Научная статья на тему 'Традиционная обрядовая культура как механизм сохранения этнокультурной идентичности'

Традиционная обрядовая культура как механизм сохранения этнокультурной идентичности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
809
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННАЯ ОБРЯДОВАЯ КУЛЬТУРА / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / TRADITIONAL CEREMONIAL CULTURE / ETHNO-CULTURAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Сафонова Наталья Александровна

Осуществляется анализ важнейших характеристик традиционной обрядовой культуры и раскрывается ее роль в практике этнического самоопределения человека. Выделяются признаки феномена этнокультурной идентичности, а именно: территориальный признак, культурная составляющая, язык. Вводится авторское определение традиционной обрядовой культуры, трактуемой как сложное, многослойное явление, вбирающее в себя различные исторически выработанные способы воплощения совокупности выразительных средств, представляющих наиболее значимое социокультурное событие, исходя из ценностей и норм данной культуры, закрепленных и транслируемых традицией. Традиционная обрядовая культура рассматривается через призму культурных и нравственных оснований, оказывающих нормативно-регулятивное влияние на процессы этнокультурной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditional ceremonial culture as ethno-cultural identity preservation mechanism

The article analyzes certain characteristics of traditional ritual culture and defines its role in the practice of ethnic self-determination of man. The author points out characteristic features of the ethno-cultural identity phenomenon, namely: territorial basis, cultural component, language and defines traditional ritual culture as a complex, multilayered phenomenon, which absorbs different historically developed ways of bringing together the expressive means of representing the most significant socio-cultural event, based on the values and norms of a given culture, codified and transmitted by tradition. Traditional ceremonial culture is viewed through the prism of the cultural and moral foundations that provide regulatory importance on the processes of ethno-cultural identity.

Текст научной работы на тему «Традиционная обрядовая культура как механизм сохранения этнокультурной идентичности»

УДК 39

Н. А. Сафонова

канд. культурологии, Челябинский государственный институт культуры E-mail: natulya_natalka@mail.ru

ТРАДИЦИОННАЯ ОБРЯДОВАЯ КУЛЬТУРА КАК МЕХАНИЗМ СОХРАНЕНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Осуществляется анализ важнейших характеристик традиционной обрядовой культуры и раскрывается ее роль в практике этнического самоопределения человека. Выделяются признаки феномена этнокультурной идентичности, а именно: территориальный признак, культурная составляющая, язык. Вводится авторское определение традиционной обрядовой культуры, трактуемой как сложное, многослойное явление, вбирающее в себя различные исторически выработанные способы воплощения совокупности выразительных средств, представляющих наиболее значимое социокультурное событие, исходя из ценностей и норм данной культуры, закрепленных и транслируемых традицией. Традиционная обрядовая культура рассматривается через призму культурных и нравственных оснований, оказывающих нормативно-регулятивное влияние на процессы этнокультурной идентичности.

Ключевые слова: традиционная обрядовая культура, этнокультурная идентичность

Для цитирования: Сафонова, Н. А. Традиционная обрядовая культура как механизм сохранения этнокультурной идентичности / Н. А. Сафонова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2016. - № 3 (47). - С. 55-59.

В рамках модернизационных перемен в обществе культурологический анализ реликтов традиционной обрядовой культуры представляется особо необходимым, поскольку она является ценнейшим источником информации по истории функционирования культуры в прошлом, а также ее трансформации в настоящем и будущем. Отдельные элементы и целые направления обрядовой культуры важно и нужно анализировать не только как достояние истории, но и отражение культуры в ее сегодняшнем состоянии. В условиях глобализации и переосмысления духовно-нравственных ценностей важно сохранить в современном социокультурном пространстве уникальность и самобытность традиций обрядовой культуры прошлого.

В настоящее время в российском обществе и культуре происходят процессы, связанные с межэтническими волнениями, национальными распрями, интенсивно формируются новые образно-символические элементы, в обрядовую практику привносятся элементы других культур, идет поиск более креативных решений

празднования жизненно важных событий, что делает основной круг вопросов, связанных с проблематикой формирования и развития «этнического», важными и остроактуальными.

Глобализационные процессы, воздействуя на традиционную самобытную культуру, имеют сегодня необратимый характер, поскольку они стирают культурные границы между государствами, заставляя всех подражать выдуманным, навязанным идеалам. «Конкретные формы традиционных культур, как и социальные механизмы их трансмиссии, носят исторически преходящий характер. Целостная система нормативно-ценностного жизнеобеспечения народа распадается на фрагменты, которые со временем теряют функционально-смысловое наполнение» [8, с. 70-71]. Быстро меняющиеся социокультурные трансформации действуют разрушительно на социальную структуру, тем самым определяя кризис идентичности. Процессы утрачивания различий между культурами формируют чувство неуверенности в нормальной жизнедеятельности социума, что и побуждает необходимость обращения к более

55

древнему, проверенному временем одному из способов организации общества - этнокультурной идентичности. Опора на основные фундаментальные идеи и ценности, несмотря на быстро меняющийся темп и условия жизни, остается актуальной, значимой и сегодня.

