Научная статья на тему 'Традиционные обряды жизненного цикла монгольских народов в условиях современности: торгутская свадьба'

Традиционные обряды жизненного цикла монгольских народов в условиях современности: торгутская свадьба Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
928
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННЫЕ ОБРЯДЫ / МОНГОЛЬСКИЕ НАРОДЫ / ВОЗРОЖДЕНИЕ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / TRADITIONAL RITES / MONGOLIAN NATIONS / REBIRTH / ETHNIC IDENTITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Нанзатов Баир Зориктоевич, Содномпилова Марина Михайловна

В статье рассматриваются традиционные обряды жизненного цикла ойратов Монголии. Подчеркивается, что данные обряды способствуют сохранению традиционной системы социальных отношений, содействуют возрождению духовной и материальной культуры ойратов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The traditional rites of a life cycle of Mongolia’s Oirats are considered in the article. It`s emphasized that these rites preserve the traditional system of social relations and contributes to the revival of spiritual and material national culture of the Oirats.

Текст научной работы на тему «Традиционные обряды жизненного цикла монгольских народов в условиях современности: торгутская свадьба»

Баир НАНЗАТОВ, Марина СОДНОМПИЛОВА

ТРАДИЦИОННЫЕ ОБРЯДЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА МОНГОЛЬСКИХ НАРОДОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ: ТОРГУТСКАЯ СВАДЬБА

В статье рассматриваются традиционные обряды жизненного цикла ойратов Монголии. Подчеркивается, что данные обряды способствуют сохранению традиционной системы социальных отношений, содействуют возрождению духовной и материальной культуры ойратов.

The traditional rites of a life cycle of Mongolia’s Oirats are considered in the article. It's emphasized that these rites preserve the traditional system of social relations and contributes to the revival of spiritual and material national culture of the Oirats.

Ключевые слова:

традиционные обряды, монгольские народы, возрождение, этническая идентичность; traditional rites, Mongolian nations, rebirth, ethnic identity.

nanzatov@yandex.ru ного цикла стали преимущественно полевые материалы авторов, собранные в сомоне Булган Кобдосского аймака Монголии. Этот СОДНОМПИЛОВА сомон является частью западной, пограничной с Китаем террито -

научный сотрудник сомоны располагались как на территории современной Монголии, ИМБТ СО РАН

/ И ключевых этапов жизненного цикла. Следует отметить, что концепты традиционного мировоззрения ойратской части монго -лов, которые проживают на западной периферии Монголии, в наи -меньшей степени подвергались трансформации как в условиях рас -пространения буддизма в Центральной Азии, так и в период воин -ствующего атеизма советской эпохи.

ля представителей современного монгольского общества

все большее значение приобретает религиозное обрамление

Для современного ойратского общества актуально восстановле -ние и поддержание прежних традиционных родовых социальных связей, особенно в религиозном контексте бытия. В прошлом обрядовая практика пронизывала жизнь человека с его появления на свет и до самой смерти. В этнографической реальности в жизни человека особую значимость представляют такие этапы жизненного цикла, которые имеют позитивный характер. Одним из главных событий такого рода в жизни человека и социума является вступле -ние в брак.

НАНЗАТОВ

Баир

Зориктоевич — к.и.н., научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН

Ключевые этапы жизненного цикла — это сфера жизнедеятель -ности общества, где возможно наиболее яркое проявление этни -ческих признаков национальной культуры, демонстрация ее инструментальных функций: «локально коммуникативной, пси -хологически защищающей, статусно маркирующей, социально ориентирующей»1.

В этой связи представляет интерес исследование традицион -ной культуры и мировоззрения ойратов через призму свадебной обрядности (на примере торгутов Монголии). Основой иссле -дования социально значимых компонентов обрядов жизнен -

Марина Михайловна — д.и.н., старший

рии Монголии. В маньчжурское время территория сомона и при легающие территории включали пять сомонов торгутов и состав -ляли административную единицу Вангийн чуулган тамгатай. Эти

sodnompilova@

yandex.ru

1 Панарин С.А. Национально -культурное возрождение в республиках и территориальная целостность России // Вестник Евразии, 1996, № 2(3), с. 122.

