Научная статья на тему 'Традиционные религиозные представления абхазов и карачаевцев'

Традиционные религиозные представления абхазов и карачаевцев Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
768
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБХАЗЫ / КАРАЧАЕВЦЫ / ТРАДИЦИОННАЯ РЕЛИГИЯ / МАГИЯ / БОЖЕСТВО (БОГ) / БОГИНЯ / ОБРЯД / ВЕРА / ЯЗЫЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Салпагарова Альбина Шахимбиевна

В этой статье рассматривается традиционная религиозная система абхазов и карачаевцев. Автором рассматриваются основные элементы религии, выявляются их общие и отличительные черты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиционные религиозные представления абхазов и карачаевцев»

УДК 94

Салпагарова Альбина Шахимбиевна

аспирант кафедры истории России

Карачаево-Черкесского государственного университета им. У. Д. Алиева

salpagarova.77@mail.ru

Albina Sh. Salpagarova

graduate student of Karachay-Cherkessia

State University by U.D. Aliyev Department of History of Russia

salpagarova.77@mail.ru

Традиционные религиозные представления абхазов и карачаевцев Traditional religious views of the Abkhazians and Karachai

Аннотация. В этой статье рассматривается традиционная религиозная система абхазов и карачаевцев. Автором рассматриваются основные элементы религии, выявляются их общие и отличительные черты.

Ключевые слова: абхазы, карачаевцы, традиционная религия, магия, божество (бог), богиня, обряд, вера, язычество.

Abstract. This article discusses the traditional religious system of Abkhazians and Karachai. The author discusses the main elements of religion, identifies their common and distinctive features.

Keywords: аbkhazians, rnrachais, traditional religion, magic, god, goddess, ritual, belief, paganism.

Традиционные религиозные представления абхазов и карачаевцев представляют собой довольно интересную систему политеистических верований, выражающихся в многочисленном пантеоне божеств и объектов сакрального почитания, но также имеют следы прамонотеизма.

Ш.Д. Инал-ипа писал, что «недостатка в богах абхазы не испытывали, их было, может быть, даже больше, чем самих абхазов» [1]. Ему же принадлежит предложение рассматривать религию как «национальный» абхазский монотеизм, который, однако, не порвал с системой многобожия». Л.Л. Регельсон и И.И. Хварцкия считают, что «народная религия абхазов представляет собой хорошо сохранившийся реликт добиблейского монотеизма» [2]. Рассматривая традиционную религию этих народов, мы видим многочисленное количество богов, когда каждая семья имела не только родовое, но и домашнее божество. Но главные верховные божества абхазов - Анцэа (Анцва) и карачаевцев - Тейри - это не просто верховные боги языческого пантеона, они наделены качествами монобога -всемогуществом, всеведением, являются небесными богами-творцами, создателями всего сущего во вселенной, и их творения не могут быть подвергнуты изменению другими божествами, которые являются лишь исполнителями их воли. Особенностью абхазских богов, в том числе и

верховного бога Анцва (означающего боги или матери, от слова ан - мать) является их множественность, а также понятие доли божества, когда одни боги являлись долями других богов, но при развитии классового общества Анцва выступает в виде единого верховного бога [3]. Тейри стал главой языческого пантеона у карачаевцев в связи с деградацией тенгрианства, что не привело к его поглощению язычеством и утрате представлений о нем, как о единственном Боге [4].

Могущественные боги грома и молнии, у абхазов - Афы, Аиаргь, у карачаевцев - Чоппа, Элия, Шибла вызывали особое почтение, смирение и преклонение. Абхазы и карачаевцы верили, что поражение молнией - будь то человека, дома или какой-нибудь живности считалось карой за какие-либо прегрешения и сопровождалось определенными ритуалами, где характерным показателем являлось принятие воли грозного божества и запрещение проявления горя. Обряд при поражении молнией у абхазов и карачаевцев сопровождался с обязательным жертвоприношением козла, а также ритуальными плясками и хороводами, исполнением обрядовых песен, с упоминанием имени божества Чоппа. Абхазы не могут дать объяснения слову «чоупар», в абхазской обрядовой песне Афы (Аф-рашва): «Вай етлар» - «Айтар етлар» «Етлар Чоупар» - «Чоупар етлар» [5].

