Научная статья на тему 'Традиционный и современный урок: общие черты и отличительные особенности'

Традиционный и современный урок: общие черты и отличительные особенности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2118
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
анъанавий ўқитиш / педагогик технологиялар / ўқитиш усуллари / шахс / ўқувчи / ўқитиш воситалари / traditional teaching / pedagogical technologies / teaching methods / personality / student / teaching means

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмедов И. Р.

Мақолада янги технологияларга асосланган ривожлантирувчи ўқитишнинг афзалликлари таҳлил қилинган. Мазкур ўқитиш анъанавий ўқитишдан концептуал асослар, ўқитишнинг усул ва воситалари, унинг ташкил этиш шакллари ҳамда билимларни ўзлаштириш ва қўллаш натижалари жиҳатлардан тубдан фарқланади.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL AND MODERN LESSON: COMMON PATTERNS AND SPECIFIC FITCHES

In the article is an analyzed advantage of developing teaching, which is based on new pedagogical technologies. Those are significantly differ from traditional ways on concept basis, methods, and teaching means, form of those organization, results and the knowledge adoption and implementation.

Текст научной работы на тему «Традиционный и современный урок: общие черты и отличительные особенности»

20 ТАЪЛИМ ТЕХНОЛОГИЯЛАРИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ч_/

Ахмедов И.Р.,

доктор педагогических наук, профессор кафедры "Педагогика и психология" Узбекского государственного института физической культуры

ТРАДИЦИОННЫЙ И СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ОБЩИЕ ЧЕРТЫ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

АХМЕДОВ И.Р. АНЪАНАВИЙ ВА ЗАМОНАВИЙ ДАРС: УМУМИЙ ХУСУСИЯТЛАРИ ВА ФАРКЛАРИ

Маколада янги технологияларга асосланган ривожлантирувчи укитишнинг афзалликлари тах,лил килинган. Мазкур укитиш анъанавий укитишдан концептуал асослар, укитишнинг усул ва воситалари, унинг ташкил этиш шакллари х,амда билимларни узлаштириш ва куллаш натижа-лари жих,атлардан тубдан фаркланади.

Таянч суз ва тушунчалар: анъанавий укитиш, педагогик технологиялар, укитиш усуллари, шахс, укувчи, укитиш воситалари.

АХМЕДОВ И.Р. ТРАДИЦИОННЫЙ И СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ОБЩИЕ ЧЕРТЫ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

В статье анализируются преимущества развивающего обучения, основанного на новых педагогических технологиях, которое в значительной степени отличается от традиционного обучения концептуальными основами, методами и средствами обучения, формами его организации и результатами - уровнем усвоения и применения знаний.

Ключевые слова и понятия: традиционное обучение, педагогические технологии, методы обучения, личность, учащийся, средства обучения.

AHMEDOV I.R. TRADITIONAL AND MODERN LESSON: COMMON PATTERNS AND SPECIFIC FITCHES.

In the article is an analyzed advantage of developing teaching, which is based on new pedagogical technologies. Those are significantly differ from traditional ways on concept basis, methods, and teaching means, form of those organization, results and the knowledge adoption and implementation.

Keywords: traditional teaching, pedagogical technologies, teaching methods, personality, student, teaching means.

Различаются традиционное обучение и новые педагогические технологии. В основе первого лежат рецептивные и репродуктивные методы обучения, в основе второго - развивающие.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 9

Традиционное обучение.

Концептуальные основы: педагогика принуждения, назидательный подход к обучаемому, репродуктивный метод как преобладающий, авторитарный стиль руководства с жесткой организацией обучения. Обучение ориентировано на усвоение и воспроизведение знаний.

Учение - функция запоминания, а преподавание - ведущая деятельность. Парадигма образования: педагог - учащийся или учебник - учащийся.

Цели:

1) подготовка конкретного исполнителя;

2) обучить предмету в соответствии с программой;

3) сформировать минимум знаний, умений и навыков по предмету.

Методы:

1) словесные, реже наглядные, почти нет практических;

2) рецептивные, репродуктивные;

3) индуктивные;

4) пассивные, активные.

Формы: фронтальные, индивидуальные.

Развивающее обучение.

Развитие личности, подготовка творчески мыслящего профессионала, создание условий для самообучения, самообразования.

