УДК 39
Н. А. Сафонова
канд. культурологии, Челябинский государственный институт культуры E-mail: [email protected]
ТРАДИЦИОННАЯ ОБРЯДОВАЯ КУЛЬТУРА КАК МЕХАНИЗМ СОХРАНЕНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Осуществляется анализ важнейших характеристик традиционной обрядовой культуры и раскрывается ее роль в практике этнического самоопределения человека. Выделяются признаки феномена этнокультурной идентичности, а именно: территориальный признак, культурная составляющая, язык. Вводится авторское определение традиционной обрядовой культуры, трактуемой как сложное, многослойное явление, вбирающее в себя различные исторически выработанные способы воплощения совокупности выразительных средств, представляющих наиболее значимое социокультурное событие, исходя из ценностей и норм данной культуры, закрепленных и транслируемых традицией. Традиционная обрядовая культура рассматривается через призму культурных и нравственных оснований, оказывающих нормативно-регулятивное влияние на процессы этнокультурной идентичности.
Ключевые слова: традиционная обрядовая культура, этнокультурная идентичность
Для цитирования: Сафонова, Н. А. Традиционная обрядовая культура как механизм сохранения этнокультурной идентичности / Н. А. Сафонова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2016. - № 3 (47). - С. 55-59.
В рамках модернизационных перемен в обществе культурологический анализ реликтов традиционной обрядовой культуры представляется особо необходимым, поскольку она является ценнейшим источником информации по истории функционирования культуры в прошлом, а также ее трансформации в настоящем и будущем. Отдельные элементы и целые направления обрядовой культуры важно и нужно анализировать не только как достояние истории, но и отражение культуры в ее сегодняшнем состоянии. В условиях глобализации и переосмысления духовно-нравственных ценностей важно сохранить в современном социокультурном пространстве уникальность и самобытность традиций обрядовой культуры прошлого.
В настоящее время в российском обществе и культуре происходят процессы, связанные с межэтническими волнениями, национальными распрями, интенсивно формируются новые образно-символические элементы, в обрядовую практику привносятся элементы других культур, идет поиск более креативных решений
празднования жизненно важных событий, что делает основной круг вопросов, связанных с проблематикой формирования и развития «этнического», важными и остроактуальными.
Глобализационные процессы, воздействуя на традиционную самобытную культуру, имеют сегодня необратимый характер, поскольку они стирают культурные границы между государствами, заставляя всех подражать выдуманным, навязанным идеалам. «Конкретные формы традиционных культур, как и социальные механизмы их трансмиссии, носят исторически преходящий характер. Целостная система нормативно-ценностного жизнеобеспечения народа распадается на фрагменты, которые со временем теряют функционально-смысловое наполнение» [8, с. 70-71]. Быстро меняющиеся социокультурные трансформации действуют разрушительно на социальную структуру, тем самым определяя кризис идентичности. Процессы утрачивания различий между культурами формируют чувство неуверенности в нормальной жизнедеятельности социума, что и побуждает необходимость обращения к более
55
древнему, проверенному временем одному из способов организации общества - этнокультурной идентичности. Опора на основные фундаментальные идеи и ценности, несмотря на быстро меняющийся темп и условия жизни, остается актуальной, значимой и сегодня.
Обрядовая культура выступает своеобразным инструментом формирования и развития этнокультурной индентичности. Посредством проведения обрядов происходит процесс трансляции культурных кодов, жизненно необходимой информации (норм, ценностей и т. д.), где каждый участник является активным действующим лицом. Обрядовые практики - механизм, формирующий отношения внутри общества, сохраняющий потребность людей в насыщенном смыслами коллективном действии, ориентирующий общество на основные ценностные установки, тем самым регулирующий процессы этнокультурной идентичности.
Обряды можно назвать механизмом, регулирующим поведение, критерии оценки, отношение человека к происходящему значимому событию, они тесно связаны с межэтническими взаимодействиями. Осознавая свою принадлежность к определенному этносу либо этнической группе, человек принимает значимые в данной группе ценности, нормы, установки, стереотипы поведения. Потеря этнокультурной идентичности влечет за собой утрату связей с культурой в целом.
