Научная статья на тему 'Традиционная символика в популяризации народного изобразительного искусства'

Традиционная символика в популяризации народного изобразительного искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
60
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ В ОБРАЗОВАНИИ / CULTURAL HERITAGE IN EDUCATION / МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ / INTERCULTURAL DIALOGUE / НАРОДНОЕ ИСКУССТВО / FOLK ARTS / НАРОДНЫЙ ОРНАМЕНТ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADDITIONAL EDUCATION / ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НАРОДНОГО ИСКУССТВА / POPULARIZATION OF FOLK ARTS / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / DECORATIVE APPLIED ARTS AND CRAFTS / АРХАИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА / ARCHAIC SYMBOLS / АРХЕТИПЫ / ARCHETYPES / FOLK PATTERNS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Доценко Инна Ивановна

Автор предлагает уделять особое внимание универсальной семантике традиционной символики народного искусства на занятиях изобразительным творчеством. Очевиден ее богатейший потенциал в деле популяризации историко-культурного наследия народов России и формирования межкультурного диалога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditional symbols in popularization of folk fine arts

The author urges for paying attention to universal semantics of traditional symbols of folk art at fine art lessons since it has tremendous potential in popularization of historical and cultural heritage of Russia's peoples and promotion of intercultural dialogue is obvious.

Текст научной работы на тему «Традиционная символика в популяризации народного изобразительного искусства»

rhythmical exercises, games, dances with songs, and to promote two-hemisphere associative teaching of the Russian language.

Keywords: two-hemisphere teaching, music at lessons of Russian as a foreign language, bilingual children, spontaneous language learning, bilingualism, Russian compatriots abroad

Инна Доценко

Традиционная символика в популяризации народного изобразительного искусства

Автор предлагает уделять особое внимание универсальной семантике традиционной символики народного искусства на занятиях изобразительным творчеством. Очевиден ее богатейший потенциал в деле популяризации историко-культурного наследия народов России и формирования межкультурного диалога.

Ключевые слова: культурное наследие в образовании, межкультурный диалог, народное искусство, народный орнамент, дополнительное образование, популяризация народного искусства, декоративно-прикладное искусство, архаическая символика, архетипы

Одна из задач популяризации народного изобразительного искусства среди детей должна состоять в раскрытии содержания и богатых семантических пластов традиционной архаической символики. Это тот самый случай, когда «со знакомства с наследием и начинается образование» [3, с.56], в данном случае - обучение изобразительной деятельности, будь то классический рисунок, основы иконописи или декоративно-прикладное искусство. Потенциал народного искусства в деле популяризации историко-культурного наследия России поистине неисчер-

Доценко Инна Ивановна,

педагог дополнительного образования, преподаватель классического рисунка и иконописи, Дом детского творчества (Звенигород), innadotsenko33@gmail.com

О

5 О =Г СЬ

паем. Способствует этому обращение к истории. Дети любят историю, особенно древнюю, причем представленную в иллюстрациях.

Происхождение основных изобразительных символов народной культуры в значительной мере обнаруживается уже в культурах древнего мира, в самих истоках изобразительного искусства [6]. О древности народных изобразительных символов свидетельствуют многочисленные археологические находки. Так, символы солнца, распространенные в русской народной живописи, вышивке [5], резьбе встречаются уже в культуре верхнего палеолита. К ним относятся, например, диски из бивней мамонта в сунгирском захоронении, похожие на «солнечные колеса». «Солнечные колеса» были изображены на петроглифах, процарапанных на гранитных мысах Онежского озера, уральских писаницах («солярная ладья» с берега реки Смолянки [7, с.21]) и по аналогии с многочисленными подобными символическими изображениями, действительно связываются с представлениями о солнечном диске. Такое же символическое изображение солнца содержат наскальные изображения разных, удаленных друг друга на тысячи километров культур уже бронзового века. «Солнечные колеса» и «солярные диски» хорошо известны в кельтском, египетском [2, с.54, 174] и индийском [9, с.19] искусстве. «Лучевая розетка с радиальными лучами, непосредственно связанная с древней солярной символикой, - отмечает П.М. Дебиров, - весьма популярна в искусстве горцев Дагестана» [4, с.77].

Не менее распространенный в искусстве древнего мира, начиная с эпохи неолита, другой солярный символический знак - крест, до сих пор сохранился в традиционных культурах многих народов. Ромбы, треугольники, меандры - тоже очень древние символы, до сих пор бытующие в народной традиции. В народном искус-

стве тюрков [1; 8], греков и многих других народов мотив меандр связывался с водой (иногда олицетворяющими ее хтоническими архетипами змеи), движением, жизнью.

Учитывая непосредственный детский интерес к древностям, тайнам и загадкам, необходимо представлять распространенные в народном искусстве символы как сохранившиеся и прошедшие через века и тысячелетия свидетельства очень древней истории, а орнаменты, элементами которых являются эти символы, - как целые рассказы, наполненные глубоким содержанием, всегда осмысленные и увлекательные.

Символические формы народной культуры в древности создал миф, но со временем, со сменой народом исповедуемой религии эта символика в выражении земных реалий оставалась прежней, но уже лишенной былого языческого содержания - земля, хотя и без своей богини, оставалась землей, небо без бога-громовержца - небом и т. д. Хотя, конечно, бывало, проявлялась вместе с языческими явлениями в народном искусстве и языческое прочтение символики (в наши дни подобное отношение к традиционной символике используется в пропаганде неоязычества). В целом все же почти все архаические символы теперь ассоциируются с устойчивыми духовно-нравственными смыслами, создающими фундаментальную основу национальной традиции [10].

