Научная статья на тему 'Традиционный костюм обских угров на рубеже веков: художественно-образные особенности'

Традиционный костюм обских угров на рубеже веков: художественно-образные особенности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
492
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Федорова Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиционный костюм обских угров на рубеже веков: художественно-образные особенности»

ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА, ЭКОНОМИКА УРАЛА И ЗАУРАЛЬЯ 12-13 ноября 2015 г. С. 36-39

УДК 7

ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ ОБСКИХ УГРОВ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ: ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Н. Н.Федорова

Традиционная одежда, являясь одним из ярких проявлений этнической культуры, составляет вместе с тем часть поликультурного пространства благодаря своей художественно-образной функции. Обско-угорские материалы в этом контексте заслуживают особого внимания и представляются уникальными, несущими живую древнюю традицию в современном мире.

Обские угры относятся к финно-угорской языковой группе народов, которая объединяет коренные западно-сибирские народы манси и ханты, а также родственные финно-угорские этносы: финнов, эстонцев, венгров. В объеме краткой статьи обратимся к материалам, собранным в Ханты-Мансийском автономном округе экспедициями Эстонского этнографического музея (г. Тарту) в 80-е годы минувшего столетия [1]. Они весьма показательны в плане зафиксированных типов традиционной одежды хантов и манси, изготовленной в 50 - 80-е годы (более всего в 80-е) и бытующих ныне.

Традиционное народное искусство определяется универсальными связями с окружающим миром, прежде всего с природой, образным фольклорно-мифологическим мышлением [2]. Это убедительно проявляется в сохранившихся архаических типах одежды обских угров из местных природных материалов - меха и кожи, имеющих отношение к традиционным промыслам - охоте, оленеводству, рыболовству [3]. О богатстве и устойчивости местных художественных традиций свидетельствует вариативное многообразие верхней одежды из меха оленя. Один из реликтовых типов одежды - глухого, не распашного, кроя из выделанных шкур оленя (разновидности ее - гусь, парка, малица) (рис. 1). Эту меховую одежду отличает целостный пластический объем, а использование шкуры вместе с головной частью, создающей объем капюшона, с сохранением ушей, глазниц на затылочной части капюшона дает ассоциативный образ-отождествление человека и оленя (подобные образы характерны для мифологии, изображений на древних металлических отливках). Костюм завершает обувь, изготовленная из шкуры с ног оленя (камуса). С одной стороны весь ансамбль - это безотходное использование ценного материала, вместе с тем - проявление космологической идеи единства части и целого, человека и животного. Сами вещи становятся выражением этих отношений, и в этом проявляется образный язык традиционного искусства.

Рисунок 1 - Гусь детский (1982 г.), восточные ханты

Изделия типа гуся и парки выполнены преимущественно из меха белого цвета. В основном это детская одежда и праздничная, что связано с особым отношением к белому цвету, как к «чистому», сакральному. На белом фоне яркими цветными ритмическими акцен-

Н. Н.Федорова. ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ обских угров на рубеже веков ...

тами выделяются расположенные по вертикалям кроя полоски-кисточки из цветного сукна, суконные вставки глазниц на капюшоне. Лаконичные цветные элементы не только подчеркивают природные свойства меха, но и выделяют человека в снежном природном ландшафте, кисточки вносят элемент движения, подвижной связи с окружающим пространством.

Декор традиционных вещей определяется лаконичностью, чувством меры и композиционно подчинен форме предмета, его конструкции. Характерный элемент декора изделий обских угров - цветной суконный кант, вшитый по линиям шва и тем самым подчеркивающий крой, соотношение вертикали и горизонтали, архитектонику предмета, его фактуру и цвет. Особой пластической выразительностью отличается крой и декор кантом меховых головных уборов (капор) и обуви (вей), сшитой из вертикальных полос камуса, чередующихся с горизонтальными элементами. Это замечательные образцы древнего дизайна, вызывающие естественный интерес современных художников.

Каждый предмет традиционной одежды является частью целого и составляет ансамбль костюма. Важная составляющая промыслового костюма - пояс оленевода-охотника, включающий элементы, разные не только по назначению, но и по природным материалам, формам, фактурам. Это мини-ансамбль: сам пояс из выделанной кожи оленя; из кости - резные накладки и наборные элементы для ремешков; ножны костяные или деревянные; кожаные мешочки для кресала; металлические подвески, и, наконец, клыки медведя - амулеты. Все эти предметы связаны с традиционными технологиями, и если изготовление самой одежды представляет женское ремесло, то пояс характеризует мастера-мужчину.

Современные мастерицы сохранили секреты технологии изготовления изделий из меха разного состава, цвета, фактур, которые зависят от возраста оленя, той или иной части шкуры и пр. Наиболее сложный декорированный тип мехового изделия - женская шуба (сах), распространенная зимняя одежда северных ханты и манси (рис. 2). Это более поздняя одежда, в которой соединилась местная северная сибирская традиция и привнесенная южная. Распашной характер вносит устойчивую вертикально-горизонтальную модель композиционного и колористического построения: вертикальные полы, горизонталь полосы подола составляет темный мех; основной объем, как правило, светлый. Бинарным по своему характеру (темное - светлое) является и орнаментальный декор распашной одежды, расположенный на границе темного и светлого зонирования изделия.

