Научная статья на тему 'Традиционные ценности семейских Забайкалья'

Традиционные ценности семейских Забайкалья Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1416
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
традиционные ценности / ценности семейских забайкалья / традиции / семейские традиции / древлеправославие

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Гаврилова Е. А.

В статье дастся характеристика основных традиционных ценностей семейских Забайкалья. Автор объясняет значение таких ценностей, как труд, древлеправославие, семья, традиция, общинность и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the main traditional values of Old Believers in Zabaikalye. The author reveals the meaning of such values as labour, «drevlepravoslavie», family, tradition, communality and so on.

Текст научной работы на тему «Традиционные ценности семейских Забайкалья»

Е. А. Гаврилова

ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ СЕМЕЙСКИХ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Работа представлена кафедрой социальной антропологии, культурологии и философии Читинского государственного университета. Научный руководитель - доктор философских наук, профессор М. Н. Фомина

В статье дастся характеристика основных традиционных ценностей семейских Забайкалья. Автор объясняет значение таких ценностей, как труд, древлеправославие, семья, традиция, об-щинность и т. д.

The article describes the main traditional values of Old Believers in Zabaikalye. The author reveals the meaning of such values as labour, «drevlepravoslavie», family, tradition, communality and so on.

Ценности являются неотъемлемой частью культуры любого общества и состав-

ляют его главное смыслообразующее ядро, В современном мире, где большинство опи-

383

рается в своем ценностном развитии на материальную базу, актуально рассмотреть культурное наследие прошлого, которое является одним из источников культурной динамики и заставляет нас использовать в новых условиях всю совокупность достижений исторического опыта. Яркие представители культурно-исторического наследия России - семейские Забайкалья. Поэтому в статье пойдет речь об основных традиционных ценностях данной группы забайкальского населения.

С точки зрения философии ценности рассматриваются как индивидуальное и коллективное отношение к объектам бытия, с помощью которого идет процесс образования системы мотивации деятельности. Ценность, по нашему мнению, является социально-философским понятием,ко-торое отражает отношение общества и индивида к тем или иным социальным, духовным и природным явлениям, выраженное в стремлении к установлению гармоничных и взаимовыгодных условий для полноценного развития человека. История подтверждает, что в переломные периоды развития общества одна часть ценностей неизбежно деформируется, а другая продолжает оставаться наиболее консервативной, не поддающейся воздействию новой реальности. Именно такие ценности являются традиционными.

Система ценностей семейских Забайкалья складывалась под влиянием нескольких факторов. Выделим некоторые из них, которые, по нашему мнению, наиболее существенны: 1) особенности исторического развития; 2) географическая среда и природные условия; 3) хозяйственная деятельность; 4) взаимодействие с культурами других народов.

У семейских Забайкалья труд стоит на первом месте в иерархии ценностей. Отношение к труду как к явлению духовной и физической деятельности человека, как к абсолютной самоцели и призванию характерно для старообрядцев. Труд, предпринимательство были зафиксированы в эти-ко-религиозной старообрядческой системе

как одно важное средство спасения веры и души . Необходимость трудиться обосновывалась ссылками на христианское учение, согласно которому труд есть божественное установление. Для старообрядцев стало характерно «единство этической оценки как физического, так и духовного труда», а не их разделение. Уход на окраины государства и необходимость адаптации там породили отношение к труду как к «комплексной добродетели и основному средству спасения» . Вся атмосфера семейной жизни семейских способствовала трудовому воспитанию. С ранних лет ребенок включался в трудовую деятельность, поэтому основополагающим качеством в человеке считалось трудолюбие. Умение работать на земле являлось мерилом ценности отдельного человека и человеческого общества. Семейские резко осуждали лень и недобросовестное отношение к труду.

Главной ценностью духовной жизни старообрядцев является древлеправосла-вие. Оно служило главным жизненным ориентиром, которое придавало нравственные и физические силы семейским Забайкалья в сложных условиях существования. Староверы всегда серьезно относились к вере, не уповая на то, что попы отмолят все грехи, проявляя личную ответственность. По принципам старообрядцев, человек не просто должен быть знающим, все правильно делать, но и самому, изучая веру, следовать церковному преданию. Символом веры и основной ценностью для семейских были иконы и богослужебные книги, которые старообрядцы хранят и по сей день.

Также одной из главных традиционных ценностей семейских Забайкалья является семья. Семейные традиции и устои старообрядцев регламентировались не светскими, а религиозными нормами, поэтому отличались особой крепостью и консерватизмом. Браки разрешалось заключать только между представителями старообрядчества, родственные связи перед свадьбой между женихом и невестой отслеживались до седьмого колена, что позволяло сохранять нравственное и физическое здоровье

Традиционные ценности семейских Забайкалья •

семейских, разводы запрещались. В сложных природно-климатических условиях Забайкалья большая семья представляла собой своеобразный «коллектив в коллективе», достаточно замкнутый и экономически независимый. Его нормальная жизнедеятельность зависела от четкого распределения трудовых ролей, обеспечивающих слаженный хозяйственный ритм.