так и на территории современной КНР1. В 1944 г. часть торгутов, оказавшихся на территории КНР, перешли на территорию Монголии в сомон Булган. К местным тор -гутам из приграничной зоны также при -соединилась часть торгутского населения из Хобуксара (северо - запад Синьцзян -Уйгурского автономного района — СУАР, граничит с Казахстаном), где в настоящее время существует Хобуксаринский мон -гольский автономный хошун.

На правах почетных гостей авторам статьи удалось принять участие в свадеб ных торжествах торгутов — хо-буга сайр

— сомона Булган. Примечательно, что молодая пара уже жила в неофициальном браке и воспитывала ребенка, которому на момент официального заключения брака исполнился год. Исходя из этого, уже можно заключить, что значительная часть традиционных обычаев и обрядов свадебного цикла уже утрачена либо пре терпела изменения. В прошлом у торгу тов было принято присматривать невесту, когда мальчику было 5—6 лет. Имел место и брачный сговор еще не родившихся детей — ондгон суй (буквально — «сговор яйца»). Со времени сговора родители жениха посещали семью невесты регу лярно, не допуская возможности забыть о сговоре. Когда мальчику исполнялось 7—8 лет, его родители наносили родите -лям невесты визит, который назывался зус хадак — «скрепляющий хадак» (хадак

— ритуальный шарф). На этой церемонии родителям невесты подносили рыбий клей в знак крепости брачного соглашения. По достижении сыном 10 лет родителям неве -сты привозили тушу забитого барана и т.д.2 Все визиты носили форму небольших пиршеств, на которых обсуждались те или иные вопросы, связанные с организацией свадьбы.

Авторы статьи стали свидетелями последнего, заключительного этапа сва дебного цикла. Свадебное торжество про водилось в разных частях сомона — в доме жениха и в доме невесты. Встреча и обще ние родственников в доме отца жениха до кульминационного момента — появления невесты — длится в течение суток. Днем устанавливают большую юрту для приема гостей, закалывают баранов, варят имен

1 Ганбат Т. Отчет монголо-российской этнографической экспедиции 2011 г.

2 Баасанхуу А., Батменх Б. Монголын ойрадын соёл. — Улаанбаатар, 2010.

ное мясо, жарят боова — традиционное монгольское печенье, наподобие лапши. На главный стол устанавливают почетное блюдо — заднюю часть туши овцы вместе с курдюком, блюдо накрывают белым хада-ком.

Постепенно в юрту собираются гости

— представители стороны жениха. Люди одеты в праздничные традиционные мон гольские костюмы. Некоторые ревнители ойратских традиций одевают торгутскую одежду. Гости, приветствуя друг друга, исполняют старинный ритуал — выни -мают из шелковых, украшенных монголь скими орнаментами кисетов нарядные табакерки и обмениваются нюхательным табаком. Для монголов, живущих на раз ных стоянках, которые отделяют большие расстояния, любой праздник — это неча -стый повод встретиться, пообщаться.

Гости рассаживаются в юрте в соответ ствии с традиционным членением про странства юрты на мужскую и женскую половины. В самой почетной части юрты

— хойморе — занимают места родители жениха, его ближайшие родственники по матери и по отцу. Молодежь неторопливо, без лишней суеты, начинает обслужи -вать гостей — каждому присутствующему наливают в пиалу чай, спиртное, подают мясо и бульон. «Именное мясо» — крестец, берцовые и бедренные кости, лопатки, ребра — подают ближайшим и почетным родственникам жениха — его родителям, дядям по матери и отцу, теткам, родным и двоюродным братьям и сестрам. Гостей обслуживают по ходу движения солнца. В это время всеми присутствующими исполняются песни, которые полагается петь на свадьбах. Это в основном совре менные песни, написанные местным поэ том. Песнопения продолжаются всю ночь до утра — до времени, указанного ламой, когда родственники жениха отправятся за невестой. Одно из условий, соблюдаемых на свадебных песнопениях, — песни не должны повторяться.

Гости прибывают в течение вечера. Каждый вновь прибывший гость приносит с собой подарок молодым, который при -нимает специально назначенный человек. Подарок торжественно демонстрируется всему обществу и складывается в одно место в хойморе.

