Период позднего феодализма в России характеризуется повышением интереса к сельскохозяйственному производству в связи с ростом общественного разделения труда и развитием товарно-денежных отношений в стране. Народный земледельческий опыт в XVШ-XIX вв. устно и письменно пропагандировался среди аграриев. Инструкции, наставления, памятки о том, как вести полевое хозяйство, сотнями переписывались от руки и изучались на деревенских сходах. К середине XVIII в. русская агрономическая наука уже имела возможность опереться на вековые народные наблюдения. Примечательно, что большинство практических советов земледельцу, приведенных в одном из первых трудов по земледелию, написанном И. М. Комовым, было взято из сельскохозяйственных инструкций XVIII в.1
Уровень агротехнических знаний уже в XVIII столетии давал основание земледельцу считать, что повышение плодородия почв достигается не только внесением органического удобрения или чередованием полей. Важное значение имеет и правильное чередование сельскохозяйственных культур2.
К середине XVIII в. в агротехнике уже было возможным осмысление различий отдельных культур, прежде всего яровых и озимых. Озимые посевы чаще запахивались, яровые — заборанивались. Тщательная обработка полей была гарантией от их засоренности. В прямой связи с обработкой полей и их удобрением была урожайность, о чем земледельцы были хорошо осведомлены.
Издавна было принято высевать отборные семена3. Уборка урожая начиналась с взятия «опыта». Его результаты заносились в опытные и ужино-умолотные книги. Особенно много мудрости народной положено в определение сроков сельскохозяйственных работ. Крестьяне знали, что опоздать с посевом озимых — не дать возможности укорениться всходам. Практикой были подсказаны способы борьбы с сорняками. Сокровищница народной мудрости неисчерпае-
269
ма. Проблема заключалась в том, что при условиях традиционного общества народный опыт замыкался в узких локальных рамках районов и отдельных селений. Реальностью были рутина и суеверия. Опыт недостаточно синтезировался с молодой, зарождающейся тогда агрономической наукой. К нему обращались лишь отдельные ее представители, близкие к народу по своему социальному происхождению4.
В первой половине XIX столетия практиковались накопленные веками способы обработки полей под различные сельскохозяйственные культуры. Однако в зависимости от региональных условий, характера вновь осваиваемых земель, изменений в экономическом положении различных имущественных групп крестьянства агротехнические приемы становились разнообразнее и заметно совершенствовались. В этот период получает дальнейшее развитие российская агрономическая наука. В 1819 г. возникло Московское общество сельского хозяйства. В 30-40-х гг. XIX в. подобные сельскохозяйственные научные общества появляются на Украине, в Прибалтике, в Поволжье, на Кавказе, в Центральночерноземном районе. Всего в пределах Российской империи было организовано до 30 подобных обществ. Они публиковали научные исследования, практические рекомендации, устраивали сельскохозяйственные выставки. Открывались специальные сельскохозяйственные учебные заведения.
В 30-40-х гг. XIX в. появилось немало специальных сельскохозяйственных периодических органов, пропагандирующих новые, научные методы ведения сельского хозяйства: «Земледельческий журнал», «Земледельческая газета», «Журнал сельского хозяйства», «Русский земледелец», «Журнал сельского хозяйства и овцеводства», «Сельское хозяйство» и другие. Конечно, достижения науки использовались главным образом передовыми помещиками-предпринимателями и некоторыми зажиточными крестьянами. Крепостной строй был главным препятствием на пути внедрения
в сельское хозяйство страны научных агротехнических методов.
Развитие земледелия носило в исследуемый период, в основном, экстенсивный характер, то есть происходило более всего за счет расширения площади посевов, в особенности во вновь осваиваемых районах. Неурожаи часто посещали деревню, вызывая массовые голодовки5.
Казанскую губернию можно было бы отнести к одному из наиболее развитых регионов Российской империи в области сельского хозяйства. К 1914 г. ее посевная площадь достигла своего максимального за весь довоенный период времени значения. Волжско-Камский край давал треть всей ржаной муки, поставляемой на российские рынки, и почти всю (около 6 млн пудов), поставляемую на экспорт. В 1915 г. закупки зерна в Казанской губернии составили 9,7 млн пудов. В 1913 г. на ее территории было произведено зерновых на сумму 4,450 млн рублей6. С давних пор немаловажную роль в экономике крестьянского хозяйства играло огородничество. Особенно оно было распространено в районах, прилегающих к Казани и другим городам губернии как к рынкам сбыта. В тот период из Казанской губернии ежегодно вывозилось свыше 700 тысяч пудов разных огородных культур7. Вплоть до середины 1920-х гг. огородничество было сосредоточено почти исключительно в руках русского населения.
