Научная статья на тему 'Традиционный хореографический фольклор тувинцев'

Традиционный хореографический фольклор тувинцев Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
387
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУВИНСКИЙ ТАНЕЦ / ДЕВИГ / ТЕВЕК / ФОЛЬКЛОРНЫЙ ТАНЕЦ ТУВИНЦЕВ / TUVAN DANCE / DEVIG / TEVEK / TUVINIAN FOLK DANCE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сундуй Джульетта Маадыр-ооловна

В статье рассматривается хореографический фольклор Тувы, развившийся под влиянием религиозного мировоззрения и социальных условий жизни народа. До 1920 г. существовали тувинские танцы трёх видов: спортивные, игровые и религиозные: «Девиг», «Тевек» (почекушки), «Аскак кадай»; фольклорная хореография: «Цам», «Хам»; традиционная хореография (фольклор) «Дук дою», «Баш кыргыыр» [6], тувинский танец приветствия «Аяк-шайым», новогодний праздник «Шагаа», праздник чабанов «Наадым». Тувинские слова «девиг» и «тевек» [10, с. 151] означали «пляска» и произошли от тюркского слова «теп», что обозначает «удар ногой».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL CHOREOGRAPHIC TUVINIAN FOLKLORE

The article considers choreographic Tuvinian folklore which has developed under the influence of religious worldview and social living conditions of a nation. Until 1920 three kinds of Tuvinian dances existed sport, game and religious: “Devig”, “Tevek” (pochekushki), “Askak kaday”; folk choreography: “Tsam”, “Kham”; traditional choreography (folklore) “Duk doyu”, “Bash kyrgyyr” [6], Tuvinian welcome dance “Ayak-shayym”, New Year's holiday “Shagaa”, shepherd's holiday “Naadym”. Tuvinian words “devig” and “tevek” [10, с. 151] meant “dance” and originated from a Turkic word “tep” which means “a kick”.

Текст научной работы на тему «Традиционный хореографический фольклор тувинцев»

ТРАДИЦИОННЫЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФОЛЬКЛОР ТУВИНЦЕВ

Сундуй Джульетта Маадыр-ооловна

мл. научный сотрудникМНЦ «Хоомей», РФ, Республики Тува, г. Кызыл

E-mail: dzhusun 7@mail. ru

TRADITIONAL CHOREOGRAPHIC TUVINIAN FOLKLORE

Giulietta Sunduy

Junior research scientist of International Research Center "Khoomei ", Russia,

Republic of Tuva, Kyzyl

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается хореографический фольклор Тувы, развившийся под влиянием религиозного мировоззрения и социальных условий жизни народа. До 1920 г. существовали тувинские танцы трёх видов: спортивные, игровые и религиозные: «Девиг», «Тевек» (почекушки), «Аскак кадай»; фольклорная хореография: «Цам», «Хам»; традиционная хореография (фольклор) — «Дук дою», «Баш кыргыыр» [6], тувинский танец приветствия «Аяк-шайым», новогодний праздник — «Шагаа», праздник чабанов «Наадым».

Тувинские слова «девиг» и «тевек»[10,с. 151] означали «пляска» и произошли от тюркского слова «теп», что обозначает «удар ногой».

ABSTRACT

The article considers choreographic Tuvinian folklore which has developed under the influence of religious worldview and social living conditions of a nation. Until 1920 three kinds of Tuvinian dances existed — sport, game and religious: "Devig", "Tevek" (pochekushki), "Askak kaday"; folk choreography: "Tsam", "Kham"; traditional choreography (folklore) — "Duk doyu", "Bash kyrgyyr" [6], Tuvinian welcome dance "Ayak-shayym", New Year's holiday — "Shagaa", shepherd's holiday "Naadym"

Tuvinian words "devig" and "tevek" [10, с. 151] meant "dance" and originated from a Turkic word "tep" which means "a kick".

Ключевые слова: тувинский танец; девиг; тевек; фольклорный танец тувинцев.

Keywords: Tuvan dance; devig; tevek; Tuvinian folk dance.

Традиционный хореографический фольклор Тувы складывается и развивается под влиянием географических, религиозных, исторических и социальных условий жизни народа.

