Научная статья на тему 'Традиционная социализация ребенка в условиях Северного кочевья'

Традиционная социализация ребенка в условиях Северного кочевья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
473
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / КОЧЕВАЯ СЕМЬЯ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / САМОУВАЖЕНИЕ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / КОЧЕВОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / НАРОДЫ СЕВЕРА / MORAL EDUCATION / UPBRINGING / NOMADIC FAMILY / TOLERANCE / SELF-RESPECT / RESPONSIBILITY / NOMADIC WAY OF LIFE / PEOPLES OF THE NORTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Анастасия Михайловна

Проанализированы основные методы народного воспитания в семьях народов Севера, принципы социализации ребенка, реализуемые в совместных игровой и трудовой деятельности в условиях кочевья

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditional socialization of a child in northern nomadic environment

The article analyzes the main methods of folk education in the families of the North, the principles of the child's socialization implemented in joint play and work activities in the conditions of nomadic environment

Текст научной работы на тему «Традиционная социализация ребенка в условиях Северного кочевья»

А. М. Лебедева

(Якутск)

ТРАДИЦИОННАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ СЕВЕРНОГО КОЧЕВЬЯ

Проанализированы основные методы народного воспитания в семьях народов Севера, принципы социализации ребенка, реализуемые в совместных игровой и трудовой деятельности в условиях кочевья

Сущность процесса воспитания жизнеспособной личности состоит в психолого-педаго-гическом сопровождении личностного роста человека в течение всей жизни и создании условий для этого роста и развития [3].

«Качество жизни человека» и «качество жизни» становятся взаимосвязанными понятиями. Понять «качество жизни человека» -это значит, постичь суть современного воспитания и образования с выдвигаемой целевой установкой - сформировать личность, способную преодолевать жизненные невзгоды, выживать, саморазвиваться и достигать успеха, быть готовой к безболезненной социализации и адаптации в современном обществе.

Сегодня детей необходимо подготовить к тому, чтобы они могли действовать самостоятельно и принимать решения в условиях, каких заведомо не было и не могло быть в жизни их родителей [3, с. 11].

Стержневой проблемой общественного развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью, т.е. её социализация. Социализация подрастающего поколения является одной из ведущих функций любого общества и представляет собой двусторонний процесс. С одной стороны, индивидуум усваивает социальный опыт, входя в социальную среду, в систему социальных связей, с другой стороны, сами социальные связи изменяются за счёт активного его вхождения в среду. Таким образом, ребёнок не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и окружающий мир. Влияние же окружающего мира на человека зависит от его индивидуального развития.

Народы Севера - дети природы, они издревле тесно связаны с ней. Их благосостояние всегда зависело от погоды, состояния

земли, воды. Поэтому и отношение их к окружающему миру всегда было очень глубоким и мудрым. В работе по воспитанию детей в духе народной культуры обязательно необходимо учитывать, что отношение народа к природе непосредственно влияет на формирование личности ребенка.

Организация государственной системы обучения и воспитания детей малочисленных народов Севера, ведущих традиционный кочевой и полукочевой образ жизни, требует учета специфических особенностей их жизнедеятельности. Одним из особых требований в образовании и воспитании детей народов Севера является соблюдение принципа сохранения целостности народа в условиях полиэтнической среды обитания. Этот принцип может быть реализован посредством создания отдельных программ воспитания и обучения для учащихся с максимальным учетом традиционных видов занятий населения. Для народов Севера место расположения школы становится принципиально важным в реализации идей их возрождения.

Воспитание личности из маленького живого существа - ребенка представляет собой сложный и противоречивый социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта народа, осуществляемый всеми социальными институтами: общественными организациями, средствами массовой информации, образовательными учреждениями разного уровня и семьей. Воспитание обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений [2, с. 94].

Кочевой образ жизни предполагает простые методы, унаследованные от древних предков и усовершенствованные образом жизни, природно-климатическими факторами. Основное требование к такому воспита-

нию - его постоянство, а отсюда его архаичность [7, с. 5].

Социализация и адаптация детей коренных малочисленных народов Севера является основной проблемой в семье и образовательной сфере, где первичной ячейкой социализации является семья, вторичной - школа, третичной - профессиональная сфера (в том числе и во время обучения в средних и высших учебных заведениях].

Суровые условия жизни в тундре и тайге оказывают сильное влияние на воспитание ребенка. Он с детства осознает, что его жизнь и благополучие семьи, отца и матери могут зависеть от его знаний, а также подчиненности законам жизни этноса в экстремальных условиях их среды обитания. Появление ребенка - это следствие брака. Брак в наших условиях - это обретение экономической, личностной свободы от опеки родителей [7, с. 3].

