Научная статья на тему 'Традиционные и нетрадиционные формы регулирования занятости населения'

Традиционные и нетрадиционные формы регулирования занятости населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
938
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / STATE / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / GOVERNMENT REGULATION / КЕЙНСИАНСТВО / KEYNESIANISM / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ECONOMIC SYSTEM / СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ РАБОЧЕЙ СИЛЫ / THE EFFICIENCY OF SUPPLY AND DEMAND EMPLOYMENT / ЗАНЯТОСТЬ / БЕЗРАБОТИЦА / UNEMPLOYMENT / РЫНОК ТРУДА / MARKET REGULATION / ECONOMIC THEORY / ECONOMY / ECONOMIC SCHOOL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Низова Л.М., Юртикова Н.В.

Определена институциональная среда занятости населения и на основе социологического исследования проведено ранжирование форм государственного регулирования по степени их важности. Предложены нетрадиционные формы занятости населения в новых экономических условиях в рамках плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Regulation of Employment

The chronology of the views of scientists on the subject of state regulation of employment, depending on the specific conditions of the historical, economic and social development of the country. The dependence of the unemployment rate of GDP, labor productivity, inflation and wages. Defined institutional environment and employment on the basis of sociological research conducted ranking forms of state regulation in order of importance. Included non-traditional forms of employment in the new economy within the framework of a plan of priority measures to ensure the sustainable economic development and social stability in 2015.

Текст научной работы на тему «Традиционные и нетрадиционные формы регулирования занятости населения»

ЭКО. - 2015. - №7 НИЗОВА Л.М., ЮРТИКОВА Н.В.

Традиционные и нетрадиционные формы регулирования занятости населения

Л.М. НИЗОВА, доктор экономических наук,

Н.В. ЮРТИКОВА, Поволжский государственный технологический университет. E-mail: nizova@yandex.ru, iurtikova@bk.ru

Определена институциональная среда занятости населения и на основе социологического исследования проведено ранжирование форм государственного регулирования по степени их важности. Предложены нетрадиционные формы занятости населения в новых экономических условиях в рамках плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г.

Ключевые слова: государство, государственное регулирование,

кейнсианство, экономическая система, спрос и предложение рабочей силы, занятость, безработица, рынок труда

«Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость».

Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», ст. 5

Неблагоприятная внешнеэкономическая и внешнеполитическая конъюнктура обострила многие социальные проблемы России, в том числе связанные с занятостью населения. Как экономическая категория занятость является индикатором социально-экономического состояния общества.

Современные изменения в сфере занятости

Для нынешней экономической ситуации характерны следующие особенности:

• реструктуризация и диверсификация отраслей экономики влекут за собой сокращение неэффективных рабочих мест и высвобождение работников;

• изменения возрастной структуры населения (его старение) вызывают сокращение численности населения трудоспособного возраста и дефицит трудовых ресурсов;

• дезинтеграционные процессы на рынке труда, территориальная диспропорция спроса и предложения порождают в одних

регионах застойную безработицу, а в других - дефицит рабочей силы;

• модернизация производства, развитие наукоемких технологий приводят к дисбалансу профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения рабочей силы, диспропорциям на рынках труда и образовательных услуг;

• высокая дифференциация в уровне оплаты труда вызывает отток квалифицированных кадров и снижение спроса на профессиональное образование по рабочим специальностям;

• низкое качество рабочих мест приводит к текучести рабочей силы.

В этих условиях сокращается занятость населения, сохраняются безработица и напряжённость на рынке труда, несбалансированность спроса и предложения, ухудшается качество рабочей силы. Начавшееся в предкризисный период в 2014 г снижение уровня занятости населения в Российской Федерации, в том числе в таких регионах, как Приволжский федеральный округ и Республика Марий Эл, продолжается и в 2015 г. (рис. 1).

