RAR УДК 069 ББК 79.1
ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА КАК ОБЪЕКТ МУЗЕЙНОГО ХРАНЕНИЯ И ЭКСПОНИРОВАНИЯ (КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Сиюхова Аминет Магаметовна,
доктор культурологии, доцент, профессор кафедры философии, социологии и педагогики Майкопского государственного технологического университета, Первомайская ул., 191, Майкоп, 385000,
Аннотация
В статье раскрывается вопрос музейного хранения и экспонирования традиционной одежды. Обосновывается значимость одежды как культурной универсалии. Производство предметов одежды в первобытную эпоху представляется как важный фактор развития интеллекта и духовности. Рассматриваются нормативно-правовые аспекты музейной деятельности в отношении места предметов одежды в музейных фондах. Освещаются некоторые проблемы региональных музеев по работе с одеждой как единицей хранения.
Ключевые слова
Музейный фонд, традиционная одежда, культурные ценности, коллекционирование, сохранность, экспонирование.
Музейное дело имеет длительную историю, на протяжение которой происходит непрерывное развитие его структуры и функций. Основная задача музея — сбор, хранение, изучение и экспонирование природных, исторических, этнографических, художественных и иных ценностей. В сферу наших научных интересов входит проблема включения в музейные фонды и экспозиции предметов одежды.
Одежда как элемент человеческой среды обитания является привычным атрибутом жизни уже с эпохи первобытности. Существует множество теоретических исследований, прослеживающих путь накопления значимых социально-культурных функций одежды, от защитной, до расширенного комплекса функций современной одежды, когда она маркирует такие
характеристики владельца, как возраст, пол, этническую и религиозную принадлежность, материальное благосостояние, профессию, ситуацию традиционной и современной обрядности, является визуальной печатью психотипа личности и пр. Одним из ведущих исследователей в данной области по праву считается российский этнограф П. Г. Богатырев, давший образец подробного структурно-функционального анализа на примере народного костюма Моравской Словакии1. По уровню и глубине охвата проблематики с уверенностью можно судить, что ученый внес громадный вклад не только в этнографическую науку, но и в такой же мере в культуроло-
1 Богатырев П. Г. Функции костюма в Моравской Словакии // Вопросы теории народного искусства. М., 1971. С. 299-366.
гию и социологию культуры. Он посредством расширенного эмпирического анализа наглядно проиллюстрировал мысль, что одежда есть выражение истории общества, природы его обитания, его культуры и социальных взаимодействий.
Социально-психологические основания функциональности одежды рассмотрены в фундаментальном труде американской исследовательницы Э. Холландер «Взгляд сквозь одежду». В частности, она замечает такую способность одежды, как персонификация, либо, напротив, нивелирование личности как отражение роли индивида в рамках той или иной культуры2. Она также говорит о сексуальности как о значимом качестве одежды, усматривая в ней не только социально-исторические факторы формирования, но и архетипические, тесно связанные с архаическим переживанием телесности3.
Можно назвать еще достаточно продолжительный список ученых, раскрывающих проблематику костюма в этнографическом, историческом, культурологическом, искусствоведческом ракурсах. Среди них весомый вклад в системное исследование роли одежды в культуре внесли региональные ученые, например С. Э. Хокон, глубоко проанализировавшая социокультурное бытование этнокостюма в современной ситуации Республики Адыгея4. Безусловно, соглашаясь с упомянутыми и многими другими исследователями, отводящими одежде особое место в культуре общества, хотелось бы от себя добавить, что создание предметов одежды доисторическим человеком явилось мощнейшим стимулом развития его интеллекта. Защищая себя от холода и жары, дождя и ветра, человек осваивал методы кроя, сборки и крепления простран-ственнотрансформированных деталей из природного материала (кожи, меха, растений и пр.), тем самым вырабатывая рациональные и эмоциональные методы освоения большого пространства жизни. Одежда меняла человека не только внешне, но и императивно разнонаправленно изменяла его сознание.
