Научная статья на тему 'ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ'

ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
935
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарный вектор
ВАК
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦЕННОСТИ / РОССИЯ / ОБЩЕСТВО / ДУХОВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дудкина Анна Владимировна

Процесс цифровизации тесным образом связан с глобальными изменениями в обществе. Пересмотр социальных целей и ценностей, смена групповых и межличностных коммуникативных моделей, трансформация политических, экономических, экологических, культурных концепций приводят к кризису системы ценностей и ценностных ориентаций. Актуальным в российском обществе в эпоху цифровизации становится исследование состояния традиционных ценностей и духовно-нравственных ориентиров. Цель исследования - выявление отношения российского общества к сохранению традиционных ценностей в цифровую эпоху. Ценности рассматриваются как нечто особенно значимое для человека, что определяет его убеждения и служит мотивацией его действий. Новизна заключается в выявлении готовности российского общества сохранять и укреплять духовно-нравственные ценности в процессе адаптации к новой реальности цифровой эпохи. С помощью контент-анализа и дискурс-анализа определены факторы формирования культурных установок в российском обществе, выявлены приоритеты в расстановке ценностей, обнаружены различия в ценностных ориентирах российской, европейской и американской культуры. При помощи статистического и сравнительного анализа документальных источников выявлена проблематика процесса цифровизации в российском обществе в контексте духовно-нравственных ценностей. Анализ проведённых за последние три года опросов Всероссийским центром изучения общественного мнения, касающихся отношения к традиционным ценностям в жизни человека и к роли государства в сохранении духовно-нравственных ценностей в обществе, позволил обнаружить стремление общества к сохранению и укреплению традиционных ценностей. При рассмотрении коммуникативных государственных стратегий в сфере укрепления и сохранения духовно-нравственных ценностей обнаружена их низкая эффективность. Также выявлено влияние европейской и американской пропаганды на систему российских ценностей. Результаты данной работы показывают, что государственные коммуникативные стратегии по сохранению традиционных и духовно-нравственных ценностей нуждаются в доработке и усовершенствовании. Полученные результаты могут быть востребованы исследователями в сфере социальной журналистики и медиаграмотности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL VALUES OF RUSSIAN SOCIETY IN THE DIGITAL AGE

The process of digitalization is closely related to global changes in society. Due to the ongoing social changes associated with the development of the information society, there is a crisis in the system of values and value orientations. The study of the state of traditional values and spiritual and moral guidelines in Russian society in the era of information digitalization becomes relevant. This work aims to identify the attitude of Russian society to the preservation of traditional values in the digital age. The novelty lies in identifying the readiness of Russian society to preserve and strengthen spiritual and moral values in the process of adapting to the new reality of the digital age. Methodology and research methods. With the help of content analysis and discourse analysis, the categories of formation of cultural attitudes in Russian society were determined, a list of traditional values was identified, and differences were found in the value orientations of Russian, European, and American cultures. With the help of historical, statistical and comparative analysis of documentary sources, the problems of the digitalization process in Russian society in the context of spiritual and moral values are revealed. An analysis of surveys conducted over the past three years by the All-Russian Public Opinion Research Center on attitudes towards traditional values in human life and the role of the state in preserving spiritual and moral values in society revealed the desire of society to preserve and strengthen “traditional values”. When considering communicative state strategies in the field of strengthening and preserving spiritual and moral values, the problems of low efficiency of these strategies were identified. We also revealed the influence of European and American propaganda on the system of Russian values. The results of this work show that state communication strategies for the preservation of traditional and spiritual and moral values need to be finalized and improved in practice. Also, the results obtained can be in demand by researchers in the field of social journalism and media literacy.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ»

Dudkina A. V.

http://www.zabvektor.com

ISSN 2542-0038 (Online) ISSN 1996-7853 (Print)

Научная статья УДК 070.11

DOI: 10.21209/1996-7853-2022-17-4-83-92

Традиционные ценности российского общества в цифровую эпоху

Анна Владимировна Дудкина

Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия yakimanna@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-2251-2467

Процесс цифровизации тесным образом связан с глобальными изменениями в обществе. Пересмотр социальных целей и ценностей, смена групповых и межличностных коммуникативных моделей, трансформация политических, экономических, экологических, культурных концепций приводят к кризису системы ценностей и ценностных ориентаций. Актуальным в российском обществе в эпоху цифровизации становится исследование состояния традиционных ценностей и духовно-нравственных ориентиров. Цель исследования - выявление отношения российского общества к сохранению традиционных ценностей в цифровую эпоху. Ценности рассматриваются как нечто особенно значимое для человека, что определяет его убеждения и служит мотивацией его действий. Новизна заключается в выявлении готовности российского общества сохранять и укреплять духовно-нравственные ценности в процессе адаптации к новой реальности цифровой эпохи. С помощью контент-анализа и дискурс-анализа определены факторы формирования культурных установок в российском обществе, выявлены приоритеты в расстановке ценностей, обнаружены различия в ценностных ориентирах российской, европейской и американской культуры. При помощи статистического и сравнительного анализа документальных источников выявлена проблематика процесса цифровизации в российском обществе в контексте духовно-нравственных ценностей. Анализ проведённых за последние три года опросов Всероссийским центром изучения общественного мнения, касающихся отношения к традиционным ценностям в жизни человека и к роли государства в сохранении духовно-нравственных ценностей в обществе, позволил обнаружить стремление общества к сохранению и укреплению традиционных ценностей. При рассмотрении коммуникативных государственных стратегий в сфере укрепления и сохранения духовно-нравственных ценностей обнаружена их низкая эффективность. Также выявлено влияние европейской и американской пропаганды на систему российских ценностей. Результаты данной работы показывают, что государственные коммуникативные стратегии по сохранению традиционных и духовно-нравственных ценностей нуждаются в доработке и усовершенствовании. Полученные результаты могут быть востребованы исследователями в сфере социальной журналистики и медиаграмотности.

