УДК 316
DOI 10.21685/2307-9525-2021-9-1-19
М. К. Карпова, Э. О. Бученкова
Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация
ТРАДИЦИОННЫЕ ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ
Аннотация. Статья посвящена исследованию гендерных стереотипов, существующих в современном мире. В последнее время гендерные роли претерпели значительные изменения, границы между «мужским» и «женским» стали размыты. Особенно ярко это заметно в странах западной Европы и США, в России на данный момент преобладают традиционные взгляды, однако отпуском по уходу за ребенком теперь часто пользуются и отцы, а в высших эшелонах власти значительно увеличилось количество женщин. В работе представлены материалы исследования, касающиеся таких вопросов как: актуальные стереотипы, принципиально важные личные качества для мужчин и женщин, распределение ролей в семье и т. д. Также, в результате исследования выявлена наиболее важная сфера жизни для современной женщины.
Ключевые слова: гендер, гендерные стереотипы, гендерные роли, гендерные различия, мужчины, женщины.
M. K. Karpova, E. O. Buchenkova
Penza State University, Penza, the Russian Federation
TRADITIONAL GENDER STEREOTYPES IN MODERN CONDITIONS
Abstract. The article is devoted to the study of gender stereotypes that exist in the modern world. Recently, gender roles have undergone significant changes, and the boundaries between "male" and "female" have become blurred. This is especially evident in Western Europe and the United States, while traditional views currently prevail in Russia, but fathers now often use paternity leave, and the number of women in the highest echelons of power has significantly increased. The paper presents research materials related to such issues as current stereotypes, fundamentally important personal qualities for men and women, the distribution of roles in the family, etc. The study revealed the most important area of life for a modern woman.
Key words: gender, gender stereotypes, gender roles, gender differences, men, women.
Гендерные роли в обществе давно распределены согласно законам природы. Мужчина - защитник, женщина - вдохновительница. Мужчина строит карьеру на работе, женщина создает уют в доме. Мужчина стремится к материальному благополучию, женщина - к духовному процветанию.
Считается, что мужчина - борец, он агрессивен и активен, природа женщины же другая: она - существо мягкое и миролюбивое.
В большинстве культур «мужское» отождествляется с духом, логосом, активностью, силой, культурой, рациональностью, светом, наполненностью; «женское» -с материей, хаосом, природой, пассивностью, слабостью, эмоциональностью, тьмой, пустотой, бесформенностью [1]. Во многих древних мифологиях луна, земля и вода трактуются как женское начало, а огонь, солнце и тепло — как мужское. Мужчина выступает как носитель активного, социально творческого начала, а женщина — как пассивно-природная сила. Противоположны и социальные роли, предписываемые мужчинам и женщинам. Первые являются преимущественно
© Карпова М. К., Бученкова Э. О., 2021. Данная статья доступна по условиям всемирной лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/), которая дает разрешение на неограниченное использование, копирование на любые носители при условии указания авторства, источника и ссылки на лицензию Creative Commons, а также изменений, если таковые имеют место.
«инструментальными», а вторые — «экспрессивными». Мужчина — это «кормилец», а в семье осуществляет общее руководство и несет главную ответственность за дисциплинирование детей; женщина должна выполнять семейно-бытовые обязанности и обеспечивать дома душевное тепло и уют. Уже из этого перечня следует, что речь идет не просто о распределении функций между мужчинами и женщинами, но и иерархии, подчинении женщины мужчине [2, с. 472].
Разницу между полами подчеркивает и общество, чтобы быть принятым каждый человек обязан вести себя согласно своей гендерной принадлежности. Как отмечает О. Воронина: «гендер - это комплекс переплетения процессов и отношений» [3, с. 32]. Гендер создается (конструируется) обществом как социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение и роль в обществе и его институтах (семье, политической структуре, экономике, культуре и образовании, и др.) [4].
По мнению О. Ворониной: «гендер в сочетании с такими социально -демографическими факторами, как раса, национальность, класс, возраст является способом организации системы социальной иерархии» [5].
