Научная статья на тему 'Традиционные и инновационные подходы в образовании: основные тенденции развития'

Традиционные и инновационные подходы в образовании: основные тенденции развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2925
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ТРАДИЦИИ / ИННОВАЦИИ / ВАРИАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черников Вячеслав Алексеевич

Новые реформы в образовании требуют формирования инновационных подходов к решению различных проблем. В статье освещены проблемы образования, связанные с переходом от классической модели образования к различным видам вариативных образовательных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиционные и инновационные подходы в образовании: основные тенденции развития»

ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ

ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

В. А. Черников

TRADITIONAL AND INNOVATION APPROACHES IN EDUCATION: BASIC TENDENCIES OF DEVELOPMENT

Chernikov V. A.

The new reforms in education require the development of innovation approaches to the decision of different problems. The problems of education connected with the transition from the classical educational model to the different kinds of diverse educational systems are taken up in the article.

Новые реформы в образовании требуют формирования инновационных подходов к решению различных проблем. В статье освещены проблемы образования, связанные с переходом от классической модели образования к различным видам вариативных образовательных систем.

Ключевые слова: стратегия образования, традиции, инновации, вариативное образование, образовательная среда.

УДК 378.147

Современное общество характеризуется тем, что совокупность профессионально-деловых качеств индивидов, определяющих их поведение как социальных единиц, мало зависит от их личностных моральных добродетелей. Приоритетность социальной функциональности в структуре личности современного человека очевидна; установка «знать и уметь» взяла верх над способностью «чувствовать и сопереживать». Между тем «общество, относящееся с пренебрежением к духовной сфере человека рано или поздно окажется лицом к лицу перед дилеммой: быстрый прогресс или неизбежное вырождение» (1, с. 45). Сейчас в мире идет напряженный поиск новых путей развития, новых человеческих ориентиров. Поиск осуществляется в образовании, философии, искусстве, науке. Речь идет о фундаментальных основаниях бытия, о выработке новых ценностей, которые призваны обеспечить новую стратегию образовательной политики. Происходит пересмотр прежних общественных идеалов, поиск новых смыслов и целей.

На современном этапе особенно актуальна выработка новых стратегий развития общества и личности.

Современная социокультурная ситуация в России характеризуется противоборством двух тенденций: традиционной и инновационной. Первая стоит за сохранение традиционных и проверенных методов решения проблем, со всеми издержками; в сфере образования это - приоритет государственного образования с его стандартами,

Ш Черников В. А.

Традиционные и инновационные подходы в образовании: основные тенденции развития

лицензированием и административной структурой. Состояние системы образования характеризуется тем, что, с одной стороны, она находиться в глубоком кризисе, а с другой - эта сфера общественной жизни, которая в состоянии вывести страну из переходного состояния. Данные утверждения имеют место быть и прогресс образования возможен при условии инновационных форм образования, основанных на традициях и принципе преемственности, который вобрал в себя опыт предшествующих поколений не только отечественных мыслителей-педагогов (Краевский, Эльконин, Давыдов), но и западных (Ж. Ж. Руссо, Дж. Локк, И. Кант).

Современные проблемы, стоящие перед всем человечеством, требуют для своего решения новой стратегии образования. Термин «стратегия образования» определяется на основе осмысления целей образования и воспитания. Они носят системный характер: приоритетными являются перспективные цели как главные мотивы, идеальные цели, то есть те, которые рассчитаны на весь период обучения. Такие цели являются стратегическими, например, формирование гармонически развитой личности в процессе обучения.

Под образовательной стратегией понимается план педагогических действий в направлении осуществления стратегических целей образования.

С точки зрения современного синерге-тического мировоззрения, неправомерно смешивать понятия цели смысла, ибо отсутствие цели не означает отсутствие смысла (2, с. 67). Это означает, что стремление к абсолютному идеалу социальной или педагогической системы может происходить и неосознанно, независимо от помыслов людей, их повседневных забот и целей. Абсолютный идеал лежит в значительной степени вне сознания людей, вне разума, в их духовном мире. Обычно он смутно ощущается, скорее это не цель, а главная ценность образования.