Ключевые слова: цифровизация, ценности, Россия, общество, духовность

Original article

The process of digitalization is closely related to global changes in society. Due to the ongoing social changes associated with the development of the information society, there is a crisis in the system of values and value orientations. The study of the state of traditional values and spiritual and moral guidelines in Russian society in the era of information digitalization becomes relevant. This work aims to identify the attitude of Russian society to the preservation of traditional values in the digital age. The novelty lies in identifying the readiness of Russian society to preserve and strengthen spiritual and moral values in the process of adapting to the new reality of the digital age. Methodology and research methods. With the help of content analysis and discourse analysis, the categories of formation of cultural attitudes in Russian society were determined, a list of traditional values was identified, and differences were found in the value orientations of Russian, European, and American cultures. With the help of historical, statistical and comparative analysis of documentary sources, the problems of the digitalization process in Russian society in the context of spiritual and moral values are revealed. An analysis of surveys conducted over the past three years by the All-Russian Public Opinion Research Center on attitudes towards traditional values in human life and the role of the state in preserving spiritual and moral values in society revealed the desire of society to preserve and strengthen "traditional values". When considering communicative

Traditional Values of Russian Society in the Digital Age

Anna V. Dudkina

Saint Petersburg State University, St. Petersburg, Russia yakimanna@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-2251-2467

© Дудкина А. В., 2022

Контент доступен по лицензии Creative Commons "Attribution" («Атрибуция») 4.0 Всемирная The content is available under the Creative Commons "Attribution" 4.0 International

Дудкина А. В.

state strategies in the field of strengthening and preserving spiritual and moral values, the problems of low efficiency of these strategies were identified. We also revealed the influence of European and American propaganda on the system of Russian values. The results of this work show that state communication strategies for the preservation of traditional and spiritual and moral values need to be finalized and improved in practice. Also, the results obtained can be in demand by researchers in the field of social journalism and media literacy.

Keywords: digitalization, values, Russia, society, spirituality

Введение. Внедрение цифровых технологий в разные сферы жизни заставляет общество адаптироваться к новой реальности и принять новую ценностную парадигму [1, с. 93].

Со второй половины XIX в. изучение человеческих ценностей наблюдается преимущественно в рамках социальной психологии1. Американский и израильский учёные (М. Рокич и Ш. Шварц) разработали классификацию ценностных ориентаций, согласно которой ценности разделяются на социальные и индивидуальные и напрямую зависят от менталитета конкретного общества [2].

Результаты исследования голландского социолога Г. Х. Хофстеде показали, что культура общества оказывает непосредственное влияние на индивидуальные ценности индивидов, а сформулированная им оригинальная теория предлагает четыре культурных измерения, позволяющих анализировать ценности [по: 3]. Развивая теорию ценностей, русский мыслитель Н. О. Лос-ский характеризовал её как идеально-реалистическую. Ценности, по мнению учёного, объективны, всеобщи и антиномичны, а основой ценностей является Бог [4].

Необходимо отметить, что традиционные ценности трактуются по-разному. Например, по определению А. Б. Гофмана, традиция представляет собой «элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени; охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности); процесс социального наследования...»2. Социолог М. Вебер, ценность рассматривал как норму, способом бытия которой является значимость

1 Гуреева А. Н. Концептуально-теоретические основы изучения общественно-политических ценностей современной российской молодежи в дискурсе социальных медиа. - Текст: электронный // Медиаскоп. -2021. - № 3. - URL: http://www.mediascope.ru/2721 (дата обращения: 02.05.2022).

2 Гофман А. Б. Традиция. - Текст: электронный // Большая советская энциклопедия. - URL: http://enc-dic.com/enc_sovet/ Tradicija-89817/ (дата обращения: 08.05.2022).

(важность) для субъекта. В свою очередь Т. Парсонс придавал ценности методологический смысл как средству выявления и описания социальных отношений и институтов через общие для их членов ценности.

В работе «Эстетика» Н. Гартман перечисляет следующие классы ценностей, начиная с материальных ценностей и заканчивая духовно-познавательными: «ценности блага, ценности удовольствия, жизненные ценности, нравственные ценности, эстетические ценности, познавательные ценности» [5]. Последние три класса относятся к духовным ценностям, причём нет верховенства одного класса над другими [6].

В чём заключаются традиционные ценности России в эпоху цифровизации? Ответ на этот вопрос находим в Указе Президента Российской Федерации «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы»3 и в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации4. В этих документах говорится о ценностях, которые призваны не допустить разобщённости общества и сохранить единство многонациональной страны.

Стоит также отметить, что проблема ценностей изучается не только аксиологией и социологией, но и некоторыми другими науками, такими как, например, культурология и психология. Представителями разных научных направлений, как отечественными, так и зарубежными, выработаны подходы к определению понятия «ценность».