Приведенные выше рассуждения доказывают значимость одежды как безусловной культур-
2 Hollander A. Seeing Through Clothes. New York: Avon, 1980. 528 pp.
3 Hollander A. Указ.соч. С. 228.
4 Хокон С. Э. Этнокостюм в современной культуре ады-
гов: социокультурные аспекты. Диссертация... кан-
дидата культурологии. Саратов, 2014. 178 с.
ной ценности, и обосновывают правомочность нахождения предметов и элементов костюма, и костюмных комплексов в фондах и экспозициях музеев. В качестве дополнительного основания можно опереться на мысли известного исследователя народного костюма Р. М. Кирсановой, о том что народный костюм вышел из повседневной практики села, и что именно городской музей аккумулировал остатки аутентичных костюмных комплексов и их элементов. Она пишет: «Художники по костюму обращаются к народному костюму, ориентируясь на лучшие музейные образцы, само существование которых стало возможным благодаря бережному отношению к костюму в деревнях и селах»5.
Универсальность и многофункциональность одежды обусловливает разные формы музейной работы с костюмом. На сегодняшний день наиболее разработанной является тема учета, хранения, реставрации и экспонирования одежды в музее. В самом общем виде данные вопросы отражены в разнообразных нормативных документах, регулирующих его работу. Так, например, в Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в СССР (действовал с 01.10.1985) в разделе II Состав музейных фондов в п. 76 предписывается нахождение в основном музейном фонде музейных предметов, «относящихся к феодальной и капиталистической общественно-экономической формациям и социалистической общественно-экономической формации, характеризующие экономику, общественные отношения, внутреннюю и внешнюю политику, историю революционного движения, борьбу за мир в СССР и защиту социалистического отечества, культуру (орудия труда, образцы продукции, оружие, знамена, обмундирование, предметы быта и одежды, в том числе произведения профессионального декоративно-прикладного искусства и народного творчества), мемориальные предметы, связанные с историческими событиями или выдающимися личностями руководителями партии и государства, участниками революционного движения, Гражданской и Великой Отечественной войн, народными героями,
5 Кирсанова Р. М. Русский народный костюм: этапы развития. (К вопросу о взаимодействии сельского и городского типа культуры) // Духовная культура села. Традиции и современность. М., 1988, С. 82.
деятелями науки и культуры и т. д.»6. Действующий ныне Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации» не конкретизирует состав музейных фондов по типам документов и экспонатов, этим отдавая право решения о включении той или иной вещи в музейную коллекцию руководству самих музеев7. Таким образом, одежда как предмет музейного хранения, изучения и экспонирования сегодня не является обязательной единицей хранения. К чести музейных работников, можно утверждать, что они в полной мере осознают ценность одежды как отражения истории и культуры общества и должным образом работают с ее предметами.
Несомненно, первенство в музейных собраниях занимают образцы аутентичной традиционной одежды разных этнических сообществ. О том, что этнографическое коллекционирование народного костюма началось ранее сбора остальных типов одежды, может свидетельствовать исследование А. К. Салмина и А. И. Терюкова, в котором с исторических позиций рассматривается появление первой музейной коллекции костюмов народов Волго-Камья в Кунсткамере Санкт-Петербургской Академии наук8. Авторы на основе архивных данных доказывают, что исследователь Д. Г. Мессершмидт, приглашенный Петром I из Данцига, вел работу по сбору коллекции традиционного костюма народов России по его распоряжению и старался, в первую очередь, приобрести у крестьян Удмуртии костюмы, использующиеся в обрядовой практике. В своих путевых дневниках Д. Г. Мессершмидт не поясняет основание такого выбора, но можно предположить, что главной причиной была не столько научная,сколько эстетическая: ритуально-обря-
6 Об утверждении «Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР». Приказ министерство культуры СССР № 290 от 17 июля 1985 г. URL: http://businesspravo.ru /docum/ documshow_ documid_33809.html
7 Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26.05.1996 N 54-ФЗ (последняя редакция) URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_10496/
8 Салмин А. К., Терюков А. И. Первая музейная коллекция одежды народов Волго-Камья в кунсткамере Санкт-Петербургской Академии наук // Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология. 2010. № 5-3. С. 42-51.