В России сложилась паровая трехпольная система, как экстенсивная форма ведения сельского хозяйства. В результате урожайность сельскохозяйственных культур полностью зависела от метеорологических условий. Она обеспечивала достаточно хорошие (применительно к условиям России) урожаи в годы с благоприятными природно-климатическими условиями, но давала сбой в засушливые годы.
К этому следует добавить низкий уровень полевой культуры, невысокое качество семенного материала, используемого на крестьянских полях. Основным пахотным орудием русского крестьянского населения была обык-
70'
В БЛОКНОТ ИСТОРИКА. АРХИВНЫМ КАЛЕЙДОСКОП «ГАСЫРЛАР АВАЗЫ - ЭХО ВЕКОВ», № 3/4, 2011
Объявление об открытии Казанского земледельческого училища при Казанской учебной ферме. 7 июля 1864 г.
НА РТ, ф. 345, оп. 1, д. 1, л. 3.
Земледельческая газета. -1885. - № 25. - 22 июня.
________ТРАДИЦИОННЫЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗНАНИЯ _
КРЕСТЬЯНСТВА И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНСКОЙ ...
271.
новенная «двурогая» (с двумя сошниками) соха. На территории Казанской губернии были распространены также сабан и косуля. Сабан применялся для поднятия залежей.
Посев производился исключительно вручную, уборка зерновых — серпом с насечкой, одинаковым у всех народов Казанской губернии. Некоторые сельскохозяйственные культуры, например, гречу, овес и рожь косили косами8.
Правительство, неудовлетворенное уровнем агрономической техники, с конца XIX в. стремилось исправить ситуацию.
В 1895 г. общая сумма затрат всех земств на различные сельскохозяйственные и экономические мероприятия едва превышала 0,9 млн рублей.
В 1913 г. достигла 16 млн рублей. Затраты Ведомства земледелия возросли в 12 раз. Число постоянных сельскохозяйственных опытных учреждений за период с 1895 по 1913 г. возросло с 32 до 264, в том числе научных опытных станций — с 10 до 77, опытных полей — с 13 до 125 и т. д.9 Количество подведомственных Департаменту земледелия сельскохозяйственных учебных заведений увеличивается за тот же период с 82 до 360, а число учащихся в них — с 4 тысяч до 18 тысяч человек. В 1905 г. количество организованных сельскохозяйственных курсов не достигало и 20, в 1912 г. достигло до 868. Если в 1905 г. количество слушателей сельскохозяйственных чтений составляло 30 тысяч человек, то к 1912 г. превысило 1 млн человек10.
Свидетельство об окончании Казанского земледельческого училища крестьянина М. Осипова. 30 августа 1869 г. НА РТ, ф. 345, оп. 1, д. 54, л. 2-2 об.
;72'
В БЛОКНОТ ИСТОРИКА. АРХИВНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП «ГАСЫРЛАР АВАЗЫ - ЭХО ВЕКОВ», № 3/4, 2011
Начало агрономической помощи в Казанской губернии было положено в 1894 г. учреждением должности губернского агронома. В 1895 г. была организована сельскохозяйственная ферма в Казани, в 1897 г. заложен плодовый питомник. Тогда же в некоторых уездах было организовано распространение сельскохозяйственных знаний путем устройства лекций, бесед, чтений, курсов и т. п.
В 1905-1907 гг. в нескольких уездах возникла участковая форма агрономической организации. Через пять лет количество агрономических участков увеличивается до 310.