Изучение коммуникативных стратегий конкретных медиаресурсов позволяет делать выводы об их ценностных ориентациях. Под коммуникативными стратегиями в ме-

3 О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203. - Текст: электронный // Президент России. -URL: http://www.kremlin.rU/acts/bank/41919/page/1 (дата обращения: 04.05.2022).

4 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400. - Текст: электронный // Wsem.ru. - URL: https://wsem.ru/publications/strategiya-natsionalnoy-bezopasnosti-rossiyskoy-federatsii_178/ (дата обращения: 02.05.2022).

Dudkina A. V.

диалогии обычно понимают определённую концепцию, оправдывающую их существование, «дающую конкретные установки, типы реагирования, фильтрующие события, отбор материала, его подачу и трактовку» [7, с. 21].

Нередко под коммуникативной стратегией понимают схему коммуникативного поведения, в которой «серия различных вербальных и невербальных средств используется для достижения цели объекта коммуникации. Стратегию определяет макроинтеграция (намерение, цель одного (или всех) участников диалога), обусловленная социально-психологическими особенностями конкретного общения» [8].

Профессор Санкт-Петербургского государственного университета Д. П. Гавра предлагает понимать под коммуникационной стратегией «опирающуюся на общую стратегию социального субъекта (принадлежащего к любой сфере - политической, экономической, социальной, культурной) долгосрочную сбалансированную по ресурсам программу достижения его (субъекта) стратегических целей через информационно-коммуникационные взаимодействия с внешней и внутренней средой» [9].

Цифровая эпоха, в которой мы живём, отличается от других исторических периодов и представляет собой один из главных трендов развития современной России.

Коммуникативные и цифровые технологии влияют на изменение традиционной системы ценностей россиян [10; 11]. Правительственная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», входящая в Стратегию развития информационного общества на 2017-2030 годы1, определяет основные черты цифровых технологий: «большие данные; нейротехнологии и искусственный интеллект; компоненты робототехники и сенсорика; технологии беспроводной виртуальной и дополненной реальностей и др.»2.

Реализация программы способствует быстрым переменам не только в технологи-

1 О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203. - Текст: электронный // Президент России. -URL: http://www.kremlin.rU/acts/bank/41919/page/1 (дата обращения: 04.05.2022).

2 Цифровая экономика РФ. - Текст: электронный //

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. - URL: https:// digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (дата обращения: 04.05.2022).

ческой, но и социальной сфере. Ясные очертания приобретают тенденции роботизации и замены людей на роботов в определённых сферах трудовой деятельности, происходит создание новых систем базы данных с индивидуальной информацией о каждом гражданине страны, нейронные технологии, внедрение чипов с интегральными базами данных. В связи с этим возникает ряд вопросов: Чем может обернуться для нас новое общество, основанное на цифровых ценностях [12-14]? Готово ли общество с его системой ценностей к технологическим инновациям? Будет ли место традиционным ценностям в управленческих системах будущего?

Поиск ответов на данные вопросы становится весьма актуальным в цифровую эпоху и способствует выявлению угроз традиционным ценностям в обществе, а также разработке путей по их сохранению.

Методология и методы исследования. Объектом проведённого исследования стали государственные проекты и программы по сохранению традиционных ценностей и социологические тематические опросы Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ)3, проведённые в период с 2019 по 2021 г. Тематика опросов за выбранный период времени следующая: отношение российского общества к традиционным ценностям, позиция государства в сохранении и укреплении традиций и традиционных ценностей, ценностные ориентиры современной российской молодёжи. В проведённом исследовании последовательно проводится анализ существующих государственных программ и проектов по защите, сохранению и укреплению традиционных ценностей. Данные коррелируют с контент-анализом публикаций, в которых обнаруживается критика данных стратегических проектов со стороны тактических медиа.

В работе применены исторический и социокультурный методы, а также статистический и дискурс-анализ. При помощи дискурсивного анализа идентифицируются ценности россиян, европейцев и американцев. В рамках данного метода приведена оценка интересов российского социума и выявлены различия в ценностных ориентациях с европейской культурой. Результаты срав-

3 База результатов опросов «Спутник». - Текст: электронный // Всероссийский центр изучения общественного мнения. - URL: https://bd.wciom.ru/baza_ rezultatov_sputnik/ (дата обращения: 02.05.2022).

Дудкина А. В.

нительного анализа позволяют определить основные пути оптимизации по сохранению традиционных ценностей в российском обществе в процессе цифровизации на государственном уровне.

Результаты исследования и их обсуждение. Проведённый ВЦИОМ 3 ноября

2019 г. репрезентативный опрос о наиболее важных ценностях среди населения по регионам России (на каждый вопрос предлагалось давать не более пяти ответов) показал картину ценностных ориентаций российского общества в цифровую эпоху коммуникаций и инноваций (табл. 1).