Вообще традиционная хореография — результат коллективного творчества тувинского народа. Образно и пластически выразительно передавались характер и повадки зверей, птиц, домашних животных: танец бизона у североамериканских индейцев, индонезийский пенчак (тигр), якутский танец медведя, памирский орла, китайский и индийский павлина, финский бычка, русский журавля, (гусачок), норвежский петушиный бой и другие [5, 8, 16, 17]. А у тувинцев — пляска орла «Девиг».

Обрядовые пляски исполняются в определённое время и по специальному поводу (свадебные, семейные, такие как «Тевек», «Девиг» и др.). Фольклор (англ. folklore) — произведения устного народного творчества (былины, сказки, частушки, пословицы, песни, народная мудрость, народное знание), специфика фольклора проявляется в традиционности, синкретизме, вариативности, импровизационности, например «Цам», «Хам». Игровые пляски — это традиционные игры народа, передаваемые из поколения в поколение, имеющие видоизменённую и варьированную форму, позволяющую функционировать в современных условиях, например, «Хромая старушка». Народные игры делятся на три типологические группы: игры драматические, спортивные и орнаментальные. Традиция, обычай — исторически сложившиеся, наиболее устойчивые, передающиеся из поколения в поколение этика, обычаи, взгляды, чувства людей, социально-общественного значения почитания, например, «Дук дою», «Баш кыргыыр» [6, с. 288]. Традиционная хореография (фольклор) — жесты и манеры этического поведения, социально-общественного значения почитания, например, тувинский танец приветствия «Аяк-шайым». Традиция — неразрывная часть древней культуры народа. Существовало несколько видов традиционных праздников. Это новогодний праздник — «Шагаа», праздник

чабанов «Наадым», общинные праздники обработки шерсти и изготовления войлока, семейно-бытовые — свадебный цикл, рождение ребенка, стрижка волос, религиозно-ламаистские — освящение жертвенного места, оросительного канала и другое. Ни одно значительное событие в жизни общины или крупной административной единицы не проходило без спортивных состязаний — национальной борьбы (хуреш), конских скачек, стрельбы из лука, различных игр.

Некоторые авторы, кстати, не знатоки в области хореографии, поспешили с выводом, утверждая, что у тувинцев не было танца, и даже танцевальных терминов [7]: «Фактическое отсутствие танцевальных жанров (танец орла — «девиг» — это только краткий выход борца, к нему не бывает закреплённой по смыслу музыки, он вообще может исполняться без музыки) и традиционных терминов, обозначающих хореографические формы искусства». Но наше исследование доказывает обратное. Уже в первых письменных сведениях об изучаемых народах находим упоминание о большом празднике «Встреча бубна», на котором поют песни и пляшут» [2, с. 22], о воинских плясках [11, с. 10].

Фольклор имел большое воспитательное, общеобразовательное и эстетическое значение в жизни тувинских кочевников. Из фольклорных произведений, передаваемых изустно, они черпали мудрые изречения и советы, познавали этические и моральные нормы обычного народного права, выработанные опытом многих поколений трудового народа. Слушая ночами у костра сказителя, певшего героические былины под аккомпанемент музыкального инструмента, кочевники и охотники получали эстетическое наслаждение от исполнителя этих произведений, насыщенных яркими художественными образами. Перед ними раскрывался хотя и несколько идеализированный, но все же реальный мир жизни людей, думающих, работающих, борющихся за справедливость, порой веселящихся, временами же переживающих горе, и несчастье и т. д. Фольклор для тувинцев был в

описываемое время большой народной культурной ценностью, он развивал их умственный кругозор, мировоззрение и менталитет [4, с. 209].

Есть версии, почему тормозило развитие тувинского танцевального искусства. Во-первых, можно предположить, что многовековая борьба против угнетателей (исследователи не зря заметили меланхолический настрой тувинцев) не давала им выражать красоту природы посредством танца. Во-вторых, нет сомнения, что феодальное отношение к женщине не давало им танцевать. Ведь не секрет, что до сих пор можем проследить остатки и пережитки феодального отношения к женщине со стороны мужчин. Если в наше цивилизованное время случается подобное, то что говорить о том периоде, когда был настоящий феодализм, о чем пишет Х.М. Сейфулин: «Самобытную тувинскую народную культуру: устное народное творчество, музыку, изобразительное искусство, народные игры, спорт и др. — феодалы и ламы держали под спудом и не давали возможности развиваться. Причем феодалы и ламы старались народное творчество использовать в своих интересах и внести в него реакционное религиозное содержание» [14]. Подтверждение к этому слова У.Й. Эванс-Вентца: В самом буддизме танцы, музыка и все зрелища мирского характера запрещены [19, с. 511].

