Научная статья на тему 'Традиционные представления о вампирах в некоторых культурах'

Традиционные представления о вампирах в некоторых культурах Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
948
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИФОЛОГИЯ / ВЕРОВАНИЯ / ВАМПИРЫ / ФИЛИППИНЫ / СКАНДИНАВИЯ / РУМЫНИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Завьялова Алена Викторовна

Статья посвящена изложению традиционных представлений о вампирах у разных народов мира. Материалы данной статьи будут полезны всем интересующимся мифологией и народными суевериями читателям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиционные представления о вампирах в некоторых культурах»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-3/2016 ISSN 2410-700Х

понятно в буквальном смысле слова.

Сделан вывод, что отдельные недоразумения в международной деловой переписке кажутся занимательными, подчас веселыми, другие - просто глупыми. Но некоторые из них (а таких мало) приобретают почти трагический характер, если результатом их становиться непонимание и неразбериха, наносящие ущерб важнейшим аспектам деловых отношений. Небрежное использование языка в переписке и личных контактах признается многими как одно из двух наиболее серьезных препятствий на пути эффективного развития международных связей[4]. Другим таким препятствием является невосприимчивость к различным культурам, обычаям и традициям. Именно с таких позиций необходимо относиться к международной деловой переписке.

Список использованной литературы:

1.Артемьева О.А. Методология организации профессиональной подготовки специалиста на основе межкультурной коммуникации: монография / О.А. Артемьева, М.Н. Макеева, Р.П. Мильруд; М-во образования и науки Рос. Федерации. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2005. - 402с.

2. Буряк Н.Ю. Лингвокультурология: Учебное пособие для аспирантов научной специальности «Теория и история культуры».— Краснодар: Издательский дом «ХОРС», 2013. — 414с.

3. .Буряк Н..Ю. Лингвопедагогическая культура: учебное пособие для студентов направления подготовки бакалавриата.-Краснодар: Издательский дом «ХОРС», 2013.- 404с.

4.Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. - М., 1999.

© Буряк Н.Ю., Буряк В.Д., 2016

УДК 398.3

Завьялова Алена Викторовна

Студентка 2 курса кафедры НХТ ИИ ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова»

г. Абакан E-mail: [email protected]

ТРАДИЦИОННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВАМПИРАХ В НЕКОТОРЫХ КУЛЬТУРАХ

Аннотация

Статья посвящена изложению традиционных представлений о вампирах у разных народов мира. Материалы данной статьи будут полезны всем интересующимся мифологией и народными суевериями читателям.

Ключевые слова

Мифология, верования, вампиры, Филиппины, Скандинавия, Румыния

Во все времена людей увлекало и интересовало всё загадочное, неизвестное и страшное. Возможно поэтому вампирам посвящено немало книг и фильмов, легенд и сказаний. Представления о них изменяются и приобретают новые интерпретации с каждым новым произведением, а авторы таких произведений каждый по-своему отвечают на вопросы о том болезнь это или необычный вид бессмертия, страдают ли вампиры от своего существования, и мн. др.

Популярность данной темы можно проиллюстрировать и большим количеством русских и зарубежных литературных произведений, написанных в разные исторические периоды. Например: «Семья вурдалака» и «Упырь» А.К. Толстого, «Дракула» Б. Стокера, «Жребий» С. Кинга, «Вампирские хроники» Э. Райс, «Голод» У. Стрибера, «Дневники вампира» Л. Д. Смит, серия книг «Дозоры» С. Лукьяненко, «Сумеречная сага» С. Майер и т.д.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-3/2016 ISSN 2410-700Х_

Итак, «вампир, в низшей мифологии народов Европы мертвец, по ночам встающий из могилы или являющийся в облике летучей мыши, сосущий кровь у спящих людей, насылающий кошмары. Считается, что вампирами становились «нечистые» покойники - преступники, самоубийцы, умершие преждевременной смертью и погибшие от укусов вампиров» [2, с. 212].

Рассмотрим особенности суеверных взглядов на вампиров у некоторых народов.

В цыганском фольклоре вампиром (мулло) мог стать любой, кто имел необычную внешность (волчья пасть, отсутствие пальца, ярко-голубые глаза и т.д.), причем вампиры-женщины могли возвращаться в мир живых и вести обычную жизнь. Защитой от вампиров цыгане считали такие действия с покойным, как обливание могилы кипятком, обезглавливание трупа, вбивание кольев из боярышника в его ноги.

В исландских сагах вампиры носят имя - драугр («тот, кто ходит после смерти») и, как правило, не нападает на людей до тех пор, пока они «не начинают искать золото в курганах, которые он охраняет. Драугр может увеличиваться в размерах, и от него исходит запах разложения. Он также может выходить из могил в виде пара. Драугр убивает свою жертву различными способами, в том числе - раздавливает её своим весом, пожирает её плоть, убивает, сводя жертву с ума, и выпивает её кровь» [1]. Особенностью скандинавских вампиром является то, что они могут свободно передвигаться на солнце.

Интересны также асванги - филиппинские летающие вампиры - являющиеся обычно ночью в образе прекрасных девушек. Причем источником сверхъестественной силы у женщин была чудесная мазь, которой они натирались перед полетом. Наполнившись кровью, асванг напоминала беременную женщину. Вернувшись домой, она кормила своих детей грудью, а сверхъестественные способности асванг пропадали вместе с наступлением рассвета, или же, когда смывалась мазь.

Пожалуй, наиболее развиты представления о вампирах в Румынии - родине графа Дракулы. «В Румынии верили, что вампир возникает в результате необычного рождения и ряда условий. Беременные женщины, например, которые не ели соль или которые позволяли взглянуть на себя вампиру, могли родить ребенка-вампира. Седьмой ребенок одного пола в семье наверняка мог иметь хвост и становился вампиром. Присутствие вампира обычно впервые замечалось, когда происходило несколько неожиданных смертей. Обычно сначала вампир нападал на свою семью и домашних животных, а затем и на других жителей деревни»

[3].

Несмотря на очевидную разницу в суеверных представлениях о вампирах у разных народов, выделяются некоторые их общие черты в фольклоре:

1. Вампир - нестареющее, бессмертное существо, не разлагающееся и имеющее здоровый вид в гробу.

2. Вампира можно уничтожить если: вонзить ему осиновый кол в сердце, обезглавить или сжечь тело.

3. Защитой от вампира мог служить чеснок, солнечный свет, боярышник, а также священные предметы. Также в христианской религии считается, что вампиры не могут входить в церковь или другое священное место, так как они слуги дьявола.

Таким образом, хотя вера в вампиров существует до сих пор, но только некоторые культуры сохранили традиционные верования в них, большинство же наших современников находятся под влиянием художественного образа вампира, транслирующегося в многочисленных художественных фильмах и в литературе.

Список использованной литературы:

1.Драугр - Википедия. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%80%D0% B0%D1%83%D0%B3%D1%80 (дата обращения: 05.09.2016).

2. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. - М.: Сов. Энциклопедия, 1987. - Т.1. - 671 с.

3. Румынские вампиры. [Электронный ресурс]. URL: http://vampiroman.ru/index.php/sluchai-vampirizma/rumynskie-vampiry/ (дата обращения: 23.09.2016).

© Завьялова А.В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.