Таблица 1

Ценности российского общества

Ответы на вопрос «Какие ценности и идеи наиболее важны лично для Вас?» Все опрошенные (регионы РФ), %

Здоровье собственное и близких 67

Семья 49

Безопасность личная и близких 38

Материальный достаток 37

Любовь к родине, гордость за страну 30

Любовь, уважение близких 29

Качественное образование 24

Возможность делать что-то для других, помогать 19

Интересная работа 18

Самообразование, приобретение новых знаний 16

Путешествие, открытие новых мест 16

Уважение традиций, обычаев своего народа 15

Свобода, независимость 14

Жизнь в согласии с моральными нормами 13

Личный успех 6

Общественное признание, авторитет 4

Затрудняюсь ответить 2

Такие ценности, как «личный успех» и «общественное признание, авторитет» в списке ценностей стоят на последнем месте и составляют небольшую долю - 6 и 4 % соответственно (см. табл. 1). В то же время забота о себе и близких, своей безопасности и материальном достатке у россиян в приоритете. Вместе с тем стоит отметить, что позиции «любовь к родине, гордость за страну» и «возможность делать что-то для других, помогать» составляют 30 и 19 % соответственно. Данные показатели свидетельствуют о том, что российский народ готов создавать что-то общее, большое и обширное1. Россия - особая страна не только в силу своей территориальной протяжённости, но и потому, что она - многонациональная страна, объединённая русской историей и русской культурой. Русскую культуру можно назвать сердцевиной культуры, которая обозначила

1 Русские ценности как основа русской культуры. -Текст: электронный // Я русский. - URL: http://iamruss. ru/russian-cultural-wealth-as-basis-of-culture/ (дата обращения: 02.05.2022).

основные духовные параметры общей жизнедеятельности народов нашей страны.

В настоящее время ключевое значение приобретает способность слышать и понимать друг друга на уровне ценностных установок [15]. По мнению профессора Воронежского государственного университета В. В. Тулупова, Россия - особая цивилизация, базирующаяся на нескольких постулатах: «Духовное выше материального», «Общее выше индивидуального», «Справедливость выше закона», «Будущее важнее настоящего и прошлого». Данные идеи оказывают огромное влияние на развитие нашей страны как национального государства по своим стандартам [16, с. 202]. В такой многонациональной и многоконфессиональной стране, как Россия, необходим поиск того, что объединяет нации и конфессии в культуре и религии. Нужны точки соприкосновения и поиск общих постулатов [17]. Стоит также отметить, что в 2020 г. Президент России Владимир Путин внёс поправку к статье 67 Конституции Российской Федерации, вклю-

Dudkina A. V.

чив в документ имя «Бог»: «Российская Федерация, объединённая тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признаёт исторически сложившееся государственное единство»1. Такое нововведение подтверждает стремление государства к объединению российского народа посредством ценности религий, а значит - духовных ценностей [18].

ВЦИОМ 1 ноября 2020 г.2 провёл исследование о необходимости существования традиционных ценностей в жизни человека (табл. 2).

Таблица 2

Традиционные ценности в жизни человека

Ответы на вопрос «Согласны

или не согласны со

следующими суждениями: не стоит слишком держаться Все

за традиционные ценности - опрошенные

жизнь не стоит на месте, (регионы РФ),

и те, кто не в ладах с %

современностью, с духом времени, всегда будут в проигрыше?»

Определённо согласен 20

Скорее согласен 25

Скорее не согласен 26

Определённо не согласен 23

Затрудняюсь ответить 7

Данный опрос показал, что общество разделилось на два одинаковых по количеству людей лагеря, но противоположных друг другу по мировоззрению и выбору ценностей.

Опрос от 17 января 2021 г. провели с идентичным вопросом, обращённым к российским респондентам (табл. 3).

Результаты, пусть и незначительно, но сместились в сторону группы, которая поддерживает традиционные ценности в пропорции 51 к 43 % той группы, которая не согласна поддерживать традиционные ценности.

1 Конституция Российской Федерации. - Текст: электронный // КонсультантПлюс. - URL: https://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n= 2875&dst=100252#fc4Bx4TWWu6ogtTZ1 (дата обращения: 05.05.2022).

2 База результатов опросов «Спутник». - Текст: электронный // Всероссийский центр изучения общественного мнения. - URL: https://bd.wciom.ru/baza_ rezultatov_sputnik/ (дата обращения: 02.05.2022).

Таблица 3

Традиционные ценности в жизни человека

Ответы на вопрос «Согласны или не согласны со следующими суждениями: не стоит слишком держаться за традиционные ценности - жизнь не стоит на месте, и те, кто не в ладах с современностью, с духом времени, всегда будут в проигрыше?» Все опрошенные (регионы РФ), %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Определённо согласен 18

Скорее согласен 25

Скорее не согласен 28

Определённо не согласен 23

Затрудняюсь ответить 7

Ценности играют важную роль в жизни человека, являясь базисом, на котором строятся дальнейшая деятельность личности и её взаимоотношения с миром. Распад ценностной системы общества - основная внутренняя угроза для любого государства. Индивид «цифровой реальности» не живёт изолированно [19]. Какие бы усилия ни прилагала власть, у неё нет возможности полностью оградить граждан страны от деструктивных идей. Для поддержания целостности социума критическое значение имеет самостоятельное определение ценностей, так как «попытки улучшения системы путём заимствования ценностей из других систем могут на деле вести к деградации» [21-22].

Проведённый ВЦИОМ опрос от 7 ноября 2020 г. о том, должно ли государство бороться за традиционные ценности в обществе, позволил сделать вывод о крайней необходимости государственного управления в сохранении и укреплении культурных российских ценностей (табл. 4).

