Научная статья на тему 'Традиционные и новые методы пенсионных аутентификаций Китая: причины, методы и проблемы'

Традиционные и новые методы пенсионных аутентификаций Китая: причины, методы и проблемы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
24
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мир новой экономики
ВАК
Область наук
Ключевые слова
старение населения / цифровизация / пенсионная аутентификация / IT-технология в пенсионной системе / электронная система / институционализация / стандартизация / управления пенсионного фонда / единая база данных / population ageing / digitalization / pension authentication / IT technology in the pension system / electronic system / institutionalization / standardization / pension fund management / single database

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чжэнюй Лю, Владимир Александрович Исаев

В данной статье исследуется цифровизация пенсионных систем КНР, распространение новых методов социальной аутентификации и новая для КНР система подтверждения пенсионных выплат. Из-за проблемы старения населения Китайской Народной Республики правительство вынуждено разрабатывать новые методы социальной поддержки пенсионеров. В статье рассмотрены проблемы пенсионных подтверждений китайцев, находящихся за границей, а также методы решения данного вопроса. Особое внимание уделяется пенсионной аутентификации через китайские многофункциональные центры (МФЦ) за рубежом. В работе изучены основные положительные и отрицательные стороны традиционных и новых методов пенсионной аутентификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditional and New Methods of Pension Authentication in China: Reasons, Methods and Problems

The article discusses the topic of the digitalization of the pension systems in the People’s Republic of China, the spread of the new social authentication methods and the new pension payment confirmation system in the country. The population ageing problem is forcing the government of the People’s Republic of China to develop new methods of social support for the retired citizens. The article deals with the problems of pension payment confirmation for the Chinese, who are currently abroad, as well as the methods of solving the issue. Special attention is paid to the problem of pension authentication through overseas Chinese multifunctional centers (MFC). The article studies the main positive and negative aspects of “traditional” and “new” methods of pension authentication.

Текст научной работы на тему «Традиционные и новые методы пенсионных аутентификаций Китая: причины, методы и проблемы»

мировая экономика / world economy

оригинальная статья

DOI: 10.26794/2220-6469-2023-17-1-6-11 УДК 339.9(045)

JEL A14, E01, E21, E24, H55, I38

(CC) ]

BY 4.0

Традиционные и новые методы пенсионных аутентификаций китая: причины, методы и проблемы

Ч. лю, в. А. исаев

МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия

аннотация

В данной статье исследуется цифровизация пенсионных систем КНР, распространение новых методов социальной аутентификации и новая для КНР система подтверждения пенсионных выплат. Из-за проблемы старения населения Китайской Народной Республики правительство вынуждено разрабатывать новые методы социальной поддержки пенсионеров. В статье рассмотрены проблемы пенсионных подтверждений китайцев, находящихся за границей, а также методы решения данного вопроса. Особое внимание уделяется пенсионной аутентификации через китайские многофункциональные центры (МФЦ) за рубежом. В работе изучены основные положительные и отрицательные стороны традиционных и новых методов пенсионной аутентификации.

Ключевые слова: старение населения; цифровизация; пенсионная аутентификация; 1Т-технология в пенсионной системе; электронная система; институционализация; стандартизация; управления пенсионного фонда; единая база данных

Для цитирования: лю Ч., исаев в. А. Традиционные и новые методы пенсионных аутентификаций китая: причины, методы и проблемы. Мир новой экономики. 2023;17(1):6-11. DOI: 10.26794/2220-6469-2023-17-1-6-11

original paper

Traditional and New Methods of Pension Authentication in China: Reasons, Methods and Problems

Zh. Liu, V. a. Isaev

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia

abstract

The article discusses the topic of the digitization of the pension systems in the People's Republic of China, the spread of the new social authentication methods and the new pension payment confirmation system in the country. The population ageing problem is forcing the government of the People's Republic of China to develop new methods of social support for the retired citizens. The article deals with the problems of pension payment confirmation for the Chinese, who are currently abroad, as well as the methods of solving the issue. Special attention is paid to the problem of pension authentication through overseas Chinese multifunctional centers (MFC). The article studies the main positive and negative aspects of "traditional" and "new" methods of pension authentication.