Гендер как социальный конструкт развивается в процессе социализации субъекта и усваивается в виде комплекса стереотипов поведения, включающих восприятие себя и окружающего мира, идентификацию социальной реальности [6, с. 32].
Социальные стереотипы заставляют индивида держать себя в определенных рамках, соотносить личные качества с принятыми в обществе и демонстрировать их в благоприятном свете [7].
Среди функций гендерных стереотипов можно выделить основные:
1. Поддерживают существующую в обществе иерархию.
2. Служат образцами, управляющими процессом восприятия информации, и ее обработки в сознании человека.
3. Регулируют поведение людей на бессознательном уровне [8].
По мнению современных отечественных исследователей, подчинение ген-дерным стереотипам может осуществляться по трем вариантам: уступчивость, интернализация, идентификация [2; 9; 10; 11].
За последние несколько лет гендерные установки россиян претерпели значительные изменения. Целью нашего исследования было выявить актуальные гендерные стереотипы для современного общества.
В опросе приняли участие 100 человек по случайной выборке. Ниже представлены социально-демографические характеристики респондентов, принявших участие в исследовании. Распределение по полу: мужчины - 56 %, женщины -44 %. Распределение по возрасту: 31-37 лет - 31 %, 26-30 лет - 22 %, 18-25 лет, 38-45 лет и 46-55 лет - по 14 %, 56 лет и старше - 5 %. Распределение по семейному положению: в браке - 44 %, холост/не замужем - 38 %, разведен/разведена -12%, вдовец/вдова - 6%. Распределение по уровню образования: высшее - 76%, средне-специальное - 14 %, среднее - 6 %, неоконченное высшее - 2 %, ученая степень - 2 %.
Были проанализированы принципиально важные качества для мужчин и женщин. Респонденты выбрали по пять характеристик для обоих полов. Выяснилось, что для мужчины, по мнению представителей обоих полов, значимы следующие характеристики: порядочность - 75 %, высокий уровень интеллекта - 68 %, умение зарабатывать - 58 %, верность - 54 %, стремление к успеху - 47 %. Пресловутое чувство юмора в пятерку важнейших качеств для мужчин не вошло. Этот вариант ответа набрал лишь 2 % голосов, поэтому можно с уверенностью заявить: женщины лукавят, когда говорят, что веселый нрав - это одно из главных критериев отбора спутника жизни (рис. 1).
Рис. 1. Распределение ответов на вопрос: «Наличие каких качеств у мужчины Вы считаете принципиально важными?»
Порядочность, которая лидировала среди главных мужских качеств, оказалась вовсе не самой главной характеристикой для женщин. 55 % респондентов проголосовали за нее. Еще меньше голосов набрала верность - 51 %, заняв пятое место в списке важнейших качеств для женщины. Тройку принципиально важных качеств для женщины, по мнению большинства, составили «заботливость» -64 %, «привлекательная внешность» - 58 % и «сексуальность» - 56 % (рис. 2).
Рис. 2. Распределение ответов на вопрос: «Наличие каких качеств у женщины Вы считаете принципиально важными?»
Как отметила Л. Синельникова: «От гендерных различий не уйти: они заложены в природе человека и, к сожалению, поддерживаются всё ещё существующими дискриминационными социальными нормами и установками [12]. Такое распределение голосов в вопросе главных жизненных качеств для представителей обоих полов говорит о том, что в обществе мужчина по-прежнему воспринимается как «добытчик», а женщина как «хранительница домашнего очага». Для мужчин, по мнению большинства, важны качества, позволяющие успешно взаимодействовать с окружающим миром, а для женщин в приоритете - внутренний мир. Формирование таких взглядов начинается с самого детства: в процессе воспитания, мальчиков готовят стойко переживать различные жизненные ситуации, не позволяя себе проявлений слабости, отсюда и сложности с выражением эмоций во взрослом возрасте, а девочек приучают быть нежными и заботливыми, не допуская проявлений агрессии.