Центрами культуры, светского общения, в известной степени и образования были крупные монастыри. В дни религиозных праздников и культовых обрядов собиралось большое количество народа. Устраивались народные гуляния, состязания: борьбы, скачки, стрельба из лука, а также разыгрывались театральные представления — сам (цам).

Мужские пляски были разного вида. Ведь не секрет, что пластика возникла как выражение эмоций радости и любви. Судя по раскопкам, у тувинцев была цивилизация, имеющая богатую культуру и религию и свою традиционную хореографию. Закономерно, что окруженные прекрасной природой тувинцы познавали природу посредством хореографии, музыки и пения. Тувинцы отличаются способностью не только в искусстве горлового пения, но и в других видах искусства. Камнерезы, художники, певцы, спортсмены прославляли Туву

в том числе и за пределами России. Наскальные рисунки подтверждают, что у тувинцев была своя пластика ещё с гунно-сарматского времени. Сейчас в большинстве своём тувинская хореография исполняется под сопровождение тувинского национального оркестра.

Изучение культовых обрядов у тувинцев показало, что в них присутствовало большое количество зрелищно-игровых элементов. Само слово «танец» в русский язык вошло только в XVII в. [3]. В казахском языке есть слово «би» — пляска-танец и «билеу» — «танцевать»; в калмыцком языке слово «би» означает «танец», «бииллhн — «танец-пляску», глагол «биилх» переводится как «танцевать», а глагол «тавшх» — «плясать с притопыванием»; в монгольском языке слово «биэлге» — называют «танцем тела», имеющим много разновидностей и ставшим народным источником современного балетного искусства. Слово «би» в значении «танец» присутствует также в языках ряда тюркских народов: киргизов, казахов, башкир. Тюркское слово «девиг» означает движение «удар ногой и мах руками», а конкретнее, «танец». В тувинском языке слово «теп» [15, с. 411] означает удар ногой, общетюркское слово «би» или на тувинском «виг» означает «танцевать». Слово «девиг» (на тувинском языке) переводится как «пляска» [10, с. 151]. Тувинский язык относится к тюркской группе, а относящиеся к ней в киргизском и в татарском языке слова «детип» или «тибеп» обозначают удар ногой по земле, близкий понятию «пляска» [1]. «Девиг» является тувинским национальным мужским танцем. Также слово «тевек» может обозначать слово «танец». Тевек — чеканка, почекушка (свинцовый кружок с отверстием в середине для продевания пучка шерсти, волоса; при игре подбрасывается ногой) [15, с. 409]. Нет сомнения, что тувинские слова «девиг», «тевек» обозначали «пляска» и произошли от слова «теп», что обозначает «удар ногой». С появлением ламаизма («Цама») стали употреблять слово «сам». В современном тувинском языке «танец» переводится как «сам». Слова в песнях шаманского камлания выражают [12], что он танцует (тув. слово «самнай» — «танцуя»). Ведь танец орла «Девиг» танцуют только под тувинскую народную музыку «Догээ-баары».

Танцы в древней Туве, безусловно, были, наскальные рисунки — свидетельство о существовании танцевального искусства. Как мы знаем, танцевальное искусство тувинцев ещё не изучено с научной точки зрения. Чтобы сделать такой вывод, нужно изучить игры и музыку, темперамент, наскальные рисунки, расположение способности тувинцев к движениям.

Известно, что в работе учёного Д.А. Функа большое место отводится видам национальных игр родственных народов: тувинцев, телеутов, алтайцев, монголов, — например, шахмат (шыдыраа), «прятать серьги» («сырга чажырар»), игра в лапту, игра в бабки (кажык ойын), также зимние спортивные игры [18]. Следует также подчёркнута, что игра в бабки является не только одной из наиболее распространённых игр, но и одной из древнейших — она известна по археологическим раскопкам на территории Минусинской котловины, Алтая, Тувы и датируется I тыс. до н. э. — первой половиной I тыс. н. э. [13, с. 109—111]. Д.А. Функ отмечает (1989 г.): «Вообще надо особо подчёркнуть вопрос о самобытной танцевальной культуре бачатских телеутов, как, впрочем, и всех тюркоязычных народов Саяно-Алтая. Вопрос о танцах, играх и развлечениях бачатских телеутов достаточно сложен и вполне мог бы стать самостоятельной темой исследования. Вполне вероятно, что танцы у телеутов либо вообще не были широко распространены, либо являлись каким-то сакральным, скрытым от потусторонних глаз ритуалом, почему и не были зафиксированы в этнографических писаниях XVIII—XIX вв.» [18].