56 -

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 —О— Приволжский федеральный округ —□— Российская Федерация —•— Республика Марий Эл

Рис. 1. Динамика уровня занятости в Российской Федерации, Приволжском федеральном округе и Республике Марий Эл в 2007-2014 гг.,%

Возникшие в социальной сфере процессы ставят перед наукой и практикой много сложных и принципиально новых проблем, предусмотренных в плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности: достижение сбалансированности и снижение

напряженности на рынке труда, поддержку эффективной занятости [1], что требует приоритетного государственного регулирования данной сферы.

Однако многие аспекты механизма государственного регулирования занятости остаются спорными, несмотря на наличие большого числа публикаций, его традиционные меры не адаптированы к современной экономической системе, требуют дальнейшей модернизации.

Исследуя состояние занятости в условиях глубочайшего экономического кризиса, Дж. Кейнс пришел к выводу о том, что «рыночная экономика не может саморегулироваться, и поэтому вмешательство государства неизбежно» [2]. Государственная политика занятости обосновывалась кейнсианской теорией стимулирования совокупного спроса. Он к двум формам безработицы добавил третью - «вынужденную», когда совокупное предложение труда работников превышает существующий объем занятости.

Для изучения сферы занятости большое значение имеет институционально-социологическое направление, которое сформировалось в экономической теории на рубеже Х1Х-ХХ веков. Его представители полагают, что в сфере занятости под воздействием экономических, социальных, правовых и экономических факторов создается институциональная среда, включающая формальные и неформальные институты. К формальным относятся институт государства, законы, органы службы занятости, общественные организации, учреждения. Система неформальных институтов включает этнические и социально-психологические, к которым относятся традиции и обычаи занятости отдельных народов.

Основой для принятия институциональных решений государственного регулирования занятости населения является нормативно-правовая база, углубленное изучение которой показало, что она не всегда отвечает современным изменениям в социально-трудовой сфере, формам организации труда в различных секторах экономики. Так, за последние годы из закона о занятости исключен ряд гарантий, связанных с социальными интересами граждан.

Серьезной институциональной проблемой является исключение из законодательства понятия «право на труд», что можно

рассматривать как снятие государством с себя ответственности за состояние занятости населения, а передача данных полномочий субъектам РФ говорит о снижении роли федеральных органов в повышении её эффективности.

Виды государственного регулирования занятости

В условиях современной экономической системы государственные услуги по содействию занятости населения условно можно разделить на две группы: традиционные и нетрадиционные (инновационные).

Традиционные услуги имеют отработанные технологии, систему контроля и оценки в соответствии с административными регламентами. Они сочетают в себе формы активной и пассивной политики государства в сфере занятости населения: содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям -в подборе необходимых работников, информирование о положении на рынке труда, организацию ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, профессиональную ориентацию граждан в целях выбора сферы деятельности (профессий), трудоустройства, профессионального обучения, психологическую поддержку, профессиональную подготовку и повышение квалификации безработных граждан, организацию проведения оплачиваемых общественных работ и временного трудоустройства, социальную адаптацию безработных граждан на рынке труда, содействие самозанятости безработных граждан.

Вышеперечисленные формы активной политики находились, а некоторые по-прежнему находятся в основе государственного регулирования занятости населения. Однако, как показывает практика, в кризисный и посткризисный периоды актуальность и значимость отдельных из них падает, так как они слабо адаптированы к современной экономической системе, имеют ограниченную гибкость в условиях рыночных отношений, а технология их проведения не только не стимулирует экономическую активность бизнеса и человека в сфере занятости, а напротив, провоцирует их иждивенчество.

Отмечается падение степени мотивации безработных, которые реже прибегают к традиционным формам содействия занятости (таблица).