Следует отметить, что в жизнь ойратов прочно вошли некоторые элементы буд -дийских ритуальных практик, в частности

стало обязательным участие буддийского священнослужителя в обрядах свадеб ного цикла. Выбрав невесту, прежде всего обращались к буддийскому астрологу, чтобы определить соответствие жениха и невесты по годам рождения1. Лама давал указания относительно того, какой масти лошадь должна доставить невесту в дом жениха, в какой день и час невеста должна покинуть дом своего отца. Соблюдение этих условий должно обеспечить молодым благополучную жизнь.

Ранним утром родственники жениха — наиболее уважаемые люди рода — отправ -ляются за невестой в дом ее отца. Во дворе отца невесты также установлена большая юрта для приема гостей. Родственники невесты тоже провели ночь, исполняя песни, угощаясь мясом, вином. Встречая жениха и его сопровождающих, отец и мать невесты исполняют обряд, в про шлом традиционно входивший в число досвадебных мероприятий, которые про ходили в айле отца невесты. Этот ритуал можно охарактеризовать как акт приема жениха в род невесты. После угощения жениха мать невесты надевала на буду щего зятя рубашку, отец невесты — халат дэли, подпоясывал его, за пояс засовывал белый платок арчуур, который свисал по правому боку2.

То же самое действие совершается и на современной свадьбе. Жениха облачают в новое дэли цвета слоновой кости, под -поясывают его, засовывают за пояс белый платок. Отец невесты говорит жениху бла -гопожелания, обнимает его. Вообще про цесс дарения одежды в монгольской куль -туре присущ лишь знаковым ритуалам жизненного цикла. Одежда с воротником либо отрез ткани для пошива традицион ного халата с длинными рукавами имеет символику установления родственных отношений между разными родовыми

1 Согласно буддийской астрологии в календаре двенадцатилетнего цикла есть года, благоприятствующие друг другу, нейтральные и года, которые не подходят друг другу.

2 Галданова Г.Р., Очир А. Свадебная обрядность баятов МНР // Традиционная обрядность монгольских народов. — Новосибирск : Наука, 1992, с. 40; Вяткина К.В. Монголы Монгольской Народной Республики (Материалы историкоэтнографической экспедиции Академии наук СССР и Комитета наук МНР 1948-1949 гг.) // Восточно-Азиатский этнографический сборник. - М.; Л., 1960, с. 159-169.

коллективами3. В культуре монгольских народов шуба (халат), преподнесенная в дар, была одним из самых дорогих подар ков и рассматривалась как знак установ ления очень близких отношений между дарителем и одариваемым.

На невесте - современное платье с этническими элементами. Согласно обы чаю, невесту должны повсюду сопрово ждать, помогая ей, две невестки — бэргэн

- одна со стороны жениха, а другая со сто роны невесты. Как правило, в роли бэр-гэн выступали жены старших братьев или дядей новобрачных, женщины здоровые, многодетные, живущие в достатке, смека листые, ловкие — таких людей в традици -онном монгольском обществе называли дурбэн тэгшэ хун (букв. — «ровный с четы -рех сторон», т.е. благополучный во всем).

По существу, именно эти женщины выполняли главные функции в процессе обрядовой интеграции девушки в семью жениха. Невестка новобрачной отда -вала девушку, лишая ее при этом знаков девичества и символов отцовского рода. Невестка жениха принимала ее, наделяя новобрачную маркерами рода жениха, облачая ее в костюм замужней женщины и надевая украшения, которые готовились в прошлом стороной жениха. И костюм, и украшения замужней женщины несли в себе этнические черты рода отца жениха.

Данный элемент свадебной традиции в усеченной форме присутствует и в струк туре современной свадьбе торгутов. Две невестки, взяв девушку под руки, обхо дят с ней все пространство юрты по кругу, новобрачная благодарит гостей, ей в ответ звучат благопожелания. В это время одна из молодых родственниц невесты, взяв на руки ее годовалого сына, обходит с ним гостей по кругу. Каждый гость дарит малышу подарок или деньги4.

В назначенное ламой время, благопри -

3 Бакаева Э.П. Одежда в культуре калмыков: традиции и символика. — Элиста, 2008, с. 96.