Участковая агрономия в пределах Казанской губернии была организована лишь в 1910-1911 гг. В июне 1911 г. губернским агрономическим совещанием было утверждено «Положение о губернской агрономической организации». Оно имело целью объединить усилия губернского и уездных земств в проведении различных сельскохозяйственных мероприятий, к каковым относились распространение сельскохозяйственных знаний11, организация справочного сельскохозяйственного бюро, метеорологической сети, опытных учреждений, массовое улучшение скота, проведение специальных курсов по
разным отраслям сельского хозяйства, устройство плодовых и деревенских питомников, выставок и т. д.12 Предполагалось создать в пределах губернии 56 агрономических участков с оборудованным агрономическим кабинетом, помещением для приема посетителей и для устройства прокатной станции, со станцией машин и орудий, наглядными пособиями. Библиотека агрономического кабинета комплектовалась энциклопедиями по сельскому хозяйству; книгами по важнейшим отраслям
Расписание занятий курсов плодоводства, огородничества и пчеловодства при Казанском земледельческом училище. 28 апреля — 2 мая 1898 г. НА РТ, ф. 345, оп. 1, д. 770, л. 1.
________ТРАДИЦИОННЫЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗНАНИЯ _
КРЕСТЬЯНСТВА И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНСКОЙ ...
273.
сельского хозяйства; популярной сельскохозяйственной литературой13.
В каждом участке работал участковый агроном, «самостоятельный и ответственный». В его задачи входило предварительное обследование участков в экономическом и сельскохозяйственном отношении; выяснение и разработка плана наиболее существенных работ в области полеводства, животноводства и луговодства, а также промыслов и организации специальных отраслей сельского хозяйства; «проведение в население важнейших сельскохозяйственных знаний»; надзор за мероприятиями общего сельскохозяйственного характера; учреждение не менее одного сельскохозяйственного общества, объединяющего наиболее заинтересованных собственников-хозяев14.
Для распространения сельскохозяйственных знаний агроном мог использовать кооперативные организации, волостные, сельские сходы и отдельных хозяев15. Предусматривалось устройство бесед, чтений и курсов для населения и организация показательных мероприятий (полей, участков и т. д.)16.
Посредством показательных меро-
приятий должно было пропагандироваться только то, что имело полную достоверность в сельскохозяйственной науке и подтверждалось данными местного опыта17.
В помощь каждому агроному выделялся сельскохозяйственный староста. Сельскохозяйственные старосты находились в непосредственном подчинении и распоряжении участковых агрономов и назначались с их согласия.
Участковая агрономическая сеть Казанской губернии к 1915 г. составила 44 участка. В 1912-1916 гг. на территории губернии были заложены Лаишев-ское, Бугульминское и Спасское опытные поля.
Таким образом, в начале XX в. в Казанской губернии сложилась определенная система пропаганды агрономических знаний, включавшая создание сельскохозяйственных библиотек и распространение книг по сельскому хозяйству, устройство прокатных и иных пунктов, сельскохозяйственных складов, выставок, проведение лекций, чтений и т. д. Все средства и формы обрели новую жизнь в период проведения новой экономической политики.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Комов И. М. О земледелии. - М., 1788. - 378 с.
2. Материалы по истории сельского хозяйства и крестьянства СССР. - М., 1965. - Сб. VI. - С. 432469.
3. История крестьянства России с древнейших времен до 1917 г. - М., 1993. - Т. 3. - С. 304.
4. Там же. - С. 304-305.
5. Там же. - С. 306-307.
6. Сарабьянов В. Л. Русский крестьянин догоняет американского фермера // Красная Татария. -1925. - 29 сентября.
7. Состояние и перспективы народного хозяйства Татарской республики. Тезисы доклада тов. Габи-дуллина на XI областной партконференции // Красная Татария. - 1925. - 27 ноября.
8. Бусыгин Е. П. Материальная культура русского (сельского) населения Татарской АССР. - Казань, 1950. - С. 91-92.
9. Агрономическая помощь в России / Под ред. В. В. Морачевского. - Петроград, 1914. - С. 1.
10. Там же. - С. 2.
11. Проект Положения о Губернской агрономической организации, утвержденный Губернским агрономическим совещанием 12-14 июня 1914 г. - Казань, 1911. - 16 с.
12. Там же. - С. 8-9.
13. Там же. - С. 10-13.
14. Там же. - С. 20-21.
15. Там же.
16. Там же. - С. 22.
17. Там же.
Алмаз Валиев, кандидат исторических наук
;74;
В БЛОКНОТ ИСТОРИКА. АРХИВНЫМ КАЛЕЙДОСКОП «ГАСЫРЛАР АВАЗЫ - ЭХО ВЕКОВ», № 3/4, 2011