Поэтому смыслом стратегии образования становится не построение последовательности действий педагога, а создание

мощной, этически насыщенной и разнообразной образовательной среды для дальнейшего использования свойств этой среды, а также формирования стиля педагогического взаимодействия. В свойствах этой среды и в стиле взаимодействия воплощаются ценности педагогов, их представлениях о нормах и идеалах образовательной деятельности.

Итак, стратегия образования - это план педагогических действий, обеспечивающих единство самоорганизации и управления для формирования разнообразной этически насыщенной образовательной среды, способствующей движению человека, сообщества к абсолютному идеалу. В основе стратегии образования должны лежать принципы, направляющего характера. Это могут быть принципы развития, воспитания.

Для выработки данной стратегии наиболее приемлемой в современных условиях является концепция В. В. Краевского, рассматривающая воспитание как педагогически адаптированный опыт человечества, проявляющийся в человеческой культуре во всей ее структурной полноте. Согласно этой концепции, в содержание образования, помимо знаний и умений должны входить опыт творческой деятельности (умение принимать нестандартные решения) и опыт осуществления эмоциональных отношений (в форме личностных ориентаций) (3, с. 89). В системе образования важно акцентировать внимание на нравственном развитии личности и подготовке специалиста определенного профиля.

При воспитании нравственной личности важно осуществлять принцип преемственности. Опыт мыслителей, педагогов важен и актуален. Например, Дж Локк считал, что воспитать личность, устремленную к высоким нравственным идеалам можно через внутренне свободный самодостаточный разум, способный самостоятельно, по собственной воле контролировать свои влечения и поступать сообразно добродетели. Формирование нового типа личности предполагается на новом содержании воспитания, новым методом и при соответствующих условиях, обеспечивающих эффективность воспитательного процесса. Совокупность этих

трех направлений и образует уникальное образование. Основные, наиболее важные нравственные идеи содержания воспитания Дж. Локка можно сформулировать следующим образом.

1. Всесторонне развитие личности, через которое индивид не потеряется в жизни, а сможет попробовать свои силы в разных видах деятельности, отвечая внутренним амбициям своей природы быть самосозидающей личностью и амбициям общества быть обществом разносторонне подготовленных личностей. Немаловажен тот факт, что всестороннее развитие придает способу бытия личности характер оптимистического миро- и жизнеутверждения (4).

2. Самообразование как необходимое условие усовершенствование человека и важнейший способ усовершенствовать разум в полную меру способностей.

Первая идея содержания образования представляет фундамент адаптивной личности, которая сможет реализовать себя и свой творческий потенциал, посредством внутренних адаптивных способностей и содержания внутреннего духовного ядра. Самообразование является неотъемлемой частью духовного мира личности, так как свою мировоззренческую позицию индивид может формировать на основе знаний о окружающей его действительности.

Не менее значимой является система духовно-нравственного воспитания И. Канта. И. Кант считал воспитание двигателем культурного прогресса, определяющей силой в отношении нравственности как отдельной личности, так и общества в целом. Это выражено уже во введении к трактату «О педагогике», в котором философ изложил свое воспитательное кредо: «Человек единственное создание, подлежащее воспитанию... Человек может стать человеком только путем воспитания. Он - то, что делает из него воспитание. Может быть, воспитание будет постепенно улучшиться, и каждое последующее поколение будет делать первый шаг вперед к усовершенствованию человечества. Теперь это может осуществиться. Ибо лишь теперь начинают правильно судить и давать себе ясный отчет

о том, что, собственно, относится к хорошему воспитанию. Заманчиво представить себе, что благодаря воспитанию человеческая природа будет развиваться все лучше и лучше, и что ей можно придать такую форму, которая соответствовала бы идеалу человечности. Эта надежда открывает перед нами в перспективе будущее, более счастливое поколение людей» (5, с. 138).

И. Кант подчеркивает, что человек с момента рождения еще не является нравственным существом. Он обязан развивать свои задатки, делать лучше, культивировать себя. Культура при этом должна стать той ареной, где человек доказывает и испытывает свою свободу. Мысли подобного рода возвращают кантовскую педагогику в этику, откуда она, собственно говоря и берет свое начало. Важно отметить, что все философ-ско-педагогические положения И. Канта связаны с идеей безусловной самоценности человеческой личности. Понятие личности совпадает у философа с понятием нравственного субъекта. Важно, чтобы человек пришел к признанию категорического императива, раскрыл его в себе.