В абхазском пантеоне божеств он не фигурирует, хотя возможно, являясь более древним божеством, он был забыт или заменен, у карачаевцев, наоборот, культу этого бога посвящены различные обряды и святилища: священные камни - «Чоппаны ташы», шкурка козленка Чоппы - «Чоппа тери», жертвенного козленка называли «Чоппаны улагъы» - «козленком Чоппа». Ему же были посвящены некоторые праздники: фамильные, поквартальные, общесельские и общекарачаевские [6].

Популярными божествами являлись боги и покровители диких животных у абхазов - Ажэеипшьаа, Аиаргь, Анана-Гунда, впоследствии ставшая покровительницей пчеловодства, брачных союзов и женщин, у карачаевцев - Апсаты, у которых охотники просили удачной охоты, пели особые песни и пляски в их честь, прося разрешения убить кого-либо из их стада. Охота обставлялась многочисленными обрядами, запретами, заговорами и особыми правилами, использовался особый охотничий язык, который, по поверьям, помогал удачной охоте. Абхазы и карачаевцы считали, что охотники убивают только тех животных, кого разрешил сам бог, запрещалось убивать зверей белого цвета. Обязательным было почтительное отношение к убитой дичи, почти святое, чтобы не навлечь гнев покровителя охоты. Интересен схожий обычай забрасывания пучком травы или соломы в убитого зверя и произнося: «в другой лучше этого», «чтобы ты еще добыл», «пусть много бог даст» и т. п. [7].

Культ божества охоты уходит корнями к языческим верованиям древних племен, населявших Центральный и Западный Кавказ. Абхазский Ажэеипшьаа и карачаевский Апсаты имели антропоморфные черты, хотя карачаевского бога на раннем этапе представляли в облике оленя или козла,

наделяли их семейством и помощниками. Покровитель диких животных Аиаргь постепенно приобретает функции бога войны, грабежа, разбоя. Богом воровства и разбоя также являлся Эйрих-Аацных, которому поклонялись и испрашивали благословения на «дело», обещая благодарственную жертву [8].

Скотоводство являлось основным хозяйственным занятием абхазов и карачаевцев, и одним из значимых божеств были покровители домашних животных. Абхазские покровители скотоводства - Акамгария и Айтар, который считался семидольным, и каждая его доля являлась покровителем определенных животных: коров - Жабран, коз - Джабран, лошадей -Аеышьашьана, собак - Алышькьынтыр и др.[9]. У карачаевцев покровитель овец Аймуш представлялся в образе златорогого белого барана или в образе человека, Маккуруш или Магул, Магур были покровитель коз, Сыйкъун или Зейкъун - лошадей, Сыйыргъын - коров [10].

Могущественным богом абхазского пантеона являлся Шьашэы (Шашвы) - бог кузни, культ которого носит родовой, фамильный характер, где обязанности жреца переходят от отца к сыну, если сына нет, то к ближайшему родственнику, имело место посвящение детей мужского пола богу кузни. Абхаз больше боится кузни - ажьира, чем церкви, ибо кузня представлялась абхазам сакральным местом, где проводились очистительные клятвы, присяги, моления, проклятия и т. д. Дочери кузнеца обязаны молиться богу Шашвы, но ее дети освобождены от этого, хотя в некоторых районах ее также освобождали от связи с родовой кузней [11].

Особое место в пантеоне обоих народов занимали земледельческие божества - покровители земли и плодородия, которым также приносили жертвоприношения и исполняли различные обряды и моления для получения хорошего урожая. У абхазов это богини полеводства и огородничества Джаджа, божество земли Адгьыл-дедопал, божество урожая Анапа-Нага, впоследствии ставшая покровительницей проса, а также, Квиквин - дух хлопка и льна и «мукомольни - Сауна [12].

У карачаевцев в качестве земледельческих божеств мы встречаем Эрирея - бога молотьбы и хлебов, аграрного духа - Горий, являвшегося также и божеством ветра, а также Сыйнух - покровителя хлебопашцев. Существовал ритуал «закапывания в борозду» девушки, что, несомненно являлось магическим средством повышения плодородия земли [13].