4 В данном случае одновременно со свадебными торжествами, очевидно, был совмещен и детский обряд милангууд, суть которого заключается в официальном признании малыша обществом, традиционно выражаемом в обряде. В прошлом основным действием такого обряда была первая стрижка волос. Каждый гость, приглашенный на праздник, приносил малышу подарок и, прежде чем вручить его, срезал у ребенка прядь волос с пожеланием ему вырасти счастливым, здоровым и богатым. Пряди волос мать собирала в специальный мешочек и хранила его, пока ребенок не становился взрослым.

ятное для выезда невесты, к юрте подъ -езжает грузовой автомобиль, который в настоящее время выполняет функции верблюда. От входа юрты к машине рас стилают белый войлок. Родственники со стороны жениха, сидящие в кузове, начи нают принимать приданое невесты - в основном свадебные подарки. Погрузив приданое, машина отъезжает, и ее место занимает другая - легковой автомобиль1. Наступает время, когда невеста должна покинуть дом отца. Новобрачную выво дят из дома под руки две невестки и ведут по войлоку до машины, не позволяя ей ступить на землю. С ней в машине рас саживаются родственники, и караван из автомобилей, возглавляемый грузовиком, отправляется к дому новобрачных (ко вре мени женитьбы молодые уже имели свое собственное жилье). Там уже все готово к приему гостей - столы накрыты, суетятся распорядители свадьбы. Но вначале моло -дые должны пройти в большую празднич ную юрту, которая в данном случае симво лизирует юрту отца жениха. Ее установили недалеко от дома молодой пары.

В этой юрте невеста совершает тради -ционный обряд поклонения очагу и варит свой первый чай. Бэргэн помогают моло -дой варить чай, которым она будет уго -щать всех присутствующих. Совершается и другое значимое для западных монго лов обрядовое действие. Невеста встает на колени, полу ее дэли расправляют и кладут сверху камень. В прошлом мать невесты, собираясь возвращаться домой со свадебного пиршества в айле родите

1 В прошлом невесту усаживали на лошадь определенной масти, которая подбиралась по указанию ламы. Эта лошадь не входила в приданое невесты. У калмыков лошадь, доставившую невесту в поселение семьи жениха, отпускали в знак того, что невеста уже не сможет вернуться домой. Хозяином лошади мог стать любой, кто ее изловит. Как подтверждает ряд исследований обрядов жизненного цикла монгольских народов, свадебные обряды во многом схожи с обрядами поминально-погребального цикла. И в данном случае назначение лошади невесты аналогич но особой ритуальной функции погребальной лошади хойлого, которая сопровождает усопшего в иной мир.

лей жениха, клала на полу дэли дочери камень или жернов и зерна с пожеланием быть «прекраснее золота, тяжелее камня». Новобрачная делала попытку встать и пойти за матерью, однако невестки бэргэн становились коленями на полы ее дэли, препятствуя ей2. Этот ритуал, по мнению монголов, должен был способствовать более быстрой адаптации нового члена общества (камень использовали, чтобы невеста прижилась на новом месте, а зерна — чтобы у нее было много детей). Зерна впоследствии заворачивали в хадак и прятали в нарядный подголовник ново -брачных. После совершения этого риту -ала молодых усаживают среди гостей в женской половине юрты. Обрядовая часть свадьбы на этом заканчивается, гостей приглашают в дом молодых, где проходит заключительное пиршество.

Итак, традиционные компоненты сва дебной обрядности ойратов отражают воззрения архаичной, добуддийской традиции, в русле которых и функцио нируют традиционные социальные прак тики, направленные на создание и укре пление новых отношений и поддержание прежних. Сохранение концептов тради -ционной культуры, религии, реконструк ция элементов традиционной культуры и воспроизводство ритуальных практик современным монгольским обществом, в частности ойратами, свидетельствует об актуальности этнического самосознания. Значительный рост последнего отмеча ется как вызов модернизационным и гло -бализационным процессам, в результате которых происходят явления ассимиля ции - халхаизация языка, материальной культуры западных монголов.

Воспроизведение наиболее актуаль -ных традиционных элементов свадеб ной обрядности не только содействует возрождению духовной и материальной национальной культуры ойратов, но и способствует сохранению традиционной системы социальных отношений.

2 Галданова Г.Р., Очир А. Указ. соч., с. 47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.