А. Нитхаммер рассматривает трактат И. Канта «О педагогике» как «подготовительную школу для нравственного преображения, осуществить которое исключительно во власти самого индивида», и определяет его центральную тему как «чувственную подготовку к нравственности» (6).

И. Кант выделяет следующие задачи воспитания:

1. Уход.

2. Дисциплинирование.

3. Культивирование.

4. Цивилизирование.

5. Нравственное воспитание (5, с. 269).

Две последние задачи для И. Канта

самые важные. Так как культивирование И. Кант определяет как «обучение», «образование». На этом этапе воспитание направлено на «культуру души» (5, с. 34). Таким образом, в настоящее время целью образования является - сделать последующие поколения способными проверять свои шансы и риск новых жизненных форм нравственным разумом и руководствоваться такими

Ш Черников В. А.

Традиционные и инновационные подходы в образовании: основные тенденции развития

универсальными принципами, как справедливость и человеческое достоинство. При этом акцент делается на формировании таких личностных качеств воспитанников как самостоятельность, независимость в решении собственных проблем на духовно-нравственной основе. Учитывая эти факторы, можно утверждать, что принцип преемственности и обращение к опыту И. Канта и Дж. Локка не утратило своего значения в современной системе образования.

Требуется формирование личности, не просто имеющей определенное мировоззрение, но обладающей способностями решать проблемы различного масштаба, и тем самым, развивать свое мировоззрение, сохранять свободу и независимость.

Таким образом, образование должно способствовать выработке новых форм социальной активности, которые свели бы к минимуму конфликтные ситуации. Оно призвано сыграть свою решающую роль в изменении ценностей, структуры потребления, отношения человека к природе, жизни, поведения человека в социуме.

А. Асмолов считает, что необходимо «вариативное образование». «Целенаправленная либеральная политика вариативного образования в значительной степени способствовала и выделению ряда стратегических направлений развития системы образования в России: переход от отдельных вариативных научных школ - к системе вариативных инновационных технологий в контексте культурно-исторической педагогики развития; от монополии государственного образования - к сосуществованию и сотрудничеству государственного, негосударственного и семейного образования; от «безнациональной» унитарной школы - к полиэтнической межкультурной школе толерантности; от предметоцентризма - к образовательным областям при построении вариативных учебных планов образовательных учреждений; от «чистых» линий развития типов образовательных учреждений - к смешанным линиям развития видов образовательных учреждений в контексте непрерывного образования как социального института жизненного пути личности; от мо-

нопольного учебника - к вариативным системам учебников; от информационных технологий - к информационной культуре» (7, с. 56).

Смысл этого подхода - в преодолении уже сформировавшейся у нас тенденции к созданию альтернативного образования, когда массовое творчество педагогов ведет к теоретическому и практическому разнобою, очень похожему на хаос. Доктрина «вариативного образования» должна подвести общеконцептуальные основания подо все возможные педагогические концепции: «В отличие от альтернативного образования вариативное не просто заменяет принятые нормы образования антинормами, а помогает личности обрести иные пути понимания и переживания знаний в меняющемся мире. Вариативное образование понимается как процесс расширения возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и саморазвития личности. Целью вариативного образования является формирование такой картины мира, которая обеспечивала бы ориентацию личности в различного рода жизненных ситуациях, в том числе ситуациях неопределенности» (7, с. 66).

В основании этой доктрины лежит комплексное определение «образовательной среды», предлагаемое В. Я. Ясвиным: «Под образовательной средой (или средой образования) понимается систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Понятие «образовательная среда» выступает как родовое для таких понятий как «семейная среда», «школьная среда» и т. п.» (8, с. 44).