Таблица 4

Роль государства в сохранении и укреплении традиционных российских ценностей

Ответ на вопрос «Согласны или не согласны со следующими суждениями: государство должно всемерно защищать традиции и традиционные ценности, бороться за их сохранение и укрепление?» Все опрошенные (регионы РФ), %

Определённо согласен 64

Скорее согласен 24

Скорее не согласен 6

Определённо не согласен 4

Затрудняюсь ответить 2

Дудкина А. В.

Данный опрос дал возможность увидеть отчётливый результат: общество ожидает со стороны государства меры по обеспечению сохранения и укрепления традиционных ценностей. Из общего числа опрошенных 88 % согласны с такой позицией, 10 % респондентов выступили против.

В реальности власть осуществляет своё информационное взаимодействие и управление обществом через программы, проекты и нормативные акты. Российское государство сохраняет и укрепляет традиционные ценности посредством следующих программ и проектов: Указа Президента Российской Федерации «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» (где один из пунктов гласит: «Приоритет традиционных российских духовно-нравственных ценностей и соблюдение основанных на этих ценностях норм поведения при использовании информационных и коммуникационных технологий»)1; Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (в Стратегию включён пункт «защита традиционных ценностей»)2 и др.

Отдельное внимание следует уделить ещё не вступившему в силу проекту «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Данный проект вынесён на рассмотрение и утверждение в феврале 2022 г., но из-за критики со стороны Министерства культуры Российской Федерации приостановлен и отправлен на доработку3. На 1 октября 2022 г. открыта возможность для любого гражданина страны оставить своё мнение и внести предложения в данный проект4.

1 О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203. - Текст: электронный // Президент России. -URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919/page/1 (дата обращения: 04.05.2022).

2 О стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400. - Текст: электронный // Wsem.ru. - URL: https://wsem.ru/pubNcations/strategiya-natsionalnoy-bezopasnosti-rossiyskoy-federatsii_178 (дата обращения: 02.05.2022).

3 Минкультуры приостановило обсуждение проекта о традиционных ценностях. - Текст: электронный // Президент России. - URL: https://www.rbc.ru/politics/14/ 02/2022/6209f4929a7947564896f881 (дата обращения: 04.05.2022).

4 Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. - URL: https://regulation.gov.ru (дата обращения: 10.10.2022). - Текст: электронный.

В ходе исследования обнаружены информационные русскоязычные ресурсы (Eurasianet5, BBC - русская служба новостей6, «Независимая»7 и др.), некоторые из них, зарегистрированные Налоговым управлением США, утверждают, что понимание и сохранение традиционных ценностей на государственном уровне - «идеологическое оружие современной России», «традиционные ценности - крайне агрессивный и токсичный конструкт», «документ... ограничивает прописанные в Конституции права и свободы человека». Критика и обесценивание правильных ценностей русской культуры со стороны западных медиа - попытка разрушить русскую культуру и реализовать на территории России свою ценностную парадигму.

Стоит отметить, что исторически европейские ценности складывались, впитывая в себя многие каноны Античности, Средневековья, эпохи Возрождения, а также ценности европейских буржуазно-демократических революций и современный опыт евроинтеграции [23; 24]. В Европе базисные ценности - свобода и материальное благополучие8, религия, права человека, демократия, верховенство закона.

На официальном сайте Европейского союза в документе «Новая стратегическая повестка дня для ЕС на 2019-2024 гг.» выделены основные приоритеты: продвижение европейских интересов и ценностей на мировой арене; продвижение европейского образа жизни; внедрение цифровой информации во все сферы жизни9. Основные европейские ценности - «ценности, пропагандирующие вседозволенность, эгоизм, алчность, нетрадиционную сексуальную ориентацию, однополые браки и т. д.» [25].

5 Традиционные ценности - идеологическое оружие современной России. - Текст: электронный // Eurasianet. - URL: https://russian.eurasianet.org/тради-ционные-ценности-идеологическое-оружие-современ-ной-россии (дата обращения: 02.05.2022).

6 BBC - русская служба. - URL: https://www.bbc. co.uk/blogs/russian (дата обращения: 02.05.2022). -Текст: электронный.

7 Минкультуры возвращает Россиян во времена СССР - Текст: электронный // Независимая. - URL: https://www.ng.ru/ (дата обращения: 04.05.2022).

8 European Wellbeign Survey. - Текст: электронный // European Social Survey. - URL: https://www. europeansocialsurvey.org/findings/topline.html (дата обращения: 04.05.2022).

9 Eropean Union. - URL: https://european-union. europa.eu/priorities-and-actions/eu-priorities_ru (дата обращения: 02.05.2022). - Текст: электронный.

Европейские ценности во многом идентичны американским, зачастую имеющим декларативный характер. Главной ценностью американцев является особое стремление к обогащению и личному благополучию [26]. Такие ценности формируют общество потребления, которое живёт в самообмане, в таком социуме невозможны ни истинные чувства, ни культура [27]. Ядром в системе ценностей становятся материальные блага [28].

Влияние американских ценностей не обошло стороной и российскую молодёжь. Благодаря развитию средств коммуникационных технологий молодые люди России имеют возможность получать информацию

Как показали исследования, 82 % в 2019 г. и 77 % в 2020 г. респондентов считают, что молодёжь ориентируется на материальные ценности, а не на духовные (см. табл. 5).

Заключение. Согласно полученным в ходе проведения исследования результатам можно сделать вывод о том, что российское общество поддерживает традиционные ценности и ожидает от государства действий по их укреплению и сохранению.

