Научная статья на тему 'Традиционное декоративно-прикладное искусство и современный дизайн: синтез идей и технологий'

Традиционное декоративно-прикладное искусство и современный дизайн: синтез идей и технологий Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3679
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ДИЗАЙН / УНИКАЛЬНОСТЬ / МНОГОТИРАЖНОСТЬ ИЗДЕЛИЙ / МНОГОТИРАЖНОСТЬ PRODUCTS / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ДОСТОИНСТВА / СВЯЗЬ С ЭТНОСОМ И ПРИРОДОЙ / DECORATIVE AND APPLIED ART / DESIGN / UNIQUENESS / ARTISTIC MERITS / COMMUNICATION WITH PEOPLE AND NATURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мамонтова Татьяна Викторовна

В статье рассматривается взаимосвязь декоративно-прикладного искусства и дизайна, показаны отличительные особенности каждого из названных материально-художественных видов деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL DECORATIVE AND APPLIED ART AND MODERN DESIGN: A SYNTHESIS OF IDEAS AND TECHNOLOGIES

The article dwells on the relationship of decorative art and design, showing the distinctive peculiarities of each of these material-artistic activities.

Текст научной работы на тему «Традиционное декоративно-прикладное искусство и современный дизайн: синтез идей и технологий»

Мамонтова Т. В.

Традиционное декоративно-прикладное искусство и современный дизайн: синтез идей и технологий

66

В современном мире трудно себе представить какую-либо сферу деятельности, в которой бы не трудился дизайнер. Дизайн как промышленное творчество и метод проектирования помогает человеку в работе и быту, влияет на образ и стиль жизни. «Дизайн — органичное новое соединение существующих материальных объектов и (или) жизненных ситуаций на основе метода компоновки при необходимом использовании данных науки с целью придания результатам этого соединения эстетических качеств и оптимизации их взаимодействия с человеком и обществом. Это определяет наличие присущих дизайну социальных последствий, проявляющихся в содействии общественному процессу и формированию личности. Термином "дизайн" может определяться собственно замысел (проект), процесс его реализации и полученный результат» ^

Слово «дизайн» происходит от английского слова design — проект, план, рисунок, а также проектировать, чертить, задумать 2.

Английское слово в свою очередь происходит от латинского составного термина designum, означающего внешний улавливаемый чувствами рисунок глубоко вложенного смысла 3.

Сложную картину дизайна дополняют значительные изменения в сфере культуры. То, что ранее было просто промышленным изделием, ныне вполне может оказаться в одном ряду с произведениями искусства. Примером этого могут считаться экспозиции музеев современного искусства в Нью-Йорке, Москве, Мадриде и других городах мира, имеющие целые коллекции предметов архитектуры и дизайна, мебели,

1 Воронов Н. В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. В 2-х т. М., 2001. Т. 1. C. 4, 67.

2 См.: Розенсон И. А. Основы теории дизайна. СПб.,

2007.

3 Там же. С. 9.

осветительных приборов, образцов графического дизайна и даже компьютеров.

Ввиду многообразия форм дизайна в исследовательской среде возникает интерес к природе и возможностям дизайнерской деятельности, во-первых, с точки зрения процесса проектирования и проектной культуры, а во-вторых, с точки зрения содержания культуры современного общества, её связи с природной средой.

Установки проектной культуры, работающей с природной средой, всё больше включают в сферу своих интересов и дизайн. Природной среде каждой местности, каждого этнокультурного региона присущи свои «вещные архетипы», своя особая пространственность, разный масштаб: от равнинности, пересечённости до клеточной структуры произрастающих здесь растений. Природная среда поставляет для предметного творчества дизайнеров материалы, которые свидетельствуют об органической их связи с природой 4.

Каждой местности от природы свойственна «неповторимая радужность, цветовая палитра её объектов и состояний», в согласии с которой, как полагал К. С. Петров-Водкин, протекает художественное освоение мира 5.

Дизайн, несмотря на его коммерческую сущность, рождается, «как резонанс между открытиями и наблюдениями человека за природой и его тонким чувством восприятия и реагирования»6. Ощущение глубокой одушевлённости внешнего мира, уходящее корнями в древность, сохраняется без изменений в культуре индустриального общества. В ремесленную эпо-

4 Мазина Ю. И. Национальные традиции декоративно-прикладного искусства в современном дизайне: автореферат дис. на соискание уч. ст. канд. искусствоведения. Барнаул., 2012. С. 4.

5 См.: Гумилев Л. Н. Древние тюрки. М., 2012. С. 4.

6 Там же. С. 64

ху люди верили в рождение и смерть инструментов. Это требование сохраняет свою силу и в современном дизайне. Вот почему необходимо, чтобы в продукции дизайнеров выражались человеческие чувства, каким бы высокомеханизированным ни было современное производство. Такова точка зрения японского дизайнера М. Есидо 7.

Дизайн, сохраняющий за собой миссию очеловечивания, гуманизации, жизни через придание среде опережающих функциональных, эстетических и экологических качеств, в наши дни приобретает ещё одну важную роль. Он становится создателем новых ценностных ориентиров. Поэтому, под дизайном подразумевается художественное проектирование эстетического облика потребительских изделий, изготовленных промышленным способом.

Дизайн как форма творчества является результатом расширения сферы действия прикладного искусства, его развития на промышленной основе. Объектами дизайна являются утилитарные вещи, которые имеют практическое значение и, помимо эстетической функции, выполняют множество других функций, причём красота вещей обусловлена практическими требованиями.

Под декоративно-прикладным искусством подразумевается специфическая форма художественного творчества в сфере создания предметов быта, которая основана на ручном художественном труде 8. Именно ручной художественный труд служит тем водоразделом, который помогает, с одной стороны, отделить дизайн от декоративно-прикладного творчества, а с другой — в самом искусстве выделить две сферы, которые характеризуют его современное состояние: его ремесленную и промышленную формы.