В современном российском обществе ценность образования теперь не сводится к получению оснований для овладения профессией - традиционной основой социального благополучия личности. Слишком часто в наше время приходиться менять профессии, и слишком быстро меняется содержание любой профессии. Поэтому более важной ценностью является формирование у личности способности к саморазвитию: самостоятельной выработке умений решать нестандартные для личности проблемы. Это

принципиально изменяет взгляд на образовательную деятельность. Таким образом, важно отметить, что происходит смещение фокуса культурной функции образования с воспроизводства культуры к ее развитию.

Важно отметить, что одни и те же общественные факторы могут как положительно влиять на процесс самосозидания личности, так и отрицательно.

К сожалению, это касается и системы образования. Образование может способствовать как позитивному развитию и саморазвитию личности, вести к личному росту, так и способствовать негативному развитию личности. Как отмечает Б. М. Бим-Бад, «воспитание и образование бывают одинаково опасными для личности и общества, для жизни на Земле» (9, с. 277).

На наш взгляд, образование может считаться опасным, если оно строится на принуждении, на подавлении личной свободы человека. В этом смысле можно согласиться со словами Фридриха Ницше, который в одном из своих произведений писал: «. Наша юность истрачена даром, потому что нас силой заставляли изучать математику и физику вместо того, чтобы заинтересовать нас и указать на тысячу проблем, возбудить в нас желание разгадать их.» (10, с. 49).

Основными принципами образования должны стать принципы, заимствованные из гуманистической психологии:

1. Человек должен обладать свободой и необходимой независимостью.

2. Самым важным источником информации является экзистенциальное состояние человека.

3. Природа человека всегда стремится к беспрерывному развитию. «. Человек -это текущий процесс, а не застывшая, статичная сущность; это текущая река изменений, а не кусок твердого материала; это постоянно изменяющееся соцветие возможностей, а не застывшая сумма характеристик» (11, с. 95).

4. Человек един и целостен.

Ведущий английский ученый в области психологии и педагогики XX столетия Р. Бернс также в своих научных трудах занимался рассмотрением становления процес-

сов самосознания и саморазвития и их связи с образовательно-воспитательным процессом. Этой проблематике, в частности, посвящена его работа «Развитие Я-концепции и воспитание». В своих научных взглядах Бернс, как и многие другие ученые, исходит из признания непреходящей ценности каждого человека. «. Признание изначальной ценности каждого человека как личности способствует индивидуальному развитию, раскрепощает его и создает предпосылки для признания на деле неотъемлемых прав человека» (12, с. 32).

Важно, чтобы образование было направлено на созидание и одухотворение личности и общества, сочетало в себе единство трех начал: познавательного, нравственного, эстетического мира человека. Тем более, что целостный подход к человеку является традиционным для всей русской культуры, начиная с эпохи Древней Руси. Как пишет В. В. Куликов, «для русской культуры характерен.целостный подход к человеку. Человека понимали в неразрывном единстве всех его сторон: души и тела, разума и чувств, в единстве его внутреннего мира» (13, с. 68).

Современное образование все больше ориентируется на внешний уровень человеческой жизнедеятельности - на решение проблем карьерного роста, на повышение социального статуса и т. д., и все меньшего волную проблемы внутреннего самоопределения человека, раскрытия своих потенциальных творческих способностей, наполнения внутреннего мира человека духовными ценностями. А ведь именно воспитание в своих лучших традициях призвано служить благородному делу - привитию духовных основ личности, нравственности.

Образование, следуя идеалам классической рациональности, которая отождествляется с развитием интеллектуальных способностей, с накоплением знаний из различных областей науки, непростительно предает забвению развитие духовного потенциала личности. Ведь давно стало очевидным, что даже самое качественное обучение не делает человека самостоятельным, целостным, творческим, духовным, нравственным, ду-

Ш Черников В. А.

Традиционные и инновационные подходы в образовании: основные тенденции развития

мающим, понимающим и принимающим проблемы и запросы своего времени» (14, с. 19).

Как пишет Н. С. Розов, «именно на ценности должно опираться современное образование - мост, переводящий людей в новую эпоху» (15, с. 161).

Б. С. Гершунский считает, что «подлинная сущность мирового образовательного кризиса состоит в беспомощности и неэффективности современного образования перед лицом глобальных проблем цивилиза-ционного масштаба» (16, с. 32).

