиция их производства не претерпела значительных изменений. Ковры из Туркменистана славятся своими насыщенными цветами, сложными геометрическими узорами и высоким качеством материалов. Многие узоры и символы, используемые в ковроткачестве, имеют глубокий культурный и духовный смысл, часто они отражают верования и традиции местных племен.
Каждый регион Туркменистана имеет свои характерные стили и узоры, что позволяет идентифицировать происхождение ковра по его внешнему виду. Например, ковры, произведенные в области Мары, известны своими яркими красными оттенками и использованием узоров, напоминающих стилизованные цветы и звезды.
Значение ковров в культуре Туркменистана.
Туркменские ковры являются не только декоративными элементами, но и важными культурными артефактами. Они используются на различных этапах жизни человека: от рождения до смерти. Ковры традиционно служат не только украшением домов, но и важными ритуальными предметами в семейных и свадебных обрядах. Например, на свадьбе ковры часто используются как символ богатства и благополучия, а также как подарок, который передается от семьи к семье.
1757
Кроме того, ковры играют ключевую роль в туркменских праздниках и торжествах, где они украшают сцены и создают атмосферу тепла и уюта. Участие в ковроткачестве также является частью обучения и воспитания молодых людей, передача знаний о коврах и их значении считается важным аспектом культурного наследия.
Современные тенденции и вызовы.
Несмотря на глубокие исторические корни, ковровое производство в Туркменистане сталкивается с рядом современных вызовов. Во-первых, глобализация и развитие новых технологий приводят к изменению спроса на традиционные ручные изделия, что затрудняет сохранение ремесел в их исконной форме. Во-вторых, конкуренция с массовым производством ковров, особенно из синтетических материалов, оказывает давление на традиционные мастерские.
Однако, несмотря на эти вызовы, туркменские ковры продолжают оставаться важной частью культурного наследия. Многие мастера продолжают использовать традиционные методы и натуральные материалы, чтобы сохранять уникальность и самобытность ремесла. Современные дизайнеры и исследователи активно работают над интеграцией традиционных ковров в современный интерьер, что помогает сохранить интерес к этому искусству среди молодежи и за пределами Туркменистана.
Заключение.
Ковровое производство Туркменистана — это не просто ремесло, но и важный элемент национальной идентичности и культурного наследия. Традиционные ковры, сохраняя свои исторические особенности и уникальность, продолжают быть символом богатой истории и культуры народа Туркменистана. Несмотря на современные вызовы, этот вид искусства продолжает развиваться и находить свое место в современном мире, укрепляя связи между поколениями и народами.
1758
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Мурадов А. М. (2018). Туркменские ковры: Искусство и культура. Ашхабад: Издательство "Туркменистан";
2. Абдраева С. А. (2020). Ковровое искусство Туркменистана: История и традиции. Археология и культура Туркменистана, 5(2), 45-58;
3. Ярмухамедова М. Р. (2019). Современные вызовы коврового производства в Туркменистане. Туркменистаниеведение, 23(1), 88-94
1759
Nobaraliev N., Khandovletova M., Ovezgulyeva E., Saparova L.
Nobaraliev N.
Turkmen State Institute of Culture (Ashgabat, Turkmenistan)
Khandovletova M.
Turkmen State Institute of Culture (Ashgabat, Turkmenistan)
Ovezgulyeva E.
Turkmen State Institute of Culture (Ashgabat, Turkmenistan)
Saparova L.
Turkmen State Institute of Culture (Ashgabat, Turkmenistan)
TRADITION OF CARPET PRODUCTION IN TURKMENISTAN: ART REFLECTING IDENTITY AND HERITAGE
Abstract: carpet production in Turkmenistan is an integral part of the country's cultural heritage. This art, passed down from generation to generation, serves as an important symbol of identity and national pride. The article examines the history of carpet production in Turkmenistan, its importance in culture and society, as well as current trends and challenges faced by this craft.
Keywords: carpets of Turkmenistan, traditions, culture, craft, national identity, heritage.
1760