Результаты содействия занятости в разрезе профильных групп безработных в 2013-2014 гг.,%*

Название профильной группы Численность профильной группы, чел. Трудоустроено Получили услугу по профориентации Направлены на профессиональное обучение

2013 2014 2013 2014 2013 2014 2013 2014

АА 715 601 63 63 67 72 14 9

АС 15 11 100 100 60 100 33 18

СВ 3848 2771 51 50 78 77 14 11

ВВ 3358 2901 48 48 70 88 13 9

СС 95 67 17 36 87 100 12 1,5

DD 626 524 41 37 72 77 8 3

По вышеперечисленным причинам некоторые традиционные средства государственной политики исчерпали себя, начинает падать их эффективность, и они постепенно трансформируются. Всё это требует корректировки всего комплекса инструментов по регулированию сферы занятости населения и использованию новых, нетрадиционных форм активной политики в условиях инновационной экономики. Нетрадиционность услуг заключается в том, что органы службы занятости переходят от отдельных мероприятий к формированию комплекса средств, позволяющих обеспечить более высокую эффективность содействия занятости населения.

Авторам представляется целесообразным создание дополнительных институциональных структур в региональной системе управления и регулирования занятости дополнительных структур: центр профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных, биржа временных и сезонных работ, учебный центр, бизнес-инкубатор, центр профессиональной реабилитации и содействия занятости инвалидов.

Нами проведена оценка границы применяемости государственного регулирования в условиях макроэкономической нестабильности, когда в сфере занятости возникают такие

АА - высокая мотивация и высокая востребованность (активная позиция, готовность работать и уверенность в себе); АС - высокая мотивация и средняя востребованность (активно ищут работу и готовы приступить к ней); СВ - низкая мотивация, высокая востребованность (трудоустройство предполагается в отдаленном будущем); ВВ - высокая мотивация и низкая востребованность (активная позиция, но испытывают трудности в трудоустройстве); СС - низкая мотивация - средняя востребованность (не проявляют активности в поиске работы); ЭЭ - низкая мотивация и низкая востребованность (отсутствие стремления к поиску работы) .

отрицательные эффекты, как сокращение штатов и массовый выброс работников на рынок труда, несбалансированность спроса и предложения рабочей силы, рост безработицы и коэффициента напряженности. При этом государство способствует развитию и закреплению таких положительных эффектов, как выделение субсидий на создание рабочих мест и субвенций на активные и пассивные программы занятости населения. В этих целях государством в плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г. предусмотрены следующие меры.

• Реализация дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда. Так, на предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в этих целях было выделено до 52,2 млрд руб.

• Резервирование бюджетных ассигнований на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в сумме до 30 млрд руб. [1].

Для достижения сбалансированности и снижения напряженности на рынке труда, поддержки эффективной занятости в этом документе предусмотрены следующие меры:

• реализация дополнительных мероприятий на рынке труда субъектов Российской Федерации, в том числе организация общественных работ и опережающего профессионального обучения, с целью снижения напряженности на рынке труда;

• применение патентной системы налогообложения для самозанятых граждан;

• снижение неформальной занятости в сфере малого предпринимательства;

• реализация дополнительных мероприятий по организации общественных работ и опережающего профессионального обучения в сфере занятости населения;

• предоставление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

Это является аргументом для усиления государственного регулирования занятости в условиях экономических трудностей, что подтверждается также результатами авторского социологи-

ческого исследования специалистов органов служб занятости Республики Марий Эл.

Результаты опроса

Выборка охватила 240 респондентов (96% от их общего количества). Обследование показало, что в настоящее время, по мнению респондентов, положительное воздействие на сферу занятости оказывают следующие меры (% к числу опрошенных, общая сумма составляет более 100%, так как можно было назвать несколько ответов):

1) психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан - 60,1;

2) организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест -60,1%;

3) информирование населения и работодателей о положении на рынке труда - 54,2;

4) создание банка вакансий - 48,6;

5) социальная адаптация безработных граждан на рынке труда - 28,5;

6) организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время - 28,5;

7) организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего образования, ищущих работу впервые, - 25,7;

8) организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, - 22,9;

9) организация оплачиваемых общественных работ и стажировок в организации - 22,9;

10) содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям - необходимых работников, трудоустройство незанятого населения на постоянной основе (вакантные, вновь создаваемые и квотируемые рабочие места) - 17,2;

11) создание и повышение качества рабочих мест - 17,2;

12) организация профессиональной ориентации - 17,2;

13) содействие самозанятости безработных граждан - 8,6;

14) опережающее обучение работников, находящихся под риском увольнения, - 8,6.