Keywords: population ageing; digitalization; pension authentication; IT technology in the pension system; electronic system; institutionalization; standardization; pension fund management; single database

For citation: Liu Zh., Isaev V. A. Traditional and new methods of pension authentication in China: Reasons, methods and problems. The World of the New Economy. 2023;17(1):6-11. DOI: 10.26794/2220-6469-2023-17-1-6-11

введение

Население Китайской Народной Республики, по оценкам на 2020 г., составляет более 1,4 млрд чел., что делает ее самой населенной страной мира. Кроме того, в Китае — самый высокий показатель сред-

него возраста, что стало следствием проводимой в течение длительного времени политики «одна семья — один ребенок». Коэффициент естественного прироста населения Китая составляет всего 3,88%, (137-е место в мире на 2020 г.). Согласно результатам

© Лю Ч., Исаев В.А., 2023

Рис/Fig. Процентное соотношение пользователей интернета китая по разным возрастным категориям в 2020 г. / Percentage of Internet users in China by different age categories in 2020

Источник/Source: URL: http://surl.li/bhmst

20,3%

До 10 лет 10-19 лет 20-29 лет 30-39 лет 40-49 лет 50-59 лет 60 и более

седьмой национальной переписи населения страны доля людей старше 65 лет в общей численности в 2020 г. достигла 13,5%\ в результате чего в скором времени, по международным стандартам, Китай станет считаться стареющем обществом. Для снижения остроты данной проблемы китайское правительство стало активно внедрять и разрабатывать новые методы социальной поддержки пенсионеров.

В 2010 г. Китай впервые столкнулся с трудностями аутентификации пенсионеров по социальному страхованию и выплатам. Дело в том, что многие граждане по достижении пенсионного возраста не могут пройти процедуру регистрации в пенсионном фонде, чтобы в будущем получать социальные выплаты. Основными барьерами при этом являются:

1. Отсутствие информации о порядке получения данной услуги.

2. Незнание или плохое владение информационными технологиями.

3. Отсутствие возможности лично оформить пенсионные выплаты.

4. Отсутствие институционализации и стандартизованного управления пенсионного фонда.

5. Неадаптированная база данных людей пенсионного возраста.

1 Седьмая национальная перепись населения. Официальный сайт правительство КНР. URL: http://www.gov.cn/ guoqing/2021-05/13/content_5606149.htm

С развитием цифровой экономики и внедрением новейших 1Т-технологий Китай вошел в тройку самых крупных стран по индексу развития 1Т-ин-дустрии (см. рисунок). Согласно 48-му «Статистическому отчету о развитии Интернета в Китае» [опубликованному Китайским информационным центром интернет-сетей ^NN1^ 27 августа 2021 г.], по состоянию на июнь 2021 г., число пользователей интернета в стране достигло 1,011 млрд а уровень охвата населения интернетом составляет 71,6%. Таким образом, китайское население на данный момент является крупнейшим и наиболее активным цифровым обществом в мире [1].

Однако новейшие 1Т-технологии в первую очередь разрабатываются для государственных организаций, но при этом недостаточно адаптивны для населения. Поэтому людям (особенно пожилым) порой очень сложно освоить их, и полноценно пользоваться новейшими технологиями может лишь определенный слой населения. Таким образом, в будущем те, кто имеют навыки обращения с цифровой техникой, смогут сравнительно легко адаптироваться к новым цифровым инструментам, а остальное население будет все сильнее отставать в этом вопросе. В настоящее время китайское правительство активно борется с данной проблемой, создавая специальные курсы для пожилых людей.

Внедрение информационных технологий в сферу пенсионной системы Китая принесет свои плоды.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / WORLD ECONOMY

Еще недавно, когда оснащение населения в стране смартфонами и компьютерами было на невысоком уровне, пожилым людям при необходимости надо было лично обращаться в пенсионный фонд или местную администрацию. Все данные о получателе, естественно, хранились на бумажных носителях в архивах города или в соответствующих местных организациях. Будущему пенсионеру предстоял очень сложный процесс по сбору и подаче своих документов. Особые трудности испытывали жители сельской местности или отдаленных районов, так как, не имея уполномоченных структур поблизости, они были вынуждены ездить в близлежащие городские уезды или города, что, конечно же, затормаживало процесс оформления пенсии. Другая категория людей, для которых это является проблемой,— китайцы, живущие за границей. Согласно миграционной статистике в 2021 г. за пределами страны проживало более 45 млн китайцев, среди которых около 17% — люди пенсионного возраста. Вернуться домой для оформления пенсии, а в будущем ежегодно приезжать в КНР для ее получения может далеко не каждый2.