Однако, говоря о современном образовании, не следует забывать, что образование - это не автономная, изолированная от общества система, а подсистема общественного организма. Можно сказать, что кризис образовательной системы - это кризис общества, в котором оно функционирует. Но, с другой стороны, именно образование сегодня приводит ко многим кризисным явлениям общественного характера. Можно еще больше заострить проблему, сказав, что «... ядром глобального кризиса выступает современный человек, его видение мира, отношения с природой и другими людьми» (17, с. 45). Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что современная ситуация глобального кризиса требует выработки новой образовательной парадигмы. Но вместе с тем, требуется и качественно иной уровень развития общества. «Следовательно, он тоже потребует создание новой парадигмы» (18, с. 60).

В современном российском обществе сложились два типа образования: традиционное и нетрадиционное (модернистское). В рамках новой образовательной парадигмы эти два типа образования не должны вступать в противоречия и взаимоисключать друг друга. Модернистские идеи должны гармонично вписываться в традиционный тип образования, дополнять его, внося то новое, которое является актуальным для современного этапа развития общества. Таким образом, образование должно быть ориентировано на сохранение всего ценного из педагогического наследия прошлого и настоящего, на сохранение традиционных ценностей, но, в то же время, оно должно наполняться

новыми идеями, смыслами, отвечающими запросам современности.

Не менее важными тенденциями в образовании для формирования целостной гуманной личности должны стать открытость и непрерывность. Это означает, что образование должно осуществляться непрерывно, на протяжении всей человеческой жизни, не ограничиваясь рамками институционального образования. Особую актуальность приобретает непрерывное образование в сегодняшнем «мире изменений» (19, с. 73).

Таким образом, для формирования целостной личности необходимо учитывать следующие модернизационные тенденции:

1) ориентацию на самообразование личности;

2) открытость, непрерывность образования;

3) фундаментализацию образования. Все направления развития современного образования, будь то его традиционализм или инновационность, должны находиться во взаимодействии.

Новая образовательная парадигма, опирающаяся на традицию и одновременно ориентирующаяся на будущее, соответствует концепции устойчивого развития России, в основе которого лежит опора на самобытность и формирование целостной и гармонично-развитой личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Летурно Ш. Эволюция воспитания у различных человеческих рас. - СПб.: Питер, 2002.

2. Бранский В. П. Пожарский С. Д. Синергети-ческий историзм как новая философия истории // Синергетическая парадигма. - М., 2003. - №2.

3. Краевский В. В. Содержание образования -бег на месте? // Педагогика. - М., 2006. -№7.

4. Локк Д. Сочинения -М.: Наука, 2007.

5. Кант И. О педагогике. - М.: Прогресс, 2000.

6. Нитхаммер А. Педагогика И. Канта. - М.: Наука, 2005.

7. Асмолов А. Вариативное образование // Педагогика и школа. - М., 2006. - № 4.

8. Ясвин В. Я. Образовательная среда: современные тенденции развития. - М.: Наука, 2007.

9. Педагогическая антропология: Учебное пособие / Авт сост. Б. М. Бим-Бад. - М.: Мысль, 2008.

10. Ницше Ф. Сочинения. - М.: Мысль, 2005.

11. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека - М.: Наука, 2008.

12. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 2006.

13. Куликов В. В. Метафизика образования в русской религиозной философии XIX века: Учебное пособие к спецкурсу. - Чита, 2007.

14. Булдаков С. К. Социально-философские основания образования. - Кострома: Наука, 2000.

15. Розов Н. С. Философия гуманитарного образования. - М.: Мысль, 1993.

16. Гершунский Б. С. Философия образования для XX века. - М, 1998.

17. Делокаров К. Х., Комисарова Г. А. Философия образования в период социальных трансформаций. - М., 2006.

18. Кусжанова А. Ж Социально-философские проблемы теории образования. - СПб., 2003.

19. Субетто А. И. Проблемы фундаментализа-ции и источников формирования содержания высшего образования: грани государственной политики. - М., 2005.

Об авторе

Черников Вячеслав Алексеевич, Ставропольский государственный университет, аспирант кафедры теоретических основ физической культуры. Сфера научных интересов - инновации в системе образования в области физической культуры.

chemat82@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.