Изучая этнографию детства северных народов, исследователи отмечают большую привязанность детей к своим родителям. Особой мягкостью отличались отношения родителей к детям в кочевой семье. В семье детей любили, не деля на своих и чужих. Поэтому не было такого взрослого, который не поласкал бы ребенка. Дети не изолировались от взрослых, они постоянно находились под присмотром кого-нибудь из старших членов семьи, бабушки и дедушки. От детей ничего не таили и по возможности их ни в чем не ограничивали. В то же время привыкший к матери и отцу, а также к другим членам семьи ребенок с пеленок делит людей на «своих» и «чужих». И стоит взять его на руки другому человеку, как он начинает выражать свое недовольство брыканием и плачем. Воспитанные таким образом дети (в кругу своего дома] остро воспринимают разрыв с семьей, трудно привыкают к другой среде.

Северяне чадолюбивы, они избегают физических наказаний, поэтому ребенок чувствует себя свободным и вполне самостоятельным. Единственное, что он должен замечать, это нахмуренные брови матери или отца и других людей. Наказывать чужого ребенка никто не смеет, ни чужой, ни родственник.

В семье северян большое положительное влияние на психику ребенка оказывает поощрение, которое облегчает процесс социализации, подготовки к жизни в условиях Севера. Поощрение играет огромную роль в суровом и неприветливом мире, где нужно вырастить

в течение десяти лет знающего начальную основу приспособления и умеющего использовать знания предков ребенка [9, с. 105].

Ребенок пользовался относительно большой свободой, мог свободно ходить около стойбища, даже далеко уйти в горы или в лес. Грубое обращение с детьми осуждалось обычаем. Родители никогда не применяли наказания.

В кочевой семье дети проходили жизненную школу, необходимую для существования в суровых условиях Севера, и усваивали хозяйственные, охотничьи навыки, выработанные веками. Воспитанием девочек занимались мать и взрослые сестры. Мальчики до 78 лет оставались с девочками дома. С 7-8 лет старшие брали их с собой на ближнюю охоту и пастьбу оленей. Начиная с 14-15 лет мальчики могли ходить на промысел самостоятельно - ставить петли на зайцев и куропаток. Наглядно это описывает в своей повести «Мое детство» Н. Тарабукин: «Дедушка, ставя петли на куропаток, брал меня с собой и давал нести куропаток. Я был очень доволен. И когда добирался до дому, мать очень радовалась: как мой сын заботится о дедушке!» [10].

Воспитание детей в кочевой семье идет во время повседневной хозяйственной деятельности и во время охоты как-то незаметно и для самих детей.

В зависимости от успехов в охоте авторитет мальчика в семье рос. Успехи отмечались лестными, хотя и краткими похвалами, в то же время слабости детей, лень, упрямство постоянно порицались и вышучивались. Провинившимся давали обидное прозвище. Ребенок, получивший такое прозвище, всеми силами старался избавиться от него. Задевая самолюбие ребенка, большинство воспитательных мероприятий сводилось именно к этому, родители добивались ревностного отношения к порученным делам.

Большую роль в формировании мировоззрения детей играли различные запреты, связанные с обычаями и верованиями. Из этих запретов незаметно слагался своеобразный кодекс поведения человека тайги и тундры.

Подготовку к будущей жизни оленевода ребенок приобретал посредством игр, особенно физических, подвижных. Все подвижные игры с предметами (копья, аркан и др.] являются видами физической подготовки и необходимы в повседневной жизни [9, с. 105].

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 3 (28] 2011

171

Труд - сама жизнь северных народов, их неотъемлемый способ существования. Кочевая семья - семья трудовая. Трудовое воспитание, вместе с методом подражания, бесспорно, самое действенное практическое воспитание, поскольку только в труде можно выжить в экстремальных условиях. Трудовое воспитание - основное ядро семейной системы воспитания, определяющее все взаимоотношения в семье. Воспитание в духе трудовой деятельности - одна из главных прогрессивных традиций в семейной культуре народов Севера. Поэтому трудовые традиции - это те порядки и обычаи, которые связаны с организацией труда, с его видами, способами выполнения, изготовлением орудий труда и их использованием [5, с. 52]. Итак, сознательно передавая свой промысловый опыт детям, родители внушали им свои представления о мире, обычаях, верованиях.

Трудовая деятельность при воспитании детей у народов Севера является неотъемлемой частью воспитания. Обучение детей в естественных условиях облагораживало их, воспитывало в них бережное отношение к природе. Как первые кочевые школы, так и современные создают идеальные условия для воспитания детей с помощью трудовой деятельности. «Основой воспитания в кочевой школе была трудовая деятельность. Обучение детей в естественных условиях облагораживало их, формировало бережное отношение к природе, поскольку жизнь северянина тесно с нею связана» [5, с. 106]. Специальные беседы, нравоучения не проводятся.

В повседневной жизни ребенок получает конкретные знания, умения, навыки, учится самостоятельному труду, взаимопомощи, ответственности.