Российское государство не стоит в стороне от проблемы формирования в обществе традиционных и духовно-нравственных ценностей. Подтверждение тому - разработка стратегий, программ и проектов, которые регулируют социально-культурную сферу российского общества. Отметим, что из всех пунктов по укреплению и сохранению традиционных ценностей, а также духовных и нравственных ценностей на практике массово реализуется одно из направлений -«Патриотическое воспитание». Выполнение данной инициативы закреплено за национальным проектом «Образование». Осталь-

из различных источников, как российских, так европейских и американских1. В современную цифровую эпоху, когда на международном уровне обострилась информационная война за ценностные установки, наблюдается духовное уничтожение социума через деструктивное влияние и изменение моральных ценностей.

Результаты проведённого опроса ВЦИОМ1 в 2019 г. и повторно в 2020 г. о духовных ценностях российской молодёжи подтвердили выводы нашего исследования: молодёжь расставляет свои ценностные приоритеты под воздействием и влиянием европейских и американских жизненных ценностей (табл. 5).

ные направления в развитии и сохранении ценностей либо находятся в стадии разработок, либо остаются только на бумаге3.

Необходимо посредством образовательных инструментов содействовать осознанию нравственных норм в обществе, в результате чего они станут ценностными ориентациями. Одним из способов решения этого вопроса может стать введение образовательных предметов по духовно-нравственному воспитанию в учебных заведениях Российской Федерации. Перспективой такого новшества станет формирование у

1 Гуреева А. Н. Концептуально-теоретические основы изучения общественно-политических ценностей современной российской молодёжи в дискурсе социальных медиа. - Текст: электронный // Медиаскоп. -2021. - № 3. - URL: http://www.mediascope.ru/2721 (дата обращения: 02.05.2022).

2 База результатов опросов «Спутник». - Текст: электронный // Всероссийский центр изучения общественного мнения. - URL: https://bd.wciom.ru/baza_ rezultatov_sputnik (дата обращения: 02.05.2022).

3 Патриотическое воспитание. Образование. -Текст: электронный // Национальные проекты России. -URL: https://национальныепроекты.рф/projects (дата обращения: 02.05.2022).

Таблица 5

Ценностные качества российской молодёжи

Ответы на вопрос «Какие качества, на Ваш взгляд, в наибольшей степени присущи современной российской молодёжи? Выберете по каждой паре наиболее подходящее качество: 1) ориентация на духовные ценности, 2) ориентация на материальные ценности» Все опрошенные (регионы РФ), % (опрос от 23 июня 2019 г.) Все опрошенные (регионы РФ), % (опрос от 9 августа 2020 г.)

Первое качество - ориентация на духовные ценности 10 14

Второе - ориентация на материальные ценности 82 77

Затрудняюсь ответить 8 9

Дудкина А. В.

молодёжи нашей страны нравственных и духовных ценностей в цифровую эпоху.

Кроме того, диалог и сотрудничество государства, светских организаций и Церкви, их взаимодействие в различных социальных проектах милосердия и борьбы со злом -ещё один путь в достижении сохранения и укрепления духовных ценностей в российском обществе во времена цифровизации.

Государству необходимо обратить внимание на практическое выполнение уже утверждённых коммуникативных стратегий и проектов в сфере традиционных ценностей. Создание отдельных медиапроектов в сфере сохранения «традиционных ценностей» как на государственном уровне, так и на уровне различных медиаорганизаций,

приведёт к эффективным результатам в достижении уже существующих, но до конца не реализованных государственных стратегий.

Решением данной проблематики может стать спланированный путь развития доверительного взаимодействия между властью и гражданами, когда само общество принимает участие в реализации проектов, стратегий и указов, которые уже разработаны государственным аппаратом. При выполнении данных условий российское государство сможет выстоять в информационной войне, сохранив традиционные ценности, что в свою очередь будет означать: российское общество в будущем готово к технологическим инновациям и медиатрансформациям.

Список литературы

1. Фактор А. М., Камолов С. Г., Никандрова А. А. Человеческие ценности в цифровую эпоху // Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2018. № 2. С. 86-103.

2. Hjarvard S. The mediatization of society: A theory of the media as agents of social and cultural change // Nordicom Rewiew. 2008. Vol. 29, no. 2. Рр. 105-134.

3. Bradley J. T. Robots and Roboethics // Re-Creating Nature: Science, Technology and Human Values in the Twenty-First Century. The University of Alabama Press. 2019. 24 September. Pp. 227-256.

4. Варич В. Н. Ценности в культурно-коммуникативном пространстве // Вестник Брестского университета. Серия «Философия. Политология. Социология». 2019. № 2. С. 73-78.

5. Гартман Н. Эстетика / пер. с нем. Т. С. Батищева, А. В. Дерюгиной, Е. В. Касьяновой, М. К. Мамар-дашвили. Киев: Изд-во Ника-центр, 2004. 640 с.

6. Щенникова К. Ю. Традиционные ценности как фактор сохранения и единения современной России // Власть. 2017. № 1. С. 159-163.

7. Антропова В. В. Коммуникативные стратегии СМИ и тенденции развития российской журналистики в фокусе духовно-ценностного измерения // Вестник Челябинского государственного университета. Серия «Филология. Искусствоведение». 2012. Вып. 69, № 23. С. 18-26.

8. Коммуникативные стратегии СМИ: теоретические подходы и новые реалии: сборник материалов научно-практической конференции кафедры журналистики. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2020. 2010 с.