Ввиду сложности и многоаспектности феномена этнокультурной идентичности исследователи выделяют множество характеризующих его признаков (критериев). Среди них: территориальный признак (общая территория проживания), на основании которого происходит осознание индивидом своей принадлежности к данной этнической общности; культурная составляющая этнического самоопределения человека, т. е. накопление и воспроизводство социокультурного опыта (способы организации образа жизни, модели поведения, нормы, ценности, традиции, обычаи, обряды и т. д.), передаваемого из поколения в поколение [10].
Некоторые исследователи в качестве самостоятельного признака этнокультурной иден-
тичности выделяют язык, несмотря на то, что большинство авторов соотносят его с культурой в целом. Г. А. Морзавченков считает, «что специфические особенности этнокультурного пространства отражаются в структуре языка, на котором люди говорят. Каждый язык отражает определенный способ восприятия и кодировки мира» [9, с. 36].
Исходя из вышесказанного, понятие этнокультурной идентичности рассматривается «как осознание своей принадлежности к той или иной этнической общности на основании общей территории проживания, способов организации образа жизни, устойчивых особенностей культуры и языка» [Там же, с. 29].
В этом отношении обрядовая культура играет важнейшую роль в практике этнического самоопределения человека. Именно обрядовая культура выступает одним из основных регуляторов социальных норм коллективного человеческого бытия, форм культурной жизни, социальной организации, смысловых акцентов картины мира, стереотипов сознания и поведения людей минувших эпох и современности. «Раскрытие и понимание духовно-нравственной смысловой нагрузки, которую несет в себе обрядовая культура, способствует рассмотрению новых аспектов, раскрывающих глубинное содержание и историческую логику культуры в целом» [3].
Научное понимание обрядовой культуры исторически складывалось в рамках различных теорий. К изучению этого феномена подходили специалисты разной направленности: антропологи, историки, этнографы, фольклористы, культурологи и т. д. [1-3; 5]. В контексте теоретической рефлексии происходит не просто фиксирование культурных явлений (обрядов, ритуалов), но и их теоретическое осмысление, выясняется их сущность, закономерности функционирования, содержательные и смысловые изменения.
На наш взгляд, традиционная обрядовая культура - это сложное, многослойное явление, вбирающее в себя различные исторически выработанные способы воплощения совокупности выразительных средств, представляю-
56
щих наиболее значимое социокультурное событие, исходя из ценностей и норм данной культуры, закрепленных и транслируемых традицией. В основе традиционной обрядовой культуры заложены передающиеся от поколения к поколению духовно-нравственные идеалы и ценности, нормы и каноны, воплощающиеся через строго регламентированный об-рядово-ритуальный комплекс.
Традиционные обряды и ритуалы, связанные с празднованием важнейших событий в жизни человека, вобрали в себя фундаментальные представления о нравственных основаниях межродовых отношений, добропорядочности, справедливости, нормах семейной жизни, духовных ценностях, базирующихся на традиционных устоях. Совместно проводимые обрядовые действия объединяют всех членов общины, позволяют сопереживать и быть сопричастным к происходящему событию. Участие в важных жизненных событиях надолго сохраняется и откладывается в памяти народа как нечто важное и значимое.
Обрядовая культура не существует в застывшем виде, она не только вариативна и многогранна, в ней отражается действительность, окружающая жизнь, она созвучна внутреннему миру человека. Некогда сложившаяся в конкретно-исторических условиях, она имеет региональную специфику, проявляющуюся как в духовной, так и в материальной культуре.
Обрядовая культура, вобравшая в себя идеалы, нормы, ценности в совокупности с при-родно-географическими условиями, образом жизни народа, историческими особенностями развития, формирует некую культурную среду для полноценного этнического самоопределения человека и в целом нормальной жизнедеятельности этноса. С этой точки зрения обрядовая культура играет стабилизирующую роль в жизни общества, является важным структурным компонентом традиций, сохранение и пропаганда которых - важнейшее условие «культурного выживания» [6] любого общества и государства, в том числе и российского.
Происходящие трансформационные процессы делают обрядовую культуру открытой,
подвижной, более подверженной влияниям и изменениям. Одним из важных критериев, выражающих эту интенцию, выступают культурные и нравственные основания, не потерявшие актуальность и в современности.
Культура как антропологический феномен определяется через ценностные отношения. Она выражается не только в совокупности накопленных духовных и материальных ценностей, но и в отношениях между людьми, человеком и обществом, человеком и природой. Каждый этнос в ту или иную историческую эпоху имеет свою ценностно-иерархическую систему, которая идеализируется обществом и становится объектом его достижения. Ценности культуры проявляются в различных жизненных установках, сферах деятельности, конкретизируются в идеалах, обусловливают различные способы мировосприятия, находят выражение в системах норм и воплощаются в культурных традициях [7].