Обрядовая культура выступает своеобразным инструментом формирования и развития этнокультурной индентичности. Посредством проведения обрядов происходит процесс трансляции культурных кодов, жизненно необходимой информации (норм, ценностей и т. д.), где каждый участник является активным действующим лицом. Обрядовые практики - механизм, формирующий отношения внутри общества, сохраняющий потребность людей в насыщенном смыслами коллективном действии, ориентирующий общество на основные ценностные установки, тем самым регулирующий процессы этнокультурной идентичности.

Обряды можно назвать механизмом, регулирующим поведение, критерии оценки, отношение человека к происходящему значимому событию, они тесно связаны с межэтническими взаимодействиями. Осознавая свою принадлежность к определенному этносу либо этнической группе, человек принимает значимые в данной группе ценности, нормы, установки, стереотипы поведения. Потеря этнокультурной идентичности влечет за собой утрату связей с культурой в целом.

Ввиду сложности и многоаспектности феномена этнокультурной идентичности исследователи выделяют множество характеризующих его признаков (критериев). Среди них: территориальный признак (общая территория проживания), на основании которого происходит осознание индивидом своей принадлежности к данной этнической общности; культурная составляющая этнического самоопределения человека, т. е. накопление и воспроизводство социокультурного опыта (способы организации образа жизни, модели поведения, нормы, ценности, традиции, обычаи, обряды и т. д.), передаваемого из поколения в поколение [10].

Некоторые исследователи в качестве самостоятельного признака этнокультурной иден-

тичности выделяют язык, несмотря на то, что большинство авторов соотносят его с культурой в целом. Г. А. Морзавченков считает, «что специфические особенности этнокультурного пространства отражаются в структуре языка, на котором люди говорят. Каждый язык отражает определенный способ восприятия и кодировки мира» [9, с. 36].

Исходя из вышесказанного, понятие этнокультурной идентичности рассматривается «как осознание своей принадлежности к той или иной этнической общности на основании общей территории проживания, способов организации образа жизни, устойчивых особенностей культуры и языка» [Там же, с. 29].

В этом отношении обрядовая культура играет важнейшую роль в практике этнического самоопределения человека. Именно обрядовая культура выступает одним из основных регуляторов социальных норм коллективного человеческого бытия, форм культурной жизни, социальной организации, смысловых акцентов картины мира, стереотипов сознания и поведения людей минувших эпох и современности. «Раскрытие и понимание духовно-нравственной смысловой нагрузки, которую несет в себе обрядовая культура, способствует рассмотрению новых аспектов, раскрывающих глубинное содержание и историческую логику культуры в целом» [3].

Научное понимание обрядовой культуры исторически складывалось в рамках различных теорий. К изучению этого феномена подходили специалисты разной направленности: антропологи, историки, этнографы, фольклористы, культурологи и т. д. [1-3; 5]. В контексте теоретической рефлексии происходит не просто фиксирование культурных явлений (обрядов, ритуалов), но и их теоретическое осмысление, выясняется их сущность, закономерности функционирования, содержательные и смысловые изменения.

На наш взгляд, традиционная обрядовая культура - это сложное, многослойное явление, вбирающее в себя различные исторически выработанные способы воплощения совокупности выразительных средств, представляю-

56

щих наиболее значимое социокультурное событие, исходя из ценностей и норм данной культуры, закрепленных и транслируемых традицией. В основе традиционной обрядовой культуры заложены передающиеся от поколения к поколению духовно-нравственные идеалы и ценности, нормы и каноны, воплощающиеся через строго регламентированный об-рядово-ритуальный комплекс.

Традиционные обряды и ритуалы, связанные с празднованием важнейших событий в жизни человека, вобрали в себя фундаментальные представления о нравственных основаниях межродовых отношений, добропорядочности, справедливости, нормах семейной жизни, духовных ценностях, базирующихся на традиционных устоях. Совместно проводимые обрядовые действия объединяют всех членов общины, позволяют сопереживать и быть сопричастным к происходящему событию. Участие в важных жизненных событиях надолго сохраняется и откладывается в памяти народа как нечто важное и значимое.

Обрядовая культура не существует в застывшем виде, она не только вариативна и многогранна, в ней отражается действительность, окружающая жизнь, она созвучна внутреннему миру человека. Некогда сложившаяся в конкретно-исторических условиях, она имеет региональную специфику, проявляющуюся как в духовной, так и в материальной культуре.