У карачаевцев почитался культ стихий, и все главные стихии с эпохи матриархата представлялись в образе богинь-матерей: мать воды -Дамметтир, мать огня - Тыпана, мать Земли - Дауче, Мать Ветра - Химикки, а также Великой Матери мира - Ажам-бийче, женщине-богине, «родившей» мир, олицетворяющая все стихии в одном образе. С началом патриархата появляются мужья-отцы стихий: отец воды - Суулемен, отец огня - Татай, отец земли - Даулет, отец ветра - Эрирей. Появились их дети: у матери и отца ветра - сыновья Гылан и Горий, дочь Суичмез; у отца и матери земли -сын Сауман и т. д. Наиболее почитаемой карачаевцами была также Умай-бийче - покровительница материнства [14].

Почитались также менее могущественные божества, т.н. боги «второго порядка». У абхазов наиболее популярны владычица вод Зызлан-захкуажэ, Ерыш - покровитель ткачества, Ханзиса - целомудрия, Хания -здоровья, Атана - ума и знания, Агунда - красоты, Цваблак - сна, т.д. [15]. У карачаевцев: Тотур или Аштотур, покровитель волков, охотников и воинов. Тохун - покровитель строителей, Озай - шерстопрядения и ткачества, Инай -женского труда, Къуден - златокузнецов и кладов, покровитель оспы -Тымбыл и др. [16].

Одну из форм древнейших верований абхазов и карачаевцев представлял культ деревьев и рощ. Наиболее почитаемым являлся дуб, большинство родовых и фамильных молений, очистительных присяг совершались под ним. Главным почитаемым деревом Карачая вплоть до XX в. являлась сосна - Джангыз терек, т. е. единственное, одинокое дерево. Под священными деревьями и рощами даже преступники становились неприкосновенными [17]. Места, где находились священные деревья, служили одновременно и местом сбора населения. Поклонялись также и камням - байрым таш, особое почтение имел Краеугольный камень Карачая - Къарачайны Къадау Ташы. Известны также Къарчаны ташы, Чоппаны ташы, Сосурукъну ташы [18].

Широко применялся культ животных - зоолатрия. Объектами почитания являлись домашние и дикие животные и птицы. Среди домашних животных абхазы и карачаевцы особо почитали собаку и лошадь, как верных и незаменимых друзей человека, наделяя их сверхъестественными силами, способностью предсказывать опасность своему хозяину.

Из диких животных особенно почитали медведя, считая его существом, близким к человеку, а также оленя, тура, лису- чернобурку. Не любили рысь, считая ее носителем таинственной злой силы и вестником смерти, и зайца, как предвестника неудачи, но зато встретить утром шакала, волка, лису - к удаче. Особое отношение было к волку, абхазы не любили волка, считали его врагом человека и другом колдуна, волчий зуб зашивали в сафьян и носили в качестве талисмана, а выходя утром из дома, волчью или шакалью шкуру гладили рукой. У карачаевцев волк, наоборот, был самым почитаемым животным, наделенный сверхъестественными способностями, врагом нечистой силы. Имело место табуация имени волка: его чаще называли буд - от общетюркского бу, буз - серый, сивый. Во многих ритуалах использовали шкуру волка, шерсть, кость, особенно в детской обрядности, их привязывали к колыбели ребенка, защищая его от негативного воздействия. Больного ребенка лечили протаскиванием под пастью или под шкурой волка. Зажженную волчью жилу использовали, чтобы проверить виновность человека. Нельзя было убивать, ловить или тревожить ласку, ежей [19].

Почитали абхазы и карачаевцы птиц: ласточку, кукушку, соловья, иволгу, удода, сову, голубя, журавля, сороку, ворону и т.д., при этом одни выступали как «хорошие» птицы, другие же, наоборот, «плохими». Если сова, филин у абхазов - птица колдуньи, то у карачаевцев «божественная

птица» - «байкъуш», а эпитетом «курица бога» абхазы называли ласточку. Кстати, именно ласточка выступает спасителем человека от змеи в мифологии абхазов и карачаевцев. Особым почитанием у карачаевцев пользовались лебедь, ворона и орел, особенно белоголовый. Среди насекомых почитали муравьев, пчел, божью коровку [20].

Своеобразное отношение было и к змее. Абхазы не любили змею и при встрече старались убить, но если змея заходила в дом, то ее нельзя было убивать, считая, что она является гостьей и приносит в дом счастье и богатство.

Верили и в магическую связь волос, в магию имени, в целительные свойства различных предметов, например бусин, амулетов, в запретные дни, приметы и запреты, т.д. Особое место уделяли гаданиям, толкованиям снов и вербальной магии - заговорам и заклинаниям.