Устойчивость таких взглядов, по мнению Н. И. Ажгихиной, связана с особенностями культуры, тяготеющей к патриархальности и традиционности. С одной стороны, это, безусловно, наследие советской эпохи, с другой - желание общества видеть именно такое положение дел. В-третьих, этот комплекс устойчивых упрощенных представлений связан с периодом так называемого «патриархатного ренессанса», протекающего в современной России и подразумевающего активизацию консервативных сил и настроений, связанных с утверждением представлений о «естественном предназначении женщины» [13].
По мнению респондентов, основная роль женщины в современном мире -хранительница домашнего очага - 51%, 26% опрашиваемых уверены, что теперь женщины - карьеристки и приносят в дом деньги наравне с мужчиной. Оставшиеся 22% выдвинули свои ответы, среди которых: «женщины теперь совмещают две роли», «женщины могут работать в свое удовольствие», «женщина должна работать, чтобы быть независимой от мужчины» и «задача женщины - вдохновлять мужчину». Таким образом, в восприятии людей по-прежнему лидируют традиционные стереотипы, и даже если женщина работает, от нее не ждут «умения зарабатывать», как было выяснено в вышеуказанных «главных женских качествах». Однако современные женщины, помимо роли хозяйки и хранительницы очага, выполняет мужские роли добытчика и главы семьи. Кроме того, список ее брачно-семейных обязанностей намного шире и ответственность за них больше, нежели у мужчин [14]. При этом родители их не готовили к покорению карьерных вершин. В результате происходит внутренний конфликт: «в голову заложили одно, а в реальной жизни совсем по-другому».
Семейным бюджетом, по мнению 80 % респондентов распоряжаются оба супруга на паритетных началах, 16 % опрошенных проголосовали за то, что считать и распределять доходы и расходы - это обязанность мужчины, а оставшиеся 4% выбрали ответственным лицом жену.
Принято считать, что быт лежит исключительно на плечах женщины, а участие мужчины в этом деле минимально. Однако ни один из опрашиваемых не ответил, что уборка и готовка - это сугубо женское дело. 82% респондентов считают, что «совершенно не важно, кто занимается бытом, если у обеих сторон это хорошо получается», а 18 % опрашиваемых и вовсе уверены, что без мужчин в хозяйстве не обойтись.
В современное время большинство исследователей выделяют две наиболее распространенные модели семейных отношений по характеру распределения семейных обязанностей, вопросу доминирования - традиционную и эгалитарную. Традиционная модель семейных отношений характеризуется распределением ролей и разделением сфер семейной жизни с четким закреплением мужских и женских обязанностей: жена - «хранительница очага», заботящаяся о детях и домашнем быте, муж - «добытчик», обеспечивающий материальную поддержку семьи. Эгалитарная модель семьи характеризуется равной ответственностью обоих супругов за
ведение домашнего хозяйства и воспитание детей, семейные роли мужа и жены становятся взаимозаменяемы (так называемая «ролевая симметрия»), властные функции распределены между супругами [15, с. 98].
Опираясь на вышеизложенные результаты опроса, становится понятно, что роли в семье распределены достаточно равномерно и нет проявлений яркого доминирования мужчин над женщинами. В условиях современности патриархат уступает место равноправию, преобладает эгалитарная модель семьи, теперь нет четкого разделения обязанностей по половому признаку, к тому же представительницы слабого пола занимаются не только домом, но и зарабатывают деньги, внося свой вклад в семейный бюджет.
Чтобы выяснить, какие стереотипы преобладают в современном обществе, респондентам было предложено выбрать утверждения, с которыми они согласны. 66% респондентов отметили, что «женщина заботится о мужчине, а мужчина - ее защитник». Остальные стереотипы набрали менее 50 % голосов: 43 % людей убеждены, что ответственность за финансовое благополучие семьи лежит на мужчине, 36% голосов набрало утверждение «мужчина должен уметь забить гвоздь, починить кран, утюг». Замыкают пятерку: «главное для женщины - семья (муж, дети)» -35 %, последнее место (29 %) поделили высказывания: «мужчина должен добиться успеха» и «мужчина должен зарабатывать больше, чем женщина».