Концептуальные основы: личностно-ориентированный подход в образовании, личность учащегося - центральная фигура образовательного процесса; гуманизация и демократизация взаимоотношений, отказ от прямого принуждения к обучению; педагогика сотрудничества; индивидуализация и дифференциация обучения: учет уровня знаний, способностей, качеств личности и свойств характера, интеллектуального развития, уровня усвоения данного предмета. Деятельность учения - самостоятельное приобретение и особенно применение полученных знаний; по характеру проблемно-поисковая, творческая. Новая парадигма образования: обучаемый - субъект образования.

Цели:

1) развитие личности,

2) подготовка творчески мыслящего исполнителя (в школе), профессионала (в вузе),

3) создание условий для самообучения, самообразования,

4) научить ориентироваться в жизни (в быту, на работе) так, чтобы уметь находить ответы на вопросы с помощью пройденного материала по тому или иному учебному предмету.

5) учить повествовать, описывать, рассуждать, доказывать, полемизировать.

Методы:

1) обязательно по схеме: словесные-наглядные-практические;

2) рецептивные, репродуктивные, продуктивные (проблемные, поисковые), творческие (исследовательские);

3) индуктивные, дедуктивные;

4) активные, интерактивные.

Формы: фронтальные, индивидуальные, парные, групповые (состязательные, игровые).

Обучение традиционное, не основанное на современных технологиях, и обучение нетрадиционное, основанное на современных технологиях. Основной формой учебной работы при традиционной дидактической системе является авторитарное управление педагогическим процессом, основанное на общении. Данная система эффективна сегодня в учебной работе с трудновоспитуемыми детьми и правонарушителями и никак не с физически и психически здоровыми, воспитанными и мыслящими детьми. Она лишь пригодна для создания у учащихся общего представления о предмете. Мы только к концу учебы в школе добиваемся у детей осмысления собственных целей учения и самомотивации. Слабым местом традиционной дидактической системы также является нерациональное использование учебного времени из-за отсутствия интерактивных методов при работе с большой группой учащихся. Хотя

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 9

в учебный процесс внедряются раздаточные материалы, наглядные пособия и другие дидактические средства, предназначенные для индивидуальной и самостоятельной работы, активизирующие деятельность учащихся, устанавливающие обратную связь. Задания даются с программированным (алгоритмическим) изложением информации, при определении понятий и законов приводится точное научное описание явлений и действий по их применению и решению практических задач. Весь оптимум занятий зависит от мастерства, творчества, находчивости педагога и никак не связан с содержанием и методикой урока.

Так, основными в традиционном обучении являются объяснительно-контролирующие технологии обучения. Структура объяснительно-контролирующего урока, требования к его анализу определяются принципами, на которых выстроен весь технологический процесс при традиционном обучении. Выделяются следующие сильные стороны объяснительно-контролирующего урока:

организационная четкость педагогического процесса,

систематический характер обучения, эмоциональное воздействие личности педагога на учащихся,

широкая и разносторонняя информация, использование аудиовизуальных средств обучения.

К слабым сторонам традиционного объяснительно-контролирующего урока относятся:

преобладание фронтальных форм работы, педагог активен, а учащиеся пассивны; нерациональное распределение времени на уроке, большая часть которого отдается объяснению или опросу материала и где действует один лишь педагог;

преобладание вербальных, монологических методов обучения, мало подкрепленных самостоятельной учебно-познавательной деятельностью учащихся, шаблонное построе-

ние урока, чрезмерный объем домашних заданий;

субъект - объектный характер отношений между обучаемым и обучающимися; учащийся - подчиненный объект обучающих воздействий, он всегда «должен», «обязан»;

отсутствие объективных форм контроля.

Оценка иногда отражает субъективное мнение педагога, не всегда справедливое, отсюда одна и та же работа может быть оценена преподавателями по-разному; отрицательные оценки используются для борьбы с нарушениями, а несправедливые психологически травмируют.

Организация объяснительно-контролирующего урока удерживается на репродуктивном уровне работы. Требования к преподавателю сводятся лишь к передаче определенного объема знаний учащимся и контролю усвоения. Разумеется, разные преподаватели по-разному и с разной степенью успешности выполняют эту работу. При этом их мало интересует, не велик ли объем заданий по их предмету в составе общего дневного, четвертного, семестрового, годового объема заданий по всем предметам, что будет с учащимися дальше, как будут использованы результаты обучения в последующем.