Рисунок 2 - Шуба женская (сах) (1980-е гг.), северные ханты

Орнамент - главный этнопоказательный художественный компонент обско-угорского искусства [4]. Он получил развитие в изделиях из всех материалов. В одежде из меха и ровдуги сложился основной его тип, перешедший позднее в современную одежду из тканей. Архитектоника изделий на основе вертикалей и горизонталей фигуры человека оп-

Формирование покикульуурного пространства урлкл и Зауралья: история, теория, практика

ределила ленточный, полосовой характер орнамента, расположенного по линиям кроя. А материал, мех - технологию мозаики: сшивных полос узора, темную и светлую, образующих зеркально-симметричную ленту. Сложные геометрические узоры несут в своей структуре основе более простые элементы и построены на основе зигзага и меандра, (имеющие прототипы в орнаменте местной археологической керамики). В целом симметричная уравновешенная основа, тем не менее, содержит в себе внутреннюю экспрессию благодаря ломаным линиям и ассиметричным элементам, а также контрасту цвета, и в этом - особый выразительный характер обско-угорского орнамента, особенности его живой ритмики. Диахромность мехового узора способствует выразительности ритмического построения, чистоте орнаментального рисунка, а деликатно используемые по краям бордюра суконные полоски усиливают эмоционально -зрительное восприятие. Бесконечно разнообразные по своей конфигурации узоры имеют свои названия, локальные композиционные и содержательные особенности.

Одежда обских угров сохраняет целостную многоуровневую структуру, составляющая ее - ансамбль нижней плечевой одежды, наиболее тесно связанной с человеком. В современном виде она шьется из покупных тканей, сменив бытовавшую в прошлом домотканую вышитую одежду из местных материалов. Здесь мы встречаем изменения, заимствованные из соседних культур (фабричные ткани), вместе с тем стилевые особенности обско-угорского костюма связаны с орнаментом меховой одежды, адаптированным к ткани. Пластические качества ткани, хлопчатобумажной и суконной, способствовали изготовлению геометрического орнамента в новой технике - аппликации.

Орнамент из ткани более мелкий по масштабу, сравнительно с меховым, более декоративный (цветной, полихромный) и в определенной степени видоизменяет изобразительные свойства по отношению к первоисточнику - меху. Стилевое единство с меховой одеждой подчеркивается за счет ленточного типа орнамента, задающего архитектонический образ костюма. Это отличает халаты обских и северных ханты с характерным, как и в меховом сахе, кроем и топографией декора. Следует отметить технологию изготовления и пришивания полос узора, дающую выпуклость объема аппликации и тем самым богатый рельеф поверхности.

Костюм из покупных цветных материалов отличается полихромностью, в особенности женский. Многоцветность орнаментированных платья и халата (основной цвет их, как правило, однотонный) усиливается за счет дополнительных элементов ансамбля: бисерных орнаментированных нагрудных украшений, накосника из шерстяных нитей с подвесками, цветного платка особого кроя. У обских хантов к женскому костюму добавляются вязаные орнаментированные чулки, обувь (ниры) с декором из бисера. Создание столь многосложного ансамбля воспитало у народных мастериц, живущих в традиционной среде, колористический художественный вкус, чувство меры в декоре каждого составляющего элемента. Основой же сохранившегося искусства костюма, включая уникальный орнамент, являются многовековые непрерывные традиции.

Одна из причин сохранения и развития богатейшего орнамента обских угров в его знако-во-семантическом характере: орнаментальные мотивы и ныне сохраняют свои названия, имеющие отношение к природно-мифологической картине мира [5]. Во многом благодаря орнаменту одежды создавался микрокосм человека в макрокосме мира. Особенно это относится к промысловой одежде, в которой человек наиболее связан с миром природы, детской одежде и праздничной, как правило, имеющей отношение к обрядовости, ритуалу. В этой связи показательны ритуальные рукавицы с сакральными узорами духов-покровителей. Монументальные по форме и цвету стилизованные антропоморфные узоры (сукно, аппликация) выделяются знаковым характером и выражают синкретичную основу традиционного искусства, в котором взаимосвязаны слово, изображение, танец, музыка.

Можно констатировать на образцах сохранившихся типов изделий неутраченные уникальные традиции, являющие связующее звено между природой и человеком, прошлым и будущим в стремительно меняющемся глобальном мире.

Н. Н.Федорова. ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ обских угров на рубеже веков ...

Литература

1. Одежда народов Югры: альбом этнографических рисунков / ред. сост. Т.А. Молдано-ва. - Ханты-Мансийск: Принт-Класс, 2015.

2. Некрасова, М.А. Народное искусство как часть культуры: теория и практика. - М.: Изобразительное искусство, 1983. - 343с.

3. Богордаева, А.А. Традиционный костюм обских угров. - Новосибирск: Наука, 2006. -239 с.

4. Иванов, С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник (по материалам XIX - начала ХХ в.). Народы Севера и Дальнего Востока. - М-Л: Изд-во Академии наук СССР, 1963. - 500 с.; Рындина О.М. Орнамент // Очерки культурогенеза народов Западной Сибири. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1995. - Т. 3. - 640 с.

5. Молданова, Т.А. Орнамент хантов Казымского Приобья: семантика, мифология, генезис. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. - 261 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.