В быстро развивающемся современном мире традиционный метод оформления и получения пенсионных выплат уже непригоден. Помимо вышеуказанных проблем, он имеет ряд существенных недостатков. Например, хранение баз данных на бумажном носителе является не самым надежным способом. В частности, в провинции Хэйлунцзян в 90-е гг. XX в. года во время пожара пропал целый архив документов. Из-за этого некоторые работники по достижении пенсионного возраста были вынуждены самостоятельно восстанавливать свои данные [2]. Такая процедура была специфична: бывшим работникам необходимо было найти своих бывших начальников, чтобы те подтвердили их стаж под свою ответственность. Помимо этого, необходимо было предоставить документы, подтверждающие тот факт, что в период трудовой деятельности человека завод оплачивал его страховые взносы. Документы могли быть в виде чека об оплате, бухгалтерского отчета, выписки из банка получателя и т.д.

Существует еще одно достаточно весомое упущение в традиционном методе получения/подтверждения пенсии, причем данная проблема напрямую

2 Тенденции распространения и развития зарубежных китайцев. Официальный сайт Отдела по заграничным делам Госсовета КНР. URL: http://qwgzyj.gqb.gov.cn/yjytt/155/1830.shtml

исходит от самих получателей. Нередко из-за таких факторов, как состояние здоровья, отдаленность проживания, загруженность пенсионера и т.п., получатель оформляет нотариальную доверенность на кого-либо, чтобы тот забирал его пенсию. Такой способ нередко провоцирует недобросовестных людей на спекулятивные методы. Во-первых, случалось, что после смерти пенсионера доверенное лицо продолжительное время получало его пенсионные выплаты. Во-вторых, довольно часто доверенные лица присваивали себе данные выплаты, и денежные средства не доходили до адресата. Конечно, такие противозаконные действия пресекаются законом, но не всегда пенсионный фонд и другие уполномоченные структуры могут полностью отследить все денежные выплаты. Правительство разрабатывало разные методы борьбы с противоправным присвоением пенсии третьими лицами. Например, ежегодно сотрудники местного управления наведывались к пенсионерам и проводили опрос об их благосостоянии. К сожалению, такой метод не всегда давал положительные результаты [3].

Такие риски возникают из-за отсутствия систематического, научного и стандартизованного механизма обработки данных, нечеткого выполнения персоналом своих обязанностей, неправильного делегирования полномочий. Дело в том, что традиционные методы надзора за фондами социального обеспечения довольно архаичны, полномочия разделены, а отдельные люди надеются на случайность, что провоцирует их совершать преступления.

цифровизация

пенсионной системы

Поиски способа решения этих вопросов и проблем побудили правительство Китая создать новый метод страхования, подтверждения и получения пенсионных выплат путем цифровизации данных процедур. Основная причина операционных рисков фонда социального обеспечения заключается в том, что население (доходы) и экспорт (расходы) фонда не «управляются» должным образом. Поэтому, чтобы довести «цепочку» пенсионного страхования до логического конца, необходимо начать с модернизации и контроля структуры управления операциями внутри самого пенсионного фонда.

2019 г. был объявлен в Китае Годом прогресса фонда социального страхования по предотвращению рисков и контролю над ними. В первую очередь была проделана серьезная работа по оценке и сверке

баз выплат и доходов застрахованных. Для этого была создана «пятисторонняя система проверки», идея которой заключается в том, что такие уполномоченные органы, как внутренний финансовый отдел компании (место работы застрахованного), коммерческий отдел, местное налоговое управление, банки и финансовый отдел пенсионного фонда должны работать в тесном взаимодействии. Любые денежные поступления или пенсионные выплаты должны совершаться только после одобрения всеми этими пятью отделами. В случае появления каких-то проблем или любого подозрения каждый из этих органов имеет право обратиться в другие структуры для уточнения данных.

Задача платформы «пятисторонней системы проверки» заключается в обработке больших баз данных и извлечении важной взаимосвязанной информации, такой, например, как уровень самой высокой и самой низкой заработной платы застрахованных лиц. В то же время искусственный интеллект проводит проверку сомнительной информации в системе социального обеспечения, чтобы предотвратить или исправить дублирование страхования, а также закрыть такие лазейки, как занижение отчетности и недоплата в фонды социального страхования. В целом, данная платформа служит государственным программным обеспечением для бизнеса и финансов, которое позволяет информации «работать больше», данным «говорить правду», уменьшить человеческое вмешательство, добиться четкого сбора и выплаты денежных средств, автоматически совершать финансовый учет, следить за статистикой данных социального обеспечения, проводить аудит внутреннего управления, а также управлять информацией и контролировать взаимозависимые ключевые позиции. Данная система способствует эффективному предотвращению рисков, которые могут возникнуть в ключевых департаментах, на ключевых должностях и в ключевых звеньях управления работой пенсионного фонда.