Согласно данным, полученным в ходе исследования, в современном обществе преобладают традиционные гендерные стереотипы, с поправкой, что патриархальный строй отошел на второй план, это ярко прослеживалось в ответах респондентов. Например, роли в семье, по мнению опрашиваемых, распределены достаточно равномерно: мужчина помогает в быту, а бюджет семьи распределяют оба супруга. Также в исследовании было и несоответствие, например, большинство респондентов не согласились с традиционными утверждениями о ролях и обязанностях мужчин и женщин, но при этом для каждого пола они выбрали сугубо соответствующие им личные качества. Причина такого распределения ответов в разнице между традиционными взглядами и реальным положением дел. Действительность такова, что современные женщины не зациклены на семье и часто вносят свой вклад в семейный бюджет, а то и вовсе вынуждены тянуть все на себе. Делать мужскую работу по дому может не глава семьи, а специалист за деньги. Да вообще, мужчине уже не обязательно заниматься серьезным делом, творческие профессии теперь для них тоже открыты. При этом, опять-таки, в обществе сохраняется традиционное представление о ролях «мужчина - защитник, а женщина - хранительница домашнего очага». Вопрос только в том, для какого количества людей оно является реальным, а сколько из них живет в собственных фантазиях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Современный философский словарь / под общ. ред. В. Е. Кемерова, Т. Х. Кери-мова. — Москва : Академический проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2015. — 822 с.
2. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. / Е. П. Ильин. — Санкт-Петербург : Питер, 2002. — 544 с.
3. Теория и методология гендерных исследований / О. А. Воронина [и др.] — Москва : Московский центр гендерных исследований, 2001. — 416 с.
4. Словарь гендерных терминов / под ред. А. А. Денисовой. — Москва : Информация XXI век, 2002. — 256 с.
5. Воронина О. А. Феминизм и гендерное равенство / О. А. Воронина. — Москва : Едиториал УРСС, 2004. — 318 с.
6. Андронникова О. О. Гендерная дифференциация в психологии / О. О. Андронникова. — Москва : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2019. — 264 с.
7. Фирсова Е. М. Особенности гендерных различий / Е. М. Фирсова // Молодой ученый. — 2016. — № 29 (133). — С. 336-339. — URL: https://moluch.ru/archive/133/37027/ — Дата публикации: 30.12.2016.
8. Кон И. С. Сексология / И. С. Кон. — Москва : Академия, 2004. — 384 с.
9. Бендас Т. В. Гендерная психология : учебное пособие / Т. В. Бендас. — Санкт-Петербург : Питер, 2006. — 431 с.
10. Бодруг-Лунгу В. И. Гендерные стереотипы и изменение повседневности (опыт Молдовы) / В. И. Бодруг-Лунгу // Гендерные стереотипы в современной России : сб. ст. под ред. И. Б. Назарова, Е. В. Лобза. — Москва : Макс пресс, 2007 —С. 219-229.
11. Гендерная психология / под ред. И. С. Клециной. — Санкт-Петербург : Питер, 2009. — 496 с.
12. Синельникова Л. Н. Введение в лингвистическую гендерологию / Л. Н. Синельникова, Г. Ю. Богданович. — Луганск; Симферополь, 2001. — 40 с.
13. Ажгихина Н. И. Парадоксы российской истории / Н. И. Ажгихина // Женщина Плюс. — № 1. — 2001. — С. 2-4.
14. Калачикова О. В. Гендерные стереотипы в современной семье: женщины и мужчины (на примере социологического исследования) / О. В. Калачикова, М. А. Груздева // Женщина в российском обществе. — 2019. — № 1. — С. 64-76.
15. Гендерная психология и педагогика : учебник и практикум для вузов / под общ. ред. О. И. Ключко. — Москва : Юрайт, 2020. — 404 с.
REFERENCES
1. Kemerov V. E., Kerimov T. Kh. (ed.). Sovremennyi filosofskii slovar' [Modern Philosophical Dictionary]. Moscow, Akademicheskii proekt; Ekaterinburg: Delovaia kniga Publ.,
2015, 822 p.