Приоритетное место среди иерархии духовных и материальных ценностей у се-мейских Забайкалья занимает такая ценность, как традиция. Если просмотреть историю старообрядчества, то она вся связана с сохранением традиций. «Провозгласив принципом своего не только мировоззрения, но и мироощущения традиционализм, все направления староверия в той или иной степени обрекли себя на постоянные компромиссы с изменяющейся исторической действительностью» . Культурная традиция для старообрядцев является стабилизирующим и селективным механизмом, действующим во всех сферах бытия.

Среди традиционных ценностей семей-ских Забайкалья следует выделить общин-ность. Освоение сибирских и более отдаленных восточных территорий показало, что основной хозяйственной единицей у старообрядцев было «общежитие», или община, идейно проявляющая себя в качестве церковного прихода. Выживание и благополучие в условиях гонения властями в резко-континентальном климате Забайкалья, при освоении весьма трудной, «прежде бесплодной земли», зачастую зависело только от общей духовной сплоченности, от взаимной помощи и поддержки. В старообрядческой среде особенно ярко проявились русские традиции «помочей», т. е. коллективного труда, вдохновленного не утилитарно-экономическими, а нравственными и религиозными целями. Старообрядцы понимали, что на основе общинности складываются взаимоотношения отдельного человека и общества в целом, личности и коллектива, может обеспечиваться оптимальное сочетание общественных интересов с личными, проявляться взаимопомощь

друг другу. Опираясь на чувство коллективизма, семейский человек воспитывал в себе высокую меру ответственности не только за свой образ жизни, но и за судьбу общества, в котором он живет.

У семейских Забайкалья основным носителем духовных ценностей является фольклор. Фольклор в социально-бытовом укладе семейских всегда занимал важное место, он включался в различные звенья жизнедеятельности как необходимая и неотъемлемая часть всей традиционной этнической культуры. Основные виды и жанры, присущие фольклору семейских Забайкалья: семейно-обрядовая и кален-дарно-обрядовая поэзия, заговоры, несказочная проза, лирические песни, малые жанры (пословицы, поговорки, загадки), частушки. Специфику жанровой системы фольклора семейских определяет приверженность старообрядцев к традициям, обрядам и праздникам, связанным с земледельческим календарем, а также с семейными обрядами, очерчивающими весь жизненный круг человека. Особенно выделяются песенные традиции семейских Забайкалья, их жизненность, закрепляемость, которые с малых лет и до седин являются одной из величайших ценностей духовной культуры семейских. Народная песенная поэзия всегда была надежным хранителем чистоты мыслей и чувств трудового человека. По яркому выражению Ф. Ф. Боло-нева: «Песня в их жизни создавала атмосферу духовной красоты» .

Здоровье человека как важный способ самосохранения народа и ценность в крестьянской жизни осознавали старообрядцы Забайкалья и всеми доступными способами старались укрепить его. Основа здорового образа жизни семейских состояла из здоровой пищи, размеренного труда, правильной жизни без вредных привычек. Исследователь Г. М. Осокин отмечал: «Ведя более правильную жизнь, не злоупотребляя вином, табаком, распутством, семейские дали краю крепкий, здоровый, сильный и красивый тип населения» . Также в большом употреблении были средства народно-

го врачевания. «Старообрядцы лечатся исключительно растительными средствами; по их понятиям, травы и коренья указаны нам самим Богом, а лекарства металлические, аптечные, обработанные аптекарями-

немцами, поганы; принимать их грешно, г 6 ибо они выдуманы людьми» .

Таким образом, семейские Забайкалья четко осознавали роль и значение ценнос-

тей как для функционирования своей этно-конфессиональной общности, так и для определения смысла собственной жизни. Вся система традиционных ценностей данной группы строится по социально-религиозному принципу, соотносится с основными нравственными ценностями и служит одним из средств для более глубокого и полного усвоения основ общечеловеческой морали.

ПРИМЕЧАНИЯ

Керров В. В. Формирование старообрядческой концепции «Труда благого» в конце 17- начале 18 века (к вопросу о конфессионально-этических факторах старообрядческого предпринимательства)/^ сборнике «Старообрядчество: история, культура, современность». М., 1996. Вып. 5.

С. 42.

2

Петрова Е. В. Социокультурная адаптация семейских Забайкалья: Этносоциологический анализ. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1999. С. 38.

3

С. 9.

4

ПоздееваИ.В. Русское старообрядчество конца XX в. //Алтарь России. Большой камень, 1997.

Болонев Ф. Ф. Семейские: Историко-этнографические очерки. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1992. С. 164.

Осокин Г. М. На границе Монголии. Очерки и материалы к этнографии Юго-Западного Забайкалья. СПб., 1906. С. 65.

Высоцкий Н. Ф. Народная медицина. М., 1911. С. 114.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.