Научная статья на тему 'Традиционные ценности бретонской культуры в народных песнях из сборника “барзаз Брейз. Народные песни Бретани”'

Традиционные ценности бретонской культуры в народных песнях из сборника “барзаз Брейз. Народные песни Бретани” Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
216
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
“ФОЛЬКЛОРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ” / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / БРЕТОНСКИЙ ФОЛЬКЛОР / “БАРЗАЗ БРЕЙЗ” / ИНОЙ МИР / ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ / “FOLK REVIVAL” / “BARZAZ BREIZ” / TRADITIONAL CULTURE / BRETON FOLKLORE / OTHER WORLD / LOVE OF THE NATIVE LAND

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хомякова Ксения Юрьевна

В статье анализируются традиционные песни из классического сборника бретонского фольклора “Барзаз Брейз. Народные песни Бретани” (пер. с бретонского “Поэзия Бретани…”) [190]. Исходя из сюжетной тематики народных песен Бретани рассматриваются основополагающие черты традиционной культуры региона. К ним относятся мотив взаимосвязи и взаимопроникновения Иного мира и мира людей и тема любви к Родине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditional Values of the Breton Culture in Folk Songs from the Collection “Barzaz Braiz. Folk Songs of Brittany”

The article analyzes the traditional song repertoire of the collection “Barzaz Breiz”. The author singles out the main plot features of the Breton folk songs, which reflect the fundamental themes of the traditional culture of Brittany. These are the motive of the interconnection and mutual penetration of the human world and the Other world and the theme of love of the native land.

Текст научной работы на тему «Традиционные ценности бретонской культуры в народных песнях из сборника “барзаз Брейз. Народные песни Бретани”»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. № 1

К.Ю. Хомякова

ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ БРЕТОНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В НАРОДНЫХ ПЕСНЯХ ИЗ СБОРНИКА "БАРЗАЗ БРЕЙЗ.

НАРОДНЫЕ ПЕСНИ БРЕТАНИ"

В статье анализируются традиционные песни из классического сборника бретонского фольклора "Барзаз Брейз. Народные песни Бретани" (пер. с бретонского "Поэзия Бретани...")1. Исходя из сюжетной тематики народных песен Бретани рассматриваются основополагающие черты традиционной культуры региона. К ним относятся мотив взаимосвязи и взаимопроникновения Иного мира и мира людей и тема любви к Родине.

Ключевые слова: "фольклорное возрождение", традиционная культура, бретонский фольклор, "Барзаз Брейз", Иной мир, любовь к Родине.

The article analyzes the traditional song repertoire of the collection "Barzaz Breiz". The author singles out the main plot features of the Breton folk songs, which reflect the fundamental themes of the traditional culture of Brittany. These are the motive of the interconnection and mutual penetration of the human world and the Other world and the theme of love of the native land.

Key words: "folk revival", traditional culture, Breton folklore, "Barzaz Breiz", Other world, love of the native land.

В XX—XXI вв. многие национальные меньшинства оказались в сложной ситуации: в результате процессов разложения традиционных обществ, модернизации и глобализации их культура часто предается забвению. Однако некоторым народам удается трансформировать свои традиции таким образом, что они обретают вторую жизнь в новых условиях. Во второй половине XX в. этого достигли жители французского региона Бретань в ходе культурных процессов, получивших название "фольклорное возрождение"2. В данном исследовании анализируется корпус традиционных песен, которые в этот период приобрели большую популярность и оказали значительное влияние на общественное сознание. Цель анализа — выявление основных тем, мотивов и символов, составляющих основу бретонской народной культуры.

Хомякова Ксения Юрьевна — аспирант кафедры сравнительного изучения национальных литератур и культур факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова; тел.: 8-968-633-91-10, e-mail: homa1211@yandex.ru

1 Barzaz Breiz. Chants populaires de la Bretagne. T. Hersart de la Villemarque. Paris, 1846.

2 Хомякова К.Ю. Роль музыкально-просветительской деятельности Жилля Серва и Жана-Пьера Пишара в бретонском "фольклорном возрождении": Мат-лы IV конференции "Феномен творческой личности в культуре: Фатющенковские чтения". Факультет иностранных языков и регионоведения МГУ. М., 2011. С. 229—237.