довые одежды имели более богатый декор и технику исполнения. Косвенно об этом может говорить тот исторический факт, что еще до Петра I при Дворе русских монархов собирали аутентичные костюмы народов России для использования их в разнообразных досуговых мероприятиях: маскарадах, балах и пр9. Впоследствии с развитием научной этнографии были всесторонне проанализированы символика орнамента, роль того или иного вида одежды в обрядовой практике.
Сегодня в крупнейших музеях России собраны богатейшие коллекции традиционного костюма этносов, проживающих на территории Российской Федерации. Они являются основой многочисленных научных исследований, воплощенных в красочных каталогах с интерпретирующим текстом о назначении костюма, особенностей декора и технологий его выполнения, использования тех или иных материалов. Ярким примером может служить изданная в 1989 г. книга Л. В. Ефимовой «Русский народный костюм», представляющая коллекцию Государственного исторического музея10. Однако, не только в центральных музеях страны есть коллекции этнографического костюма, — в каждом региональном краеведческом музее подобная коллекция представляется наиболее ценной частью фонда. Например, в Саратовском этнографическом и Петровском краеведческом музеях собраны богатые коллекции мордовского народного костюма11. В Чувашском национальном музее (г. Чебоксары) находится собрание чувашского национального костюма с декором вышивкой в самобытной технике12. Ульяновский историко-художественный музей имеет обширную коллекцию русского традиционного костюма, включающего предметы, датируемые XV-XIX веками13.
В виду хрупкости экспонатов и с целью изучения, а также приобщения региональной му-
9 Салмин А. К., Терюков А. И. Указ. соч. С. 42.
10 Ефимова Л. В. Русский народный костюм. Государственный исторический музей. Альбом. Любляны, 1989. 314 с.
11 Новая выставка откроется в этнографическом музее. URL: http://gtrk-saratov.ru/news/novaya_vystavka_ otkroetsya_v_etnograficheskom_muzee/
12 Марицкая И. Чувашская вышивка: одежда и предметы обихода. Музейные экспонаты. URL: https:// www.livemaster.ru / topic / 1223453-chuvashskaya-vyshivka-odezhda-i-predmety-obihoda-muzejnye-eksponaty
13 Дети узнали, что костюм говорит о человеке. URL: http://www.znamyuzl.ru/2015/03/page/123/
зейной публики к ценностям народной культуры создаются красочные альбомы, наподобие каталога Л. В. Ефимовой. Такой альбом, например, был выпущен в нынешнем году в Национальном музее Республики Адыгея (г. Майкоп)14, в котором отражена коллекция традиционной одежды и золотого шитья адыгов. В альбоме представлены фото экспонатов, исторические снимки XIX — первой половины XX века, на которых народный костюм показан в аутентичной среде. Сопровождающий текст поясняет особенности бытования и использования, а также технологии изготовления одежды. Специфике кроя, материалов, а также ситуаций применения традиционной мужской, женской и детской одежды посвящены статьи сотрудника музея Н. З Кидакоевой15, а золотошвейное искусство адыгов освещается в статье ее коллеги Н. З. Шовгеновой16.
Международное музейное сообщество озабочено трудностями работы с предметами одежды в силу их особой хрупкости. В материалах Комитета музеев костюма ИКОМ отмечается, что в начале 1980-х годов стало очевидно, что изменения в музейной политике и в управлении музеями угрожают сохранности коллекций костюмов17. Неумелое хранение, экспонирование и реставрация музейных предметов одежды,
14 Традиционная одежда и золотое шитье адыгов. Из фондов Национального музея Республики Адыгея. Министерство культуры Республики Адыгея, Национальный музей Республики Адыгея. Краснодар, 2015. 148 с.
15 Кидакоева Н. З. Традиционный адыгский женский костюм конца XIX — начала XX вв. В собрании Национального музея Республики Адыгея. В сборнике: Традиционная одежда и золотое шитье адыгов. Из фондов Национального музея Республики Адыгея. Министерство культуры Республики Адыгея, Национальный музей Республики Адыгея. Краснодар, 2015. С. 34-42; Кидакоева Н. З. Традиционный адыгский мужской костюм конца XIX — начала XX вв. В собрании национального музея республики Адыгея. В указ. сборнике. С. 6-9; Кидакоева Н. З. Детская национальная одежда в собрании национального музея республики Адыгея. В указ. сборнике. С. 98.