Создание произведений декоративно-прикладного творчества очень трудоёмкий и многоэтапный процесс. Он отличается от труда живописца, скульптора, композитора, актёра не только иным материалом художественного творчества, но ещё и иным объёмом процесса реализации художественного замысла. В отличие от живописцев, музыкантов, актёров, пользующихся готовым материалом, художник-прикладник, прежде чем создать изделие

7 Гумилёв Л. Н. Цит. произв. С. 64.

8 Дорогова Л. Н. Декоративно-прикладное искусство. М., 1970. С. 4.

должен подготовить материал, продумать технологию его обработки. Художнику декоративно-прикладного творчества требуется множество прикладных знаний и навыков, без которых задуманное не может быть реализовано. Мастер должен помнить, что между замыслом и исполнением лежит длительный и сложный технологический процесс.

Если представить себе весь творческий процесс в виде трёх этапов: замысла, процесса реализации, результата творчества, то станет ясно, что именно на промежуточной стадии процесса реализации происходят все метаморфозы современного искусства. Всё более совершённая техника начинает диктовать художнику свои условия. Эти требования, вклиниваясь в обычный творческий процесс, всё дальше отодвигают самого художника от результата его труда, увеличивая разрыв между ними. Степенью отчуждения художника от продукта его труда и различается деятельность дизайнера и деятельность художника декоративно-прикладного творчества.

В своей практической деятельности дизайнер не имеет возможности по причине сложности тех предметов, которые он должен проектировать, осуществлять весь процесс самостоятельно. Он всего лишь одно из многих лиц, работающих над усовершенствованием предмета. Процесс реализации общего замысла дизайнера уточняется, рассчитывается целым рядом лиц. Тем самым происходит как бы «обезличивание» предмета деятельности дизайнера. Что же касается прикладника, то здесь процесс творчества и его реализация имеют более непосредственную связь. В декоративно-прикладном творчестве художник участвует на всех трёх этапах создания предмета. Это участие может выступать как в плане непосредственного участия, так и в плане рекомендаций для производства, на котором осваивается предложенный им образец изделия. Кроме того, целью творчества художника-прикладника является создание произведения определённого вида искусства, целью же дизайнера — обновление форм предмета в соответствии с современными эстетическими нормами, усовершенствование его конструктивных и функциональных свойств. В этом состоит основное различие декоративно-прикладного творчества и дизайна. Но, кроме различий, между ними существует и особая преемственность.

67

68

Долгие годы до появления дизайна декоративно-прикладное творчество создавало базу, подготавливало его приход. Формирование способа творчества в дизайне идёт пока за счёт накопленных декоративно-прикладным творчеством знаний, приёмов художественного творчества. Таким образом, между ними как бы осуществляется своеобразный взаимообмен: от дизайна в декоративно-прикладное творчество приходит всё более совершённая техника и технология; в свою очередь, декоративно-прикладное творчество открывает для дизайна большие художественные возможности.

Культурная многовековая традиция различала потребности тела, души и духа, и это различие не потеряло своего значения по сей день. Поэтому вполне естественно, что исследование национальных традиций и национального искусства в состоянии дать такой поток научной информации, что в итоге не может не сказаться положительно на развитии современного искусства и дизайна.

Использование потенциала этнокультуры в творчестве художников декоративно-прикладного искусства и дизайнеров всегда способствовало формированию самобытного государства, демонстрирующего органичное существование исторических достижений и их использование в современной жизни.

Имея вековые народные и национальные традиции, декоративно-прикладное искусство является не только могучим средством эстетического развития искусства и художественного образования в целом. Оно является неисчерпаемым источником идей для внедрения в профессиональную проектную практику.

Культурное наследие каждого народа, содержит идеи и опыт, обогащающие культуру и жизнь многих поколений. Оно свидетельствует о высокой культуре, традициях, жизни народа, о его мировосприятии.

В истории художественной культуры декоративно-прикладное искусство занимает особое место. Это — своеобразная историческая память народа, в которой проявляется его связь

с национальными традициями, бытовым укладом, культурой. Именно национальные традиции в декоративно-прикладном искусстве стали основой для поисков этнической идентификации в период всеобщей интернационализации культур, формировании глобальных технических и эстетических приоритетов, формирующих потребительские ценности и влияющие на развитие искусства и дизайна.

Вопрос о традициях национального декоративно-прикладного искусства в современном дизайне касается не только сохранения, но и развития культуры.

Тиражирование в той или иной форме уже известного, уже сотворённого ранее — это распространение, а не созидание новых артефактов. Но и оно необходимо, поскольку вовлекает в свой широкий круг разных людей, объединяя их в процесс функционирования культуры в обществе.

В дизайне отдельные элементы традиции могут существовать в большей или меньшей степени теряя или сохраняя свою аутентичность.

Национальное своеобразие в искусстве — это естественное и закономерное проявление той или иной нацией своих исторически сложившихся и имеющих глубокие корни в народной жизни особенностей.

Актуальность данной тематики обусловлена обобщением опыта дизайнеров и архитекторов таких стран, как Россия, Испания, Турция, Япония и других, сумевших не только аккумулировать традиционное, самобытное искусство в современные арт-объекты, но и решить проблему новаторства в декоративно-прикладном искусстве, сохранить его как ценностный ориентир современной культуры в соответствии с социальным и технологическим развитием общества 9.

9 Мазина Ю. И. Национальные традиции декоративно-прикладного искусства в современном дизайне: автореферат дис. на соискание уч. ст. канд. искусствоведения. Барнаул., 2012. С. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.