Научиться определять содержание и смысл этих несложных для понимания в детском возрасте символов помогает и простота в их изображении. Дети легко их рисуют и увлекаются их использованием в своем творчестве, но, чтобы появилось это увлечение, знакомство с народной изобразительной символикой должно начинаться с усвоения ее символического смысла.

Следует заметить, что многие народные изобразительные символы, веками воспроизводящиеся в различ-

О с!

5 О =Г ср

ных народных культурах, выявляют общечеловеческую семантику, лежащую в основе межкультурного взаимопонимания. Универсальность многих орнаментальных символов [8, с.26, 59-61] - лишь один из примеров общечеловеческой ценности изобразительного искусства. Как отмечал Я.Я. Рогинский в своей книге «Об истоках возникновения искусства», «при всей обоснованности представлений об отличиях Запада и Востока не следует забывать и про то общечеловеческое, что присуще всем культурам мира» [6, с.30].

Особый пример - архетипы, понимание смысла которых детям также доступно. Например, к ним относится представление о Вселенной как о сложном сооружении, состоящем из небесного, земного и подземного миров, связанных космическим опорным столпом. В большинстве традиционных культур этот столп связывается с образом мирового древа или, как его еще называют, древа жизни.

Так, например, представление о космическом древе широко распространено у всех народов Поволжья. В мордовском фольклоре его представляют и могучий дуб, и береза, и даже яблоня. В древнеосетинском эпосе в его качестве выступает дерево Аза. В мифологии алтайских народов стоствольный вечный тополь, покрытый золотыми и серебряными листьями, возвышается в месте, где сливаются семьдесят рек. У тунгусо-маньчжурских народов характерное для мирового древа соединение Верхнего, Среднего и Нижнего миров осуществляет мифическая родовая река.

Один из наиболее распространенных сюжетов традиционного искусства скандинавских, славянских и сибирских народов - кони и лоси у мирового древа. Стерегущий дерево с четырьмя ветвями барс, представленный в культуре древних иранцев, хорошо известен осетинам.

Такое и подобное этому представление символа дает более ясное понимание смыслов общечеловеческих универсалий. Оно основывается на многообразии национальных культур и позволяет видеть вклад, который вносит каждый народ в сокровищницу мирового искусства.

Литература:

1. Валеев Ф.Х. Татарский народный орнамент. Казань, 2002. 296 с.

2. Гибсон К. Как читать символы. Интенсивный курс по символам и их толкованиям. М.: Рипол классик, 2011. 256 с.

3. Гринько И.А. Историко-культурное и природное наследие в системе основного общего образования // Этнодиалоги: научно-информационный альманах. 2017. №2 (53). С.56-67.

4. Дебиров П.М. История орнамента Дагестана: Возникновение и развитие основных мотивов. М.: Наука, 2001. 446 с.

5. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографиче-ский источник. М.: Наука, 1978. 208 с.

6. РогинскийЯ.Я. Об истоках возникновения искусства. М.: Изд-во Московского университета, 1982. 32 с.

7. Формозов А.А. Какой смысл был заложен в росписи и гравировке на скалах? // Художественная культура первобытного общества. Хрестоматия / Сост. И.А. Химик, научн. ред. М.С. Каган. СПб.: Славия, 1994. 416 с. С.16-22.

8. ШевцоваА.А. Казахский народный орнамент: истоки и традиция. М.: Московский фонд «Казахская диаспора», 2007. 240 с.

9. Эдвардс К. Как читать орнамент. Интенсивный курс по текстильному дизайну. М.: Рипол классик, 2011. 256 с.

10. Яшина О.Н. История Русской православной церкви. Элективный курс. М.: 5 за знания, 2007. 128 с.

Inna Dotsenko,

educator of additional education, Youth Center (Zvenigorod), innadotsenko33@gmail.com

Traditional symbolsin popularization offolk fine arts

The author urges for paying attention to universal semantics of traditional symbols of folk art at fine art lessons since it has tremendous potential in popularization

of historical and cultural heritage of Russia's peoples and promotion of intercultural dialogue is obvious.

Keywords: cultural heritage in education, intercultural dialogue, folk arts, folk patterns, additional education, popularization of folk arts, decorative applied arts and crafts, archaic symbols, archetypes

Айсылу Фазуллина

Открытое образование в сфере РКИ: лучшие сайты

Статья посвящена анализу ресурсов открытого образования в сфере русского языка как иностранного, в частности, виртуальных образовательных курсов, предназначенных взрослой аудитории. Предпринята попытка классифицировать дистанционные курсы по аспектам обучения. Указаны образовательные платформы, предлагающие наибольшее количество дистанционных курсов для иностранцев, определена специфика курсов в зависимости от целевой аудитории и контента. Выявлены сильные и слабые стороны дистанционных курсов РКИ для взрослых.

Ключевые слова: открытое образование, русский язык как иностранный, курсы открытого образования, дистанционное обучение, обучение на протяжении всей жизни, инофон

Рынок изучения языков начинает развиваться в новом направлении с помощью новых технологических решений, которые мы можем использовать благодаря возможностям интернета и мультимедиа.

Обучение иностранным языкам в сети, в частности русскому языку как иностранному, можно реализовать через различные технологии: дистанционные курсы обучения, интернет-поддержка учебника, интернет-форумы. Одно из самых актуальных направле-

Фазуллина Айсылу Альбертовна, магистр Казанского (Приволжского) Федерального университета, преподаватель английского и итальянского языков (Казань), aysylu.fazullina@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.