16 Шовгенова Н. З. Золотошвейное искусство адыгов. В сборнике: Традиционная одежда и золотое шитье адыгов. Из фондов Национального музея Республики Адыгея. Министерство культуры Республики Адыгея, Национальный музей Республики Адыгея. Краснодар, 2015. С. 108-111.
17 Рекомендации Комитета музеев и коллекций
костюма ИКОМ по хранению костюма. URL:
http://network.icom.museum/fileadmin/user_upload/ minisites/costume/pdf/guidelines_russian
по мнению авторитетного историка костюма Дж. Арнольд, может исключить их из разряда исторических документов18. Комитет музеев и коллекций костюма ИКОМ выработал подробные рекомендации для работы по хранению костюма, касающиеся комплектования, инвентаризации, мер предосторожности, климатических условий хранения, консервации и реставрации, правил экспонирования. В документе указывается, что «по причинам как профессиональной этики, так и научного свойства, должен быть выдвинут следующий лозунг: никакое вмешательство в музейный предмет недопустимо. Любое вмешательство снижает ценность музейных предметов как исторических документов»19.
Особое место в работе с музейными экспонатами из числа предметов костюма отводится фотографированию, в современной интерпретации — оцифровыванию. В рекомендациях ИКОМ указывается, что для того чтобы меньше наносить ущерб музейной одежде во время исследования и при экспонировании, нужно чаще использовать ее качественные фотоизображения. Следует признать, что сегодня финансовое положение музеев в регионах таково, что они не могут себе позволить закупку дорогостоящей фотоаппаратуры, либо заключать договора с профессиональными фотоагенствами. Так, один из составителей альбома традиционной одежды и золотого шитья адыгов и авторов сопровождающего научного текста Н. З. Кидакоева сетовала на то, что при подготовке выпуска фолианта были большие трудности из-за весьма среднего качества фотографий. На них невозможно было четко увидеть детали техники золотого шитья, элементы жаккардового переплетения тканей на исторических костюмах и пр. В этом плане региональным Министерствам и Отделам культуры, на наш взгляд, стоит изменить политику сиюминутной экономии на политику долгосрочной экономии, способной предотвратить утрату исторических музейных экспонатов, уникальность и ценность которых со временем лишь возрастают.
Музейные работники, в большинстве своем энтузиасты и альтруисты, собственными силами стараются найти способы совмещения сохранности предметов музейной одежды и возможно-
18 Там же.
19 Там же.
стью близкого знакомства аудитории с лучшими образцами. В частности, в Национальном музее Республики Адыгея работники отдела хранения применяют метод репликации. Его сущность заключается в том, что на основе научного описания (промеров, выполнения разверсток лекал, зарисовки декора и описания технологии) самими служащими музея делаются точные копии исторического предмета из новых, приближенных к аутентичным по физическим свойствам, современных материалов. Эти экспонаты, будучи новоделами, не имеют исторической ценности, однако становятся весомым фактором для более глубокого научного анализа проблем истории и технологии производства одежды, а также близкого и наглядного знакомства публики с традиционной культурой адыгов.
По справедливому замечанию специалиста в сфере изучения и сохранения традиционного и исторического костюма Р. М. Кирсановой, «костюм фокусирует в себе возможности прак-
тически всех традиционных ремесел, и именно костюм оказывается самым недолговечным, неспособным по самому материалу противостоять времени»20. В этой связи невозможно переоценить деятельность музеев по сбору и обеспечению сохранности народного костюма, представляющего объект не только интеллектуального осмысления, но и эмоционального восприятия, делающего возможным на уровне подсознания почувствовать суть жизни, отношений и переживаний людей давно ушедшего поколения. Сохранение в музейных коллекциях традиционной, а также исторической одежды, способствует воссозданию целостности культурной картины мира общества, где прошлое, настоящее и будущее находятся а гармоничной и естественной взаимосвязи.
20 Кирсанова Р. М. Русский народный костюм: этапы развития. (К вопросу о взаимодействии сельского и городского типа культуры) // Духовная культура села. Традиции и современность. М., 1988, С. 70.