Космогонические представления абхазов и карачаевцев имеют схожие и отличительные моменты. У абхазов популярны солнце - Амра, луна - Амза и бог захода и восхода солнца Хайт [21]. Солнечное божество карачаевцев образует целую группу: одним из древнейших являлся Золотой Хардар - Алтын Хардар, в образе золотого барана, божество Голлу -«огненный, владеющий огнем», в образе прекрасного всадника, в золотой шубе и на белом коне, божество Къайнар, означающий «горячий, кипящий», еще одним олицетворением солнца был кузнец Дебет [22]. С фазами луны, с новолунием, с затмением луны связаны различные религиозные воззрения и обряды магического характера. Во время лунного затмения абхазы и карачаевцы одинаково «спасали» луну со стрельбой и шумом, чтобы чудовище не пожирало ее. Идентичны представление о связи человека и звезды, исполнения желаний, высказанных, когда небо разверзается, почитание радуги т.д.

Особый интерес связан с родовыми божествами, так как понятие «род» среди абхазов и карачаевцев являлся основным структурным институтом в обществе. Каждый род имел своего покровителя, свои запретные дни, свои родовые кладбища. У абхазов каждый род имел «свою долю божества» - ханцэаху, а также у каждого дома, человека были «личные доли божества» - «сынцэаху», если имя бога забывали, то говорили «инху» -«его доля матери», или «инцэаху» - «его доля бога» [23]. Родовые культы назывались святыней, святилищем, или по характеру главного жертвоприношения, или молением. Например, родовым божеством фамилии Лейба является Лейаарныха, т. е. «святыня», «икона» фамилии Лейба, у фамилии Чыгуба - Чыгурныха, у Агрба - Агырдзныхва, т.д. Несколько фамилий могли иметь и одного патрона [24].

Особое место занимали (занимают и по сей день) абхазские святилища-аныхи, которые являются не просто почитаемыми местами, а вместилищем или обителью святых сил, оберегающие Абхазию: Дыдрыпш-ныха, Лашкендар, Лдзаа-ныха, Елыр-ныха, Лых-ныха, Инал-Куба, Лапырных и др., где совершались главные моления и жертвоприношения, очистительные присяги и обеты. Особенностью абхазских «святых сил»

являются их родственные отношения между собой. Псху-ныха и Елыр-ныха были братьями, Инал-Куба и дыдрыпшская Анапсныха - братом и сестрой и т.д., и при этом некоторые из них являлись долями других, так Инал-Куба и Аба-аныха являлись долями Псху-ныха [25].

Традиционная абхазская и карачаевская религия имела определенную систему, основанную на иерархии божеств, где имелись главные боги - Анцва и Тейри, класс основных богов, находящихся в зависимости от главного бога, ниже - покровители и божества мест, вод, гор и т.д., за ними - класс демонов и злых духов, чудовищ и т.д.

Традиционная религия абхазов и карачаевцев, на наш взгляд, имела схожие и отличительные черты, присущие каждому из этих народов. Одни считают древнюю религию этих народов политеистической, другие -прамонотеистической. Нам кажется, имеет место смешение язычества и монотеизма. Интересно и то, что и сегодня мы можем встретить людей, продолжающих верить в приметы, предсказания, гадания и т.д., основанных на древних верованиях, что свидетельствует о сохранении в мировоззрении абхазов и карачаевцев древних религиозных представлений.

Литература:

1.Инал-ипа Ш. Д. Абхазы. [Электронныйресурс] apsnyteka.org/316-inal-ipa_sh_abkhazy1965.html. - С.562.

2.Анчабадзе Ю. Д. Абхазы./Ю. Д. Анчабадзе - М., 2007. - С379.

3.Инал-ипа Ш. Д. Указ. соч. - С.561-562.

4.Джуртубаев М. Ч. Карачаево-балкарские мифы./ М. Ч. Джуртубаев - Нальчик, 2007. - С.493.

5.Чурсин Г.Ф. Материалы по этнографии Абхазии. [Электронный ресурс]. apsuara.ru >ро^а1/Ьоок/ехро^/Ыт1/182. - С.60.

6.Там же. - С.61.

7.Там же. - С.85.

8.Инал-ипа Ш. Д. Указ. соч. - С.540.