Книга "Барзаз Брейз. Народные песни Бретани", опубликованная в 1839 г., стала первым значимым сборником бретонских традиционных песен. Существовавшие до этого издания включали в себя лишь небольшое количество религиозных песнопений. Составитель сборника виконт Теодор Эрсар де ля Вильмарке (1815—1895) использовал материалы, записанные его матерью Марией-Урсулой Фейдо де Вожьен (Marie-Ursule Feydeau de Vaugien) и некоторые другие документы. Однако в основном он опирался на результаты собственных полевых исследований, в ходе которых он собирал песни из уст деревенских жителей Нижней Бретани3. Все произведения, вошедшие в "Барзаз Брейз", публиковались на бретонском и французском языках, сопровождались предисловием и комментариями. Книга де ля Вильмарке имела большой успех: современников поразила удивительная красота народных песен; сборник несколько раз переиздавался, причем с каждым изданием в него входили новые произведения (в 1867 г. были опубликованы 73 песни); его переводили на многие европейские языки4. Несмотря на это, подлинность материала из "Барзаз Брейз" оспаривалась еще при жизни виконта, однако в настоящее время книга считается реабилитированной5.

Несмотря на свою популярность, труд де ля Вильмарке полностью не переводился на русский язык; с отдельными произведениями можно познакомиться по изданию "Бретонские народные баллады. Барзаз Брейз"6. Фигура и произведения Т. де ля Вильмар-ке привлекли внимание отечественных авторов7, однако анализ песен из "Барзаз Брейз" с культурологической точки зрения пока не проводился. Именно поэтому исследование на эту тему является актуальным.

Бретонский фольклор очень богат, он составляет основу культуры региона. Как пишет сам Т. де ля Вильмарке в предисловии к работе, народные песни — это "поэтическая история Бретани"8. И действительно, в собранных им произведениях отразились все те эпохи, через которые прошел бретонский народ, начиная с кельт-

3 Barzaz Breiz. Chants populaires de la Bretagne. T. Hersait de la Villemarque. P. III—IV.

4 Бретонские народные баллады. Барзаз Брейз / Сост., пер., послесл. Е.В. Ба-евской и М.Д. Яснова. СПб., 1995. URL: http://www.morganaswelt.ru/library/articles/ articles-and-essays/3360-bayevskaya-yasnov-bretagne.html (дата обращения: 04.09.2012).

5 См.: Загрязкина Т.Ю. Франция в культурологическом аспекте. М., 2007. С. 140.

6 Бретонские народные баллады. Барзаз Брейз / Сост., пер., послесл. Е.В. Ба-евской и М.Д. Яснова.

7 См.: Мошонкина Е.Н. "Barzaz Breiz" Теодора де ля Вильмарке и дискуссии вокруг романов круглого стола в эпоху Июльской монархии // Гуманитарные исследования. 2009. № 3. С. 155—163.

8 Barzaz Breiz. Chants populaires de la Bretagne. T. Hersart de la Villemarque. P. VI.

ского периода и кончая восстанием шуанов. Классифицируя собранный материал, Т. де ля Вильмарке разделил его на три части. В первой части сборника представлены мифологические, героические и исторические песни (традиционно называемые гверц — gwerz); во второй — праздничные и любовные песни (соны — son); в третьей — религиозные песни и легенды. Анализ религиозных песен — это предмет другого самостоятельного исследования. Основное внимание в статье уделяется песням жанра гверц, так как в этих произведениях наиболее ярко отразились ценности бретонского народа, его история и мифологические основы его культуры.