Фольклорные и ритуальные танцы были еще в гунно-сарматское время, это доказывают наскальные рисунки. До 1920 г. тувинские танцы были трёх видов: спортивные, игровые и религиозные. Народная революция 1921 г. и образование Тувинской народной республики вызвали бурное развитие всех видов искусства, в том числе и танца. В середине 20-х гг. XX в. в среде передовых аратов и нарождавшейся тувинской интеллигенции появились самодеятельные кружки. Как рассказывали люди старого поколения, в репертуаре были шаманские танцы, но только в шуточном жанре. От русских народных танцев были позаимствованы шаги хороводов в тувинский массовый

танец «Челер-Ой». На тувинском народном танцевальном искусстве не могло не сказаться влияние соседних народов, и, в первую очередь, русского. Это влияние коснулось и формы, и композиции, и содержания, и характера движений. Однако в распространении этого влияния есть свои особенности, свои характерные черты.

Ученый П.Е. Островских, изучивший тувинские обряды моления, освящения (дагыыры), писал: «Празднества тувинцев несут религиозный характер» [9, с. 428]. Тувинцы, как и все народы, имели игры, игровые обряды, ритуалы, церемонии. В силу национального менталитета, особенностей мировоззрения, танцы тувинцев, как мы говорили, имели религиозный характер и исполнялись ламами на церемониальных мистериях при храмах либо шаманами во время шаманских камланий. Тувинцы танцевали игровые и обрядовые танцы: «Девиг», «Тевек» (почекушки), «Аскак кадай» (хромая старушка).

Список литературы:

1. Абайдулин А. Тувинская хореография — истоки и перспективы // Тувинская правда. 1980. 12 февраля.

2. Бичурин И.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Ч. 2. М., 1950. — 22 с.

3. Бурнаев А.Г Культура этноса, воплощенная в танце. Саранск: Мордовский Университет, 2002.

4. Вайнштейн С.И. Маннай-оол М.Х. История Тувы. В 2-х т. Т. 1. Новосибирск: Наука, 2001. — 209 с.

5. Голейзовский К. Образы русской хореографии. М: 1964.

6. Жарков А.Д Технология культурно-досуговой деятельности. 2-е изд. перераб. и доп. изд. М: МГУК, ИПО "Профиздат", 2002. — 288 с.

7. Карелина Е.К. История тувинской музыки от падения династии Цин и до наших дней. М., 2009.

8. Основы характерного танца / Ширяева А., Бочарова А.; под ред. Лопухова А. Л: 1939.

9. Островских П.Е. Краткий отчет о поездке в Тоджинский хошун Урянхайской земли. Т. ХХХ1У. Вып. 4. СПб.: Изв. ИРГО, 1898. — 428 с. Вероятно, этот отчет включен в какое-то издание, от которого здесь указан только том.

10. Пальмбах А.А. Тувинско-русский словарь. М.: ТНИИЯЛИ Советская энциклопедия, 1968. — 151 с.

11. Розов Г. История дома Цзинь // Труды членов Российской духовной миссии в Пекине. 1910. — С. 59—60.

12. Сагды К.Ч. Люди тувинского театра. Кызыл, 1973.

13. Самбу И. Тувинские народные игры. Кызыл: 1978.

14. Сейфулин Х.М.. Образование тувинской автономной области РСФСР. Кызыл: Тувкнигоиздат, 1954.

15. Тенишева Э.Р. Тувинско-русский словарь. М.: ТНИИЯЛИ, «Советская Энциклопедия», 1968. — 411 с.

16. Ткаченко Т. Народный танец. 2 изд. М: 1967.

17. Устинов Т. Русский народный танец. М.,1976.

18. Функ Д.А. Устное творчество, игры и развлечения Бачаских телеутов. // Народы и культуры. Вып. 17. Телеуты. М: РАН. Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая, 1992.

19. Эванс-Вентц У.Й. Тибетская йога и тайные учения/ пер. с англ. изд. Самара: Агни, 1998. — 511 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.