Список литературы
1. Богатырев П. Г. Функции костюма в Моравской Словакии // Вопросы теории народного искусства. М., 1971. С. 299-366.
2. Дети узнали, что костюм говорит о человеке. URL: http://www.znamyuzl.ru/2015/03/page/123/
3. Ефимова Л. В. Русский народный костюм. Государственный исторический музей. Альбом. Любляны, 1989. 314 с.
4. Кирсанова Р. М. Русский народный костюм: этапы развития (к вопросу о взаимодействии сельского и городского типов культуры) // Духовная культура села: традиции и современность. М., 1988. ВНИИ искусствознания/М. 1988. С.70-82.
5. Кидакоева Н. З. Традиционный адыгский женский костюм конца XIX — начала XX вв. В собрании Национального музея Республики Адыгея. В сборнике: Традиционная одежда и золотое шитье адыгов. Из фондов Национального музея Республики Адыгея. Министерство культуры Республики Адыгея, Национальный музей Республики Адыгея. Краснодар, 2015. С. 6-9, 34-42.
6. Кидакоева Н. З. Детская национальная одежда в собрании национального музея республики Адыгея. В сборнике: Традиционная одежда и золотое шитье адыгов. Из фондов Национального музея Республики Адыгея. Министерство культуры Республики Адыгея, Национальный музей Республики Адыгея. Краснодар, 2015. С. 98.
7. Марицкая И. Чувашская вышивка: одежда и предметы обихода. Музейные экспонаты. URL: https:// www.livemaster.ru/topic/1223453-chuvashskaya-vyshivka-odezhda-i-predmety-obihoda-muzejnye-eksponaty
8. Новая выставка откроется в этнографическом музее. URL: http://gtrk-saratov.ru/news/novaya_ vystavka_otkroetsya_v_etnograficheskom_muzee/
9. Об утверждении «Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР». Приказ министерство культуры СССР № 290 от 17 июля 1985 г. URL: http://businesspravo.ru/docum/documshow_documid_33809.html
10. Рекомендации Комитета музеев и коллекций костюма ИКОМ по хранению костюма. URL: http://network.icom.museum/fileadmin/user_upload/minisites/costume/pdf/guidelines_russian
11. Салмин А. К., Терюков А. И. Первая музейная коллекция одежды народов Волго-Камья в кунсткамере Санкт-Петербургской Академии наук // Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология. 2010. № 5-3. С. 42-51.
12. Традиционная одежда и золотое шитье адыгов. Из фондов Национального музея Республики Адыгея. Министерство культуры Республики Адыгея, Национальный музей Республики Адыгея. Краснодар, 2015. 148 с.
13. Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26.05.1996 № 54-ФЗ (последняя редакция) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_10496/
14. Хокон С. Э. Этнокостюм в современной культуре адыгов: социокультурные аспекты. Диссертация... кандидата культурологии. Саратов, 2014. 178 с.
15. Шовгенова Н. З. Золотошвейное искусство адыгов. В сборнике: Традиционная одежда и золотое шитье адыгов. Из фондов Национального музея Республики Адыгея. Министерство культуры Республики Адыгея, Национальный музей Республики Адыгея. Краснодар, 2015. С. 108-111.
16. Hollander A. SeeingThroughClothes. NewYork: Avon, 1980. 528 pp.
TRADITIONAL CLOTHING AS AN OBJECT OF MUSEUM STORAGE AND DISPLAY (CULTUROLOGICAL ASPECT)
Siyuhova Aminet Magometovna,
doctor of Culturology, associate Professor, Professor, Department of philosophy, sociology and pedagogy, Maikop state technological University, Pervomayskaya str., 191,
Maikop, 385000, [email protected]
Abstract
The article reveals the question of the Museum»s storage and exhibition of traditional clothing. Explains the importance of clothing as a cultural universal. The production of garments in the prehistoric era appears as an important factor in the development of intellect and spirituality. Discusses the legal aspects of Museum activities in relation to the location of garments in Museum collections. Highlights some of the problems of regional museums to work with clothes as a storage unit.
Keywords
The Museum Fund, traditional clothing, cultural values, collecting, preserving, exhibiting.