Анализируя сюжеты песен из "Поэтической истории Бретани", можно выделить следующие тематические группы:

1. Песни о войне:

• военные песни (например, "Вино галлов и танец меча" ("Gzin Ar C'hallaoued, ha korol ar c'hleze"));

• песни о битвах ("Битва тридцати" ("Stourm an Tregont"));

• о народных восстаниях ("Сокол" ("Ar Falc'hon")).

2. Героические песни:

• о рыцарских подвигах ("Лез-Брейз" ("Lez-Breiz"));

• об арестах и казни бретонцев французским королем ("Смерть Понткаллека" ("Marv Pontkalleg")).

3. Мистические песни:

• песни-заклинания ("Предсказание Гвенхлана" ("Diougan Gwenc'hlan")); рассказы о чудесах по молитвам праведников ("Осада Гвингампа" ("Seziz Gwengamp"));

• песни о сказочных существах ("Сеньор Нанн и фея" ("Aotrou nann hag ar corrigan"));

• песни о бардах, колдунах ("Мерлин-провидец" ("Marzin-divinour"), "Абеляр и Элоиза" ("Loiza hag Abalard")).

4. Бытовые:

• истории любви ("Соловей" ("Ann Eostik"));

• о тяжелой участи бедняков ("Былые времена" ("An amzer dremenet"));

• песни, посвященные свадьбам, помолвкам и их последствиям ("Свадебный пояс" ("Seizen Eured")).

5. Песни-трагедии:

• песни об убийствах, преступлениях и мести ("Крестница дю Гесклина" ("Fillorez ann Aotrou Gwesklen")).

6. Разлука с Родиной:

• "Бран" ("Bran").

В большинстве развлекательных песен говорится о любви, а в некоторых ("Песня бедняков" ("Kentel ar beorien")) — о милосердии.

Разберем более подробно некоторые сюжетные мотивы, которые чаще всего встречаются в "Барзаз Брейз". Учитывая формат

данной работы, здесь будут представлены только две основополагающие темы бретонской культуры — мотив мистической связи людей с Иным миром и мотив любви к Родине. С темой смерти, занимающей очень важное место в бретонской фольклорной традиции, можно ознакомиться в работах А.Р. Мурадовой9.

В первую очередь необходимо отметить тесную связь между миром людей и Иным миром. Иной мир — древнее понятие кельтской культуры: туда отправляются души людей после смерти, но к нему же относятся все сверхъестественные силы и явления, с которыми человек может сталкиваться на протяжении жизни. Мировоззрение человека традиционного общества во многом мифологично, а в мифе стираются границы между Божественным и человеческим. Такое мировосприятие ярко отразилось в бретонских народных песнях: действительность полностью мистична; миром людей управляют высшие силы, он находится в постоянном соприкосновении с Иным миром и сверхъестественными существами.

В сборнике упоминаются феи, гномы, русалки, которые могут активно вмешиваться в жизнь людей. Больше всего внимания уделяется феям: они то выступают в роли соблазнительниц ("Сеньор Нанн и фея")10, то похищают маленьких детей ("Подмененный ребенок")11. Считалось, что контактов с феями, как и с потусторонней силой вообще, необходимо избегать: ведь если их обидеть, они могут начать мстить12.

Иной мир и мир людей тесно взаимосвязаны, они составляют единое целое, и граница между ними тонка. Нет ничего удивительного в том, что стоящие на более высокой ступени духовного развития люди (такие, как друиды, барды, а в христианский период священники) с легкостью пересекают эти границы и входят в контакт с существами из Другого мира. Такие герои обладают особым духовным видением, они способны предсказывать будущее и изменять реальность, в их устах слово обладает необыкновенной силой, будь то слова проклятия, как в песне "Предсказание Гвенхлана"13, или молитвы ("Осада Гвингампа"14).

С приходом христианства происходит трансформация представлений о загробном мире: теперь человек по своей воле может входить в контакт с бесами, колдовать или же молиться Богу, Бо-

9 См.: Мурадова А.Р. Анку: персонификация смерти, вестник смерти или орудие смерти. Планета Бретань. URL: http://breizh.ru/research/ankou.htm (дата обращения: 04.09.2012).