Обрядовая культура, вобравшая в себя идеалы, нормы, ценности в совокупности с при-родно-географическими условиями, образом жизни народа, историческими особенностями развития, формирует некую культурную среду для полноценного этнического самоопределения человека и в целом нормальной жизнедеятельности этноса. С этой точки зрения обрядовая культура играет стабилизирующую роль в жизни общества, является важным структурным компонентом традиций, сохранение и пропаганда которых - важнейшее условие «культурного выживания» [6] любого общества и государства, в том числе и российского.

Происходящие трансформационные процессы делают обрядовую культуру открытой,

подвижной, более подверженной влияниям и изменениям. Одним из важных критериев, выражающих эту интенцию, выступают культурные и нравственные основания, не потерявшие актуальность и в современности.

Культура как антропологический феномен определяется через ценностные отношения. Она выражается не только в совокупности накопленных духовных и материальных ценностей, но и в отношениях между людьми, человеком и обществом, человеком и природой. Каждый этнос в ту или иную историческую эпоху имеет свою ценностно-иерархическую систему, которая идеализируется обществом и становится объектом его достижения. Ценности культуры проявляются в различных жизненных установках, сферах деятельности, конкретизируются в идеалах, обусловливают различные способы мировосприятия, находят выражение в системах норм и воплощаются в культурных традициях [7].

Обряды в жизни человека обладают огромным ценностно-смысловым потенциалом, организующим и регулятивным значением, актуализируют общность людей. Ценностно-смысловой потенциал, будучи сущностной основой обряда, не определяется пространственными и государственными границами, он выражает культурную принадлежность человека.

В современных условиях обрядовая культура становится связующим звеном между историческим прошлым и реалиями современной жизни, помогает сохранить этнокультурную идентичность. Происходящие глобализацион-ные процессы влекут за собой стирание культурных различий. В этой непростой ситуации заложенные в традиционной обрядовой культуре ключевые ценностные установки, «культурные коды» способны регулировать процессы этнокультурной идентичности.

Быстро меняющиеся внешние факторы социального, экономического, идеологического характера, напрямую отражающиеся на сохранности и развитии традиционных обрядовых комплексов, способствуют появлению новых форм, элементов, имеющих разное происхождение, но несмотря на это сохраняющих

57

потребность людей в коллективном действии, насыщенном смыслами, в возможности вновь почувствовать себя полноправным участником, способным повлиять на происходящее важное событие, обозначить свое отношение. Ощущение общности, формирующееся посредством языка, слова, действия в рамках обрядового контекста, позволяет человеку более основательно осознавать свое место и свою значимость в социокультуном пространстве. Участие в обрядовых практиках закладывает в каждом из нас выработанные в данном обществе ориентиры на основные ценности, нормы жизни, проецирует основополагающие традиционные устои для будущих поколений.

Обобщая культурологические аспекты исследования обрядовой культуры, следует отметить то, что она выступает регулятивно-

коммуникативным механизмом социальной организации, влияет на процессы межкультурной коммуникации, а также на формирование и развитие культурно-исторической и духовно-нравственной ориентации общества. Следовательно, традиции обрядовых практик остаются одним из системообразующих компонентов этнокультурной идентичности. В них сконцентрирован народный идеал человеческих отношений, формировавшийся из поколения в поколение, наличие которого предопределяет полноценное развитие общества. Выявление основных базовых духовно-нравственных ценностей, социально значимых культурных оснований актуализирует процессы поиска механизмов сохранения и развития этнокультурного опыта в решении проблем этнокультурной идентичности.

1. Азизова, Н. Р. Традиционно-обрядовая культура локальных этнических групп в современной России: на примере юртовских татар: автореф. дис. ... д-ра культурологии / Н. Р. Азизова. - Москва, 2009. - 41 с.: ил.

2. Апухтина, Н. Г. Традиционная обрядовая культура в контексте культурологических исследований: обзор подходов / Н. Г. Апухтина, Н. А. Сафонова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2012. - № 3 (31). - С. 57-63.

3. Головлева, Е. Л. Обрядовая культура как источник формирования странового имиджа [Электронный ресурс] / Е. Л. Головлева // Знание. Понимание. Умение: инф. гуманитар. портал. - 2009. - № 4. - Режим доступа: http://www.zpu-journal.rU/e-zpu/2009/4/Golovleva.

4. Захаров, А. В. Традиционная культура в современном обществе / А. В. Захаров // Социологические исследования. - 2004. - № 7. - С. 105-115.

5. Мадюкова, С. А. Социокультурный неотрадиционализм в обрядах жизненного цикла (на примере женщин тюркских этносов Южной Сибири): автореф. дис. ... канд. филос. наук / С. А. Мадюкова. - Новосибирск, 2008. - 21 с.

6. Малиновский, Б. К. Теория и история культуры в персоналиях [Электронный ресурс] / Б. К. Малиновский. - Режим доступа: http://ortlib.ru/perso/perso085.htm.