Обряды в жизни человека обладают огромным ценностно-смысловым потенциалом, организующим и регулятивным значением, актуализируют общность людей. Ценностно-смысловой потенциал, будучи сущностной основой обряда, не определяется пространственными и государственными границами, он выражает культурную принадлежность человека.
В современных условиях обрядовая культура становится связующим звеном между историческим прошлым и реалиями современной жизни, помогает сохранить этнокультурную идентичность. Происходящие глобализацион-ные процессы влекут за собой стирание культурных различий. В этой непростой ситуации заложенные в традиционной обрядовой культуре ключевые ценностные установки, «культурные коды» способны регулировать процессы этнокультурной идентичности.
Быстро меняющиеся внешние факторы социального, экономического, идеологического характера, напрямую отражающиеся на сохранности и развитии традиционных обрядовых комплексов, способствуют появлению новых форм, элементов, имеющих разное происхождение, но несмотря на это сохраняющих
57
потребность людей в коллективном действии, насыщенном смыслами, в возможности вновь почувствовать себя полноправным участником, способным повлиять на происходящее важное событие, обозначить свое отношение. Ощущение общности, формирующееся посредством языка, слова, действия в рамках обрядового контекста, позволяет человеку более основательно осознавать свое место и свою значимость в социокультуном пространстве. Участие в обрядовых практиках закладывает в каждом из нас выработанные в данном обществе ориентиры на основные ценности, нормы жизни, проецирует основополагающие традиционные устои для будущих поколений.
Обобщая культурологические аспекты исследования обрядовой культуры, следует отметить то, что она выступает регулятивно-
коммуникативным механизмом социальной организации, влияет на процессы межкультурной коммуникации, а также на формирование и развитие культурно-исторической и духовно-нравственной ориентации общества. Следовательно, традиции обрядовых практик остаются одним из системообразующих компонентов этнокультурной идентичности. В них сконцентрирован народный идеал человеческих отношений, формировавшийся из поколения в поколение, наличие которого предопределяет полноценное развитие общества. Выявление основных базовых духовно-нравственных ценностей, социально значимых культурных оснований актуализирует процессы поиска механизмов сохранения и развития этнокультурного опыта в решении проблем этнокультурной идентичности.
1. Азизова, Н. Р. Традиционно-обрядовая культура локальных этнических групп в современной России: на примере юртовских татар: автореф. дис. ... д-ра культурологии / Н. Р. Азизова. - Москва, 2009. - 41 с.: ил.
2. Апухтина, Н. Г. Традиционная обрядовая культура в контексте культурологических исследований: обзор подходов / Н. Г. Апухтина, Н. А. Сафонова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2012. - № 3 (31). - С. 57-63.
3. Головлева, Е. Л. Обрядовая культура как источник формирования странового имиджа [Электронный ресурс] / Е. Л. Головлева // Знание. Понимание. Умение: инф. гуманитар. портал. - 2009. - № 4. - Режим доступа: http://www.zpu-journal.rU/e-zpu/2009/4/Golovleva.
4. Захаров, А. В. Традиционная культура в современном обществе / А. В. Захаров // Социологические исследования. - 2004. - № 7. - С. 105-115.
5. Мадюкова, С. А. Социокультурный неотрадиционализм в обрядах жизненного цикла (на примере женщин тюркских этносов Южной Сибири): автореф. дис. ... канд. филос. наук / С. А. Мадюкова. - Новосибирск, 2008. - 21 с.
6. Малиновский, Б. К. Теория и история культуры в персоналиях [Электронный ресурс] / Б. К. Малиновский. - Режим доступа: http://ortlib.ru/perso/perso085.htm.
7. Мареев В. И. Культурологический подход в аспекте развития современного образования [Электронный ресурс] / В. И. Мареев, Н. К. Карпова, Е. С. Щипанкина. - Режим доступа: http ://www.sworld. com.ua/index.php/ru.
8. Михайлова, Н. Г. Народная культура / Н. Г. Михайлова // Культурология. XX век: энцикл.: в 2 т. -Санкт-Петербург: Университетская книга: Алетейя, 1998. - Т. 2. - С. 70-71.