10 Barzaz Breiz. Chants populaires de la Bretagne. T. Hersart de la Villemarque. P. 25.

11 Ibid. P. 31

12 См.: Загрязкина Т.Ю. Указ. соч. С. 143—144.

13 Barzaz Breiz. Chants populaires de la Bretagne. T. Hersart de la Villemarque. P. 19.

14 Ibid. P. 257.

городице и святым. Более четкими становятся представления о загробных странствиях души, развиваются образы рая и ада (песни "Молочный брат" ("Ar Breur Mager"15) и "Невеста Сатаны" ("Ar Plag'h Dimezet gand Satan"))16. Интересно то, что в образе рая из песни "Молочный брат" проявились отличительные черты кельтского Авалона (прекрасная музыка, яблони, источник молодости):

Они оказались на острове, где танцевало множество людей; Где резвились юноши и прекрасные юные девушки, держась за руки; Повсюду росли покрытые зеленью деревья, усыпанные яблоками, А за ними из-за гор вставало солнце.

Из небольшого чистого источника текла вода, души пили ее, возвращаясь к жизни.

С ними была и мать Гвеннолы17, и ее две сестры.

Там все было лишь наслаждение, песни и крики радости18.

Тема любви к Родине может проявляться по-разному, в частности в защите Родины и близких от врагов. Образ героя — воина встречается во многих песнях, в некоторых из них он принимает облик полумифического (Артур из "Марша Артура") или исторического (Номиноэ из "Дани Номиноэ"19) персонажа.

Главный герой поэмы "Лез-Брейз" — рыцарь. На протяжении всей своей жизни он защищает Бретань от врагов, участвуя в многочисленных поединках и сражениях (битва с Мавром, с рыцарем короля), и наконец решает вступить в бой с самим королем. Во время сражения Лез-Брейзу отрубают голову, и он в виде призрака приходит к отшельнику, чтобы тот вернул ему жизнь. Когда отшельник спрашивает рыцаря, кто он, тот отвечает: "Бретань хорошо знала меня; в день ее мучений я был Лез-Брейз"20. Так, даже после смерти, герой ассоциирует себя со своей страной, без нее он — никто.

Бретонцам нужны были герои, предводители, которые помогли бы им бороться за свободу, поэтому в народной памяти героем становится даже дю Гесклин, впоследствии предавший Родину ("Крестница дю Гесклина")21. Героями могли стать и англичане, такие, как Жан де Монфор или Жанна-Пламя (Жанна де Монфор), если только они помогали бретонцам освободиться от ненавистных французов (песни "Лебедь" ("Ann Alarc'h")22 и Жанна-Пламя ("Jannedik-Flamm"23)).

15 Ibid. P. 163.

16 Ibid. P. 156.

17 Героини песни. — Прим. К.Х.

18 Barzaz Breiz. Chants populaires de la Bretagne. T. Hersart de la Villemarque. P. 169—170.

19 Ibid. P. 112.

20 Ibid. P. 101.

21 Ibid. P. 212.

22 Ibid. P. 228.

23 Ibid. P. 190.

После присоединения Бретани к Франции борьба ее жителей за свободу проявлялась в другой форме — в форме восстаний и непокорства отдельных аристократов. В песне "Шуаны"24 ("Ar Chouan-ted") рассказывается о победе мятежников над французскими войсками, а героев произведений "Смерть Понткаллека" ("Marv Pontkalleg")25 и "Паж Людовика XIII" ("Floc'h Loeiz Trizek")26 казнят в Париже, причем в глазах соотечественников они — мученики, пострадавшие за свою страну.