2. Il'in E. P. Differentsial'naia psikhofiziologiia muzhchiny i zhenshchiny. [Differential Psychophysiology of Men and Women]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2002, 544 p.
3. Voronina O. A. and others. Teoriia i metodologiia gendernykh issledovanii [Theory and Methodology of Gender Studies]. Moscow, Moskovskii tsentr gendernykh issledovanii Publ., 2001, 416 p.
4. Denisova A. A. (ed.) Slovar-' gendernykh terminov [Dictionary of Gender Terms]. Moscow, Informatsiia XXI vek Publ., 2002, 256 p.
5. Voronina O. A. Feminizm i gendernoe ravenstvo [Feminism and Gender Equality]. Moscow, Editorial URSS Publ., 2004, 318 p.
6. Andronnikova O. O. Gendernaia differentsiatsiia v psikhologii [Gender Differentiation in Psychology]. Moscow, Vuzovskii uchebnik: INFRA-M Publ., 2019, 264 p.
7. Firsova E. M. Features of Gender Differences. Molodoi uchenyi = Young Scientist,
2016, no. 29 (133), pp. 336-339. Available at: https://moluch.ru/archive/133/37027/.
8. Kon I. S. Seksologiia [Sexology]. Moscow, Akademiia Publ., 2004, 384 p.
9. Bendas T. V. Gendernaia psikhologiia: uchebnoe posobie [Gender Psychology: Manual]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2006, 431 p.
10. Bodrug-Lungu V. I. Gendernye stereotipy i izmenenie povsednevnosti (opyt Moldovy) [Gender Stereotypes and Changing Everyday Life (Moldovan Experience)] Gendernye stereotipy v sovremennoi Rossii: sb. st. [Gender Stereotypes in Modern Russia: a Collection of Articles]. Moscow, Maks press Publ., 2007, pp. 219-229.
11. Kletsina I. S. Gendernaia psikhologiia [Gender Psychology]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2009, 496 p.
12. Sinel'nikova L. N., Bogdanovich G. Iu. Vvedenie v lingvisticheskuiu genderologiiu [Introduction to Linguistic Genderology]. Lugansk, Simferopol' Publ., 2001, 40 p.
13. Azhgikhina N. I. Paradoxes of Russian History. Zhenshchina Plius = Woman Plus, no. 1, 2001, pp. 2-4 (in Russian).
14. Kalachikova O. V., Gruzdeva M. A. Gender Stereotypes in the Modern Family: Woman and Men (On the Basis of a Sociological Research). Zhenshchina v rossiiskom ob-shchestve = Woman in Russian Society, 2019, no. 1, pp. 64-76 (in Russian).
15. Kliuchko O. I. (ed.) Gendernaia psikhologiia i pedagogika : uchebnik i praktikum dlia vuzov [Gender Psychology and Pedagogy: Textbook for Universities], Moscow, Iurait Publ., 2020, 404 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Карпова Маргарита Константиновна — доцент кафедры философии и социальных коммуникаций юридического института Пензенского государственного университета, кандидат социологических наук, доцент, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация; e-mail: [email protected].
Бученкова Элла Олеговна — магистрант юридического института Пензенского государственного университета, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация; e-mail: [email protected].
INFORMATION ABOUT AUTHORS
Karpova Margarita K. — Associate Professor, Department of Philosophy and Social Communications, Institute of Law, Penza State University, Candidate of Sociology, Associate Professor, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: [email protected].
Buchenkova Ella O. — Master Student, Institute of Law, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation; e-mail: [email protected].
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ
Карпова М. К. Традиционные гендерные стереотипы в условиях современности / М. К. Карпова, Э. О. Бученкова / / Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2021. — Т. 9, № 1 (33). — С. 149-155. — URL: http://esj.pnzgu.ru. — DOI: 10.21685/2307-9525-2021-9-1-19.
FOR CITATION
Karpova M. K., Buchenkova E. O. Traditional Gender Stereotypes in Modern Conditions.
Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2021, vol. 9, no. 1, pp. 149-155, available at: http://esj.pnzgu.ru. DOI: 10.21685/2307-9525-2021-9-1-19. (In Russian).