9.Инал-ипа Ш. Д. Указ. соч. - С.520.

10.Джуртубаев М. Ч. Духовная культура карачаево-балкарского народа //АС - АЛАН. - 1998. - №1. - С.133.

11.Чурсин Г.Ф. Указ. соч. - С.75-76.

12.Инал-ипа Ш. Д. Указ. соч. - С.522.

13.Лавров. Л. И. Карачаевцы./Л.И. Лавров - Черкесск, 1978. - С.275.

14. Джуртубаев М. Ч. Карачаево-балкарские мифы./ М. Ч. Джуртубаев - Нальчик, 2007. - С.490.

15.Смыр Г. В. Религиозные верования абхазов. / Г. В. Смыр - Гагра, 1994.- С.4.

16.Джуртубаев М. Ч. Указ. соч. - С.492-493, Лайпанов К.Т. Карачай с древнейших времен до 1917 г./К.Т. Лайпанов - Черкесск, 2009. - С.180.

17.Джуртубаев М. Ч. Духовная культура карачаево-балкарского народа //АС - АЛАН. - 1998. - №1. - С.118.

18.ЛайпановК.Т. Указ. соч. - С.181.

19.Чурсин Г.Ф. Указ. соч. - С. 131-132, 136, Джуртубаев М. Ч. Указ. соч. - С.113-114.

20.Джуртубаев М. Ч. Указ. соч. - С.116-117. 21.Чурсин Г.Ф. Указ. соч. - С.148.

22.Джуртубаев М. Ч. Указ. соч. - С.131-132.

23.Инал-ипа Ш. Д. Указ. соч. - С.561-563.

24.Там же. - С549-552.

25.Там же. - С527. Literature:

1 . Inal-ipa Sh. D. Abkhazians. [Electronic resource] apsnyteka.org/316-inal-ipa_sh_abkhazy1965.html. - Page 562.

2 . Anchabadze Yu. D. Abkhazy./of Yu. D. Anchabadze - M., 2007. - C379.

3 . Inal-ipa Sh. D. Decree. соч. - Page 561-562.

4 . Dzhurtubayev M. Ch. Karachaevo-Balkar mify./M. Ch. Dzhurtubayev -Nalchik, 2007. - Page 493.

5 . Chursin G. F. Materials on ethnography of Abkhazia. [Electronic resource]. apsuara.ru >portal/book/export/html/182. - Page 60.

6. In the same place. - Page 61.

7. In the same place. - Page 85.

8 . Inal-ipa Sh. D. Decree. соч. - Page 540.

9 . Inal-ipa Sh. D. Decree. соч. - Page 520.

10 . Dzhurtubayev M. Ch. Spiritual culture of Karachaevo - the Balkar people//the EXPERT - ALAN. - 1998 . - No. 1. - Page 133.

11 . Chursin G. F. Decree. соч. - Page 75-76.

12 . Inal-ipa Sh. D. Decree. соч. - Page 522.

13 . Laurels. L. I. Karachayevtsy./L.I. Lavrov - Cherkessk, 1978. - Page

275.

14 . Dzhurtubayev M. Ch. Karachaevo-Balkar mify./M. Ch. Dzhurtubayev -Nalchik, 2007. - Page 490.

15 . Smyr G. V. Religious beliefs of Abkhazians. / G. V. Smyr -Gagra, 1994. - Page 4.

16 . Dzhurtubayev M. Ch. Decree. соч. - Page 492-493, Laypanov K.T. Karachay from the most ancient times to 1917/K.T. Laypanov - Cherkessk, 2009. - Page 180.

17 . Dzhurtubayev M. Ch. Spiritual culture of Karachaevo - the Balkar people//the EXPERT - ALAN. - 1998 . - No. 1. - Page 118.

18 . Laypanov K.T. Decree. соч. - Page 181.

19 . Chursin G. F. Decree. соч. - Page 131-132, 136, Dzhurtubayev M. Ch. Decree. соч. - Page 113-114.

20 . Dzhurtubayev M. Ch. Decree. соч. - Page 116-117.

21 . Chursin G. F. Decree. соч. - Page 148.

22 . Dzhurtubayev M. Ch. Decree. соч. - Page 131-132.

23 . Inal-ipa Sh. D. Decree. соч. - Page 561-563.

24 . In the same place. - C549-552.

25 . In the same place. - C527.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.