Что касается преимуществ новейшей (электронной) системы оформления пенсии, то данный метод способствовал упрощению всех процедур подачи необходимых документов. Например, при традиционном оформлении социальной выплаты человек зачастую не всегда понимал, какие документы ему надо собрать и в каком порядке это необходимо сделать. С приходом электронной системы ему просто необходимо зарегистрироваться в приложении (на сайте), заполнить электронную анкету с указанием личных данных, и программа автома-

тически сделает запрос во все нужные структуры [4]. Будущему пенсионеру всего лишь останется обратиться лично в пенсионный фонд для получения готового пенсионного удостоверения. Данная программа позволяет пенсионеру узнать, какие выплаты он получит в будущем.

Согласно традиционным правилам застрахованное лицо обязано ежегодно лично посещать пенсионный фонд для подтверждения своих данных во избежание лишних выплат или присвоения пенсионных выплат третьими лицами в случае смерти пенсионера. Теперь, благодаря цифровизации баз данных и интеграции всех процедур в электронную систему, пенсионер может подтвердить свой пенсионный статус со смартфона, не выходя из дома. Ему достаточно зайти в приложение, выполнить все действия по имеющейся в нем инструкции и программа автоматически обновит его данные и подтвердит социальный статус. Для аутентификации приложение предложит пользователю в режиме онлайн, например, указать фамилию и имя, номер удостоверения личности, сосчитать до десяти, посмотреть налево, направо, моргнуть и т.д. [5] Все эти физические действия записываются на фронтальную камеру смартфона и транслируются в электронную систему пенсионного фонда. После завершения всех процессов в личном кабинете у пенсионера появится статус «утвержден» с указанием срока действия аутентификации. Однако в случае непрохождения подтверждения биометрии или выявления системой какого-либо подозрения в процессе аутентификации приложение предложит пройти данную процедуру повторно через сутки или лично обратиться в службу поддержки для устранения проблемы и дальнейшего разбирательства.

Преимущество данной системы заключается в том, что теперь человек может пройти процедуру аутентификации в любое удобное ему время. Также отсутствует необходимость личного посещения соответствующих организаций. Данная система надежно защищает сбережения, а в случае подозрительных действий на пенсионном счете автоматически блокирует транзакции и сообщает владельцу о блокировке и способе устранения данной проблемы.

Что касается китайцев, проживающих за рубежом, то еще недавно оформление пенсионных выплат и подтверждение своего пенсионного статуса было для многих из них «головной болью». В настоящее время для такой категории пенсионеров действует достаточно гибкая политика оформления докумен-

< 10

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / WORLD ECONOMY

тов. На данный момент за границей функционируют специальные многофункциональные центры, которые решают множество вопросов, связанных с оформлением пенсионных документов для китайских граждан. Одна из важнейших услуг — оформление пенсионных выплат и подтверждение социального статуса для китайцев, проживающих за границей. В архивах зарубежных китайских многофункциональных центров можно найти записи по оказанию услуг, например: «Г-н Ван, китаец из Вэньчжоу, много лет проработавший в Китае, теперь поселился в Милане, Италия. Г-н Ван, достигший установленного законом пенсионного возраста в октябре 2019 г., через китайский многофункциональный центр в Милане узнал, что теперь ему нет необходимости возвращаться в город Вэньчжоу для оформления пенсии. Данную процедуру можно оформить в Милане. Через китайский многофункциональный центр г-н Ван добавляет в мессенджере WeChat контакты местного персонала Милана по вопросам работы с гражданами города Вэньчжоу. После заполнения формы заявления на получение базовой пенсии и отправления ее сотруднику через WeChat, г-ну Вану назначается время для онлайн-встречи с представителями пенсионного фонда Китая. В назначенное время г-н Ван прибывает в МФЦ, где под руководством персонала установлена видеосвязь с пенсионным фондом Китая. Когда процедура запускается, видеосистема автоматически распознает и сравнивает лицо г-на Вана с его фотографией на удостоверении личности и, если результат сравнения положительный, то сотрудники пенсионного фонда Китая записывают и формируют документ, который удаленно отправляется обратно г-ну Вану для проверки и подтверждения подписи. Весь процесс обработки архивируется посредством видеозаписи. После установления видеосвязи опекун (родственник) г-на Вана, проживающий в городе Вэньчжоу, на следующий день получает доверенность, выданную вэньчжоуским пенсионным фондом для прохождения конечной процедуры получения пенсии для г-на Вана» [6].