7. Мареев В. И. Культурологический подход в аспекте развития современного образования [Электронный ресурс] / В. И. Мареев, Н. К. Карпова, Е. С. Щипанкина. - Режим доступа: http ://www.sworld. com.ua/index.php/ru.

8. Михайлова, Н. Г. Народная культура / Н. Г. Михайлова // Культурология. XX век: энцикл.: в 2 т. -Санкт-Петербург: Университетская книга: Алетейя, 1998. - Т. 2. - С. 70-71.

9. Морзавченков, Г. А. Язык как фактор этнокультурной идентичности: дис. ... канд. филос. наук / Г. А. Морзавченков; [Место защиты: Нижегородский государственный педагогический университет]. -Нижний Новгород, 2015. - 163 с.

10. Савруцкая, Е. П. К вопросу об основаниях этнокультурной идентичности / Е. П. Савруцкая // Русское православие как основа сохранения национальной идентичности: XVI Рождественские православно-философские чтения. - Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007. - С. 116-122.

Получено 10.03.2016

58

N. Safonova

Candidate of Culturology, Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts E-mail: natulya_natalka@mail.ru

TRADITIONAL CEREMONIAL CULTURE AS ETHNO-CULTURAL IDENTITY

PRESERVATION MECHANISM

Abstract. The article analyzes certain characteristics of traditional ritual culture and defines its role in the practice of ethnic self-determination of man. The author points out characteristic features of the ethno-cultural identity phenomenon, namely: territorial basis, cultural component, language and defines traditional ritual culture as a complex, multilayered phenomenon, which absorbs different historically developed ways of bringing together the expressive means of representing the most significant socio-cultural event, based on the values and norms of a given culture, codified and transmitted by tradition. Traditional ceremonial culture is viewed through the prism of the cultural and moral foundations that provide regulatory importance on the processes of ethno-cultural identity.

Keywords: traditional ceremonial culture, ethno-cultural identity

For citing: Safonova N. 2016. Traditional ceremonial culture as ethno-cultural identity preservation mechanism. Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. No 3 (47): 55-59.

References

1. Azizova N. 2009. Traditsionno-obryadovaya kul'tura lokal'nykh etnicheskikh grupp v sovremennoy Rossii: na primere yurtovskikh tatar [Traditional-ceremonial culture of the local ethnic groups in modern Russia: on the example of the Yurtovsky Tatars]. Moscow. 41 p.: ill. (In Russ.).

2. Apuhtina N., Safonova N. 2012. Traditional ceremonial culture in context of culturological researches: survey of approaches. Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. No 3 (31): 57-63. (In Russ.).

3. Golovleva E. 2009. Ceremonial culture as a source of formation of country's image [Electronic resource]. Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill: Information Humanitarian Portal]. No 4. Available from: http://www.zpu-journal.ru/ezpu/2009/4. (In Russ.).

4. Zakharov A. 2004. Traditional culture in modern society. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No 7: 105-115. (In Russ.).

5. Madiukova S. 2008. Sotsiokul'turnyy neotraditsionalizm v obryadakh zhiznennogo tsikla (na primere zhenshchin tyurkskikh etnosov Yuzhnoy Sibiri) [Socio-cultural neotraditionalism in the life cycle ceremonies (on the example of the women of the Turkic ethnoses of Southern Siberia)]. Novosibirsk. 21 p. (In Russ.).

6. Malinovskii B. Teoriya i istoriya kul'tury v personaliyakh [Theory and history of culture in personality] [Electronic resource]. Available from: http://ortlib. ru/perso/perso085.htm. (In Russ.).

7. Mareev V., Karpova N., Shchipankina E. Kul'turologicheskiy podkhod v aspekte razvitiya sovremennogo obrazovaniya [Culturological approach in the aspect of development of modern education] [Electronic resource]. Available from: http://www.sworld.com.ua/index.php/ru. (In Russ.).

8. Mikhailova N. 1998. Folk culture. Kul'turologiya. XX vek: Entsiklopediya [Culturology. 20 century. Encyclopedia: in 2 vol.]. Saint Petersburg: Universitetskaya kniga: Aleteya. Vol. 2. P. 70-71. (In Russ.).

9. Morzavchenkov G. 2015. Yazyk kak faktor etnokul'turnoy identichnosti [Language as a factor of ethno-cultural identity]. Nizhny Novgorod. 163 p. (In Russ.).

10. Savrutskaia E. 2007. On grounds of ethnic and cultural identity. Russkoe pravoslavie kak osnova sokhraneniya natsional'noy identichnosti: XVI Rozhdestvenskie pravoslavno-filosofskie chteniya [Russian Orthodoxy as the basis of preservation of national identity: XVI Christmas Orthodox-philosophical readings]. Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod Humanitarian Center. P. 116-122. (In Russ.).

Received 10.03.2016

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.