В условиях работы оленеводческих и рыболовецких бригад по маршрутам кочевания наиболее подходящей формой хозяйствования является семейный подряд, где детям предоставляется возможность с раннего возраста приобщаться к традиционным занятиям своих родителей, к самобытной материальной и духовной культуре родного народа.

С открытием школ одновременно решаются вопросы производственно-жилищных проблем охотников, оленеводов, рыбаков, обеспечивается в значительной мере оплачиваемая работа и другим членам семьи, что способствует укреплению последней. Кочевая школа является для всех членов оленеводче-

ской бригады центром просвещения и культуры.

Как заметил социолог и этнограф И. С. Кон, по мере усложнения трудовой и прочей общественной деятельности, в которую должен быть включен индивид, увеличивается объем передаваемых из поколения в поколение знаний, умений и навыков, а сами формы их передачи дифференцируются и специализируются. Если на ранних стадиях общественного развития преобладает непосредственное практическое включение ребенка в деятельность взрослых, опыт которых он усваивает главным образом путем примера, то в дальнейшем все большую роль приобретает систематическое обучение, которое может быть в течение какого-то срока вовсе не связано с производительным трудом [8, с.107].

Так, успешное использование народных традиций воспитания в деятельности школы зависит от тесного взаимодействия школы и семьи, школы и общественности. Семья является хранительницей народных педагогических традиций. В семейной педагогике ярче, чем в других звеньях воспитания ребенка, проявляются основные черты этнопедагоги-ки. В условиях семьи воспитывается человек, принадлежащий той или иной национальности. В своей концепции семейного воспитания Б.Н. Попов пишет: «Цель семейного воспитания - содействовать тому, чтобы ребенок стал мудрым и самостоятельным, и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека. Механизм достижения цели - создание воспитывающей семейно-бытовой микросреды и педагогизация семейно-бытового окружения». На моральном здоровье семьи строится мудрость школы [5, с. 42].

Таким образом, в социализации детей, ведущих с родителями кочевой образ жизни, огромную роль выполняли народные методы в игре, в труде. Для разных народов одинаково важна роль соответствующей социализации детей - подготовка к будущей жизни в обществе, главными источниками ее являются уклад жизни сообщества и накопленный им опыт в течение многовековой истории его развития.

Институтом национальных школ Республики Саха (Якутии] разработана модель «Единая территория развития ребенка в условиях кочевья». Модель основана на представлениях о традиционной жизнедеятельности кочевых малочисленных народов, у кото-

рых ребенок является центром трех взаимосвязанных, взаимопроникающих элементов среды: семьи, природы и социума. Модель предусматривает обеспечение дошкольного образования в условиях самой семьи. Поэтому наряду с существующими кочевыми школами коренных малочисленных народов Севера можно поддержать организацию семейной формы получения дошкольного образования. В данной модели основным остаются принцип преемственности и этнокультурной направленности регионального образования,

принцип координации подходов к обучению и воспитанию в условиях семьи и образовательного учреждения, как сохранение культуры, традиций народов и образовательной системы [4] .

Методы воспитания в семье и образовании должны быть неразрывно связаны с этническими и этическими нормами, нравственностью, сохранением языка и фольклора, традиций и обычаев, трудовых навыков, морально-психологического отношения в семье.

Литература

1. Борохов Э. Энциклопедия афоризмов : Мысль в слове. -М.: АСТ, 2003.

2. Винокурова М. Е, Борисов П. П. Модернизация системы общего и среднего образования в местах компактного проживания народов Севера. - Якутск, 2006. - С. 94.

3. Гурьянова М.П. Концепция формирования жизнеспособной личности в условиях сельского социума. - М., 2005. - С. 16-17.

4. Ефимова Д. Г. О единой территории развития дошкольников в условиях кочевья // Дошкольное воспитание. - 2010. -№1. - С. 32-35

5. Егоров В., Неустроев Н. Специфика деятельности малокомплектных и кочевых школ в условиях Севера. - М.: Academia, 2003. - 107 с.

6. Иванов М. Р., Кириллина И. Е. Этнопедагогика образования и воспитания детей малочисленных народов // III научная экспедиция «Образование за сохранение и развитие культурного наследия малочисленных народов РС (Я)» / Сост. А. П. Оконешнико-ва. - Якутск: Бичик. - 2003. - С. 42-67.

7. Курилов Н. Н. Ребенок - корень жизни. - Якутск, 2001. -С. 3 ; 30-31.

8. Кон И. С. Социологическая психология. - М. ; Воронеж, 1999. - С. 442.

9. Оконешникова А. П., Романов Е. Н. Этнография детства : учебное пособие. - Якутск, 2008. - С. 105-107.

10. Тарабукин Н. С. Мое детство : повесть : пер. с эвенск. - Л., 1936. - 57 с.

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 3 (28) 2011

173

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.