9. Гавра Д. П. Категория стратегической коммуникации: современное понимание и базовые характеристики // Век информации. 2015. № 3. С. 229-233.

10. Нигматуллина К. Р. Ценность коммуникации в цифровом пространстве // Гуманитарный вектор. 2022. Т. 17, № 1. С. 148-158. DOI: 10.21209/1996-7853-2022-17-1-148-158.

11. Шамшурин Д. А. Цифровые медиа как фактор культурной глобализации // Международный научно-исследовательский журнал. 2018. № 6. С. 71.

12. Schacter D. L. Media, technology, and the sins of memory // Memory, Mind and Media. Harvard University. 2022. Vol. 8. Pp. 1-15. DOI: 10.1017/mem.2021.3.

13. Qureshi-Hurst E. Anxiety, alienation, and estrangement in the context of social media // Religious Studies. Cambridge University. 2021. Vol. 3, no. 13. Pp. 1-12.

14. Denikin A. V., Sablukov A. V., Primakov V. L., Lapshov V. A., Shikhgafizov P. S. Digitalization in the system of methods of scientific knowledge // Transformation of the Labor Market: Risks, Trust, Prospects of International Communications. 2021. Vol. 1. Pр. 1-6. DOI: 10.1051/shsconf/202112505008.

15. Фомичёва Т. В., Катаева В. И. Ценности россиян в контексте цифровизации российской экономики // Уровень жизни населения регионов России. 2019. № 2. С. 80-84.

16. Тулупов В. В. Массовая социальная коммуникация и журналистика // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Филология, журналистика». 2010. № 2. С. 198-203.

17. Sidorov V., Melnik G. Media Destruction of the Spiritual Values of Society (Based on the Materials of the Experts' Round Table) // Media Education (Mediaobrazovanie). 2020. No. 61. Pp. 126-134. DOI: 10.13187/ me.2021.1.125.

18. Haft H. The Russian Orthodox Church at the Council of Europe: Religious rights, Free expression and Traditional // Journal of International Law & Politics. 2021. Vol. 1. Pp. 954-989.

19. Tomyuk O. N., Diachkova A. V., Kerimov A. A. Media transformation of the legal culture of an individual in the context of global digitalization // Российское право: образование, практика, наука. 2021. № 6. Pp. 100-110.

20. Сидоров В. А. Аксиология массмедиа: проблемные поля и стратегии изучения // Гуманитарный вектор. 2021. Т. 16, № 4. С. 117-125. DOI: 10.21209/1996-7853-2021-16-4-117-125.

21. Ерофеева И. В. Аксиология медиатекста в российской культуре: репрезентация ценностей в журналистике начала XXI века // Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2009. 340 с.

22. Рощупкина Т. Ю., Уколова О. Н. Роль средств массовой информации в формировании духовных и нравственных ценностей // Молодой учёный. 2019. № 43. С. 274-277.

23. Иванов И. Д. Анатомия европейских ценностей // Современная Европа. 2012. № 2. С. 12-24.

24. Шкалина Г. Е. Европейские ценности: история формирования // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2020. Т. 6, № 1. С. 69-78.

25. Magun V., Rudnev M., Schmidt P. A Typology of European Values and Russians' Basic Human Values // Sociological Research. 2017. Vol. 56, no. 2. Pp. 149-180, DOI: 10.1080/10610154.2017.1358029.

26. Варганов В. В. Американские ценности // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия «История и право». 2020. Т. 10, № 5. С. 146-160.

27. Бодрийяр Ж. Общество потребления / пер. Е. А. Самарской. М.: АСТ, 2019. 330 с.

28. Bolin G. Value and the Media: Cultural Production and Consumption in Digital Markets // Routledge. 2011. Vol. 127. Рp. 127-138. DOI: 10.4324/9781315548500.

Информация об авторе

Дудкина Анна Владимировна, аспирант; Санкт-Петербургский государственный университет; 199034, Россия, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9; e-mail: yakimanna@gmail.com; https://orcid.org/0000-0002-2251-2467.

Для цитирования

Дудкина А. В. Традиционные ценности российского общества в цифровую эпоху // Гуманитарный вектор. 2022. Т. 17, № 4. С. 83-92. DOI: 10.21209/1996-7853-2022-17-4-83-92.

Статья поступила в редакцию 25.06.2022; одобрена после рецензирования 29.07.2022; принята к публикации 30.07.2022.

References

1. Factor, A. M., Kamolov, S. G., Nikandrova, A. A. Human Values in the Digital Age. Modeling, optimization and information technology, no. 2, pp. 86-103, 2018. (In Rus.)

2. Hjarvard, S. The mediatization of society: A theory of the Media as Agents of Social and Cultural Change. Nordicom Rewiew, no. 2, pp. 105-134, 2008. (In Engl.)

3. Bradley, James T. Robots and Roboethics. Re-Creating Nature: Science, Technology, and Human Values in the Twenty-First Century, 2019. Pp. 227-256. (In Engl.)

4. Varich, V. N. Values in the Cultural and Communicative Space. Vestnik of Brest University. Series: Philosophy. Political science. Sociology, no. 2, pp. 73-78, 2019. (In Rus.).