На данный момент за границей существуют 6 китайских МФЦ, базирующихся в Италии (Милан, Рим, Прато), Франции (Париж), Южной Африке (Йоханнесбург) и в ОАЭ (Дубай) [6]. В ближайшем

будущем правительство Китая планирует строительство подобных многофункциональных центров в других крупных странах с большой концентрацией китайских мигрантов, а также расширение полномочий самих МФЦ.

выводы

Внедрение новых информационных инструментов в пенсионные структуры позволило улучшить административную работу, контроль качества, проверку безопасности и т.п. Обычным пользователям данные новейшие технологии помогли упростить процесс оформления документов, получить точный расчет сумм пенсионных выплат, а гражданам, находящимся за пределами Китая, дали возможность оформления страховых выплат. Правда, следует заметить, что на данный момент «новый метод» еще проходит стадии адаптации и развития. В процессе применения метода подтверждения пенсионного статуса пока существуют некоторые трудности, а именно:

1. В Китае на данный момент еще существуют отдаленные регионы, где нет интернета, и поэтому жители вынуждены решать пенсионные проблемы традиционным методом.

2. В стране есть определенный процент населения, которое не умеет пользоваться интернетом, и поэтому им необходимо обращаться к кому-то за помощью.

3. Данная система пока еще не имеет единой базы (как, например, «Госуслуги» в России), т.е. в настоящий момент в каждой провинции она своя, и людям необходимо устанавливать приложение именно для своего района.

4. Сравнительно небольшое количество китайских МФЦ за рубежом вынуждает проживающих там китайских граждан решать свои вопросы по старинке.

Цифровизация — это инструмент будущего. Развитие информационных технологий способствует систематизации многих процессов, что упрощает жизнь населению. Активное внедрение и использование цифровых технологий особенно актуально в период пандемии коронавируса и социальных ограничений.

список источников

1. Чжан Шуай. Отчет CNNIC: уровень проникновения Интернета в Китае достиг 71,6%. URL: http://surl.li/ bhmst (На кит.)

2. Ю Цзюнь, Чжан Ицюань. Новости труда и социального обеспечения. Социальное страхование Китая. 2019;(9):87-87. (На кит.).

3. Дун Кэюн. Отчет о развитии пенсий в Китае за 2018 год. Пекин: Издательство литературы по общественным наукам; 2018. 482 с. (На кит.).

4. Сюй Жуй. Законы и положения о социальном обеспечении. Пекин: Юридическое изд-во; 2018. 626 с. (На кит.).

5. Хэ Боян, Цай Цзе, Цю Цзяньфэй. Улучшение системных «навыков» для защиты безопасности средств. Социальное страхование Китая. 2019;(11):76-77. (На кит.).

6. Чань Цзайчжи. Беспрепятственное оформление пенсионных выплат для китайцев, проживающих за рубежом. Социальное страхование Китая. 2019;(11):46-47. (На кит.).

reference

1. Zhang Shuai. CNNIC report: China's Internet penetration reached 71.6%. URL: http://surl.li/bhmst (In Chinese).

2. Yu Jun, Zhang Yiquan. Labor and Social Security News. Social Security of China. 2019;(9):87-87 (In Chinese).

3. Dong Keiyong. Report on the development of pensions in China 2018. Beijing: Social Science Literature Publishing House; 2018. 482 с. (In Chinese).

4. Xu Rui. Social Security Laws and Regulations. Beijing: Legal Publishing House; 2018. 626 с. (In Chinese).

5. He Boyan, Cai Jie, Oiu Jianfei. Improving systemic «skills» to protect the security of funds. Social insurance of China. 2019;(11):76-77. (In Chinese).

6. Chan Zaizhi. Unobstructed retirement benefits for Chinese living abroad. Social Insurance of China. 2019;(11):46-47. (In Chinese).

информация об авторах / about the authors

Чжэнюй Лю — аспирант Института стран Азии и Африки, МГУ им. Ломоносова, Москва, Россия

Zh. Liu — post-graduate student at the Institute of Asian and African Studies, M.V. Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0003-1889-7867 Автор для корреспонденции / Corresponding author mr.lyumis@mail.ru

Владимир Александрович Исаев — доктор экономических наук, профессор Института стран Азии и Африки, МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия

Vladimir A. Isaev — Dr Sci. (Econ.), Professor, The Institute of Asian and African Studies, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0003-1797-3143 v-isaev@yandex.ru

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The authors have no conflicts of interest to declare.

Статья поступила 10.06.2022; после рецензирования 25.07.2022; принята к публикации 15.11.2022. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

The article was received on 10.06.2022; revised on 25.07.2022 and accepted for publication on 15.11.2022. The authors read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.