Характерные отличия обучения, основанного на современных технологиях.

Сегодня в учебный процесс школ и вузов внедряется новая дидактическая система, основанная на развивающем обучении. Одним из направлений современных педагогических технологий является обучение по блочно-модульной системе. Отличительной чертой данной педагогической системы является дозированная презентация учебного материала по модулям, контроль на каждом модуле и управление деятельностью учащихся вплоть до усвоения каждого модуля и допускающий переход к следующему.

В таблице приведены данные, раскрывающие отличительные признаки традиционного

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 9

V_/

Таблица 1. Характерные особенности традиционного и развивающего форм обучения

Традиционное обучение Развивающее обучение, основанное на современных технологиях

Учащийся - подчиненный объект обучающих воздействий. Учащийся - равноправный субъект образовательного процесса, ведущий активную познавательную деятельность.

Педагог - единственное инициативное лицо, основной и наиболее компетентный источник знания, контролирующий субъект познания. Педагог - организатор самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, их компетентный консультант и помощник. Обеспечивает не просто контроль обучения, но диагностику их деятельности с целью своевременной коррекции отклонений.

Педагог ставит цели, планирует свою деятельность, проводит итоговый анализ и оценивание деятельности обучающегося. У него нет условий и мотивации для самостоятельности, самооценки, самообразования. Количественная оценка - отметка- является средством принуждения, служит орудием его власти. Педагог строит образовательный процесс как учебный диалог с учащимся; создает условия для развития у учащихся способности к самообразованию, самоопределению, самостоятельности, самореализации; поддерживает при планировании и организации самостоятельной деятельности на основе личностного подхода и сотрудничества.

Сообщение готовых знаний посредством вербального изложения. Активные методы обучения, основанные на создании проблемных ситуаций

Обучение по образцу, основанному на индуктивной логике от частного к общему, механической памяти, репродуктивном изложении. Активизация познавательной деятельности учащихся, направленной на поиск и решение проблем, применение знаний на практике.

АВСО: Слово педагога, наглядные и технические средства. Учебные книги применяются в основном для домашней работы. АВСО: новые информационные технологии. Учебные материалы используются обучаемыми для самостоятельного поиска знаний.

Массовое обучение: учащиеся изолированы от общения друг с другом; отсутствует самостоятельность; отмечаются слабая обратная связь Парные и групповые формы организации видов деятельности, основанные на диалоге, общении, сотрудничестве, состязании, игре.

обучения от развивающего обучения, основанного на современных технологиях.

Как показывает анализ, развивающее обучение, основанное на новых педагогических технологиях, в значительной степени отличается от традиционного обучения прежде всего концептуальными основами, методами и средствами обучения, формами его организации и результатами - уровнем усвоения и применения знаний.

Сущностные характеристики современной педагогической технологии:

Смысл педагогической технологии - в предварительном проектировании целостного и завершенного процесса обучения.

Четко структурированный технологический процесс образования - это цепочка педагогических и учебных действий, операций и коммуникаций, которая выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата. Поэтапное проек-

тирование и последовательное воплощение технологических операций, с одной стороны, должно воспроизводиться любым педагогом, а с другой - гарантировать достижение планируемых результатов всеми учащимися. Технологический процесс предусматривает взаимосвязанную деятельность педагога и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей, использование мобильного диалога, реального общения. Органическая часть педагогической технологии - диагностические процедуры, содержащие четкие однозначные критерии, показатели оценки результатов деятельности, а также инструментарий измерения. Процесс коррекции направлен не на ошибки обучающегося, а на изменение способа организации образовательного процесса в отношении данного учащегося.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 9

24 ТАЪЛИМ ТЕХНОЛОГИЯЛАРИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ч_/

Литература:

1. Белаухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. - М,1997.

2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986.

3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1988.

4. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. - М., 1997.

5. Щуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. - М., 1994.

6. Якиманская Л.Н. Личностно-ориентированное обучение. - М., 1997.

7. Белухин Д.А. Основы личностно - ориентированной педагогики: 2ч. - М., 19961997.

8. Смит Мануэль Дж. Тренинг уверенности в себе. - СПб., 2000.

9. Шепель В.М. Имиджелогия или секреты личного обаяния. - М., 1994.

10. Щекин Г.В. Визуальная психодиагностика и ее методы. - Киев, 1992.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.