Любовь бретонцев к Родине не всегда была связана с военной отвагой, она могла выражаться в привязанности к своей области, своему приходу. Т.Ю. Загрязкина отмечает, что "узкая локализация была свойственна всем слоям населения, в то время как широкая, общебретонская локализация формировалась прежде всего в высших слоях общества"27. В качестве примера "узкой локализации" можно привести текст песни "Барон Жауйоз" ("Baron Jaouioz"): молодую девушку-крестьянку продают знатному барону за огромную сумму денег, но для героини это настоящее горе. Уезжая во Францию, она будто бы держит путь в ад, а по приезде не выдерживает разлуки и умирает:

Проезжая озеро тоски, она видела мертвецов;

Она видела мертвецов, одетых в белое, в маленьких лодках;

Она видела толпы мертвецов, ее зубы стучали от страха.

Проезжая долину крови, она увидела, что они бросились за ней в погоню;

Ее сердце было переполнено болью, и оттого ее глаза закрылись;

Ее сердце так болело, что она потеряла сознание28.

Для бретонца смерть на чужбине — тягчайшее наказание. Душа усопшего стремится возвратиться на Родину. Так, в песне "Возвращение из Англии" главный герой погибает в море, и корабль с мертвецами носит по морю до тех пор, пока его не прибивает волнами к берегу Бретани29.

Мотив мистической связи мира людей с Иным миром и тема любви к Родине прослеживаются в большинстве песен жанра гверц из сборника "Барзаз Брейз". В них отразились древние представления об устройстве мира и населяющих его мифологических персонажах (феи, гномы, русалки), с которыми часто переплетаются более поздние христианские идеи (так, рай сохраняет черты Авалона). Священники переняли у друидов роль посредников, способных лучше, чем простые люди, входить в соприкосновение

24 Ibid. P. 381.

25 Ibid. P. 326.

26 Ibid. P. 301.

27 Загрязкина Т.Ю. Указ. соч. С. 138.

28 Barzaz Breiz. Chants populaires de la Bretagne. T. Hersart de la Villemarque. P. 207.

29 Ibid. P. 143—144.

с Иным миром и его обитателями. Любовь к Родине у героев песен встречается в разных формах: ее проявления особенно ярки у героев-воинов; у простых людей она чаще выражается через не менее сильную привязанность к своему приходу, своей области.

Указанные мотивы отражают традиционные верования и ценности бретонской культуры, которые встречаются не только в песнях из "Барзаз Брейз", но и в других фольклорных произведениях, например в сказках и легендах30. Более того, можно проследить их влияние на творчество современных бретонцев — литераторов (Пьер-Жаке Элиа (Pierre-Jakez Hélias)), поэтов и музыкантов (Алан Стивелл (Alan Stivell), Гленмор (Glenmor) и др.). Именно эти темы (наряду с другими мотивами традиционной культуры региона) лежат в основе бретонской картины мира, мировосприятия, из которого черпает силы живая культура Бретани.

Список литературы

Бретонские народные баллады. Барзаз Брейз / Сост., пер., послесл. Е.В. Баевской и М.Д. Яснова. СПб., 1995. URL: http://www.morga-naswelt.ru/library/articles/articles-and-essays/3360-bayevskaya-yasnov-bretagne.html (дата обращения: 04.09.2012). Загрязкина Т.Ю. Франция в культурологическом аспекте. М., 2007. Мошонкина Е.Н. "Barzaz Breiz" Теодора де ля Вильмарке и дискуссии вокруг романов круглого стола в эпоху Июльской монархии // Гуманитарные исследования. 2009. № 3. Мурадова А.Р. Анку: персонификация смерти, вестник смерти или орудие смерти. Планета Бретань. URL: http://breizh.ru/research/ ankou.htm (дата обращения: 04.09.2012). Хомякова К.Ю. Роль музыкально-просветительской деятельности Жилля Серва и Жана-Пьера Пишара в бретонском "фольклорном возрождении": Мат-лы IV конференции "Феномен творческой личности в культуре: Фатющенковские чтения". Факультет иностранных языков и регионоведения МГУ. М., 2011. Barzaz Breiz. Chants populaires de la Bretagne. T. Hersart de la Villemarque. Paris, 1846.

Contes et légendes du pays breton. Y&nn Brekilien. Bannalec, 1994.

30 Contes et légendes du pays breton. Yann Brekilien. Bannalec, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.