5. Gartman, N. Aesthetics. Trans. Batishheva T. S., Nika-centr publ., 2004. (In Rus.).

6. Shhennikova K. Yu. Traditional values as a factor in the preservation and unity of modern Russia. Scientific journal Vlast, no. 1, pp. 159-163, 2017. (In Rus.)

7. Antropova, V. V. Communication Strategies of the Media and Trends in the Development of Russian Journalism in the Focus of the Spiritual and Value Dimension. Bulletin of the Chelyabinsk State University. Philology. Art history, no. 23, pp. 18-26, 2012. (In Rus.)

8. Media communication strategies: theoretical approaches and new realities. Collection of materials of the scientific-practical conference of the journalism department. Nizhny Novgorod: Publishing house of NNSU, 2020. (In Rus.)

9. Gavra, D. P. Strategic Communication: Modern Definition and Basic Principles. Age of Information, no. 3, pp. 229-233, 2015. (In Rus.)

10. Nigmatullina, K. R. The Value of Digital Communication. Humanitarian Vector, no. 1, pp. 148-158, 2022. DOI: 10.21209/1996-7853-2022-17-1-148-158. (In Rus.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Shamshurin, D. A. Digital Media as Cultural Globalization Factor. International research journal, no. 6, pp. 71, 2018. (In Rus.)

12. Schacter, D. L. Media, Technology, and the Sins of Memory. Memory, Mind and Media, 2022. Pp. 1-15. D0I:10.1017/mem.2021.3. (In Engl.)

13. Qureshi-Hurst, E. Anxiety, alienation, and estrangement in the context of social media. Journal: Religious Studies. Cambridge University, 2021. Pp. 1-12. (In Engl.)

14. Denikin, A. V. Sablukov, A. V., Primakov, V. L., Lapshov, V. A., Shikhgafizov, P. S. Digitalization in the System of Methods of Scientific Knowledge. Transformation of the Labor Market: Risks, Trust, Prospects of International Communications. SHS Web of Conferences 125, 05008, pp. 1-6, 2021. DOI: 10.1051/shs-conf/202112505008. (In Engl.)

15. Fomicheva, T. V., Kataeva, V. I. Russian Values in the Context of Digitalization of the Russian Economy. Living standards of the population of Russian regions, no. 2, pp. 80-84, 2019. (In Rus.)

16. Tulupov, V. V. Mass Social Communication and Journalism. Vestnik of Voronezh University. Series: Philology, Journalism, no. 2, pp. 198-203, 2010. (In Rus.)

17. Sidorov, V., Melnik, G. Media Destruction of the Spiritual Values of Society (Based on the Materials of the Experts' Round Table). Media Education, no. 61, pp. 126-134, 2020. DOI: 10.13187/me.2021.1.125. (In Engl.)

18. Haft, H. The Russian Orthodox Church at the Council of Europe: Religious rights, Free expression and Traditional. New York University Journal of International Law & Politics, vol. 53, pp. 954-989, 2021. (In Engl.)

19. Tomyuk, O. N., Diachkova, A. V., Kerimov, A. A. Media Transformation of the Legal Culture of an Individual in the Context of Global Digitalization. Russian law: education, practice, science, no. 6, pp. 100-110, 2021. (In Engl.)

20. Sidorov, V. A. Axiology of Mass Media: Problem Fields and Strategies. Humanitarian Vector, no. 4, pp. 117-125, 2021. DOI: 10.21209/1996-7853-2021-16-4-117-125. (In Rus.)

21. Erofeeva, I. V. Axiology of Media Text in Russian Culture: Representation of Values in Journalism at the Beginning of the 21st Century. Novosibirsk: Publishing house of SB RAS, 2009. (In Rus.)

22. Roshchupkina, T. Yu., Ukolova, O. N. The role of the Media in the Formation of Spiritual and Moral Values. Young scientist, no. 43, pp. 274-277, 2019. (In Rus.)

23. Ivanov, I. D. Anatomy of European values. Modern Europe, pp. 12-24, 2012. (In Rus.)

24. Shkalina, G. E. European Values: The History of Formation. Bulletin of the Mari State University. Series: Historical Sciences. Legal Sciences, 2020. Pp. 69-78. (In Rus.)

25. Magun, V., Rudnev, M., Schmidt P. A Typology of European Values and Russians' Basic Human Values. Sociological Research, no. 56, pp. 149-180, 2017. DOI: 10.1080/10610154.2017.1358029. (In Engl.)

26. Varganov, V. V American Values. News of the Southwestern State University. Series: History and Law, no. 5, pp. 146-160, 2020. (In Rus.)

27. Baudrillard, J. Consumer Society. Trans. By Samarskaya E. A., AST publ., 2019. (In Rus.)

28. Bolin, G. Value and the Media: Cultural Production and Consumption in Digital Markets. London, Rout-ledge publ., 2011. Pp. 127-138. DOI: 10.4324/9781315548500. (In Engl.)

Information about author

Dudkina Anna V., Postgraduate Student; St. Petersburg State University; 7/9 Universitetskaya emb., St. Petersburg, 199034, Russia; e-mail: yakimanna@gmail.com; https://orcid.org/0000-0002-2251-2467.

For citation

Dudkina A. V. Traditional Values of Russian Society in the Digital Age // Humanitarian Vector. 2022. Vol. 17, No. 4. PP. 83-92. DOI: 10.21209/1996-7853-2022-17-4-83-92.

Received: June 25, 2022; approved after reviewing July 29, 2022; accepted for publication July 30, 2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.