Однако перечисленные меры в условиях экономического кризиса оказались недостаточными для снижения уровня безработицы и повышения эффективности занятости: как в стране, так и в республике идет процесс роста безработицы (рис. 2) и напряженности на рынке труда (в Республике Марий Эл -вдвое, в РФ - на одну треть) за счет снижения заявленных работодателями вакантных рабочих мест (в Республике Марий Эл - на 29,2%, в РФ - на 13,2%).

2,5

2 1,5 1

0,5

Л Л Л Л „<5* ль" „«V Л Л> Л л>

со оЛ

ч' ф

.■й* л* .о*

& & о* ^ ^ ^ ^

Республика Марий Эл

Рис. 2. Динамика уровня регистрируемой безработицы в Российской Федерации и Республике Марий Эл в 2008-2015 гг., %

10 нетрадиционных мер

По словам Президента Российской Федерации В. В. Путина, «... ситуация на рынке труда может усложниться, и структура занятости будет трансформироваться.» [4]. В этом положении, по мнению авторов, целесообразно уделить приоритетное внимание нетрадиционным формам активной политики.

• Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников) с возможностью последующей стажировки на предприятиях, применяющих передовые техноло-

гии, а также обучение работников предприятий, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства.

• Организация общественных работ, временного трудоустройства людей, работающих на системообразующих предприятиях и находящихся под угрозой увольнения, а также проживающих в моногородах и населенных пунктах с высокой напряженностью на рынке труда и признанных в установленном порядке безработными.

• Стажировка выпускников образовательных учреждений и молодых специалистов в целях приобретения ими опыта работы и последующего трудоустройства. Реализация программы «Первое рабочее место».

• Создание условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями здоровья вне зависимости от медицинских показаний по режиму работы (квотирование и создание специализированных рабочих мест) с возмещением затрат работодателей на оборудование (оснащение) таких рабочих мест.

• Содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование тех из них, кто открыл собственное дело, для создания дополнительных рабочих мест с целью трудоустройства безработных граждан.

• Развитие технопарков и бизнес-инкубаторов как важнейших элементов инновационной политики.

• Создание молодежных бирж труда в целях содействия трудоустройству молодежи и выпускников учебных заведений, организация временной студенческой занятости, создание новых рабочих мест для молодёжи. Так, при Поволжском государственном технологическом университете с 1991 г. работает центр содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников.

• Создание малых инновационных предприятий при высших учебных заведениях и научно-исследовательских институтах. Например, при Поволжском государственном технологическом университете создано более 20 малых инновационных предприятий, в основном промышленного профиля. Главное их преимущество в том, что студенты и выпускники имеют возможность продолжить научную работу после окончания вуза на этих предприятиях. В 2014 г. создано 103 рабочих места на Марий-

ском машиностроительном заводе для выпускников вуза. Такая форма решает сразу две проблемы: развитие инновационных предприятий и снижение безработицы среди молодежи.

• Содействие гражданам в переезде для работы в сельской местности и переселении в другую местность в связи с направлением их на работу или обучение.

• В условиях разделения полномочий необходимо повысить роль муниципалитетов и работодателей в финансировании услуг по содействию занятости населения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вышеперечисленные нетрадиционные формы активной государственной политики, внедряясь на уровне инновации или же через процесс реинжиниринга, будут способствовать снижению напряженности на региональном рынке труда.

Литература

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 98-р «Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году» / [Электронный ресурс] // URL: http://docs. pravo.ru/

2. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. - М.: Гелиос АРВ. 1999. -352 с.

3. Низова Л. М. Государственное регулирование занятости населения в современной экономической системе: монография/ - Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2012. -364 с.

4. Путин В. В. Выступление Президента РФ на IX съезде Федерации независимых профсоюзов России [Электронный ресурс] // URL: http:// www.fnpr.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.