9. Морзавченков, Г. А. Язык как фактор этнокультурной идентичности: дис. ... канд. филос. наук / Г. А. Морзавченков; [Место защиты: Нижегородский государственный педагогический университет]. -Нижний Новгород, 2015. - 163 с.
10. Савруцкая, Е. П. К вопросу об основаниях этнокультурной идентичности / Е. П. Савруцкая // Русское православие как основа сохранения национальной идентичности: XVI Рождественские православно-философские чтения. - Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007. - С. 116-122.
Получено 10.03.2016
58
N. Safonova
Candidate of Culturology, Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts E-mail: [email protected]
TRADITIONAL CEREMONIAL CULTURE AS ETHNO-CULTURAL IDENTITY
PRESERVATION MECHANISM
Abstract. The article analyzes certain characteristics of traditional ritual culture and defines its role in the practice of ethnic self-determination of man. The author points out characteristic features of the ethno-cultural identity phenomenon, namely: territorial basis, cultural component, language and defines traditional ritual culture as a complex, multilayered phenomenon, which absorbs different historically developed ways of bringing together the expressive means of representing the most significant socio-cultural event, based on the values and norms of a given culture, codified and transmitted by tradition. Traditional ceremonial culture is viewed through the prism of the cultural and moral foundations that provide regulatory importance on the processes of ethno-cultural identity.
Keywords: traditional ceremonial culture, ethno-cultural identity
For citing: Safonova N. 2016. Traditional ceremonial culture as ethno-cultural identity preservation mechanism. Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. No 3 (47): 55-59.
References
1. Azizova N. 2009. Traditsionno-obryadovaya kul'tura lokal'nykh etnicheskikh grupp v sovremennoy Rossii: na primere yurtovskikh tatar [Traditional-ceremonial culture of the local ethnic groups in modern Russia: on the example of the Yurtovsky Tatars]. Moscow. 41 p.: ill. (In Russ.).
2. Apuhtina N., Safonova N. 2012. Traditional ceremonial culture in context of culturological researches: survey of approaches. Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. No 3 (31): 57-63. (In Russ.).
3. Golovleva E. 2009. Ceremonial culture as a source of formation of country's image [Electronic resource]. Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill: Information Humanitarian Portal]. No 4. Available from: http://www.zpu-journal.ru/ezpu/2009/4. (In Russ.).
4. Zakharov A. 2004. Traditional culture in modern society. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No 7: 105-115. (In Russ.).
5. Madiukova S. 2008. Sotsiokul'turnyy neotraditsionalizm v obryadakh zhiznennogo tsikla (na primere zhenshchin tyurkskikh etnosov Yuzhnoy Sibiri) [Socio-cultural neotraditionalism in the life cycle ceremonies (on the example of the women of the Turkic ethnoses of Southern Siberia)]. Novosibirsk. 21 p. (In Russ.).
6. Malinovskii B. Teoriya i istoriya kul'tury v personaliyakh [Theory and history of culture in personality] [Electronic resource]. Available from: http://ortlib. ru/perso/perso085.htm. (In Russ.).
7. Mareev V., Karpova N., Shchipankina E. Kul'turologicheskiy podkhod v aspekte razvitiya sovremennogo obrazovaniya [Culturological approach in the aspect of development of modern education] [Electronic resource]. Available from: http://www.sworld.com.ua/index.php/ru. (In Russ.).
8. Mikhailova N. 1998. Folk culture. Kul'turologiya. XX vek: Entsiklopediya [Culturology. 20 century. Encyclopedia: in 2 vol.]. Saint Petersburg: Universitetskaya kniga: Aleteya. Vol. 2. P. 70-71. (In Russ.).
9. Morzavchenkov G. 2015. Yazyk kak faktor etnokul'turnoy identichnosti [Language as a factor of ethno-cultural identity]. Nizhny Novgorod. 163 p. (In Russ.).
10. Savrutskaia E. 2007. On grounds of ethnic and cultural identity. Russkoe pravoslavie kak osnova sokhraneniya natsional'noy identichnosti: XVI Rozhdestvenskie pravoslavno-filosofskie chteniya [Russian Orthodoxy as the basis of preservation of national identity: XVI Christmas Orthodox-philosophical readings]. Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod Humanitarian Center. P. 116-122. (In Russ.).
Received 10.03.2016
59